Психологическая реабилитация инвалидов.

Задачи и методы

Психологические факторы играют большую роль в реабилитации больных с заболеванием (повреждением) нервной системы, они оказывают заметное влияние на многие стороны восстановительного процесса. При этом психологическая помощь должна осуществляться в контексте решений следующих задач реабилитации::

    Ускорять нормальный процесс психологической адаптации, который изменился в результате болезни или жизненной ситуации.

    Осуществлять профилактику и лечение патологических психических изменений.

Данные задачи решаются с помощью методов психологической реабилитации , к которым относятся:

  • психокоррекция;
  • психопрофилактика;
  • психотерапия.

В остром периоде заболевания или повреждения нервной системы в динамике психологического состояния пациентов выделяют три этапа (рис. 1):

Рис. 1. Психологические изменения на разных этапах заболевания:
I - первая неделя; II - первые три месяца и III - отдаленный период заболевания

Первый этап длится примерно неделю. Его характеризуют психические изменения преимущественно соматогенного характера и соматической природе с преобладанием страха смерти, растерянности и тревоги, двигательных беспокойств и нарушения сна. В ряде случаев развиваются преходящие психические состояния.

Второй этап длится два-три месяца. За этот период, как правило, процесс формирования психологической реакции на болезнь завершается.

При этом можно выделить два основных типа психологической реакции на болезнь - адекватный и невротический. Во втором случае отмечаются такие невротические реакции на болезнь, как

    депрессивная (тревожно-депрессивная;

    фобическая (обсессивно-фобическая;

    ипохондрическая (депрессивно-ипохондрическая) - чаще наблюдается улиц пожилого возраста и при хронической церебральной патологии;

    истерическая (чаще наблюдается у женщин);

    анозогнозическая (реакция отрицания болезни), характерная для мужчин.

На третьем этапе у большинства пациентов происходит психологическая реадаптация. Их психический статус в принципе не отличается от преморбитного. Однако у некоторых больных психические изменения закрепляются и формируются в более стойкие, чем на первом и втором этапах психологического состояния, психические нарушения, проявляющиеся в неврозах и патологическом развитии личности, что в значительной мере препятствует нормальному протеканию реабилитационного процесса.

Больные как будто хотят вернуться к работе, обещают выполнять рекомендации врача по расширению двигательного режима после выписки из стационара. Однако поведение их доказывает обратное - они не верят в то, что можно улучшить их состояние, что они смогут когда-либо вернуться на работу.

Таким образом, на всех этапах динамика психологического состояния пациентов зависит от изменений ситуации.

На динамику психологического состояния больных оказывают воздействие три группы факторов: а) личностные; б) соматогенные и в) окружающей среды (рис. 2.). Хотя при многих заболеваниях в остром периоде преобладает влияние соматогенных факторов, в последующие недели - личностных, а затем (обычно после выписки из лечебного учреждения и возвращения домой) - факторов окружающей социальной микросреды; все эти группы факторов действуют на всех этапах психологической реадаптации.

Рис. 2. Основные факторы, влияющие на процесс психологической реадаптации при тяжелых соматических заболеваниях (цит. по Зайцеву В.П.)

Принципы психологической реабилитации

    Принцип учета личности больного. Для того, чтобы успешно восстановить функцию, следует прежде всего восстановить деятельность человека, снять мешаюшие ему установки, организовать и направить его активность. Эффективность любой установки, в т.ч. и обучения, зависит от мотивов, поэтому в процессе обучения необходима, прежде всего, работа по формированию мотивов и активизации деятельности больных.

    Принцип опоры на сохранные формы деятельности больного. С начала обучения и в течение всего его периода необходимо работать над актуализацией прошлого опыта для того, чтобы сохранные формы деятельности или их остаточные возможности сделать опорой для восстановления нарушенных функций.

    Принцип опоры на деятельность больного. Усвоение знаний протекает только через собственную деятельность человека. Используют разные виды деятельности больного - обучение, трудотерапия, подвижные игры и общение; в процессе этой деятельности возникают представления, образы, которые включаются во внутреннюю структуру психических процессов, они создают готовность к другому виду деятельности.

    Принцип программирования обучения. Больные нуждаются в такой организации их деятельности и в таких методах, которые бы позволили ему самостоятельно производить вначале операции, а затем и действия с целью выполнения задач (например, говорить понимать писать и т.д.). Этот принцип предусматривает помощь психологов , заключающуюся в том, что они разрабатывают программы, состоящие из ряда последовательных операций,

Выполнение составленных операций больным (сначала со специалистом, а позже - самостоятельно) приводит к реализации нарушенного умения или способности говорить, понимать, писать и т.д.

В процессе психологической реабилитации психолог четко определяет цели и основные задачи реабилитации. Особое значение, по нашему мнению, психологическая реабилитация приобретает в детском возрасте, ведь именно для этого возраста характерен интенсивное развитие психических познавательных и эмоционально-волевых процессов. Чем раньше будет обнаружен тот или иной дефект, тем эффективнее пройдут реабилитационные мероприятия.

Рассматривая основные задачи психологической реабилитации необходимо отметить общую систематизацию задач В. И. Лубовский в рамках специальной психологии, который объединил эти задачи по научному содержанию и практической направленностью. Первая группа задач - общенаучные теоретические задачи, которые касаются проблем развития психики аномального ребенка:

Раскрытие закономерностей развития и проявление психики общих для нормальных и аномальных детей;

Раскрытие общих закономерностей развития, которые свойственны всем аномальным детям;

Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики различных групп аномальных детей;

Установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.

Вторая группа задач - изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

Третья группа задач - выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.

Четвертая группа задач - разработка научных основ, методов и средств обучения различных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.

Одним из направлений психологической помощи детям с нарушениями в развитии является психологическая коррекция. По мнению И. И. Мамайчук , формулируя задачи психологической коррекции, целесообразно выделить три основных психокоррекционных блоки, которые взаимосвязаны. Это диагностический, собственно коррекционных и прогностический блок.

В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

o всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

o анализ мотивационно-потребностно сферы ребенка и членов его семьи;

o анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций.

Диагностика социальной среды требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности, и социальную адаптацию.

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

o коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления ее микросоциальной запущенности;

o помощь ребенку или подростку в решении психотравмирующих ситуаций;

o формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

o повышение социального статуса ребенка в коллективе;

o развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

o формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей

o развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

o формирование адекватных родительских установок на болезнь и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционных процесс;

o создание в детском коллективе, где учится ребенок с особыми потребностями, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие задачи:

o проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом;

o определение динамики этих изменений.

Общей целью при работе с детьми с ограниченными возможностями является восстановление и развитие познавательных и эмоционально-волевых процессов, обеспечение максимально полной психологической адаптации личности в обществе. Отметим некоторые задачи психологической реабилитации, которые могут быть поставлены в соответствии с нарушенных функций организма детей.

И. И. Мамайчук психологическую помощь детям и подросткам с церебральным параличом рассматривает как сложную систему реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепления социальной позиции личности больного с ДЦП, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые отвечают психическим и физическим возможностям больного ребенка. Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на физический дефект, длительное пребывание в стационаре и хирургическое лечение. Эффективность психологической помощи детям с церебральным параличом в значительной степени зависит от качественной психологической диагностики. Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП раннего и дошкольного возраста, ученые С. П. Дуванова, Т. Ф. Пушкина, Н. Б. Трофимова, Н. М. Трофимова считают следующие:

o развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

o стимуляция сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция этих нарушений;

o развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

o формирование математических представлений;

o развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка к овладению письмом;

o воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;

o стимуляция сенсорных функций организма;

o формирование языкового, предметно-действенного и игрового общения у детей с окружающими;

o психологическая адаптация к изменившимся условиям; Психолого-педагогическая реабилитация детей с психическими расстройствами, по мнению Л. Нижник и А. Сагирова , осуществляется на базе динамического функциональной связи между сохраненными элементами личности и медико-педагогическим воздействием. На начальном этапе планирования коррекционной работы необходимо включить в действие компенсаторные механизмы, дифференцировать расстройства психических функций от сохраненного ядра личности. Формы и средства утечки обусловлены характером психических изменений и степени выраженности патологических поступков. Необходимо учитывать основные индивидуальные особенности, структуру личности, патологические изменения у больного ребенка:

o какие основные патологические изменения у больного ребенка;

o какие основные расстройства психики у больного ребенка, подлежащих исправлению путем проведения психологической и воспитательной работы;

o на которых положительных сторонах личности такого ребенка и остаточных возможностях возможно строить влияние;

o которые сдерживающие факторы - психологические и воспитательные средства -могут быть самыми в процессе корректирующей работы с каждым ребенком;

o динамическое проследить состояния психических процессов в ходе психолого-педагогической реабилитации;

o необходимость в длительном проведении упражнений не только в отношении нарушенных функций, но и всей личности.

Также они считают, что при решении вопроса организации, выбора средств и форм воздействия необходимо учитывать особенности реактивности детей с психическими расстройствами, их измененную психику. Строя коррекционную работу, необходимо учитывать факторы:

1. Включение в учебные и педагогические общие занятия происходит медленно, приспособления детей к тому или иному виду деятельности требует длительного времени.

2. Учебные занятия проводятся в двух направлениях. С одной стороны, они осуществляются как форма для получения знаний, с другой, сам учебный процесс и учебные формы направляют, развивают, корректируют процессы мышления, внимания, направляют поведение.

3. Работа по исправлению нарушений индивидуализирован для каждого ребенка и каждой группы заболевания .

Многолетний опыт работы М. М.Ильинои и И. И.Мамайчук показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии влияют на динамику их умственного и личностного развития. Они рассматривают психологическую помощь детям и подросткам детям с проблемами в развитии, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), как сложную систему клинико-психолого-педагогических воздействий, включающих в себя как общие, так и частные задачи. К общим задачам относят:

o развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые соответствуют ее физическим и психическим возможностям;

o укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в коллективе сверстников и в семье;

o формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР.

Большое значение имеет также решение частных задач:

o устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект;

o диагностика и коррекция стиля семейного воспитания;

o предотвращения развития госпитализма или его последствий и прочее.

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями интеллекта и психическими заболеваниями являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной сферы;

o психологическая диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы личности;

o формирование положительных черт личности и развитие коммуникативной сферы личности.

Рассматривая задачи психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями слуха такие ученые как Т. Г. Богданова, Л. С. Вы-готский, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Н. Д. Ярмаченко и другие обращают внимание на своеобразие психического развития детей с недостатками слуховой функции и установления путей компенсации нарушений различной сложности. Основы психологической реабилитации детей с нарушениями функций слуха базируются на раскрытии задач, которые ставит перед собой сурдопсихология. Ряд авторов, Н. М. Тро-фимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина выделяют следующие задачи:

o выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом;

o изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности личности;

o разработать методы психодиагностики и психокоррекции соответствующих нарушений;

o изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушениями слуха в общество.

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями слуха являются:

o развитие коммуникативной сферы личности;

o формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;

o формирование положительных черт личности;

o установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.

Задача психологической реабилитации с детьми с нарушениями функций зрения опираются на основной задачей тифлопсихологии - изучение психики слепых и слабовидящих. Эта задача должна решаться в целом ряде аспектов:

o раскрытие основных закономерностей развития и проявлений психики, свойственных как лицам, нормально видят, так и лицам с дефектами зрения;

o раскрытие специфических закономерностей психических явлений, присущих только слепым и слабовидящим;

o установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта

o выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений;

o теоретическое обоснование педагогических воздействий (методов и средств обучения и воспитания) на детей с аномалиями зрительного анализатора .

Кроме этих задач, ведущий ученый А. Г. Литвак считает, что основной задачей реабилитационной работы с целью интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или восстановление социальных контактов, то есть социально-психологическая адаптация (в пиздноослипших - реинтеграция).

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями зрения являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности;

o формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;

o формирование положительных черт личности;

o установление возможностей компенсации нарушений за счет интенсификации работы других анализаторов;

o формирование "чувства препятствия";

o выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений.

В основе эффективной реабилитации онкологического больного, как отмечает С. А. Мисяк, лежат творчество, духовность, они не только восстанавливают его здоровье, но и обеспечивают ей эволюционный путь развития. Предупреждение дальнейшего развития опухолевого процесса - тяжелая для достижения цель - как для больного, так и для врачей, социальных работников. Но именно творческий и духовный аспекты позволяют упростить цель, условно разбив ее на несколько фрагментов. Пациенту необходимо помочь определить стратегию своего развития - конструктивную, связанную с восстановлением телесного здоровья и развитием психологического здоровья, со стремлением к гуманистическим целей, формированием духовной культуры .

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями работы внутренних органов являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности;

o снятия конфликтных эмоциональных состояний;

o снятия психического травматизма в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое лечение;

o психологическая адаптация к изменившимся условиям.

психологическая реабилитация

Психологическая реабилитация – комплекс мер коррекционно-диагностического и восстановительного характера, целью которых является восстановление психического здоровья и коррекция отклонений личности клиентов. Психологическая реабилитация в центре осуществляется по следующим направлениям:

    восстановление и развитие отдельных интеллектуальных функций (психомоторики, памяти, мышления и т.д.);

    сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, тревога, страхи, эмоциональная неустойчивость);

    развитие коммуникативных навыков и оптимизация уровня коммуникативной готовности в целом;

    формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям, заболеванию (дефекту);

    формирование адекватных представлений о межличностных взаимоотношениях;

    развитие навыков психической саморегуляции, способности к волевым усилиям;

    развитие склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки;

    развитие навыков креативности, творческого самовыражения.

Все мероприятия по психологической реабилитации базируются на результатах психодиагностики, которые предопределяют их содержательную сторону и направленность, выступают в качестве объективных показателей необходимости их проведения и оценки достигнутых результатов (эффективности). Основываясь на результаты психодиагностики, на каждого клиента заполняется индивидуальная карта психологической реабилитации, в которой отражается весь комплекс коррекционных и развивающих мероприятий. Основными методами психологической реабилитации являются: психологическая консультация (беседа), психологический тренинг, психокоррекционные занятия в сенсорной комнате.

1.Психологическая консультация (беседа) – это способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента. Психокоррекционные беседы позволяют конструктивно разрешить всевозможные психологические коллизии, препятствующие устанавливать нормальные отношения со своим социальным окружением. Беседы играют важнейшую роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в поведении клиентов.

2. Психокореккционные занятия в сенсорной комнате.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации. Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, умственной отсталостью, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

3. Психологические тренинги - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или «ослабленных» в силу заболевания, несформированность которых препятствует успешной и эффективной самореализации в различных социальных условиях, жизненных ситуациях. Тренинги направлены на решение проблем познавательного, психомоторного, социального, личностного развития клиентов.

На завершающем и обобщающем этапе психокоррекционных мероприятий происходит оценка эффективности проведенной работы, составляются психолого-педагогические рекомендации для воспитателей, обсуждение итогов проведенной работы с врачами-психиатрами и педагогами.

Оценка эффективности проведенной работы с клиентами может быть разной, в зависимости от того, кто производит эту оценку: клиент, то есть непосредственно тот, на кого была направлена работа; педагог или другое заинтересованное лицо (врачи, администрация учреждения), кто обратился с запросом о помощи к психологу; сам психолог.

С точки зрения клиента работа будет успешной и эффективной, если он во время занятий получит эмоциональное удовлетворение и в целом, как в ходе работы, так и по окончании ее, будет переживать положительные эмоции по поводу своего участия в групповых и индивидуальных занятиях. Для педагогов проведенная работа эффективна, если в результате ее удовлетворен запрос. Для психолога критерием результативности проведенной работы и эффективности коррекционной программы является степень достижения цели коррекции и решения поставленных задач. Оценка результативности произведенного воздействия осуществляется психологом повторной диагностикой тех сторон психики и личности клиентов, которые явились предметом коррекции. Для оценки устойчивости полученного эффекта необходимо произвести наблюдение за поведением клиента и ретестирование.

Пример: группа девушек 24 человека. В ходе первоначальной диагностики было выявлено, что 5 человек страдают расстройством сна, у 8 человек отмечаются признаки нервного возбуждения и тревожности, у 5 человек выявляются признаки агрессивности, и только лишь у 6 человек показатели по вышеперечисленным критериям находятся в пределах нормы.

Основываясь на полученных в ходе психодиагностического исследования данных, был составлен индивидуальный план психококоррекционных мероприятий для каждой клиентки, который включал в себя такие мероприятия:

1. Расслабляющая музыкотерапия, ароматерапия, светотерапия в сенсорной комнате;

2. Тренинги на коррекцию эмоциональной сферы, трудностей поведения (агрессия и тревожность) и характера.

3. Упражнения на релаксацию.

По итогам проведения психокоррекционной работы было проведено повторное тестирование клиентов, в ходе которого были получены следующие результаты:

расстройства сна – 1 человек;

признаки нервного возбуждения и тревожности – 3 человека;

признаки агрессивности – 3 человека;

норма – 17 человек.

Вывод: полученные данные свидетельствуют о результативности и эффективности психокоррекционных мероприятий.

Психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из ведущих задач, решение которой предусмотрено, как известно, в реабилитационных центрах. Ее актуальность определяется тем, что в подавляю­щем большинстве случаев у детей наблюдаются разнообраз­ные нарушения и расстройства психологического характе­ра, дисгармонии в психическом развитии, которые суще­ственным образом затрудняют возможность их успешной социальной интеграции.

Под психологической реабилитацией понимается сис­тема специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление (формирование, развитие) различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяю­щих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обще­стве, принимать и выполнять соответствующие соци­альные роли, достигать высокого уровня самореализации.

Предваряющим любые мероприятия по психологической реабилитации является этап психодиагностики, в ходе кото­рого за счет оценки особенностей актуального психического развития ребенка, прогноза возможностей его развития про­исходит определение не только показаний к психологической

реабилитации, но и формулируются цели реабилитационных мероприятий, выясняется их содержание, определяются оп­тимальные варианты методических приемов и средств реаби­литации. На основании ее результатов базируется составле­ние программы психологической реабилитации. При этом важную роль в обеспечении адекватности, перспективности, целевых установок психологической реабилитации играют соответствующая клинико-физиологическая информация, ха­рактеризующая динамику и прогноз течения заболевания, све­дения о социальном статусе ребенка и его семьи.

Таким образом, на диагностическом этапе сопоставления индивидуальной программы реабилитации определяются показания к психологической реабилитации, к которым в первую очередь относятся:

- нарушения в развитии психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики и т.п.);



- патологические нарушения на уровне личности (неврозоподобные или психопатоподобные);

- расстройства эмоционально-мотивационной сферы (по­вышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость,тревожность и т.п.);

- общие нарушения интеллектуального, умственного разви­тия (умственная отсталость, задержка умственного развития);

- неадекватное отношение к заболеванию, физическому (внешнему) дефекту, обуславливающее нарушения поведения.

Ко второму классу показаний следует отнести те особен­ности психологического развития ребенка, которые не явля­ются патопсихологическими, но тем не менее, могут суще­ственно затруднять возможность его социальной интеграции. В их число входят:

- недостаточное усвоение навыков общения, низкий уро­вень коммуникативной активности;

- неадекватность уровня притязаний, самооценки, критики;

- узость круга интересов, недостаточность социальной опосредованности ценностных ориентации;

- чрезмерная психологическая зависимость от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.

Третий класс показаний определяется условиями социаль­ной среды, внутрисемейных отношений, непосредственным образом влияющих на особенности психического развития ребенка. К ним относятся:

Дисгармонии во внутрисемейных отношениях в целом, в диадах "ребенок - мать", "ребенок - отец", в частности;

Различного рода нервно-психические расстройства, вы­являемые у родителей;

Асоциальное поведение членов семьи;

Нерациональность доминирующих форм семейного вос­питания (типичным здесь является гиперопека);

Нерациональность отношения родителей к различным реабилитационным мероприятиям, неадекватность их оцен­ки жизненных перспектив ребенка.

Одной из важных задач, решаемых в ходе диагности­ческого этапа, является определение психологического реабилитационного потенциала, под которым понимает­ся уровень сохранности психологических способностей и задатков, механизмов психических функций, позволя­ющих при определенных условиях компенсировать или восстанавливать психологические нарушения.

При реализации мероприятий по психологической реаби­литации особая роль принадлежит контролю и подведению ее промежуточных итогов.

Завершающим этапом психологической реабилитации яв­ляется оценка ее эффективности и подведение общих итогов.

Собственно методический аппарат психологической реа­билитации включает в себя проведение мероприятий по пси­хологическому консультированию, психотерапии, психокор­рекции и психологическим тренингам. Так в отношении психологической консультации можно отметить, что как метод психологической реабилитации она является наиболее универсальной, может включать в себя элементы диагностики, психотерапии и психокоррекции, не имеет каких-либо противопоказаний и, напротив, показана практически во всех случаях. В принципе, психологическое консультирование необходимо проводить на начальном эта­пе диагностики заболевания ребенка. Сами дети в роли кон­сультируемых могут, как правило, выступать с 12-14 лет, до этого же консультируются родители.

Использование психотерапевтических методов реабилита­ции показано при системных расстройствах на уровне лично­сти (неврозоподобных и психопатоподобных), различных пси­хосоматических дисфункциях, нарушениях поведения, эмоционально-мотивационных расстройствах. Их эффективное применение может быть затруднено в ситуациях выраженных интеллектуальных нарушений, на ранних этапах онтогенеза, когда ребенок еще не владеет необходимыми навыками обще­ния и поведения. Как показывает опыт, реальное вовлечение ребенка в психотерапевтический процесс наблюдается ори­ентировочно с 4-летнего возраста. Существует множество пси­хотерапевтических техник: рациональная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, позитивная пси­хотерапия, поведенческая психотерапия, арттерапия, эстетотерапия, нейролингвистическое программирование. В работе с детьми наиболее целесообразно использование игровых, эмоционально насыщенных форм психотерапии, а также арттерапии (музыкотерапии, танцтерапии и т.п.). Здесь же следу­ет отметить, что проведение семейной психотерапии возмож­но как с активным вовлечением в ее процесс только родите­лей, так и родителей совместно с детьми. Психотерапия мо­жет быть как индивидуальной, так и групповой.

Психокоррекция, в отличие от психотерапии, например, в большей мере ориентирована не на патопсихологические, а

на "нормальные", но недостаточно адекватные для успеш­ной самореализации психологические проявления индиви­да (см. выше показания к психологической реабилитации второго класса). Но при этом в ее ходе могут широко исполь­зоваться и собственно психотерапевтические приемы. Од­ним из существенных ограничений использования психокоррекционных методов является также возраст ребенка, а наи­более эффективно ее применение в игровой форме.

Психологический тренинг решает более локальные по срав­нению с другими методами психологической реабилитации задачи. В зависимости от характера нарушений выделяют тре­нинг психомоторных функций, тренинг памяти, внимания, тренинг реактивности, коммуникативный тренинг, аутотре­нинг и т.п. Психотренинговые занятия, как правило, предъяв­ляют незначительные требования к интеллектуальному и куль­турному цензу ребенка и могут быть использованы на относи­тельно более ранних этапах онтогенеза. В ряде случаев целе­сообразно обучение родителей приемам тренинговых упраж­нений в целях их проведения в домашних условиях.

Практически все мероприятия по психологической реа­билитации (за исключением консультаций) подразумевают цикличность, последовательность проведения занятий, уп­ражнений, сеансов. Их эффективность в ряде случаев требу­ет до нескольких месяцев целенаправленной работы. Усло­вия РЦ, как правило, соответствуют этому требованию, так, проведение мероприятий возможно в условиях дневного ста­ционара. Как показывает опыт, ряд реабилитационных ме­роприятий (тренинговых, коррекционных) может успешно проводиться специалистами центра на дому у ребенка.

Индивидуальные программы психологической реабили­тации могут подразумевать необходимость использования совокупности различных методов (терапевтических, коррек­ционных, тренинговых). Это обуславливает и необходимость определенной специализации психологов, психотерапевтов, ответственных за реализацию данных программ. При этом психодиагностическая работа также требует специальной подготовки. Все сказанное позволяет считать целесообраз­ным выделение в РЦ специального психологического отде­ления, сотрудники которого будут ориентированы на прове­дение определенного круга необходимых мероприятий.

Существенно важной является оценка эффективности пси­хологической реабилитации. Она может проводиться путем контрольных психодиагностических обследований или пси­ходиагностических оценок поведенческих реакций ребенка. В данном случае предпочтительным является вариант оценки эффективности психологической реабилитации исходя из сте­пени решения ее концептуальных, а не локальных задач, а именно исходя из успешности овладения ребенком различны­ми видами и формами деятельности, адекватности и успеш­ности включения его в различные области социальных отно­шений, которые соответствуют возрастным нормативам.

Такую оценку целесообразно проводить не чаще 1-2 раз в году, а в качестве ее параметров следует использовать не толь­ко конкретные психологические, а социальные и поведен­ческие показатели.

В заключение, вероятно, следует указать на специфичес­кую роль, особое место психологической реабилитации в об­щем комплексе реабилитационных мероприятий. Она обус­ловлена, во-первых, тем, что в качестве объекта реабилита­ции выступают не только ребенок-инвалид, но и его семья, ближайшее окружение. Во-вторых, во многих случаях резуль­таты психологической реабилитации прямо и непосредствен­но предопределяют успешность восстановительного лечения, общего и профессионального обучения, бытовой реабилита­ции, т.е. обеспечивают эффективность других реабилитаци­онных мероприятий. В-третьих, именно результаты психоло­гической реабилитации предопределяют тот или иной соци­альный эффект различных реабилитационных мероприятий

Педагогическая реабилитация

Педагогическая реабилитация, имея своей основной це­лью обучение, воспитание и развитие ребенка для подготов­ки к жизни в обществе и профессиональной деятельности, для детей с отклонениями в развитии предполагает решение общих и специфических задач специальными методами и средствами. Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление, коррекцию и компенсацию утра­ченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания и развития.

В процессе образования детей с ограниченными возмож­ностями кроме общих целей обучения и воспитания реша­ются также задачи коррекции и компенсации нарушенных функций. Цель педагогической реабилитационной работы заключается в нормализации, исправлении (доразвитии) пси­хических и физических функций ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду и включает коррекционное обучение, воспитание и развитие.

Коррекционное обучение предполагает усвоение социаль­ного опыта специальными методами, учитывающими недо­статки психического и физического развития ребенка. Кор­рекционное воспитание - это воспитание типологических

свойств и качеств личности, инвариантных предметной спе­цифике деятельности (познавательной, трудовой, эстетичес­кой и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционным развитием достигается исправление (преодо­ление) недостатков развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Компенсация дефекта педагогическими мерами реализу­ется с помощью специальных пособий, дидактического ма­териала, специальных приборов.

Учитывая сложность и разнообразие задач и средств пе­дагогической реабилитации, а также их зависимость от ха­рактера патологии, специфики отклонения в развитии, про­цесс педагогической реабилитации предваряется этапом ди­агностики и разработки педагогического аспекта комплекс­ной программы реабилитации.

В процессе диагностики решаются следующие задачи:

- выявляется уровень знаний об окружающем мире и ориентированность в пространстве и времени, уровень знаний и навыков по программному материалу (русский язык, математика, другие предметы), степень обучаемости, отношение к обучению, дефекты речи, социальная и бытовая адаптация и установки;

- производится психологическое обследование (выявля­ются особенности восприятия, памяти, мышления, эмоцио­нально-волевой сферы, поведения;

- собираются сведения о родителях, семье ребенка, усло­виях воспитания.

На основании этого комплексного обследования реша­ется вопрос о необходимом комплексе мер реабилитации, сроках контроля. Принимается решение о необходимости направления ребенка в то или иное специализированное учебно-воспитательное учреждение и о мерах, осуществляемых в условиях реабилитационного центра в зависимости от направлений осуществляемой здесь педагогической деятельности.

Как правило, в реабилитационных центрах находятся дети, воспитывающиеся в детских садах, обучающиеся в школах общего типа и на дому. Также в реабилитационных центрах могут организовываться специализированные груп­пы детского сада, школа или филиал школы со специализи­рованными классами с учетом особенностей контингента детей-инвалидов.

Организуются логопедические занятия, различные разви­вающие кружки по интересам и по трудовому воспитанию (кружковая работа может быть организована по единой сис­теме), занятия с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогом по раз­витию зрительных, слуховых функций, интеллекта, социаль­но-трудовой интеграции, внешкольная работа (клубы, экс­курсии, летний отдых, праздники). Система кружковой ра­боты должна иметь коррекционную направленность: разви­тие моторики, слуха, зрения, речи, социально-бытовая адап­тация, профессиональная ориентация.

В реабилитационном центре могут быть организованы следующие кружки: рисования, лепки, музыкально-хоровой, рукоделия, шитья, изготовления художественных изделий (из кожи, бересты, соломки, дерева, керамики), ткацкий, вычис­лительной техники (в настоящее время имеется много инте­ресных и эффективных коррекционных компьютерных про­грамм для развития речи, слуха, зрения, интеллекта). Систе­ма кружковой работы может быть построена поэтапно в со­ответствии с программой трудового обучения для общеоб­разовательных коррекционных учебно-воспитательных уч­реждений (детских садов и школ).

1 этап (3-10 лет) - обучение ручному труду и элементарным трудовым навыкам, самообслуживанию.

2 этап (10-14 лет) - общетрудовая подготовка.

3 этап (14-17 лет) - предпрофессиональная и профессиональная подготовка.

При разработке содержания кружковой работы могут быть использованы разделы указанных программ трудового обучения.

Для детей с отклонениями в развитии при реабилитаци­онном центре было бы целесообразно организовать цикл занятий социально-психологической направленности, спо­собствующих их социальной адаптации и интеграции в об­щество. Этот цикл предполагает решение следующих задач:

- содействие самопознанию, саморегуляции личности;

- формирование образа собственного "Я", формирование адекватной самооценки и обучение саморегуляции;

- обогащение содержания и форм обучения;

- ориентировка в основных видах социальной активности, формирование социальной культуры;

- формирование здорового образа жизни, обучение навы­кам доврачебной помощи.

Уровень реализации этих задач меняется в зависимости от возраста и контингента. Цикл проводится совместными усили­ями педагогов, психологов, врачей, социальных работников.

При организации групп детского сада и школы педагоги­ческая деятельность организуется в соответствии с действу­ющими программами обучения и воспитания. Внеклассная и внешкольная работа организуется в соответствии с изло­женными выше положениями.

Определение эффективности реабилитационных педаго­гических мероприятий оценивается следующим образом. Результаты обучения, воспитания и развития оцениваются путем выявления уровня усвоения каждым ребенком содер­жания программ обучения и воспитания (в случае организа­ции групп детского сада и школы) для определения возмож­ности наиболее рационального дальнейшего продвижения в изучении программного материала или по результатам реализациипедагогического аспекта программы реабилитации.

В дошкольном воспитании оценка уровня усвоения про­граммы оценивается по трем уровням: выше нормы, норма и ниже нормы. Оценка производится три раза в год: в начале года, в середине (в целях корректировки индивидуальных программ воспитания) и в конце года для подведения итого­вых результатов за год и решения вопроса о возможности перевода в другую группу или учебно-воспитательное учреж­дение (общее или специализированное) для более эффектив­ной реабилитации, для направления в школу.

Оценка результатов осуществляется в процессе учета ус­певаемости (текущей, итоговой, на экзаменах) в баллах (от­метки от 5 до 1). Отметки отражают уровень усвоения про­граммы, предполагающей обучение, воспитание, коррекцию, посредством определения качества знаний, умений, навыков, сформированность качеств и черт личности, норм поведе­ния учащихся в соответствии с нормативами, установленны­ми образовательным стандартом.

Результаты воспитательной и внешкольной работы оцени­ваются по соответствию реабилитационной программе сте­пени достижения намеченных результатов по трем уровням и могут быть выражены в баллах: 5 - выше нормы, 3 - норма, 1 -ниже нормы. Эффективность результатов обучения и педаго­гической коррекции определяется уровнем усвоения про­граммного материала по сравнению с нормативами (заложен­ными в программу), который выражается в условных баллах: "5" - полное глубокое усвоение программного материала, вклю­чая дополнительный материал; «4» - полное усвоение про­граммного материала с незначительными пробелами в допол­нительном материале; "3" - усвоение программы на минималь­ном уровне; "2" - существенные пробелы в усвоении програм­мы; "1" - программа не усвоена.

Суммарный результат определяется по среднему баллу. При среднем балле ниже трех необходим кардинальный пе­ресмотр индивидуальной программы реабилитации. Средний балл выше 4,5 свидетельствует о высокой эффективнос­ти реабилитации.

На основании оценки эффективности реабилитационных педагогических мероприятий принимается решение о корректировке программы (в случае неэффективного ее выпол­нения) или продолжении ее реализации. По завершении каж­дого этапа программы конкретизируется, пополняется реаль­ным и мерами и сроками следующий этап. Все решения о корректировке и дальнейшей разработке педагогического аспекта программы реабилитации принимаются в коорди­нации с другими специалистами центра.

Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полной реализации реабилитационного потенциала, интеграции ре­бенка в общество и вносит ощутимый вклад в повышение эффективности комплексной реабилитации. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологичес­ких нарушений) педагогическими методами коррекционной педагогики. Также именно в процессе обучения и воспита­ния происходят социализация, накопление жизненного опы­та, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточ­ности. При тяжелом течении болезни методы лечебной пе­дагогики позволяют отвлечь ребенка от болезни.

Оптимальные результаты воспитания и обучения влияют на результативность других аспектов реабилитации: на вос­становление и компенсацию утраченных функций, их кор­рекцию (медицинский аспект), на развитие интеллекта и кор­рекцию психологических нарушений (психологический ас­пект), на решение проблем социального характера. И не слу­чайно ни одно реабилитационное учреждение не обходится без педагогической службы. И чем лучше и шире организо­вана эта служба, тем эффективнее осуществляются реаби­литация и интеграция ребенка в общество.

Довольно часто в нашей жизни случаются ситуации, после которых мы теряем интерес к жизни, чувствуем себя угнетенными, ненужными, порой даже без желания жить дальше. Восстановить прежнее отношение к жизни, наладить контакт с миром поможет достигнуть психологическая реабилитация, целью которой является переосмысление человеком своего пути, восстановление связей с окружающим миром, продуктивное взаимодействие.

Психологические основы реабилитации

Они заключается в корректировке эмоционального состояния, что сократит время выздоровления и адаптации, семейной психологии и терапии, расширении информационного пространства. Задача такой реабилитации заключается в принятии человеком нового себя, в осознании утраченных функций, в адаптации к внешнему миру. Восстановление личностного и социального статуса человека.

Психологическая реабилитация имеет широкое понятие. Она является завершающим этапом в общем лечении, прежде всего в плане восстановления социального и личностного статуса человека. Осуществляется она при помощи психологических способов, которые направлены на устранение разных дефектов, полученных при болезни или в какой-то ситуации (необязательно физической). Она включает в себя лечение, профилактику, приспособление к жизни и труду после болезни. В целом, существует медицинская, психологическая, профессиональная и социальная реабилитация.

Основные методы социально-психологической реабилитации

Подведя итог, стоит отметить, что методы психологической реабилитации должны быть направлены на достижение высокого результата. Постоянное консультирование пациентов поможет в его осуществлении. Социальная реабилитация позволяет адаптировать их к изменившимся условиям семейной и общественной жизни. Это мероприятия, которые направлены на улучшение качества жизни, создание равных возможностей для полного участия в жизни общества. Таким образом, мы должны понимать, что немаловажное значение, наряду с медикаментозным лечением, имеет и психологическое восстановление человека. Не стоит пренебрегать им.