Фгос внеклассное мероприятие по истории. Внеклассное мероприятие по истории

Пояснительная записка

Тип мероприятия : деловая игра.

Цель мероприятия: способствовать развитию интереса учащихся к истории, привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия, воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, формировать чувство национальной гордости и патриотизма, в нестандартной форме проверить знания учащихся по изучаемому периоду.

Примечание: отдельные задания данного мероприятия могут быть использованы и на уроках в различных его структурных элементах.

Задачи мероприятия :формирование учебных действий учащихся

Метапредметные УУД

  1. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; систематизировать информацию, выполнять творческое задание.
  2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.
  3. Коммуникативные - взаимодействовать в команде, организовывать работу в команде, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны.

Предметные УУД - освоение содержания учебного материала главы «Русь в IX-XII веках».

Межпредметные и межкурсовые связи : работа с литературным источником «Слово о полку Игореве» (+литература), работа с картой (+география), работа с классмейтами (+информатика).

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения мероприятия:

1) мультфильм «Песнь о вещем Олеге» по материалам Интернет-ресурсов

2) материалы сайта «Методическая копилка» http://zanimatika.narod.ru/RF19.htm

3) электронное приложение в составе используемого УМК (см. станция «Интерактивная»)

4) «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 кл. Дидактические материалы. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. - Москва, ДРОФА, 2000 год;

5) атлас «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс. Москва, издательство «ДИК» ДРОФА, 2013 год.

Учебное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, классмейты (см. задания по станциям), набор карточек с заданиями.

Использование информационно-коммуникативных технологий: показ мультфильма, работа с классмейтами.

Планируемые результаты (формируемые компетентности):

Активизация интереса к истории;

Высокий уровень освоения темы, ориентированный на общекультурную подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих ориентиров;

Формирование (отработка) умений указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты правления правителей отечественной истории; характеризовать обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; работать с исторической картой; логично, ясно и точно формулировать и аргументировать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией (формулировать и обосновывать выводы и т. д.).

Деловая игра

«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6 класса

«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»

Команды могут состоять из любого количества человек, возглавляет команду капитан.

Мероприятие удобнее проводить либо в большой аудитории, либо в актовом зале школы. В этом помещении должны быть предусмотрены места для команд и болельщиков, а также 7 столов (шесть столов - это станции, седьмой стол - для членов жюри). Каждая станция имеет своё название - «Литературная», «Что? Где? Когда?», «Географическая», «Интерактивная», «Хронологическая», «Исторический калейдоскоп».

Команды поочередно перемещаются по всем станциям (в произвольном порядке) и выполняют задания, соответствующие названию данной станции. Задание станции «Исторический калейдоскоп» требует больших временных затрат и одновременного присутствия представителей всех команд, поэтому по 3 человека от каждой команды в начале перемещения по станциям сразу же приступают к работе на этой станции.

Баллы команд, набранные ими на каждой станции, вносятся в путевой лист (см. Приложение) команды (он выдаётся командам в начале игры и сдаётся в жюри в конце игры). В качестве экзаменаторов на станциях, ведущих, членов жюри и помощников желательно привлекать учащихся старших классов.

Кроме перемещения по станциям, игра предполагает и представление команд (название, девиз, эмблема). Команда-победитель определяется по совокупным результатам всей игры, а также по времени, затраченному на прохождение всех станций.

Порядок проведения мероприятия:

1) представление команд;

2) просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»;

3) перемещение по станциям;

4) подведение итогов и награждение победителей.

Представление команд

Каждая команда в произвольной форме представляет название, девиз, эмблему, которые оцениваются по пятибалльной шкале.

Просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»

Фильм демонстрируется всем участникам игры. Перед просмотром ведущие акцентируют внимание зрителей на том, что после его просмотра команды получат задание, основанное на содержании поэмы А.С. Пушкина.

Перемещение по станциям

Станция «Литературная»

Задание - командам предлагается по 3 карточки с отрывком поэмы, часть слов которой выделена жирным шрифтом; участникам необходимо объяснить значение этих слов. При оценивании ответов учитывается правильность трактовки терминов, а также скорость выполнения задания.

Песнь о Вещем Олеге Александр Сергеевич Пушкин

1. Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам :
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
2 . Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник ,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
3. «Скажи мне, кудесник , любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
4. «Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
5. Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда :
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
6. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ , и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
7. Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю .
И холод и сеча ему ничего
Но примешь ты смерть от коня своего».
8. Олег усмехнулся - однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
9. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други , возьмите коня!
10. Покройте попоной , мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
11 . Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
12 . «А где мой товарищ? - промолвил Олег. -
Скажите, где конь мой ретивый ?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу : на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
13. Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник , ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
14. Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости ,
И видят - на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
15. Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне , уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
16. Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
17. Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились он.

Станция «Что? Где? Когда?»

Задание - каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек и отвечает на вопросы. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

1. Одна её часть состояла из «лучших» - бояр и начальных людей, другая - из «молодших»- отроков. Обе подчинялись только князю. О чём речь? (О дружине - отборном княжеском войске).

2. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (Витязь)

3. Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)

4. Что делали древние славяне в январе, если он у них назывался «сечень»?
(Это было время подсеки деревьев для очистки земли под пашню)
5. Чем занимались древние славяне в апреле, если он у них назывался «березозол»?
(Это было время сожжения деревьев и удобрения земли)
6. Назовите основное занятие древних славян в августе, если этот месяц у них назывался «серпень». (Это было время жатвы и увоза снопов с поля)

7. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства)
8. Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда? (Олег Вещий)
9. Этот князь совершил против Византии грандиозный морской поход, задействовав две тысячи ладей. А в ХХ веке в честь князя назвали бронепалубный крейсер, отвоевавший в трёх войнах. (Олег)
10. Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Как называлось это верование? (Язычество)
11. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома? (Род)
12. В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян)

13. В каком веке (году) отмечалось 1000-летие Крещения Руси? (В 20 веке, в 1998 году)

Станция «Географическая»

Задание - команды «вытягивают» одну карточку, на которой указан номер страницы атласа, по карте которого (используя легенду и условные обозначения) необходимо составить рассказ по определенной теме. Ответ/рассказ команды оценивается по пятибалльной шкале.

номер страницы - название карты/рассказа

стр. 6 - «Образование Древнерусского государства»

стр. 8 - «Походы князя Игоря»

стр. 9 - «Походы князя Святослава»

стр. 11 - «Походы киевских князей в конце X - первой половине XI века»

Станция «Интерактивная»

Задание - команды «вытягивают» карточки с номером, указывающим на задание электронного приложения к главе «Древняя Русь», и выполняют их с помощью классмейтов. Баллы команде выставляются, исходя из системы оценивания, предусмотренной электронным пособием.

Станция «Хронологическая»

Выбор задания (одного из двух) осуществляется учителем заранее так, чтобы все команды получили одно и то же задание, т.е. оказались в равных условиях.

Задание № 1 - командам необходимо разложить карточки (расставить отрывки из «Повести временных лет» по теме «Крещение Руси») в хронологической последовательности. За каждую верную позицию команда получает по одному баллу.

Крещение Руси

1. …после всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.

2. … И повелел крестить себя… Многие из дружинников, увидев это, крестились…

3. В год 6495 (987). Создавал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говорят: «Прими закон наш». Затем приходили немцы хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многие говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира…»

4. .. «Вот взяли уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и о послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь…»

5. …Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечете, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоту не видели ни какой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы…»

6. И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего ни кто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу»…

7. …И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и проводить людей на крещение по всем городам и селам…

8. ..И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году прошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, затворились корсуняне в городе…

Ключи - 36584217

Задание № 2 - командам необходимо составить дату (указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) - дополнительный балл.

1) ….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

1714 год (XVIII век)

2) Десять раз надо сказать, на десятый только послушает.

1010 год (XI век)

3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

У ….. нянек дитя без глазу.

Пошел на все ….. стороны.

1274 год (XIII век)

4) …… с ложкой, один с сошкой

За чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем.

717 год (VIII век)

5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

У ….. нянек дитя без глазу.

217 год (III век)

Подведение итогов и награждение победителей.

Игра «Шаги истории» разработана для проверки знаний учащихся 7-9 классов по истории России. Рассчитан на 40 - 45 минут.

Задания разработаны на на основе учебников История России для 7-9 классов (авторы Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина).

Целевая аудитория: 7- 9 класс

г. Красновишерска Пермского края

Мероприятие «Шаги истории»

1.Усилить интерес к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью.

2.Сочетать различные составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся.

3.Развивать познавательный интерес, любознательность учащихся.

4.Развивать взаимодействие между учащимися разных классов школы.

5.Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

6.Прививать детям любовь к русским традициям.

7.Развивать у детей умение различать и понимать названия традиционных праздников.

В игре принимают участие учащиеся 7- 9-х классов.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день участники интеллектуальной игры «Шаги истории».

Представление жюри.

Участвуют три команды 7. 8, 9 классы.

1 задание:

Каждая команда составляет себе название из слогов (выдаются конверты):

«Как мы лодку назовем, так она и поплывешь»

1. Муш ке тё ры Ра ду га

2. Друж ба Со кол

3. Прог ресс Ли - дер

После того, как будут выбраны названия, команды выбирают себе девиз

Выбрать девиз команде.

«Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета!»

«Один за всех Все за одного» ,

«Быть выше всех»

«Дружба и успех!

Мы победим сегодня всех!»

«Ни шагу назад,

Ни сколько на месте,

А только вперед

И только все вместе».

Девиз: «Если быть, то быть лучшими!»

1 задание Приветствие команд. Слайд 2

Ведущий: Продолжаем!

Соотнести несколько понятий: (на доске)

Каждый класс по 1 человеку:

Вчера Будущее

Сегодня Прошлое

Завтра Настоящее

Ведущий: Мы с вами отправляемся в прошлое, сегодня мы узнаем новое, повторим и закрепим то, что знаем.

2 задание «Зоркий историк» Слайд 3

Что стояло (лежало) на столах? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Миски, самовар, стеклянные бокалы, горшки, вилки, ножи, салфетки, ложки.

Что ели в древности? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Пироги, картофель, щи, кисель, чай, плов, квас, огурцы, репу, виноград, грибы, мед, курагу, капусту, молоко, хлеб, кофе.

Какие напитки готовили в Древней Руси? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Соки, мед, квас.

3 задание «Историческое лото» Слайд 4

Год открытия в Красновишерске мемориала В. Шаламову.

Год образования города Красновишерска.

Дата образования «Вишерского» государственного природного заповедника.

Год основания нашей школы (Вспомогательной школы-интернат)

День Победы

День Снятия Блокады Ленинграда

4 задание «Предметы старины» Слайд 5-11

1.Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья. (Оберег)

2.Небольшой узкогорлый сосуд с одним, двумя или тремя носиками, подвешивался на цепи. (Рукомой)

3.Инструмент, важный в хозяйстве, иногда украшался резьбой, гравировкой, росписью? (Нож)

5 задание Выбери сам Слайд 12

1. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

2. Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).

3. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».

4. Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами - киноварью, отсюда «красная строка»).

5. Объясните выражение «закатав рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закатав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: «работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава».)

6.Слиток серебра весом около 200 грамм. (Гривна.)

7. Верхняя одежда без пуговиц? (Армяк)

8. Представитель своего народа в другом государстве? (Посол)

9. Какие цари и сейчас находятся в Кремле? Ответ: Пушка и колокол.

10. Какой русский правитель велел казнить слона?

(Иван Грозный, так как слон не встал перед ним на колени)

6 задание «Эрудицион» Слайд 13

1.Металлическое или деревянное приспособление. В свадебном обряде перед началом сватовства этот предмет связывали с поленом. (Кочерга)

2.Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку? (Супруги)

3.Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удали? (Сокол)

4.В старину на Руси это называли «мыльня». А теперь? (Баня)

5.Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил

(Традиция)

6.Древнейшее ручное орудие труда. Брат брата трет, белая кровь течет.

«Правители» (Жернова)

7 задание «Правители» Слайд 20

Эта правительница отомстила за своего мужа

Эта женщина - императрица, родом из Германии

Первая женщина - космонавт

8 задание Вопросы для обсуждения» Слайд 21-24

1.В Древней Руси в этом случае считалось, что замужняя женщина может принести вред окружающим. Что это за случай? «простоволосой»

2. Соляной бунт разгорелся из-за соли, чумной - из-за чумы: А этот начался в 1662 году из-за выпуска новых денег. Медный бунт

3. В допетровской России орденов не было, но людей награждали. Не выходя из класса, наградите ведущего одной из высших наград того времени. Назвать его по имени-отчеству

9 задание «Старинная одежда» Слайд 25

Найдите слова относящиеся к стариной одежде:

На Руси исподняя одежда называлась зипуном.

К исподнему относятся и порты или штаны, шитые из полотна. Штаны и шаровары появились на Русской земле с приходом монголо-татар и прочно здесь закрепились.

Рубашки в старину назывались сорочками.

Любимым нарядом считался кафтан, который достигал до пят, а иногда только до икр, чтобы показать народу расшитые золотом сапоги.

Используется музыка «Лошадка», лозунг: «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни». Цицерон

Название страниц гейма.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и гости. Мы с вами на игре по истории «Счастливый случай» . Именно счастливый случай свёл нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять на историческую тему. Истории мы и посвящаем нашу игру.

Представление команд.

Ведущий: Вас пришла приветствовать сама «богиня истории» Клио:

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,

Слово привета своё я обращаю.

Вам пожелаю я, сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же дарует Великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней. Муза Истории

Клио вас приглашает. Идёмте!

Ведущий: Мы приступаем к игре. За каждый правильный ответ – 1 очко. Мне помогают девочки.

За 1 минуту нужно ответить на большее количество вопросов; если не знаете ответа, говорите: «дальше!..»

Первая команда:

В каком городе родился Пушкин? [Москва]

Где жили древнегреческие боги? [Олимп]

Человек невероятной судьбы, уроженец острова Корсика? [Наполеон]

Главный бог римлян? [Юпитер]

Имя первого царя династии Романовых? [Михаил]

Жители какой страны первыми начали пить чай из фарфоровых чашек? [Китай]

Священное животное в Индии? [Корова]

Под каким именем известен царь Иван IV? [Грозный]

Какой из четырех океанов не оправдал своего названия? [Тихий]

Название памятника Петру I в Петербурге? [Медный всадник]

Какой полководец ездил на коне Буцефал? [Александр Македонский]

Какой древний город по преданию стоит на семи холмах? [Рим]

Храм всех богов? [Пантеон]

Название цифр, которыми мы пользуемся? [Арабские]

Расстояние между Царьградом и Константинополем?

Герой мифов, совершивший 12 подвигов? [Геракл]

Знаменитая икона Рублева? [Троица]

Выдающийся полководец России 18 века? [Суворов]

Имя, которое нашла первая механическая прялка? [Дженни]

Вторая команда:

Святейший князь смоленский, ученик Суворова? [Кутузов]

Бетховен по национальности? [Немец]

Сколько дней шел дождь, приведший к потопу?

На берегу какой реки стоят города восьми европейских стран? [Дунай]

Богиня, вышедшая из пены морской? [Афродита]

Самая главная книга мусульман? [Коран]

Знаменитая картина Леонардо да Винчи? [Джоконда]

Выдающийся герой Италии 19 века? [Дж. Гарибальди]

Самый тяжелый период в России для бородатых мужчин? [Эпоха Петра I]

Самое маленькое государство в мире? [Ватикан]

Государство, с которым у России было больше всего войн? [Турция]

Древний римский бог с двумя лицами? [Янус]

Священное животное в Древнем Египте? [Кошка]

Как называется человек, исполняющий музыку на цервовных колоколах? [Звонарь]

Какому королю служили мушкетёры Дюма? [Людовику XIII]

Кто из европейцев известен как первый книгопечатник? [И. Тутенберг]

Кто основал университет в России? [Ломоносов]

В какой стране впервые появился парламент? [Англия]

Сколько штатов в Америке?

Гейм II «Заморочки из бочки».

Команды поочередно достают вопросы из бочонка и обдумывают ответ в течение минуты. Если достают бочонок «Счастливый случай», то вручается приз.

12. Объясните пословицу: «Мели Емеля, пока неделя» [Неделя у славян – день отдыха, который духовенство переименовало в воскресенье. У Даля читаем: «Неделя – не делать, не работать»]

7. Первые водяные часы были установлены в Древней Греции. Спустя 2 тыс. лет греки изобрели водяной будильник, его назвали «клежидра», что означает воровка воды. Какие вы знаете выражения, связанные с водяными часами? [Время истекло, срок истек, сколько воды утекло]

16. В 1735 году Петербург. Академия наук получила от правительства срочное задание на очень трудное вычисление. Академики потребовали несколько месяцев, а один математик взялся провести вычисления за 3 дня. Он это сделал, но работа стоила ему дорого. Назовите имя [Леонард Эйлер, вытек правый глаз, а потом он ослеп]

10. Что было изобретено в 19 веке, чего не было в 18 веке и возможно не будет в 21 веке? [Шариковая ручка]

3. В каком городе мира впервые стали отмерять ход времени семидневными неделями? [Вавилон]

9. Для какого народа число 4 самое несчастливое? [Японцы]

11. Какой пролив разделяет 2 моря, 2 океана, 2 полуострова, 2 континента, 2 государства? [Берингов]

55. Счастливый случай.

8. Кто такая «государыня-невеста»? [Невеста Петра I]

4. Когда и в честь какого события был проведен первый уличный карнавал с маскарадом в России? [Сентябрь 1721 г., при праздновании окончания Северной войны и подписания Ништадского мира]

Музыкальная пауза. Танец

Гейм III «Ты – мне, я – тебе!».

Команды задают друг другу по 3 вопроса. Если нет ответа, вопрос передается зрителям.

Гейм IV «Темная лошадка».

Задаются 3 вопроса, знакомят с новинками литературы.

Гейм V «Гонка за лидером».

За 1 минуту 20 вопросов.

С кем воевала Россия в Северной войне? [Швеция]

Какого русского князя называют денежным мешком? [Иван Калита]

Столица Турции? [Анкара]

Название нашей азбуки? [Кириллица]

Первые гвардейские полки русской армии? [Преображенский, Семеновский]

Что такое «бироновщина»? [Бирон, фаворит Анны Иоановны]

Кто был первым императором России? [Петр I]

Чьё имя носит МГУ? [Ломоносова]

Год образования Старого Оскола?

Какой журнал основал А. С. Пушкин? [Современник]

Имя жены Петра III? [Екатерина II]

Известный русский летописец? [Нестор]

Кто такой Сергий Радонежский? [Крупный церковный деятель]

В какое время была популярна метла и собачья голова? [Опричнина]

Парсун – это… [Портрет человека]

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник? Чьи слова и о ком сказаны? [Пушкин о Петре I]

Феофан Грек, Дионисий, Симон Ушаков. Кто эти люди? [Художники-иконописцы]

Назовите войны, вошедшие в историю под названием по количеству лет, сколько они продолжались? [Столетняя, семилетняя, тридцатилетняя]

Столица России в 18 веке? [Санкт-Петербург]

Подведение итогов

Победитель награждается почетной грамотой с текстом: «Грамота сия подтверждает, что команда … школы, класса была гостем почетным и в игре «Счастливый случай» участие приняла, обретя в сердце своем знания великие, и в зело трудной борьбе заняла … место. Радуйтесь, отроки, ибо как солнце щедро дарит тепло и свет миру, так и наука дарит тайны свои добрым людям, пытливым натурам. Дана сия грамота в лето …, месяца …, дня…»

Муниципальная общеобразовательная школа

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Мичуринска, Тамбовской области.

Учитель:

Елена Николаевна Дроздова

Использованная литература: Ситдикова Ф.М. Интеллектуальное казино «Эрудит»/Сценарии школьных праздников. Книга 1. 2-е изд.- М.: Школьная Пресса, 2001. - С. 116-123. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 19). http://sitdikovafm.net/intellekt_kazino/

Игра «Интеллектуальное казино»

Цель : - развитие у школьников интереса к истории;

    обогащение знаний по предмету;

    создание условий для проявления творческих возможностей учащихся.

Ведущий: Добрый день мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплотится в нем.

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Умом одаренный и речью благой,

Вместилище духа и разума он -

Весь мир бессловесных ему подчинен.

Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, а девизом - вольная интерпретация русской поговорки: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником!»

(Исполняется песня «Гимн отличнику»)

Не любить отличника нельзя

Нам они, признаться, симпатичны -

Верные, надежные друзья -

Те, что носят звание «отличник».

Кто отлично учится всегда,

Кто помочь товарищам умеет,

Кто с заданьем справится всегда

И сомненье наши все рассеет. . . Припев:

Отличник - надежда моя,

Мы можем тобою гордиться,

Отличник, мы любим тебя,

Но можем с тобою сразиться. . .

(на музыку песни «Надежда»).

Ведущий: А теперь начинаем нашу игру. Наше казино - это самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные. Это банкноты достоинством в «один ум»... Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше ... А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно по пять у каждого. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В игре вас ждут 18 вопросов из истории Древнего мира.

Я называю вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в «один ум»! В случае удачи ваша ставка удваивается, вы зарабатываете еще «один ум». Если же вы ошибаетесь - и тогда не отчаивайтесь - ваши «умы» пополнят кассу нашего веселого казино.

Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и даю 3 варианта ответа, вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой: 1, 2, или 3. Но давайте договоримся - отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает свою ставку. Остальные - молчок! Прорепетируем? Кто не боится? Делаем ставку, дамы и господа! Итак, вопрос: сколько будет пятью семь? Вариант ответов: 30, 25, 35. Прошу ответ. Совершенно верно, правильный ответ № 3. Условия игры всем понятны? Тогда начинаем.

История. . . Поверьте, нет науки интереснее... Кто со мной согласен, прошу сделать ставки. Ставки сделаны.

Внимание вопрос: Древние египтяне создали много мифов - сказаний о богах. Если бы действующие лица древнеегипетских мифов заговорили, кто мог бы сказать о себе такие слова: «Каждую ночь, когда все люди спят, отдыхая от дневных трудов, я принимаю бой со страшным и свирепым противником. Он само зло. Он мой извечный враг. Он меня жалит, желая погубить. Я дрожу, мое сердце в огне, мое тело в поту, влага выступает на лице, словно в летнюю пору. Наконец мне удается одержать победу, но, увы, не навсегда. Впереди все новые и новые бои.

    Сет (пустыня);

    Амон-Ра (солнце);

    Анубис (бог мертвых).

Следующий вопрос выявит насколько близка вам история Древнего Двуречья.

В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень, металлы, пластмассу, стекло и многое другое. Между тем в Двуречье буквально у всех под ногами, причем в колоссальных количествах, находился замечательный природный материал, посуду, бочки для хранения зерна, растительного мала и вина, детские игрушки, на нем писали. Согласно мифам и, этого материала боги создали первого человека. Что это за чудесный материал?

    песок;

    глина;

    щебень.

Знаете ли вы обычаи, верования древних людей. Кто знает, делает ставки Внимание, вопрос:

В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленочка, камень - в гору, гребень - в густой лес. С какими верованиями связаны эти сказочные превращения?

1) вера в колдовство; 2)вера в оборотней; 3) вера в душу.

Внимание! Вы наверное слышали, что «риск - благородное дело?» Следующий вопрос очень интересный. Кто сделает ставку, рискует лишиться одного «ума», но рискует и тот, кто не сделает ставку - он потеряет возможности! увеличить состояние. И так, вопрос:

Примерно сто лет назад археологи нашли сделанный из черного камня столб, на котором высечены клинописными знаками: «законы установлены для того, чтобы погубить беззаконие и злых, чтобы сильный не притеснял слабого» Кто установил в государстве эти законы:

    Тутмос;

    Хаммурапе;

    Эгей.

«Благородный человек винит себя, а ничтожный - других». Кому из древних мудрецов принадлежит это высказывание?

    Сократу;

    Конфуцию;

3) Фукидиду.

Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно»

Итак, кто силен не только в истории, но и в грамматике - спешите сделать ставки. Ставки сделаны! . . .

Вопрос: Сколько полных веков продолжается наша эра?

1) 20 веков; 2)21 век;

3) 10 веков.

Внимание! Следующий вопрос: Подумайте, кто из героев мифов мог бы сказать себе такие слова. «Приятно, что говорить, когда именем отца назвал на века беспредельное море! Но как бы хотел, чтобы этого не произошло».

    Геракл;

    Тесей;

    Одиссей.

Этот вопрос продолжает предыдущий. Так что, кто хорошо знает мифы Древней Греции, прошу делать ставки.

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова: «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня!»

    Прометей;

    Гефест;

    Дедал.

Следующий вопрос. Делаем ставки.

Где был придуман первый алфавит?

    Финикии;

    Нубии;

    Египте.

История и искусство... Вот тема, так тема. Желающих прошу сделать ставки. Ставки сделаны.

Внимание вопрос: Девять сестер - богинь, покровительниц поэзии, науки и искусства:

    нимфы;

    сирены;

    музы.

Всем хорошо известно, какую роль играет личность в истории. Мы не раз знакомились с людьми, демонстрировавшие незаурядные творческие способности. Делаем ставки. Внимание вопрос: Вождь афинского демоса в У веке до н.э:

    Сократ;

    Перикл;

    Дракон.

История и архитектура. Прошу всех сосредоточиться. Кто хочет попытать счастье? Делаем ставки! Внимание вопрос: Храм в Афинах, посвященный покровительнице города.

    Акрополь;

    Парфенон;

    Гирей.

Внимание, вопрос на засыпку. Делаем ставки. Первое орудие труда первобытного человека?

    мотыга;

    заостренный камень;

    плуг.

Если вы еще уверены в своих знаниях село делайте ставки. Вопрос: Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

    амулет;

    саркофаг;

    мумия.

Внимание! Еще один вопрос на засыпку. Первое домашнее животное, прирученное человеком.

    корова;

    лошадь;

    собака.

И снова история Древней Греции. Делаем ставки.

Внимание вопрос: Пан - греческое божество, который был богом стад, покровителем пастухов, а затем всей природы. Пан мог наслать такой страх, что человек бросался бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропасти, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. От имени бога Пана возникло слово «паника» и выражение «панический страх» . Греки считали, что таким страхом он поразил персов в битве. Где произошла эта битва?

    под Марафоном;

    Фермопильском ущелье;

    у о.Саломин.

Прошу всех сосредоточиться. Вопрос трудный. Кто хочет попытать
счастье? Прошу делать ставки.

Вопрос: Чем заканчивается поэма Гомера «Илиада»

    похоронами Гектора;

    взятием Трои при помощи деревянного коня;

    возвращением Одиссея на Итаку.

Следующий вопрос. Делаем ставки!

В наши дни в память о подвиге афинского юноши, принесшего весть о победе в Марафонской битве, проводится спортивное состязание - Марафонский пробег. Сколько это километров?

1) 15 км;

2) 39 км 400 м;
3)42 км 195 м.

Русская пословица гласит: «учиться - всегда пригодится». А один древнейший неизвестный автор о том же писал так: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость!»

Но мы до седин ждать не будем и уже по происшествии первого тайма, подсчитаем «умы» у каждого игрока, чтобы одного из них чествовать по всем правилам нашего ребячьего царства.

(Пока идет подсчет, ведущая продолжает)

Готовясь к нашей игре, я провела экспресс - опрос на тему: «Кто такие отличники и хорошисты?» Ответы были самые разные. Например, такие: это умники, зубрилы, везунчики. Или такие: зазнайки, терпеливые и усидчивые, умные ... Но я о наших хорошистах хочу сказать слово: многие из них занимаются спортом, посещают кружки и секции, увлекаются музыкой, рисованием. Как же мы об этом забыли? Пускай же о самих себе наши хорошисты скажут не сами. Итак, начинаем следующий тайм игры, в котором также можно кое-что заработать. (Дети показывают, кто что может).

Ведущая. Следующий тайм называется «Черный ящик» или «Отгадай, что в нем?». Это задание рассчитано на команду. Его обсуждают впятером ровно 30 секунд, кто-то один даст ответ. Если ответ будет правильным, члены команды получают 5 «умов» или по одному «уму» каждый. Если вариант готов, просто поднимайте табличку.

Внимание, «черный ящик»!

    В нем находится предмет, который принадлежит богу виноделия Дионису.(кисть винограда)

    Предмет, который лежит на дне этого ящика, стал причиной Троянской войны (яблоко).

    В этом ящике есть то, что указало путь дорожку одному из мифических героев Древней Греции (клубок ниток ).

Быстро летит время. Завершился 3 тайм нашей игры. Не пора ли выявить самых мудрых и наградить их? Или поиграем еще немного?

Хорошо, дорогие друзья. Будь, по-вашему. Кто мне скажет, что значит выражение «купить кота в мешке?» Правильно, получить неизвестно что .... Итак, я объявляю первый и последний таинственный аукцион нашей игры - «Кот в мешке». Распродажа с молотка начинается. Проявите же мудрости, друзья: потратьтесь на «кота в мешке», не экономьте денежки. РЕКОМЕНДУЮ:

Кот №1. В мешке то, что есть у каждого отличника. У хорошиста же она может и не быть. Стартовая цена - всего один «ум». Кто хочет приобрести ценную вещь за один «ум»? 1-2-3 - продано!

Итак, счастливчик, получайте: «кота в мешке» - это «5» по истории, на ближайшем уроке. Только, чур, подготовиться.

Кот №2. Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принимают за отличника. Кто хочет ее найти? Она полезна для имиджа.тартовая цена один «ум» 1-2-3- продано! (очки).

И последний «кот» ... Он, по мнению воспитателей, просто необходим, чтобы вдохновлять и поддерживать то, что в детях есть хорошего. Стартовая цена два «ума». 1-2-3. Последний «кот» продан. Все! (шоколад).

Историческая викторина

8 класс

Гордиться славою своих предков не только

можно, но и должно; не уважать оной – есть

постыдное малодушие …

I тур Разминка (по 8 вопросов каждой команде, за правильный ответ – 1 балл)

  1. В какой части Евразии жили восточные славяне? (Восточная Европа)
  2. Название религии восточных славян? (язычество)
  3. Князь, автор «Русской Правды» (Ярослав Мудрый)
  4. Имя князя, крестившего Русь? (Владимир)
  5. Название и автор первой древнерусской летописи? («Повесть временных лет» Нестора)
  6. Как была названа «история пугачевского бунта» А.С. Пушкина? (Капитанская дочка)
  7. Столица Древней Руси? (Киев)
  8. Какой город был назван татаро-монголами Злым городом? (Козельск)
  9. Как называлась династия русских князей, правивших с 10 по 16 век? (Рюриковичи)
  10. Как называлась династия русских царей, правивших с 1613 по 1917 годы? (Романовы)
  11. Назовите имена киевских князей выряжского происхождения? (Рюрик, Аскольд, Дир, Олег)
  12. Назовите восточнославянские племенные союзы? (поляне, древляне, кривичи, радимичи, северяне, вятичи, уличи, тиверцы, ильменские славяне, бужане, полочане)
  13. Как называлось княжеское войско? (дружина)
  14. Народное собрание, решающее основные вопросы общественной жизни Древней Руси? (вече)
  15. Назовите дату, место Ледового побоища. Кто его возглавлял? (1242 год, 13 век, Чудское озеро, Александр Невский)
  16. Назовите дату, место Куликовской битвы. Какой князь стоял во главе? (1380 год, 14 век, на Куликовом поле, Дмитрий Донской)

Задание: соотнесите славянских языческих богов

Перун – бог грома, молний, войны.

Велес – бог скотоводства.

Сварог – бог огня

Мокошь – богиня плодородия

Ярило – бог солнца

Лада – богиня весны

III тур Гонка за лидером (за правильный ответ – 1 балл)

  • Между кем в 1700 – 1721 годах проходила Северная война? При правлении какого императора? (между Швецией и Россией, при Петре I )
  • Смутное время в России связано с появлением самозванцев. Назовите их прозвища?

Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев, слуга бояр Романовых)

Лжедмитрий II (тушинский вор)

Пугачев Емельян (Петр III )

  • Крестьянская война 1773 – 1775 годов под предводительством Е. Пугачева произошла в правление … (Екатерины II )
  • В чье правление произошли Соляной 1642 г. и Медный 1648 г. бунты? (Алексея Михайловича)
  • Кто входил в состав «Негласного комитета»? (Новосильцев, Строганов, Кочубей, Чарторыйский)
  • Кто из российских императоров прорубил так называемое «окно в Европу»? (Петр I )

IV тур Решение кроссворда «Отечественная война 1812 года»

V тур Составление синквейна

Петр I

Александр I

Подведение итогов викторины.

Историческая игра 7 класс

«Кто хочет стать знатоком истории?»

Колногорцева Ирина Михайловна,

учитель истории МОУ «СОШ № 12»

Цель игры: в занимательной форме расширить и углубить знания истории России в контексте всеобщей истории.

Участники игры: учащиеся 7-х классов, желающие проверить свои знания и побороться за приз. Игрок выбирается на основе конкурсного задания.

Продолжительность игры -40 минут.

Порядок игры.

Вначале игры и перед каждым туром ведущий обращается ко всем игрокам с просьбой выполнить конкурсное задание. Тот, кто первым поднимет руку и правильно выполнит задание, становится игроком первого или очередного тура.

Условия игры.

Игроку необходимо ответить на 15 вопросов. После пяти первых вопросов (разминочных) игрок получает первый «несгораемый» приз – «четверку» в журнал. Далее за каждый правильный ответ игрок получает по 10 баллов, а после правильного ответа на десятый вопрос он получает право на оценку «пять» по истории с выставлением в журнал. Каждый правильный ответ на 11 – 14 вопросы оценивается в 100 баллов, а ответ на 15 вопрос – это 500 баллов и вторая «несгораемая пятерка» в журнал, а также главный приз – звание «Знатока истории» с вручением символической медали.

Все вопросы написаны на табличках, там же даны четыре ответа, правильным из которых является только один.

Ведущий и игрок сидят за столами напротив друг друга. Кроме них вести игру помогают рефери-судьи и секретари, которые ведут протокол игры.

Ведущий кладет перед игроком пронумерованные таблички заданием вниз. Игрок берет их и слушает, как ведущий зачитывает задание. Затем он отвечает на вопросы, причем желательно, чтобы его рассуждения слышали зрители.

Игрок имеет право на три подсказки:

совет с залом (подсказка определяется простым подсчетом поднятых рук, который проводит рефери);

совет друга;

совет магистров.

Свои ответы игрок должен обосновать, т.е. показать логику ответа.

Таблица баллов

номер вопроса

количество

баллов

4 (оценка «4»)

50 (оценка «5»)

(вторая оценка «5»)ПОБЕДА!

1. Что такое архив?

а) хранилище духов;в) хранилище документов;

б) хранилище кувшинов;г) хранилище мумий.

2. Что такое история?

а) наука побеждать;в) наука о превращениях;

б) наука о жизни людей в прошлом;г) наука о звездах.

3. Как назывались первые коллективы людей?

а) человеческие сборы;в) человеческое собрание;

б) человеческое стадо;г) человеческая группа.

4. В какой части Евразии жили восточные славяне?

а) восточная Европа;в) западная Европа;

б) малая Азия;г) Балканы.

5. Какую религию исповедовали восточные славяне?

а) христианство;в) буддизм;

б) ислам;г) язычество.

6. Имя князя, крестившего Русь?

а) Ярослав;в) Олег;

б) Владимир;г) Святослав.

7. В каком году было крещение Руси?

а) 988 г.;в) 766 г.;

б) 898 г.;г) 1000 г.

8. Что относится к нововведениям петровской эпохи?

а) введение нового летоисчисления;

б) появление первых печатных книг;

в) основание лицея в Царском селе;

г) открытие Московского Университета.

9. Дата Медного бунта?

а) 1850 г.;в) 1662 г.;

б) 1768 г.;г) 1648 г.

10. Как была названа «История пугачевского бунта» А.С. Пушкиным?

а) «Капитанская дочка»;в) «Генеральская дочь»;

б) «Дочь полка»;г) «Сын полка».

11. Кому отомстила княжна Ольга за смерть князя Игоря?

а) полянам;в) радимичам;

б) древлянам;г) вятичам.

12. Какой город был столицей Древней Руси?

а) Углич;в) Киев;

б) Новгород;г) Полоцк.

13. Кто на Руси положил начало созданию свода законов Русская

Правда?

а) Ярослав Мудрый;в) Святослав;

б) Владимир;г) Олег.

14. Какое княжество возглавило борьбу Руси против ордынского ига?

а) Галицко-Волынское;в) Владимиро-Суздальское;

б) Московское;г) Новгородская земля.

15. Государство, созданное монголами на границах Руси?

а) Золотая Орда;в) Византия;

б) Волжская Булгария;г) Тюркский каганат.

1. Что, по выражению древних славян, не сваришь с лентяем и

неумехой?

а) кашу;в) суп;

б) щи;г) пельмени.

2. Как называлась ханская грамота, дающая право быть Великим

князем на Руси в XII – XIV в.в.?

а) ярмо;в) ярлык;

б) ясак;г) басма.

3. На каком поле произошла битва русских воинов с монголо-

татарами в 1380 году?

а) на Утином;в) на Гусином;

б) на Куликовом;г) на Вороньем.

4. Как называлась династия русских князей, правивших с X по XVI

век?

а) Рюриковичи;в) Ольговичи;

б) Романовичи;г) Мономаховичи.

а) холопы;в) посадские;

б) отходники;г) дворяне.

6. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева проходила

в царствование?

а) Екатерины I ;в) Екатерины II ;

б) Павла I ;г) Петра III .

7. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников

(старообрядцев)?

а) монастырь;в) посад;

б) скит;г) хутор.

8. Дата Соляного бунта?

а) 1648 г.;в) 1676 г.;

б) 1649 г.;г) 1645 г..

9. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу?

а) Иосаф;в) Никон;

б) Игнатий;г) Филарет.

10. Основатель Славяно-греко-латинской академии?

а) А.Л. Ордин-Нащекин;в) Симеон Полоцкий;

б) В.В. Голицын;г) Филарет.

11. Какая страна не была союзником России в Северной войне?

а) Англия;в) Речь Посполитая;

б) Дания;г) Саксония.

12. Гетман Украины?

а) Александр Меньшиков;в) Никита Демидов;

б) Иван Мазепа;г) Эрнст Бирон.

а) канты;в) канон;

б) ассамблея;г) ария.

14. Что означает титул «Чингисхан»?

а) океан-хан (от океана до океана);в) воин;

б) властелин мира;г) завоеватель.

15. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора

дани?

а) полюдье;в) вече;

б) вервь;г) подать.