Министрерство народного образования республики узбекистан навоийский государственный педагогический институт кафедра: основы медицинских знаний. Гигиена нервной системы ребенка

Слайд 1

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего(полного)общего образования с углублённым изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»
Гигиена высшей нервной деятельности Гилазова Любовь Николаевна, учитель биологии и химии, высшей квалификационной категории г.Козьмодемьянск, 2015

Слайд 2

Определение ВНД
Высшая нервная деятельность (ВНД) человека представляет собой совокупность нервных процессов, лежащих в основе поведения человека, обеспечивающих его приспособление к изменяющимся условиям существования. Материальной основой ВНД является головной мозг.

Слайд 3

Что такое гигиена?
Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни Цель: выяснить, как среда, отдельные её факторы и образ жизни влияют на нервную систему и высшую нервную деятельность, а значит и на здоровье всего организма.

Слайд 4

Что такое здоровье?
Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Слайд 5

На здоровье человека влияют:

Слайд 6

Образ жизни
Под образом жизни обычно понимают характерные особенности повседневной жизни людей: их труд, быт, отдых, учёбу, форму проведения свободного времени, использование материальных средств, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, соблюдение норм и правил этического поведения людей.* *Советский энциклопедический словарь

Слайд 7

Факторы укрепляющие здоровье:
Четкий режим дня Высокая двигательная активность Сбалансированное питание Постоянное общение с природой
7

Слайд 8

Факторы ослабляющие здоровье:
Нерегулярный отдых Низкая двигательная активность Нерегулярное питание Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени Конфликтные ситуации Вредные привычки
8

Слайд 9

Стресс
Стресс – это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач.
9

Слайд 10

Стадии стресса:
1 стадия – возбуждения, тревоги (мобилизация сил организма) 2 стадия – адаптации к новым требованиям (сопровождается деятельностью, которая проходит на более высоком уровне и часто приводит к решению проблемы.) Но если стресс не снимается - наступает 3 стадия – истощение нервной системы – дистресс - это длительное стрессовое состояние.
10

Слайд 11

Неврозы
Неврозы – группа нервно-психических заболевания, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения. Психические компоненты невроза: раздражительность; колебания настроения; неуверенность в себе; навязчивые страхи; плохой сон.
11

Слайд 12

Психологический кризис
Развивается, если невроз не лечить и часто заканчивается бедой. Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Всего за период с 1990 по 2010 год в России было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств.
12

Слайд 13

«Служба доверия»
Общероссийский телефон доверия для подростков 8-800-2000-122, по Чувашии - 8-800-100-49-94. Звонки на указанные телефоны осуществляются бесплатно и анонимно со стационарных и мобильных телефонов. Работают телефоны доверия круглосуточно без выходных.
13

Слайд 14

Текст памятки «Колокола тревоги»
1 группа.О пагубном влиянии курения на центральную нервную систему и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И.Гёте: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой». Прав ли был он, утверждая это? Обоснуйте свой ответ. 2 группа. Врач патологоанатом вскрывал труп человека, страдающего алкоголизмом. Исследуя его головной мозг, обнаружил, что среди нервной ткани было большое количество прослоек из волокнистой соединительной ткани. Чем это объяснить? К каким последствиям это приводит? 3 группа. Какая фаза наркомании описана в высказывании Ш.Бодлера: «Но завтра! Ужасное завтра! Расслабленные, утомленные органы, уставшие нервы, щекочущие приступы плача, невозможность отдаться систематической работе – всё это жестко доказывает вам, что вы играли в запрещённую игру»? Какие виды зависимости к наркотическому веществу сформировались у человека, переживающего данное состояние?
14

Слайд 15

Изменение в поведении школьников:
Происходят под воздействием повторных приёмов наркотических и токсических веществ. не свойственная ранее вялость; заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость; раздражительность, агрессивность; постоянные колебания активности и настроения; перемены в худшую сторону во внешнем облике, манерах.
15

Слайд 16

Влияние стресса на жизнедеятельность организма
Иногда на почве нервного расстройства или переутомления человек заболевал гипертонией или приобретал язву желудка, экзему. Почему охрана нервной системы есть охрана всего организма?
16

Слайд 17

Вывод:
организм человека – тонко сбалансированная система, где нет ничего лишнего, незначительного. Нервные перегрузки, курение, алкоголь, наркотики – не на пользу здоровью, самому ценному, что есть у человека. здоровье человека зависит от образа жизни самого человека, его умения контактировать с окружающим миром.

Значение состояния нервной системы для нормальной деятельности организма. Нервная система человека функционирует непрерывно днем и ночью. Согласованная работа систем органов осуществляется под постоянным влиянием нервной системы. При любом рефлексе возбуждение проводится в кору больших полушарий. Многочисленные рефлексы, безусловные и условные, все время обеспечивают взаимодействие нашего организма с окружающей средой. Различение раздражений, воспринимаемых разными рецепторами, осуществляется в коре головного мозга.
Сложные нервные процессы, происходящие в головном мозге человека, это основа ее сознательной деятельности, которая проявляется во всех сторонах жизни общества. Любая работа человека - на производстве, в различных областях науки, культуры, искусства, обучения в школе и других учебных заведениях - связана с проявлениями высшей нервной деятельности, начиная от простейших условных рефлексов и кончая сложными мыслительными процессами. Поэтому при любом виде деятельности человека утомление развивается в основном в его центральной нервной системе.
Нормальная деятельность организма во многом зависит от состояния центральной нервной системы и особенно головного мозга. Вот почему переутомление центральной нервной "системы обуславливает к расстройству ряда жизненных функций организма, приводит к резкому уменьшению или даже потере трудоспособности.
Развитие утомления в центральной нервной системе в значительной степени задерживается процессами торможения, постоянно происходящих в ней.
Защитная роль торможения. Торможение - это один из защитных приспособлений организма. Оно предотвращает быстрому нарастанию утомления в центральной нервной системе.
Вы уже знаете, что возникновение сильного возбуждения в любом участке центральной нервной системы обуславливает к развитию торможения в других ее участках. Через заторможены участка возбуждения не проходит, и за это время они восстанавливают свою работоспособность.
Но если человек не соблюдает правила гигиены, то торможения в центральной нервной системе может причинить ей и вред. Так, например, некоторые люди во время еды говорят, читают. Эти посторонние раздражители вызывают торможение безусловных и условных пищевых рефлексов ». Тогда выделение пищеварительных соков ослабевает, волнообразные сокращения пищевода и кишок становятся вялыми. Все это очень возбуждает процессы пищеварения.
Гигиена физического труда. Физический труд обычно связана с длительной работой одних и тех же групп мышц. Поэтому определенные участки центральной нервной системы, регулирующие деятельность этих мышц, долго находятся в состоянии возбуждения. Со временем у них начинает развиваться утомление. Чтобы предотвратить чрезмерно быстрому утомлению, полезно во время перерывов в работе проводить производственную гимнастику. Во время ее исполнения основная нагрузка переносится на те мышцы, которые мало участвуют в работе, что ведет к возбуждению новых участков мозга. В тех его частях, которые были возбуждены во время работы, развивается торможение. За это время они восстанавливают свою работоспособность.
В наши дни в производство широко внедряется механизация и автоматизация трудоемких процессов, что облегчает труд рабочих. В тех отраслях хозяйства, где производство еще полностью не механизирован, большое значение приобретает рационализация труда. В результате рационализации устраняются лишние движения рабочих, устанавливается благоприятный ритм работы различных групп мышц. Такой ритм обеспечивает попеременное возбуждение! и торможения участков мозга, регулирующих работу мышц, в выгодном для нервной системы темпе. Это способствует предотвращению ее переобременяет.
Гигиена умственного труда. Умственный труд связан с деятельностью огромного количества клеток коры, которые участвуют в сложных процессах, которые обусловливают мышления. Длительная умственная работа вызывает нарастание утомления в центральной нервной системе. Торможение в ней начинает преобладать над возбуждением. При умственной работе воспаленным участкам центральной нервной системы нужен отдых. Хорошим средством такого отдыха является гимнастика или другая физическая нагрузка во время перерывов в работе. Занятия в учебных мастерских, на школьном участке не только готовят нас к будущей работе, но и препятствуют развитию утомления в центральной нервной системе. В тех участках мозга, которые были возбуждены во время уроков в классе, развивается торможение. Такое же значение имеют уроки физкультуры в школе, пятиминутные перерывы для занятий гимнастикой в учреждениях.
Чередование физического и умственного труда имеет первостепенное значение для защиты центральной нервной системы человека от нарастания утомления.

Интересно знать:

Если вы планируете провести


Привычка - действие или система действий, к которым организм человека полностью адаптирован и которые стали естественным проявлением его жизнедеятельности.

У человека, впервые поступающего к определенного рода деятельности, происходит процесс адаптации к данной деятельности и условиям ее осуществления.

С точки зрения достигаемых результатов привычные действия могут быть полезными и вредными. Они еще бывают простыми и сложными. К сложным привычкам относятся: привычка ценить время, соблюдать четко распорядок дня, доводить начатое до конца. К простым привычкам относятся: привычка держать каждый необходимый предмет на своем месте, где его сразу можно найти и т.д.

Особенности действия на психику человека алкоголя и других наркотических веществ заключаются в следующем. В результате приема наркотического вещества возникает особое состояние психики - эйфория, для которого характерно приподнятое настроение, хорошее самочувствие, отключенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей.

Алкоголизм, как и любая другая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и их систем), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, т.к. при этом заболевании полностью изменяется отношение человека, к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Особенностью алкоголизма является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. Алкоголь оказывает на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, головокружение, головная боль и т.д.

Этиловый алкоголь (спирт) - продукт жизнедеятельности дрожжевых микроорганизмов, вырабатываемый ими в процессе брожения, - является наиболее известным и широко распространенным наркотическим веществом. Принятый внутрь, алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь.

Профилактика употребления алкоголя в подростково-юношеском возрасте может быть эффективной в случае, если в процессе воспитания у учащихся будут сформированы твердые антиалкогольные убеждения: о необходимости трезвого образа жизни и недопустимости даже эпизодического и в малых дозах употребления алкоголя, о безнравственности пьянства и алкоголизма.

Употребляющий алкоголь человек - субъективно и объективно плохой работник, т.к. он думает не столько о своих служебных обязанностях, сколько об очередном застолье: к нему сводятся все его мысли и разговоры, все его заботы, он не стремиться к повышению квалификации и достижению высоких показателей в труде. Пьющий человек наносит большой моральный вред обществу, являясь источником несчастных случаев в быту и на производстве, гибели людей, вызывая своими неосторожными или неумелыми действиями пожары, аварии, ДТП.

В жизнедеятельности любого существа наблюдается закономерное чередование периодов повышенной активности и покоя, связанное с необходимостью отдыха, пополнения запасов энергии.

Потребность во сне с возрастом снижается, неодинакова она и в зависимости от индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Главное здесь - самочувствие: если человек неизменно встает после сна бодрым, настроенным на активную деятельность, по утрам не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна для него достаточна. В среднем учащимся 6-8 лет надо спать 11ч в сутки, учащимся 10-12 лет надо спать 9-10ч, учащимся 13-14лет 9ч, учащимся 15-16 лет 8-9 ч.

Ложиться спать и вставать следует в одно и тоже время суток, т.к. благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и засыпание.

Спать необходимо в хорошо проветренном помещении, зимой при открытой форточке, летом при открытом окне. Проветривание необходимо не только для очищения воздуха, но и для его охлаждения. Во время сна не следует закрываться с головой, поскольку дышать воздухом, насыщенным испарениями тела вредно.

Спать следует на правом боку: это создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и органов пищеварения. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка жесткой и высокой.

Глубокому полноценному сну препятствуют внешние раздражители - свет, шум. Поэтому не следует спать при включенном радио, телевизоре.

Важным показателем здоровья является душевное равновесие, умение человека владеть собой и правильно строить отношения с окружающими, ровное, устойчивое настроение. По этим признакам можно судить, что человек здоров и физически.

Каковы основы психического здоровья ?

Первое: доброжелательное отношение к окружающим, культура общения.

Второе: умение в отношениях с окружающими ив делах отличать главное от второстепенного, важное от несущественного.

Третье: правильное соотношение переживаний и конкретных действий.



Здоровый сон – крепкие нервы

Когда ребенок бодрствует, его мозг находится в нервном возбуждении, которое провоцируют раздражительные факторы извне. Через слух, зрение, обоняние и осязание сигналы раздражителей проникают в кору головного мозга. Чем меньше ребенок, тем неустойчивее и слабее его нервная система, и тем скорее он устает. Ему необходимо восстановить свои нервные клетки, чтобы они могли снова нормально работать. В этом ребенку поможет только достаточный по времени и правильно организованный крепкий сон и соблюдение правил гигиены нервной системы. В существовании живого организма есть две фазы – возбуждение и торможение. Если первая – это активная жизнь во время бодрствования, то торможение — это состояние сна. В здоровом организме этот баланс соблюдается.

Когда человек засыпает, все его важные процессы, например, кровообращение, дыхание, переваривание пищи и т.д., приостанавливаются, переходят на более заторможенный ритм, нервные окончания, отвечающие за двигательную активность, совершенно расслаблены и заторможены, поэтому при таком положении человек отлично отдыхает и восстанавливает силы.

В детских садах и яслях первоочередная задача – обеспечение для детей всех возрастов спокойного, долгого и крепкого сна. Причем, для детей, которые недавно переболели или страдают хроническими заболеваниями, а также для гипервозбудимых детей должен организовываться более длительный сон, часа на полтора больше, чем для здоровых детей.

Мероприятия для обеспечения здорового сна

Перед укладыванием в кровать ребенка, нужно дать ему успокоиться после активных игр или напряженных занятий. Для этого не стоит разговаривать с ним громко, резко, движения и речь воспитателя должны быть мягкими, тихими, ласковыми, успокаивающими. Желательно отказаться от сказок и песенок перед сном, так как этот ритуал быстро войдет в обиход, и ребенок станет требовать каждый раз укачивать его. Это может негативно отразиться на его нервной системе, так как он уже не сможет нормально заснуть без долгого укачивания.

Прекрасным усыпляющим средством является прохладная температура в помещении и свежий чистый воздух. В детских учреждениях для этого днем выставляют кроватки на веранды, либо под навесы, если позволяет погода. Температура воздуха на улице должна быть не ниже 15 градусов и без ветра. В ночное время в спальнях оставляют открытыми форточки, через них хорошо проветриваются помещения.

Зимой следует поступать так: за полчаса до отхода детей ко сну проветрить спальню, затем снова открыть фрамугу, когда дети уже заснули, и закрыть ее за полчаса до пробуждения. Также обязательно нужно регулярно проветривать матрасы и постельное белье. Укладывать детей нужно в спальные мешки, если сон на улице, либо под теплые ватные одеяла.

В летний зной нельзя допускать, чтобы дети во время дневного сна находились на солнце и перегревались. Для защиты от прямых солнечных лучей на окна вешают жалюзи, шторы и прочие солнцезащитные устройства.

Необходимо следить за позой ребенка во время сна. Нежелательно малышу засыпать на животе, с одеялом на голове. Также недопустимы громкая музыка, смех, разговоры, включенный телевизор. Сон ребенка должен проходить в спокойной тихой обстановке, можно при негромкой приятной музыке.

Укладываться спать нужно в одно время, а перед сном лучше не слушать ужастиков, не бегать и не прыгать, это перевозбудит нервную систему ребенка. Плотно обедать также нежелательно, особенно давать малышу чай, какао, кофе. Эти напитки неполезны для нервной системы детей. Можно заменить их чистой.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Гигиена нервной системы в раннем и дошкольном возрасте » Выполнил: воспитатель МБДОУ д/с №74 «Аленький цветочек» Сизова Людмила Александровна

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни. Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в днев­ное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается. Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет Возраст Кол-во периодов сна Длительность периода (ч) Длительность в сутки (ч) 2,5мес. – 5 мес. 4-3 2 – 1,5 17,5 – 17 5 мес. – 10 мес. 3 2 – 1,5 17,5 – 17 16,5 – 16 10 мес. – 1 год 2 2,5 - 2 15 – 14,5 1 – 1,5 года 2 2 – 1,5 14,5 – 14 1, 5 – 2 года 1 3 14 – 13,5 2 – 3 года 1 2,5 13,5 – 12,5 3 – 4 года 1 2 ч 20 мин 13ч 20мин – 12ч 20мин 4 – 5 лет 1 2 ч 10 мин 13ч 10мин – 12ч 10мин 5 – 6 лет 1 1 ч 50 мин 12ч 35мин – 11ч 35мин 6 – 7 лет 1 1 ч 45 мин 12ч 30мин – 11ч 30мин

Режим бодрствования Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, можно проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2 – 3 ч). Общая продолжительность прогулок 4 – 5 ч. Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей. Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответст­вии с сезоном и погодой, чтобы обеспечить ему свободу движе­ния и необходимый тепловой комфорт. Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже – 15°С, а 4 – 7 лет – при температуре до -18 –22°С. При низких температурах время прогулки сокра­щается. В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание де­тей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятель­ности на участке.

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но правильно организованные виды деятельно­сти могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка необходи­мо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работо­способность. Следует также хорошо продумать чередование видов деятель­ности. После занятий, игр, требующих значительного умствен­ного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с боль­шими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для них отдыхом.

Сензитивные периоды. В психологии существует понятие сензитивных периодов, в которые развивающийся организм бывает наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики. Например, известно, что при неполноценном, скудном общении с ребенком в период становления речи его речевое развитие замедляется, страдают словарный запас и выразительность речи. Восстановить такой недостаток развития в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно. В возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а в более старшем возрасте эта чувствительность падает, поэтому недостатки восприятия звуков, имеющие место при различных логопедических дефектах, лучше всего поддаются коррекции в этом возрасте. Недостаточные условия для двигательного развития в первые три года жизни (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для двигательного развития) ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.

Условные рефлексы. Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка происходит по пути становления условных рефлексов. На их основе формируются простые, а затем и сложные действия, умения, поведенческие акты. Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Они сохраняются в течение всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей.

Соматическое состояние. На выработку реакций условно-рефлекторного плана влияют определенные условия: 1. Соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляет функциональную активность коры, и дополнительные требования оказываются чрезмерной нагрузкой для организма. 2. Оптимальное состояние функциональной активности подкорковых центров, участвующих в образовании условного рефлекса Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбуждения пищевого центра; заниматься с утомленным ребенком и т.д. 3. Уровень активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости коры», который отражает достаточный уровень функциональной активности для выработки и проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, не переутомленного ребенка. 4. Участие различных анализаторов в формировании условно-рефлекторной связи. Их функциональное состояние должно быть полноценным, а число максимальным, т.е. ребенок должен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Для активной познавательной деятельности существенно также участие двигательного анализатора: возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его является важным условием для закрепления реакции. 5. Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрики т.д. вызывают разлитое возбуждение нервных клеток, препятствующее развитию специфической реакции. Очень слабый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня их возбуждения.

Подкрепление. У детей следует использовать только позитивное подкрепление. С первых месяцев жизни ребенка для подкрепления можно использовать ласковый голос, похвалу, тактильный контакт, т.е. удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым. Если реакция или поведенческий навык осуществляются ребенком только из опасения быть наказанным, то они будут выполняться лишь в специфической ситуации, предполагающей наказание. К тому же такой способ «воспитания» искажает отношения между воспитуемым и воспитателем.

Защита нервных клеток. Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций, навыков или умений. Освоить их сразу для ребенка очень трудно. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для него. Защита нервных клеток от переутомления и регуляция взаимодействия безусловных и условно-рефлекторных процессов осуществляется посредством торможения - прекращения активности определенных групп нервных клеток. Состояние запредельного торможения возникает при сверхсильных или длительно, монотонно действующих раздражителях, воздействие которых накапливается. У ребенка запредельное торможение проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует беречь ребенка от такого состояния. Сон как вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него в нервных клетках происходят обменные процессы, восстанавливающие их функциональные возможности. Недостаток сна отрицательно сказывается на активности мозга ребенка во время бодрствования.

Спасибо за внимание.