Нарушения сна у ребенка: причины и лечение. Ребенок плохо спит ночью и днем

Считается, что малыши всегда спят крепко и сладко. На самом деле нарушения сна у детей встречаются довольно часто: родители около 20% ребятишек жалуются на то, что их чада с плачем просыпаются по ночам или не могут вечером заснуть вовремя. Беспокойный кроха может серьезно повлиять на здоровье и трудоспособность всех членов семьи. Встречаются и более неприятные патологии, которые свидетельствует о наличии определенных проблем у самого ребенка.

Виды и симптомы нарушений сна у детей

Причины нарушений сна у детей связаны с заболеваниями внутренних органов или непосредственно сбоями в соотношении сна и бодрствования. Последнее нарушение специалисты называют неправильно сформированным паттерном сна. Дело в том, что способность засыпать в определенное время суток и непрерывно отдыхать в течение всей ночи не является врожденной. В период внутриутробного развития она малышу просто не нужна. Младенцы первого года жизни спят по 16-17 часов в сутки, распределяя это время поровну между ночью и днем. Для таких крошек естественно часто просыпаться для приема пищи. Постепенно промежутки между ночными кормлениями увеличиваются, и к полугодовалому возрасту ребенок может спокойно спать с вечера до утра.

Нередко уже после формирования правильного паттерна сна проявляются следующие отклонения:

  • Ночные страхи. Возникают у детей от 3 до 6 лет; мальчики страдают чаще, чем девочки. Ребенок внезапно садится в постели, начинает плакать и кричать. На то, чтобы его успокоить, уходит около получаса. Полного пробуждения при этом не происходит, малыш находится в состоянии полусна. Утром он не может вспомнить ни факт своего беспокойства, ни содержание сна;
  • Ночные кошмары. Могут проявляться у детей любого возраста, но чаще страдают подростки. Ребенок пробуждается полностью и хорошо помнит испугавший его сон;
  • Бруксизм. Малыш во сне крепко стискивает челюсти и скрипит зубами. В этом случае причина нарушения сна у детей точно неизвестна, но, вопреки распространенному мнению, она не имеет ничего общего с глистными инвазиями. Такое расстройство чаще всего проявляется у тинейджеров 12-13 лет;
  • Вздрагивания. Если кроха в возрасте до года часто вздрагивает во сне, родителям стоит насторожиться. Это явление может быть симптомом такой тяжелой болезни, как эпилепсия. В группе риска находятся детишки, родившиеся с гипоксией или имеющие пороки внутриутробного развития;
  • Снохождение (сомнамбулизм, лунатизм). Ребенок проявляет активность во время ночного сна. Иногда это просто беспокойство, но в некоторых случаях малыш встает с постели и ходит по дому. Пробуждения при этом не происходит. Глаза ребенка открыты, движения немного неуклюжи, но он не спотыкается и не натыкается на мебель. Расстройство чаще наблюдается у детишек школьного возраста (преимущественно у мальчиков);
  • Сноговорение. В некоторых случаях проявляется в сочетании с лунатизмом. Ребенок, не просыпаясь, произносит отдельные слова или целые фразы. Речь нечеткая, невнятная. Так же, как при сомнамбулизме, к утру не остается никаких воспоминаний;
  • Ночное недержание мочи (энурез). Иногда причиной этого расстройства являются чисто урологические проблемы, но чаще такое нарушение сна у детей вызывается незрелостью нервной системы. Нередко энурезом страдают ребятишки 6-12 лет с задержкой психического развития. Большую роль в возникновении заболевания имеет наследственный фактор;
  • Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). Это расстройство наблюдается у 3% детей и может проявляться в любом возрасте. Симптомы недуга ярко выражены: ребенок во сне дышит ртом, храпит. У грудничков наблюдаются трудности с приемом пищи, у детишек постарше возникают проблемы с обучаемостью, связанные с дневной сонливостью. Причиной недуга часто является увеличение аденоидов и миндалин (аденотонзиллярная гипертрофия). Иногда СОАС провоцируется нервно-мышечными заболеваниями, ожирением или врожденными патологиями;
  • Нарушения инициации сна. Ребенок подолгу не может успокоиться вечером, пытается оттянуть момент засыпания, протестует, просит «еще одну сказку» и т. д. Расстройство обычно наблюдается у дошкольников. Причина – чрезмерная возбудимость малыша, проблемы с адаптацией в детском коллективе, психологический дискомфорт;
  • Ночные пробуждения. Обычно к ним склонны дети в возрасте 4-12 месяцев. Специалисты считают, что в этих случаях развитие расстройства провоцируется неправильным поведением родителей, слишком нервно реагирующих на ночное беспокойство и немедленно бросающихся «утешать» кроху. Для детишек старше 4 месяцев, которые постоянно пробуждаются по ночам, требуя внимания и еды, существует даже специальное определение – обученный ночной плакальщик;
  • Синдром задержанной фазы сна. Чаще наблюдается у подростков. Нарушение связано как с психологическими проблемами взросления, так и с увеличением нагрузок в школе. Расстройство выражается в переносе времени активного бодрствования на ночные часы, сонливости и вялости днем.

Лечение нарушений сна у детей

Если ребенок страдает расстройством сна, родители обязаны срочно обратиться к педиатру, который назначит консультацию специалиста (невролога, сомнолога, отоларинголога) и определит тактику лечения. До визита к врачу необходимо:

  • Начать вести дневник сна. На протяжении недели следует записывать время засыпаний и пробуждений малыша, длительность периодов ночного бодрствования, особенности поведения и т. д.;
  • Оптимизировать режим дня. Необходимо организовывать прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день), осуществлять прием пищи и в одно и то же время;
  • Создать комфортные условия в спальне ребенка. Нужно регулярно проветривать комнату, поддерживать правильную температуру и влажность;
  • Проверить постельное белье и ночную одежду малыша. Они должны быть чистыми, удобными и сшитыми из гипоаллергенных материалов;
  • Уменьшить активность чада в вечернее время, ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры;
  • Проследить за тем, чтобы обстановка в семье была спокойной, дружелюбной и комфортной. Поговорить с ребенком и выяснить, нет ли у него проблем в общении со сверстниками, учителями и т. п.

Лечение нарушений сна у детей в большинстве случаев обходится без лекарств. Иногда расстройство проходит по мере взросления малыша. При ночных страхах, пробуждениях, сноговорении и лунатизме хорошо помогает простой прием – пробуждение по расписанию. Суть его в том, что ребенка будят за 10-15 минут до предполагаемого времени наступления симптома. При лечении энуреза положительные результаты дает использование так называемых сигналов влажности. Детишкам, страдающим расстройствами инициации сна, помогает организация предсказуемой процедуры, именуемой ритуалом засыпания. Синдром задержанной фазы сна можно скорректировать, постепенно сдвигая время начала ночного отдыха.

Сомнология новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии , включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит. Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли, сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

Сон ребенка

Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки, отвлекаясь от этого сладкого состояния только для того, чтобы поесть. При этом его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциирована с просмотром сновидений (у маленьких детей доказать наличие сновиденческой активности не представляется возможным). В процессе дальнейшего развития доля активной фазы сна неуклонно уменьшается у взрослых она занимает только 20% общего времени сна. Общая продолжительность сна у грудных детей уменьшается до 14 часов к полугоду и 13 – к году жизни. Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних часов, реагирующих на изменение уровня освещенности. А родители своим поведением должны подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот). К возрасту 3 месяцев уже 70% детей спят непрерывно от вечернего до утреннего кормления, а в год эта цифра достигает уже 90%. Происходит и постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому в 1 год и к 1-разовому – к возрасту 2 года.

Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей . Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне . Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач».

Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может принести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей.

Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей. Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша , во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают.

При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна. Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Типичные расстройства сна у ребенка

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% - в каждой шестой семье малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии - трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные , где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.. Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы. В практике американских педиатров, такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна , возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка . Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон.

Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз. К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д.

Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка , так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста. К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке.

Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша?

В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника . В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна , которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить). К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает. Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте.

Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату. В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше предупреждая, таким образом, протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном , когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка , неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.

В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания. Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок -искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник.

После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь. Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии. Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог. В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей.

Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка , предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке. Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

Капризы ребенка отражаются на состоянии здоровья каждого члена семьи. Во время отдыха восстанавливаются функции организма, а сбой режима приводит к заболеваниям внутренних органов.

Неоднократное нарушение сна у малышей – патология. Чтобы выявить причину частых пробуждений, проконсультируйтесь с врачом.

Правильный распорядок дня закладывается после рождения. Внутри мамы нет смены дня и ночи, поэтому малыши до 1 года часто просыпаются в ночное время, а днем хотят спать.

Причин постоянных пробуждений много:

  • наследственность;
  • заболевания внутренних органов;
  • неправильный распорядок дня;
  • эмоциональные всплески, стресс (отсутствие матери больше 2-3 часов, смена детского сада);
  • физические неудобства (мокрое белье, неподходящий климат помещения, режущиеся зубы, крошки или посторонние предметы на постели, колики);
  • отлучение от кормления грудью, позднее кормление;
  • чувство голода.

Проблемы с просыпаниями у малышей часто спровоцированы заболеваниями внутренних органов: рахит, болезни желудка и кишечника, паховая и пупочная грыжа, ревматизм.

По статистике, 20% трудно засыпают и часто просыпаются ночью.

Однако, нарушение сна встречается у взрослых. Часто это спровоцировано стрессами или неправильным образом жизни.

Еще одна проблема у младенцев – нервный тик. Узнать симптомы и методы лечения этой болезни можно здесь.

О причинах, профилактике или способах лечения нервного тика у взрослого человека читайте по ссылке.

Основные проявления расстройства сна у детей

Причиной неоднократных пробуждений или сонного состояния в дневное время может быть отсутствие правильного режима.

Кроме того, выявлены другие отклонения:

Пробуждение среди ночи. Это явление не патология, часто встречается у малышей до 1 года. Однако, неправильное поведение родителей, которые сразу кормят или укачивают младенца, отражается на детской психике.

Другая причина пробуждения – заболевания внутренних органов.

Страхи. Проблемы с просыпаниями из-за стресса появляются у ребят от 2 до 6 лет. Малыш в полусне садится на кровать, кричит или плачет, успокаивается после появления родителей. Во время таких приступов он спит, а утром не помнит своих сновидений. Такое явление спровоцировано сильным эмоциональным возбуждением. К 11-13 годам такое расстройство проходит.

Лунатизм. Проявляется чаще у мальчиков 5-10 лет. Они ходят в спящем состоянии, открывают двери, могут выйти за пределы комнаты или квартиры. Не задевает на предметы, не спотыкается, глаза часто открыты. Утром ничего не помнит. Такое отклонение связано с такими заболеваниями: эпилепсия, энурез, болезни ЦНС и мочеполовой системы.

Разговоры в сновидениях. Во время сновидений часто произносят слова или предложения, но иногда не связанные друг с другом. После пробуждения не могут ничего вспомнить.

Кошмары снятся в любом возрасте, часто эти нарушения появляются у детей 3-7 лет. Они просыпаются ночью, сразу пересказывают приснившееся – это отличие от страхов. Но если кошмары снятся больше 1 раза, обратитесь к врачу.

Бруксизм. Встречается от 10 до 13 лет. При бруксизме они стискивают зубы, меняется дыхание, учащается сердцебиение. Причины такого поведения не выявлено.

Это отклонение часто вызвано нарушениями в работе нервной системы, когда напряжение лицевых мышц не изменяется даже во время сна. Чтобы избежать негативных последствий, проконсультируйтесь с неврологом.

Также, это вызвано из-за неправильного прикуса. Когда малыш часто стискивает зубы, стирается эмаль. Для подробной консультации обратитесь к стоматологу-ортодонту.

Судороги или вздрагивания проявляются у малышей до года, которые родились с гипоксией или пороками развития. Содрогания появляются у подростков с эпилепсией, неустойчивым психическим состоянием и нарушениями нервной системы.

Энурез. Недержание мочи встречается у ребят от 6 до 12 лет. Чаще эта проблема вызвана генетическим заболеванием или задержкой психического развития.

Причина – стресс, нарушение нервной системы или болезни урологического характера.

Проблемы с дыханием. Такое отклонение встречается у многих, возникает из-за увеличения аденоидов или миндалин, а также, связано с болезнями мышц и нервов, врожденной патологией, лишним весом. О методах лечения проконсультируйтесь с врачом.

Расстройство инициации сна. Проблемы с засыпанием у детей часто возникают из-за повышенной эмоциональности, психических отклонениях или сложностях общения со сверстниками.

Синдром задержанной фазы сна. Причина этого нарушения – неправильный режим дня. Подростки не спят ночью, а утром испытывают сложности с пробуждением.

По статистике, бруксизм встречается у 20% детей, а остановка дыхания – 3%.

Нарушение сна у детей лечение

Приступить к лечению частых пробуждений нужно если:

  • пробуждения в ночное время сопровождается резким изменением настроения;
  • возникают проблемы с дыханием и недержанием мочи;
  • носят систематический характер;
  • встречаются у детей до года.

Как работать со страхами, ночными пробуждения, разговорами и хождением во сне? Малыша будят за 15 минут до наступления симптома (кошмары снятся через пару часов после засыпания). Ребенок снова уснет и уже не проснется ночью.

При бруксизме назначают капы для защиты челюсти, а если причиной является нарушение работы нервной системы, прописывают успокаивающие лекарства. При недержании мочи применяют будильники, которые срабатывают при появлении влажности. Разбудите малыша, чтобы это действие выполнялось осознанно. Следите за тем, чтобы ребенок сходил в туалет перед сном.

Детям, которые страдают нарушением инициации сна, составляйте режим дня, чтобы они засыпали в установленное время. Синдром задержанной фазы сна исправляется коррекцией сдвига ночного отдыха на пару часов раньше.

Крохам от недели до года дают настойку из мяты, валерианы, пустырника или фенхеля.

Также, детям с 3 лет врачи назначают растительный “Персен”. Глицин прописывают подросткам дошкольного и школьного возраста.

Если причина постоянных просыпаний – глисты, то больному выписывают “Вормил”, “Гельминтокс”, “Пирантел”, “Левомизил”. В качестве профилактического средства от глистов употребляйте лук, чеснок и сырые семечки тыквы в умеренных количествах. Мыть руки перед едой, после туалета и улицы.

Перед приемом лекарственных препаратов обратитесь за консультацией к врачу.

Профилактика

Перед тем как отправиться к врачу, нужно:

  1. Отмечать частоту пробуждений в течение недели, описать происходящие, время и общее состояние.
  2. Наладить режим дня, вставать и ложиться в одно время. Увеличить ежедневные физические нагрузки до 2-3 часов в день. Каждый день гулять.
  3. Следить за эмоциональным состоянием детей. Ограничить просмотр ТВ и вечерние подвижные игры. Составить меню правильного питания и не давать сладкое перед сном. Бегать и играть лучше в первой половине дня, вечером предложите порисовать или почитать книжку.
  4. Детскую комнату проветривайте ежедневно, температура в помещении 22 градуса Цельсия. Средняя влажность воздуха 65-70%. При сухом климате применяют распылитель или кладут влажную тряпку на батарею. Регулярно менять постельное белье.
  5. Контролировать психологическую обстановку внутри семьи. Подросток должен полностью доверять своим родителям. Поэтому постоянно разговаривайте с ним, интересуйтесь увлечениями, поддерживайте.

Чтобы младенец быстрее уснул вечером, дайте мягкую игрушку, которая будет “защищать” во время сновидений.

Если малыш засыпает только на руках, а в кроватке кричит, применяют такой способ. Родитель садится возле постели, например, читает книжку для себя. Ребенок будет капризничать, разбрасывать игрушки. Мама или папа спокойно подходят, убирают раскиданные предметы, но сразу садятся обратно.

Как справиться с бессонницей?

Не стоит давать реакцию на плач младенца перед сном, так как потом это станет причиной серьезных заболеваний нервной системы.

Нужно создать благоприятные условия для отдыха: погасить яркий свет, почитать книжку, обозначить планы на завтрашний день. Включите успокаивающую мелодию.

Здоровый сон – залог успеха.

Это необходимый фактор для правильной работы организма. Частые пробуждения ребят по ночам – вина взрослых, которые не обеспечили комфортные условия. Если же нет видимых причин, но ребенок продолжает просыпаться в ночное время, обратитесь к врачу.

Список использованной литературы:

  • Левин Я. И., Ковров Г. В. Некоторые современные подходы к терапии инсомнии // Лечащий врач. - 2003. - № 4.
  • Котова О. В., Рябоконь И. В. Современные аспекты терапии инсомнии // Лечащий врач. - 2013. - № 5.
  • Т. И. Иванова, З. А. Кириллова, Л. Я. Рабичев. Бессонница (лечение и предупреждение). - М.: Медгиз, 1960. - 37 с.

Сон – это важная составляющая жизни малыша. Во сне маленький человечек растет. Хороший и крепкий сон необходим не только грудничкам, но и всем детям. Однако, не всегда нормальный и здоровый сон сопровождает рост ребенка. Часто родители жалуются на то, что малыш плохо спит. Что делать, если заметно появление у ребенка бессонницы и как сделать так, чтобы ночной отдых у него был полноценным. Выяснив причину нарушения, родители могут самостоятельно решить эту проблему.

Сон взрослого человека значительно отличается от сна ребенка, которому для полноценного отдыха необходимо в среднем восемь часов. Малыш нуждается в ночном отдыхе, но, в зависимости от возраста, продолжительность сна будет различной.

Бессонница у детей встречается в разном возрасте. Она может развиваться как в грудном, так и в школьном периоде жизни. Симптоматика нарушения сна, в любой возрастной группе, будет одинакова.

Но причины, которые приводят к данной патологии, будут для каждого возраста свои. В каком случае родители должны более внимательно отнестись к ребенку, если появляется следующая симптоматика нарушения сна:

  • малыш долго не может уснуть, капризничает;
  • часто, по нескольку раз за ночь просыпается;
  • пробуждается в ранние часы и больше не засыпает;
  • дети старшего возраста становятся вялыми, рассеянными, сонливыми в дневное время, начинает страдать память, отмечаются проблемы с запоминанием;
  • у ребенка появляется раздражительность, пониженный фон настроения, конфликтность.

Причины нарушения сна у детей

Для того, чтобы лечить инсомнию, необходимо выяснить причины, которые привели к проблемам со сном. Не всегда малыш, с нарушением сна, . Часто, достаточно отрегулировать режим дня маленькому человечку, чтобы патологическая симптоматика исчезла. В зависимости от возраста ребенка, нормальная продолжительность суточного сна будет изменяться так же, как и причины, вызывающие его нарушение.

Груднички и дети до трех лет

Малыши после рождения должны много спать, порядка 17-18 часов в сутки и к году жизни ночной сон сокращается до 12 часов с двухчасовым дневным сном.

Если ребенок не отдыхает положенное время, то к могут приводить следующие причины:

По мере роста малыша, время бодрствования днем увеличивается. К трем годам ребенок уже имеет более широкий кругозор и высокую активность. Поток информации, который он получает, просматривая мультфильмы, книжки или начиная посещать зрелищные мероприятия, действует возбуждающе на нервную систему.

Этот информационный стресс мешает ребенку уснуть. Кроме этого, происходит переход со специального питания на общий стол, что может сопровождаться появлением патологических симптомов, в виде диатеза или расстройства пищеварения.

Бессонница у ребенка в 2 года, может купироваться при коррекции режима дня. Необходимо уменьшить зрелищную и подвижную нагрузки. Прекратить подвижные игры за три часа до сна. Соблюдать диету, в рационе питания, для предупреждения погрешностей в работе пищеварительной системы организма.

У дошколят

Малыш в 3–6 лет — это уже самостоятельный человек, который умеет все. Он общителен, посещает детский сад, достаточное время смотрит телевизор, общается как с взрослыми, так и со сверстниками. Появляются первые конфликты с детьми. Психологическая нагрузка на нервную систему возрастает. Отмечается повышенная опасность заражения различными заболеваниями в детском коллективе. Дискомфорт от физического страдания, мешают малышу нормально спать.

Различные мультфильмы или телевизионные передачи с негативным сюжетом, а так же подвижные игры перед сном, действуют возбуждающе на ЦНС. Незрелая нервная система не может переработать весь поток информации. В результате, возникают ночные страхи и кошмары, развивается боязнь темноты, которые заставляют малыша просыпаться с плачем и звать родителей. Возможные конфликты в семье дополняют негативное действие на неокрепшую психику ребенка.

У школьников и подростков

Начало учебы в школе – это стресс для ребенка. Новый коллектив, большая учебная нагрузка и адаптация к новой жизни, становятся большим испытанием для нервной системы растущего организма. На этой почве возможно возникновение бессонницы у ребенка 8 лет. Кроме этого, переход на новый режим дня, не всегда проходит спокойно.

Первые конфликты с одноклассниками, дают дополнительный стресс. В 7–8 лет первоклассник проходит свой второй пубертатный период в развитии, когда продолжают формироваться внутренние органы, центральная нервная система. Повышенная школьная нагрузка может привести к бессоннице у ребенка 9 лет, если он не справляется со школьной программой.

В этом возрасте возможны проблемы со здоровьем, которые могут привести к развитию бессонницы. Это может быть патология со стороны сердца, различных нарушений в работе нервной системы, в виде тиков, мышечных подергиваний на фоне эмоциональной лабильности, заболеваний эндокринной системы.

По мере роста, у ребенка 11–12 лет, начинается третий пубертатный период, связанный с гормональной перестройкой организма. Половое созревание начинается раньше у девочек. В этом подростковом возрасте дети начинают уделять много времени компьютерным играм, часто с негативным сюжетом, возникает больше конфликтов со сверстниками, родителями и с учителями.

Дополняет все эти явления возрастающая учебная нагрузка, что может привести к бессоннице у ребенка 11 лет. Семейные конфликты или психическая травма, связанная с разводом родителей или потерей любимого животного, может привести к нервно – психическому срыву.

Опасность недосыпа у малышей

Сон – это важная потребность для нормальной жизнедеятельности любого организма, а детского особенно. Именно во время сна, происходит рост и формирование внутренних систем ребенка. Недосыпание в детском возрасте отрицательно действует на все органы, и, в первую очередь, на центральную нервную систему. Это патологическое состояние грозит проблемами в дальнейшем времени не только в физическом, но и в умственном развитии.

Детский организм очень чувствителен к возникшим проблемам со сном. Недосыпание у малышей провоцирует снижение сопротивляемости организма к различным инфекциям. Кроме этого, происходит отставание в весе и росте ребенка. Маленький человечек становится капризным, плохо ест. Если не устранить причину бессонницы и не нормализовать сон, возможна, в дальнейшем, задержка психического развития.

Опасность недосыпа у школьников

Если школьник постоянно не добирает своих часов отдыха, то, в первую очередь, начинает страдать нервная система, которая не успевает прийти в норму. В результате недосыпа, процессы возбуждения, в коре головного мозга, начинают преобладать над процессами торможения, что отражается во внешнем поведении его.

Снижается активность и успеваемость. Происходит замедление реакции, при общении со сверстниками. Начинает страдать логическое и ассоциативное мышление. Ребенок становится раздражительным, плаксивым. Если не купировать бессонницу, в дальнейшем возможно развитие депрессии. А это уже серьезное осложнение, которое требует лечения медикаментозными средствами.

Недосып в школьном возрасте может спровоцировать развитие заболеваний внутренних органов, так как происходит снижение иммунитета. Школьник начинает предъявлять жалобы на здоровье. Поэтому очень важно не допустить развития осложнений. Выяснив вовремя причину нарушения сна у ребенка, справиться с бессонницей родителям можно и без медикаментозных средств.

Лечение детской бессонницы

Для выяснения причины, послужившей развитием этого патологического состояния, необходимо маме понаблюдать за ребенком, за его поведением, за контактами со сверстниками. Для исключения какого – либо заболевания, ребенок должен быть осмотрен педиатром. Если никаких инфекционных или соматических заболеваний не выявлено, врач даст рекомендации по правильному режиму дня.

Если школьник раздражителен, плаксив, конфликтен, имеет проблемы с учебой, необходима консультация невропатолога для определения возможного поражения нервной системы. Лечение бессонницы направлено на снятие симптомов возбуждения ЦНС и устранения нарушений сна. Медикаментозное лечение назначается детям только специалистом и только по определенным показаниям.

Применять детям самостоятельно, какие — либо медикаментозные препараты, категорически воспрещается. У малышей до трех лет лекарственная терапия, по поводу нарушения сна, запрещена. В старшем возрасте, лечение медикаментозными препаратами возможно только по назначению врача, и средствами на основе лекарственных трав, таких как:

Хороший эффект оказывает лечение нарушений сна гомеопатическими средствами, в состав которых входят вытяжки из трав, представленных в микродозах. Лечение назначается только врачом гомеопатом, который определяет средство, дозу на прием и продолжительность курса лечения.

Препараты, которые можно применять при детской бессоннице — это:

  • Валерианахель – показан детям с двух лет;
  • Норма-сон;
  • DreamZzz – показан детям с нарушением сна на фоне лабильной нервной системы.

Правильная организация режима дня и сна ребенка, как малыша, так и школьника, в сочетании с медикаментозным или домашним лечением средствами народной медицины, позволит купировать симптомы бессонницы и ее осложнения.

Доктор Комаровский о правилах детского сна

Лечение бессонницы у детей необходимо проводить, в первую очередь, с создания ребенку комфортных условий для сна. Известный педиатр, доктор Комаровский, дает рекомендации, следуя которым можно легко уложить ребенка спать, обеспечив покой всей семье.

Полноценный ночной отдых маленького человечка зависит во многом от родителей. Очень важно создать ему условия для нормального сна. Если имеются признаки бессонницы, необходимо выполнять определенные мероприятия, рекомендованные доктором Комаровским.

Они нужны не только для малышей, но и для детей дошкольного и школьного возраста. Только четкое их соблюдение и лечение, по показаниям, медикаментозными средствами или народной медициной, поможет купировать симптомы бессонницы и восстановить ребенку здоровый сон.

Догонялки

«В детском саду мы играли в догонялки, и решила посмотреть, далеко ли я убежала. Когда повернула голову обратно, меня ждал угол бетонной стены. Я разбила лоб, но мне не было больно, я боялась испачкать кровью свою белую кофту».

Вопросы:
1. Какие условия должны быть созданы в детском саду для проведения подвижных игр детей?

Детские шалости и озорство

Клей

Клей жутко вонял, но четырехлетний Эдик все равно весь им измазался. Весело будет, он же будет весь липкий! Вот все посмеются! Но взрослые смеяться не стали, а принялись отмывать мальчика. Ничего, в следующий раз Эдик поиграет с аптечкой с лекарствами, он ее на нижней полке шкафа видел!

Детские конфликты

Драка

В драке участвовала почти вся группа. Одни дрались, другие кричали. Воспитатель в это время была в раздевалке с двумя детьми, которые долго переодевались после прогулки. Когда прибежала воспитатель, все испугались и разбежались, на полу остался только один плачущий мальчик. С сотрясением мозга его отвезли в больницу.

Вопросы:
1. Где в группе должен постоянно находиться воспитатель?

Дети и педагоги

Сказки

Воспитательница всегда читала детям сказки. Олеся очень хотела, чтобы прочитали ее любимую книгу с красивыми картинками. Мама принесла книгу в детский сад, ее читали вслух, и Олесе все сказали спасибо.

Вопросы:
1. Необходимо ли детям чтение вслух, или же это можно заменить просмотром мультфильмов, фильмов?