Проявления и лечение синдромов аспергера и каннера. Современный взгляд на синдром Каннера: симптомы, диагностика, лечение Ранний детский аутизм каннера выявляется в возрасте

Классический аутизм или синдром Каннера

Аутизм (инфантильный аутизм, детский аутизм, аутистическое расстройство) - нарушение, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма включает комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.

Все существующие основные диагностические системы (ДСМ-III-Р, ДСМ-IV и МКБ-10) сходятся в том, что для постановки диагноза аутизма должны присутствовать 3 основных нарушения: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения. Когда эти 3 группы симптомов проявляются вместе, их часто называют "триадой".

Эта триада симптомов не может рассматриваться только как отставание в основном развитии. Несмотря на то, что такое отставание очень распространено.

Обратимся к некоторым деталям, относящимся к диагностическим критериям аутизма. Они могут оказаться излишними, но в действительности, это - необходимый шаг в попытке с медицинской точки зрения определить аутизм.

Будет ли человеку поставлен диагноз аутизма зависит в значительной степени от того, какие диагностические критерии, приемлемые в настоящее время, использует врач.

В целях определения психоневрологических синдромов выбор часто останавливается на ДСМ (ручная диагностика и статистика), подготовленная и проверенная Американской ассоциацией психиатров (ААП). В настоящее время большинство врачей основывают свою диагностику на ДСМ-III-Р, которая является третьим пересмотренным изданием (Р обозначает revised - пересмотрено). В настоящее время стала доступной ДСМ-IV.

В Таблице 2 представлены критерии ДСМ-IV для определения аутизма.

Таблица 2. Аутизм. Диагностические критерии по ДСМ-IV (ААП, 1994)

А. Общее количество показателей из разделов 1, 2 и 3 - 4: по крайней мере два показателя из раздела 1 и по меньшей мере по одному показателю из разделов 2 и 3:

1. Качественное нарушение в социальном взаимодействии, представленное по крайней мере двумя показателями из следующих:

А) заметное нарушение в использовании многообразных невербальных типов поведения, таких как взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела, в целях регуляции социального взаимодействия;
б) неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
в) отсутствие спонтанного (непроизвольного) поиска обмена интересами, радостью или достижениями с другими людьми (отсутствие указывающих жестов на интересующие объекты);
г) отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.

2. Качественное нарушение коммуникации, представленное по крайней мере одним из следующих показателей:

А) отставание или полное отсутствие развития разговорной речи (не сопровождающееся попыткой компенсации через такие альтернативные модели коммуникации, как жесты или мимика);
б) у людей с адекватной речью заметное нарушение способности инициировать или поддерживать разговор с другими;
в) стереотипное и повторяющееся использование языка или идиосинкразическая речь;
г) отсутствие разнообразной, спонтанной игры или игры по социальной имитации, соответствующей уровню развития.

3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности, представленные по меньшей мере одним из следующих показателей:

А) активная деятельность по одному или нескольким стереотипным и ограниченным типам интересов, которая является нарушенной либо по интенсивности, либо по направлению;
б) явно негибкое поддерживание специфических нефункциональных распорядка и ритуалов;
в) стереотипные и повторяющиеся механические действия (такие, как размахивание или поворачивание пальцами, руками или комплекс движений телом);
г) постоянные действия с частями предметов.

Б. Отставание или нарушенное функционирование хотя бы в одной из следующих областей, начавшееся до 3 лет:

1) социальные взаимодействия;
2) речь при использовании в целях социальной коммуникации;
3) символическая или творческая игра.

В. Отклонение в большей степени не относится к расстройству Ретта или детскому дезинтегративному расстройству.

Существуют критерии аутизма Всемирной организации здравоохранения, включенные в МКБ-10 (Международную классификацию болезней) (см. табл. 3).

Таблица 3. Детский аутизм. Диагностические критерии по МКБ-10 (WHO, 1993)

Качественные нарушения в социальном взаимодействии, представленные по меньшей мере двумя из пяти нижеследующих:

1) неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия;
2) неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;
3) редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения;
4) отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми;
5) отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом; или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения.

Качественные нарушения в коммуникации, представленные по крайней мере одним из следующих:

1) отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
2) отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной игры-имитации;
3) относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор;
4) стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений.

Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности, представленные по меньшей мере одним из следующих четырех:

1) активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов;
2) явно выраженное обязательное поддерживание специфического нефункционального распорядка и ритуалов;
3) стереотипные и повторяющиеся механические движения;
4) действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала.

При постановке диагноза должны присутствовать признаки нарушения развития в течение первых 3 лет жизни.

Отражая попытки достижения диагностического консенсуса в этой области, можно заметить, что различия между двумя последними диагностическими критериями невелики.

Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся при аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза. Однако они заслуживают внимания; это - гиперактивность (особенно в раннем детском или подростковом возрасте), слуховая гипер- и гипочувствительность и различные реакции на звук (четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, но присутствуют периодически или постоянно и у взрослых), гиперчувствительность к прикосновению, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, пониженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения. Эти симптомы встречаются по меньшей мере у 1/3 людей, страдающих аутизмом.

Расстройства аутистического спектра

Сейчас считается очевидным, что кроме "классических" форм аутизма Каннера существуют также "спектральные расстройства" (такие, как синдром Аспергера), которые имеют характеристики, сходные с основным синдромом, но без полного набора критериев. Целую группу аутистических и похожих на аутизм заболеваний, иногда относят к
"расстройствам аутистического спектра", "аутистическому континууму" или "глубокому нарушению развития" (PDD).

Было время, когда "детские психозы" и "детская шизофрения" понимались как разделы области аутизма и нарушений аутистического спектра. Детская шизофрения сейчас рассматривается как отдельное расстройство, очень редкое и отличающееся от аутизма.

Синдром Аспергера

Только недавно синдром, описанный Аспербергом, привлек широкое внимание детских и взрослых психиатров. Он встречается, как уже упоминалось, у людей с нормальным или по всем показателям хорошим, а иногда даже высоким интеллектуальным уровнем. Но что-то у них нарушено, и это "что-то" тесно связано с функциями, нарушения которых отмечаются при классическом аутизме.

Синдром Аспергера диагностируется различными системами немного по-разному. В системах ДСМ-IV и МКБ-10 эти критерии почти идентичны, кроме того, что в ДСМ-IV требуется наличие "клинически значимого нарушения в социальной или других важных областях функционирования", что не используется МКБ-10. Обе схемы диагностики указывают, что раннее развитие речи является нормальным и заинтересованность в окружающем и навыки адаптации не нарушены. Не включены также в диагностические критерии и нарушения коммуникации (вербальной и невербальной).

Синдром Аспергера устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации. Однако большинство врачей соглашаются, что для людей с заболеваниями аутистического спектра абсолютно нормальное развитие речи настолько редко, что включение "нормального развития речи" как критерия диагностики не имеет никакого значения.

К. Гиллберг опубликовал диагностические критерии синдрома Аспергера, которые основывались на клиническом описании пациентов, подготовленном самим Аспергером. Эти критерии, рассчитанные для исследования, были позднее усовершенствованы Гиллбергом. По этой системе критериев, люди, имеющие диагностические критерии синдрома Аспергера, могут иногда квалифицироваться как имеющие диагноз аутистического расстройства и наоборот.

Была сделана попытка изучения возможной области пересечения (переходной области) аутизма у людей с высоким интеллектуальным развитием (обычно имеется в виду аутизм с IQ выше 70) и синдрома Аспергера.

В клинической практике приемлемо дополнение специального критерия, чтобы избежать постановки диагноза синдрома Аспергера, когда встречаются все критерии аутичного расстройства (последний диагноз имеет преимущество). Это привело к данному набору критериев (см. табл. 4).

Таблица 4. Диагностические критерии синдрома Аспергера.

Литература

Диагностические критерии

С. Gillberg, 1989, 1991 Тяжелое нарушение в социальном взаимодействии, проявляющееся по меньшей мере в 2 из следующих 4:

Неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом;
- отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками;
- отсутствие понимания намеков;
- социально и эмоционально неприемлемое поведение

Все исключающий узкий интерес, проявляемый по меньшей мере одним из следующих 3:

Исключение другой деятельности;
- строгое повторение правил;
- более развитое механическое запоминание, чем логическое

Следование распорядку и поддержка интересов, проявляющиеся по меньшей мере в 1 из следующих 2:

Возложение на себя мотивов и интересов в различных сферах жизни;
- возложение мотивов и интересов на других

Языковые и речевые проблемы, проявляющиеся по меньшей мере в 3 из последующих 5:

Задержка развития речи;
- внешне правильная экспрессивная речь;
- формальная, педантичная речь;
- плохая просодика, необычные голосовые характеристики;
- нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию подразумеваемых значений

Проблемы невербальной коммуникации, проявляющиеся по крайней мере в 1 из последующих 5:

Ограниченное использование жестов;
- неуклюжий/неловкий язык движений;
- ограниченные выражения лица;
- неподходящие выражения;
- странный фиксированный взгляд.

Моторная неуклюжесть, которая представлена низкими показателями при исследовании психического развития.

Сзатмари и др. (1989) Одиночество, проявляющееся по меньшей мере в 2 из последующих 4:

Нет близких друзей;
- избегает других людей;
- нет интереса в приобретении друзей;
- одиночка

Нарушенное социальное взаимодействие, проявляющееся по крайней мере в 1 из следующих 5:

Обращается к другим только со своими нуждами;
- неуклюжее социальное обращение;
- одностороннее отношение со сверстниками;
- трудности в осознании чувств других

Нарушенная невербальная коммуникация, проявляющаяся по меньшей мере в 1 из следующих 7:

Ограниченное выражение лица;
- не способен читать эмоции по выражению лица других;
- не способен передавать информацию с помощью глаз;
- не смотрит на других;
- не использует руки для самовыражения;
- жесты большие и неуклюжие;
- подходит слишком близко к другим.

Плохая речь, проявляющаяся по меньшей мере в 2 из следующих 6:

Нарушения в интонации;
- говорит слишком много;
- говорит слишком мало;
- неспособность включиться в разговор;
- идиосинкразическое употребление слов;
- повторяющаяся речь

Не подходит под критерии аутичного развития.

МКБ-10 (WHO, 1993) Отсутствие любого клинически значительного отставания в произносимой и воспринимаемой речи или развитии мышления.

Установление диагноза требует, чтобы произнесение одиночных слов было развито до 2 лет или ранее и чтобы коммуникативные фразы использовались до 3 лет или ранее.

Навыки самообслуживания, адаптация и любознательность в окружающей среде в течение первых 3 лет жизни должны быть на нормальном интеллектуальном уровне.

Основы моторного развития могут быть каким-то образом нарушены, и моторная неуклюжесть обычное явление (хотя и не обязательный признак).

Изолированные отдельные навыки, часто относящиеся к нарушенной деятельности, встречаются часто, но не требуются для постановки диагноза.

Качественное нарушение в социальном взаимодействии (тот же критерий, что и при аутизме).

Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и деятельность (тот же критерий, что и при аутизме).

ДСМ-IV (ААП, 1994) А. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся по меньшей мере в 2 из следующих:

1) заметное нарушение в использовании невербального поведения, такого как взгляд глаза в глаза, выражений лица, поз тела и жестов; регулирующих социальное взаимодействие; 2) неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
3) отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа, принесения или указывания на объекты интереса другим людям);
4) отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.

В. Ограниченные повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и деятельность, проявляющиеся по меньшей мере в одном из следующих:

1) деятельность по одному (или более) стереотипному и ограниченному интересу, который является нарушенным или по интенсивности, или по направлению;
2) явная жесткая приверженность к специфическому и функциональному распорядку или ритуалу;
3) стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивание руками, выкручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом);
4) постоянные действия (с частями объектов).

С. Нарушение, являющееся причиной клинически значимой дисфункции в социальной деятельности или в других важных видах деятельности.

Д. Отсутствие клинически значимого нарушения в социальной, профессиональной или других важных видах деятельности.

Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптации и в развитии любознательности об окружающем мире в детские годы.

F. Критерии не подходят под специфическое первазивное (дезинтегрированное) расстройство развития или шизофрению.

Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Неясно, представляют ли они различные виды аутистического спектра. Были определены 2 интересные модели для объяснения связи между аутизмом и синдромом Аспергера, основанные на IQ и уровне развития сопереживания (эмпатии).

Было предположено, что эмпатия может рассматриваться как функциональная способность, концептуально похожая на IQ и имеющая сильные конституциональные корни. Согласно этой модели, у основной популяции существуют различные уровни развития эмпатии.

Мы рассматриваем возможность постановки диагноза аутистического спектра только в тех случаях, когда уровень эмпатии опускается намного ниже значимого. При таких чрезмерно низких уровнях может быть поставлен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера.

Следуя другой модели, единственным признаком, который дифференцирует аутизм от синдрома Аспергера, является уровень IQ (или вербальный IQ). Низкий IQ (низкий уровень вербальных навыков) ведет к постановке диагноза аутизма, а более высокий уровень IQ (более высокий уровень вербальных навыков) ведет к постановке диагноза синдрома Аспергера у людей, в основном имеющих одинаковые типы и уровни социальных нарушений.

Эти модели отношений между аутизмом и синдромом Аспергера должны быть взаимоисключающими.

Как уже рассматривалось, диагностика синдрома Аспергера не является очень сложной. Проблема в том, что он часто совершенно не принимается во внимание.

Детское первазивное (дезинтегративное) расстройство

Существует небольшая группа людей, которые развиваются нормально (или почти нормально) в возрасте от 1,5 до 4 лет, а затем у них появляются тяжелые симптомы аутизма. Некоторые врачи диагностируют в таком случае "поздно начавшийся аутизм" (это обычно означает, что существовало кажущееся нормальным развитие до возраста 18-24 месяцев). У имеющих более длительный период нормального развития затем следовали явно выраженная регрессия навыков и развитие многих симптомов, характерных для аутизма.

Таких детей обычно относили к имеющим детское дезинтегративное расстройство. В классификациях ДСМ-IV и МКБ-10 для диагностики необходимы клинически значимое отсутствие приобретенных навыков (по крайней мере, двух из следующих навыков: речи, игры, социальных, моторных навыков и кишечного/мочевого контроля), наличие, по крайней мере, двух из триады нарушений при аутизме (или, в случае МКБ-10, 2 нарушений из 4 областей, включающих триаду аутистических нарушений и в дополнение "основную утерю интереса к объектам и окружающему миру").

Детское дезинтегративное расстройство в прошлом рассматривали как психоз Геллера, деменцию Геллера или дезинтегративный психоз.

Заболевания, сходные с аутизмом.

Расстройства, включающие некоторый спектр аутистической симптомологии, но не имеющие полного набора критериев аутизма или синдрома Аспергера, в настоящее время являются основной проблемой диагностики. Не существует какого-либо значимого вывода относительно определения их переходного типа или присвоения им названий.

Мы могли бы предположить, что любой человек с 5 или более симптомами, указанными в ДСМ-IV или МКБ-10, но не имеющий полного набора критериев аутизма, синдрома Аспергера или детского дезинтегративного расстройства, должен быть диагностирован как страдающий от другого, похожего на аутизм заболевания.

Аутистичные состояния

Люди, проявляющие 3 или более симптомов, но не имеющие полного набора критериев аутизма, синдрома Аспергера, детского дезинтегративного расстройства или другого, похожего на аутизм заболевания, могут наилучшим образом диагностироваться как имеющие аутистичные состояния.

Многие дети с расстройством внимания и тяжелой моторной неуклюжестью (дети с так называемым DAMP - дефицитом внимания, моторного контроля и восприятия) имеют аутистичные состояния. Многие люди с умственной отсталостью, не подходящие под критерии аутизма, имеют другие заболевания, похожие на аутизм или аутичные состояния.

Заключение

Для составления общей картины всех расстройств аутистического спектра, включая классический аутизм, может быть очень полезной следующая классификация:

Классический аутизм или синдром Каннера;
- синдром Аспергера;
- детское первазивное (дезинтегративное) расстройство;
- другие, похожие на аутизм заболевания;
- аутичные состояния.

Некоторые замечания по дифференциальной диагностике.

Умственная отсталость

Аутизм (аутистические расстройства, детский аутизм) в некоторых случаях трудно отличать от глубокой тяжелой умственной отсталости. Наряду с тяжелым интеллектуальным отставанием должны присутствовать, в некоторой степени, недоразвитие социальных коммуникативных навыков и воображения (поскольку предположительно будут нарушены все сферы деятельности). Проблемы триады аутичных нарушений должны быть явно диспропорциональны по причине низкого уровня интеллектуального развития.

Депривация и депрессия

Дети с тяжелой степенью депривации, а также находящиеся в тяжелой депрессии, обнаруживают многие симптомы (особенно социальные и коммуникативные нарушения), типичные для аутизма. Основное отличие в том, что аутизм незначительно или абсолютно не поддается влиянию со стороны окружающей среды или фармакологическому вмешательству, а синдромы депривации и депрессии проявляют значительную чувствительность, включая полное восстановление, к такого рода вмешательствам.

Шизофрения

Шизофрения - чрезвычайно редкое явление в детском возрасте. В отличие от аутизма это заболевание характеризуется галлюцинациями и странными иллюзиями. Такие расстройства чрезвычайно редки при аутизме и не являются частью критериев диагностики аутизма.

Не существует доказательств, что аутизм увеличивает риск развития шизофрении и генетически не имеет отношения к этому расстройству. Однако некоторые дети, которым ранее ставился диагноз шизофрении, оглядываясь на прошлое, очень часто имели характерные черты аутистического типа, хотя обычно более мягкие и недостаточные для того, чтобы сделать предположение, что ребенок когда-либо имел "чистый" аутизм.

Трудности дифференциальной диагностики синдрома Аспергера

Синдром Аспергера у взрослых часто неправильно диагностируется как шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности, параноидное расстройство личности, атипичная депрессия, пограничное расстройство и даже, в некоторых случаях, как шизофрения.

Трудности дифференциальной диагностики детского первазивного (дезинтегративного)
расстройства.

Существуют определенные трудности в отграничении детского дезинтегративного расстройства синдромами, описанными Ландау-Клеффнером и Реттом.

При синдроме Клеффнера-Ландау обычно наблюдается нормальное раннее развитие (в течение 2-5 лет) с последующей потерей речи и началом припадков или нарушениями деятельности коры головного мозга по данным электроэнцефалограммы.

При синдроме Ретта часто за кажущимся нормальным развитием до 6-20 месяцев следует потеря целенаправленных движений руками, рост застойных явлений и различных неврологических симптомов, часто включая эпилептические припадки. При обоих этих синдромах часто встречаются симптомы аутизма, но они имеют тенденцию с течением времени нивелироваться.

Постоянная трудность: IQ

Большинство людей, имеющих диагноз классического аутизма, умственно недоразвиты. Около 80% имеют уровень IQ менее 70. У имеющих более высокий уровень IQ показатели варьируют от 70 до 100; это означает, что диагноз аутизма почти никогда не ставится людям с уровнем интеллектуального развития выше нормального.
Связь между аутизмом и низким уровнем интеллекта является сложной диагностической проблемой, так как триада аутистических критериев может быть чрезмерно поглощена картиной умственной отсталости. Врач должен определять отставание, представленное в большей степени в коммуникации, социальных навыках и воображении. Это имеет значительные последствия для определения педагогического подхода.

Большинство людей с диагнозом классического синдрома Аспергера обладают высоким, нормальным и невысоким уровнями интеллекта.

Люди, страдающие похожими на аутизм расстройствами при отсутствии синдрома Аспергера имеют различные показатели IQ: от тяжелой умственной отсталости до высокого интеллектуального развития.

Некоторые авторы рассматривают синдром Каннера (классический аутизм) как типичный вариант синдрома аутизма с низким IQ и синдром Аспергера как типичный вариант синдрома аутизма с более высоким IQ. Следуя другим авторам, именно по вербальному уровню IQ и уровню развития словаря различаются синдромы Аспергера и Каннера, когда и тот и другой показатели развиты больше при синдроме Аспергера.

С другой стороны, настоящий аутизм может рассматриваться на основании IQ в качестве непрерывных серий, где нижняя серия представлена небольшим количеством больных -сильно умственно отсталых людей, имеющих триаду социальных, коммуникативных нарушений и нарушений воображения, средняя - вариантом аутизма Каннера (часто со средней степенью умственного развития) и верхняя серия - синдромом Аспергера (обычно с нормальным или хорошим, а иногда даже отличным уровнем умственного развития).

Другие похожие на аутистические расстройства, которые относятся в классификации ДСМ-IV к нетипичному аутизму, представляют собой зонтичную концепцию для всех нетипичных случаев аутизма, не рассматривающихся с точки зрения IQ, или образуют совершенно иную группу проблем, хотя и с похожей симптоматикой.

Нейропсихологическое исследование

Нейропсихологическое исследование и психологические лабораторные эксперименты с детьми и взрослыми, страдающими аутизмом или синдромом Аспергера, представляют содержательную картину, которая может рассматриваться в свете последних достижений в области эмпатии, теории мышления, целостности восприятия и исполнительных функций.

Во-первых, вкратце определим эти 4 только что упомянутые концепции

Эмпатия - это способность людей постигать мышление и чувства других. Термин произошел от греческих слов эм- и патос, которые были скомбинированы немецкими врачами в начале XX в. для описания einfuhlung - чувствования.

Теория мышления - концепция, объясняющая развитие способности (после нескольких лет развития) осознавать психическое состояние других людей ("иметь представление о том, что думают люди").

Целостность восприятия - понятие, используемое для обозначения тенденции (при нормальном развитии) собирать части предметов вместе, взглянуть на них как на детали, из которых формируется целое, т.е. связывать предметы (явления) воедино.

Исполнительные функции включают в себя планирование, мотивацию, управление импульсами и внутреннее чувство времени.

Только благодаря определению этих понятий становится ясно, что эти функции (или скорее дисфункции) определяют развитие синдрома аутизма.

В соответствии с тестом определения IQ, таким как таблица определения умственных способностей детей Векслера (WISC), дети с аутизмом - группа, имеющая низкий уровень интеллекта или уровень развития мыслительной деятельности, соответствующий умственной отсталости. Около 80% имеют IQ ниже 70 и относятся к умственно отсталым.

Дети с синдромом Аспергера обычно по таким же тестам имеют нормальные или высокие показатели. Дети с диагнозом аутизма часто имеют более низкие вербальные, чем невербальные показатели. Дети с синдромом Аспергера очень часто (даже без разброса значений) имеют обратные показатели в этом отношении.

Показатели по некоторым субтестам WISC у маленьких детей с аутизмом и заболеваниями аутистического спектра типично низкие. Результаты тестов по последовательному расположению картинок (ребенок должен расположить набор картинок, изображающих действия людей, в правильной последовательности, например, собрать какую-то комическую полоску по теме) и по выявлению уровня мышления (ребенку задают такой вопрос: "Что будет, если ты ударишь себя?" и ожидают от него здравого ответа, не просто утверждения, что у него или у нее потечет кровь) почти всегда намного ниже среднего уровня по сравнению с показателями других тестов.

С возрастом дети с синдромом Аспергера часто показывают лучшие результаты по субтесту на понимание, но отстают по результатам теста "Собери предмет" (составная картинка-загадка, в которой ответ представлен очертанием изображаемого объекта (машина, лицо, лошадь), а не просто формой частей). Результат сборки фрагментов (теста, требующего от ребенка скопировать геометрический образец выстроенных в ряд кубиков в определенном порядке), обычно высокий при аутизме, может варьировать при синдроме Аспергера.

Эти результаты были приведены в целях демонстрации того, что дети с аутизмом имеют тяжелые нарушения понимания хода мыслей (мышления) других людей и поэтому имеют недостаточно развитые навыки эмпатии. Эти трудности ведут к неспособности правильно расположить картинки, что показывает непонимание внутреннего состояния людей, изображенных на различных картинках.

Недостаточность понимания может также наблюдаться у детей с низкими вербальными способностями, имеющих низкое развитие мышления. Это то, что мы находим при аутизме. При более высокой вербальной способности "правильные ответы" теста на выявление уровня понимания могут быть выучены наизусть людьми с высоким уровнем интеллектуального развития, имеющими заболевания аутистического спектра. Это то, что мы с течением времени обнаружили в синдроме Аспергера.

Составление фрагментов является тестом, при котором люди с более развитым вниманием к деталям, чем к целому образу, будут проигрывать. При составлении картинки дело обстоит по-другому.

Люди со сниженным уровнем целостности восприятия могут показывать хорошие результаты при составлении фрагментов, но, вероятно, потерпят неудачу при составлении картинки. Так, люди с аутизмом и заболеваниями аутистического спектра предположительно будут хорошо выполнять задание на составление фрагментов и плохо задание на составление картинки. Это основное, что было нами установлено.

Однако при синдроме Аспергера моторная неуклюжесть и расстройство зрительного восприятия иногда являются важными чертами, ведущими к зрительно-моторным затруднениям при выполнении задач, и влияют на относительную неудачу при составлении фрагментов.

По другим тестам, таким как "Сортировка карточек" теста Висконсина, люди с заболеванием аутистического спектра показывают ограниченную, негибкую, низкую способность планировать и низкий уровень чувства времени. Такие нарушения отражают дефицит специфически важных функций.

Для этого теста у психолога есть скрытое правило для правильной сортировки карточек различных цветов. Все дети вскоре понимают, является ли их стратегия правильной или неправильной. Затем это скрытое правило изменено так, что предыдущая стратегия становится неверной. Нормальные дети меняют свою стратегию очень быстро после того, как им сказали, что ответы, даваемые ими, неправильные. При синдроме Аспергера очень часто этого не происходит, и ребенок будет продолжать работу, давая неправильные ответы, упрямо утверждая, что он прав.

Несколько тестов специально составлено для определения отставания в развитии мышления при аутизме. Задание "Разноцветные шарики" является хорошим примером такого вида тестов.

Детям показывают типичную коробочку-цилиндр (цилиндрическая коробочка с ярко окрашенными леденцами, контейнер, хорошо известный детям, по крайней мере в Великобритании, где было произведено первое исследование) и задают вопрос: "Что это?" И нормальные дети, и говорящие дети с синдромом Дауна, и аутисты - все скажут: "Леденцы", так как они знают, что коробочка, выглядящая как коробочка из-под леденцов, обычно содержит леденцы.

Затем коробочка открывается, и содержимым ее оказываются карандаши. Коробка закрывается - карандаши внутри. Другой человек (Питер), который не знает, что было обнаружено детьми, входит в комнату. Детей спрашивают: "Что ответит Питер на вопрос о содержании коробочки? " Нормальные дети и дети с синдромом Дауна ответят: "Леденцы", так как обычно они верят в то, что у Питера свое отдельное мышление, которое не имеет информации, имеющейся у детей. Дети с аутизмом обычно отвечают: "Карандаши" - возможно, потому, что они не могут понять, что Питер имеет свое собственное мышление, отличающееся от мышления ребенка.

Нейропсихологические тесты, проведенные с людьми (детьми и взрослыми) с аутизмом и заболеваниями аутистического спектра, показывают, что у них имеется расстройство развития навыков эмпатии (дефицит мышления). Они больше обращаются к деталям, чем к целому, плохо переключаются при решении проблемы и имеют недостаточно развитое чувство времени.

Как часто приходится ставить диагноз?

Как часто встречается аутизм? Аутизм в своей классической форме - относительно редкое расстройство, встречающееся не более чем у 0,1% основного населения. Одно время полагали, что это нарушение имеет меньшую распространенность, но ряд исследований последних лет показал, что примерно 1 из 1 000 детей, выживших в течение первого года жизни, имеет синдром аутизма.

Синдром Аспергера проявляется значительно чаще и выявлен у 3-4 из 1 000 детей.
Другие похожие на аутизм заболевания и заболевания, имеющие ауичные черты, у людей с умственной отсталостью и расстройствами внимания могут встречаться так же часто, как синдром Аспергера.

Представляется, что аутизм и расстройства аутистического спектра встречаются более часто, чем считали раньше. Общий уровень составляет 0,6-1% от общего количества детей школьного возраста. Даже при некотором увеличении смертности в группах, имеющих тяжелые заболевания, количество аутистов среди взрослых соответствует тому же числу аутичных детей.

Среди прочего, это означает, что на практике каждый отдел здравоохранения среди своих пациентов имеет детей с аутизмом или с расстройствами аутистического спектра.

Половые различия

Аутизм чаще встречается у мужчин, чем у женщин. В клиниках обычно обнаруживается в три раза больше мальчиков. При обследовании основного населения чрезмерное количество мужчин с аутизмом выражено меньше. Это показывает, что в некоторых случаях отсутствует правильная диагностика у женщин. Возможно, потому, что аутизм представлен у женщин немного по-другому.

Девочки - с аутизмом или без - могут обладать в какой-то мере более развитой, чем у мальчиков, речью и социальными навыками. Это может привести к наличию у девочек с аутизмом немного отличающихся симптомов: их уровень речи может быть выше, их поверхностные социальные навыки могут замаскировать скрытый дефицит эмпатии и их интересы (например куклы, животные, люди) могут затруднить выявление у них наличия типичных аутистических качеств.

Некоторые из этих девочек описываются как имеющие "дефицит в социальном общении и проблемы в обучении", некоторые проявляют "патологическое избегание" (девочки, говорящие "нет" и отказывающиеся взаимодействовать), другие могут диагностироваться как имеющие нетипичные варианты "селективного мутизма" (случай, когда человек разговаривает в присутствии отдельных людей, но не говорит или почти не говорит в компании других).

Синдром Аспергера также чаще встречается у мужчин. Отношение количества мужчин к количеству женщин составляет 3-10:1, но слишком рано делать выводы о том, что это отображает истинное положение дел.

Другие заболевания, похожие на аутизм, почти всегда имеются у женщин в той же мере, что и у мужчин. В эту группу включены случаи эпилепсии и тяжелых интеллектуальных нарушений. Эта промежуточная группа имеет тенденцию к почти равному распределению количества случаев между полами.

Заключение. Существует большее количество мужчин, чем женщин с аутизмом и заболеваниями аутистического спектра. Однако, возможно, существует большая распространенность аутизма среди женщин, чем это принято считать в настоящее время.

Синдромы Аспергера и Каннера – отклонения, при которых человек не чувствует настроения окружающих и не понимает их эмоции. Это приводит к социальной изоляции, сложностям в общении и трудоустройстве. Данная девиация наблюдается как у детей, так и у взрослых.

Что это такое?

Причины возникновения синдрома Аспергера точно не установлены, однако изучается роль патологий головного мозга, подобных при , СДВГ. Возможно, нарушение лимбической системы, ответственной за понимание эмоций, жестов, поведения других людей, приводит к плохой выработке социальных навыков. Это может происходить из-за травм, нейроинфекций, внутриутробной гипоксии, отравления ртутью либо алюминием.

За эмпатию (понимание чувств других) отвечает образование головного мозга – миндалевидное тело. При его плохом развитии у человека наблюдаются расстройства поведения. Это заболевание аутистического спектра, характеризующееся недостатками социальных навыков, помогающих эффективному общению.

Больные с данным расстройством неспособны воспринимать невербальные знаки, буквально понимают шутки, иногда ведут себя грубо из-за того, что не имеют эмпатии. Вследствие этого им крайне тяжело устанавливать дружеские контакты с другими людьми, что приводит их к изоляции, иногда – моббингу (травле).

Читайте про и причины возникновения патологии.

Узнайте, почему возникает и как устранить приступы.

Однако люди с синдромом Аспергера погружены в себя, благодаря чему проявляют хорошие способности в конкретных областях знаний. Склонны к систематизации и строгому порядку, легко запоминают даты и другую информацию.

Следует отметить, что это психологическое расстройство, а не умственная отсталость. Интеллект у таких людей на среднем уровне или выше. Они проявляют способности к изучению точных наук либо других любимых ими предметов.

Признаки синдрома Аспергера и Каннера

Синдром Аспергера у взрослых мужчин и женщин сопровождается следующими симптомами:

  1. Монотонная медленная речь.
  2. Отсутствие чувства юмора, буквальное понимание шуток.
  3. Неуклюжие движения, странная мимика и осанка.
  4. Повторяющиеся навязчивые жесты.
  5. Обостренная чувствительность к сенсорным раздражителям: звуковым, зрительным, вкусовым.
  6. Низкий уровень эмпатии, однако это не антисоциальные личности.
  7. Организованность и упорядоченность.
  8. Большие трудности с коммуникацией.

Мужчины и женщины с синдромом Аспергера страдают от изоляции, так как кажутся людям странными, не интересуются увлечениями других, а поглощены только своими занятиями. К тому же, из-за низкого уровня эмоционального интеллекта они не понимают, когда ведут себя несообразно определенной социальной ситуации. Окружающие воспринимают это как грубость.

Однако люди с данным отклонением обладают отличной памятью, запоминают даты рождения, а также исторические события. Нередко имеют большие способности к математике, видят детали, на которые обычно никто не обращает внимания.

Для человека с таким синдромом характерны сенсорные нарушения – гиперчувствительность к зрительным и слуховым стимулам. Например, чай может казаться очень горьким. Характерна также склонность к порядку, нелюбовь ко всяческим изменениям в укладе жизни.

Для таких людей разговоры ни о чем кажутся не развлечением, а самым настоящим наказанием. Человек не знает, как вести непринужденный разговор, не чувствуя эмоции собеседника. Обратная связь при этом отсутствует.

Часто расстройство аутического спектра сопровождается другими диагнозами:

  1. и дефицита внимания.
  2. Депрессия вследствие социальной изоляции. Люди хотят завести друзей, но не могут в силу отсутствия социальных навыков.
  3. Тревожное расстройство.

Тест на синдром Аспергера у взрослых содержит вопросы о том, насколько легко человеку общаться с окружающими, вести светские беседы, заниматься одним и тем же делом или переключаться между разными задачами.

Лечение и социализация

Терапия синдрома Аспергера заключается в выработке социальных навыков для общения с другими людьми. Этим занимаются психологи с соответствующим опытом. Пациентов обучают взаимодействию, уважению чужих границ, эмоциональной чуткости, проигрывают модели поведения.

С детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, проводится тщательная воспитательная работа для развития навыков общения с другими ребятами. В раннем дошкольном возрасте для решения проблем гипо- и гиперчувствительности к разного рода раздражителям используются специальные площадки с песком, турниками, чтобы человек лучше приспособился к внешним стимулам, и они его не отвлекали, не вызывали замешательства. При этом тренируется ловкость, практические навыки, моторика рук.

При трудоустройстве следует учитывать плохие социальные навыки человека и склонность к порядку, систематизации. Не подходит работа, где нужно много общаться с клиентами и коллегами. Продавец-консультант, парикмахер – неудачные варианты.

Однако подойдет работа, требующая строгого распорядка и систематизации. Человек с нарушениями социальных навыков может работать лаборантом, ювелиром, мастером по ремонту обуви, сотовых телефонов, компьютеров.

Следует также учитывать повышенную чувствительность к сенсорным раздражителям, например, шуму люминесцентной лампы, жужжанию кондиционера, кофемашины, освещению и другим факторам.

Заключение

Социализация составляет основную трудность для людей с данным расстройством. Однако у таких индивидуумов интеллектуальные способности находятся на приемлемом уровне, достаточном для заботы о себе. Людям необходимы индивидуальные и групповые занятия с психологом для отработки коммуникативных навыков. Существуют группы поддержки для пациентов с данным отклонением, где они могут найти друзей с общими интересами.

Аутизм, одной из форм которого является синдром Аспергера, у детей встречается намного чаще, чем принято думать. Для многих родителей подобный диагноз звучит как своеобразный приговор, ведь придется всю жизнь учить свое чадо, развивать его всеми возможными способами, но полностью раскрыться у ребенка может получиться с трудом. Если сказать что такое аутизм простыми словами, получится примерно сильное отставание в развитии.

Аутизм у взрослых не появляется, возникая в младенчестве. Исследования на эту тему ведутся уже не 1 год, но до сих пор болезнь считается одной из самых странных, непонятных. Ярче всего можно увидеть проявления болезни у детей, и когда болезнь начнет прогрессировать, начнется своеобразная изоляция общества от ребенка и наоборот, малыша от коллектива.

Ученые предполагают, что аутизм у взрослых мужчин можно встретить чаще, чем у женщин. Состояние это затягивается на всю жизнь, потому ребенок, который вырастет с заболеванием, болеет, будучи уже взрослым. Самая распространенная причина появления аутизма, по предположениям, считается негативное воздействие множества токсинов на организм при беременности и родах. Сюда входят инфекции, осложнения, могут влиять генетические особенности.

Риск появления понятия «Аутизм» возникает при наличии у матери болезней типа энцефалита, менингита, различных отравлений. Особой опасностью для будущего ребенка становится использование комбинированных вакцин будущей матерью. Имеются предположения о передаче в пределах одной семьи болезни по наследству. Если у родителей один малыш страдает болезнью, по статистике, и второй ребенок также будет подвержен заболеванию. Если один из родителей страдает аутизмом, риск отставания в развитии у малыша увеличивается.

Чтобы определить диагноз, требуется наличие характерных признаков аутизма, важно знать, что это за болезнь:

  1. Сложности при общении.
  2. Сложности с воображением.
  3. Сложности со взаимодействием.

Типичной болезни не бывает, что это такое, для каждого ответ будет разным. Зависит все от человека. По статистике, около 5 детей на 1000 имеют подобный диагноз. Может быть, болезнь, такая, как аутизм, присутствует в организме и раньше, но заметной становится она при возрасте 1-3 года. В этот период начинаются изменения в поведении малыша, такие, как:

  • отсутствие привязанности малыша к родителям. Ему не нужны постоянные контакты, он не будет плакать, если мама или отец куда-то отошли, не старается смотреть, не видно заинтересованности;
  • прослеживается явная задержка в развитии;
  • малыш становится равнодушным к общению со сверстниками, иногда проявляется явная агрессия, даже если повод отсутствует. Он не нуждается в компанейских играх;
  • ребенок предпочитает одну игрушку, не видит остальных, как другие дети;
  • реакция на внешние факторы неоднозначна. Здоровому ребенку это может казаться несущественным, например, яркий свет, разного рода звуки, но у больных аутизмом могут прослеживаться неконтролируемые приступы страха, паники;
  • ребенок не видит разницы между предметами живой и неживой природы.

На сегодняшний день не определена генетика болезни, непонятно, излечим ли аутизм полностью, хотя развитие ее связывают именно с генами. У детей развитие происходит по-разному, некоторые усваивают материал быстрей, учатся разговаривать на ранних годах жизни. Но иногда здоровый ребенок развивается с отставаниями. Потому сложно определение аутизма на ранних стадиях. Возможно понять, имеется ли аутизм синдром у малыша, или это просто позднее развитие, иногда очень сложно, бывает невозможно.

Важно знать, что такое аутизм и как он проявляется. Ведь если появляются характерные признаки, важно обратиться к педиатру, чтобы провести соответствующие тесты.

Виды аутизма

Часто разные виды аутизма объединяются под одним названием. Говорят, Синдром Аспергера, или Каннера, подразумевая просто аутизм. Но разные виды проявляются по-разному. Потому стоит знать различия между формами подобной болезни.

Синдром Каннера

При заболевании человека подобным синдромом, характерны следующие особенности, присутствует ряд основных симптомов аутизма:

  • с первого дня жизни болезнь имеет место. Остается невозможным устанавливать нормальные отношения с самого начала;
  • человек отгораживается от внешней среды, игнорирует внешние раздражители до того момента, пока ему не становится больно от внешнего воздействия;
  • речь используется минимально, или вообще отсутствует;
  • зрительные контакты недостаточны, практически не используется контакт глаз;
  • если во внешней среде происходят изменения, зачастую человек реагирует паническим страхом;
  • признаки «попугайной» речи;
  • задержка личностного развития;
  • возможное проведение разных игр с предметами, которые не являются игровыми, в которые малыш без синдрома не вкладывает роль игрушки;
  • первые проявления начинаются уже с 2- лет.

Подобные симптомы аутизма важно понимать правильно. Например:

  • не стараться расширить их суть, содержание. Для примера, важно видеть разницу в неспособности установить контакт с человеком и проявление активного нежелания контакта;
  • диагностировать синдром аутизма неправильно, без присутствия явных признаков, симптомов.

Становится видно примерно в 2-3 года, что ребенок явно отличается от сверстников. Он начинает попадать в поле зрения не только родителей, но и своему окружению, после чего обращают внимание специалисты. Родители зачастую неспособны определить нарушения, начинают оценивать его неправильно: «Наш ребенок не такой как все, странный». Часто реальные нарушения видны невооруженным взглядом, но трактуются они неправильно. Например, возникает задержка в развитии речи, слуха.

Если внимательно присмотреться к ребенку диагностика аутизма становится очевидной. Уже на первом году жизни реакция на внешние раздражители не такая, какая должна быть. Малыш минимально реагирует на людей, окружающих его, не принимает позу «готовности», когда его пытаются взять на руки, а если его берут, он становится полностью пассивным. Некоторые говорят, «становится, как мешочек песка». Малыш сызмала боится сильного шума – пылесоса, звука кухонного комбайна, не привыкает к подобным звукам со временем.

Продукты питания малыш выбирает очень избирательно, часто не принимает еду определенного цвета, размера, внешнего вида. Некоторые родители видят все это, но не придают роли, только через некоторое время понимают, что у ребенка присутствует синдром Каннера, выявленный не ими, а врачами из-за задержки в развитии.

Синдром Аспергера

Схоже с предыдущим, синдром Аспергера, у ребенка в раннем возрасте наблюдаются коммуникативные нарушения, он не полностью воспринимает существующую реальность. Малыш по-особому реагирует на мир, имеет свой особый круг интересов, который полностью отличает его от ровесников. В поведении его отличается явная агрессивность, импульсивность, частые аффекты, возникают странные желания, представление о мире полностью отличается. Часто поведение становится сложно объяснить простой логикой, которая отсутствует и у самого ребенка, когда его спрашиваешь о произведенных действиях.

Дети начинают с раннего возраста понимать себя не так, как другие. Возникает особая, странная связь с реальностью. Логика развита нормально, но полученные знания накапливаются медленно, часто очень неравномерно происходит развитие. Внимание может проявляться в разной степени, пассивное и активное восприятие неустойчиво, но поставленные цели могут достигаться человеком очень энергично.

Если у малыша синдром Аспергера, речевой аппарат развит нормально, существенная задержка не наблюдается. Внешний вид своеобразен и выделяется отрешенное выражение лица, что смотрится необычно, некоторые отмечают, что даже красиво. Мимика медленная, взор обращен как бы через предметы, вдаль. На глазах других людей ребенок фиксируется мало, смотрит на что-то другое и возникает чувство, что ему просто не интересно.

Причины возникновения аутизма непонятны, но моторика развита несомненно хуже, чем у сверстников. Возникают неритмичные движения, часто повторяются. Коммуникация ослаблена, речь часто необычная, мелодичная, своеобразная, выделяется среди остальных темпом, ритмом. Голос может быть разным по высоте. Навыки зачастую появляются слабо, отчего развитие затормаживается. Наблюдается явная привязанность к одному месту, к дому. Но отсутствует привязанность к проживающим там людям.

Синдром Ретта

Начинаются первые проявления с 8-30 месяцев. Внешние причины аутизма подобной формы зачастую отсутствуют, иногда возникает минимальное моторное развитие. У ребенка начинает появляться отрешенность от внешнего мира, он, даже если чему-то научился, забывает полученные навыки. Речь не развивается, ухудшается.

Диагностировать аутизм несложно. Возникает постоянное движение рук, похожее на то, когда человек моет руки. Потом ребенок теряет возможность держать предметы в руках, появляется атрофия мышц, сколиоз, дистония, атаксия. Он не может жевать, только сосать, дыхание сбивается. Иногда можно наблюдать наличие эпилептиформных приступов.

После 5-6 лет возвращается возможность усваивать слова, хотя и проявляется способность слабо. Ребенок может начать играть в примитивные игры, но потом активность болезни снова усиливается. Моторные навыки снова утрачиваются, бывает, что больной перестает даже уметь ходить. Дети чаще всего нормальные адекватные, эмоционально активные, привязаны к людям и к местам очень долго. После развития тяжелых изменений наблюдается расстройство статики, теряется мышечный тонус, возникает слабоумие.

Синдром Аспергера поддается лечению сложно. Подобная же болезнь не поддается лечению на современном уровне развития медицины. Подобное нарушение считается самым сильным среди других подобных. Оно не поддается коррекции.

Атипичный аутизм

Болезнь похоже на синдром Каннера. Но в данном случае нет одного из важных критериев для диагностики аутизма. При заболевании имеют место следующие признаки аутизма у взрослых и в детском возрасте:

  1. Явное нарушение между общением ребенка с другими людьми.
  2. Поведение повторяется, становится стереотипным, ограниченным.
  3. Возникают первые признаки аномального развития, появляются нарушения уже после 3-х лет.
  4. Возникает у детей, имеющих серьезные расстройства рецептивной речи, или имеющих умственную отсталость.

Лечение детского аутизма

Обучать ребенка, который болеет аутизмом, следует по другим правилам, нежели здорового. Родители должны быть готовы к сложностям, им нужна будет поддержка. Дети, у которых поставлен диагноз аутизм, отдаются в специализированные детские сады, а дома должны проводиться специальные мероприятия, которые сделают минимальными приступы гнева, агрессии, страха, повторяющихся движений. Семье может быть необходима посторонняя помощь для борьбы с заболеванием, требуется знать, как выявить аутизм, понять путь развития малыша и следовать ему, не смотря на трудности.

При наличии у аутиста еще и эпилепсии, должны использоваться обычные препараты против болезни. Психотропными веществами будет сложно излечить присутствующие у ребенка симптомы аутизма. Но если их тяжесть зашкаливает, их величину можно ослабить. Для этого применяются в комплексе с воспитанием, образовательной программой.

Если присутствуют желания наносить себе вред, возникают частые депрессии, повторяющееся поведение, проводится терапия с помощью селективных ингибиторов. Методы лечения аутизма не очень эффективны. Воздействующие на организм ребенка лекарства, стимулирующие излишнюю активность, могут помочь справиться с подвижностью. Но перебарщивать с их употреблением не стоит, ведь может развиться повторяющееся поведение.

Нейролептики могут справиться с повторяющимся поведением, излишней агрессивностью, возбудимостью, но их явные преимущества могут быть омрачены имеющимся списком осложнений. Около 2/3 детей, страдающих аутизмом, приобретают в итоге возможность разговаривать. Но если они не начинают говорить в возрасте около 5 лет, изменений в лучшую сторону ожидать не нужно. В половине случаев со временем исчезает отчужденность, но вместо нее появляется излишний интерес ко всему окружающему.

Необходимо знать, как лечить аутизм и лечится ли аутизм вообще. Для этого определять болезнь в первые годы жизни ребенка. У подростков больных аутизмом, возникают следующие изменения, когда они находятся в подростковом возрасте:

  • в 11-14 лет учащаются припадки;
  • периоды гиперактивности сменяются периодами сниженного интереса к окружению и полной инертностью поведения;
  • ребенок начинает возбуждаться все чаще, иногда перерастая в приступы агрессии;
  • поведение становится временами излишне сексуальным, что может доставить проблемы.

Около 10% детей, которые болели аутизмом, в последствие становятся способны заботиться о себе самостоятельно. Еще меньшая доля имеет друзей, вступает в отношения, становятся родителями. При появлении у малыша к 5 годам речи, повышении IQ, скорее всего родителей ожидает нормальное или умеренное развитие личности.

Многие не знают, можно ли вылечить аутизм. При наличии у ребенка показателя IQ ниже 60 после 10 лет, скорее всего такие личности не смогут развиться нормально и жить в дальнейшем самостоятельной жизнью. Дети или взрослые аутисты, у которых классический аутизм, даже при достойном уровне показателя IQ, развиваются нормально при взрослении только в половине случаев.

Заболевания, которые схожи с аутизмом

Часто родители путают следующие болезни, так как симптомы аутизма схожие:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике, каждый третий малыш имеет ранние признаки аутизма. Основными симптомами синдрома являются: гиперактивность, сложность в освоении материалов дошкольной программы, невозможность концентрации на одном деле длительное время, излишняя подвижность.

У взрослого также присутствуют признаки синдрома. Им сложно принять взвешенное решение, запоминать что-то. Вылеченный должен проявить себя уже в раннем возрасте, чтобы потом достигнуть полного выздоровления.

  1. Тугоухость. Нарушение слуха разной степени тяжести. Дети с заболеванием могут иметь отставание в развитии. Часто произносимые звуки неправильные, возникает задержка в речи. Малышам несвойственно откликаться на свое имя, они не выполняют просьбы родителей и кажутся гиперактивными и непослушными. Как вылечить заболевание, знают врачи. Помогает здесь медикаментозное лечение, часто слух возвращается полностью.
  2. Шизофрения. Длительный период термин «аутизм» виделся как разновидность шизофрении. Сейчас стало ясно, что болезни совершенно разные, никак не связаны. Эта болезнь начинается позже аутизма, после 5-7 лет. Симптомы аутизма проявляются с детства, шизофрении – со временем. Возникают страхи, уход в себя, часто наблюдаются разговоры с собой.

Профилактика аутизма, что присутствует у малышей:

  1. Следует активно воспитывать ребенка, включать в навыки основы социального общения.
  2. Вскармливать грудью, а не искусственно.
  3. Находиться с малышом максимальное время.
  4. Не использовать пломбы, в которых имеется ртутная основа.
  5. Не употреблять генно модифицированную продукцию в период беременности.
  6. Пить только очищенную воду как матери, так и ребенку в дальнейшем.
  7. Использовать для еды посуду только качественную, стараться пользоваться минимальным количеством пластика.

Аутизм излечим в некоторых своих проявлениях потому не стоит отчаиваться и сидеть сложа руки. Применяется лечение аутизма стволовыми клетками, достаточно перспективное направление в избавлении от болезни.

Очень важно обеспечить малышу занятия со специальными педагогами. Синдром Каннера не сопровождается нарушением интеллекта, но из-за расстройств в эмоциональном плане эти дети не могут обучаться по стандартной программе. Совместно с врачами педагог должен подобрать подходящий для ребёнка способ обучения, а также индивидуальную программу, в которой все его способности будут максимально использованы.

Важно также и общение малыша с психологом, ведь разнообразные психологические методики могут помочь выработке навыков общения в социуме, научить адаптироваться в коллективе. Есть специальные методики для аутистов, к примеру, холдинг-терапия (это метод с использованием принудительных объятий), она помогает укрепить эмоциональную связь между больным малышом и его родителями.

Нужно также внимательно отнестись и к рациону питания ребёнка с синдромом Кеннера – таким детям нужна особая диета. Так как у них наблюдается нарушение в работе пищеварительных ферментов, способность организма расщеплять некоторые виды белков, имеющиеся в мучных продуктах и молоке, понижена. Из-за этого следует ограничить употребление больным молочной и мучной продукции.

Очень важно и участие семьи маленького аутиста в реабилитационном процессе. Родителям нельзя проявлять непонимание и холодность по отношению к ребёнку, так как это негативно отражается на процессе лечения. Следует окружить малыша заботой, любовью и поддержкой – это очень способствует улучшению состояния больного.

Среди методов терапии также развивающие курсы психологической поддержки, проводимые как индивидуально, так и в группах:

  • занятия с врачом-логопедом;
  • упражнения лечебной физкультуры;
  • процедуры лечебного труда;
  • танцы, музыка и рисование.

Лекарства

Многие врачи с большой осторожностью выписывают аутистам психотропные лекарства, так как нет достоверных сведений о том, что они оказывают положительный эффект на больного. Использовать эти препараты следует, если у ребёнка наблюдается перевозбуждение, попытки физически себе навредить, проблемы со сном. Для лечения в этих случаях используются антидепрессанты (Амитриптилин) и нейролептики (в малых дозах) – обычно это Сонапакс, Галоперидол, Рисполепт.

Также в процессе терапии с использованием лекарств применяются препараты, способствующие улучшению обмена веществ в тканях мозга (это Аминалон, Церебролизин, а также глутаминовая кислота), и ноотропные вещества (Ноотропил).

Витамины и физиотерапевтическое лечение

Улучшить состояние больного может также терапия с использованием витаминов. Для лечения синдрома Каннера применяются витамины из групп В, С, а также РР.

Выполняются и процедуры физиотерапевтического лечения – магнитотерапия, лечение водами, электрофорез. Также дети занимаются физкультурой, получая необходимую физическую нагрузку.

Народное лечение

Для того чтобы успокоить аутиста, иногда рекомендуют использовать молотый мускатный орех, так как он способствует улучшению кровообращения в мозге и имеет успокаивающий эффект. Необходимо взять крошечную дозу этого ингредиента и растворить её в малом количестве молока. Но следует помнить, что в орехе содержится сафрол (психотропное вещество), поэтому без консультации с врачом этим методом народного лечения лучше не пользоваться.

Лечение травами

После консультации с врачом можно использовать в качестве вспомогательного метода терапии успокаивающие лечебные сборы из трав.

При лечении травами можно использовать отвар из полевого вьюнка, мелиссы, а также листьев растения гинкго билоба. Это лекарство готовят следующим образом: 5 г измельчённых ингредиентов залить 250 мл воды и кипятить примерно 10-15 мин, после чего остудить. Отвар пьют 3 р./сут. (перед едой за 25-30 мин) по 1-2 ст.л.

Комплексное расстройство с несколькими нарушениями называется Аутизмом (инфантильным или детским). Существующие современные диагностические системы едины во мнении о том, что аутизм должен подтверждаться наличием трех симптомов, сопровождающих эту болезнь.

Симптомы аутизма

  1. Недостаточное социальное взаимодействие, при котором больные трудно понимают эмоции, чувства окружающих людей.
  2. Пациенты с классическим аутизмом сложно выражают собственные побуждения и мысли, что осложняет их социальную адаптацию.
  3. Присутствие недостаточной взаимной коммуникабельности (невербальной и вербальной), слаборазвитое воображение, которое ограничивает спектр поведенческих реакций.

Существуют некоторые симптомы, наиболее часто проявляющиеся при аутизме, но они не считаются достаточными для диагностического заключения.

К ним можно отнести:

  • Синдром гиперактивности, наиболее часто проявляющийся в подростковом и раннем детском возрасте.
  • Слуховая чувствительность, проявляющаяся резким отрицанием некоторых звуков и закрыванием ребенком ушей.
  • Гиперчувствительность к прикосновениям, когда больной не приемлет прикосновений к себе даже родных людей.
  • Низкий болевой порог пациента.
  • Переменчивость настроения ребенка и необъяснимая агрессия.
  • Аутоагрессивное состояние, когда человек наносит сам себе различные повреждения.

У 1/3 людей, больных аутизмом, наблюдаются такие симптомы. Синдром классического аутизма - это генетическое расстройство, которому присуще нейрологическая основа. У таких пациентов отмечается задержка в развитии, начиная с первых дней жизни. У них заторможено развитие полезной экспрессивной речи, иногда у них хорошо развит рецептивный язык (распознавание чужой речи).

Детей с синдромом Каннера можно научить пользоваться книгами, где много картинок, при помощи невербального средства коммуникации (рукой взрослого и указательными жестами). Больные способны одинаково ровно относиться к предметам и людям, у них повышенные сенсорно-моторные симптомы (вращение на месте, тряска руками, телесное раскачивание, т.д.).

Эта симптоматика может сохраняться до полного взросления. Входящие в эту группу дети страдают от затрудненного взаимодействия с окружающими людьми. Попытки к общению воспринимаются с опаской и негативом в коллективе. Такая реакция вызывает проблемы в детском поведении, возникновение фрустрации (неуравновешенного психического состояния). Осложняющей причиной такого состояния является органическое отклонение в развитии.

Характерным дополнительным проявлением аутизма Каннера является отсутствие контроля над собственными эмоциями. Ребенок с этим синдромом зачастую подвержен неконтролируемым приступам гнева, которые приводят к агрессивному поведению. Кроме этого, такие дети подвержены такому заболеванию, как эпилепсия.

Человек, болеющий классическим аутизмом, может страдать от речевых расстройств (низкий словарный запас, грамматические ошибки, отсутствие речи). Дети с аутизмом Каннера имеют сенсорно — моторные расстройства, выражающие стереотипиями (бесцельный повтор движений, фраз, слов, заметный при наблюдающейся умственной заторможенности, аутистических расстройствах), обостренной тактильной чувствительности, отсутствии зрительного контакта.

С уважением,