Как гиподинамия влияет на человека. Гиподинамия и её влияние на организм человека

Человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю машин.

Но в отличие от социальных, биологические процессы меняются очень медленно, в связи с этим возникает несоответствие, о котором русский физиолог И.П. Павлов писал: «Тело человека состоит их массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не дать ей работы – это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа…».

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями по существу остается без изменений. Он так же, как много тысяч лет назад, для своего нормального функционирования требует физической нагрузки. Так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным образом жизни. А подобных профессий сейчас большинство. Видный американский врач-кардиолог, профессор В. Рааб исследовал состояние сердца физически активных (спортсмены, солдаты) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, уже в 17–35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника» («деятельного» потому, что люди вершат большие дела, а «бездельники» – при этом не затрачивают больших мышечных усилий).

Гиподинамия – Это ограничение объема и интенсивности двигательной деятельности, вызывающее изменения в организме человека, которые характеризуются снижением функциональной активности и расстройством взаимосвязей органов и систем. Влияние гиподинамии на организм человека представляется в различных формах. Хроническая гиподинамия характеризуется низким уровнем повседневной двигательной активности, что зависит от условий труда и быта. Это наиболее распространенная форма гиподинамии, связанная с отсутствием воспитания у человека необходимости в активных движениях.

Острая гиподинамия возникает при внезапном и продолжительном ограничении двигательной деятельности у физически активных до этого момента людей (резкое прекращение тренировок у спортсменов, изменение профессии, клиническая гиподинамия и др.).

Выделяют также общую (ограничение двигательной активности всего организма) и локальную (ограничение движений группы мышц) гиподинамию.


При достаточно длительном воздействии гиподинамии на организм развиваются изменения, называемые синдромом гиподинамии.

Синдром гиподинамии – это комплекс сдвигов в различных органах и системах, возникающих при различных формах гиподинамии и на различных этапах детренированности.

Нервная система и двигательные функции . Существенные изменения при гиподинамии происходят в деятельности нервной системы, в частности коры больших полушарий головного мозга – расстройства двигательных функций (например, нарушение координации движений при ходьбе).

Функции двигательного аппарата . Гиподинамия всегда сопровождается атрофией и дегенерацией (перерождением) скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, отмечается замена мышечной ткани на жировую. В результате теряется устойчивость восстановительных процессов, надежность координации движений, уменьшается тонус мышц, выносливость, скорость, сила. Детренировка мышц живота происходит относительно быстро, неблагоприятно сказывается на функциях кровообращения, пищеварения, дыхания.

Синдром гиподинамии сопровождается ослаблением связочного аппарата, что приводит к разболтанности суставов, развитию плоскостопия, отмечается деминерализация костей.

Вегетативные функции . В результате гиподинамии происходят выраженные изменения в системе кровообращения: уменьшаются размеры сердца, снижается ударный и минутный объем крови, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, удлиняется время ее кругооборота.

От недостаточной физической нагрузки сердце человека слабеет, ухудшается функция механизмов сосудистой регуляции, отмечается слабость мышц стенок сосудов, что влечет снижение артериального давления (гипотонию), в результате которой снижается работоспособность человека.

Синдром гиподинамии сопровождается ухудшением экономичности функций дыхания, наблюдается снижение функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников.

Следует отметить, что гиподинамия, каким бы фактором она не вызывалась и к какой бы форме не относилась, всегда сопровождается состоянием психического стресса, поскольку само состояние гиподинамии глубоко неадекватно для нормальной жизнедеятельности и тяжело переносится организмом. Отмечается эмоциональная неустойчивость, снижение физической и умственной работоспособности. Гиподинамия характеризуется также снижением устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Длительная неподвижность (например, при строгом постельном режиме) приводит к значительному ухудшению физиологических функций. Но если для человека вводятся ежедневные получасовые – часовые занятия физическими упражнениями, то проявления гиподинамии или отсутствуют, или оказываются менее выраженными. Следовательно, физические упражнения являются эффективным средством, предохраняющим организм от неблагоприятных последствий недостаточной производственной или бытовой двигательной активности.

2.7. Средства физической культуры
в совершенствовании функциональных возможностей организма

Как уже отмечалось, к средствам физической культуры относятся: физические упражнения, естественные факторы природной среды и гигиенические факторы.

Физическое упражнение – двигательное действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и навыков.

Двигательные действия, совершаемые человеком многообразны (трудовые, бытовые и др.). Однако не все двигательные действия могут быть названы физическими упражнениями. Важнейший отличительный признак последних – соответствие сущности физической культуры ее закономерностям. Если, например, в целях физического воспитания используется ходьба, то она лишь тогда приобретает значение физического упражнения, когда ей придаются рациональные формы, т. е. формы, оправданные с позиций физического воспитания, т.е. обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует эффективному развитию физических качеств, умений и навыков.

Число практикуемых в настоящее время физических упражнений чрезвычайно велико, причем многие из них существенно отличаются как по форме, так и по содержанию.

В физиологическом отношении физические упражнения характеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень функциональной активности. Диапазон этого перехода может быть в зависимости от особенностей выполнения упражнения весьма значителен. Легочная вентиляция, например, может возрастать в 30 раз и более, потребление кислорода – в 20 раз и более, минутный объем крови – в 8 раз и более. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма.

Изменения, возникающие в организме при выполнении физических упражнений, захватывают все органы и все системы организма, начиная с молекулярного уровня.

Существует связь между функцией любой клетки и ее генетическим аппаратом, управляющим синтезом белка. Интенсивная функция стимулирует синтез белков, обеспечивающих осуществление именно данной функции и, наоборот, ослабление функции приводит к снижению процесса синтеза белков и, в конечном счете, к дегенерации и гибели неработающих структур. Поэтому основным условием сохранения структурной целостности организма является активность , т. е. всесторонняя, интенсивная, гармоничная деятельность всех его систем. Чем интенсивнее функция, тем более полно осуществляются процессы самообновления.

При этом не просто восстанавливаются разрушающиеся и истощающиеся при работе структуры, а возникает избыточное восстановление, сверхвосстановление, суперкомпенсация.

Явление суперкомпенсации проявляется в большем накоплении энергетических резервов в скелетных мышцах, в накоплении пластических материалов, обусловливающих их гипертрофию – рост массы, мощности и выносливости мышц, а также систем, обеспечивающих мышечную деятельность. Все эти изменения – непременное условие повышения функциональных возможностей организма человека.

Естественные факторы природной среды (солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды) могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания, совершенствования функциональных возможностей организма.

В процессе физической культуры названные оздоровительные силы природы могут использоваться в двух направлениях: как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на свежем воздухе, при солнечном облучении, в условиях горного климата и т.п.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений; при организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания и т.п.), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления. Например, все шире используется пребывание в необычных условиях среды (чаще всего в горах) в целях стимулирования увеличения работоспособности (на основе адаптации организма к условиям кислородной недостаточности и другим факторам горной либо другой непривычной среды).

Одним из основных результатов использования естественных факторов среды в процессе физической культуры является закаливание человека. Закаливание, если в ходе него не нарушается мера приспособительных возможностей организма, ведет к укреплению здоровья и росту работоспособности. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетании с другими факторами), причем закаливающий эффект может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями.

Социальные исследования свидетельствуют, что, сочетая физические упражнения с естественными факторами закаливания, можно повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий, с которыми сталкивается человек в условиях современной жизни и профессиональной деятельности (вибрации, укачивание, перегрузки при ускорениях, состояние невесомости и др.).

Гигиенические факторы – обеспечиваются реализацией норм и требований по гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий, бытовой обстановки и т. д. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обусловливает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Особое значение при этом имеет оптимизация режима физических нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, вентиляция и освещенность мест занятий, должное гигиеническое состояние инвентаря и оборудования и т. д.), а также условий, способствующих восстановлению после занятий, предупреждению заболеваний и укреплению здоровья (душ, сауна, массаж, искусственная аэроионизация и ультрафиолетовое облучение и т. д.).

Хотя естественные факторы среды и гигиенические условия не являются главными средствами физической культуры, их значение трудно переоценить.

2.8. Физиологические механизмы
и закономерности совершенствования
отдельных систем организма
под воздействием направленной физической тренировки

Без знания основ строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов, систем и всего организма в целом сложно правильно тренироваться, определять объем и интенсивность физических упражнений, а также их подбор с учетом задач тренировки и индивидуальных особенностей занимающихся.

Что такое гиподинамия и каковы ее последствия? Разберемся в этом вопросе подробнее. Гиподинамия - это нарушение функционирования человеческого организма в виде снижения тонуса мышц, которое является следствием ограниченной двигательной активности.

Проблема современности

Сегодня эта проблема признана во всем море «болезнью цивилизации», и в последние несколько лет врачи бьют тревогу, поскольку гиподинамией страдают не только взрослые, но и дети. Это состояние не является заболеванием, но приводит к очень опасным для человека последствиям, например к ожирению, гипертонии, инсульту, инфаркту и т. д.

Человек всегда стремился к тому, чтобы облегчить свою жизнь. Таким образом, созданы разнообразные приспособления и устройства, благодаря которым можно сэкономить время и физические усилия, однако это привело к тому, что физическая активность людей из года в год стала стремительно снижаться. Это наносит большой урон организму, поскольку, как известно, движение - это жизнь. Последствия гиподинамии могут быть очень серьезными.

Страдают дети

Детская форма еще более опасна, поскольку недостаточное движение во время активного роста замедляет развитие, нарушает работу сосудистой и мышечной систем, а от этого во многом зависит и развитие интеллекта, и умственная деятельность, и способность к обучению.

Ограничение физической активности негативно отражается на состоянии всех органов, вызывает психические расстройства, депрессии и т. д.

Последствия гиподинамии рассмотрим ниже.

Причины

Гиподинамия является результатом неправильного образа жизни и мышления, и основными ее причинами принято считать:

  • урбанизацию;
  • «сидячие» профессии, работу за компьютером;

  • автоматизацию труда;
  • применение достижений техники в быту;
  • сознательный отказ от активности.

Все эти факторы являются решающими в случаях ограничения необходимых физических нагрузок, однако в большинстве случаев гиподинамия возникает вне зависимости от желания человека. К таким причинам можно отнести как социальные предпосылки, например, когда человек вынужден работать в сидячем положении, так и физиологические, например тяжелые заболевания или травмы, которые не позволяют человеку много двигаться. Однако даже людям, которые в связи с болезнью не могут вести показана максимальная мышечная активность, которая предупреждает развитие многих сопутствующих заболеваний.

Неправильный образ жизни

Последствия гиподинамии в мышцах у детей - это результат неправильной организации и режима дня. Вина здесь лежит в первую очередь на родителях, поскольку именно они отвечают за здоровье и благополучие своего ребенка. В данном случае каждому ребенку показаны занятия спортом и ежедневные прогулки на свежем воздухе.

К сожалению, в современном мире стали более востребованы профессии, связанные с интеллектуальным трудом, поэтому воспитание и развитие детей сегодня ориентировано больше на обучение, чем на двигательную активность. Плюс ко всему, почти все родители имеют личный автомобиль, что облегчает детям жизнь в плане того, что добираться из школы домой стало значительно проще.

Причинами детской гиподинамии, помимо условий жизни и воспитания, могут быть еще и такие факторы, как родовая травма, перинатальная гипоксия, а также разнообразные инфекции, дисфункции мозга, патологии развития центральной нервной системы и т. д. Последствия гиподинамии интересуют многих.

Что происходит с организмом?

Провоцирует развитие многочисленных заболеваний двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной системы. Люди, которые мало двигаются, замечают сильную усталость под конец дня, даже если они весь день провели в постели.

Физические нагрузки нужны для того, чтобы мышцы были в тонусе, обмен веществ в организме происходил правильно, развивались такие качества, как выносливость и стрессоустойчивость. Помимо этого, при достаточной физической активности повышается иммунитет, что напрямую связано с поступлением в ткани организма достаточного количества кислорода.

Заболевания

Список заболеваний, которые возникают как последствия гиподинамии, огромен. К основным из них относятся:

  • ожирение;
  • артериальная гипертензия;
  • атеросклероз;
  • нарушение осанки и сколиоз;
  • ишемическая болезнь сердца и сосудов;
  • остеопороз;
  • заболевания органов дыхания;
  • депрессия, невроз;
  • эндокринные нарушения;
  • инсульт, инфаркт.

Длительное снижение физической активности неизбежно приводит к атрофии мышечного аппарата, а затем и к остеопорозу. Заболевания, которые могут возникнуть в этом случае, лечатся довольно сложно, а иногда бывает так, что медицина бессильна в борьбе с последствиями гиподинамии.

Признаки патологии

Конкретных симптомов гиподинамии не существует, поскольку данное состояние не является болезнью. Однако проявляться недостаточная физическая активность может следующим образом:

  1. Человек чувствует постоянную слабость и усталость.
  2. Снижение интеллектуальных способностей.
  3. Быстрая утомляемость.
  4. Нарушение режима сна.
  5. Частые изменения настроения, раздражительность, склонность к нервным срывам.
  6. Изменение аппетита.
  7. Депрессии, нарушение эмоционального фона.

Данные признаки могут характеризовать гиподинамию не только у взрослых, но и у детей. К ним можно добавить набор веса, а также нарушение работы пищеварительной системы, когда малоподвижный человек может страдать такими явлениями, как запор, задержки желчи, геморрой и т. п.

Со временем человек начинает испытывать боли в мышцах и суставах, что свидетельствует о том, что начинается нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Как видно, последствия гиподинамии для организма крайне опасны.

Лечение

Любое заболевание намного легче предупредить, чем впоследствии бороться с ним. В данном случае состояние малоподвижности лечится не медикаментозно, а с помощью конкретных мер по изменению образа жизни и режима дня. Лекарственные средства призваны бороться уже с последствиями малоподвижного образа жизни, которые связаны с возникновением тех или иных физических нарушений и заболеваний.

Для того чтобы повысить физическую активность, не обязательно приобретать дорогостоящие приспособления, посещать тренажерные залы и тратить на это много времени. Данные меры не требуют никаких материальных затрат и доступны каждому человеку в любом возрасте. Главное в этом случае - желание быть здоровым и иметь хорошую фигуру и внешний вид.

Первым делом необходимо отказаться от вредных привычек, например курения, переедания, компьютерных игр, частого времяпрепровождения перед телевизором. Крайне важен характер питания, поскольку чересчур жирная пища, насыщенная углеводами, вызывает слабость и желание передохнуть. Рацион необходимо сбалансировать так, чтобы в пище содержалось большое количество витаминов и клетчатки. Такая еда не вызывает тяжести в желудке, быстро переваривается и способствует энергичности.

Важно знать главное последствие гиподинамии - изменения в мышцах.

В случаях, когда рабочая деятельность предполагает ограничение физической активности человека, необходимо организовать рабочий день так, чтобы перед работой и после нее было время заняться физическими упражнениями, например, можно вставать немного раньше и совершить пробежку, а вечером записаться на курсы йоги или гимнастики. Даже простая вечерняя ходьба поможет поддерживать организм в нормальном физическом состоянии. Для этого можно, к примеру, отказаться от использования транспорта и добираться с работы пешком.

Если дома есть гантели, то это прекрасный способ поддерживать свои мышцы в тонусе. Заниматься можно даже вечером, за просмотром любимой телепередачи.

Как минимизировать последствия гипокинезии и гиподинамии?

Занятия спортом как метод решения проблемы

Весьма положительным способом избавиться от недуга является плавание, которое активно стимулирует кровоток, задействует все группы мышц, укрепляет и закаляет организм. Особенно полезно заниматься плаванием в детском возрасте, поскольку это единственный вид занятий, который не имеет медицинских противопоказаний. Риск получения травм во время плавания минимален.

Сегодня очень популярным занятием являются велопрогулки. На велосипеде можно добираться до места работы, заменив им личный автомобиль, а также совершить поездки в парки отдыха, участвовать в велопробегах. Это и очень интересно, поскольку помогает человеку найти друзей и расширить круг общения, и очень полезно, поскольку во время езды на велосипеде укрепляются мышцы, тренируются сосуды, активно работает дыхательная система.

Отмечается положительное изменение мышц при тренировке. Последствия гиподинамии уже не проявят себя.

Для людей, страдающих ожирением, также можно подобрать специальную программу борьбы с малоподвижностью и Во-первых, необходимо соблюдать режим питания, во-вторых, человек должен иметь желание справиться со своей проблемой, и в-третьих, обязательная физическая нагрузка должна быть ежедневной. Можно чередовать занятия в тренажерном зале с ходьбой либо пробежками.

В случае вынужденной физической малоподвижности, например после операции или во время болезни, на помощь могут прийти массажисты, а также специалисты по занятиям лечебной физкультурой.

Причины и последствия гиподинамии мы рассмотрели.

– весьма распространенное состояние, которое можно наблюдать не просто у большого, а у огромного количества людей. В современной медицине данное понятие довольно часто именуют также гипокинезией .

Гиподинамия (гипокинезия)

Что же представляют собой данные термины?
Под гиподинамией и гипокинезией подразумевают снижение нагрузки на мышцы, что в свою очередь приводит к чрезмерному понижению общей двигательной работоспособности человеческого организма. Отметим сразу же, что состояние гиподинамии опасно и все потому, что оно оказывает негативное влияние на весь организм человека в целом..сайт) поговорит с Вами прямо сейчас.

Причины

В самую первую очередь попробуем разобраться во всех существующих причинах, способствующих развитию данного синдрома. Сразу же обращаем Ваше внимание на то, что таких причин на сегодняшний день предостаточно. Это и чрезмерное количество производственной автоматизации и механизации, и малоподвижный образ жизни, и нерациональное использование транспорта, и весьма продолжительное пребывание в космических полетах, и вынужденный постельный режим. Довольно часто к развитию гиподинамии приводит и не совсем правильная организация отдыха. Если говорить о причинах развития гиподинамии у школьников, то это, как правило, чрезмерные школьные нагрузки, которые не дают возможности детям как можно чаще играть либо заниматься спортом.

Влияние гиподинамии на человеческий организм

А теперь что касается гиподинамии и ее влияния на человеческий организм. Как мы уже отмечали, влияние данного состояния во всех случаях носит только негативный характер. Гиподинамия отрицательно сказывается на работе как опорно-двигательного аппарата, так и центральной нервной системы, обменных процессов, кровообращения. Если говорить непосредственно о работе сердечно-сосудистой системы, то при гиподинамии отмечается явное снижение силы сердечных сокращений, а также уменьшение массы сердца. Помимо этого данное состояние способствует ослаблению сердечной мышцы, снижению энергетического потенциала сердца, сокращению его минутного объема, а также ослаблению как венозных, так и артериальных сосудов. Все эти явления неминуемо ведут к серьезному ухудшению снабжения тканей кислородом, то есть к гипоксии . Вполне возможны нарушения и в балансе жиров , белков , углеводов , а также солей и воды.

Немаловажно отметить, что гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга . В результате, о себе дают знать следующие симптомы: общая слабость, уменьшение трудоспособности, бессонница , снижение умственной активности, чрезмерная утомляемость и некоторые другие. При гиподинамии отмечается также уменьшение емкости легких и легочной вентиляции. Довольно часто можно наблюдать и уменьшение интенсивности газообмена.

Что касается влияния гиподинамии на костно-мышечный аппарат, то в данном случае наблюдается уменьшение мышечной массы, развитие дегенеративно-дистрофических изменений и возникновение прослоек жировой ткани между мышечными волокнами. Все эти изменения становятся причиной очень сильного снижения тонуса мышц, что в свою очередь приводит к нарушению осанки, а, следовательно, и к смещению внутренних органов.

Гиподинамия не остается безучастной и в отношении желудочно-кишечного тракта . В этом случае данный синдром провоцирует задержку пищи в области желудка, а также усиливает процессы гниения и нарушает функционирование кишечника. Все эти состояния неминуемо ведут к развитию запоров либо частым изменениям стула.

Следует отметить, что кровеносные сосуды также весьма «болезненно» реагируют на гиподинамию, вызывая при этом развитие не только атеросклерозов , но еще и гипертонической болезни , варикозного расширения вен и многих других состояний. Вы не поверите, но гиподинамия влияет и на работу половых органов. Данная патология очень часто становится причиной снижения потенции и полового влечения.

Обращаем Ваше внимание и на то, что гиподинамия – это прямой путь к ухудшению состояния зрительного анализатора и мышечной чувствительности, снижению координации движений и работы вестибулярного аппарата.

В заключение данной статьи хотим сказать, что вся та информация, которая была представлена Вам в данной статье, является всего лишь минимумом всего того, что мы можем Вам поведать относительно негативного влияния гиподинамии на человеческий организм. Подумайте об этом и постарайтесь все-таки начать соблюдать

Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего, они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они склерозируются, т. е. пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретенные ранее навыки, не образуются новые. Все это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.

Характер движения в суставе определен его строением. В коленном суставе ногу можно только сгибать и разгибать, а в тазобедренном суставе движения могут совершаться во всех направлениях. Однако амплитуда движений зависит от тренировки. При недостаточной подвижности связки теряют эластичность. В полость сустава при движении выделяется недостаточное количество суставной жидкости, играющей роль смазки. Все это затрудняет работу сустава. Недостаточная нагрузка влияет и на кровообращение в суставе. В результате питание костной ткани нарушается, формирование суставного хряща, покрывающего головку и суставную впадину сочленяющихся костей, да и самой кости идет неправильно, что приводит к различным заболеваниям. Но дело не ограничивается только этим. Нарушение кровообращения может привести к неравномерному росту костной ткани, вследствие чего возникает разрыхление одних участков и уплотнение других. Форма костей в результате этого может стать неправильной, а сустав потерять подвижность.

Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей и подростков. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию сердечно - сосудистой системы. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усиление двигательной активности растущего организма.

Изучив функциональные возможности кардиореспираторной системы, были получены доказательства, что у современных школьников постепенно снижаются относительные величины МПК, а, следовательно, ухудшается физическая работоспособности. Оказалось, что функциональные возможности кардиореспираторной системы современных школьников ниже, чем их сверстников и 1950-1970-х годах. Особенно заметны сдвиги у девочек, у которых отмечено снижение с возрастом исследуемого показателя. В возрасте 9-10 лет физическая работоспособность школьниц оценивалась как удовлетворительная (37,8 мл/кг), а в 15-16 лет - неудовлетворительная (29,9 мл/кг). Ухудшение функциональных возможностей систем кровообращения и дыхания сопровождалось постепенным увеличением с возрастом жировой ткани (в организме девочек в возрасте 9-10 лет содержание жира составляло свыше 24% от всей массы тела, в 13-14 - свыше 25%, а в 15-16 лет - около 29%).

Снижение функциональных возможностей кардиореспираторной системы современных школьников в основном связано с гиподинамией. Обнаружено, что с возрастом двигательная активность (ДА) имеет тенденцию к снижению, особенно четко выраженную у девушек. Отмечено, что среди детей всех возрастов есть подвижные дети, с высоким уровнем ДА, выполняющие в день 18 тыс. шагов, и малоподвижные, с низким уровнем двигательной активности, совершающие менее 11 тыс. шагов.

В результате определения МПК/кг у детей с разным уровнем ДА выявлено четкое изменение этого показателя в зависимости от физической активности детей. Школьники, выполняющие от 12 до 18 тыс. шагов в день, имели достоверно большие величины МПК/кг, чем их малоподвижные ровесники. Эта разница в активности свидетельствует о том, что выполнение в день менее 12 тыс. шагов приводит к развитию гиподинамии. Об этом говорят результаты обследования школьников обычной и школы полного дня, которая отличалась не только организацией учебного процесса, но и двигательным режимом дня. В школе полного дня между уроками практиковалась так называемая «динамическая пауза» и во второй половине дня - спортивный час. Во всех возрастных группах обеих школ с 9 до 16 лет отмечены достоверные различия в относительных показателях МПК/кг.

Методом непрямой калориметрии была оценена энергетическая стоимость 11 тыс. шагов. Оказалось, что мальчики 7-9 лет на 1 тыс. шагов тратили 21 ккал, а 14-16 лет - 42 ккал; девочки 7 лет-9 19 ккал, а 14-16 лет - 35 ккал. Повышение с возрастом энергозатрат связано не только с тем, что у школьников старших классов шаг становится шире и размашистее, по и тем, что большая энергостоимость связана с неодинаковым процентным содержанием скелетных мышц в организме детей и подростков. У ребенка в возрасте 10 лет из всей массы тела на скелетные мышцы приходится 20%, а у 14-летних - 26%.

Исходя из приведенных данных, нетрудно рассчитать, сколько энергии тратят школьники различного возраста и пола на 11 тыс. шагов. Если учесть, что мальчики в возрасте 10-16 лет расходуют в сутки 2200-2900 ккал, а девочки 2000-2700 ккал и что 25-30% этих энергозатрат должно приходиться на двигательную активность, то становится очевидным дефицит движении, который создается при выполнении 10-11 тыс. шагов, приводящий к значительному снижению аэробных возможностей организма. Следовательно, ДА и максимальное потребление кислорода находятся в прямой зависимости: чем выше число локомоций (ходьба), тем лучше функциональное состояние кардиореспираторпой системы.

2014-06-01

Гиподинамия — это ограничение двигательной активности, обусловленное образом жизни, профессиональной деятельностью, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полеты) и т.д.. Гиподинамия в школьном возрасте часто связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой ее учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятия спортом.

Гиподинамия вредно влияет не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Физическая работа относится к физиологически важных элементов нормальной жизнедеятельности, она влияет на костно — суставной аппарат, дыхание, обмен веществ, эндокринную равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому соответствующий уровень двигательной активности гармонично формирует организм анатомически и функционально, определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, к болезненным факторов. Длительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратных функциональных нарушений, а порой и ускорить возникновения патологических изменений в организме (гипертоническая болезнь, артериосклероз).

Ограничение двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей мышечной системы. Например, после двухмесячного постельного режима на 14-24 % уменьшаются силовые показатели, на 25-35 % динамические показатели и статическая выносливость, снижается тонус мышц, уменьшаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека теряют свойственную им рельефность вследствие отложения подкожного жира. Минеральный обмен нарушается уже через 1-15 дней постельного режима. В результате уменьшения количества костного вещества или недостаточного обызвествления нарушается минеральный обмен костей, уменьшается плотность кости (остеопороз).

Вследствие ограничения мышечной активности возникает детренированность сердечно — сосудистой системы, увеличивается частота сердечных сокращений в покое. Даже при незначительном кратковременном физической нагрузке частота пульса достигает 100 ударов в 1 мин и более. Сердце при этом работает неэкономно, нужный объем крови выбрасывается за счет увеличения количества, а не силы сердечных сокращений. Нарушается также регуляция артериального давления (он повышается).

При гиподинамии сужаются мелкие артериальные и венозные сосуды, уменьшается количество функциональных капилляров в тканях, изменяется состояние центральной нервной системы, возникает так называемый астенический синдром, который проявляется в быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно — двигательного аппарата, сердечно — сосудистой, эндокринной и других систем. При этом значительно снижается сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней; дети часто болеют, заболевания могут переходить в хронические. Недостаточная подвижность школьника и длительное пребывание в одном положении за столом или партой могут повлечь нарушение осанки, возникновение сутулости, деформации позвоночника. Так называемое мышечное голодание у ребенка может вызвать более явное нарушение функций, чем у взрослых, оно приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Снижение двигательной активности в среднем и старшем возрасте может ускорить старение организма. Вследствие сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и вялость мышц, нарушается общее мозговое кровообращение.

Большинство расстройств, возникших из-за недостаточной мышечную деятельность, обратные. Для лечения гиподинамии используют индивидуальный двигательный режим с постепенным увеличением нагрузки на опорно — двигательный аппарат и сердечно — сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышц сердца. Больным, длительно находящихся на постельном режиме, назначают комплекс лечебной гимнастики. Предотвращает гиподинамии полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, посещение плавательных бассейнов, лыжный спорт, физическая пращей на приусадебных участках и т.п..

Негативное влияние гиподинамии ярко проявился во время первых длительных космических полетов, когда еще не было разработано эффективных средств для ее предотвращения. У космонавтов развивалась дистрофия скелетных мышц, размягчались кости вследствие выхода из них кальция, значительно снижалась физическая работоспособность.

Особенно негативно гиподинамия влияет на сердечно — сосудистую систему: ослабляется сила сокращений сердца, уменьшается его работоспособность, снижается тонус сосудов. Все это приводит к тому, что человек не может находиться в вертикальном положении. Сосуды нижних конечностей, в которых слабый тонус, растягиваются и в них задерживается значительное количество крови. Ослабленное сердце не способно поднять ее к верхней части тела. Кровяное давление падает, кровоснабжение мозга ухудшается, человек при этом может потерять сознание. Развивается так называемый гравитационный шок.

Вредное влияние гиподинамии проявляется прежде всего в снижении обмена веществ и энергии. Соответственно уменьшается кровоснабжение тканей, снабжение их необходимыми питательными веществами и кислородом. Возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других крайне важных органов, уменьшается жизненная емкость легких, количество эритроцитов и гемоглобина в крови и соответственно снижается способность крови переносить кислород.

Снижение затрат энергии при гиподинамии даже при нормальном питании приводит к увеличению жировой ткани. Чрезмерная концентрация жира в крови приводит к образованию его нерастворимых соединений с солями, которые оседают на стенках сосудов, просвет которых при этом сужается, способствуя нарушению кровообращения.

При гиподинамии уменьшается двигательная активность и выделение пищеварительных соков в органах пищеварения. Ухудшается переваривание и усвоение питательных веществ, снижается устойчивость организма к инфекционным недугов. Если хронические болезни внутренних органов при гиподинамии развиваются в зрелом возрасте, то ослабление иммунитета проявляется в течение всей жизни человека.

Для предотвращения развития этой болезни большое значение имеет оздоровительная физическая культура, которая является одним из важнейших условий развития организма человека. Во время физических упражнений срабатывают мышечная, дыхательная, сердечно — сосудистая, нервная, эндокринная и пищеварительная системы.