Группы здоровья: помощь или дискриминация? Группы здоровья у детей.

В случае, если вам понадобилось узнать, что означает вторая группа здоровья человека, лучше всего обратиться к законодательству нашего государства. Страна исправно заботиться о состоянии своих граждан и для этого регулярно на бесплатной основе и при наличии полиса медицинского страхования проводит соответствующие мероприятия.

Группа здоровья 2 у ребенка

При рождении ребенка, лечащий врач - педиатр назначает ему всесторонний осмотр и на основании оценки здоровья ребенка узкими специалистами, присваивает ему определенную категорию. Эта группа позволяет установить возможные физические и умственные нагрузки для ребенка.

При проведении глубокого осмотра, особое внимание уделяется:

  1. Наличие диагнозов и отклонений в раннем младенчестве;
  2. Физическое состояние;
  3. Нервно-психические показатели;
  4. Работа иммунной системы;
  5. Работа внутренних органов;
  6. Наличие хронических заболеваний.

Присвоенная вторая категория свидетельствует о том, что у вашего ребенка не совсем идеальное здоровье . Он иногда страдает вирусными или респираторными заболеваниями, либо имеет проблемы с весом, либо склонен к аллергическим реакциям.

Обычно при рождении вторую группу присваивают многим детям . Однако у нее также есть несколько подвидов:

  • В подгруппу 2-А входят дети, имеющие предрасположенность к различным болезням, обусловленную генетикой или протеканием беременности;
  • Подгруппу 2-Б составляют дети, перенесшие заболевания в первые несколько суток после рождения. Эти дети нуждаются в особом внимании педиатра вплоть до трех месяцев.

  1. Закаливание организма для повышения общего иммунитета;
  2. Диета для сбрасывания веса;
  3. Правильное питание для набора недостающих килограммов;
  4. Наличие двигательной активности;
  5. Занятия физической культурой, однако сдача нормативов возможна позже сроков, установленных для здоровых детей;
  6. Занятия в секциях общей физической подготовки;
  7. Участие в эстафетах и спортивных соревнованиях;
  8. Регулярные прогулки на свежем воздухе.

2 группа: предназначения МВД требования по здоровью

Мы знаем с детства, что на службу во внутренних войсках принимаются люди с отличным состоянием здоровья. И для того, чтобы отслеживать изменения, служащие проходят регулярную врачебную комиссию.

Во время службы и в момент прохождения медкомиссии, врачи оценивают здоровье военнослужащих по состоянию внутренних органов, наличию хронических заболеваний, соотношению роста и веса, и присваивают им различные категории.

В зависимости от присвоенной категории, существуют предназначения, которыми может и способен заниматься конкретный военнослужащий.

Таким образом в группу 2 по меркам МВД входят следующие работы:

  1. Оперативная деятельность, в том числе поисковая и розыскная;
  2. Объектовая охрана МВД;
  3. Управление разными видами автомобильного транспорта, кроме оперативного;
  4. Работа, относящаяся к тушению пожаров. Это и водители и пожарные МЧС и сотрудники образовательных учреждений МЧС;
  5. Преподаватели школы Милиции и других образовательных учреждений, подведомственных МВД.

Таким образом, для того чтобы заниматься определенным родом деятельности в войсках МВД необходимо на комиссии подтвердить свою принадлежность к группе здоровья 2.

Группа состояния здоровья 2 у взрослых

Для взрослого человека вторая категория означает, что в его организме присутствуют болезни, которые, однако никак не влияют на исполнение им трудовых обязанностей и жизненную активность . Скорее всего у такого человека имеется хроническое заболевание, без острой формы, которое не затрагивает его жизненно-важные функции. Эту категорию имеют примерно 76% всего населения .

Для поддержания пациентов со второй группой, врачи назначают:

  • Лечебную физкультуру;
  • Профосмотр дважды в год.
  1. Наличие хронических заболеваний;
  2. Уровень физической активности гражданина;
  3. Наличие вредных привычек.

При этом профосмотр позволяет выявить:

  • Сахарный диабет;
  • Сердечные заболевания;
  • Проблемы с ЖКТ;
  • Патологии сосудистой системы;
  • Наличие опухолей, в том числе раковых;
  • Проблемы с функционированием печени и желчного пузыря.

Таким образом, регулярно проходя медосмотры и зная свою группу, вы с легкостью составите для себя приемлемый уровень нагрузок и питания, и станете регулярно проводить мероприятия, направленный на поддержание вашего состояния.

Для чего нужна шкала здоровья?

Определить состояние организма как ребенка, так и взрослого человека помогает диспансеризация. В ее процессе человек:

  1. Сдает лабораторные анализы;
  2. Проходит узких специалистов;
  3. При необходимости направляется на более глубокое обследование, например, УЗИ.

Таким образом, в результате диспансеризации у участкового врача имеется общая картина состояния конкретного человека. Это важно:

  • Для пациента, чтобы владеть информацией о своем здоровье;
  • Для работодателя, чтобы правильно распределять трудовую нагрузку;
  • Для государства, чтобы анализировать состояние граждан в целом.

Диспансеризация до восемнадцати лет проводится ежегодно, в после каждые три года.

Какие еще бывают группы?

Кроме второй группы, описанной выше, в российской классификации здоровья граждан, существует еще три:

  1. Первая включает в себя людей, у которых в результате осмотра и по итогам анализов нет отклонений от нормы ни по одному из показателей. Такие люди годны к выполнению любого труда и не нуждаются в постоянном наблюдении и других медицинских предписаниях;
  2. Третья состоит из больных, страдающих обострениями хронических заболеваний. Эти граждане регулярно нуждаются в медицинской помощи, поэтому часто отстранены от трудовой деятельности из-за больничных;
  3. Четвертая группа хронических болезней еще не имеет, однако, в организме существуют предпосылки для их возникновения. Люди с четвертой группой постоянно должны наблюдаться у соответствующего врача.

Таким образом, все население так или иначе в результате диспансеризации причисляется к одной из категорий. Пациенты группы 3 даже могут претендовать на инвалидность.

Таким образом, разобравшись что означает вторая группа здоровья, стало понятно, что это далеко не приговор и не масса диагнозов и ограничений. Люди с этой группой практически ничем не ограничены, однако, обладают информацией о наиболее слабом участке своего организма, требующего более пристального внимания.

Видео: бывают ли приятные болезни?

Казалось бы, что может быть хорошего в болезни. В данном ролике Стас Перов расскажет про 5 приятных заболеваний человека:

нашла в интернете...

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются:

· углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;

· раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний.

Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

Iкритерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

IIкритерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,

IIIкритерий – уровень нервно–психического развития,

IVкритерий – резистентность организма,

V критерий – функциональное состояние органов и систем,

VIкритерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обуславливает здоровье, II–VIкритерии характеризуют здоровье.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую(II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять2 подгруппы среди детей соII группой здоровья.

II A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II –Б группа “риска”– дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста коII группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

Ребенок от многоплодной беременности,

– недоношенность, переношенность, незрелость,

Перинатальное поражение ЦНС,

Внутриутробное инфицирование,

Низкая масса тела при рождении,

Избыточная масса тела при рождении (более4кг),

Рахит (начальный период,1-я степень, остаточные явления),

Гипотрофия1-й ст.,

Дефицит или избыток массы тела1-й и II-й степени,

Аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

Функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

Частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

Понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

Тимомегалия,

Дисфункция ЖКТ– периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,

Вираж туберкулиновых проб,

Состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

Состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья (III ) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа –дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Время чтения: 11 минут

Физическая составляющая здоровья определяет психическое и социальное благополучие ребенка, его гармоничное развитие, успех во взрослой жизни. Дефекты развития, наличие хронических заболеваний, врожденные аномалии требуют корректировки физических нагрузок и постоянного медицинского контроля. Комплексные медицинские осмотры позволяют оценить состояние физиологических систем организма, динамику патологии, чтобы определить группу здоровья у детей для организации общеукрепляющих занятий и реабилитационных мероприятий.

Что такое группа детского здоровья

В педиатрической практике понятие «группа здоровья у детей» – условное обозначение, которое используют врачи для оценки общего состояния организма. Вывод делается на основе комплексного осмотра узкими специалистами и участкового врача-педиатра. Заключение выдается на текущий момент, поэтому группа здоровья может меняться. Это зависит от динамики состояния.

Оценить и определить группу здоровья у детей разных возрастных категорий необходимо, чтобы в дальнейшем оказать своевременную медицинскую помощь или организовать наблюдение узких специалистов. Ее определение очень важно для детей, которые посещают образовательные учреждения. При диагностировании хронических заболеваний, наличия аномалий развития, назначается спецгруппа, в которой снижены требования и уменьшена физическая нагрузка.

Как определить группу здоровья ребенка

Определяют группы здоровья детей и подростков только квалифицированные врачи. Узкие специалисты, которые входят в состав медицинской комиссии, делают выводы после осмотра и дополнительных исследований. Все данные предоставляются педиатру, который на основе выводов комиссии, лабораторных анализов, критериев комплексной оценки здоровья, собственных наблюдений дает заключение. Группа здоровья у детей определяется с учетом данных о течении беременности и раннего развития.

Направление на ежегодный медицинский осмотр

В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.

Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.

На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Диспансеризация предполагает осмотр узкими специалистами. Участковый врач-педиатр на основании их выводов и собственных наблюдений делает комплексную оценку физиологического состояния пациента. В состав медицинской комиссии входят:

  • хирург (выявление возможных нарушений осанки);
  • окулист (определение остроты зрения и его коррекция);
  • лор (выявление особенностей строения носоглотки, склонность к заболеваниям горла, носа, уха);
  • кардиолог (контроль работы сердечно-сосудистой системы);
  • невропатолог (выявление особенностей нервной системы);
  • стоматолог (проверка состояния зубов).

Что делать, если у ребенка выявлены функциональные нарушения или хроническое заболевание

Целью ежегодного профилактического осмотра является определение возможных функциональных нарушений и хронических заболеваний. При их выявлении комплексная оценка состояния здоровья не делается. Проводятся дополнительные исследования, уточняется диагноз. Только после этого педиатр дает комплексную оценку. Таков алгоритм действий врачебной комиссии при первичном выявлении патологий.

Классификация критериев

Существуют разработанные критерии здоровья детей, их классификация разнообразна. В педиатрической практике популярны 5 основных принципов, по которым определяют группу здоровья у детей:

  1. Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
  2. Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
  3. Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
  4. Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
  5. Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.

Группы здоровья детей и их характеристика

Комплексную оценку состояния здоровья проводят с 3 до 17 лет по специально разработанным критериям. Группа здоровья у детей обозначается римскими цифрами. Принадлежность к ней определяется не столько установленным диагнозом, сколько физическими возможностями, поэтому пациенты с одинаковыми заболеваниями могут находиться в разных группах.

Родители выражают обеспокоенность, когда группа здоровья у детей не соответствует нормальным показателям. Заключение врача об ее присвоении не является диагнозом. Медицинская градация такого типа дает комплексную оценку физического развития и возможность корректировать его в дальнейшем с учетом различных факторов, которые на него активно влияют.

I группа здоровья

Отсутствие анатомических дефектов и функциональных патологий. Пациенты практически здоровы и болеют редко. Выявленные функциональные отклонения в организме не влияют на общее физиологическое состояние и не требуют специальной медицинской коррекции. На момент осмотра они практически здоровы, имеют единичные отклонения в нервно-психическом развитии.

II группа

Фиксируются небольшие отклонения, снижена иммунная защита. Хронические заболевания отсутствуют, диагностируются функциональные нарушения. Выражена общая задержка физического развития: избыток или дефицит массы тела, ослабленное зрение, анемия, плоскостопие и другие дисфункции. Группа здоровья 2 у ребенка означает, что он часто болеет ОРЗ (более 4 раз в год). Велик риск развития патологических состояний, их переход в хроническое заболевание. Подгруппа 2а объединяет пациентов с факторами риска для развития заболеваний:

  • генетические (наследственные заболевания);
  • биологические (тяжелая беременность и сложные роды);
  • социальные (курение, алкоголизм, работа родителей на вредном производстве, поздняя беременность, венерические заболевания, угроза преждевременных родов или выкидыша).

Подгруппу 2б характеризует наличие морфологических отклонений и функциональных нарушений. Новорожденным малышам характерны заболевания, которые они перенесли в первые минуты, часы жизни. После выписки из родильного дома патологии сохраняются, указывается группа риска. Педиатр составляет план наблюдений, проводит систематические обследования и профилактические мероприятия, при необходимости назначает лечение. Эти малыши часто болеют. За ними необходимо постоянное наблюдение в домашних условиях.

III группа

Хронические заболевания, которые характеризуются продолжительными периодами ремиссии. Редко случаются обострения состояния, которые проходят без осложнений основного заболевания. Маленькие пациенты имеют нормальное физическое развитие, но антропометрические показатели (рост, масса тела) ниже нормы. Группа здоровья 3 у ребенка является показателем отставания в психическом развитии.

IV группа

Присутствуют несколько хронических заболеваний. Одна или несколько болезней находятся в стадии субкомпенсации, присутствуют тяжелые пороки, патологические состояния. Сюда относят пациентов, у которых наблюдается ремиссия при постоянном поддерживающем лечении. Сюда относят пациентов с физическими недостатками вследствие перенесенных травм и операций.

V группа

Тяжелое хроническое заболевание, физические дефекты, нарушение функциональности жизненно важных внутренних органов. Сюда отнесены самые тяжелые пациенты, у которых часто случаются ухудшения состояния и приступы, после чего следуют осложнения. Основное заболевание требует постоянных лечебных мероприятий. Сюда зачисляют детей с инвалидностью.

Группы здоровья новорожденных

В педиатрии для новорожденных существует специальная оценка здоровья. Определяется принадлежность к определенной группе при выписке из родильного дома. Это основание для составления плана работы с малышом. Комплекс мероприятий осуществляет участковый педиатр. Критерии, по которым определяется группа здоровья новорожденного, приведены в таблице:

Критерии
1 Малыши и его мать здоровы. Обязательно учитывается течение первой половины беременности
Мать новорожденного имеет узкий таз. У малыша фиксируется физиологическая незрелость (недоношенность или переношенность 1 степени), проявляется отечный синдром начальной степени
Роженица имеет хронические заболевания, у нее не хватает молока, перенесла кесарево сечение или многоплодную беременность. У ребенка зафиксировано расстройство дыхания (легкая асфиксия)
3 У новорожденного средняя или тяжелая асфиксия, переношенность 3 степени, родовая травма, он был инфицирован внутриутробно
4, 5 Тяжелые врожденные пороки, присутствуют аномалии, нарушены физиологические процессы, восстановить которые организм новорожденного самостоятельно не может (выраженная декомпенсация)

Что такое шкала Апгар

Быстрая универсальная оценка состояния здоровья новорожденного определяется по шкале Апгар. Эта система была создана в 1952 году, разработана американским анестезиологом Вирджинией Апгар. С помощью шкалы врач оперативно оценивает жизненно важные признаки младенца. Она включает в себя 5 критериев, которые определяются на 1 и 5 минуте жизни. Каждый критерий оценивается баллами, они суммируются, по этой цифре оценивают состояние новорожденного.

Существует специальная таблица, в которой расписана шкала оценки (от 0 до 2 баллов) по каждому из критериев:

  • дыхание;
  • частота сердечных сокращений;
  • тонус мышц;
  • рефлексы;
  • цвет кожных покровов.

Отлично, если каждый критерий оценивается врачом в 2 балла, но 10 баллов на первой минуте жизни новорожденный получить не может (стопы и кисти имеют синюшный цвет). Оценку 9 получает абсолютно здоровый малыш, который может самостоятельно дышать, его пульс составляет более 100 ударов в минуту, ручки и ножки согнуты в суставах. Он громко кричит, чихает, на манипуляции откликается движениями, его кожа имеет здоровый розовый цвет. Нормой считается 7 баллов и более – физиологическое состояние новорожденного хорошее, особый уход ему не требуется.

Реанимационные мероприятия проводятся для малышей, которые по шкале Апгар получили 4-6 баллов. Его состояние отслеживается через каждые 5 минут, на 10, 15, 20 минуте. Положительная динамика в ходе наблюдения указывает на правильность проводимых медицинских мероприятий. Оценка ниже 4 требует немедленных врачебных действий по спасению жизни новорожденного.

Коэффициент 3-4 по шакале Апгар подразумевает средние отклонения от нормальных показателей. При постоянном контроле медицинского персонала состояние новорожденного классифицируется как удовлетворительное. Показатели 0-2 оцениваются как критические, требуются срочные реанимационные действия, в дальнейшем дополнительные обследования и наблюдения у специалистов.

Рекомендации специалистов для разных групп здоровья

Развитие ребенка происходит в социуме, его физическая и социальная деятельность требует коррекции в зависимости от принадлежности к определенной группе здоровья. С этой целью медиками разработаны методические рекомендации:

  1. Учебная и физическая деятельность первой группы здоровья проводится по существующим общеобразовательным программам. При непосредственной организации деятельности учитываются возрастные особенности. С их учетом без ограничений можно выполнять нормативы, участвовать в разнообразных мероприятиях, посещать дополнительные образовательные и спортивные учреждения.
  2. Противопоказания для активных занятий второй группы не радикальны. Проводится закаливание, организуется правильное питание для коррекции веса, обязательны посильные занятия физической культурой. Рекомендовано участие в секциях общей физической подготовки. Полезны прогулки, игры на свежем воздухе. Разрешения врача требуется только для участия в мероприятиях с повышенной нагрузкой.
  3. Третья группа требует коррекции физических нагрузок, организация любой деятельности происходит по специально разработанным программам. Врач дает рекомендации и устанавливает ограничения. Особого внимания требует восстановление после нагрузки с помощью специального комплекса дыхательных упражнений. В ходе физической деятельности, которая происходит в низком и медленном темпе, обязательному контролю подлежит частота сердечных сокращений. Разрешение на участие в спортивных мероприятиях дает врач.
  4. Обучение в четвертой группе происходит по специальным программам в соответствующих учреждениях. Двигательная активность ограничивается, большое количество времени в режиме дня отводится на отдых. Обычные спортивные занятия противопоказаны, он посещает группу лечебной физкультуры.
  5. К составлению программ организации деятельности в пятой группе осуществляется индивидуальный подход, они утверждаются лечащим врачом. Двигательная активность значительно ограничивается. Большое количество времени отводится на отдых. Занятия лечебной физкультурой проводит квалифицированный специалист индивидуально.

Видео

Здравствуйте, друзья! Что такое группы здоровья детей по физкультуре? Если задать этот вопрос родителям школьников, а также будущих первоклашек, то внятных, четких ответов будет не много.

С одной стороны, это хорошо! Значит со здоровьем детей все в порядке, и вопрос просто не актуален. Но с другой стороны, никто не застрахован от разных неприятностей со здоровьем. И тогда родители рискуют оказаться совершенно не готовыми к проблемам с физкультурой.

А проблемы появляются, об этом свидетельствует огромное количество сообщений и вопросов по данной теме на различных интернет-форумах. Поэтому предлагаю разобраться с этим прямо сейчас.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

План урока:

Группы здоровья ребенка

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

  • хронические заболевания (есть они или нет);
  • состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
  • сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
  • физическое развитие.

Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.

Первая

Ребенок здоров.

Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.

Вторая

Это дети:

  • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);

  • выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;

  • с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);

  • часто болеющие ОРЗ;

  • у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.

Третья

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;

  • с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.

Четвертая

Это дети:

  • страдающие хроническими заболеваниями. Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;

  • с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда ограничена.

Пятая

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.

Группы по физкультуре

Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

Основная

Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

Они занимаются по основной программе, сдают , им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

Подготовительная

Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии , в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная

Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

Специальная группа делится еще на две.

Специальная «А»

Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная «В»

Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

Как ставят оценки?

Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

Ну вот вроде бы и все, друзья. Есть вопросы? Задавайте их в комментариях. Вместе обязательно разберемся.

Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?

Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.

Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?

А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)

Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Углубленное исследование. Во время него оценивается состояние здоровья ребенка в периоды эпикриза с последующими рекомендациями специалистов для дальнейшего полноценного развития малыша.

Выявление на ранних стадиях различных заболеваний и оздоровление ребенка, целью которого является предотвращение формирования хронического заболевания.

Педиатр определяет группу здоровья, принимая во внимание все осмотры специалистов.

Выделяют несколько критериев для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка:

1 критерий - наблюдаются ли отклонения в раннем онтогенезе.

2 критерий - развитие в физическом плане.

3 критерий - нервно-психическое развитие.

4 критерий - сопротивляемость организма различным болезненным факторам.

5 критерий - состояние органов и систем.

6 критерий - есть ли хронические болезни или врожденные заболевания.

Таким образом, определение группы здоровья происходит, исходя из перечисленных выше критериев. Итак, у ребенка 2 группа здоровья. Что это означает?

Характеристики 2 группы здоровья

Нужно понимать, что группа здоровья - это не что иное, как состояние здоровья ребенка и предрасположенность его к различным заболеваниям, а также присутствие врожденных болезней. Ко 2 группе здоровья принадлежат дети, у которых наблюдаются незначительные проблемы со здоровьем. Они, как правило, чаще болеют, например, ОРЗ, может присутствовать лишний вес или вероятность возникновения аллергии.

2 группа здоровья у новорожденных бывает чаще всего. Потому что в настоящее время полностью здоровых детей не рождается, даже если мать не страдает никакими заболеваниями. Отношение человека к той или иной группе здоровья устанавливается не только в но и сопровождает его всю жизнь.

Выделяют еще две подгруппы среди детей, которых отнесли ко 2 группе

2-А - это дети, которые имеют биологические, генетические и социальные факторы для развития заболеваний, но они здоровы по остальным критериям.

Генетические факторы - это наличие родственников с различными заболеваниями, которые могут передаваться из поколения в поколение. Например, сахарный диабет, заболевания сердца, аллергия и прочие.

Биологические факторы - это отклонения, которые возникли в период беременности и родов у матери. Это быстрые или наоборот долгие роды, кесарево сечение, длительное нахождение плода без околоплодных вод, патологии плаценты, неправильное расположение плода и так далее.

К социальным факторам относятся курение, алкоголизм родителей, работа родителей на вредном производстве, заболевания матери хронического характера, слишком ранняя или поздняя беременность. Наличие инфекций, которые могут передаваться половым путем, угроза преждевременных родов или выкидыша у матери. Плохое питание в период беременности и нарушение общего режима.

2-Б - это дети, которые имеют морфологические и функциональные изменения. Новорожденные, которые относятся к этой подгруппе, перенесли какое-либо заболевание в первые дни или часы жизни и после выписки из роддома у них еще сохраняются какие-то отклонения. Такие малыши часто болеют, присутствуют аномалии конституции и другие отклонения в здоровье.

При выписке из роддома указывается группа риска, и, судя по ней, педиатр должен составить план наблюдений, обследований, проводить профилактические мероприятия (закаливание, прививки). При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Наблюдать за детьми, которые принадлежат к подгруппе 2-Б необходимо в домашних условиях до трех месяцев.

Итак, что такое группа здоровья 2, и как можно отнести детей раннего возраста и дошкольников к ней?

Выделяют ряд отклонений, по которым можно судить о состоянии здоровья ребенка:

Многоплодная беременность.

Незрелость переношен, недоношенность.

Поражение ЦНС.

Гипотрофия 1 степени.

Инфицирование в утробе матери.

Небольшой вес при рождении.

Избыточный вес при рождении (4 кг и более).

Начальный период рахита, 1 степень рахита и его остаточные явления.

Присутствие аномалий в конституции.

Изменения, которые касаются сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, пульса.

Частые заболевания, в том числе респираторные.

Нарушения функций ЖКТ - отсутствие аппетита, боли в животе и прочее.

2 группа здоровья у ребенка - это еще не показатель того, все отклонения должны присутствовать в медицинской карте. Достаточно всего одного или нескольких. По самому тяжелому отклонению определяется группа здоровья.

Все родители легко могут узнать, к какой группе здоровья относится их ребенок. Этой информацией владеет каждый участковый врач, и даже медсестра сможет дать пояснения. Ведь группа здоровья ребенка не является врачебной тайной.

Наблюдение за здоровьем детей в детских учреждениях

Информация о детях со 2 гр. здоровья обязательно должна быть у медсестры детского учреждения. Если ребенок принадлежит к этой группе, то на уроках физкультуры ему предлагается специально разработанный для таких детей комплекс упражнений. Нагрузки для них должны быть ниже. Но это совсем не означает отказ от занятий спортом. Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то таким детям часто назначают занятия лечебной физкультурой.

Ко всему прочему необходимо медицинское наблюдение за детьми, которые относятся к этой группе. Так как у них возможен высокий риск развития различных патологий. Основной метод, который позволяет получить оценку состояния здоровья детей - это профилактический осмотр, который проводят медики.

Существует также алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет. Детей осматривают:

В 3 года (перед поступлением в детский сад);

В 5 с половиной или 6 лет (за год до начальной школы);

В 8 лет, когда ребенок заканчивает 1 класс школы;

В 10 лет, когда ребенок переходит в среднюю школу;

В 14-15 лет.

Если в результате осмотра показатели здоровья ребенка имеют отношение к выделенным Министерством здравоохранения РФ классам и группам болезней, то его относят к определенной группе здоровья.

Занятия физкультурой с детьми 2 группы здоровья

Для того чтобы уроки физкультуры проходили эффективно и без риска для здоровья школьников, последних относят к одной из трех групп (основная, подготовительная и специальная). Деление производит педиатр или терапевт в конце учебного года, но окончательный вердикт специалист выносит только после повторного осмотра перед началом следующего учебного года.

Если у ребенка 2 группа здоровья по физкультуре, то он относится к подготовительной медицинской группе. Это практически здоровые дети, но имеющие те или иные отклонения, слабо подготовленные физически. Школьникам можно заниматься но с условием постепенного усвоения необходимых двигательных умений и навыков. Соблюдается дозировка физической нагрузки, исключаются противопоказанные движения.

Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то тогда ему запрещено выполнять тестовые задания на уроках и участвовать в спортивных мероприятиях. Но специалисты настоятельно рекомендуют проводить дополнительные занятия физкультурой дома или в школе.

Задачи школьников, имеющих 2 группу здоровья:

Укрепление и улучшение здоровья;

Улучшение физического развития;

Освоение важных двигательных навыков, качеств и умений;

Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам;

Закаливание и увеличение сопротивляемости организма к болезням;

Формирование интереса к постоянным занятиям физической культурой, развитие волевых качеств;

Воспитание положительного отношения к ЗОЖ;

Освоение комплекса упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма ребенка, принимая во внимание имеющееся заболевание;

Соблюдение правильного режима отдыха и труда, гигиены, полноценного питания.

Заключение

Таким образом, 2 группа здоровья у ребенка - это не приговор. Не стоит считать его неполноценным или неизлечимо больным. Принадлежность ребенка к этой группе означает, что ему необходим чуткий уход, нужно постоянно следить за состоянием его здоровья, дабы избежать неприятных последствий.

Дети с такой группой здоровья ведут обычный образ жизни и прекрасно развиваются, они ни чем не отличаются от других малышей.