Психология. Определение психологического возраста

Вы разговариваете с дамой лет сорока и ждете от нее адекватных взрослых поступков, а в она выдает реакцию...

«Время идет для разных лиц различно» - не так давно эта фраза Шекспира подтвердилась в наблюдениях одного психолога, в которых она говорит, что возраст можно измерять как давление, где фиксируется и верхнее, и нижнее. Так же и возраст у человека – есть реальный, а есть психологический .

Например, вы разговариваете с дамой лет сорока, и ждете от нее адекватных взрослых поступков на эти ее сорок лет, а в моменте она выдает реакцию пятнадцатилетнего подростка. Вот тогда и можно будет записать в графе возраст: 40 на 15.

А бывает и совершенно противоположная ситуация, когда человек мудр и опытен не по годам, и тогда его реальный, паспортный возраст будет значительно меньше возраста его души и сознания, возраста его поступков и отношения к жизни. Но это уже другая история.

Как же получается так, что вырастая, мы ухитряемся не взрослеть?

Причин для такого итога, как всегда множество. Например, если вам довелось родиться и воспитываться в семье, где слишком тревожная мама, бабушка, то у вас большой шанс вырасти несамостоятельным, т.е. не вырасти . В таких семьях обычно можно услышать «Давай я пойду с тобой, а то ты у меня еще маленький, вдруг сам не справишься! Вдруг ты заблудишься, что-то напутаешь, неправильными словами попросишь. Вдруг обидит кто, напугает». И как тут не научиться не доверять себе, всего и всех бояться, обижаться на многое.

Или другой пример, в вашей семье завелся контролирующий родитель или не умеющий уважительно ждать родитель-перфекционист, который требует идеального исполнения чего-либо с первого раза, а если не получается с первого, то звучит сакраментальное: «Отойди, сам(а) сделаю, так быстрее получится», а потом вдогонку «Ничего сам сделать не можешь!». И ребенок отходит раз, другой, третий, так вот и не научается ничему. Или «Ты это (поделку, рисунок, уроки, проект) не забыл сделать? Собирайся, тебе пора, а то в школу (институт, на работу) опоздаешь!», так ребенок учится не брать на себя ответственность.

Правда, и в этих семьях время от времени устают, вспоминают и говорят: «Ты уже большой, пора бы тебе самому!» Но при этом имеют в виду только то, что роста в тебе под метр семьдесят (плюс-минус), у тебя большие руки, ноги, тело, голова, может быть и бреешься давно по утрам, но это относится лишь к физическим размерам, а не психологической взрослости.

Поведение взрослых детей

Часто этот детский страх не справиться с возложенными обязанностями уже во взрослой жизни заставляет человека увиливать от решения поставленных перед ним задач, вследствие чего по различным жизненным сценариям закрепляется клеймо «неудачник» или «ленивец».

При попытке окружающих оказать помощь рождается новый страх - страх быть непонятым, а неспособность к продуктивному общению заставляет их бежать прочь, прекращать общение, терять социальные связи. Но чувство неудовлетворённости собственной жизнью, ее неисполненность даёт о себе знать.

Желание жить полноценной жизнью и неумение ставить перед собой свои цели, находить выход из лабиринта собственных опасений и заблуждений приводит этих людей к самым отчаянным попыткам в определении своего места в жизни. Часто у них ошибка следует за ошибкой, как в личной жизни, так и на работе, и в результате они становятся изгоями.

Неудовлетворённость рождает и страх перед жизнью, и озлобленность, и зависть, которые наружу могут проявляться в различных формах - от лести до грубого хамства. Они любят позу обвинителя. Их память, как хороший банкир, открывает счета на ошибки окружающих. И приходится тащить этим людям огромный чемодан без ручки со своими обидами, с этим досье на всех, дабы иметь возможность сказать каждому «Ты не лучше меня…, ты сам…». С годами содержимое чемодана растет, он тяжелеет, однако редко кто из них осмеливается его выбросить и пойти в свое будущее налегке, без прошлых обид.

Окружающим трудно понять, что все эти действия и поступки взрослых детей – это своеобразный крик о помощи и протест на их одиночество в толпе. Им, как жаждущим в пустыне, и надо всего-то ничего – искренняя заинтересованность их жизнью. Ведь многие «неудачники» и «ленивцы» талантливы. Только кто согласится стать мудрым и терпящим родителем вот такому взрослому ребенку?

Научиться изымать и работать с собственными страхами самостоятельно трудно. Избавиться от них можно лишь осознав причину, нагнетающую напряжение.

Но всегда любому страху можно противопоставить любовь, чистоту помыслов, искренний интерес и истинность знаний.

В любой ситуации есть выбор, находится и выход, только его необходимо увидеть и правильно понять.

Каждый человек имеет право на свой путь, свое мнение и свою ошибку. опубликовано

1. Что значит «психологический возраст»?

Психологический возраст психологи определяют как субъективное внутреннее ощущение возраста самим человеком или как субъективную оценку возраста по поведению личности со стороны другого лица. Его часто называют внутренним возрастом. Далеко не всегда этот возрастной результат соответствует паспортным данным и физическому состоянию тела. Но именно он является основой постановки наших целей, задач, выбора определенного стиля жизни, интересов и даже базисом для проявления различных психосоматических заболеваний.

Большинство специалистов утверждают, что на психологический возраст влияет наше бессознательность. Оно абсолютно не зависит от реально текущего времени. Именно бессознательность позволяет нам ощущать глубокие переживания далёкого прошлого как недавно произошедшие. Этот вид возраста стоит оценивать, основываясь на том, насколько для нас важны события будущего или прошлого. Если человек ждёт самых масштабных и ценных событий в будущем, не придавая особой значимости прошлому, то он чувствует себя значительно моложе своего хронологического возраста. Если же, наоборот, самые яркие и значимые события были у человека уже в прошлом, то он может чувствовать себя старше своих реальных лет. В этом случае, психологи советуют вспомнить о привычке идеализировать прошлые этапы жизни.

Одновременно психологический возраст является и своеобразным возрастным показателем реализованности. Если продолжать развивать личностные возможности, строить планы, то это шанс всегда чувствовать себя моложе прожитых лет, а макияж глаз умело скроет первые морщинки.

Есть позиция определения психологического возраста через 4 основных аспекта (на основе подхода Р. Кастенбаума):

  • степень жизненной активности,
  • внешний вид,
  • самоощущение,
  • интересы.

Существует и оценивание психологического возраста через три его основных составляющих:

  • возраст умственный (интеллектуальный показатель),
  • возраст социальный (показатель социальной зрелости, адаптации к окружающей среде),
  • возраст эмоциональный (показатель зрелости личностной, уравновешенности, произвольности эмоций).

Считают, что ощущение своего внутреннего возраста будет зависеть и от собственных представлений, как именно должен характеризоваться этот возрастной период, каков образ определенного возраста. Естественно на это представление будет влиять стереотипы внешнего мира по данному возрастному периоду.

События социальные (женитьба, рождение детей и т.д.) и какие-то эмоциональные вехи могут оказывать воздействие на осознание своего возраста души.

Разница психологического и других видов возрастов – абсолютно распространенное явление со своими закономерностями. Но считается, что возраст 25 лет - точка равновесия, на которой наиболее часто встречается совпадение всех типов возрастов. Хотя возможны и отклонения.

А вот до 20 лет обычно наблюдается самоощущение на более старший возраст. К таким молодым подключается категория пессимистов. К 30 годам, по данным психологов, люди склонны снижать свой возраст, примерно, года на четыре. В период 30-40 лет разница еще больше. Между психологическим и хронологическим возрастом - около шести лет. В промежутке 40-50 лет внутренний возраст обычно молодеет на семь-восемь лет.

Что касается старшего возраста, пенсионного, то здесь большое значение имеет социальная среда, уровень социальной и эмоциональной поддержки данной возрастной группы. Для стран СНГ более свойственно опережающее внутренне старение, люди чувствуют себя значительно старше своего возраста. Снижение финансового уровня, личных и профессиональных перспектив, эмоциональной насыщенности жизни – вот основные причины этого. Есть вероятность подобного состояния и для некоторых лиц уже в возрасте 45-50 лет. А вот европейцы почтенного возраста, наоборот, радуются и радуют своим внутренним омоложением. Некоторые после 60 лет способны ощущать себя на 30 лет!

Чем старше человек по паспорту тем бóльшими временными отрезками он оперирует в сознании. Если в юном возрасте год - это целая жизнь, то для шестидесятилетних нормально говорить о десяти (двадцати)-летних временных промежутках.

2. Тест на определение психологического возраста

Тест №1
Интересно всё-таки более точно определиться со своим психологическим возрастом. В рамках его анализа можно использовать и разработанные уже психологами тесты. Самый лёгкий из них – тест по шкале Р. Кастенбаума:
Заполните пробелы количественным показателем возраста

1. Ощущаю я себя на 19 лет.

2. Мой внешний вид даёт понять, что мне 20 лет.

3. Мои интересы в жизни соответствуют возрасту человека в 20 лет.

4. Моё поведение в обыденной жизни показывает, что мне 19 лет.

Теперь сложите все числа, а полученную сумму разделите на четыре. Результат – ваш психологический возраст .

Тест № 2

Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки.
Подходит автобус. Что вы сделаете:

Ваше отношение к моде:

признаю и действую, чтобы соответствовать ей; признаю то, что мне подходит; не признаю современные экстравагантные модели; не признаю современную моду вообще; признаю и отвергаю, смотря по настроению.

В свободное время вы охотнее всего:

проводите время с приятелями; смотрите телевизор; читаете художественную литературу; разгадываете кроссворды: занимаетесь чем угодно.

На ваших глазах совершается явная несправедливость. Ваши действия:

сразу постараюсь восстановить справедливость всеми доступными средствами;
встану на сторону пострадавшего и постараюсь ему помочь;
постараюсь восстановить справедливость в рамках закона;
а что можно сделать? Осудить про себя очередную несправедливость и продолжить свои дела;
вмешаюсь в обсуждение, не высказывая своего мнения.

Когда вы слушаете современную молодежную музыку, то:

приходите в восторг; думаете, что и вы этим должны "переболеть"; не признаете этот шум и грохот; считаете, что на вкус и цвет товарищей нет

Вы находитесь в дружеской компании. Для вас важно:

возможность продемонстрировать свои способности; сделать так, чтобы люди не забывали, с кем имели дело; соблюсти приличия; вести себя в соответствии с нормами этой компании

Известно, что очень часто психологический возраст человека не совпадает с его хронологическим возрастом. Наверняка Вы слышали такие выражения как «молод душой» или «юный старик». Как же определить свой психологический возраст? Предлагаемый нами тест поможет Вам самостоятельно оценить различные периоды Вашей жизни, включая прошлое и перспективы, а также определить собственный психологический возраст. Для этого необходимо внимательно прочитать инструкцию, выполнить задание, получить результат и ознакомиться с его интерпретацией.

Инструкция

1. Представьте себе мысленно всю свою жизнь – прошлое, настоящее, потенциальное будущее. Как Вы думаете, до какого возраста Вы доживете? Дайте более или менее реальную оценку, постарайтесь правильно оценить все обстоятельства.

2. Выделите в таблице диапазон, соответствующий предполагаемой Вами продолжительности жизни (с точностью до 5 лет).

3. Попытайтесь оценить каждое пятилетие Вашей жизни по степени насыщенности важными для Вас событиями: какими-либо изменениями в Вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), состоянии Вашего здоровья, в семье, на работе, в учебе, в отношениях с друзьями, в природе и обществе…

6. Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям (прошедшим и будущим).

7. Подсчитайте количество баллов, которое приходится на прошедшие пятилетия (см. пример прохождения теста).

8. Разделите сумму баллов «прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий.

9. Умножьте полученный показатель на предполагаемую Вами продолжительность жизни (пункт 1.).

10. Сколько получилось? Это и есть Ваш психологический возраст.


Таблица «Определение психологического возраста»

Возрастной интервал, лет

Степень насыщенности важными событиями, баллы

6 – 10

11 – 15

16 – 20

Интерпретация теста

Сравните полученное значение психологического возраста с Вашим реальным хронологическим возрастом. Если психологически Вы намного старше своего возраста, значит, необходимо больше внимания уделять жизненной перспективе, задуматься о новых планах, целях. Если намного моложе, это свидетельствует о чрезмерном оптимизме, поскольку спланированная Вами перспектива рассчитана на больший диапазон времени, чем тот, которым Вы располагаете в действительности.
На вопрос, что же лучше: чувствовать себя моложе или старше своих лет,– правильным будет следующий ответ: значения психологического и хронологического возрастов не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать трех-четырех лет). И если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте – моложе, то в зрелости важна гармония перспективы и опыта.

Для лучшего восприятия предлагаем пример прохождения теста.

Пример прохождения теста

1. Пусть хронологический возраст человека, проходящего тест равен 22 годам. Он предполагает, что будет жить до 78 лет. Приступим к выполнению теста:

2. Выделим в таблице диапазон: 76 — 80

3. Тестируемый оценил степень насыщенности пятилетий важными событиями следующим образом:

4. Подсчитаем общую сумму баллов по всем пятилетиям (прошедшим и будущим):

$$6 + 7 + 6 + 8 + 8 + 6 + 7 + 8 + 6 + 6 + 4 + 5 + 4 + 4 + 3 + 2 = 90$$

5. Подсчитаем количество баллов, которое приходится на прошедшие пятилетия:

$$6 + 7 + 6 + 8 + \frac{2}{5}\cdot 8=27+\frac{16}{5}=\frac{135}{5}+\frac{16}{5}=\frac{151}{5}$$

6. Разделим сумму баллов «прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий://uploads..png Александра 2012-07-27 17:11:54 2013-08-23 11:02:13 Психологический возраст человека

Почему одни люди и в девяносто лет уверены, что у них все впереди, а другие уже в двадцать говорят о загубленной жизни?

Очень часто бывает так, что на лице человека уже видны морщины, а в душе он остается ребенком.

Это потому, что физиологический (хронологический) и психологический возраст человека отличаются друг от друга.

Это его субъективное восприятие собственного возраста. Очень часто его еще называют внутренним возрастом, и в большинстве случаев он совсем не соответствует паспортному. Сегодня существуют различные тесты на определение психологического возраста , с помощью которых каждый человек может узнать, сколько ему глубоко в душе лет.

Именно этот внутренний возраст определяет взгляды человека, его цели, желания и стремления. Именно он влияет на психологическое состояние человека.

Человек, который ждет чего-то прекрасного в будущем, не обращая особого внимания на прошлое, как правило, чувствует себя намного моложе, чем по паспорту. Но если дела обстоят наоборот, и все самое яркое, по его мнению, с ним уже произошло, он будет чувствовать себя намного старше своего хронологического возраста.

Для того чтоб чувствовать себя моложе, чем на самом деле, нужно постоянно развивать свою фантазию, остроту ума и творческие способности. Также психологический возраст характеризует и способность строить планы на будущее.

Внутренний возраст человека зависит от следующих факторов:

1. уровень жизненной активности;
2. внутренний мир;
3. внешность;
4. интеллект;
5. интересы;
6. социальная зрелость;
7. личностная зрелость.

Естественно, что на определение психологического возраста влияет собственное мнение человека и представление о том, каким он должен быть в этот период времени, а также окружающая среда и мнение родных.

Катализатором внутреннего взросления может стать женитьба, рождение ребенка и другие важные события в жизни человека.

Статистика говорит о том, что в возрасте двадцати пяти лет психологических и хронологический возраст практически одинаковы.

А вот молодежь до двадцати лет чаще всего преувеличивает свой возраст. Это же касается и пессимистов - они тоже очень часто добавляют себе несколько мудрых лет.

Годам к тридцати человек начинает занижать сой возраст, будто хочет задержать молодость. Чем ближе к сорокам годам, тем это желание становится сильнее, и психологический возраст уже становится лет на шесть ниже, чем реальный.

Что касается пенсионеров, то здесь все зависит от общества, в котором они находятся. Если человек чувствует социальную незащищенность, то, как правило, он ощущает себя еще старше, чем есть на самом деле. У таких пенсионеров происходит значительное снижение эмоциональной, социальной и физической активности в силу тяжелой жизни.

А вот пенсионеры-европейцы, например, наоборот, чувствуют себя намного моложе, они много путешествуют, отдыхают и наслаждаются заслуженным отдыхом, поэтому в свои 60 выглядят на все 30-ть.

Вот несколько советов для тех, кто хочет дольше оставаться молодым:

1. всегда оставаться оптимистом и верить в лучшее;
2. ощущать на себе любовь и любить других;
3. планировать свою жизнь в будущем;
4. постоянно заниматься омоложением себя, причем, не только внешне, но и внутренне, представляя свой молодой красивый облик, с положительными качествами;
5. вести здоровый образ жизни и правильно питаться;
6. развивать умственные способности;
7. всегда помнить о том, что возраст внутри себя нужно менять, ведь от него зависит и психологическое состояние, и внешнее благополучие, здоровье и долголетие.

У каждого человека, в том числе ребенка, можно исследовать и определить , который, кстати, будет иметь влияние на биологический возраст, а последний — на хронологический (паспортный), т.е. психологический возраст человека и прямо и косвенно влияет на качество и продолжительность жизни людей.

Психологический возраст — ступени развития

В процессе онтогенетического развития индивида (развитие психики с детства) будет зависеть от родительского воспитания (программирования сценария жизни), социальной среды, образовательного и экономического статуса ближайшего окружения ребенка.


При неправильном развитии психики и личности человека (ошибках в воспитании) его психологический возраст не будет соответствовать хронологическому, т.е., например, ребенок может быть психологически слишком «зрелым», а взрослый, наоборот, может часто проявлять детское мышление и поведение, вплоть до инфантильности .

В связи с несоответствием психологического возраста и хронологического, человек может стать физиологически зрелым, при том, что психологическая зрелость может не наступить и до старости. Такое несоответствие ярко проявляется в переходные возрастные периоды: пубертатный, подростковый возраст, когда физическое тело развивается быстрей, чем психика…наступает психологический кризис … а также средний возраст , когда кризис наступает из-за незавершенных ситуаций в подростковом развитии…

По статистике , люди слишком быстро психологически взрослеющие (т.е. психологически старше своего хронологического возраста), как правило быстро живут и рано умирают, хотя эта короткая жизнь может быть довольно качественной. Те же, кто развивается и взрослеют медленнее и не соответствуют паспортному возрасту (т.е. психологически младше, не зрелые), могут жить подольше, но, как правило, их жизнь больше похожа на пассивное существование…многие из них неудачники…


Каждому хронологическому возрасту должен соответствовать возраст психологический, т.е. психическое развитие ребенка и взрослого, на разных возрастных этапах, должно происходить в соответствии с возрастными нормами (хотя, точности в возрастных нормах нет), тогда человек будет жить и качественно и долго…

Еще в Советском Союзе были приняты следующие нормы возраста:

  1. Младенчество: от рождения до года
  2. Раннее детство: от 1 до 3
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 6-7
  4. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
  5. Подростковый возраст (отрочество): от 10-11 до 15
  6. Юношеский возраст:
  • Первый период (старший школьный): от 15 до 17
  • Второй период: от 17 до 21
  • Зрелость:
    • Первый период (молодость): от 21 до 35
    • Второй период (зрелость — средний возраст): от 35 до 60
  • Пожилой возраст: от 60 до 75
  • Старческий возраст: от 75 до 90
  • Долгожители: свыше 90
  • Пройдите онлайн психодиагностику: