Витамины для ума детям. Препараты для улучшения памяти и работы мозга – долой рассеянность и забывчивость! Ноотропы для детей

Мозг человека является одним из загадочных творений природы. Его возможности еще до конца не изучены, в ученых кругах по этому поводу ведутся постоянные исследования, споры и дискуссии. Без всякого сомнения, наука знает достаточно о работе человеческого мозга, но все равно остается много неразгаданных тайн.

Головной мозг можно сравнить с центром управления, который руководит и контролирует работу всего организма. Оказывается, качество выполнения этого контроля напрямую зависит от нашего образа жизни, режима дня, питания и многих других факторов.

Каждому из нас знакома ситуация, когда создается ощущение, что голова совсем не соображает. Это вполне нормальное состояние в тех случаях, когда ваш мозг требует отдыха, он просто устал от нагрузок и ему требуется передышка.

Чем же мы можем помочь главному органу в нашем организме?

Факторы, влияющие на работу мозга

Мозг не может мыслить сам по себе, это происходит по воле нашего сознания. Исходя из ритма современной жизни, достаточно легко «потерять голову», ведь имеется слишком много факторов, которые оказывают влияние на работу нашего мозга. Среди них можно выделить следующие:

  1. Вредные привычки. Каждая порция никотина сужает сосуды мозга, что нарушает снабжение его питательными веществами и кислородом, а это непременно постепенно приведет к тому, что вам понадобятся лекарства для улучшения работы мозга и памяти. Алкоголь же приводит к иссушению мозговой ткани и отмиранию нейронов.
  2. Хроническое недосыпание.
  3. Игнорирование завтрака. Этот прием пищи снабжает организм энергией на весь день. Если вы регулярно пропускаете его, то мозг недополучает глюкозу, что обязательно сказывается на его работоспособности в течение дня.
  4. Большое количество сладкого. Это верно, что для работы мозга углеводы просто необходимы, но избыток сахаров в виде конфет, пирожных, сдобных булочек мешает усвоению полезных белков, что опять приводит к нарушению питания нейронов.
  5. Постоянное воздействие стрессов. Кратковременная встряска для организма даже полезна, адреналин, который при этом выбрасывается, активизирует работу и улучшает память. Слишком продолжительное же нервное и психическое перенапряжение дает обратный эффект. Порой случается, что срочно становится необходимым средство для улучшения работы мозга.
  6. Прием антидепрессантов и снотворных препаратов. Длительный курс этих лекарств вызывает привыкание, и общее нарушение работы мозга.
  7. Недостаток солнечного света. Каждый, наверное, замечал, насколько снижается наша работоспособность во время пасмурных осенних дней. Длительное отсутствие солнца не только ухудшает нам настроение, но и сказывается на способностях наших мозговых клеток.
  8. Недостаточное потребление воды. Эта жидкость просто жизненно необходима для нормального функционирования всего организма. При ее недостатке могут наблюдаться общие проблемы со здоровьем, а также уменьшение объема мозга.
  9. Большое количество информации. На современного человека ежедневно сваливается много того, что надо запомнить и переработать. До некоторых пор для мозга это благо, происходит его тренировка, улучшается память. Но когда информации становится слишком много, то наш руководящий орган начинает бунтовать. Это может проявляться забывчивостью и снижением работоспособности.

Как много существует факторов, от которых зависит работа нашего организма. На помощь нам всегда могут прийти современные лекарства для улучшения работы мозга и памяти. Если знать, какие средства и когда принимать, то вполне можно ощутить эффект.

Как помочь своему мозгу

Мозг - это не простое наполнение черепной коробки, а образование, без которого невозможно представить себе нашу жизнь. Именно он дает нам возможность принимать важные и своевременные решения, которые определяют всю нашу жизнь.

Не все наделены одинаковыми умственными способностями от природы, но это вовсе не означает, что нельзя помочь в работе своему мозгу. Очень даже возможно, если подойти к этому вопросу комплексно. В перечень первоочередных действий можно включить:

  • Лекарства для улучшения работы мозга и памяти.
  • Изменение образа жизни.
  • Правильное питание.

Только в совокупности эти мероприятия смогут дать существенный эффект.

Предназначение лекарств для мозга

Если у вас возникают проблемы с памятью, и вы стали замечать, что ваш мозг работает совсем не так, как хотелось бы, то придется обратиться к врачу. Он выпишет ряд лекарств, после их приема вы должны почувствовать улучшение работы головного мозга. Препараты в первую очередь усиливают кровообращение в этом органе, что сразу положительно сказывается на его работе.

Что наблюдается в организме во время приема таких лекарств:

  • Улучшается передача нервных импульсов.
  • Уничтожаются свободные радикалы, разрушающие клеточные стенки.
  • Кровоснабжение мозга заметно становится лучше.
  • Улучшается память и работоспособность.
  • Происходит более активное и быстрое восстановление после инсультов.

Лекарства, улучшающие память

Проблемы с запоминанием информации могут наблюдаться абсолютно у каждого человека. Это обычно начинает происходить с возрастом, появляется так называемая забывчивость.

Но случается и так, что проблемы с памятью могут привести к серьезным последствиям, когда, например, человек выходит из дома и забывает, где он живет. В этом случае только врач сможет дать рекомендации о том, какие лекарства для памяти помогут все привести в норму.

На вооружении у медицины имеется две группы препаратов для улучшения работы мозга:

  1. Ноотропы. Специально разработаны для укрепления стенок и стимуляции тканей головного мозга. Их выписывают не только, как но и как препараты, способные помочь психически неуравновешенным личностям.
  2. Естественные стимуляторы. Их получают из растения гинкго билоба. Выпускают эти препараты чаще всего в виде капель.

Врач после разговора с пациентом уже примет решение, из какой группы выписать лекарства, улучшающие память.

Популярные препараты для мозга и памяти

В любой аптеке вам всегда фармацевт может предложить лекарства из данной группы без рецепта врача. В некоторых случаях это не столь важно, если вы приобретаете витаминные препараты или какие-либо безобидные средства, например «Глицин». В случае серьезных проблем в этой области не стоит заниматься самолечением.

Среди всех лекарств наиболее известными являются:

  1. «Ноотропил». Иногда его назначают и совершенно здоровым людям, которые хотят повысить работоспособность своего мозга.
  2. Часто назначают «Интеллан» как лекарство для памяти пожилым (особенно при сильных нервных истощениях, расстройствах, бессоннице).
  3. «Фезам». Актуален его прием при мышления. Принимать препарат надо курсами по 1-3 месяца в зависимости от состояния. Его обычно не назначают как лекарство для памяти детям, так как он дает серьезные побочные эффекты.
  4. «Пирацетам». Достаточно популярный препарат даже у учащейся молодежи, особенно во время сессий.
  5. «Фенотропил». Повышает не только память, но и работоспособность, поэтому его активно принимают спортсмены.
  6. «Витрум мемори» является препаратом на основе фитосбора, из-за этого рекомендуется длительный прием.
  7. «Кавинтон» улучшает кровообращение, снабжение мозга кислородом, дает положительный эффект при нарушениях памяти и внимания.
  8. «Пикамилон». Улучшает работу мозга, умственную деятельность, повышает устойчивость организма к большим нагрузкам.
  9. «Церебролизин» в своем составе содержит много незаменимых для мозга аминокислот, поэтому положительно влияет при нарушениях памяти.
  10. «Гинкго билоба» зарекомендовал себя как отличный антиоксидант.
  11. «Глицин». Распространенный в приеме препарат как для детей, так и взрослых. Улучшает мозговую деятельность, память.

Список можно еще продолжать, но если вы точно не знаете, что вам требуется, не приобретайте препарат самостоятельно. Ведь только доктор может вам посоветовать, какое лекарство улучшает память более эффективно. В каждом конкретном случае лечение может существенно отличаться.

Детские препараты для мозга

Наши дети подвержены серьезным нагрузкам в школе. Учебная программа сейчас достаточно трудная, не каждому ребенку под силу с ней справиться. Даже сильные ученики порой испытывают проблемы с запоминанием большого объема информации, а что уже говорить про средних троечников?

На работоспособность детского мозга оказывает, к сожалению, отрицательное влияние увлеченность компьютерами, обилие решебников, Интернет. Сейчас не надо много думать, чтобы написать сочинение по литературе, сделать задание по алгебре. Достаточно открыть Интернет и отыскать все ответы. Клетки мозга отучаются работать самостоятельно, поэтому постепенно ослабевает их способность длительно хранить информацию.

На помощь могут в этом случае прийти витаминные препараты, как лекарство для памяти детям. Родители могут самостоятельно определить симптомы нехватки витаминов у своего ребенка. Признаками этого состояния являются:

  • Быстрая утомляемость.
  • Неспособность запоминать учебный материал.
  • Слабое произвольное внимание.
  • Снижение памяти.
  • Неусидчивость.

Среди лекарственных препаратов имеется достаточно обширный список витаминов, которые можно подобрать для ребенка любого возраста. Если говорить о школьниках, то чаще всего принимают следующие комплексы:

  1. «Пиковит». Помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться к школьным нагрузкам. Минералы и витамины, содержащиеся в нем, улучшают умственную деятельность и память.
  2. «Алфавит». Популярный препарат у родителей и детей. В каждой таблетке витамины и минералы подобраны грамотно, с учетом их сочетаемости между собой.
  3. «Витамишки». Можно начинать прием уже детям с 3 лет. Препарат не только стимулирует работу мозга, улучшает память, но и укрепляет иммунитет.

Все детские витамины не содержат вредных добавок, поэтому полностью безопасны для детей. В результате их приема можно наблюдать следующие изменения:

  1. У ребенка повышается интеллект.
  2. Улучшается качество запоминания материала, а значит, успеваемость становится лучше.
  3. Ребенок самостоятельно способен выполнять домашние задания.
  4. Школьник становится более усидчивым и внимательным.

Желательно начинать прием витаминных комплексов еще до начала занятий, а не дожидаться появления проблем.

Продукты для мозга

Наш мозговой центр как никакой другой орган нуждается в постоянном поступлении питательных веществ. Именно поэтому качество нашего питания налагает отпечаток на работу мозга.

Можно привести следующие продукты для улучшения работы мозга.

  1. Крупы являются источниками витаминов группы В, без которых о нормальной работе мозга можно забыть. Начинайте свой день с каши или мюслей, и ваша память никогда вас не подведет.
  2. Семечки, орехи, яйца содержат большое количество витамина Е. А он влияет не только на память, но и улучшает зрение.
  3. Свежие фрукты, ягоды, особенно смородина и черника.
  4. Рыба. В рацион ее необходимо включать не менее 3 раз в неделю. Если вы будете соблюдать это простое правило, то болезнь Альцгеймера вам не грозит.
  5. Брокколи. Эта разновидность капусты содержит много витамина К, который стимулирует познавательную деятельность мозга.
  6. Яблоки. Самый доступный фрукт и такой полезный. Препятствует образованию бляшек в сосудах мозга. В день достаточно съесть всего половинку яблока.

Все перечисленные продукты вполне доступны, поэтому при желании вы всегда можете включать их в свой рацион, тогда вам не понадобятся лекарства для улучшения работы мозга и памяти.

Народная медицина

Советы лекарей можно использовать при борьбы с многими недугами, а если дело касается работы нашего мозга и плохой памяти, то от применения вполне можно ожидать положительного эффекта.

Среди основных методик можно перечислить следующие:

  • Питание.
  • Тренировка мозга.
  • Прием травяных сборов.
  • Массаж.
  • Употребление меда и продуктов пчеловодства.

Многие скептически относятся к народным рецептам, а зря. Самое главное - это регулярный и длительный прием, только в этом случае можно ожидать эффект от применения.

Травы для мозга

Среди растительных организмов много таких, которые готовы прийти к нам на помощь в различных ситуациях. Человек с самой глубокой древности пользовался дарами природы для лечения болезней. Сейчас, учитывая изобилие лекарств в аптеках, об этом стали забывать.

Можно посоветовать использовать следующие травы для улучшения работы мозга:

  1. Девясил. Его настойку применяют при ослаблении памяти. Можно приобрести готовую в аптеке или приготовить самостоятельно из корней этого растения.
  2. Сосновые почки. Из них готовят настой, который рекомендуется принимать три раза в день по 2 столовые ложки после еды.
  3. Шалфей. Не только улучшает память, но повышает работоспособность, держит нервную систему в тонусе. Следует заваривать листья растения, можно добавить мяты и принимать по 50 мл 4 раза в день.
  4. Клевер. Головки его надо настаивать на водке в течение 2 недель, а потом принимать по 1 столовой ложке в день, можно делать это перед сном. Такой настой отлично справляется со слабой памятью, избавляет от головной боли и шума в ушах.

Народные средства имеют некоторые преимущества: они действуют мягко и практически не вызывают побочных эффектов.

Гимнастика для мозга

Как и мышцы, наш мозг для поддержания своей работоспособности нуждается в постоянных тренировках. Мы уже отмечали, что современная компьютеризация совершенно отучила нас думать, поэтому в том, что наш мозговой центр стал периодически нас подводить, виноваты мы сами.

  1. Обучение иностранным языкам.
  2. Заучивание стихов наизусть.
  3. Периодически отправляйтесь на работу другим путем.
  4. После того как придете домой, постарайтесь с точностью описать свой маршрут: что вам встречается по пути вашего следования.
  5. Играйте с детьми в игру «Чего здесь не хватает?».
  6. Решайте головоломки, разгадывайте кроссворды.
  7. Попробуйте есть левой рукой, если вы правша.
  8. Научитесь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Можно долго перечислять все возможные приемы, но самое главное, не давать своему мозгу лениться. Поэтому постоянно заставляйте его работать, мыслить, анализировать. Только в этом случае можно гарантировать, что до самой глубокой старости вы будете оставаться, что называется, в здравом уме.

Потребность детского организма в витаминах велика. Необходимость в них возникает с первого дня жизни и нарастает по мере развития ребенка. Поступление витаминов в достаточном количестве способствует укреплению костных тканей, формированию хорошей памяти, защите против болезней и повышению интеллекта. Нехватка может привести к физическим и умственным недостаткам маленького человечка.

Интеллект ребенка и его способности к обучению во многом зависят от достаточного поступления витаминов в организм

Вовремя полученные витамины благотворно сказываются на уме ребенка. Активность мозга возрастает, приводя к явному и положительному отличию таких детей от своих ровесников. Дети, получающие их регулярно, отмечаются:

  • высоким интеллектуальным развитием;
  • быстрым усвоением учебных материалов;
  • легким решением заданий;
  • крепкой концентрацией внимания.

Характеристики элементов

Для наглядности составим два списка с характеристиками полезных элементов. Первый познакомит вас с витаминами. Второй составлен для основных минералов и веществ, необходимых мозгу. Пояснения к каждому из пунктов помогут родителям определиться и с рационом, и с пониманием того, чего не хватает их чаду. Внимательно изучите их, чтобы правильно подобрать для отпрыска витаминный комплекс.

Список витаминов

  • В1 (тиамин). Стимуляция познавательной активности, улучшение запоминания, оптимизация работы мозга. Крупы (овсяная, гречка, горох). Орехи, хлеб из муки грубого помола, свинина. Плохой сон, раздражение, частый плач, быстрая утомляемость, понижение аппетита, ухудшение внимания и памяти.


Витамин В1 можно без труда найти в популярных продуктах питания
  • В6 (пиридоксин). Способствует образованию нейротрансмиттеров, нормализующих эмоции, сосредоточенности внимания. Мясо курицы, рыба, цельные злаки, фасоль, орехи. Высыпание на кожных покровах, депрессии, спутанность сознания.
  • Витамин Е. Природный антиоксидант, умеющий связывать свободные радикалы, опасные для нейронов головного мозга. Масло растительное, орехи, семечки, цельные злаки. Слабость мышц, двигательная раскоординация.
  • В12 (цианокобаламин). Нормализует работу нервной системы, улучшает память. Все виды мяса, яйца, рыба, молоко и продукты из него. Быстрое уставание и нервозность, ослабление способностей к познанию.

Список минералов

  • Селен (Se). Обладает иммуномодулирующими и антиоксидантными свойствами, участвует в защите клеток мозга, улучшает их работу. Злаки, мясо, зерновые и морепродукты. Сбои в функционировании щитовидки, понижение иммунитета, частые простуды и ОРВИ.
  • Цинк (Zn). Обладает иммуномодулирующими и антиоксидантными свойствами, участвует в защите клеток мозга, улучшает их работу. Злаки, мясо, зерновые и морепродукты. Сбои в функционировании щитовидки, понижение иммунитета, частые простуды и ОРВИ.
  • Йод (I). Развивает интеллект, улучшает функционирование мозга. Морские продукты и водоросли. Снижение концентрации внимания, нарушения в щитовидной железе, задержки в интеллектуальном росте.


Йод крайне необходим для правильной работы щитовидной железы
  • Железо (Fe). Насыщает мозг кислородом, повышает уровень гемоглобина. Овощи зеленые, печень говяжья, сухофрукты, яблоки, яичный желток. Физическая слабость, слабость умственного развития.

Источники витаминов природного происхождения

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Определенное количество витаминов поступает в организм детей из привычных продуктов. Задача родителей заключается в том, чтобы грамотно сбалансировать рацион питания своего чадо. Некоторые элементы мы разобрали в предыдущем блоке, о других следует сказать отдельно:

  1. Витамин D поставляется в наш организм растительными маслами (желательно кукурузное или подсолнечное), мясом курицы, свининой и говядиной, цельными злаками, орехами и рыбой.
  2. Витамин Е, жизненно необходимый для правильной работы мозга, можно получить из кунжутного, соевого, подсолнечного масла, печени, яичного желтка и овсяной каши.
  3. Витамин Р снимает риск кровоизлияния и некоторых заболеваний, его получают из ягод, яблок, цитрусовых, сладкого перца и винограда. Хорошим поставщиком витамина служит гречка.


Сладкий перец - настоящий кладезь витаминов, в нем же содержится достаточно редкий витамин Р

Как правильно составить витаминное меню?

Вооружившись информацией о необходимых для развивающегося ума продуктах, составляйте меню сразу на неделю: так вам легче будет планировать разнообразие блюд на каждый день. Помните, что завтрак должен быть сытным, обед полноценным, а ужин легким. Воспользуйтесь нашими советами:

  • Распишите наборы продуктов по дням и закупите их на неделю. Морскую рыбу дают вместо мяса из расчета 2-3 раза за 7 дней.
  • Морепродукты используйте для приготовления салатов, гарниров, бутербродов.
  • Список перекусов также составляем на 7 дней. Распределите их прием по очереди. Например: понедельник – салат из морепродуктов, вторник – орехи, среда – бутерброды с икрой или рыбой, четверг – орехи, пятница – салат из морепродуктов, суббота – орехи, воскресенье – бутерброды.
  • Орехи желательно давать ребенку до 5 раз в неделю, поэтому, вместе с перекусом, добавляйте их в салаты и каши.
  • Рацион из продуктов, усиливающих память, устанавливается на 3-4 недели. Этого времени достаточно, чтобы организм вашего чада накопил полный объем полезных веществ. Благотворное действие их на мозг продлится на несколько месяцев.

Подкрепите пищевую помощь режимом дня и занятиями со своим сокровищем. Следите, чтобы ваш сын или дочка ложились спать вовремя, чтобы сон их был крепким и здоровым. Направьте досуг малыша на тренировку памяти.

Давайте ему разнообразные развивающие игры, о которых вы можете узнать из других наших материалов. Приучайте отпрыска к чтению книг (рекомендуем прочитать: ). Поступление информации, требующей запоминания, расширяет резервы мозга в области памяти.



Полноценный сон обязательно включает в себя засыпание в одно и то же приемлемое время

В каких случаях требуется прием витаминов?

Обеспечить необходимый объем полезных веществ только питанием невозможно, поэтому малышу следует принимать готовые препараты. Однозначно говорить о том, что всем детям требуется подпитка для мозга, нельзя. Выявить же потребность ребенка в питании мозга несложно. Обратите внимание на следующие причины:

  • многочисленные капризы, стойкое нежелание есть полезную, но нелюбимую еду;
  • неправильное питание, при котором малыш недополучает достаточного количества витаминов.

Если эти причины есть в жизни ребенка, значит, ему показан прием препаратов. Сегодня разработана масса витаминных комплексов, которые особенно важно принимать деткам 6-8 лет. Поступление в школу и последующее обучение в ней дает повышенную нагрузку на мозг детей. Очевидно, что те из них, кто и до школы испытывал трудности со вниманием и памятью, в школе столкнутся с серьезными проблемами. Важен и переход из начальной школы в среднюю (к 10 годам), где увеличивается информационный объем, а, значит, витаминные препараты пригодятся в качестве поддержки мозговых функций.



Школьная программа предъявляет достаточно высокие требования к ребенку, поэтому прием витаминов будет очень актуален

Какие витаминные комплексы можно купить?

Родителям, прежде чем отправляться в аптеку, стоит учесть, что витаминные комплексы для взрослых не подходят для маленького организма. Фармацевтами налажен выпуск специальных препаратов для маленьких потребителей. Отметим самые популярные и полезные из них: Пиковит, Мульти-Табс, ВитаМишки, АлфаВит и Юниор Би Вайс. Полностью заменить другие источники поступления важных элементов эти препараты не могут, поэтому следует обеспечить полноценный рацион питания маленького человека.

Какую пользу несут витаминные комплексы?

Прием витаминов помогает улучшить память, увеличивает защитные силы организма, снижает частоту заболеваний. Повышается интеллект, правильно идет развитие костной системы, улучшается состояние кожных покровов. Если маленький организм испытывает недостаток витаминов, происходит нарушение в физическом и умственном росте. Важно начинать прием витаминов заранее, не дожидаясь, когда начнется повышенная нагрузка на мозг.

Выпуская витаминные комплексы, не все производители добросовестно изучают особенности потребностей детского организма по возрасту. Некоторые прописывают суточную дозировку без учета возраста, не соблюдается и сочетание компонентов. Избежать ошибочного выбора помогают рекомендации педиатра. Посоветуйтесь с врачом, покажите ему ребенка, расскажите о проблемах - специалист подберет вам оптимально полезный препарат.



Подобрать оптимальный витаминный комплекс для ребенка сможет педиатр

Какие комплексы подходят школьникам?

Выбирая препараты, ищите те, где прописан натуральный состав без искусственных подсластителей и красителей. Внимательно изучайте дозировку средства. Приведем список наиболее востребованных и хорошо работающих комплексов для школьников:

  • Пиковит. Деткам 6-8 лет подойдет комплекс «Пиковит Омега-3». Препарат облегчает адаптацию к учебным нагрузкам, помогает быстрей привыкнуть к школьным занятиям. Старшим школьникам 9-12 лет, рекомендован витаминный комплекс «Пиковит-Форте», стимулирующий умственную активность и укрепляющий память (рекомендуем прочитать: ).
  • ВитаМишки одинаково полезны и для малышей, и для подростков. Способствуют улучшению памяти, стимулируют работу мозга, укрепляют иммунитет, повышают физические силы.
  • АлфаВит показан к применению со школьного возраста. Комплекс способен повысить умственную работоспособность, помогает хорошо переносить психологические и эмоциональные нагрузки, усиливает концентрацию внимания.

Описанные комплексы не содержат искусственных добавок, хорошо переносятся детским организмом, не несут побочных действий. Эффективно работают на улучшение функций головного мозга и общее состояние организма. Единственным противопоказанием к их приему служит индивидуальная непереносимость компонентов препарата. Обязательно следите за передозировкой средств.



ВитаМишки прекрасно подойдут для детей любого возраста

Как грамотно принимать витамины?

Витамины очень нравятся детям, что может привести к передозировке. Остановимся подробнее на особенностях приема самых важных из них и последствиях передозировки:

  • Количество витамина B1 уменьшается из-за приема антибиотиков или антацидных средств. Стремясь восстановить норму, можно допустить передозировку витамина, что приведет к аллергии. Чрезмерные дозы негативно скажутся на работе печени. Правильная доза легко усваивается и хорошо сочетается с приемом других витаминов.
  • Перебор витамина B6 выльется в повышенную утомляемость, боли в конечностях, общую физическую слабость. Витамин следует принимать совместно с кальцием, витамином B3 и медью (см. также: ).
  • Увеличенная доза витамина Е снижает скорость свертываемости крови, приводит к расстройствам ЖКТ, вызывает головные боли. Витамин нельзя принимать вместе с витамином К, может возникнуть кровотечение. Полезно сочетать его прием с витамином С.
  • Незначительное превышение В12 никак не сказывается, организм отлично справляется с излишками витамина. Непомерная доза вызывает ощущение сдавленности и онемения в конечностях. Рекомендован прием с другими витаминами группы В (В12, В5 и В9).

Как принимать минералы и другие элементы?

Осторожность в дозировке требуется и при приеме минералов и других полезных элементов.

Предлагая ребенку витаминный комплекс, соблюдайте разумную дозировку. Витамины, несмотря на всю их полезность и важность, нельзя есть горстями. Делайте выбор препарата совместно с педиатром, а, не наслушавшись «убедительных» презентаций производителя.

Возьмите на заметку следующее:

  • Селен в повышенной дозировке приводит к интоксикации, желудочным расстройствам, нарушениям в работе ЦНС, усталости и раздражительности. Симптомом передозировки служит неприятный запах изо рта, высыпания на коже, ломкость ногтей и волос. Рекомендуется сочетать с витамином С.
  • Излишек цинка провоцирует дефицит меди, приводит к сбоям в иммунной системе, вызывает рвоту и тошноту. Показан совместный прием с магнием в оптимально правильной дозе.
  • Йод несет огромную пользу юному организму, но превышение нормы проявляется поносом, тошнотой, рвотой, лихорадкой. Возможно понижение частоты пульса и спутанность сознания. Постоянный прием йода сверх нормы провоцирует образование зоба, тиреоидита и тиреотоксикоза.
  • Уровень железа часто понижен у детей, но и его передозировка не ведет ни к чему хорошему. Лишнее железо влияет на расстройства ЖКТ, нарушает работу сердца, приводит к сбоям в печени и почках. Правильная доза устанавливается врачом, исходя из индивидуальных противопоказаний. Принимается в комплексе с витаминами С и В6.

Помните - даже самый безопасный витаминный препарат может нанести вред, если принимать его бездумно.

  • Чтобы ребенок хорошо учился, помимо традиционных канцелярских принадлежностей ему понадобятся витамины для школьников. Эти вещества повышают устойчивость детского организма к инфекциям, улучшают память, внимание, прибавляют жизненных сил.

    Лучше всего, если витамины поступают вместе с пищей. Но если ребенок плохо ест, большую часть дня проводит в школе, да и свежих фруктов в период учебы недостаточно - на помощь придут витаминные добавки.

    Когда нужны витамины?

    Родителям стоит задуматься, хватает ли для их ученика полезных веществ, если:

    • у него плохой аппетит ;
    • он питается ограниченным набором продуктов ;
    • есть проблемы с обучением ;
    • у ребенка нарушены память и концентрация внимания ;
    • часто болеет ;
    • нужно восстановить организм после длительного приема лекарств (особенно антибиотиков) .

    А также если с ребенком все в порядке, но он :

    • готовится к олимпиаде или экзаменам ;
    • много занимается спортом .

    Прием витаминов противопоказан при аллергии на какой-то из компонентов комплекса, при подозрении на наличие гипервитаминоза.

    Формы выпуска

    Витамины для детей школьного возраста приемлемы в любой форме. В период от 7 до 12 лет уже можно принимать таблетки, капсулы, даже вводить витаминные препараты в инъекциях, если это необходимо по показаниям.

    Большинство детей предпочитают жевательные драже или таблетки для рассасывания, гели, сиропы и мармеладки.

    Витаминные комплексы

    Врачи могут назначить ребенку отдельные витаминные препараты, которые необходимы в данной ситуации. Например, неврологи в составе комплексного лечения часто рекомендуют В 6 , а педиатры — Д 3 . В общеукрепляющих целях обычно требуется набор различных полезных веществ, для каждого возраста свой. Таблетки могут содержать от 40 до 100% рекомендуемой в сутки дозы витаминов.

    Один из наиболее полных витаминных комплексов. 13 витаминов в нем дополнены 10 минералами. Компоненты подобраны по совместимости и разделены на 3 приема. Для большего удобства таблетки имеют разные цвета – белый, желтый и розовый. Клинически доказано, что такой подход имеет значимые результаты – витамины из комплекса Алфавит намного лучше усваиваются. Препарат рекомендуется , для развития ума и памяти.

    Пиковит Форте 7+

    Таблетированная форма известного препарата, предназначенная специально для школьников. Содержит 11 витаминов, среди которых хорошо представлена группа В. Рекомендуется при повышенных нагрузках, плохом аппетите, в период риска простудных заболеваний. Разрешен прием при диабете.

    Жевательные таблетки для детей 7-14 лет. Комплекс включает в себя максимальное количество полезных веществ. рекомендуется в период активного роста ребенка благодаря высокому содержанию кальция, магния и фосфора. Имеет важное значение для стимуляции памяти и внимания. В сутки достаточно 1 таблетки.

    Шипучие растворимые таблетки, предназначенные для подростков 12-17 лет. Содержит 10 витаминов в комплексе с магнием. Благотворно действует на нервную систему, снижает возбудимость, помогает усваивать новый материал, адаптироваться к растущим нагрузкам, экзаменам. Принимается по 1 таблетке в 150 мл воды.

    Жевательные таблетки для дошкольников и младших школьников (4-11 лет). Сбалансированная формула содержит 11 витаминов и 7 минералов. Введение дополнительного количества йода полезно для мозга и положительно сказывается на работе нервной системы. Особенно рекомендуется при поступлении в школу для адаптации к новым нагрузкам. Назначается по 1 таблетке в день.

    Жевательные таблетки для подростков (11-17 лет). Аналог комплекса Юниор с некоторой поправкой на возрастную дозировку. Стимулирует рост, физическое и умственное развитие. Помогает при школьных нагрузках, занятиях в спортивных секциях, подготовке к экзаменам.

    Жевательные таблетки для детей 4-12 лет. Содержит 13 витаминов и 9 минералов. В комплексе широко представлены витамины группы В, в большом количестве содержится кальций. 1 таблетка в день рекомендуется при отставании в росте, множественном кариесе, утомляемости.

    Полезное лакомство в виде мармеладных мишек.

    Подходит для детей с 3 лет, но можно принимать и школьникам благодаря широкому ассортименту комплексов:

    • для укрепления иммунитета – Immuno+ с облепихой ;
    • для улучшения умственного развития – Multi+ с и йодом ;
    • для укрепления зубов и костей – Calcium+ с и кальцием ;
    • для улучшения пищеварения – Bio+ с пребиотиком ;
    • для улучшения зрения – Focus+ с черникой .

    Маленькие дети принимают начиная с 1 пастилки, в школьном возрасте дозу увеличивают до 2 пастилок в день.

    Витамины для умственного и физического развития

    Активизация работы мозга происходит под действием определенных витаминов. Они стимулируют деятельность нейронов, защищают нервные клетки, укрепляют сосуды и улучшают питание всех отделов мозга.

    Для школьников очень важны:

    • (тиамин) – для улучшения питания мозга, развития памяти, повышения активности;
    • В 2 () – для выработки энергии, помогающей адаптироваться к нагрузкам;
    • В 3 ( , РР) – для улучшения микроциркуляции и питания нервных клеток;
    • В 5 () – необходим для синтеза нейромедиаторов и гормонов, обеспечивающих нормальное функционирование нервной системы;
    • (пиридоксин) – имеет ключевое значение для деятельности нервных клеток и головного мозга в целом, улучшает память, повышает умственную работоспособность и концентрацию внимания, нормализует координацию движений, принимает участие в кроветворении;
    • В 9 () – участвует в кроветворении, обеспечивает половое созревание;
    • В 12 () – помогает в синтезе белка и клеток крови, поддерживает защитные функции организма, отвечает за правильную работу мозга, антистрессовую защиту, хорошую память, профилактику депрессий;
    • С () – увеличивает активность защитных сил организма, помогает противостоять аллергическим реакциям, повышает устойчивость к умственным нагрузкам и стрессам;
    • (токоферол) – улучшает кровообращение и нервную регуляцию мышц, позволяет повысить физические показатели в спорте.

    Микроэлементы

    Витаминные комплексы обычно бывают дополнены микроэлементами. Они также участвуют в обмене веществ, помогают усвоению витаминов. Во многих случаях их действие на организм невозможно друг без друга.

    В школьном возрасте особенно нужны следующие вещества:

    • кальций – необходим для построения костной ткани, влияет на инсулиновый обмен, выработку гормонов, участвует в сокращении мышц и работе нервной системы;
    • фосфор – тесно связан с кальцием при осуществлении многих функций: в составе фосфата кальция является главным составным элементом костей и зубов, способствует усвоению и Д, участвует в преобразовании компонентов пищи в энергию;
    • йод – участвует в окислительных процессах, влияющих на мозговую деятельность, повышает устойчивость к стрессам, улучшает кровообращение и эластичность сосудов;
    • магний – входит в состав компонентов углеводного и фосфорного обмена, играет важную роль в передаче нервных импульсов, усиливает работу кишечника, уменьшает нервно-мышечную возбудимость;
    • железо – является незаменимым компонентом белкового обмена, участвует в кислородном обмене, необходим для синтеза гормонов и соединительной ткани;
    • калий – участвует в водно-солевом обмене, в процессе передачи нервных импульсов в мышцы;
    • цинк – поддерживает деятельность иммунной системы, способствует быстрому выздоровлению и заживлению ран, участвует в производстве и расщеплении углеводов, белков и жиров, стимулирует выработку эритроцитов и гемоглобина, входит в состав многих ферментов.

    Витамины в питании

    В промежутках между курсами витаминных препаратов следует внимательно наблюдать за рационом ребенка. Питательные вещества из натуральных продуктов приносят гораздо больше пользы при условии, что они свежие и правильно приготовлены.

    В меню школьника должны регулярно присутствовать:

    • блюда из рыбы жирных сортов (семги, кеты, форели) – они обеспечивают йодом и фосфором;
    • растительные масла и орехи – являются источником витамина Е;
    • каши, хлеб и другие зерновые блюда – в них много витаминов группы В;
    • мясо, печень – обеспечивают железом и витамином В 12;
    • бобовые, курага и орехи – источник магния;
    • сухофрукты и тыква – обеспечивают цинком.

    Как выбрать витаминный комплекс?

    Перед аптечной витриной достаточно сложно остановить свой выбор, и разбираться в инструкции не всегда есть возможность.

    В таком случае следует обратить внимание:

    • на рекомендуемый возраст для приема поливитаминов;
    • на производителя – это должна быть достаточно известная на фармацевтическом рынке фирма;
    • на наличие добавок (подсластителей, красителей, ароматизаторов), если ребенок – аллергик.

    Если ребенок испытывает недостаток в определенных микроэлементах, можно добавить препараты, их содержащие (Йодомарин, Актиферрин), либо выбрать обогащенные витаминные комплексы:

    • с кальцием – Кальцемин, Компливит Кальций-D 3 , Кальций-D 3 Никомед;
    • с железом – Витрум Циркус с железом, Доктор Тайсс Мультивитамол;
    • с йодом – Компливит + йод, Юниор Би Вайс +.

    Витамины для школьников имеют очень большое значение. Они помогают и в учебе, и в физическом развитии. Но только если их принимают правильно и обдуманно. Витамины не заменяют конфеты, а любое полезное вещество в большей дозе может стать ядом.

    способностей мозга , которые можно и нужно развивать. Но также с самого рождения ребенок требует и особого ухода, заботы, питания. Именно пища, богатая витаминами и микроэлементами, является залогом полноценного развития ребенка как в физическом, так и в психоэмоциональном плане.

    В наше время вокруг детей возникает масса информации из различных источников. Для маленького человека это значительная умственная нагрузка, и мозг ребенка не всегда способен адекватно справляться с поставленными задачами. Многие родители начинают задумываться о том, как помочь своим детям справиться с подобной работой?

    Наиболее простой и правильный способ - подобрать витаминно-минеральный комплекс, исходя из возраста ребенка, эндемического района и сезона. Как правило, это делают с профилактической целью, ведь витамины и минералы помогают улучшить концентрацию, внимание, наблюдательность, память, так же благотворно влияют и на физическое развитие ребенка, укрепляют косно-мышечную систему и иммунитет.

    Некоторые витамины внесены в протоколы наблюдения за новорожденными, к примеру, детям, родившимся в осенне-зимний период, с целью профилактики рахита назначают витамин Д.

    Зачем нужны организму ребенка витамины и микроэлементы?

    Витамины – залог здоровья. Эту прописную истину нам внушают с самого детства. Практически все процессы в организме детей и взрослых протекают с участием катализаторов, некоторых пусковых механизмов. Именно такими стимуляторами и являются витамины и микроэлементы. Они участвуют в обменных процессах, работе эндо- и экзокринных желез, развитии тканей и органов, нормальном функционировании мозга и других жизненно важных систем.

    Как определить, хватает ли ребенку витаминов, получаемых с продуктами питания?

    К сожалению, наши реалии таковы, что даже при нормальном рационе питания дети не всегда получают достаточное количество витаминов с пищей. Это связано с характеристиками самих продуктов, видом их термической обработки и многими другими факторами. Дети могут не любить какие-то продукты, несмотря на все уговоры и рассказы об их полезных свойствах. На недостаток витаминов в организме указывают следующие признаки:

    1. У ребенка повышена утомляемость.
    2. Малыш быстро раздражается.
    3. Ребенку трудно сконцентрироваться, удержать свое внимание на чем-то одном.
    4. Малыш капризен, суетлив, совершает много ненужных действий без конкретной цели.
    5. Школьникам сложно дается обучение, они рассеяны на уроках, страдает память, они не успевают по большинству предметов.
    6. Ребенок начинает отставать в физическом и психомоторном развитии.

    Все эти симптомы должны насторожить родителей. Только врач поможет определить, каких именно витаминов и минералов не хватает малышу, какие детские препараты стоит давать ребенку, возможно ли компенсировать дефицит с питанием.

    Стоит помнить, что дети по-разному воспринимают различные витамины, и потребность в них с возрастом отличается!

    Стимуляция мозга и улучшение памяти

    Лучше всего улучшают память и внимание витамины группы В. Эти активные вещества в первую очередь влияют на головной мозг, любой витамин активизирует обменные процессы, тем самым улучшая память, стимулируя внимание, умственную деятельность, в целом влияя на здоровье детей. Недостаток витаминов группы B выявить проще всего: дети становятся раздражительными, у них значительно снижены память и внимание, возникают нарушения сна, и, мягко говоря, дети не блещут умом в отношении простейших вопросов.

    Витамин В1 или Тиамин способен влиять на память . Он также помогает перерабатывать большое количество информации. Улучшая метаболические процессы в организме, тиамин тем самым стимулирует мозг. Его низкий уровень в организме приводит к физическим и психическим дисфункциям.

    Рибофлавин (В2) - это вещество является самым мощным поставщиком энергии для мозга. Он очень важен в период активной умственной деятельности. Острый дефицит в нем испытывают школьники, а также студенты в период экзаменов. Кроме того следует обратить внимание на следующие микроэлементы :

    1. Никотиновая кислота работает непосредственно в нейронах головного мозга, тем самым улучшая память и внимание.
    2. Пантоненат кальция (В5) является прекрасным антиоксидантом, защищает мозг от внешних токсинов, стимулирует долгосрочную память.
    3. Пиридоксин (В6) – эндогенный витамин, именно он отвечает за ум в широком понимании.
    4. Фолиевая кислота (В9) - незаменимый строительный материал для головного мозга и нервной системы в целом. Активизирует процесс запоминания и анализа информации.
    5. Цианокобаламин или витамин В12 незаменим для долгосрочной памяти, играет важную роль в процессе «бодрствование – сон», вследствие чего помогает конвертировать информацию в долгосрочную память.

    Для нормального развития нервной системы и работы головного мозга очень важны витамины C, D, E и P.

    Какие продукты содержат максимальное количество витаминов группы В?

    Рацион ребенка должен быть разнообразен, в нем должны гармонично сочетаться овощи, фрукты, мясо, рыба, птица, картофель и крупы, хлебобулочные изделия и сладости. О правильном питании школьника должны заботиться не только в школе, но и дома.

    Важно помнить, что некоторые витамины полностью разрушаются при термической обработке, поэтому питание ребенка должно содержать достаточное количество сырых овощей и фруктов.

    Рыба богата омега кислотами, которые играют важную роль в становлении нервной системы, особенно в подростковом возрасте. Предпочтение лучше отдавать жирным видам рыбы, ее мясо станет прекрасным строительным материалом для мозга малыша.

    Не менее 4-5 раз в неделю, если нет никаких противопоказаний, ребенок должен получать красное мясо и бульоны. Лучше отдать предпочтение говядине или телятине, они менее жирные и более аутентичные по белковой структуре. Мясо содержит в себе ряд незаменимых аминокислот, без которых организм не может полноценно функционировать. Не стоит забывать и о птице: курица, утка, индюшка, гусь - прекрасное белковое дополнение.

    Основным источником витаминов группы B являются цельнозерновые продукты питания . Именно их ребенок должен получать в максимальных количествах в период активной мозговой деятельности.

    Не стоит также забывать о сладком. Помимо того, что глюкоза - это прекрасный стимулятор хорошего настроения, это к тому же необходимые углеводы. Для растущего организма очень полезны орехи, семечки, сухофрукты. Если у ребенка нет аллергии, на десерт дайте ему печенье на основе меда, орехов и сухофруктов, это станет прекрасным заменителем пирожных и шоколада.

    Восполнение нехватки витаминов

    Обычные продукты в некоторых случаях могут быть не настолько эффективны, как таблетки. Фарминдустрия предоставляет широкий выбор препаратов, выпускаемых в различной форме, разработанных с учетом потребностей и возраста детей. Перед походом в аптеку поищите информацию о витаминах самостоятельно, проконсультируйтесь с педиатром. Не всегда разрекламированное средство - идеальный выбор для вашего малыша.

    Средства для улучшения памяти и работы мозга: препараты, витамины, народные методы

    Можно особенно не вникать в тонкости сложных мыслительных процессов, если с памятью пока все благополучно, поэтому улучшение памяти с помощью различных медикаментозных средств молодежь мало заботит. Однако все поменяется, как только будет поставлена определенная цель, требующая немалых умственных усилий: в короткий срок усвоить огромный объем информации, нужный для овладения новой профессией, подготовиться к сложным экзаменам, нацелившись на блестящий результат, принять участие в интеллектуальных состязаниях. Тогда молодые люди начинают лихорадочно вести поиск действенных средств, способных быстро прояснить в голове, выкинуть ненужное, освободив место новому. Между тем, начитавшись различных рекомендаций и получив советы «знающих» друзей, можно в иной раз навредить своей памяти, а не улучшить ее.

    Но все же, в основном, препараты и средства для улучшения памяти вызывают интерес у определенных слоев населения: они нужны и назначаются чаще всего людям среднего возраста и пожилым людям, интеллектуальная деятельность которых идет на спад не только по причине патологии, но и естественным образом.

    Препараты для улучшения памяти

    Прежде чем приступить к описанию препаратов для улучшения памяти и работы мозга, хотелось бы предупредить читателя, что хорошо было бы согласовать их применение с доктором, которого называют неврологом (невропатологом). Он лучше других специалистов знает, какое лекарство подойдет в том или ином случае, поскольку изучение проблемы нарушения памяти входят в область его профессиональной компетенции. К тому же, далеко не все таблетки для улучшения памяти можно взять и запросто купить в аптеке. На некоторые потребуют рецепт.

    Кроме этого, самостоятельный выбор препаратов или приобретение их по совету знакомых может обернуться нежелательными реакциями со стороны организма и еще большим нарушением нервной системы.

    К синтетическим лекарственным формам без особой надобности вообще не желательно обращаться, для начала можно попробовать попить витамины или, еще лучше – настои и отвары, то есть, те лекарства, которые мы называем народными средствами. Однако многие препараты для улучшения памяти почти постоянно находятся на слуху, так как ежедневно рекламируются средствами массовой информации, поэтому пациентам кажется, что нет ничего проще для улучшения мозговой деятельности, чем зайти в аптеку и купить, что нужно. В связи с этим, в первую очередь мы опишем средства, назначаемые врачом и выдаваемые после предъявления рецепта.

    Придется зайти к врачу

    Решительно настроившись воспользоваться достижениями современной фармакологии в области улучшения памяти, придется иметь в виду, что лекарство в аптеке без такого документа, как рецепт, могут не отпустить, поэтому необходимо посетить врача, который после осмотра, а иногда и обследования, возможно, выпишет рецепт на один из лекарственных препаратов, называемых ноотропами.

    Ноотропы

    Ноотропы – это психотропные лекарственные средства, которые отличаются от других представителей данной группы тем, что нейтрально относятся к биоэлектрической активности ГМ, не оказывают воздействия на двигательную активность, не изменяют условно-рефлекторную функцию и вегетативную иннервацию. Вместе с тем, они улучшают память, интеллектуальную работоспособность, стимулируют познавательную деятельность, то есть, восстанавливают процессы, которые могли нарушиться в результате повреждающего действия неблагоприятных факторов.

    Ноотропный эффект препаратов данной группы заключается в воздействии на функциональные возможности ЦНС (интеллектуальные способности, речевые навыки) за счет стимуляции окислительно-восстановительных реакций, увеличения скорости биохимических циклов (оборот аденозинтрифосфата, утилизация глюкозы), то есть, участия в дыхании тканей и метаболических процессах, происходящих в нервных волокнах. Стимуляция данных процессов способствует:

    • Изменению в лучшую сторону питания тканей мозга;
    • Позитивному влиянию на ясность ума, сознание, повышение концентрации внимания, обучаемость;
    • Увеличению устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды, лекарственных препаратов, экстремальных факторов;
    • Снижению выраженности астенических проявлений (заторможенность, инертность);
    • Активации функционирования нервной системы;
    • Наращиванию интеллектуально-мнестических возможностей;
    • Восстановлению эмоционально-волевых функций или, проще говоря, улучшению памяти и внимания.

    Кроме этого, ноотропы уменьшают возбудимость и раздражение, несут антидепрессивный, успокаивающий, слегка снотворный, противоэпилептический и противопаркинсонитический эффекты. Вместе с тем, они малотоксичны, неплохо сочетаются с медикаментозными средствами других фармакологических групп, однако иной раз в качестве побочного действия имеют развитие пристрастия .

    В иных случаях нежелательный эффект от приема ноотропов может идти от психостимулирующих способностей препаратов , что проявляется излишним возбуждением, беспокойством, нарушением сна и развитием бессонницы . Каждый из ноотропных препаратов имеет и другие побочные эффекты и противопоказания, которые подробно описаны в аннотации к лекарственному средству, поэтому нет смысла перечислять все подряд.

    Представители ноотропов

    За способности повышать умственные возможности ноотропные препараты получили название «стимуляторов познания». К ним относятся:

    1. Пирацетам. Недорогой российский препарат, обладающий позитивными сторонами (улучшает кровоток, способствует ускорению утилизации глюкозы, увеличивает энергетический потенциал и др.) и противопоказаниями ноотропов, что неудивительно, ведь данное лекарство было первым и осталось главным представителем данной группы (действующее вещество – пирацетам). Препарат, полученный в 1972 году, первоначально был рекомендован преимущественно пожилым пациентам, пережившим нарушения мозгового кровообращения и имеющим функциональные расстройства центральной нервной системы. Благодаря своим свойствам способствовать улучшению памяти и работы мозга, пирацетам стал родоначальником целого класса лекарственных средств, которые сейчас успешно применяются во всем мире. Это лекарство, наряду со специфическими медикаментозными средствами, действительно хорошо подходит для взрослых, имеющих проблемы с нервной системой, психическую патологию, алкогольную, наркотическую и лекарственную зависимость, но, как оказалось, кроме этого, он позитивно влияет и на психику детей, переживших , получивших родовые травмы и их последствия, имеющих другую патологию нервной системы.
    2. Ноотропил (действующее вещество – парацетам). Ноотропил используется при , интоксикациях, затронувших важнейшие структуры головного мозга, состоянии после перенесенного (после кровоизлияния – с осторожностью!), . В педиатрической практике ноотропил применяют с целью ликвидации последствий родовых травм, внутриутробных инфекций, гипоксии, а также для лечения детей с ДЦП, задержкой умственного развития, тяжелым течением и гиперактивности (СДВГ).
    3. Фезам – комбинированный препарат (действующее вещество: пирацетам с циннаризином), применяемый при нарушении мозгового кровообращения, энцефалопатии, травмах ГМ и интоксикациях, синдроме Меньера, мигрени. Детям до 5 лет фезам противопоказан, после пятилетнего возраста может назначаться для улучшения мозговой деятельности у детей с задержкой интеллектуального развития.
    4. Винпоцетин – таблетки для улучшения памяти при цереброваскулярной недостаточности, вазовегетативных проявлениях климакса. Винпоцетин – лекарство для взрослых, препарат противопоказан до наступления совершеннолетия.
    5. Церебролизин выпускается в инъекционных формах, применяется при когнитивных расстройствах и нарушении процессов запоминания (болезнь Альцгеймера, последствия , черепно-мозговые травмы, задержка интеллектуального развития, СДВГ у детей).
    6. Энцефабол . Недешевый ноотропный препарат (до 1000 рублей), назначаемый молодым, пожилым, маленьким детям и беременным женщинам. Список показаний включает широкий круг патологических состояний, в том числе, снижение интеллектуальных способностей, речевые расстройства, дефицит внимания.
    7. Фенотропил тоже недешевые (от 370 до 1100 рублей) таблетки для улучшения памяти, которые, применяют для поддержания организма в случае предстоящих или перенесенных чрезмерных физических (спортсмены) и умственных нагрузок (студенты), а также при самых различных заболеваниях центральной нервной системы, связанных с поражением сосудистых стенок, нарушением метаболизма в ГМ, травматическим воздействием, интоксикацией. Полезным считают использование препарата при невротических состояниях, депрессиях, судорожном синдроме, гипоксии, хроническом алкоголизме. Фенотропил, улучшая мозговую деятельность, память и внимание, облегчает процессы запоминания и обучения, но, вместе с тем, способен вызывать психомоторное возбуждение и нарушение сна, поэтому его не принимают после 3 часов дня. Лекарство при всех его достоинствах не назначают женщинам в период кормления грудью, при тяжелом течении гипертонической болезни, выраженном атеросклерозе, панических атаках и тревожных состояниях. Препарат также противопоказан в детском возрасте.

    Кроме перечисленных лекарственных средств, способностями улучшения памяти и работы мозга обладают и препараты, близкие им по свойствам: кавинтон, циннаризин, фенибут, пикамилон, пиридитол… К сожалению, перечислить все названия, аналоги, синонимы, а также достоинства и недостатки данной фармакологической группы не представляется возможным, что, впрочем, вполне поправимо – каждое конкретное лекарство имеет свою собственную инструкцию, которую легко найти как в упаковке с капсулами или таблетками для улучшения памяти, так и на просторах Интернета.

    Таблетки для улучшения памяти, свободно отпускаемые в аптеке

    Самыми безопасными и доступными лекарственными средствами, за которыми не обязательно ходить к врачу, считаются витамины (группа В, С, Е), некоторые микроэлементы (магний), экстракты растений:

    • Витамин Е (токоферола ацетат) по 1000 ЕД является замечательным антиоксидантным средством и, помимо этого, позитивно влияет на мышечную работоспособность, репродуктивную функцию организма, психическую деятельность;
    • Ундевит – витаминный комплекс, содержащий 11 витаминов, особенно полезен для улучшения памяти и работы мозга людям среднего возраста и пожилым пациентам;
    • Глицин – популярный, недорогой, доступный, вкусный лекарственный препарат, применяемый для лечения взрослых и детей;
    • Витрум мемори – таблетки для улучшения памяти на растительной основе;
    • Аминалон – старый, но не утративший своей актуальности, препарат для улучшения мозговой деятельности у лиц любой возрастной категории, очень хорошо подходит пожилым людям, страдающим сахарным диабетом, так как способствует снижению глюкозы в крови;
    • Билобил – хотя и отпускается без рецепта, но относится к лекарствам для взрослых (билобил противопоказан детям и подросткам);
    • Интеллан – препарат произведен исключительно из экстрактов представителей растительного мира;
    • Гинкго билоба – название всем известное, полученное от названия дерева, экстракт листьев которого дает жизнь препарату для улучшения интеллектуально-мнестических возможностей.

    К лидерам по укреплению не только памяти, но и других функций организма относят гинкго билоба, из листков которого некоторые люди приловчились делать лекарство в домашних условиях. Оказывается, все не так сложно: нужно взять купленные в аптеке листья гинкго билоба (1 столовую ложку), насыпать их в термос, залить стаканом кипятка, герметично закрыть и оставить на пару часов, а потом пить приблизительно по 100 мл трижды в день за полчаса до еды.

    Улучшаем память без лекарств

    Начнем с питания

    Некоторые люди, отдавая предпочтения тем или иным блюдам, всегда отмечают, что выбор не случаен – отдельные продукты улучшают мозговую деятельность:


    Кроме питания, в деле улучшения мозговой деятельности могут быть использованы уникальные свойства того, что растет вокруг нас, но в пищу в качестве традиционного обеда или ужина не употребляется, то есть, настало время обратиться к проверенным веками средствам, которые от природы имеют способности улучшать память и работу мозга.

    Народные средства для всех профессий и почти всех возрастов

    Народная медицина в плане улучшения памяти никак не могла оставаться в стороне, ведь влияние отдельных растений на ЦНС было замечено еще во времена, когда человек нынешних методов лечения не знал и не предполагал. Травники и народные целители предлагают вниманию пациентов, стремящихся добиться ясности ума и высокой способности переносить умственные нагрузки, свойства следующих представителей растительного мира:

    • Имбирный чай с мелиссой и мятой: кусочки имбиря (10 г) заварить в стакане кипятка (250 мл), добавить мяту и мелиссу. Улучшить работу мозга можно с помощью 1 – 2 чашек в день;
    • Чай с шалфеем и мятой: вечером засыпать в термос емкостью не менее 0,5 литра по 1 столовой ложке мяты и шалфея, залить кипятком (500 мл) и оставить настаиваться. Утром процедить и принимать по 50 мл 3 – 4 раза в день перед едой (за полчаса);
    • Чесночное масло: головка чеснока измельчается и заливается подсолнечным или оливковым маслом (1 стакан), настаивается от 2 до 3 недель, употребляется по 1 чайной ложке с таким же количеством лимонного сока (свежевыжатого) 3 – 4 раза в день до приема пищи. Попить такое лекарство можно не более 3 недель;
    • Кора рябины красной: 1 ст. ложка коры дерева заливается стаканом кипятка (250 мл) и ставится на маленький огонь на 10 минут. Процеживается отвар через 6 часов и принимается по столовой ложке трижды в день около месяца. Отвар коры красной рябины считается хорошим профилактическим средством против развития атеросклеротического процесса и отложения холестериновых бляшек;
    • Сосновые почки: их желательно употреблять в свежем виде (весной), когда они набухли, но еще не раскрылись (тогда в них содержится очень большое количество различных полезных компонентов) – без всякой дополнительной обработки 2 – 3 раза в день до приема пищи.

    Для улучшения интеллектуальных способностей и просветления в голове рекомендуют готовить отвары из смеси крапивы, корня ириса, золотого корня, гвоздики красной и семян подорожника большого. Или смешать листья малины и брусники по 3 столовых ложки, добавить 4 ст. ложки монгольского чая (бадана) и одну ложку орегано, перемешать, из смеси отобрать столовую ложку, заварить в 0,5 л кипятка, еще раз прокипятить (10 минут), дать постоять пару часов и процедить. Полученного отвара хватит, чтобы попить 1 день (стакан – утром, стакан – вечером), а назавтра заварить новый, ведь смесь листьев еще осталась?

    Только для взрослых

    Если по состоянию здоровья не противопоказан алкоголь и человек не занят в профессии, требующей абсолютной трезвости, то в качестве профилактики нарушений памяти можно использовать народные средства, приготовленные на спиртосодержащих жидкостях (водка, коньяк, чистый спирт):

    «Гимнастика» для ума

    В этом разделе хотелось бы обратиться к тем читателям, которые желают улучшить память, но по каким-либо причинам не идут к врачу, не считают нужным приобретать лекарство в аптеке и, тем более, не верят народным средствам. В подобных случаях можно посоветовать заняться тренировкой ума. Упражнения для улучшения мозговой деятельности несложные, а, порой, очень даже интересные, если подойти к ним творчески, например:

    • Быстро вспоминать и произносить слова, на первую, вторую, третью (и так далее) букву алфавита: «А» – айсберг, «Б» – барбарис, «В» – винегрет… и так до 20-ой буквы алфавита;
    • Вспоминать иностранные слова, заученные в школе (счет, глаголы);
    • Попробовать посчитать в обратном порядке от какой-то цифры (например, от 100 до 0);
    • Поиграть в города, придумывая их по алфавиту: Астрахань, Берлин, Вологда, Гданьск и так далее. А можно пригласить в игру кого-то из близких и играть вместе. Назвав любой, существующий в реальном мире город, продолжить ряд, где название каждого последующего населенного пункта будет начинаться на последнюю букву предыдущего (Москва – Антверпен – Новгород – Донецк…);
    • Можно придумывать синонимы к выбранным произвольно словам (чем больше, тем лучше) или слова на одну букву, например, «Ж» – журавль, жук, жрец, жернова… до 20-ти слов.

    Упражнения для повышения умственных возможностей можно придумывать самостоятельно и сколько угодно: заучивать стихи, решать задачи, разгадывать кроссворды, в общем, при желании «поломать голову» найдется над чем.

    Чего только не придумает народ?!

    В данной статье хотелось бы затронуть еще одну важную тему, связанную с лечением различных заболеваний нетрадиционными методами, которые их изобретатели нередко называют народными (вероятно, потому, что придуманы они кем-то из народа?). Последнее время появляются новые и новые рекомендации в отношении борьбы с онкологической патологией, болезнями сердца и сосудов, не остается без внимания «новоиспеченных эскулапов» и улучшение памяти и работы мозга. Мы не станем особо критиковать или осуждать новые методики, хотя иной раз они просто абсурдны, не станем отговаривать от употребления каких-то вновь изобретенных средств, просто предоставим читателю возможность подумать самому, так сказать, заняться мозговой гимнастикой, а заодно обратиться к знаниям, полученным в школе.

    Золотая вода?

    Не беремся судить, насколько повышается мозговая работоспособность от употребления «золотой» воды, но люди, испробовавшие ее действие на себе, утверждают, что попить ее нужно обязательно (в дополнение к питанию). Однако прежде чем привести рецепт приготовления такой «волшебной» воды, хотелось бы напомнить читателю некоторые школьные уроки химии, на которых учителя говорили, что золото не вступает во взаимодействие с сильными кислотами, кроме «царской водки» (смесь концентрированных сильных неорганических кислот – соляной и азотной). Так неужели обычная вода, даже если ее кипятить много часов подряд, вдруг приобретет необычные для себя свойства, позволяющие растворить хоть какое-нибудь количество этого стойкого во всех отношениях металла? Может быть, «серебряную» воду легче сделать? Или еще лучше – «алюминиевое» лекарство изготовить, оно, возможно, и получится? Но «золотая», так «золотая», все равно пациенты, стремящиеся улучшить память народными средствами без особых материальных и трудовых затрат, найдут данные рекомендации на каком-нибудь форуме. Готовят «золотую» воду просто: берут любое золотое украшение (серьги, цепи, кольца) без камней, опускают в емкость с водой (вода – 500 мл), ставят на плиту и кипятят, пока половина объема воды не испарится (250 мл). «Золотое» лекарство почему-то пьют очень малыми дозами – 1 чайная ложка (наверное, в большей дозе опасно?) 2-3 раза в день. Говорят, что через две недели не только в голове прояснится, но и сердечная мышца укрепится. Очевидно, что данные рекомендации могут заинтересовать того, кто плохо учился в школе.

    “Массаж мозга”?

    Не пробовал автор на себе и распространяемый в Интернете диск «Массаж мозга». Люди покупают, слушают на высоких частотах по утрам по 45 минут – отзывы противоречивые. Одни утверждают, что, входя в состояние медитации подобным образом, и концентрация внимания, и память, и работоспособность, и обучаемость заметно повышаются. Другие же утверждают, что, кроме головокружения и разбитости, ничего от нового метода не получили. Отдельные люди устраивают массаж мозга без всяких дисков: просто занимаются интенсивным полосканием рта в течение 5 – 10 минут, вызывая активизацию процессов возбуждения, которые, в свою очередь, могут обернуться самым непредсказуемым образом (???).

    Примеров различного нетрадиционного и даже не народного лечения во Всемирной паутине последнее время крутится множество. Два из них мы привели лишь для того, чтобы наши постоянные читатели знали заранее нашу точку зрения в отношении тех или иных, порой, весьма сомнительных, методов воздействия на центральную нервную систему, с которой, как известно, следует обращаться бережно и осторожно. Проведение экспериментов над собственной головой, своим умом и интеллектом может грозить еще большим нарушением памяти и внимания, появлением головокружения, головных болей и даже судорог. Хочется надеяться, что читатель к улучшению своих умственных способностей будет подходить обдуманно и взвешенно, советуясь с лечащим врачом.

    Видео: улучшение памяти – мнение специалиста