Безбарьерная среда для инвалидов. Безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями передвижения

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Представляю разработку познавательного занятия-игры на тему «Эрудиты спорта!» в подготовительной к школе группе ДОУ с использованием интерактивной доски или мультимедийного оборудования. Авторская познавательная игра-викторина разработана с целью формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (элемент - двигательная деятельность), интереса и ценностного отношения к физической культуре и спорту.

Используемые современные технологии делают игру динамичной и увлекательной. Интерактив позволяет детям самостоятельно оценивать правильность своих ответ.

Игра может быть использована как в работе с группой детей, так и в индивидуальной работе. Игра построена с учетом федеральных государственных требований: включает в себя интеграцию нескольких образовательных областей.

Цель: формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (элемент - двигательная деятельность), интереса и ценностного отношения к физической культуре и спорту.

Задачи:

Здоровье:

1. Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; о физических упражнениях для укрепления всех органов и систем.

2. Развивать мотивацию к двигательной активности ипотребностьв физическом совершенствовании.

3. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Познание:

1. Расширять представления детей о многообразии видов спорта (зимних и летних).

2. Углублять знания детей об Олимпийских играх: традициях, символике, олимпийских видах спорта.

Социализация :

1. Развивать у детей интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

2. Воспитывать чувство гордости за спортивные достижения России на олимпиадах.

Материалы и оборудование:

1. Проектор.

2. Мультимедийная презентация.

3. Фишки для самооценивания

4. Тарелочки для фишек - по количеству детей.

5. Поднос для фишек.

Предварительная работа.

  • Рассматривание иллюстраций и рассказ воспитателя об Олимпийских играх как мирного соревнования, в котором участвуют народы всего мира; о символах и ритуалах Олимпийских игр.
  • Беседа на тему «Спорт и спортсмены» (понятия «спорт», «спортсмены», зимние и летние виды спорта, водные виды спорта).
  • НОД по образовательной области «Познание» на тему «Спорт и Олимпийские игры»; по образовательной области «Физическая культура» на тему «Олимпийцы среди нас».
  • Чтение художественной литературыо спорте и спортсменах, о пользе физической культуры.
  • Работа с пословицами и поговорками о пользе физической культуры.
  • Разгадывание загадок и кроссвордов о спорте.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Тренировка», «Магазин спортивных товаров».
  • Дидактические игры: «Подбери игру на ловкость», «Подбери игру на быстроту», «Я знаю, какое движение развивает…», «Кому, что нужно для спорта», «Зимние и летние виды спорта».
  • Рисование «Виды спорта».
  • Лепка «Спортивные часы».

Приложение № 1: Авторская игра « Эрудиты спорта» .

Приложение № 2. Конспект игры-занятия.

Нет такого ребенка, который бы не любил праздники. Ведь праздник – это веселье, радость и счастье. Кроме того, он является важным фактором формирования растущей личности. Через организацию торжеств можно помочь ребенку расширить его знания об окружающем мире, развить интерес к творчеству и умение жить в коллективе.

Поэтому проведение праздников в дошкольных учреждениях – неотъемлемая составляющая жизни дошкольников. Дети с замиранием сердца ждут подобные мероприятия и с энтузиазмом принимают в них участие. Особенно малыши любят спортивные праздники. Главная цель спортивных праздников – показать детям, что занятия – это путь к здоровью, выносливости и красоте.

В чем польза спортивных детских праздников?

Спортивные праздники для детей – это:

  1. Физическое развитие. Праздник спорта в детском саду помогает привить ребенку культуру занятий спортом. Также, в ходе улучшается координация движений малыша, повышается ловкость, быстрота, гибкость и выносливость.
  2. Нравственное воспитание. В ходе подготовки и проведения мероприятия дети учатся чувству взаимопомощи, сопереживания и ответственности.
  3. Коммуникативные возможности. Спортивный праздник в детском саду сплачивает детей, помогая вырабатывать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Создание доброжелательной атмосферы делает жизнь краше.
  4. Художественно-эстетическое воспитание. Проведение спортивных мероприятий развивает воображение ребенка, а также формирует чувство красоты и прекрасного.

Кроме того, в процессе подготовки спортивных мероприятий, происходит более тесное взаимодействие родителей с педагогом. Это позволяет ближе познакомиться с друг другом и узнать много полезной информации о своем ребенке и его воспитании.

Спортивный праздник в дошкольных образовательных учреждениях – это яркое и зрелищное действие для детей и их родителей. Программа праздника включает игры и конкурсы с различными физическими нагрузками. Задания бывают как индивидуальными, так и коллективными.

Сколько должен длиться праздник?

Как правило, проводятся подобные праздники один или два раза в год. В зависимости от возрастных особенностей, продолжительность времени проведения мероприятий различна. Спортивный праздник в младшей группе не должен превышать 50 мин. Для детей старшей группы – 60-90 мин, но в целом, спортивные праздники не могут продолжаться более двух часов.

Детский спортивный праздник – веселое мероприятие, которое подарит вам и вашему ребенку заряд позитивного настроения. А также, ребенок приобретет множество полезных умений и навыков, которые непременно пригодятся для дальнейшей взрослой жизни.

Безбарьерная среда - комплекс мер для обеспечения доступ­ности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Безбарьерная образовательная среда - доступная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения. Условия обеспечения безбарьерной образовательной среды. Для оптимального обеспечения учебного процесса д.б. создана безбарьерная среда как внутри здания, так и на прилегающей к нему территории: оборудование входных путей, путей перемещения внутри здания, создание комплексной информационной системы для ориентации и навигации в пространстве здания, оборудование санитарно-гигиенических помещений. Методика обучения в лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально – техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения.

8. Понятие толерантности, виды толерантности и способы оценки уровня развития толерантности.

Толерантность - означает терпимость, которую человек выражает по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Толерантность призывает спокойно воспринимать любое действие, несовпадающее с нашими правилами, идеями и верой. Её можно сравнить с милосердием и снисхождением, так как некоторые составляющие этих терминов соприкасаются и имеют одно значение. Все виды толерантности по предмету проявления имеют два аспекта – поведенческий (деятельностный) и коммуникативный. В этом плане можно говорить о коммуникативной толерантности, – которая проявляется в общении - и поведенческой толерантности - в деятельности. Виды толерантности. Естественная (натуральная). Свойственна позиции маленького ребенка, не способного противопоставлять собственный жизненный опыт, свою личность, свое «Я» окружающей действительности. Природная любознательность, наивность и безграничное доверие к людям с одной стороны позволяет поддерживать видимость хороших и благожелательных отношений со стороны окружающих, с другой стороны способствует полному подавлению собственных желаний и качеств характера.Нравственная. Наиболее зрелая позиция по отношению к окружающим. Позволяет сохранить свой внутренний мир и свое «я», не осуждая и не пытаясь переделать окружающих в полном соответствии своего представления о степени «нормальности».Моральная. Этот вид толерантности характерен состоявшимся людям, привыкшим сдерживать свои эмоции, подавляя свое неприятие внутри.То есть проявление терпимости и доброжелательности только внешнее, показное, обусловленное воспитанием «держать свои мысли при себе» и расчетливостью («я вас вынужден терпеть, но…»).Этническая. Определяет способность человека продолжительно проявлять терпимость в общении и вынужденном совместном проживании к чужеродным и неприятным для него проявлениям незнакомой этнической культуры, образу жизни, чувствам, религиозным обрядам. В определении и анализе степени (уровня) терпимости человека к окружающим в психологии существует термин коммуникативной толерантности.Для характеристики личности человека анализируются следующие ее подвиды. Ситуативная: отношение исследуемого к конкретным людям, к примеру, по фразам «он меня бесит» (низкий уровень), «я не всегда его понимаю» (средний уровень) или «с ним легко и просто» (высокий уровень). Типологическая: отношение исследуемого к определенной категории, типу людей (по национальному признаку, политических взглядов, этнической принадлежности и т.д.). Профессиональная: отношение исследуемого к пациентам, клиентам, сотрудникам и другим людям, с которыми он вынужден поддерживать связи в силу своей профессиональной деятельности. Общая: суммарная коммуникативная толерантность на основе предыдущих критериев. Способы оценки уровня развития толерантности.1. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко). Оценивается уровень взаимодействия между другими людьми (предлагаются разного рода ситуации). Максимальное число баллов свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, а ноль баллов - свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. 2. Тест «Насколько вы терпимы?» (О. И. Тушканова). По результатам можно попасть в одну из трех групп: проходивший тест непреклонен и упрям; способен твердо отстаивать свои убеждения; твердость убеждений сочетается с гибкостью ума. 3. «Шкала ксенофобии» (модификация шкалы Богардуса). Ксенофобия - это болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами, ненависть, нетерпимость к чему-либо чужому, незнакомому, иностранному. Определяется уровень ксенофобии.

9. Понятия «интеллектуальная недостаточность» (в образовании), «умственная отсталость» (в медицине).

Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.В истории изучения людей с физическими и умственными нарушениями «слабоумные» люди были одним из первых объектов для описания и анализа, для определения возможностей социальной помощи, их обучения и воспитания. Это связано с тем, что отклонения в развитии и поведении этих людей слишком явные, они бросаются в глаза, эти люди ограничены в возможностях обслуживать себя и заботиться о себе, в социальной адаптации, в труде. В дальнейшем в науке и практике вместо терминов «слабоумие», «слабоумный» начали использовать термин «умственная отсталость». В настоящее время понятие умственной отсталости используется в медицине, а в педагогике и психологии, признано целесообразным использование термина «интеллектуальная недостаточность». Под умственной отсталостью понимают состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется проявляющейся в период созревания недостаточностью способностей, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без подобного сочетания. Вместе с тем лица с умственной отсталостью могут страдать любыми без исключения психическими расстройствами. Подходы к диагностике умственной отсталости.Психометрический. Оценка умственной отсталости производится на основании измерения коэффициента интеллекта (IQ). Нормальный IQ – 90 и выше. Интеллектуальная недостаточность (ИН) – IQ 70 и ниже. Дети с ЗПР – IQ 70-90. Подход Американской научной школы диагностики умственной отсталости. Используют понятие адаптивного поведения - эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности. При ИН у человека наблюдается недостаточность адаптивного поведения и адаптивных навыков . 10 областей адаптивных навыков: коммуникация, самообслуживание, возможность жить в домашних условиях, социальные навыки, умение жить в микросреде, самонаправленность личность (умение делать выбор, планировать свои действия и т.п.), здоровье и безопасность, функциональная успеваемость (обучение), проведение досуга, работа. Умственную отсталость подразделяют на следующие виды: – умственная отсталость как результат врожденных или рано приобретенных поражений головного мозга, то есть умственная отсталость при олигофрении; – умственная отсталость как результат приобретенных поражений головного мозга после периода нормального развития ребенка, то есть умственная отсталость при деменции; – умственная отсталость как результат депривации, или педагогической запущенности ребенка, а также его развития вне условий человеческого общества.

План Сергея Собянина сделать столицу благоустроенной для лиц с ограниченными возможностями пока выглядит невероятным. Да, уже было запущено 500 автобусов с низким подъемом, из 200 станций метро 27 были оборудованы лифтами для инвалидов, на улицах появилось несколько сотен дорожных знаков и десяток специальных светофоров. Были даже организованы особые паркинги, а администрация больших торговых центров теперь обеспечивает в своих зданиях всю необходимую для маломобильных граждан инфраструктуру. Но пока что все эти усилия – только капля в море.

Огромное количество пешеходных переходов, трамвайных остановок, станций метро не оборудованы необходимыми средствами для передвижения инвалидов. Полную реконструкцию Москвы на данный момент сделать просто невозможно – как минимум из-за проблем с пробками и круглосуточной переполненностью городского транспорта. И все же, факт остаётся фактом: сегодняшняя Москва – не лучший город для человека в коляске.

Давайте взглянем на примерный список необходимых элементов для свободного перемещения маломобильных граждан:

Во всех подъездах города должны быть специальные подъемники и пандусы.
Все светофоры должны иметь звуковые ориентиры.
Пешеходные переходы должны быть легкодоступными.
Все остановки общественного транспорта должны быть на одном уровне с автобусами, трамваями, маршрутками, троллейбусами.
Все парковки должны иметь хотя бы три парковочных зоны для инвалидов. А так же, если необходимо, лифт.
Лифты на всех станциях метро.

Таких пунктов ещё много, но давайте пока остановимся на этом. Одна из главных культурных улиц столицы – Остоженка. Она берет начало от Площади Пречистенских ворот и доходит до Крымской площади – и на всём её протяжении нет ни одного объекта, приспособленного для малоподвижного гражданина. Люди с ограниченными возможностями попросту не могут воспользоваться общегородскими благами этой улицы. На входе в рестораны на Остоженке высокие пороги и ступени, а высоты бордюрного камня не хватает для комфортной посадки в автобус.

Стоит обратить внимание и на трамвайные пути. Трамвай является самым опасным транспортом для инвалида или пенсионера. Исторические вагоны определённо обладают шармом старины и собирают вокруг себя сторонников оставить их в строю, но безнадёжно устарев, они должны уступить своё место более удобным, продуманным и практичным машинам, а сами перейти в распоряжение музея. Старые трамваи имеют три входных ступени, а это непреодолимое препятствие для большинства маломобильных граждан. По статистике PricewaterhouseCoopers Москва занимает 23 место в списке самых богатых городов мира, но при этом, видимо, не имеет возможности заказать определённое количество трамваев, чтобы не подвергать людей опасности. Трамваи нового поколения запущены только по трём маршрутам, а это катастрофически малый темп развития.

Транспортным департаментом города Москвы ещё в 2014 году был принят очередной проект программы «Транспорт Москвы без границ» и содержит он в себе пункты о мобильном и общем развитии транспортной системы столицы. Центр организации дорожного движения Москвы сообщает: « В городе Москве в настоящее время установлено 84 дорожных знака 8.15 «Слепые пешеходы», 224 знака 8.17 «Инвалиды», 7 знаков 8.18 «Кроме инвалидов». В 2014 году было установлено 200 дорожных знаков 8.17 «Инвалиды»*. Вместе с тем, в рамках пилотного проекта на 30 светофорах в Москве установили современное оборудование – звуко-вибрационные модули, которые помогут людям с инвалидностью по зрению и слуху переходить дорогу.»



План реконструкции Ленинского Проспекта

А вот ещё одно заявление Департамента труда и социальной защиты города Москвы от 2014 года: «Отметим, что в 2014 году для маломобильных граждан в Москве приспособят 512 автобусных остановок и 31 трамвайную платформу. Их оснастят плакатами с номерами маршрутов, поручнями и устройствами связи с диспетчером. На модернизацию всех остановок общественного транспорта потратят 350 миллионов рублей. Кроме того, 400 светофоров оснастят звуковым сопровождением. Также на трамвайных путях для малоподвижных людей построят посадочные платформы. Высота площадок будет совпадать с уровнем нижней ступени трамвая. Помимо этого в 2014 году столичные власти создадут электронную интерактивную карту с вакансиями для маломобильных людей, чтобы они могли подобрать место работы в своем районе ».

Можно ли считать приведённые цифры успехом? Определённо нет. На фоне города с населением в 12,3 млн. (только зарегистрированных граждан), цифры ЦОДД кажутся ничтожными. Что такое 30 светофоров и 300 оповещающих знаков за 2 года для пятой по счёту программы? К слову, в Москве проживает от 1.2 до 1.7 млн. людей с ограниченными возможностями. И это только те, кто получил специальное удостоверение. Сравнив цифры и графики населения можно сделать вывод, что это уже не просто проблема, а глобальная катастрофа в рамках столицы.

Что самое неприятное во всём этом, работа ведётся не для граждан города, а для тех, кто в этот город прибудет в 2018 году на ЧМ по футболу. Департаменты начинают работать только перед важными для престижа страны мероприятиями и всячески пытаются не упасть лицом в грязь перед мировой общественностью. Возможно это только совпадение, но все городские проекты рассчитаны сроком до июня 2018 года.

Подведём итоги. В сравнении с прошлыми десятилетиями, Москва изменилась до неузнаваемости, но несколько приспособленных для инвалидов музеев, три трамвайных маршрута, несколько десятков станций метро с лифтами и столько же светофоров в гигантском мегаполисе – это недостаточно. На сегодняшний день автомобиль и помощь родственников так и остаётся главными помощниками в передвижениях человека с ограниченными возможностями. Правда, нам остается надежда, что к 2018 году маломобильный горожанин все же сможет проехать своим ходом от одного конца Москвы в другой, не прикладывая для своего путешествия сверхусилий – и тогда с гордостью и уверенностью можно будет заявить: «Москва – город для всех».

Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

Что это такое

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды - одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

Понятие "безбарьерная среда" содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов - это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

Социальная политика России. Программа "Безбарьерная среда"

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

Базовый критерий оценки социальной политики - это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Экономический эффект создания безбарьерной среды

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

"Маломобильные" группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Если опираться на нормативные документы РФ, то:

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие и зрения.

Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

  • лица от 60 лет;
  • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
  • женщины "в положении";
  • люди, которые везут детские коляски;
  • дошкольники.

Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам "в положении", детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Безбарьерная среда в школе

Благодаря "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Выводы

Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

Российская Федерация - демократическое государство, где власть сосредоточена в руках народа, что проявляется в правах выбирать и быть избранным. С другой стороны, реализация государственной политики осуществляется на основании потребностей населения, а формируется с целью улучшения условий жизни граждан. Особого внимания заслуживают лица с ограниченными возможностями. Учитывая бытовые сложности, с которыми сталкиваются недееспособные граждане, возникла необходимость в разработке и внедрении социальной программы «Доступная среда» для инвалидов.

Законодательное регулирование вопроса

Программа помощи всем группам инвалидов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на адаптацию лиц с ограниченными возможностями в повседневной жизни. Это касается не только таких глобальных вопросов, как обустройство и строительство новых медицинских учреждений и центров реабилитации, но и создания условий для обучения и комфортной жизнедеятельности в домашней среде (патронажные сестры, волонтерская помощь, ремонт и расширение жилых помещений).

Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов разработана на основе международных законопроектов, ратифицированных в России. Ныне ее внедрение осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»

Дата принятия Наименование документа Основные положения
Конвенция ООН «О правах инвалидов» Устанавливает, что каждому инвалиду (независимо от обстоятельств получения недееспособности) должна быть гарантирована дополнительная социальная поддержка от государства. Цель Конвенции - защита прав и свобод, поощрение личностного развития
Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» Зафиксировано, что проект «Доступная среда» для инвалидов предстоит реализовать на территории Российской Федерации с адаптацией мероприятий под потребности граждан государства
Распоряжение Правительства «О планах реализации программы в 2014-2016 годах» Разработаны основоположные мероприятия и действия, направленные на формирование способов улучшения жизни лиц с ограниченными возможностями
Постановление Правительства «О планах реализации проекта в 2011-2020 годах» На основании накопленного опыта по внедрению этой социальной политики сформирован список недостатков и направлений, требующих внимания
Распоряжение Правительства «О дополнительных мерах воплощения программы» Зафиксированы практические мероприятия, направленные на достижение поставленных целей

Что характерно для проекта безбарьерной среды для инвалидов, мероприятия воплощаются в жизнь не равномерно, а в зависимости от потребностей и возможностей каждого отдельного региона. За основу принимается количество недееспособных лиц, проживающих в том или ином районе. По завершении действия проекта ожидается налаживание жизнедеятельности во всех уголках России.

Этапы программы

Успех мероприятия - грамотное и последовательное воплощение в жизнь поставленных целей. Таким образом удается постепенно охватить все сферы деятельности, гарантируя инвалидам комфортные и полноценные условия для развития.

Таблица № 2 «Стадии воплощения в жизнь социальной политики доступной среды»

Стадии программы Особенности реализации
2011-2012 Создание безбарьерной среды для инвалидов требует формирования достаточной нормативно-правовой базы. Поэтому на первом этапе подписывались и принимались законы в разных сферах жизни, на основании которых стало возможным перейти к практической части проекта
2013-2015 Учитывая масштабы запланированных мероприятий, не обойтись без достаточной финансовой поддержки. Поэтому второй шаг - поиск источников инвестирования финансовых средств, а также распределение федерального бюджета таким образом, дабы часть средств была освоена в рамках «Доступной среды»
2016-2018 Организация взаимодействия государственных органов и локальных подразделений, а также между различными ведомственными учреждениями гарантирует одновременное влияние на все сферы жизнедеятельности. Этот период можно назвать реабилитационным, поскольку во многих областях стартовали пробные проекты
2019-2020 Анализ полученных промежуточных результатов, поиск недостатков проекта, формирование эффективного подхода к дальнейшей процедуре реализации проекта в других административных образованиях государства. Инвестирование финансов в локальные бюджеты
2021-2025 Планируется завершить до этого времени строительство центров реабилитации, закупку необходимого оборудования. На этой стадии предстоит осуществление подготовки патронажных сестер, профилирующего персонала, разработка методов эффективного сотрудничества со всеми группами инвалидов

В этом году планируется завершение третьего этапа проекта. Как сообщают органы государственной власти, выполнение программы идет согласно целевым требованиям.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Среди лиц с ограниченными физическими возможностями львиная доля талантливых людей, у которых, к сожалению, мало шансов развиваться и заниматься любимым делом. Это связано как с психологическими проблемами, так и с отсутствием достаточной материальной базы для обучения и целевой подготовки. Безбарьерная среда для инвалидов всех групп - это шанс заниматься любимым делом и чувствовать себя полноценным членом общества.

К основным задачам проекта относятся следующие:

  • формирование нормативно-правовой базы, гарантирующей каждому инвалиду права и возможности, равные с физически здоровыми гражданами;
  • разработка социальных программ, направленных на экономическое обеспечение таких лиц;
  • строительство учреждений для образования, оздоровления и реабилитации граждан;
  • подготовка специалистов в области предоставления всесторонней помощи гражданам с ограниченными возможностями;
  • социальная и материальная ;
  • помощь в трудоустройстве в государственных и муниципальных органах власти.

Одно из направлений проекта - анализ мнения граждан касательно важных моментов сотрудничества с инвалидами. Что, безусловно, поспособствует налаживанию совместной работы инвалидов и физически здоровых людей.

На основании указанного списка целей, перед государственными учреждениями поставлены такие задачи:

  • предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
  • организация рабочих мест.

Вопросы финансирования ФЦП

Закон о доступной среде для инвалидов в 2019 году подразумевает получение денежных средств для реализации программы из нескольких источников:

  • государственный бюджет;
  • инвестиции;
  • благотворительные взносы.

В текущем году запланировано выделение на реализацию планов до 53 миллионов рублей. Сумма должна быть разделена между разными регионами. При этом установлено, что доля государственных вложений не должна превышать 70% от всего объема затрат.

Подпрограммы «Доступной среды» и особенности их реализации

Госпрограмма воплощается в жизнь последовательно, захватывая поочередно разные сферы жизнедеятельности. Это сделано для того, чтобы гарантировать комплексный подход и эффективные результаты.

Таблица № 3 «Подпрограммы безбарьерной среды»

Наименование Основные мероприятия
Формирование свободного и удобного доступа к государственным услугам Проведение строительных работ, посредством которых учреждения оснащаются пандусами. Установка в общественных местах указателей и карт населенного пункта. Организация культурных массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями
Адаптация в основных сферах жизнедеятельности Проведение специальных занятий с населением с целью устранения предвзятого отношения к инвалидам. Стимулирование работодателей привлекать к труду таких граждан. Формирование инклюзивных классов для детей-инвалидов
Доступность медицинского обслуживания Обустройство зданий городских поликлиник дополнительными средствами передвижения для инвалидов, оборудованием. Обязательная подготовка специалистов в этой области

Важно! К началу текущего года завершено строительство еще нескольких десятков специализированных учреждений для инвалидов. В итоге численность таких организаций выросла на 45% по сравнению с годами до начала реализации программы.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Несмотря на то, что практический этап плана начался всего два года назад, уже налицо существенные достижения в этом направлении. В частности, к положительным результатам можно отнести такие изменения:

  • увеличение численности трудоустроенных инвалидов на государственных и частных предприятиях;
  • рост численности центров, где проводится ;
  • привлечение к культурно-массовым мероприятиям инвалидов;
  • увеличение количества городского транспорта с инвалидными местами;
  • в рамках «Доступной среды» для инвалидов по зрению установлены светофоры со специальными звуковыми сигналами;
  • для людей с плохим слухом программы транслируются в сопровождении языка жестов.

Такие мероприятия организованы практически во всех больших городах, что влияет на рост безопасности инвалидов в общественных местах и на дорогах.

Что делается для детей-инвалидов

Кроме того, что организованы специализированные классы, где проводится , также осуществляется реформирование локальных школ, проявляющееся в таких мероприятиях:

  • формирование удобных подъездов к школам;
  • организация передвижения внутри помещения инвалидов-колясочников;
  • закупка оборудования для дополнительных занятий (например плаванием).

Также успешно проводится на базе санаториев, баз отдыха и в специализированных медицинских центрах.

Региональные успехи

Поскольку воплощение в жизнь плана происходит последовательно, то в разных регионах разрабатываются свои первоочередные цели и реализуются самые насущные мероприятия.

Создание безбарьерной среды для инвалидов, является первостепенной задачей любого развитого общества, а также актуальным направлением социальной политики государства. Доступная среда - это комплекс, которые включают в себя оборудование различных городских объектов изделиями, которые помогут людям с ограниченными возможностями намного лучше ориентироваться в пространстве, свободнее перемещаться по улице или внутри зданий и легче приспосабливаться к независимой жизни.

Доступная среда для инвалидов и других маломобильных граждан (ММГ) — это, прежде всего, сочетание требований и условий к городскому дизайну, инфраструктуре объектов и транспорта, которые позволяют инвалидам свободно передвигаться в пространстве и получать необходимую информацию для осуществления комфортной жизнедеятельности.

Создание безбарьерной среды для инвалидов является первостепенной задачей любого развитого общества, а также актуальным направлением социальной политики государства.

Доступная среда — это комплекс, которые включают в себя оборудование различных городских объектов изделиями, которые помогут людям с ограниченными возможностями намного лучше ориентироваться в пространстве, свободнее перемещаться по улице или внутри зданий и легче приспосабливаться к независимой жизни.

Недостаточно только сделать пандус для колясочников. Необходимо оснастить объект всеми видами доступности для всех категорий: для слабовидящих и слепых, для слабослышащих и глухих, для людей с нарушениями опорно-двигательных функций и других маломобильных групп населения.

Предлагаемое пособие предназначено для того, чтобы прояснить понятие «Доступной среды» и наглядно представить, что необходимо для обеспечения доступности окружающей среды для людей с различными видами инвалидности.

Маломобильные группы населения (МГН) - это не только инвалиды-колясочники. В такой группе может оказаться фактически любой человек. В соответствии с нормативными документами к маломобильным группам населения относятся:


- инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата
(включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
- инвалиды с нарушением зрения;
- инвалиды с нарушением слуха;
- лица преклонного возраста (60 лет и старше);
- временно нетрудоспособные;
- беременные женщины;
- люди с детскими колясками;
- дети дошкольного возраста.

К маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относятся еще большое количество социальных групп. Хотя, все, что делается удобным для инвалидов, будет удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений. Таких людей, по подсчетам Минстроя РФ, в стране около 60 миллионов.


Существуют разные виды физических и сенсорных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления окружающей среды. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни людей с серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

Когда мы говорим про доступную среду для инвалидов - опорников, то сразу возникает образ инвалида на коляске, и, конечно же, пандуса для него.

То, как должны выглядеть новостройки, дворы, места общественного пользования, чтобы быть удобными для этих миллионов, диктуется строительными правилами.

Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

Что это такое

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды - одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

Понятие "безбарьерная среда" содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов - это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

Социальная политика России. Программа "Безбарьерная среда"

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

Базовый критерий оценки социальной политики - это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Экономический эффект создания безбарьерной среды

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

"Маломобильные" группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Если опираться на нормативные документы РФ, то :

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие и зрения.

Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

  • лица от 60 лет;
  • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
  • женщины "в положении";
  • люди, которые везут детские коляски;
  • дошкольники.

Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам "в положении", детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Безбарьерная среда в школе

Благодаря "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Выводы

Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин.

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох. Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием».

Первоочередные задачи:

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

На сколько в Вашем городе реализована программа "Доступная среда"?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.