Основные темы и проблемы ранней поэзии А. Вознесенского

А ндрей Вознесенский считал себя последователем Владимира Маяковского и был единственным учеником Бориса Пастернака. Вознесенский первым стал работать в новом жанре поэзии - видеомы. Он написал либретто к легендарному спектаклю «Антимиры» и всемирно известной рок-опере «Юнона и Авось», а эстрадные песни с текстами Вознесенского остаются известными и сегодня.

Единственный ученик Пастернака

Андрей Вознесенский родился в Москве в 1933 году. Свои первые стихи он написал в 10 лет. Спустя четыре года юный поэт отправил свои произведения на рецензию Борису Пастернаку . Через некоторое время Пастернак позвонил Вознесенскому и предложил встретиться - так началась их многолетняя дружба. Пастернак не признавал институт ученичества: считал это лишней тратой энергии поэта. Однако Андрей Вознесенский стал его единственным учеником. Они часто встречались, беседовали о жизни, судьбе, поэзии.

После школы Андрей Вознесенский поступил в Московский архитектурный институт. Поэт вспоминал: «Это Пастернак. Он запретил мне идти в Литературный институт, потому что он говорил: «Вас ничему там не научат, только испортят», и я пошел в Архитектурный» .

Андрей Вознесенский. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Андрей Вознесенский. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Когда Вознесенский заканчивал учебу, в Архитектурном институте случился пожар. Студентам отсрочили защиту дипломов на два месяца, а в поэтическом портфолио молодого поэта-архитектора появилось стихотворение «Пожар в Архитектурном институте».

Пожар в Архитектурном!
По залам, чертежам,
амнистией по тюрьмам -
пожар, пожар!

По сонному фасаду
бесстыже, озорно,
гориллой краснозадой
взвивается окно!
А мы уже дипломники,
нам защищать пора.

Трещат в шкафу под пломбами
мои выговора!

Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все - кончено!
Все - начато!
Айда в кино!

Андрей Вознесенской. Отрывок из стихотворения «Пожар в Архитектурном институте», 1957 год

Андрей Вознесенский и Борис Пастернак. Фотография: bulvar.com

Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Андрей Вознесенский и Владимир Высоцкий. 1960-ые. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Вознесенский окончил Архитектурный институт в 1957 году. Свои профессиональные знания он использовал лишь дважды: разработал архитектурную часть монумента «Дружба навеки» на Тишинской площади в Москве и создал памятную композицию на могиле родителей.

Оттепель: слава и опала

Вознесенский часто бывал на дружеских чтениях в доме Пастернака в Переделкино . Там он прочел свою первую поэму «Мастера» об ослепленных зодчих храма Василия Блаженного. В 1959 году ее опубликовала «Литературная газета».

«Я - в больнице. Слишком часто стали повторяться эти жестокие заболевания. Нынешнее совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил. Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро».

Борис Пастернак

В 1960 году практически одновременно вышли два сборника стихов Андрея Вознесенского, один во Владимире, второй - в Москве. Владимирский сборник «Мозаика» сразу попал в немилость. Использованное в стихах слово «беременная» цензоры расценили как порнографию, а посвященное трагедии Великой Отечественной войны произведение «Я - Гойя» - как формализм. Со скандалом уволили редактора книжного издательства Капитолину Афанасьеву, тираж приказали арестовать и уничтожить, но решение приняли слишком поздно: все экземпляры были раскуплены. Похожая ситуация сложилась и с московским сборником «Парабола». Однако цензура не смогла остановить поэзию Вознесенского: его книги обрели библиографическую ценность, поклонники передавали сборники из рук в руки, переписывали стихи и поэмы в тетради.

Несмотря на строгую цензуру, запрета на выступления Вознесенского не было и он вместе с другими поэтами-шестидесятниками читал свои стихи на стадионах, в концертных залах, на площадях. Вознесенский был популярен не только в СССР - он выступал на концертных площадках во Франции, Великобритании, Польши, Норвегии, Швеции, Венгрии. Читал стихи в США, где познакомился с семьей президента Кеннеди и кинодивой Мэрилин Монро . Стихами Вознесенского зачитывался брат американского президента Роберт Кеннеди, он переводил их на английский язык.

В марте 1963 года на встрече первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева с интеллигенцией Вознесенского обвинили в «антисоветчине», расшатывании основ социалистического строя. На что Вознесенский с трибуны заявил: «Как и мой учитель, Владимир Маяковский , я - не член коммунистической партии». Закончить речь ему не дали, а Хрущев пригрозил выслать поэта из страны» .

Последовали «проработки», слежки, скандалы в Союзе писателей. В это время Вознесенский старался не появляться в Москве, не выступал в Лужниках и Политехническом музее . Он много ездил по стране, проводил встречи с читателями в регионах.

В это время в жизни поэта появилась Зоя Богуславская - писательница, критик, драматург, «Оза» из поэм Вознесенского. В 1964 году они поженились. В доме Вознесенского и Богуславской часто проводились поэтические вечера, дружеские встречи. Гостили Владимир Высоцкий , Белла Ахмадулина , Юрий Трифонов, Борис Хмельницкий, Олег Табаков, Валерий Золотухин, Людмила Максакова. Здесь бывали и друзья семьи, живущие за границей, - драматург Артур Миллер, писатель Курт Воннегут, поэты Джей Смит и Стенли Кьюниц, брат американского президента Эдвард Кеннеди с семьей.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фотография: voznesolog.ru

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фотография: newizv.ru

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фотография: stories-of-success.ru

Драматургия и видеомы

В конце 1964 года Юрий Любимов пригласил Андрея Вознесенского выступить со своими стихами в Театре на Таганке. Любимов вспоминал: «Нас познакомил Пастернак. Я спросил у Бориса Леонидовича, мол, к кому из молодых поэтов мне следует присмотреться и прочитать внимательно. Он сказал - к Андрюше Вознесенскому» . Изначально Любимов планировал организовать вечер «Поэт и театр». Репетиции шли два месяца. В постановке участвовали Владимир Высоцкий, Александр Васильев, Борис Хмельницкий. Постепенно проект перерос в полноценный спектакль на стихи Вознесенского «Антимиры». Его премьера состоялась 2 февраля 1965 года. Спектакль оставался в репертуаре Театра на Таганке последующие 15 лет, был показан почти 800 раз и всегда собирал аншлаги.

Еще один известный театральный проект в творческой биографии Андрея Вознесенского - либретто к рок-опере «Юнона и Авось» . Ее премьера прошла в Московском театре им. Ленинского комсомола 9 июля 1981 года. Тогда западная пресса оценила рок-оперу как антисоветский спектакль. Из-за такой характеристики театральную труппу не выпустили с «Юноной и Авось» на гастроли за рубеж, однако стараниями Вознесенского этот запрет позже был снят.

«Вознесенский сыграл громадную роль в становлении нашего театра, около 30 лет назад придумав произведение, признанное визитной карточкой труппы. Спектакль «Юнона и Авось» обрел широкую известность не только в России, но и за рубежом. И это произошло во многом благодаря дружбе Вознесенского с великим модельером Пьером Карденом, авторитет которого способствовал показу постановки в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира».

Марк Захаров

Намеренно затягивался выпуск аудиоверсии рок-оперы, пластинка «Юнона и Авось» увидела свет лишь в 1982 году. Спектакль до сих пор ставят в театре «Ленком» . Музыкальную тему из рок-оперы «Я тебя никогда не увижу» не раз исполняли современные певцы.

Всего Андрей Вознесенский опубликовал около 20 сборников прозы и стихов, в 1983 году выпустил трехтомное собрание сочинений. Эстрадные песни на его стихи стали известными в последней четверти XX века: «Миллион алых роз», «Песня на «бис», «Начни с начала», «Плачет девочка в автомате». Также в творчестве Андрея Вознесенского появился жанр видеом - визуальной поэзии, где нет привычных строф: слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки видеом Вознесенского проходили в Париже, Нью-Йорке, Берлине.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

И МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЦЕЙ БНТУ

Реферат на тему:

Жизнь и творчество Вознесенского Андрея Андреевича

Выполнила:

учащаяся 11 «В» класса

Ковалевич Ольга

  • 1. Биография
  • 2. Награды
  • 3. В популярной культуре
  • 4. Библиография
    • 4.1 Сборники
    • 4.2 Поэмы
    • 4.3 Проза
    • 4.4 Песни на стихи А. Вознесенского
  • 5. Литература
  • 6. Интересные факты

1. Биография

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец -- Андрей Николаевич Вознесенский (1903--1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать -- Антонина Сергеевна (1905--1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941--1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт. 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов -- Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского -- «Мозаика» -- был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник -- «Парабола» -- вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода -- «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, -- было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном

Пылайте широко

Коровники в амурах

Райклубы в рококо.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах -- например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961:

Он сменною модой недельной

когда-то пленял молодёжь.

Так что ж ты, цветок рукодельный,

сегодня не модно цветёшь?

Или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963:

Им служат оружьем трясучие джазы

И разный заморский абстрактный бред.

У них, говорят, появился даже

Собственный свой популярный поэт…

На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, -- и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша».

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки -- а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, -- например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами:

Не ке ге бе

Не ке ге бе Ву

Понимаешь

Намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 -- Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 -- США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 -- Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 -- Франция; 1967, 1977, 1983 -- ФРГ; 1971 -- Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 -- Великобритания; 1973 -- Австралия; 1968 -- Болгария; 1981 -- Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках:

Я Мэрлин, Мэрлин.

Я героиня

Самоубийства и героина.

Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком,

Камелией и аммиаком.

Пыхтя, как будто тягачи,

За мною ходят стукачи…

Невыносимо быть распятым,

До каждой родинки сквозя,

Когда в тебя от губ до пяток,

Повсюду всажены глаза…

Пусти, красавчик Квазимодо,

Душа болит кровоточа

От пристальных очей свободы

И нежных взоров стукача.

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский -- автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З.Церетели.

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

2. Награды

· Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) -- за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.

· В 1978 г. в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии.

· Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) -- за большой вклад в развитие отечественной литературы.

· Орден Трудового Красного Знамени (1983).

· Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) -- за книгу «Тьмать».

· Государственная премия СССР (1978) -- за сборник «Витражных дел мастер» (1976).

· Он являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

· Почетный доктор СПбГУП с 1998 года.

· Золотой Почетный знак «Общественное признание» (2003).

· Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

3. В популярной культуре

вознесенский сборник библиография награда

На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвященное Софии Ротару стихотворение «Голос».

Песня в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 90-х, известна с конца 60-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята». На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

Андрей Вознесенский упоминается (и по свидетельству очевидцев относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996) :

Не учи собаку летать

Не корми конфетами рыб

И не читай Вознесенского вслух

Это очень смешно

Очень смешно

Неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.

А.А. Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.

4. Библиография

4.1 Сборники

· «Мозаика» -- Владимир, 1960

· «Парабола» - М., Советский писатель, 1960

· 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» - М., Советский писатель, 1962

· «Антимиры» -- М., Молодая гвардия, 1964

· «Мой любовный дневник» (1965, Flegon, без ведома автора)

· «Ахиллесово сердце» -- М.: Художественная литература, 1966

· Стихи. - М., Художественная литература, 1967

· «Тень звука» -- М.: Молодая гвардия,1970

· «Взгляд» -- М.: Советский писатель, 1972

· «Выпусти птицу» -- М., Современник, 1974

· «Дубовый лист виолончельный». Избранные стихотворения и поэмы. -- М., Художественная литература, 1975. -- 604 с., 100 000 экз.

· «Витражных дел мастер» -- М., Молодая гвардия,1976; М.: Советский писатель, 1980 (Государственная премия СССР, 1978)

· «Соблазн» -- М.: Советский писатель, 1978-1979

· «Избранная лирика» -- М.: Детская литература,1979. - 160 с., 100 000 экз.

· «Безотчётное» -- М.: Советский писатель, 1981

· «Иверский свет» -- Тбилиси: Мерани, 1984

· «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». М., Советский писатель, 1984. - 496 с., 200 000 экз.

· «Ров. Стихи и проза» М.: Советский писатель,1987; 2-е изд. -- 1989.

· «10, 9, 8, 7…» -- М.: Правда, 1987

· «Аксиома самоиска» -- М.: ИКПА, 1990, 562 с., 200 000 экз.

· «Россія, Poesia». М., Огонёк, 1991

· Стихотворения. - М., Молодая гвардия, 1991

· «Видеомы» (1992)

· «Гадание по книге» М.: Аргументы и факты,1994

· «Не отрекусь» (1996)

· «Casino „Россия“» (1997)

· «На виртуальном ветру». М., Вагриус, 1998, 2006

· «Страдивари сострадания». М., Эксмо-пресс, 1999

· «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». Екатеринбург, У-Фактория, 1999

· «Жуткий кризис „Суперстар“» (1999)

· «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)

· «Девочка с пирсингом» М., Терра, 2000

· «Лирика» (2000)

· «Моя Россия» (2001)

· Стихотворения и поэмы. - М., Профиздат, 2001

· «Лирика» (2003)

· «Избранное» (2003)

· «Возвратитесь в цветы!» (2004)

· «Избранное» (2006)

· «Стихотворения» (2006)

· «СтиXXI» (М.: Время, 2006)

· Стихотворения. - М., Эксмо, 2008

· «Тьмать» (М.: Время, 2009)

· «Ямбы и блямбы» (М.: Время, 2010)

4.2 Поэмы

· «Мастера» (1959) -- основа поэмы -- пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров царём Иваном Грозным.

· «Лонжюмо» (1963) -- посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.

· «Оза» (1964) -- основные темы поэмы: защита личности от бездушной роботизации, любовь и борьба за неё в век великих катаклизмов.

· «Авось» (1972; рок-опера «Юнона» и «Авось», поставлена в 1981-м) -- прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.

· Вечное мясо (1977) -- фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

· Андрей Полисадов (1979) -- история прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.

· «Ров» (1986) -- посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.

· «Россия воскресе» (1993).

4.3 Проза

· Мемуарная проза, публицистика

· книга «Прорабы духа» (1984)

4.4 Песни на стихи А. Вознесенского

· «Алло» (музыка -- Михаил Литвин, исполнители -- группа «Рондо»)

· «Анафема» (музыка -- Валерий Ярушин, исполнители -- ансамбль «Ариэль»)

· «Апрель» (музыка -- Евгений Мартынов, исполнитель -- Евгений Мартынов)

· «Благодарю» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- трио «Меридиан»)

· «В мире друзей» (музыка -- Евгений Клячкин, исполнитель -- Евгений Клячкин)

· «В моей стране» (музыка -- Дмитрий Варшавский, исполнители -- группа «Чёрный кофе»)

· «В моей стране» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Кальянов)

· «Вальс при свечах» (музыка -- Оскар Фельцман, исполнитель -- Мария Пахоменко)

· «Вальс при свечах» (музыка -- Сергей Никитин, исполнитель -- Сергей Никитин)

· «Вальс при свечах» (музыка -- Сергей Бальцер, исполнитель -- Сергей Бальцер)

· «Вальс при свечах» (музыка -- Вячеслав Малежик, исполнитель -- Вячеслав Малежик)

· «Верни мне музыку» (музыка -- Арно Бабаджанян, первый исполнитель -- София Ротару, песню также исполняли Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Тамара Гвердцители)

· «Верую в тебя» (музыка -- Евгений Мартынов, исполнитель -- Евгений Мартынов)

· «Где ваша могила?» (музыка -- Альфред Шнитке, исполнитель -- Валерий Золотухин)

· «Год любви» (музыка -- Арно Бабаджанян, первый исполнитель -- Ара Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев)

· «Голая богиня» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Кальянов)

· «Дальняя песня» (музыка -- Оскар Фельцман, исполнители -- ВИА «Весёлые ребята»)

· «Два стрижа» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Алла Пугачёва, Ольга Пирагс)

· «Двенадцать дней» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Абдулов)

· «Дуэт» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Айя Кукуле)

· «Загляжусь ли на поезд» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Запомни этот миг» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- трио «Меридиан»)

· «Затмение сердца» (музыка -- Раймонд Паулс, первый исполнитель -- Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)

· «И в твоей стране» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Кальянов)

· «Исповедь» (музыка -- Валерий Пак, исполнитель -- Валерий Пак)

· «Исповедь мореплавателя» (музыка -- А. Иосифов, исполнитель -- Иорданка Христова)

· «Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка -- Оскар Фельцман, первые исполнители -- ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко)

· «Любовь бросить невозможно» (музыка -- Арно Бабаджанян, первый исполнитель -- Ара Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян)

· «Москва-река» (музыка -- Арно Бабаджанян, исполнитель -- Людмила Зыкина)

· «Меняю» (музыка -- Виктор Резников, исполнители -- Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»)

· «Миллион алых роз» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Алла Пугачёва)

· «Милый мой друг» (музыка -- Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель -- Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин)

· «Над пашней сумерки не резки» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- трио «Меридиан»)

· «Начни сначала» (музыка -- Евгений Мартынов, первый исполнитель -- Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару)

· «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- Галина Беседина и Сергей Тараненко)

· «Не забудь» (музыка -- Виктор Резников, исполнители -- бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой»)

· «Не исчезай» (музыка -- Микаэл Таривердиев, первый исполнитель -- Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко)

· «Не трожь человека, деревце» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Новые московские сиртаки» (музыка -- Олег Нестеров, исполнители -- группа «Мегаполис»)

· «Ностальгия» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- трио «Меридиан»)

· «Ностальгия по настоящему» (музыка -- Стас Намин, исполнители -- группа Стаса Намина)

· «Особый друг» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- София Ротару)

· «Ода сплетникам» (музыка -- Владимир Высоцкий, исполнитель -- Владимир Высоцкий)

· «Памяти поэта» (музыка -- Давид Тухманов, первый исполнитель -- Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев)

· «Певец» (музыка -- Вадим Байков, исполнитель -- Вадим Байков)

· «Первый лёд» (музыка -- Оскар Фельцман, исполнители -- ВИА «Весёлые ребята»)

· «Песня Акына» (музыка -- Владимир Высоцкий, исполнитель -- Владимир Высоцкий)

· «Песня на „бис“» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Алла Пугачёва)

· «Песчаный человек» (музыка -- Давид Тухманов, исполнители -- группа «Электроклуб»)

· «Плачет девочка в автомате» (музыка Оскар Фельцман, исполнители -- Нина Дорда, ВИА «Веселые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин,)

· «Подберу музыку» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Яак Йоала)

· «Полюбите пианиста» (музыка -- Раймонд Паулс, первый исполнитель -- Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)

· «Пушинка белая» (музыка -- Арно Бабаджанян, первый исполнитель -- Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко)

· «Разлука» (музыка -- Оскар Фельцман, исполнители -- ВИА «Весёлые ребята»)

· «Ресторан качается» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Кальянов)

· «Свадебная цыганочка» (музыка -- В. Кеслер, исполнитель -- Юрий Богатиков)

· «Свеча» (музыка -- А. Иосифов, исполнитель -- Иорданка Христова)

· «Свисаю с вагонной площадки» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Севернее всех» (музыка -- Александра Пахмутова, исполнитель -- Лев Лещенко)

· «Сидишь беременная, бледная» (музыка -- Евгений Клячкин, исполнитель -- Евгений Клячкин)

· «Скрипка Паганини» (музыка -- Карел Свомбода, З. Боровец), исполнитель -- Карел Готт)

· «Снег в октябре» (музыка -- Сергей Бальцер, первый исполнитель -- Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний -- под названием «Снежное сожаление»))

· «Старый Новый Год» (музыка -- Стас Намин, исполнители -- группа Стаса Намина)

· «Старый Новый Год» (музыка -- Дмитрий Бикчентаев, исполнитель -- Дмитрий Бикчентаев)

· «Танец на барабане» (музыка -- Раймонд Паулс, первый исполнитель -- София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк)

· «Такое же» (музыка -- Виктор Резников, исполнитель -- Виктор Резников)

· «Тишины хочу» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Ты меня не оставляй» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Алла Пугачёва, Валентина Легкоступова)

· «Убил я поэму» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Человек-магнитофон» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Валерий Леонтьев)

· «Человек породы Сенбернар» (музыка -- Владимир Мигуля, исполнитель -- Михаил Боярский)

· «Шарф мой, Париж мой» (музыка -- Михаил Барашев, исполнитель -- ансамбль «So-Net»)

· «Я -- Гойя» (музыка -- Александр Градский, исполнитель -- Александр Градский)

· «Я друга жду» (музыка -- Юрий Чернавский, исполнитель -- Михаил Боярский)

· «Я тебя никогда не забуду» (музыка -- Алексей Рыбников, первый исполнитель -- Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов)

· Рок-опера «Юнона» и «Авось» (музыка -- Алексей Рыбников)

5. Литература

· В 2015 году вышло первое академическое издание Вознесенский А. А. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г.И. Трубникова -- СПб.: Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. -- (Новая Библиотека поэта).

· Из преамбулы :

С самого начала работы над этой книгой мы видели целый ряд трудностей, из которых назовем главную: отсутствие серьезных филологических исследований, критических работ и научной биографии Вознесенского. За полвека о Вознесенском написана одна небольшая книга, и одна полноценная литературоведческая статья Владимира Новикова 1982 года. Это не означает, что о Вознесенском не писали. Статьи о нем писали Николай Асеев, Валентин Катаев, Виктор Шкловский, Павел Антокольский, Виктор Перцов, Станислав Лесневский, Виктор Боков, Борис Слуцкий, Алла Марченко, Владимир Огнев, Владимир Солоухин, Юнна Мориц, Сергей Чупринин и др., крупные вступительные статьи к собраниям сочинений написали Лев Озеров и Эрнст Неизвестный. Все эти авторы, не отрицая своей субъективности, давали высокую оценку творчества, многие из них не скрывали восхищения талантом Вознесенского, но на подробный научный анализ не претендовали. Несколько кандидатских диссертаций, защищенных за эти годы, не меняют общей картины.

· В 2015 году, в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» вышла первая объёмная биография поэта, написанная Игорем Вирабовым. Она вошла в шорт-лист премии «Большая книга», однако встретила и резкую критику с обвинениями не только в стилистической глухоте, но и в откровенной неэтичности.

· Анджей Дравич. Партия стучит кулаком по столу/Поцелуй на морозе-с.с.33, 51 (илл. после 51) -- 53, 61.Перевод с польского М.Малькова. Спб.:2013,электр. изд., испр. и дополн.

6. Интересные факты

· В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген). В фильме допущена фактическая ошибка. Эпизод датирован 1958 годом, а стихотворение написано в 1959 году.

· А. Вознесенский как архитектор являлся соавтором памятника «Дружба навеки» на Тишинской площади в Москве (скульптор З. Церетели, 1983).

· В 2013 году в Москве на доме, где в 1966--2010 годах жил Вознесенский, установлена мемориальная доска.

· В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

· Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Полная биография поэта 60-х годов Андрея Андреевича Вознесенского. Общая характеристика поэзии периода "оттепели". Анализ убеждённых интернационалистов и сторонников мира без границ. Сущность важных особенностей поэтики. Проблемы ранней поэзии писателя.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2015

    Жизнь и творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Мантия доктора Оксфордского университета. Страстная любовь к охоте. Западничество - роман "Накануне". Личная жизнь писателя: любовь к Полине Виардо. Стихи в прозе, роман "Отцы и дети".

    презентация , добавлен 04.11.2014

    Биография, первые стихи Ивана Бунина. Знакомства с величайшими писателями. Путешествия - одна из жизненных страстей Бунина. Писатель ярко себя проявил как прозаик, поэт и переводчик. Бунин покидает Россию. В 1933г. Бунину присуждена Нобелевская премия.

    презентация , добавлен 19.09.2010

    Семья Булата Шалвовича Окуджавы. Участие в Великой Отечественной войне. Годы обучения, начало творчества, исполнение собственных стихов. Рабочая биография писателя, его творческое наследие. Память о неординарной личности и судьба песен на его стихи.

    презентация , добавлен 29.10.2014

    Александр Александрович Блок как крупнейший русский поэт Серебряного века. Магистральные пути русской поэзии XX века. Прочная связь творчества Блока с национальной культурой. Образ нового единения России. Роман в стихах - "Стихи о Прекрасной Даме".

    эссе , добавлен 23.04.2009

    Жизнь и творчество великого смоленского поэта. Поэтические произведения Николая Ивановича Рыленкова. Стихи о родном крае, о простых людях, о родной природе. Стихи о весне, о цветах, о птичьих трелях. Близость к родной природе.

    реферат , добавлен 30.01.2007

    Биографические сведения о жизни детского советского поэта Куликова. Первые стихи "На пустыре" и "Про коты", опубликованные в 1946 году в газете "Пионерская правда". Место матери в жизни и творчестве поэта. Награды от государства за литературный труд.

    презентация , добавлен 09.12.2013

    Война длинною в жизнь. Юность поэтессы. Первые стихи. Стихотворения о Великой Отечественной войне: из-за парты в блиндаж; "основное дело" ее жизни; Юлия Друнина и Зинаида Самсонова. О войне после войны. Ю. Друнина - секретарь Союза писателей. О любви.

    реферат , добавлен 09.02.2008

    Зинаида Николаевна Гиппиус - Дама, законодательница мыслящего Петербурга. Раннее детство, религиозное воспитание. Самый крепкий брак "Серебряного века". Стихи - это воплощение ее души. Путешествие в Италию. Новая жизнь – эмиграция. Мемуары о муже.

    реферат , добавлен 02.11.2008

    Андрей Битов - автор многочисленных рассказов, повестей, очерков и литературно-критических эссе. Этапы биографии писателя, особенности его творческого стиля. Характеристика персонажей первых повестей Андрея Битова. Премии, которых был удостоен писатель.

Вознесенский Андрей Андреевич родился 12 мая 1933 года в Москве. Один из самых известных советских и российских поэтов. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт. С 1958 года начал печататься в периодических изданиях. Из-за нехарактерной для советской поэзии манеры в свое время подвергся резкой критике со стороны Н.С.Хрущева, был под угрозой высылки из страны. Принимал участие в издании альманаха «Метрополь». Лауреат Государственной премии СССР.

Использованы материалы кн.: Г.И.Герасимов. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. М., 2008.

Сайт "Фото знаменитостей"
http://photo.peoples.ru/

Вознесенский Андрей Андреевич (р. 1933), поэт, прозаик. Родился 12 мая в Москве в семье научного работника. В четырнадцать лет, будучи учеником 6-го класса, послал свои стихи Б.Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского: дружба с великим поэтом, его личность, творчество, круг общения, которым Пастернак щедро делился с юным другом, - все это было бесценно для начинающего поэта.

Продолжал образование Вознесенский в Московском архитектурном институте, который и окончил в 1957. С 1958 в печати появляются первые стихотворения молодого поэта.

В 1960 почти одновременно вышли два сборника стихов Вознесенского - "Мозаика" и "Парабола", сразу привлекших к себе внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков и властей, ругавших поэта. Его вступление в литературу было "внезапным, стремительным, бурным". Поездка в 1961 в США вылилась в сборник "Треугольная груша" (1962), с позиций того времени неслыханно дерзкий.

В 1960-е появилась возможность поездок за рубеж: выступает со своими стихами в Париже (1963), в Мюнхене (1967); в Нью-Йорке выступления были запрещены. Поездки в Италию, Францию и другие страны, впечатления от них становились строками его стихов.

В 1964 публикует сборник "Антимиры", инсценированный в Театре на Таганке. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. В 1966 выходит сборник "Ахиллесово сердце", затем - "Тень звука" (19/0). В 1979 принимал участие в альманахе "Метрополь" .

Знакомство и дружба со многими поэтами, композиторами, художниками, актерами своей страны и зарубежных стран отражались в стихах и статьях, им посвященных. В 1982 Вознесенский обращается к прозе, написав повесть "О". Через два года была опубликована книга "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения".

В последнее десятилетие увидели свет книги поэта "Ров. Стихи и проза" (1987), "Аксиома самоиска" (1990). Живет и работает в Переделкино.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Фото с сайта "Южный Урал"
http://www.cheltv.ru

Вознесенский Андрей Андреевич - поэт. Родился в семье научного работника.

В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958. В 1960 вышли первые 2 сборника его стихов и поэм: «Парабола» - в Москве и «Мозаика» - во Владимире. Далее последовали «40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша"» (1962), «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1970), «Взгляд» (1972), «Выпусти птицу!» (1974), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), «Аксиома самоиска» (1990), «Росая, Poesia» (1991) и др.

Вознесенский - один из лидеров молодой, «эстрадной» поэзии 1960-х, проникнутой духом новаторства и раскрепощения человека от власти устаревших, изживших себя идеологических, социально-общественных, моральных и эстетических догм. Той поэзии, которая буквально ворвалась на эстрады, трибуны, стадионы, призывая слушателей к обновлению жизни. Основные темы своей поэзии Вознесенский определил еще в «Параболической балладе»: «Сметая каноны, прогнозы, параграфы, / Несутся искусство, любовь и история - / По параболической траектории!» Знаменательно, что здесь на первое место молодой поэт поставил искусство, так как с ним будет связана главная тема всего его творчества - тема мастеров, «прорабов духа», своим творческим трудом преобразующих жизнь. В отличие от Евтушенко, поэзия которого обращена ко всем людям, Вознесенский обращается в основном к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда, и первостепенное значение придает не социальной и нравственно-психологической проблематике, как Евтушенко, а художественным средствам и формам ее постижения и воплощения. С самого начала его излюбленным поэтическим средством становится гиперболическая метафора, родственная метафорам Маяковского и Пастернака, а основными жанрами - лирический монолог, баллада и драматическая поэма, из которых он строит и наиболее крупные жанровые сооружения - книги стихов и поэм.

Не случайно, конечно, что свою поэтическую вселенную Вознесенский начал созидать с поэмы «Мастера», где речь идет не только о семи древнерусских молодцах - строителях «крамольного храма», но и о «художниках всех времен». О себе поэт тогда же сказал: «Я той же артели, / Что семь мастеров. / Бушуйте в артериях, / Двадцать веков!» Примечательно, что «ваятели» В. одновременно и «воители», ибо: «Художник первородный - / Всегда трибун. / В нем дух переворота / И вечно - бунт». Позднее, когда «артель» мастеров в творчестве поэта стала расти, она включила в себя не только зодчих, скульпторов, живописцев, поэтов, актеров, музыкантов, но и общественно-исторических деятелей, революционеров. Скульптор из поэмы «Лонжюмо», работая над портретом Ленина (перед этим он изваял Верлена), восхищенно восклицает: «Символическая черта! / У поэтов и революционеров / одинаковые черепа!»

Судьбы мастеров, деятельно выявляющих сложную гармонию в больших и малых «антимирах», нередко трагедийны, но дух их творений бессмертен. Можно сказать, что в образах «воителей, ваятелей» воплотилось предвидение А.Блока, который еще в 1919 писал, что в движении истории «намечается новая роль личности, новая человеческая порода <...>, человек-артист; он, и только он, будет способен жадно жить и действовать в открывшейся эпохе вихрей и бурь, в которую неудержимо устремилось человечество» (Блок А. СС: в 8 т. М.; Л., 1962. Т.6. С.115).

Галерея мастеров дается Вознесенским в динамике, метафорически сопрягающей то, что разделено во времени и пространстве, связывающей в драматических контрапунктах национальное с интернациональным, интимно-личное с общенародным и общечеловеческим, природу с техникой, материальный мир с духовным, современность с прошлым и будущим. Сам поэт считает, что «XX век - век превращений, метаморфоз», и в качестве примера ссылается на Лорку и Пикассо, в творчестве которых «предметы роднятся, аукаются».

Среди «художников всех времен» Вознесенскоиу особенно близки зодчие, ваятели, живописцы (Микеланджело, Рублев, Рубенс, Гойя, Филонов, Шагал) и поэты, чье творчество в чем-то сродни изобразительному искусству (Данте, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Лорка). Экспрессивная изобразительность характерна и для поэзии самого Вознесенского, но особенно отчетливо сказывается в ней архитектурное видение мира («архитекторы - в стихотворцы»). Есть, например, своя закономерность в том, что семь разделов книги «Витражных дел мастер» именуются «сколами», как в свое время семь глав поэмы «Мастера» сравнивались с семью главами «крамольного храма». Композиция поэтических книг и отдельных произведений Вознесенского строится чаще всего на принципах архитектоники, причем, создавая новые циклы и книги, новые «пристройки», поэт постоянно в особые разделы выделяет избранное из прежних произведений, которое дает представление о «здании» его поэзии в целом. Довольно рано, еще со сборника «40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша"», он начал вводить в поэтические книги свою лирическую прозу: небольшие заметки, статьи, очерки, эссе. В книге «Ров» из них образовалась довольно большая «пристройка», в которую вошли и обширные эссе «О», «Мне четырнадцать лет» (в основном о Б.Пастернаке), «Прорабы духа».

Являясь певцом стремительного движения и научно-технического прогресса, принадлежа к «громкой» поэзии, Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в «тишине» (это особенно сказалось в сборнике «Ахиллесово сердце»). Еще в 1964 он писал: «Тишины хочу, тишины... / Нервы, что ли, обожжены? / Тишины... / Чтобы тень от сосны, / Щекоча нас, перемешалась, / Холодящая словно шалость, / Вдоль спины, до мизинца ступни, / Тишины...» Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии, она является альтернативой, противовесом центробежному движению века, его научно-техническому прогрессу и дисгармонии, вытряхивающим из человека живую душу. С такой тишиной связана и поэма о любви «Оза». Тема женственности вообще широко представлена в поэзии Вознесенского: «Свадьба», «Осень», «Сидишь беременная, бледная...», «Бьют женщину», «Противостояние очей», «Елена Сергеевна», «Песня Офелии», «Бьет женщина», «Монолог Мерлин Монро», «Лед-69», «Авось!» и т.д., причем раскрывается она чаще всего драматически. Героиня поэмы «Оза» работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни и «величья бытия». Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек», а «все прогрессы - реакционны». Поэма «Оза» подтверждает слова Достоевского о том, что красота призвана спасти мир.

В ситуациях «тишины» у Вознесенского, поэта преимущественно модернистского и авангардистского мировосприятия и стиля, обостряется «ностальгия по настоящему», подлинному, естественному, безыскусственному, традиционному, в т.ч. тяга к мастерам традиционного национального склада, таким, как Есенин, Твардовский, Шукшин, Ю.Казаков. Поэтическим олицетворением Великой Отечественной войны, всего русского, стал для него автор «Книги про бойца», выразительный портрет которого он нарисовал в стихотворении «Пел Твардовский в ночной Флоренции...».

Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского, с ней связаны «Баллада 41-го года», позднее озаглавленная как «Баллада Керченской каменоломни», «Гойя», «Неизвестный - реквием в двух шагах, с эпилогом», «Доктор Осень» и другие произведения. Поэма «Ров» посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, главным образом евреев, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями, эпохами.

Тема распада проходит через все творчество Вознесенского, но со временем смысл ее существенно изменяется: еспи в ранний период, в 1960-е, поэт говорил о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, мешавших рождению и утверждению нового, то в 1980-90-е речь уже идет о распаде бытийных, жизнестроительных духовно-нравственных ценностей (см., например, «Рапсодию распада»). Противоядием против бездуховности и варварства Вознесенский считает поэзию и искусство («Поэтарх»), подвижническую деятельность русских интеллигентов - «прорабов духа» - и возрождение христианских ценностей. Неохристианские мотивы в его творчестве становятся весьма существенными, начиная с поэмы «Андрей Полисадов» (1979), повествующей о жизни священнослужителя - прапрадеда поэта. С тех пор Вознесенский часто пишет о грехах, молитвах, покаянии. Начав как поэт языческого мировосприятия, он в зрелую пору приходит к пониманию значения христианской духовности в своей жизни и жизни др. людей, в деле воскресения духовно больной и разобщенной России.

Творчество Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко драматично, зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю.Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», Р.Гринберг в Ивановском молодежном театре поставила сценические композиции «Парабола» и «Мозаика», А.Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М.Захаров поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола; Р.Щедрин - «Поэторию», А.Нилаев - ораторию «Мастера», В.Ярушин - рок-ораторию «Мастера».

В конце XX в. (1991-2000), раскрывая в основном тему распада в постсоветской России традиционных ценностей и идеалов, В. много экспериментирует в области художественной формы, широко использует поставангардистские поэтические средства, создает «изопы» и «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, интернетскими знаками и символами (см. книгу: «www.девочка с пирсингом.ru: Стихи и чаты третьего тысячелетия». М., 2000), располагает текст в определенной форме, например, в форме креста (см. цикл «Распятие»), или, наоборот, беспорядочно рассыпает его, как горох, на не связанные друг с другом литеры (см. финал поэмы «Последние семь слов Христа»). Такие визуальные средства должны, очевидно, дополнить собственно словесно-образную поэзию, наглядно продемонстрировать идею распада всего и вся, однако фактически они больше затрудняют восприятие худож. текста, превращая его нередко в поэтический ребус, в демонстрацию распада поэтической формы. В молодые годы у Вознесенского, как и у других «громких» поэтов, была большая аудитория слушателей и читателей, а вот любителей разгадывать его поздние поставангардистские ребусы и эксперименты надо, вероятно, искать днем с огнем.

М.Ф.Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 404-407.

Далее читайте:

Анатолий БЕЛОЗЁРЦЕВ. «А надо бы плюнуть в меня» . О челябинском буклете стихов А. Вознесенского - 31.10.2005

Разрушение СССР: Действующие лица и исполнители . (Биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 3 т. / вступ. статья Л.Озерова. Т.1. М., 1983-84;

Иверский свет: Стихи и поэмы. Тбилиси, 1984;

Аксиома самоиска: Избранные стихи и проза. М., 1990;

Видеомы: [Каталог выставки]. М., 1993;

Гадание по книге: Вещи последних лет. М., 1994;

Casino «Россия»: Новые стихи и видеомы. М., 1997;

На виртуальном ветру. М., 1998;

Страдиварий состраданья: Стихи и проза. М., 1999;

www.Девочка с пирсингом.ru: Стихи и чаты третьего тысячелетия. М., 2000;

Шар-пей. М., 2001.

Литература:

Асеев Н. Как быть с Вознесенским? // Асеев Н. Родословная поэзии. М., 1990;

Маршак С. Молодым поэтам // Новый мир. 1965. №9;

Марченко А. Формула бескорыстия. Рассадин С. Похоже на все непохожее // Вопросы литературы. 1965. №4;

Огнев В. А.Вознесенский: Его место в поэзии, развитие образа, образный ритм // Огнев В. У карты, поэзии. М., 1968;

Лередреев А. Чего не умел Гете...: Заметки о «Заметках» и стихах А.Вознесенского // Октябрь. 1968. №5;

Михайлов Ал. Андрей Вознесенский: Этюды. М., 1970;

Бохов В. «Осень в августе» Андрея Вознесенского // День поэзии. М., 1970;

Катаев В. Вознесенский // Катаев Б. Разное. М., 1970;

Шкловский В. По поводу нового сборника Андрея Вознесенского «Взгляд» // Литературное обозрение. 1973 №2;

Соловьев В. Можно ли перекричать тишину? // Аврора. 1975. №3;

Пьяных М. Вначале были мастера // Нева. 1978. №10;

Марченко А. Ностальгия по настоящему; Заметки о поэтике Л. Вознесенского // Вопросы литературы. 1978. №9;

Новиков Вл. Философия метафоры // Новый мир. 1982 №8;

Чупринин С. Андрей Вознесенский: Логика алогизма // Чупринин С. Крупным планом. М., 1983;

Урбан А. Контрасты и метафоры; Андрей Вознесенский // Урбан А.

В настоящем времени. Л., 1984;

Барлас В. Ассоциативный поиск: Поэзия Андрея Вознесенского // Барлас В. Глазами поэзии. 2-е изд., доп. М., 1986;

Искренко Н. Вернемся к Вознесенскому // Юность. 1986. №1;

Новиков В. Открытым текстом: Поэзия и проза Андрея Вознесенского // Новиков В. Диалог. М., 1986;

Тимофеев Л. Феномен Вознесенского // Новый мир. 1989. №2;

Прищепа В.П. Поэма в творчестве Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского (1960-65). Красноярск, 1990;

Аннинский Л. Святое и лживое? [О женских образах в поэзии Вознесенского] // Литературная газета. 2000. №15. 12-18 апр.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания народа, месте с поэтами старшего и среднего поколения молодые авторы стремились чутко улавливать запросы развивающейся жизни и литературы и в меру сил отвечать на них. В. Соколов и Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А. Вознесенский и многие другие в своих темах и жанрах, образах и интонациях, обратившись к разным художественным традициям, стремились воплотить черты, духовного облика современного человека, его тягу к напряженному раздумью, творческому поиску, активному действию.

Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядная талантливость поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких, как поэма “Мастера”(1959), стихи “Из сибирского блокнота”, “Репортаж с открытия ГЭС”, передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:

Я со скамьи студенческой

Мечтаю, чтобы зданья

Ракетой ступенчатой

Взвивались в мирозданье!

Однако порою в то время ему недоставало гражданской зрелости, поэтической простоты. В стихах сборников “Парабола”" и “Мозаика” (I960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная образность и звукозапись местами оборачивались увлечением формальной стороной стиха.

Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу Андрея Вознесенского “Витражных дел мастер”, проследил связь между ее поэтикой и искусством витража. Как известно, связь между литературой и изобразительным искусством давняя, но в наши дни это “содружество муз” еще более укрепилось.

В стихах А. Вознесенского “Роща”, “Бобровый плач”, “Песнь вечерняя”, “Не трожь человека, деревце!.. Не бей человека, птица!” - в этих нагнетаемых обращениях-повторах до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле. В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления прежде всего духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:

Есть высшая цель стихотворца -

Ледок на крылечке оббить,

Чтоб шли обогреться с морозца

И исповеди испить.

Эти порывы и устремления прозвучали в книгах “Дубовый лист виолончельный” (1975) и “Витражных дел мастер” (1976): “Тоскую о милых устоях”. Они обусловили и появление иных мотивов, образных штрихов и деталей, например в восприятии природы. Отсюда- “Милые рощи застенчивой родины (цвета слезы или нитки суровой)...”; “Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты твоей не нарушу”; “Сосны цветут - свечи огня спрятав в ладони будущих шишек...”; “Виснут черемухи свежие стружки...”. Поэт с каким-то удивлением признается сам себе: “Вижу как будто впервые озеро красоты русской периферии”.

Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были опубликованы в “Литературной газете”. В 70-е гг. вышли сборники стихов: “Тень звука”, “Взгляд”, “Выпустите птицу”, “Соблазн”, “Избранная лирика”.

Вознесенский работает над произведениями большой поэтической формы, им написаны поэмы “Лон-жюмо”, “Оза”, “Лед-69”, “Андрей Палисадов” и др. Ему принадлежат также статьи по вопросам литературы и искусства.

Поэт много занимается живописью, многие картины находятся в музеях.

В 1978 г. в Нью-Йорке ему была присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии. Стихи Вознесенского полны звуковой энергией. Звуки льются легко, непринужденно и - что всего важнее - осмысленно. Это не бездумная игра в словеса, а постоянный молодой прорыв к смыслу, к сути...

Поэтический процесс 60-х годов - явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов - Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия».

Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно - к одному из его самых ярких его стихотворений - «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский - «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям.

На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения - временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.

Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма "Мастера" (1959), стихи "Из сибирского блокнота", "Репортаж с открытия ГЭС", передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:

Я со скамьи студенческой

Мечтаю, чтобы зданья

Ракетой ступенчатой

Взвивались в мирозданье!

Однако порою в то время ему недоставало гражданской зрелости, поэтической простоты. В стихах сборников "Парабола" и "Мозаика" (1960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная образность и звукопись местами оборачивались увлечением формальной стороной стиха.

Стихи двух его первых книг полны молодой экспрессии. Автор стремится передать в них яростный напор окружающего мира. Но уже в сборнике «Антимиры» (1964) поэтическая манера Вознесенского становится более отточенной и рационалистичной. Романтическая экспрессия как бы «застывает» в метафоры. Теперь поэт не столько соучаствует в событиях, о которых рассказывает, сколько наблюдает за ними со стороны, подбирая к ним неожиданные и острые сравнения .

Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были опубликованы в "Литературной газете". В 70е годы вышли сборники стихов: "Тень звука", "Взгляд", "Выпустите птицу", "Соблазн", "Избранная лирика".

Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу Андрея Вознесенского "Витражных дел мастер", проследил связь между ее поэтикой и искусством витража. Как известно, связь между литературой и изобразительным искусством давняя, но в наши дни это "содружество муз" еще более укрепилось.

В стихах А. Вознесенского "Роща", "Бобровый плач", "Песнь вечерняя" до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле.

В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления, прежде всего, духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:

Есть высшая цель стихотворца --

Ледок на крылечке оббить,

Чтоб шли обогреться с морозца

И исповеди испить.

Эти порывы и устремления прозвучали в книгах "Дубовый лист виолончельный" (1975) и "Витражных дел мастер" (1976), "Тоскую о милых устоях". Они обусловили и появление иных мотивов, образных штрихов и деталей, например, в восприятии природы. Отсюда -- "Милые рощи застенчивой родины (цвета слезы или нитки суровой)..."; "Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты твоей не нарушу"; "Сосны цветут -- свечи огня спрятав в ладони будущих шишек..."; "Виснут черемухи свежие стружки...". Поэт с каким-то удивлением признается сам себе: "Вижу как будто впервые озеро красоты русской периферии".

«Объясняя, почему он не жалеет лет, отданных архитектуре, Вознесенский писал в предисловий к «Дубовому листу виолончельному»: «Любой серьезный архитектор начинает осмотр проекта с плана и конструктивного разреза. Фасад--для непосвященных, для зевак. План--конструктивный и эмоциональный узел вещи, правда, нерв ее».

Вознесенский работает над произведениями большой поэтической формы, им написаны поэмы "Лонжюмо", "Оза", "Лед69", "Андрей Палисадов" и др. Его поэмы естественно вырастают из его стихотворений и возвышаются среди них, как деревья среди кустов. Эти поэмы стремительны, образы не застревают на быте и скрупулезной описательности, не хотят буксовать. Пространство дается в полете: "ночной папироской летят телецентры за Муром". В центре внимания -- Время (с большой буквы), эпическое Время:

Вступаю в поэму,

Как в новую пору вступают.

Так начинается поэма "Лонжюмо".

Реакция поэта на современное, жизненно важное -- мгновенна, безотлагательна, скорая помощь и пожарная команда его слова -- круглосуточны и безотказны. Болевое, человечное, пронзительное решительно и отчетливо характеризует творчество поэта.

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек.

Андрей Вознесенский писал также статьи по проблемам литературы и искусства, немало занимался живописью, часть его полотен находится в музеях.

В 1978 году в Нью-Йорке ему присудили премию Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии, в этом же году за книгу "Витражных дел мастер" Андрей Вознесенский награжден Государственной премии СССР.

По Вознесенскому, человек - строитель того времени, в котором живет:

… минутные деревья вам доверены,

владейте не лесами, а часами.

И здесь поэт говорит о том, что время - оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.

Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:

и плечи вместо соболя кому-то

закутайте в бесценную минуту...

Действительно, время - это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его - во власти только высших сил, Бога.

Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы - те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!»

Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении - времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.

Интересно, что в стихотворении нет конкретизации - нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.

Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.

И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.

Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:

Последние минуты - короче,

Последняя разлука - длиннее...

И ничего здесь не попишешь - так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние».

Умирают - в пространстве,

Живут - во времени.

И здесь уж выбор за каждым - где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.