Предмет и объект исследовательской работы. Объект и предмет исследования во введении курсовой работы

Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования - это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

Важность определения объекта исследования

Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

Характеристики и структура

Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

Каждый объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет - узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

Методы исследования

В науке объект исследования - это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

Значимость логических заключений

Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

Метод наблюдения и формирование гипотез

Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

С точки зрения философии, объектом исследования является...

Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».


Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

Функциональный аспект исследования

Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

Примеры объекта и предмета исследования в социологии

В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.

В любом научном труде, будь реферат или проект, курсовая или дипломная работа, важным компонентом является введение. Именно на него обращают пристальное внимание при проверке, и качественно изложенное и оформленное введение часто гарантирует успех всей научной работы.

В составе введения есть несколько элементов, которые перечисляются в определённом порядке. Среди них не последнее место занимают объект и предмет исследования . Эта статья поможет вам правильно выделить и оформить эти компоненты введения.

Причины важности объекта и предмета

Можно задать вопрос: почему объект и предмет настолько важны, если и цель и задачи исследования уже достаточным образом задают направление научного труда. Ответ в том, что объект и предмет очерчивают границы научного труда, дают понять, что будет и что не будет представлено в работе. Оформление этих элементов помогает не только читателю, но и автору научного труда при поиске опорного материала. Неправильно сформулированные проект и объект могут завести исследователя при максимально далеко от намеченного конечного результата, а также ввести в заблуждение читателя, который будет ожидать от научной работы определённые содержание и выводы, но увидит абсолютно другие.

Объект исследования: формулировка и оформление

Объект – это то научное пространство, на которое обращён пристальный взор исследователя. Это та сфера, где наблюдаются значительные проблемы, требующие немедленного решения. Чтобы грамотно сформулировать объект, нужно задать себе вопрос, какая область знаний рассматривается, к какой сфере относится тема исследования. Ответом может стать какой-либо одушевленный или неодушевленный объект, долгосрочное явление или текущее событие.

Важно чётко и лаконично сформулировать объект работы, избегать двусмысленности и непонятных формулировок. Для этого следует ясно представлять, в каком пространстве проводится исследование.

Предмет исследования: формулировка и оформление

Предмет исследования указывает на проблематику, в рамках которой запланировано исследование. Это своеобразная узкая дорога, выход за границы которой приведёт к неверному результату далеко от заданной цели.

Предмет можно сформулировать с опорой на тему исследования, т.к. эти два понятия очень близки. Вопрос, который поможет красиво сформулировать предмет, звучит следующим образом: «Что конкретно изучается в научном исследовании?»

Следует помнить, что у одного объекта всегда бывает несколько предметов, то есть проблемных вопросов. Вот почему следует чётко определиться с выбором исследования, чтобы не пойти по ложному пути в научном труде.

Оформлять предмет исследования при следует кратко, достаточно одного-двух абзацев. Начать можно с фразы: «Предмет настоящего исследования», затем раскрыть его после двоеточия. При необходимости можно чуть подробнее коснуться предмета, его характерных сторон, чтобы доказать его важность.

Сравнение предмета и исследования

Часто учащиеся путают предмет и объект, меняют их местами или сливают их воедино, описывая предмет теми же словами, что и объект, только немного меняя фразы для уникализации. Чтобы избежать этих ошибок, следует понимать главные отличия между этими элементами введения.

Предмет – это один из составных элементов объекта

Предмет относится к объекту так же, как частное относится к целому. Понятие объекта гораздо шире предмета. Если провести аналогию с обычной жизнью в определённой стране, то объект – это вся окружающая действительность во всей её сложности и многогранности. Это общая тематика исследования, абстрактное понятие, которое включает в себя массу частностей. Предмет же – это один из составных элементов объекта, то направление, на которое при изучении вы решили обратить пристальное внимание. Если продолжить аналогию с реальной действительностью, то предметом исследования здесь могут стать общественные настроения, климатические особенности или политическая обстановка в стране изучения, то есть любая характеристика объекта. При всей своей многогранности объект не безграничен, он устанавливает рамки, за которые нельзя выходить при раскрытии и формулировке предмета.

Порядок оформления объекта и предмета

Необходимо выполнить следующие шаги, чтобы грамотно оформить эти компоненты введения:

  1. Выберите тему исследования и, исходя из неё, оформите цель. Теперь вы уже знаете, о чём и для чего вы будете писать свой научный труд.
  2. Определите, к какой области знаний относится ваша тема. Какую сферу вы будете изучать в широком понимании: психологию, политику, экономику или прочие направления? Какие вопросы в выбранной сфере вас интересуют больше всего? Это будет объект вашего научного труда.
  3. Задумайтесь, какая характеристика объекта вызывает наибольший интерес, отражает животрепещущую проблему, задаваемую текущей ситуацией в изучаемой области. Так вы сформулируете предмет научного труда.
  4. В введении предмет раскрывается сразу под объектом, важно правильно разместить эти элементы. Как правило, высшие учебные заведения или сам преподаватель указывают желаемый порядок упоминания всех компонентов введения. Если же эта информация не была вам представлена, руководствуйтесь предписаниями надлежащего ГОСТа.

Для лёгкости формулировки рекомендуется приступать к написанию введения (что включает в себя объект и предмет) после завершения основной части работы. Так у вас в памяти отложится материал, вы сможете без проблем ответить на вопрос, в какой сфере вы проводили исследование и какую сторону проблемы вы изучали.

Читатели же будут знакомиться с вашей работой, начиная с введения. Они ещё не будут знать, о чём ваша работа, поэтому грамотно сформулированные объект и предмет помогут им настроиться на определённую волну, предугадать контент работы и оценить её результат. При написании , руководитель также обратит внимание на наличие эти составляющих.

Примеры объекта и предмета

Рассмотрим на конкретном примере весь ход мыслей при поиске объекта и исследования, отталкиваясь от заданной или выбранной самостоятельно темы научного труда. Допустим, наша тема – Девиантное поведение подростков. Это важный психологический вопрос, который интересует будущих психологов и педагогов. Давайте рассмотрим, какое проявление девиантного поведения подростков вызывает наибольшее опасение. Разумеется, это участившиеся случаи суицидов. Пусть они и будут объектом нашего исследования. Теперь зададим вопрос: какие аспекты при изучении этого объекта привлекают внимание, требуют немедленного решения? В данном случае для предотвращения случаев суицида (что является целью нашего исследования) следует глубоко изучить их мотивы и причины, т.к. любую проблему нужно решать с самого начала, с её истока. Вот мы и выделили предмет нашего исследования!

Ещё один пример , на этот раз в области экономики. Тема исследования: «Экономическое сотрудничество России и стран, входящих в СНГ». Цель работы заключается в анализе текущих взаимоотношений стран-участниц СНГ с последующими предложениями по их совершенствованию. Объектом работы выступает экономическая и политическая ситуация стран СНГ, на фоне которой осуществляется экономическое сотрудничество между ними. Предмет здесь – именно факт сотрудничества, товарооборота, его сильные и слабые стороны.

Третий пример связан с исследованием трубы газопровода. Этот научный труд должен применяться на практике с целью повышения производительности передачи газа на большие расстояния. Объект исследования – сам газопровод, а предмет – его частная характеристика, а именно качество сварных швов.

Существует необычный способ поиска и оформления предмета и объекта, например, во . Этот метод действует только в том случае, если исследование основывается на некоем опыте, эксперименте с участием контрольной группы добровольно участвующих людей. Эта группа и будет объектом исследования, а его предмет соответствует цели эксперимента, раскрывает то, что хочет постичь исследователь. Например , в научном труде, посвященном влиянию потребления фаст-фуда на состояние здоровья, объектом исследования будут две группы людей. Первая группа будет потреблять фастфуд каждый день в определённых объёмах, а вторая – не будет вовсе. Предметом исследования будет влияние этой пищи на различные параметры здоровья: самочувствие, давление, пульс и пр.

Итак, правильные объект и предмет исследования очень важны для успеха научного труда, а данная статья поможет сориентироваться в выборе этих элементов при или ВКР.

Июн 2, 2018 Mariya Zhukova

Носителœем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования.

Объект исследования - это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется.

Объектом исследования бывают большие или малые социальные группы. Нередко в качестве объекта исследования выделяют отдельные стороны деятельности этих групп. К примеру, при исследовании социологических проблем молодых семей, имеющих детей-школьников, в объект исследования включаются только те респонденты, которые имеют отношение к изучаемым вопросам, о также факторы, которые связаны с разрешением проблем молодых семей. Основные характеристики объекта исследования:

1) расположение объекта исследования (страна, регион, город, древня и др.);

2) структура объекта исследования (какими подразделœениями представлен, какова их численность, социально-демографический состав);

3) взаимодействие с другими социальными объектами, окружающими явлениями и процессами;

4) границы будущего исследования (предварительная выборка);

5) сроки проведения работ (месяц, квартал, лето, зима, утро, вечер и т.д.).

Предмет исследования - это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск социолога.

В пределах одного и того же объекта исследования должна быть несколько предметов исследования.

К примеру, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характеристик. Бывает иначе: объект исследования формулируется более узко - досуг подростков, проживающих в данном населœенном пункте. Тогда предметом исследования станут: склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителœей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают. К примеру, объект исследования - спортивные команды, участвующие в соревновании. Предмет исследования - всœе существенные стороны их деятельности, связанные со спортом.

Уточнения границ объекта и, в определœенной мере, предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются масштабы (объемы) работы социологической группы с целью минимизации затрат на проведение исследований.

Выборка исследования - это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи считают, что нет, к примеру, крайне важно сти, изучая отношение населœения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всœех жителœей этого населœенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). В качестве основы выборки используют данные переписи населœения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организаций, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолоᴦ.

В случае если генеральная совокупность - это множество (совокупность) всœех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, то выборочная совокупность - это часть элементов, извлеченная определœенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения).

Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:

1. Эмпирическая выборка - применяется в практике небольших по объёму исследований.

Подразделяется на виды:

а) стихийная выборка (выбор ʼʼпервого встречногоʼʼ);

6) квотная выборка (создается ʼʼмодельʼʼ, пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам);

2. Вероятностная выборка (или случайный отбор) - используются приемы теории вероятности.

Основные виды вероятностной выборки:

а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) - когда, к примеру, выбираются карточки с номерами респондентов по принципу ʼʼжребияʼʼ;

б) систематическая вероятностная выборка (к примеру, каждый пятый или сотый);

в) серийная (гнездовая) - когда отбираются гнезда (цехи, бригады, студенческие группы, другие подразделœения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам (передовые - отстающие, курящие - некурящие, и т.д.).

Выборки бывают районированными, в случае если отбору предшествует разделœение генеральной совокупности на части (к примеру, школы или больницы области можно разделить на городские и сельские, ʼʼблагополучныеʼʼ и ʼʼнеблагополучныеʼʼ). Иногда выделяют выборки многоступенчатые (на первой ступени - отбор, к примеру, по районам, на второй - по предприятиям, на третьей - по цехам, участкам). Особый вид многоступенчатой выборки - многофазовый отбор, когда из отобранной выборки отделяется подвыборка меньшего объёма.

Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.

Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называтьошибкой выборки.

Выделяют два вида ошибок:

1) случайные ошибки, - связанные со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);

2) систематические ошибки, - возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее ʼʼудобныхʼʼ для исследования элементов генеральной совокупности), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.

Существует следующая приблизительная оценка результатов выборочного исследования. Повышенная надежность исследо­вания допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная - до 3-10 % (доверительный интервал распределœений на уровне 0,03-0,1), приближенная -от 10 до 20 %, ориентировочная - от 20 до 40 %, а прикидочная - более 40 %.

Репрезентативность выборки оценивают на базе предварительного расчета и анализа возможных ошибок. Существуют математические формулы расчета предельной ошибки выборки. Эти формулы, опирающиеся на закон больших чисел, применимы, как правило, только при крупных исследованияхна значительных территориях, с охватом населœения страны или региона.

При проведении социологических исследований в небольших коллективах выборка определяется преимущественно эмпирическими методами в процессе сбора информации (опросы проводятся до получения устойчивых результатов). При исследовании, к примеру, проблем школьников, учитывая сравнительную однородность единиц наблюдения, расчет выборки можно проводить в период сбора информации одновременно с согласованием объектов исследования. Так, в случае если опросить всœех учеников-старшеклассников одной и той же школы и сравнить результаты по каждому классу в отдельности, можно убедиться, что распределœение ответов мало различается. Это значит, что можно было бы ограничиться опросом одного или двух-трех классов (если позволяют цель и задачи исследования).

Репрезентативность выборки можно определить и иным способом. Опросить вначале предполагаемое количество респондентов (к примеру, 50% от общего количества). Далее собранный массив анкет разделить на две части по статистически случайному принципу. Обработав каждую часть в отдельности и обнаружив, что расхождение в ответах незначительно, можно придти к выводу о возможности в последующих исследованиях уменьшить объём выборки в два раза.

Применяют и другие способы. К примеру, в различные анкеты, используемые в одном исследовании, включают по 2 - 3 блока одних и тех же (контрольных) вопросов.

Затем, начав, скажем, с первой анкеты, постепенно после каждого нового опроса уменьшают объём выборки, обращая внимание на степень искажений ответов по контрольным вопросам. Οʜᴎ должны быть незначительными, в допустимых пределах.

Эти и другие подобные им приемы несовершенны, однако помогают будущему социологу накопить определœенный опыт в проверке репрезентативности собранной информации.

Объект и предмет исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Объект и предмет исследования" 2017, 2018.

  • - Объект и предмет исследования системы управления организацией

    Объектом исследования является организация в широком смысле: любое сочетание людей, средств и предметов труда, необходимых для достижения поставленных целей. Таким образом, в качестве объекта может выступать организация в целом, ее функциональные области, подразделения,... .


  • - Тема 1. Демография, её объект и предмет исследования. Система демографических наук

    Срок обучения 3,5 года Для студентов-заочников, обучающихся по специальности Учебно-тематический план Срок обучения 6 лет Для студентов-заочников, обучающихся по специальности Учебно-тематический план ФОРМЫ... .


  • - Тема 1. Демография, её объект и предмет исследования. Методы демографических исследований. Структура демографического знания

    Пояснительная записка Темы и планы семинарских (практических) занятий Учебно-методический комплекс позволяет организовать как групповую и индивидуальную работу студентов на занятиях под руководством преподавателя, так и самостоятельную работу... [читать подробнее] .


  • - Объект и предмет исследования теории экономики отраслевых рынков.

    Современный период экономического развития характеризуется необходимостью дальнейшего развития теории рыночной экономики, исследования факторов экономического роста и развития. Однако это требует уточнения содержания некоторых различных понятий (терминов), которые,... .


  • - Проблема, объект и предмет исследования

    Проблема. Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования, Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основа­ния для проведения научного исследован ия. Постановка научной... .


  • - Объект и предмет исследования

    Исследование - познание какого-либо объекта с целью получе­ния новых знаний о данном объекте, законов его возникнове­ния, функционирования, развития для последующего приме­нения полученных знаний, как в теории, так и в практике. Ис­следование можно разбить на следующие... .


  • Труднейшим моментом, возникающим при написании введения , считается правильное определение объекта и предмета курсовой работы . Зачастую студент вуза обращается за помощью к справочникам и словарям.

    В толковом словаре В. Даля под предметом понимается всё то, что представляется чувствами, а в словаре русского языка С.И. Ожёгова - любая материальная вещь или явление.

    В толковом словаре обществоведческих терминов Н.Е. Яценко объект - любое явление, существование которого не зависит от человеческого сознания, а в словаре С.И Ожёгова — предмет, на который направлена какая-либо человеческая деятельность.

    В общем, понять «язык» словарей студенту представляется весьма трудным. Из-за этого и правильное определение объекта и предмета перерастает в ещё одну проблему курсовой работы . Мы постараемся как можно проще объяснить, что такое .

    Под объектом понимается некий процесс или некоторое явление, которое порождает проблемную ситуацию. Это явление и берёт автор проекта для проведения исследования. В качестве предмета выступает та область знаний, которая заключена в границах объекта.

    Объект - определённая часть научных знаний, подвергающаяся исследованию. Предмет - конкретный аспект проблемы , занимаясь рассмотрением которого авторами познаётся целостный объект, обозначаются и выделяются его характерные свойства. Предмет исследования зачастую очень близок с выбранной студентом темой курсового проекта или полностью с ней совпадает. Как категории науки объект и предмет соотносятся как общее и частное.

    Следует понимать, что определение объекта и предмета исследования зависит как от общей темы проекта, так и от замысла самого изыскателя.

    В любом случае, первичным считается объект, так как представляет собой многогранное понятие, а вторичным - предмет, потому что в нём выделяется конкретное свойство, черта, признак, принадлежащий объекту.

    Примеры выделения объекта и предмета исследования курсовой работы

    Курсовая работа по информатике: «Основные принципы функционирования электронной почты».

    Объект: электронная почта.

    Предмет: основные принципы функционирования электронной почты.

    Курсовая работа по педагогике: «Влияние межличностных отношений между учеником и педагогом на успеваемость учащегося в МБОУ СОШ».

    Объект: учебно-образовательный процесс МБОУ СОШ.

    Предмет: межличностные отношения между педагогом и учащимся в учебно-образовательном процессе МБОУ СОШ и их влияние на успеваемость.

    Курсовая работа по экономике: «Эффективность производственной деятельности».

    Объект: производственная деятельность.

    Предмет : эффективность производственной деятельности.

    Курсовая работа по экономике: «Экономическое обоснование инвестиционной деятельности».

    Объект: инвестиционная деятельность.

    Предмет: экономическое обоснование инвестиционной деятельности.

    Работы, конкретизируя проблему, рассмотренную автором. Корректная формулировка этих двух пунктов помогает правильно организовать подготовку к написанию и гарантирует, что тема будет раскрыта полностью.

    Что такое объект и предмет исследования

    Схематично объект и предмет курсовой находятся в иерархических отношениях уточнения:

    Объект в курсовой работе - это одной из явлений или отдельно взятый процесс действительности, изучаемые в рамках заданной темы, находящейся в поле определенной научной дисциплины.

    Каждый объект содержит несколько предметов. Задача студента состоит в том, чтобы выявить определенную актуальную проблему и подробно рассмотреть ее, остальные стороны и составляющие объекта могут оставаться в стороне.

    Предмет в курсовой работе - это важные с практической или теоретической точки зрения аспекты, особенности, свойства объекта, анализируемые в соответствии с темой и спецификой отрасли науки.

    Например, в медицине: объект человек, предмет опорно-двигательный аппарат. Конечно, есть еще и другие системы, но для автора на данном этапе значение имеют вопросы, касающиеся функционирования только этого комплекса, поэтому они становятся предметом изучения.

    Объект и предмет всегда соотносятся как общее и частное:

    Любой объект научного исследования включает бесконечное множество предметов. К примеру, если объект - фонетическая система английского языка, то в качестве предмета могут рассматриваться гласные или согласные звуки, дифтонги, трифтонги, диалектные варианты произношения звуков и так далее.

    Изначально правильно определить предмет курсовой работы важно для самого студента. Так удастся сузить круг поиска базового материала: подбирая литературу, не придется перечитывать тонны книг и штудировать тысячи тематических сайтов - искать источники по конкретному вопросу самой широкой темы проще и быстрее.

    Как определить предмет и объект курсовой работы

    В большинстве случаев объект уже обозначен в теме, из него и указанной цели вытекает предмет. Если изначально объект установлен слишком размыто, а предмет - пространно, нарушится логическая цепочка взаимосвязей и тему курсовой невозможно будет раскрыть.

    Гораздо продуктивнее подходить к формулированию, руководствуясь принципом «от конкретизации к подробной детализации».

    К примеру, объект - педагогический коллектив школы. Это означает, что предметом должен стать анализ одной из его характеристик: возрастного состава, образовательного уровня, численности штата, структуры. Но о научной и новизне тоже не стоит забывать. Если кто-то уже успел написать об особенностях организационного устройства педколлектива, то придется проявить креативность и найти неизученные нюансы или применить другие подходы, . Допустим, описать факторы, оказывающие влияние на структуру или провести сопоставительный анализ.

    Примеры, как написать

    Пример № 1 - прямое цитирование названия.

    Пример № 2 - детализация.

    Пример № 3 - выделение ключевого момента.

    Точное указание объекта и предмета в курсовой помогает рецензентам и заинтересованным читателям составить верное представление о содержании работы, поскольку ее название не всегда точно передает суть исследования.