Анализ образа анны карениной. Портрет литературного героя - анны карениной

Анна Каренина

АННА КАРЕНИНА - героиня романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1873-1877); один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя. Во многом к реализации этого замысла Толстого подтолкнули мотивы пушкинского творчества, в частности неоконченные прозаические отрывки «На углу маленькой площади» и «Гости съезжались на дачу». Героиня последнего Зинаида Вольская может быть частично соотнесена с А.К. Это обстоятельство позволяет литературоведам считать произведение «пушкинским романом» Толстого, а к прототипам А.К. относить Татьяну Ларину, мысленно продолжая историю ее жизни в свете (Б.М.Эйхенбаум). Достоверно известно, что внешний облик героини сложился у писателя под впечатлением встречи со старшей дочерью Пушкина М.А.Гартунг. Однако у А.К. были и другие прототипы, в том числе сестра близкого друга Толстого М.А.Дьякова-Сухотина, пережившая бракоразводный процесс и имевшая вторую семью. Современники находили и многие другие прототипы, отдельные обстоятельства жизни и смерти которых соотносились с сюжетной линией героини романа, в частности упоминается история взаимоотношений актрисы М.Г.Савиной с Н.Ф.Сазоновым.

Трактовки образа А.К. в литературоведении чаще всего определяются тем или иным пониманием смысла эпиграфа к роману («Мне отмщение, и Аз воздам»), а также зависят от исторически изменяющегося отношения к роли женщины в семейной и общественной жизни. На характер, судьбу героини оказали влияние не только реально увиденные Толстым социально-исторические условия жизни 1870-х годов, трагизм разобщенности людей в семье и обществе, но и лежащие в основе авторской интерпретации событий романа традиционные народные религиозно-нравственные представления. А.К. одновременно привлекательная, правдивая, несчастная, жалкая и виноватая. В современных оценках образа А.К. начинает преобладать традиционный народно-нравственный подход, в отличие от безусловного оправдания героини в ее праве на любовь. В работах В.Е.Ветловской и А.Г.Гродец-кой, например, прослеживается зависимость внутреннего содержания образа А.К. от евангельских и агиографических мотивов, сюжетов и нравственных оценок.

В первой части романа героиня предстает примерной матерью и женой, уважаемой светской дамой и даже примирительницей неурядиц в семье Облонских. Жизнь Анны Аркадьевны более всего наполняла любовь к сыну, хотя свою роль любящей матери она несколько преувеличенно подчеркивала. Лишь Долли Облонская чутко улавливала во всем складе семейной жизни Карениных что-то фальшивое, хотя отношение А.К. к мужу строилось на безусловном уважении.

После встречи с Вронским, еще не дав воли зарождающемуся чувству, А.К. осознает в себе не только пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нравиться, но и некую неподвластную ей силу, которая независимо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницаемой броней лжи». Ки и Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее бала видит «дьявольский блеск» в глазах А.К. и ощущает в ней «что-то чуждое, бесовское и прелестное». Следует отметить, что, в отличие от Каренина, Долли, Кити, А.К. совсем не религиозна. Правдивая, искренняя А.К., ненавидящая всякую фальшь и ложь, имеющая в свете репутацию справедливой и морально безукоризненной женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом.

Под влиянием встречи с Вронским резко изменяются отношения А.К. со всеми окружающими: она не может терпеть фальши светских отношений, фальши взаимоотношений в своей семье, но существующий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше к падению. Сблизившись с Вронским, А.К. осознает себя преступницей. После неоднократно проявленного мужем по отношению к ней великодушия, особенно после полученного во время послеродовой болезни прощения, А.К. все больше и больше начинает ненавидеть его, болезненно ощущая свою вину и сознавая нравственное превосходство мужа.

Ни маленькая дочь, ни поездка с Вронским в Италию, ни жизнь в его имении не дают ей желаемого покоя, а приносят лишь осознание глубины своего несчастья (как при тайном свидании с сыном) и унижения (скандально-унизительный эпизод в театре). Больше всего мучений А.К. испытывает от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Углубляющийся душевный разлад, двусмысленность общественного положения не могут компенсировать ни окружение, искусственно создаваемое Вронским, ни роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные интересы, ни привычка к успокоительным лекарствам с морфием. А.К. постоянно чувствует свою полную зависимость от воли и любви Вронского, что раздражает ее, делает подозрительной, а иногда побуждает к несвойственному ей кокетству. Постепенно А.К. приходит к полному отчаянию, мыслям о смерти, которой она хочет наказать Вронского, оставшись для всех не виноватой, а жалкой. История жизни А.К. обнаруживает незыблемость «мысли семейной» в произведении: невозможности достижения собственного счастья за счет несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона.

Образ А.К. получил множество воплощений на сцене и в кинематографе. Самая знаменитая инсценировка отечественного театра - МХАТ, режиссер В.И.Немирович-Данченко, в главной роли А.К.Тарасова (1937). В кино роль А.К. исполняли Грета Гарбо (193 7), Вивьен Ли (1948), Т.Е.Самойлова (1968). По мотивам романа был создан балет (на музыку Р.К.Щедрина) с М.М.Плисецкой в главной партии (она же и хореограф спектакля; Большой театр, 1972).

Лит.: Эйхенбаум Л. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960; Горная В. Многоплановость образа Анны Карениной // Ученые записки Моск. области. пед. ин-та им. Крупской. Русская литература. Т. 122.

Вып. 8. М., 1963; Бабаев Э.Г. Роман и время. «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого. Тула, 1975; Свительский В.А. Трагедия Анны Карениной и авторская оценка в романе Л. Толстого // Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1977; Гродец-кая А.Г. Агиографические прообразы в «Анне Карениной» (жития блудниц и любодеиц и сюжетная линия главной героини романа) // Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский дом). СПб., 1993. Т. 48.

Самая первая фраза романа «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого полностью отражает суть – у каждой семьи свое несчастье, а счастливы все одинаково.

Анна Аркадьевна Каренина из семьи петербургских аристократов. Очень близка к идеалу - богата, умна, красива, много читает и пишет рассказы для детей, разбирается в искусстве. Она верит в любовь, а любовь для нее это не только романтика и свидания под луной, но и семейная идиллия, и дружба. Но именно стремление к чистой любви и собственной честности отдаляет ее от общества. Она и так не была похожа на светскую даму из высшего общества. Каренина была наполнена простотой и душевностью, отрицала любое притворство.

Анна замужем, но несчастлива и одинока в браке. Ей тяжело жить с мужчиной, который только играет роль живущего человека. Своего мужа Алексея Каренина Анна не любит, и переносит всю свою любовь на их сына Серёжу. Также она считает, что всегда есть возможность прощения человека ради крепкой семьи. Но характер Анны противоречив, ведь наряду с этим утверждением она считает любовь сильнее всего, даже обязанности. И в момент кризиса именно поэтому она оставляет семью, отказав нынешнему мужу Каренину в его предложении показывать крепкий нерушимый брак обществу. Жизненной опорой Анны становится любовь к Вронскому, а эта любовь подобна катастрофе.

Тем не менее она остается предана семье. Даже уйдя от Каренина, Анна остается верна своему сыну. Именно поэтому она пробирается в свой бывший дом, чтобы поздравить своего маленького сына с днем рождения.

Но и жизнь с Вронским не так хороша. Анна начинает искать в себе причину изменений Вронского, почему он остается с ней только по обязанности и больше ее не любит.

Каренина давно изгнана из высшего светского общества. Любое ее появление в высшем свете вызывает осуждение, презрение и укоры. Это общество еще может вполне сносно принять тайную измену, но полностью отрицает и не принимает открытую любовь к другому человеку. Всем известно об адюльтерах известных дам, но при этом они сохраняют семьи; такое лицемерие давно уже считается нормой. Анна такую норму принять не может.

Жизнь Анны Аркадьевны наполняется внутренним напряжением, неисполненными мечтами о независимости. Она начинает спорить со всеми, и в том числе со своей жизнью: «…И избавлюсь от себя», моральная опора пропала.

Смерть главной героини можно рассматривать с разных сторон. Для кого-то это слабость духа, а для других – сила. Самым главным остается то, что она вступила в борьбу с признанными устоями своего общества и своего времени.

Вариант 2

По роману русского классика «Анна Каренина» создано множество фильмов как российского, так и зарубежного кинематографа. Особенно ярко в этом произведении показан образ главной героини-Анны. Он предстает нам одним из сложнейших персонажей.

Перед читателями женщина выступает самой настоящей аристократкой, с горделивой походкой и загадочным взглядом. Анну часто можно встретить в светских салонах. Ее жизнь известна нам в то время, когда женщина встречает Вронского и межу ними завязываются любовные отношения. Анна была в браке за солидным мужчиной, к которому не испытывала каких-либо чувств, так как видела его редко ввиду постоянной занятости супруга. Но она имела сына, которого нежно и горячо любила.

И вот эти рутинные повседневные дни прервало появление Вронского, разбудившего в Анне женское начало. Каренина бросилась в этот омут любви, забыв о семье и об общественном мнении. Ее чувства были настолько сильны, что она даже теряла сознания при виде молодого любовника. Каренина бросает мужа, несмотря на его уговоры показывать вид счастливой семьи нынешнему обществу, оставаясь при этом преданной и любящей матерью своему ребенку. Тайно пробравшись в дом, Анна пытается увидеть Сережу и поздравить его с именинами.

Однако, через некоторое время отношения с Вронским кажутся ей уже не так хороши, и она думает о том, что же повлияло на эти изменения. Анна претерпевает осуждение и укоры со стороны светского общества. Как только она появляется на приемах и балах, то чувствует презрительные взгляды со стороны друзей и знакомых, которые понимают тайную измену, но не могут признать любовь у всех на виду. Практически у каждой светской дамы имелся тайный любовник, однако все они сохранили брак. Норма лицемерия приветствовалась часто, но Анна не может жить как другие. Становясь подозрительной, раздражительной, живя на успокаивающих препаратах, Анна полностью отчаивается и решает покончить жизнь самоубийством, бросаясь под поезд. Так гаснет ее жизненная свеча. Показывая трагедию главной героини, писатель хочет показать, что такой конец наступил у Анны вследствие глубокого расстройства душевных ценностей и морального разрушения цивилизации.

Сочинение про Анну Каренину

Произведения русского классика Льва Николаевича Толстого могут донести до читателя всю суть произведения с первых слов и фраз. Благодаря этому, его произведения полюбились не только режиссером кино, но и театров. К примеру, роман Анна Каренина начинается с фразы у каждой семьи свое несчастье, а счастливы все одинаково, которая отражает всю суть будущего произведения.

Главная героиня Анна Каренина предстает перед нами девушкой из высшего общества и из семьи аристократов, но при этом она не надменна, как все окружающие дамы. Ее образ сложен и никак не сочетается с окружающим миром. Она красива и умна, имеет огромное количество талантов в сфере искусства и литературы. Ее душа наполнена простотой, которая не любит притворство, а даже презирает. Героиня очень любит писать рассказы для детей. Главное в ее жизни это любовь и те чувства, которые она оказывает. Любовь это не только таинство двоих в браке, а даже обыкновенная дружба.

Перед нами предстает героиня, которая находится в браке. Каренина в несчастливом браке и ей привычно одиночество. Муж Алексей постоянно в работе и разъездах и поэтому зарождение каких либо чувств не происходит. Всю свою любовь она бросает на сына и старается сделать из него человека чести и мужества.

Очень ярко показан Толстым момент, когда появляется в произведении Вронской и зарождаются новые чувства между ними. Это любовь и страсть, которые для героини были не знакомы. Каренина бросается в этот омут любви с головой и ей становится совершенно не важно, что скажет общество и ее законный супруг. Для того состоявшегося общества такая любовь считается катастрофой, поэтому уйдя от своего мужа Алексея, она не оставляет своего сына. Из-за своих действий положение в обществе Карениной было уничтожено. Когда она появляется на светских мероприятиях, то в ее сторону идет презрение и осуждение. Для них отчасти приемлемо иметь тайную связь, но оставить семью ради любовника это чуждо. Постепенно в глубине души она понимает, что любовь Вронского угасает и пытается разобраться в них.

Смерть главной героини трагична и тяжела к пониманию. Каренина отчаявшись найти смысл жизни бросается под поезд. Можно подумать, что из-за слабости духа не смогла дальше жить в этом обществе, с другой стороны это сила порыва, которая вышла из борьбы с современными устоями того общества и значимости любви. Поэтому главная мысль этого произведения течет из первых строк, что обычно счастье это лишь некий образ для общества, а то счастье вытекающее из души доступно не каждому.

  • Образ и характеристика Марьи Гавриловны в повести Метель Пушкина сочинение

    Главная героиня семнадцатилетняя Марья Гавриловна является дочерью богатого помещика. Она избалована и красива, но бледна. Ее душа рвется к авантюрам и душевным переживаниям. Такой образ привлекает наше внимание.

  • Сочинения 9 класс ОГЭ

    Здесь собраны сочинения ОГЭ 15.3

  • Сочинение Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?

    В семье обычно воспитание происходит следующим образом: родители с детства обучают ребенка простым навыкам: как одеваться, кушать, читать, писать. Далее как убирать свои игрушки, свою комнату, готовить еду, шить, стирать, держать молоток в руках.

  • Л.Н. Толстой – гениальный русский писатель, открывший и художественно исследовавший глубину человеческой души, беспредельность и безмерность этой души. Толстой открыл двойственность души, т.е. показал, как в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием. В романе «Анна Каренина» автор показывает, как двойственность главной героини Анны и некое предопределение реализуется в ее портрете, в ее снах, в состояние бреда, в окружающей ее действительности.

    Рассмотрим портретную характеристику Анны. «Она была прелестна в своем… черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». В последней фразе мы чувствуем нечто отталкивающее и настораживающее нас.

    На балу Анна предстает перед нами глазами Кити, которая восхищалась ею и которая почувствовала опасность для себя, исходившую от нее. «Какая-то сверхъестественная сила притягивала глаза Кити к лицу Анны: «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней». Повторяющийся эпитет «прелестная» и контрастирующие с ним определения «ужасное», «жестокое», «чуждое», «бесовское» говорят не только о внешности, но и о внутреннем мире Анны, которым она притягивала к себе и которого, возможно, еще не знала в себе. Эта противоречивая портретная характеристика является предвестием будущего несчастья.

    Особую роль в портретах героев играют глаза. Первый раз Анну мы видим глазами Вронского, который приехал на вокзал встретить свою мать. Главные герои встречаются в вагоне поезда. «Вронский…пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее (на Анну)…Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его (на Вронском) лице,… в этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность… Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке». Глаза в портрете – это всегда кусочек духовного, внутреннего мира человека, это всегда та нравственная атмосфера, которую переживает герой в данный момент. Толстой подчеркивает блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, глаза, пронизанные светом. Из этой детали мы видим Анну живую, полную тепла, у нас создается впечатление молодой, энергичной, женщины. В этом описании можно разглядеть зачаток будущих отношений Анны и Вронского, ее внутреннюю силу, ее жажду жизни.

    Наравне с глазами важную роль играет мимическое движение губ: «..губы ее дрожат и она с трудом удерживает слезы», оно соответствует психологическому состоянию героини. Это детальное описание внешности помогает увидеть нам ее внутреннее напряжение.

    Следует отметить, что Толстой на протяжении всего романа подчеркивает внутренний огонь, который одухотворяет красоту Анны, делает ее привлекательной: «Огонек замигал в ее глазах»; «В глазах ее вспыхивал радостный блеск»; «неудержимый дрожащий блеск глаз и улыбки обжег его».

    Толстой заканчивает линию Анны символическим образом свечи: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».

    Однако катастрофичность отношений Анны и Вронского предсказана несчастием, случившимся на железнодорожной станции: поездом раздавило сторожа. Анна чувствует «дурное предзнаменование».

    Надо сказать, что Толстым образ железной дороги понимался как враждебный человеку. Крушения и несчастные случаи на железных дорогах производили ужасное впечатление, вызывали страх перед «чугункой».

    Следует обратить внимание еще на один символический образ предвестия беды – бурю, которая «рвалась и свистела между колесами вагонов», сопровождая встречу Анны с Вронским на станции.

    Отметим, что внутренний мир героев предстает перед нами в особом ракурсе: Толстой вглядывался в состояния пограничные между сознанием и бессознательным. Душевная жизнь показана в ее крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряженности. Герои на грани нервного срыва, исповеди, бреда. Благодаря этому, Толстой показывает всю глубину человеческой души, противоречивость сознания и подсознания.

    Так, уезжая из Москвы, в вагоне поезда Анна теряет ощущение действительности. Она чувствует, «что нервы ее, как струны…в груди что-то давит дыхание…на нее беспрестанно находили минуты сомнения, вперед ли едет вагон, или назад, или вовсе стоит». Автор использует меткое сравнение «нервы ее, как струны», «в груди что-то давит дыхание». Эти детали помогают нам полнее увидеть смятенность героини. Анна впадает в состояние бреда: ей мерещится какой-то мужик, который грызет что-то в стене, старушка, превратившаяся в черное облако, красный огонь, ослепивший глаза. «И потом все закрылось стеной. Анна почувствовала, что она провалилась».

    В этом эпизоде присутствует еще одна особенность психологического анализа героини - внутренний монолог: «И что сама я тут? Я сама или другая?». Анна словно теряет ориентиры в пространстве и в жизни, теряет свое «я».

    Один из самых ярких монологов – монолог Анны перед смертью. Анна все более запутывается в самой себе и в отношениях к ней Вронского. Она чувствует себя несчастной и одинокой. Ей представляется, что все осуждают ее, желают ей зла. Даже церковный звон раздражает ее, кажется ложью. «Зачем эти церкви, этот звон и эта ложь?» Любовь отступает, теперь Анна считает так: «мы все ненавидим друг друга». «Все вызывало в ней отвращение и злобу и давило ее какой-то тяжестью». Она больше не верит Вронскому: «Чего он искал во мне? Любви не столько, сколько удовлетворения тщеславия». Анна думает: «Если я уеду от него, он в глубине души будет рад». Она приходит к отчаянию: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет. И помочь этому нельзя».

    Анна оказывается на железнодорожной станции без определенного намерения покончить с собой. Судьба словно привела ее туда, откуда началась история ее любви к Вронскому. Решение пришло как будто спонтанно: «И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать». Анна думает: «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?...Все не правда, все ложь, все обман, все зло!...». Бросившись под поезд, она в то же мгновение «ужаснулась тому, что делала». Но было поздно: «что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину».

    Толстой стремится показать независимость сознания героев от сознания автора. Сознание каждого героя существует независимо от сознаний других. Такое свойство психологического анализа М.М.Бахтин назвал «полифонией», Толстой, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда и имеют большое значение монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому.

    Монолог-исповедь мы можем проследить в эпизоде родов Анны. Анна чувствует, что ей «осталось жить немного», что теперь она «все понимает, все видит». Анна вновь остро ощущает свое раздвоение, когда говорит мужу: «Я все та же…Но во мне есть другая, я ее боюсь – она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». В бреду, перед лицом смерти Анна просит Каренина о прощении: «Ты прости меня, прости совсем! Я ужасна…», и он прощает ее. Впервые, пожалуй, Каренин оживает, испытывает «счастье прощения».

    Таким образом, сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи и взаимодействии с сознанием другого героя.

    Из этого монолога-исповеди мы понимаем, что было, оказывается, в супружеской жизни Каренина и Анны что-то, что скрыто от посторонних глаз: состоявшаяся супружеская связь духовных «я» в их душах.

    Супруги Каренины не отдавали себе отчета, что они связаны таким образом. И Анна, и Каренин в минуту откровения любви духовных существ узнали вполне эту силу в себе. Но наперекор ей вскоре разрушили ту сплоченность, которые духовные «я» образовали в них. Тут не вина прелюбодеяния, не супружеская измена и не измена морали, а измена Богу, духовная измена, следовательно, нарушение замысла Бога на человека.

    Обстановка и пейзаж у Толстого также являются способами характеристики героев. Толстой переключает наше внимание на бушующую природу и детали окружающей действительности. «И в это время, как бы одолев препятствие, ветер засыпал снег с крыши вагона, затрепетал каким-то железным оторванным листом, и впереди плачевно и мрачно заревел густой свисток паровоза». Толстой пишет: «ветер… затрепетал каким-то железным оторванным листом», нас точно охватывает чувство тревожного страха, «плачевно и мрачно заревел… свисток», словно он предупреждает о грядущей опасности. Но наша героиня не замечает этого. «Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь».

    Итак, окружающая реальность создает настроение и усиливает социальную, психологическую характеристику героев, в данном случае отражая внутреннюю борьбу Анны с самой собой.

    Исключительную роль в раскрытии внутреннего мира героев имеют сны. Однако между сном, бредом и явью нет резкой границы – герои переходят из кошмарного сновидения в кошмарную действительность. Необходимо отметить, что легких или хотя бы нейтральных по настроению снов у героев не бывает: психологические страдания не только продолжаются, но и усиливаются в них, потому что в бессознательном состоянии свободнее проявляется тот ужас, который носят герои в душе. Сны выполняют важную функцию: они в большинстве случаев доводят до предела переживания героев.

    У Анны никогда, до самого последнего дня не хватало мужества осознать ясно свое положение. «Она говорила себе: «Нет, теперь я не могу об этом думать; после, когда я буду спокойнее». Но это спокойствие для мыслей никогда не наступало. Она не то, что не видит, но не хочет видеть своего положения и делает постоянное усилие, чтобы затемнить свое сознание. Самообман, боязнь истины получили выражение в ее страшном сновиденье, которое почти каждую ночь посещало ее. «Ей, что оба вместе были ее мужья, (о Вронском и Каренине) что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж. И она, удивляясь тому, что прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что это гораздо проще и что они оба теперь довольны и счастливы. Но это сновидение, как кошмар, давило ее, и она просыпалась с ужасом».

    Прямая форма психологического изображения - изображение характера изнутри, используется Толстым при описании страшного сна Анны, в котором она видит маленького с взъерошенной бородой мужика, приговаривавшего по-французски: «Надо ковать железо, толочь его, мять…». Этот сон играет символическую роль, он предсказывает гибель Анны и даже прямую причину гибели – «железо».

    Итак, сны, предчувствия, создающие в романе атмосферу трагического рока, есть выражение предопределения судьбы. Все это означает, что герои хотя и знают о преступлении ими некоего незыблемого закона, но не хотят его признавать. И то, что они не хотят знать, но знают, принимает форму неясную, фантастическую, зловещую. И это является порождением подавленного, раздвоенного сознания.

    Большое значение играет другое свойство анализа душевного состояния героев – диалогичность. Вронский неотступно следует за Анной. Подтверждает это следующий диалог, состоявшийся между героями на станции: «…Зачем вы едете?...я еду для того, чтобы быть там, где вы…я не могу иначе». Вронский «…сказал то самое, чего желала ее душа, но чего она (Анна) боялась рассудком. Она ничего не отвечала, и на лице ее он видел борьбу». Толстой стремится показать непрестанное противоборство между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения.

    Анна Каренина — героиня нашего времени (По роману Л. Толстого
    «Анна Каренина»)

    Читая такие произведения как «Анна Каренина» Льва Толстого , или «Госпожа Бовари» Флобера, мы задумываемся над тяжелой судьбой женщин, над смыслом и целью их жизни. И хотя это две, можно сказать, взаимно связанные вещи часто не совпадают в нашей жизни.
    Осуждает, или оправдывает Толстой Анну Каренину? И как следует понимать таинственные слова эпиграфа: «Мне отмщение, и Аз воздам»? Неужели страшная смерть —
    заслуженная кара этой женщины, до самого конца остается для читателя чистой и прекрасной?
    Герой трагедии не может быть человеком с нецелостны, раздробленным чувствами. Человек с маленькими, почвертованимы чувствами и компромиссными мыслями не может охватить своими или мыслями, чувствами всю реальность и затронуть самое главное, не может противостоять всему миру, предъявляя к нему высокие требования, ценой собственной жизни, не может показать истинное несчастье многих людей. Это и сделала героиня Толстого — Анна. Своей любовью она хотела охватить весь мир. И холодный, жестокий мир, который окружал ее, не принял ее светлую любовь.
    В образе Анны, Толстой показывает волшебную аристократку, а прежде всего, нежную, женственную женщину, с печальными глазами, просили автора разгадать загадку человеческой жизни.
    Жена Толстого — Софья Андреевна записала слова автора: «Он говорил, что задача его сделать эту женщину только женственной и невинной». Тем самым он бы соглашался с мыслями Анны: «Я не виноватая в том, что Бог меня сделал такой, что мне нужно любит и жить …»
    Встретившись с Вронским в вагоне у Анны было ощущение бури в ее жизни — предчувствие «запрещенного» счастье. В ней кипела сила жизни, а такое желание настоящей жизни, было равносильно этой бушующий бури.
    Надо сказать, что Толстой развивает в «Анне Карениной» одну из основных тем своего творчества, тему отчуждения мира от человека и большое желание человечества — желание присвоения всего мира человеку. Анна Каренина была готова полететь навстречу всему миру. И понятно, что любовь, которая возникла в светлой душе, Анна была готова подарить всему миру. Любовь Анны высокая и прекрасная, в ней чувствовалась потребность жизни и любви ко всем вообще, и каждого в отдельности.
    Но Вронский и Анна своей любовью убили ее. Только начиная свою любовь, они мгновенно начинали уничтожать ее. Любовь Анны была самой жизнью. Но и эта любовь была самой смертью. Неужели это означало, что смерть прикинулась жизнью? Да, она это умеет делать. И было понятно, что любовь Анны и Вронского просто была обречена на крах. Хотя сама природа позвала Анну к любви. И, одновременно, и сама природа осуждает ее за любовь, которая жила в душе Анны.
    Не надо забывать, что переживания Анны за ее чувство, по его совестливость, ее готовность осудить себя — одновременно протестом против этого. Между чувствами Анны и мыслями Толстого проходит граница, которая проходит через весь роман: граница между отношением Толстого к Анне и его отношением к лжи и зла, в которые она вошла и в своих чувствах к Каренина, и в чувствах к Вронскому.
    И в это время от нее отворачивается весь мир. И небо, и солнце, и зелень осуждают ее …
    К сожалению именно любовь Анны убивает ее. Не найдя счастья с мужем, она стремится увидеть его с Вронским, но снова и снова разочаровываются. Вронский — человек не для семейной жизни, а тем более для настоящей любви. Так как Каренин, он не является человеком, который жил ради людей. Но Анна осознает это только впоследствии. Разочаровавшись в жизни и в любви, Анна не может найти себя в жизни и видит выход только сделав такой отчаянный шаг — шаг к смерти. Надо сказать, что не каждый человек готов достойно смотреть в глаза смерти, не каждый может оставить детей, и вообще жизнь. В образе Анны, на мой взгляд, Толстой показал женщину, которая бросила вызов миру в котором она жила, открыто «крикнула» о своих чувствах.
    К сожалению в наше время очень много женщин с судьбой Анны Карениной. И надо сказать, что всегда человеческая душа будет стремиться к счастью, а главное, к взаимной любви, и очень редко она будет находить.

    Первоначально «Анна Каренина» (1873-1877) была задумана Толстым как семейно-бытовой роман о неверной жене. В процессе работы замысел углублялся и расширялся. В центре внимания писателя оказались не только семейные, но и экономические социальные, общественные отношения. На страницах романа воссоздавалась широкая панорама русской жизни. Один из героев произведения - Левин - говорил: «У нас теперь… все это переворотилось и только укладывается». Такую формулу. И. Белинский считал классической для характеристики русского пореформенного развития.

    Все переворотилось: не только экономика, но и привычные представления о морали, нравственности… В этой атмосфере неустойчивости, тревоги, неуверенности в себе, недоверия к окружающим, в предчувствии грозящих катастроф живут герои Толстого. Отсюда напряженность их переживаний, подчеркнутый драматизм событий - несмотря на то что действие происходит в мирное время и замыкается в сравнительно узкой сфере семейных отношений.

    Толстой говорил, что в «Анне Карениной» он любил «мысль семейную» (а в «Войне и мире» - «мысль народную»). Однако в новом его романе мысль семейная сопрягается, хотя и не всегда явно и непосредственно, с мыслью народной. Проблемы семьи, быта, личностных связей воспринимаются писателем в тесной связи с вопросом о состоянии всего русского общества в переломный период его истории.

    Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью. Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения - открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества.

    В «Анне Карениной» Толстой избегает однозначных решений. В этом отношении новый роман отличается от «Войны и мира». Там авторский приговор обычно был окончательный, отрицательные персонажи не были даны в динамике, эволюции. Теперь взгляд Толстого лишен известной предвзятости: он умеет увидеть правду своей героини (и внушить к ней горячее сочувствие читателей), но не исключает наличия своей правды и у Каренина (хотя это и не так очевидно). Тот полифонизм, который обычно связывают с именем Достоевского, присущ и «Анне Карениной».

    Каренин - воплощение петербургской бюрократии, сухой, черствый человек, но все же человек, испытывающий горе, страдания, способный и на великодушие, и на жестокость^ Замечательный советский артист Николай Хмелев, первый исполнитель роли Каренина в известной инсценировке, которая с большим успехом шла на сцене Московского Художественного театра в 930-е годы, говорил: «Когда я надел мундир Каренина и когда потрогал неживой рукой его баки, мне сказали с восхищением: вот, вот, главное вы нашли - олицетворение бюрократического Петербурга, так и играйте! Я так и играю, но счастья нет в моей душе, творческого счастья. Скажу по правде, меня втайне тянет к драме Каренина, ведь там есть драма и даже трагедия…» .

    Своя драма есть и у Алексея Вронского, оказавшегося достойным того высокого чувства, которое связывало его с Анной. Любовь возвысила и облагородила не только ее, но и его. И все же Анна не была счастлива не только в первой семье (с Карениным), но и во второй (с Вронским). Происходит самое страшное - отсутствие духовного единения, взаимопонимания, распад человеческих связей. Трудно найти в данном случае одного конкретного виновника. Виновато бесчеловечное светское общество с его лживой моралью, виноваты несправедливые законы о браке, виноваты Каренин и Вронский, виновата и сама Анна.

    Эпиграф к роману гласит: «Мне отмщение, и Аз воздам». В исследовательской литературе не прекращаются споры относительно его истолкования. Предполагается, что угроза неизбежного наказания, заключенная в эпиграфе, связана была с первоначальным замыслом романа; Возможно, Толстой хотел сказать, что только бог имеет право наказать грешницу, но не люди. Но если это и так, вопрос о виновности Анны все же остается. Светское общество не имеет морального права судить Анну, однако же Толстой судит ее с высоты той мысли семейной, которую он сам считал главной в романе.

    Писатель, сделавший, казалось бы, все, чтобы возбудить в читателе очарование героиней романа, вместе с тем вовсе не воспринимает ее как идеал. Только в самом начале произведения «неудержимая радость и оживление» сияют на лице Анны. Затем ее душевное состояние (и чем дальше, тем сильнее) отмечено совсем другими признаками: подозрительностью, озлоблением, отчаянием, ревностью… Этому соответствует и система эпитетов, применяемая Толстым: «мучительная краска стыда»; «когда-то гордая, а теперь постыдная голова»; счастье, оплаченное «страшною ценою стыда», и т. д.

    Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества («дух лжи и обмана») и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство. Трагическое ощущение своей вины не оставляет ее. Размышляя о своих отношениях с Вронским, Анна четко и откровенно формулирует самую суть противоречия, трагическая неразрешимость которого предопределяет всю невыносимость ее положения: «Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем иным».

    Истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести. Центральная для романа проблема рассматривается на примере нескольких семейных пар: Анна - Каренин, Долли - Облонский, Кити - Левин. И во всех случаях Толстой не находит положительного ответа на постоянно волнующие его вопросы, имеющие не просто узко интимное, но и общественное значение.