Краткая биография матери терезы. Кто такая Мать Тереза? Фото, биография, высказывания

Мать Тереза Калькуттская (настоящее имя Аньэза (Агнес) Гондже Бояджиу; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi). Родилась 26 августа 1910 года в Скопье - умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте. Католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). В 2003 году причислена Католической Церковью к лику блаженных.

Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албанки Дранфиле и арумына (влахa) Никола, оба родителя были католиками. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей.

Никола умер при невыясненных обстоятельствах в 1919 г. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.

Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.


В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых "она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в причастии" как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры.

В Риме в 1983 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.

В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда Мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.

13 марта 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена Матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.

В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью.

Поэтому было объявлено, что в 2016 году она будет причислена к лику католических святых.

«Тайные дневники и искушения»

«Моя улыбка — большой покров, за которым скрывается масса боли».

Мать Тереза

В своих «Дневниках» мать Тереза из Калькутты рассказывает, что и она, подобно Святой Терезе Авильской, пережила «темную ночь души». Душой матери Терезы хотел завладеть хозяин ада, и ей пришлось пройти обряд изгнания бесов.

Господь и дьявол вели спор за обладание душой матери Терезы, словно это было настоящее богатство. Сатана искушал ее всеми мыслимыми и немыслимыми способами, ему даже удалось овладеть душой монахини. Но, после обряда изгнания, Князь Тьмы оставил свою пленницу во имя Иисуса Христа. И Господь вознаградил мать Терезу из Калькутты многими дарами, она снискала милость Божию и преисполнилась благодати.

Иисус часто являлся матери Терезе, и она разговаривала с ним. Тереза даже стала святым мистиком, и, подобно Святой Терезе Авильской (Santa Teresa) и Сан Хуану де ла Крус (San Juan de la Cruz), пережила «темную ночь души», то есть усомнилась в существовании Бога. А, согласно доктрине католической церкви, подобные искушения являются необходимым условием для достижения высшей степени святости.

Об искушениях матери Терезы рассказывает канадский священник Брайан Колодейчук (Brian Kolodiejchuk). Этот священник, занимающийся вопросами беатификации святой из Калькутты, получил доступ к личному дневнику, письмам и документам матери Терезы, о существовании которых до сих пор ничего не было известно. Многие из только что обнаруженных документов оказались достаточно откровенными.

Год 1959 от Рождества Христова. Мать Тереза пишет письмо своему духовному наставнику: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», — читаем мы в письме.

«Здесь мы становимся свидетелями испытания, через которое проходят все великие мистики и духовные наставники», — поясняет секретарь Ватиканской коллегии по беатификации святых монсеньер Новак (Nowak). «Этот период еще называют ночью души или чувств — это особые периоды духовной жизни, когда человек считает, что Господь покинул его, удалился».

Согласно утверждению специалистов, все великие святые подвергались двум видам искушений. Первые — это искушения дьявольские, когда Сатана не позволяет человеку спать или вести нормальный образ жизни. Второй тип искушений — это искушения духовные, цель их — уничтожить веру, зародив сомнения в существовании самого Бога. Мать Тереза не смыкала глаз несколько лет подряд и, судя по приведенному выше отрывку из ее письма, даже начала сомневаться в существовании Господа.

Во время рассмотрения Ватиканской коллегией дела о беатификации матери Терезы, высокая комиссия узнала не только о ее духовных страданиях. Колодейчуку удалось узнать, что преданность Богу святой из Калькутты была абсолютной, сколько она сама себя помнит: «В пять с половиной лет, когда Господь впервые пришел ко мне, Сердце Христово стало моей первой любовью», — пишет она в своем дневнике. Тринадцать лет спустя, когда Терезе исполнилось 18, она, еще не будучи послушницей, призналась: «Я хочу принадлежать Иисусу полностью, и принадлежать только ему одному. Я готова отдать за Него все, даже жизнь свою. Я горю желанием любить его так, как никто прежде его не любил».

Ее союз с Господом был настолько близким, что Он являлся Терезе и говорил с ней. В католической церкви подобная практика носит название «видений». Мать Терезу посещали самые различные видения, она даже описывала некоторые из них в своем дневнике: «Передо мной стояла огромная толпа нищих и детей. Их руки тянулись ко мне. Люди кричали: „Приди, приди к нам, спаси нас, приведи к нам Иисуса“».

В обширном послании, которое духовный наставник матери Терезы, иезуит Селест Ван Эксем (Celeste Van Exem), переслал Фердинанду Перье (Ferdinand Perier), бывшему в то время архиепископом Калькутты, она в деталях рассказывает о своих беседах с Богом.

Был сентябрь 1946 года. Господь просил Терезу покинуть общину, где она жила в мире и покое, и отправиться на поиски беднейших среди бедных. Она сопротивлялась. Вот один из фрагментов диалога между Господом и матерью Терезой, в том виде, в котором его излагает сама монахиня:

— Отец Наш, как могу я оставить все, что было мне дорого и стать всеобщим посмешищем, особенно посмешищем людей религиозных, свободно избрать и приобщиться к такой тяжелой жизни, которую ведут индусы, к одиночеству, бесчестью, неуверенности?

— Ты отказываешься? Я отдал свою жизнь за тебя на кресте. Мне нужны эти монахини в Индии, жертвы моей любви, которые смогли бы стать Марфой и Марией, и были бы настолько близки друг к другу, что смогли бы посеять в душах зерна любви ко мне. Мне нужны свободные сестры, окутанные моей Христовой бедностью. И ты отказываешься это сделать для меня?

— Любовь моя, Иисус мой, не проси меня о том, что мне не по силам. Я недостойна этой милости. Я грешна, слаба. Найди себе другую, более достойную и щедрую душу, чем моя.

— Ты стала моей невестой из любви ко мне. Ты приехала в Индию из любви ко мне. И сейчас тебе страшно сделать ради меня, твоего Супруга, ради спасения душ, еще один шаг? Твое великодушие остывает? Для тебя я иду лишь вторым? Оденься в простые одежды индийских женщин. Твое сари будет свято, потому как станет моим символом.

— Освети мне путь. Не дай мне обмануться. Если именно ты хочешь этого, подай мне знак. Мне очень страшно. Мне страшно жить подобно индусам: одевать их одежды, есть их пищу, спать, как спят они, жить вместе с ними.

— Ты всегда говорила: «Делай со мной все, что пожелаешь». И сейчас я хочу действовать. Позволь мне сделать это, моя малышка, моя маленькая жена. Не бойся. Я всегда буду рядом.

— Иисус, мой Иисус, я лишь твоя. Делай со мной все, что пожелаешь, как ты того пожелаешь и так долго, насколько ты пожелаешь. Я люблю тебя не за то, что ты даешь мне, а за то, что берешь.

— Малышка моя, мне нужны души. Принеси мне души бедных детишек с улицы, больных, умирающих. Есть много моих слуг, которые заботятся о душах богатых и обогретых. Но для моих любимых детей, для нищих — нет никого. Принеси веру в меня в те дыры, где живут самые бедные.

Спустя два года, получив это и другие письма с описанием видений, архиепископ Перье призвал мать Терезу и сказал ей: «Можешь идти по своему пути». Тереза надела сари и в первый раз вышла на улицу, в те поселения, где жили одни нищие; так начался ее путь, пройдя по которому она превратилась в ангела калькуттских бедняков.

И на тот случай, если мистических видений Терезы будет недостаточно для причисления к лику святых, у Ватикана есть пример чудодейственного исцеления. Молодая индианка Моника Бесра (Monica Besra) утверждает, что, благодаря изображению монахини, она избавилась от опухоли (хотя и доктора, и муж этой женщины уверены, что выздоровление стало результатом хирургического вмешательства).

Но, если не подойдет это чудодейственное исцеление, найдется другое. Чудеса, сотворенные матерью Терезой, проливаются над Ватиканом настоящим дождем. А Иоанн Павел II (Juan Pablo) не хочет умирать, не приобщив к лику святых свою возлюбленную монахиню.

«Тайный дневник матери Терезы» — под таким титулом были обнародованы откровения праведницы в журнале «Time». Среди незнакомых ранее широким кругам записей встречаются те, в которых она сомневается не только в своей богоизбранности, но и в вере. «Все внутри меня холодно, как лед», «Небеса закрыты», «У меня нет веры», — это лишь некоторые цитаты. Или уж совсем ересь: «Мне говорят, что Бог любит меня, но темная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу».

Впрочем, «Тайный дневник» на самом деле не такой уж и тайный. Все опубликованные в «Time» записи никогда не были спрятанными или утерянными. Все время после смерти Терезы они находились в Ватикане, подшитые в трехтомное приложение к ходатайству о канонизации праведницы. А в 2002 году, еще до причисления ее к лику блаженных, фрагменты дневника были с разрешения Святого престола опубликованы христианской газетой «Famiglia Cristiana» под заголовком «Секреты матери Терезы».

Редактор издания Саверио Гаета поместил материал об ужасах жизни в Калькутте, где юная послушница Агнес Бояджиу в 30-х гг. прошлого века начала свой путь сестры милосердия, помогая больным и умирающим обитателям трущоб. Имея доступ к «делу Терезы», Гаета дополнил статью письмами и записками своей героини. И эти документы свидетельствуют о благочестивости автора и сомнениях более в себе, чем в Боге. Ответа на вопрос «На самом ли деле я достойна и способна служить Ему?», который мучил ее всю жизнь, великая праведница, по-видимому, так и не нашла.

Между тем сама Тереза вряд ли обрадовалась бы публикации своих сокровенных переживаний. Она не очень-то любила расспросы и не жаловала журналистов. Один репортер, специально приехавший в Калькутту, чтобы взять интервью у Терезы, услышал в ответ: «Интервью со мной? Разговаривайте лучше c Ним…». На следующий день он уже помогал сестрам обмывать умирающих и за время своего пребывания в приюте больше не разу не заикался об интервью.

Обновление от 4 апреля 2012: Рады сообщить вам об открытии сайта, посвящённому жизни и учению Матери Терезы - http://motherteresa.ru/

Мать Тереза: малоизвестные факты. Часть 1

О чем мечтают многие? Об известности и достатке, о том, чтобы прожить яркую интересную жизнь, о том, чтобы машина была не хуже, чем у соседа... Она мечтала о том, чтобы служить бедным, чтобы накормить голодных и успокоить страждущих. Жизнь матери Терезы просто удивительна и неповторима. Такие, как она, рождаются один раз в тысячу лет. Память о ней будет жить еще очень долго, ее добрые дела продолжают последователи, во всем мире действуют ее приюты и больницы для нищих. Кто такая

Биография. Начало пути

В Македонии, в городе Скопье, 26 августа 1910 года в албанской семье родилась девочка Агнес. Ее отец Никола и мать Дранфиле были католиками. Глубоко набожные, они регулярно посещали церковь, много времени уделяли молитвам и благотворительности.

Отец Агнес погиб при невыясненных обстоятельствах в 1919 году. Мать осталась с тремя детьми на руках. Привыкшей к обеспеченности осиротевшей семье сначала приходилось трудно. Но Дранфиле не отчаялась. Она стала зарабатывать шитьем и вышивкой на пропитание, и не только вела с детьми безбедную жизнь, но и продолжала помогать бедным.

Агнесса Гонджа Бояджи была симпатичной, послушной и умненькой девочкой. Помогала маме, пела в церковном хоре, сочиняла стихи. Но уже с 12 лет знала, что хочет посвятить свою жизнь Богу. В 17 лет она попросила благословения у матери стать монашкой. Дранфиле испытала настоящий шок. Она осознавала, что больше никогда не увидит Агнесс, и всем сердцем не желала этой разлуки. Однако после ночи, проведенной в раздумьях и молитвах, все-таки пошла навстречу дочери и благословила ее на святые дела.

26 сентября 1928 года в путь через Индийский океан в Калькутту в Лоретто отправилась уже не Агнесса, а мать Тереза. Краткая биография не способна охватить всю гигантскую мощь ее деяний, ее неисчерпаемого милосердия и безоговорочной веры в Иисуса.

Служение

Достигнув обители ордена Лорето, сестра Тереза стала учительницей. Она преподавала детям уроки истории и природоведения, занималась с отстающими, много молилась. Она пела в церковном хоре, заслужила уважение и почет, заняла пост директора одной из школ. Так продолжалось целых 16 лет. А потом монахиня добилась одобрения Рима стать вольной миссионеркой и 16 августа 1948 года покинула орден.

Она ни в чем не знала нужды, легко справлялась с обязанностями, была довольна жизнью и вдруг решила все бросить. Почему так поступила мать Тереза? Краткая биография ее свидетельствует, что только к велению души прислушивалась монахиня, пожелавшая без остатка посвятить свою жизнь Богу - "Королю всего мира".

Кто такая мать Тереза

Это монахиня, которая, последовав велению сердца, отказалась от удобств и покоя жизни в общине, вместо этого купила дешевое белое сари и шагнула в трущобы Калькутты.

Тут ее ждал кошмар - зловонные грязные улицы, голодные нищие, гниющие тела, безнадежность умирающих, выброшенные на улицу оборванные дети и прочие ужасы. Первое впечатление повергло монахиню в шок, со слезами убежала она в свою обитель и обратила свой взор к Богу. Молитва матери Терезы была бесхитростной. Она просила у Всевышнего сил исполнить то, для чего Он ее предназначил. Бог ответил на горячее искреннее воззвание. Сердце монахини наполнилось решимостью, мужеством и горячей любовью ко всем обездоленным и забытым. В них она увидела Христа, буквально исполняя заветы Библии.

Вернувшись на улицу, миссионерка стала помогать бедным. Она выхлопотала у местных властей большой дом, который раньше был хлевом, вычистила его до блеска и стала приносить туда умирающих с улиц. Наркоманы, больные раком и СПИДом, прокаженные - все получили уход, приют и питание в свои последние дни. Выброшенные в мусорные ящики младенцы и никому не нужные старики также обретали здесь дом.

Мать Тереза вставала в 4 утра, готовила еду на сотни нуждающихся, обмывала, стирала, чистила. Всю эту тяжелую и монотонную работу она делала с улыбкой и безграничным терпением. Вскоре, вдохновленные ее примером, к миссионерке стали присоединяться другие монахини. Помощницы также видели свое призвание в служении беднейшим из бедных во имя Христа.

Кто такая мать Тереза? "Я - карандаш в руках Господа," - отвечала она на этот вопрос.

Плоды милосердия

За годы неустанных трудов Орден миссионерок милосердия разросся. В 1965 году он насчитывал 300 сестер, сегодня - несколько тысяч. Больницы, приюты, школы открыты по всему миру. Мать Тереза часто ездила в планеты, призывала к миру, выступала против абортов, осуждала феминисток и ни под каким предлогом не принимала сексуальные меньшинства, считая их отвратительным грехопадением, а СПИД называла карой небесной за гомосексуальные связи.

Кто такая мать Тереза? Это женщина, которая самым великим чувством назвала любовь. За свою благотворительную деятельность она получила несколько международных наград, в том числе Нобелевскую премию.

Она учила, что надо всегда проявлять доброту, терпимость и понимание, что в сердце не должно быть места мести и ненависти, что только вера и любовь могут спасти мир.

После смерти - 5 сентября 1997 года - ее причислили к лику святых. Дело ее живет и ширится. Миллионы последователей, восхищавшихся духовностью этой маленькой женщины, приняли у нее эстафету милосердия.


Как сообщают, за 25 лет своего правления папа Иоанн Павел II произвел в святые 483 человека - больше, чем все предыдущие папы. Одна из тех, кого он причислил к лику блаженных, но не успел канонизировать - мать Тереза - католическая монахиня родом из Албании. Ее принимали с почетом богачи и знаменитости, и при этом прославляли как защитницу бедняков. Любимица СМИ и властей, сама знаменитость в стиле кинозвезд, мать Тереза долгие годы была самой почитаемой женщиной в мире. Ее осыпали похвалами и наградили Нобелевской премией мира в 1979 за ее «гуманитарные труды» и «духовное воодушевление».

Вот список ее наград и премий (списка десятки написанных ею книг я не нашел):

1962 год — орден «Великолепный лотос» от правительства Индии;
1971 год — награда «Добрый самаритянин» в Бостоне, США; премия Кеннеди в Вашингтоне; Ватиканская премия мира имени папы Иоанна XXIII в Риме;
1972 год — премия имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие;
1973 год - Темплтонская премия;
1974 год - степень магистра богословия;
1975 год — международная премия Альберта Швайтцера; бесплатный билет на все виды транспорта для поездок по Индии, вручённый самой Индирой Ганди;
1977 год — степень доктора теологии в Кембриджском университете;
1979 год — Нобелевская премия мира;
1982 год — докторская степень в Брюссельском католическом университете;
1996 год — стала почётным гражданином США (до неё такой степени были удостоены всего лишь три человека).
В 1997 году награждена высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Почётный доктор теологии Оксфордского университета.

После ее смерти 5 сентября 1997 года, процесс канонизации был начат практически сразу, несмотря на то, что по канонам католической церкви канонизация не может быть начата до прошествия 5 лет со дня смерти. Для матери Терезы было сделано единственное в своем роде исключение. Почему? За что?

За то, что она была сестрой милосердия и помогала многим людям? Собирала огромные пожертвования на милосердные цели?
Кем она была? Символом католической христианской гордыни или бескорыстной сестрой милосердия? Финансовым проектом Ватикана? Почему Ватикан сделал все, чтобы создать из нее «звезду» телеэкранов и газет, чтобы прославить ее на всю вселенную как истинную католичку и самого милосердного человека на земле? И, все-таки, за что ее пытались канонизировать столь поспешно?

Откуда у матери Терезы деньги?


В разные годы, в разных странах и разными обозревателями высказывались предположения о суммах, пожертвованных для фонда матери Терезы - от 50 до 100 миллионов долларов в год, но подтверждений не было. В Великобритании закон обязывает организации, получающие пожертвования от населения, предоставлять отчеты об их реализации. Выяснилось, что за 1991-й год фонд М.Терезы собрал 2.6 миллиона долларов (в Великобритании), из которых только 7% были потрачены собственно на нужды бедных и обездоленных, а остальные 93% были переведены в Ватиканский банк в Риме и оприходованы на рутинные нужды католической церкви.

Как свидетельствует Кристофер Хитченс в своей книге «Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и практике», Тереза была знакома с поразительным числом неприятных личностей. Двое из них - Дювалье, Жан-Клод и Мишель, которые правили Гаити, как полицейским государством с 1971 года, пока не были свергнуты народным восстанием в 1986 году. (Они разграбили страну, и украли большую часть государственной казны, когда бежали.) Тереза посетила их лично в 1981 году и дала высокую оценку Дювалье и их режиму, как "дружественному" по отношению к бедным слоям населения, и ее выступление крутилось на государственном телевидении несколько недель. Тогда она получила от режима Дювалье 1.5 миллиона долларов. Посещая Гаити в другой раз и получая орден Легиона Славы из рук президента Жан-Клода Дювалье (и еще 1 миллион долларов в придачу), мать Тереза сказала,что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью». Через З года после этого визита Дювалье был свергнут любящим народом и бежал, прихватив с собой несколько сотен миллионов долларов.

Удивительно, она также посетила могилу жестокого коммунистического диктатора Энвера Ходжи в 1990 году, положив венок на могилу человека, который подавлял религию в родной для Терезы Албании. Она получала и регулярные пожертвования от газетного магната Роберта Максвелла, обворовавшего пенсионный фонд своих же работников на 450 миллионов фунтов стерлингов. Список ее друзей и спонсоров также включает никарагуанских "контрас", католической террористической группы, которая организовывала «эскадроны смерти» в отношении гражданского населения в попытках завоевать страну. Получала деньги она и от Ясера Арафата, которого называла своим другом и с которым встречалась в Ливане. Еще более зловещие слухи связывали деятельность ордена в некоторых странах Латинской Америки с пожертвованиями людоедских наркокартелей. Деньги на помощь больным и нищим были пропитаны кровью и пахли кокаином.

Но наибольший негативный общественный резонанс вызвала дружба матери Терезы с американским банковским мошенником Чарльзом Киттингом, который ограбил своих вкладчиков на 252 миллиона долларов, за что получил 10 лет тюрьмы. А Фонд матери Терезы получил от Киттинга 1 миллион 250 тысяч долларов и право пользоваться его личным воздушным транспортом в любой момент - видимо, этот факт заставил мать Терезу написать письмо прокурору с горячей просьбой о помиловании Киттинга (просьба, естественно, не была удовлетворена). Прокурор предложил ей вернуть подарок Киттинга, потому, что это были краденные деньги. Она этого не сделала и на письмо прокурора не ответила.

«Можно сказать, что жертвовать матери Терезе стало очень популярным у людей, в отношении которых у богобоязненных верующих не оставалось сомнений, что они продали свою душу дьяволу. Поскольку никто из них и не думал после этого как-то менять род своих занятий, похоже, эти пожертвования рассматривались ими как своего рода индульгенции. "Прощенные", они с новыми силами возвращались к своему служению сатане.» - пишет один из христианских источников.

К матери Терезе много раз обращались с просьбой вернуть грязные деньги тем, у кого они были украдены. Каждый раз следовал решительный отказ: «Они пожертвовали эти деньги от чистого сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. Я не могу их отдать.»

Деятельность матери Терезы


Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Тереза стремилась облегчить страдания бедных слоев населения, правда была совсем не такой. Как документирует Хитченс, она фактически полагала, что страдание было выгодным. Это - то, почему она держала свои клиники настолько примитивными - не для того, чтобы больные люди могли быть вылечены, а для того чтобы они могли стать ближе к Богу через их страдания. Как писали критики, такие как Майкл Хаким: «Мать Тереза была насквозь пропитана примитивным фундаменталистским религиозным мировоззрением, которое видит боль, лишения и страдания, как облагораживающий опыт и прекрасное выражение связи с Иисусом Христом и его мучениями на кресте». На ее взгляд, страдания не были злом, которое нужно уменьшать, а благословением, которое нужно прославлять.

Бесплатные клиники Терезы оказывали помощь, которая была в лучшем случае примитивной и бессистемной, в худшем - антисанитарной и опасной, несмотря на огромные суммы пожертвований, которые она получала. Несколько добровольцев в клиниках Терезы, таких как Мэри Лоудон и Сьюзен Шилдс, свидетельствовали о недостаточной помощи, оказываемой умирающим. Несмотря на регулярно получаемые миллионы долларов в виде пожертвований, Тереза сознательно держала свои клиники неэффективными и плохо оборудованными, неспособными оказывать никакой, кроме самой примитивной, помощи.

Эти условия не были результатом недостаточного финансирования. Организация Терезы регулярно получала многомиллионные пожертвования, которые скрывались на банковских счетах, в то время как добровольцам говорили просить у спонсоров больше денег, аргументируя крайней нищетой и отчаянной нуждой. На деньги, которые она получала, вполне можно было построить полдюжины полностью оборудованных современных больниц, но эти деньги никогда не использовались для этой цели. Небрежная и примитивная помощь больным была не случайной.

На деле Мать Тереза создала только Дом Смерти и детский приют в Калькутте. После ее смерти доверители фонда долго и безуспешно пытались найти те самые школы, на содержание которых собирались ежегодно огромные средства - этих школ просто никогда не было. Как не было и больниц. Но зато нашлись документальные свидетельства о продаже детей из детского приюта, который немедленно тихо прикрыли во избежание скандала.

Врачи из разных стран Запада, поддавшиеся харизме Терезы, благородной идее помощи бедным и несчастным и подписавшиеся на волонтерство в стенах Дома Смерти, очень скоро приходили в недоумение, которое сменялось возмущением. Большинство пациентов можно было бы запросто вылечить, и без дорогостоящих операций - элементарными лекарствами, например, антибиотиками, которых в Доме Смерти не водилось (из всех лекарств был только аспирин). Иглы и шприцы мылись под краном, инфекционные больные лежали вперемешку с остальными, а терминальные онкологические больные, страдавшие от нестерпимых болей, так и умирали в мучениях, без болеутоляющих лекарств. В комнатах Дома Смерти не было ни стульев, ни вообще никакой мебели, кроме матрасов, брошенных на пол без постельного белья.

В Доме Смерти никогда не работал квалифицированный мед.персонал - только профессионально неграмотные монахини и волонтеры. И это вполне отражает философию Матери Терезы, считавшей,что «наш мир становится лучше благодаря страданиям обездоленных. Бедные люди должны быть счастливы своей прекрасной миссией и возможностью разделить ее с Христом ». Поэтому на многочисленные просьбы и призывы превратить Дом Смерти в больницу или хотя бы в хоспис, так как средства более чем позволяли, ответом было неизменное "нет". Все, к чему стремилась мать Тереза в своей деятельности - это возложить крест на чело умирающего и таким образом приумножить царство Христово.

"Предполагается, что человек, попадающий в дом милосердия, хоспис или лечебницу, должен жить в соответствии с теми же убеждениями, которые исповедуют сестры и сама мать Тереза, — возмущается один из работников независимой службы помощи больным СПИДом. — То есть если сестры полагают, что боль, испытываемая ими, — жертва Христу, то и все их пациенты автоматически должны думать точно так же". По его словам, он неоднократно слышал жалобы пациентов лечебниц ордена, которым не позволяют пользоваться болеутоляющими средствами (им ставилась в пример сама мать Тереза, всегда отказывавшаяся от болеутоляющих).

В 1994-м году Д-р Робин Фокс, главный редактор одного из самых уважаемых медицинских журналов мира "Ланцет", провел собственное расследование Дома Смерти - все факты подтвердились - и подверг условия содержания больных и уход за ними резкой критики на страницах журнала. Однако фонд критику проигнорировал. Следующая статья Дональда Мак-Интайра, опубликованная в 2005 году в The New Statesman, рассказала о содержании детей в приюте матери Терезы - грудные и новорожденные лежали все в одной большой кровати, больные и здоровые, а тех, кто постарше, просто привязывали.

Ее «больницы» для бедных в Индии и в других местах были не более чем складами людей, в которых тяжелобольные лежали на циновках, иногда по 50-60 в комнате, без врачебной помощи. Их болезни обычно не диагностировались. Еда была скудной и санитарные условия - плачевными. Там почти не было квалифицированного медперсонала, обычно только не обученные монашки и монахи.

Однако, когда сама Тереза заболевала, она ложилась в самые дорогие больницы и санатории, получая первоклассную медицинскую помощь и лицемерно отыскивала для себя самые передовые технологии на западе.

Тереза как личность


«Невозможная смесь Святого Франциска с фельдфебелем», - сказал о ней один из сотрудников Красного Креста.

Она ездила по всему миру, проповедуя против разводов, абортов и противозачаточных средств. На церемонии награждения Нобелевской премией она провозгласила, что «величайшая угроза миру во всем мире - аборты». Однажды она предположила, что СПИД может быть справедливым наказанием за предосудительное сексуальное поведение. "Мы не позволим ни одного аборта и запретим все противозачаточные средства" - говорила мать Тереза с трибуны перед многочисленной толпой во время посещения Ирландии. И в то же время поддерживала закон о насильственной стерилизации населения Индии, проводимой премьер-министром Индирой Ганди и ее сыном и последователем Самджаем Ганди, за что, кстати, заслужила порицание католической церкви.

Тереза постоянно занималась саморекламой, при этом не гнушалась ложью. Она утверждала, что ее миссионерская организация в Калькутте кормила в день более тысячи человек. Иногда она называла цифры в 4000, 7000 и 9000 человек. На самом деле ее благотворительные столовые кормили не более 150 человек шесть раз в неделю, включая монашек, послушниц и монахов из ее свиты. Она утверждала, что ее школа в трущобах Калькутты учит 5000 детей, а на деле их было меньше 100.

Тереза утверждала, что в Калькутте у нее 102 центра помощи семьям, но житель Калькутты Ароуп Чаттерджее, который много времени потратил на изучение ее миссионерской деятельности, не смог найти НИ ОДНОГО такого центра. За долгие годы ее миссионерской деятельности в Калькутте случилось более десяти наводнений и многочисленные эпидемии холеры, с тысячами жертв. Различные организации помогали жертвам, но Тереза и ее команда не принимали в этом никакого участия, кроме краткого появления во время одного из бедствий.

Во время пресс-конференции в Вашингтоне, когда ее спросили: «Учите ли вы бедных смиряться со своей участью?», она ответила: «Я думаю, это прекрасно, когда бедные смиренно принимают свою участь, деля ее со страстями Христовыми. Я думаю, что страдания бедняков очень помогают миру».

Но сама она жила более чем в достатке, останавливаясь в роскошных гостиницах во время заграничных поездок. Похоже, оставалось незамеченным, что эта знаменитость проводила большую часть своего времени вдали от Калькутты, подолгу задерживаясь в богатых домах Европы и США, летая из Рима в Лондон, а оттуда в Нью-Йорк на частных самолетах.

В результате ее деятельности, по самым скромным подсчетам, Ватикан заработал 3-5 миллиардов долларов, поступивших в ватиканские банки и никак не использовавшихся ни для помощи больным ни для милосердия... Следы значительной части денег, остававшихся у матери Терезы, канули в неизвестность после ее смерти. Официально счетов в банках у нее не было, но где-то же эти деньги хранились? Потраченное на благотворительность пренебрежимо мало даже по сравнению с небольшим остатком, который не был переведен на счета Ватикана...

26 августа 1910 года родилась католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», лауреат Нобелевской премии мира и причисленная в 2003 году Католической Церковью к лику блаженных Мать Тереза Калькуттская.

Сегодня мы решили продемонстрировать основные вехи ее жизненного пути и отобразить их в нашей классической фотоподборке.

Агнесса Гонджа Бояджиу родилась в семье албанского торговца в Македонии, в 1910 году. В 1919 году, когда Агнес было 9 лет, погиб её отец. Дружная и обеспеченная благодаря отцу семья пережила не только горе, но и впервые столкнулась с материальными трудностями.



Мать Тереза в юности

В 1928 году, в 18 лет, Агнесс окончила среднюю школу и задумалась о своём будущем. Однажды услышав, как священник читает письма от миссионеров из Индии, она заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии и послушала внутренний голос, который «призывал её стать миссионеркой в Индии». На этот раз девушка не стала противиться зову сердца, а решила «отправиться и поведать о жизни Христа людям». Для этого она уехала в Дублин (25.09.1928) и вступила в ирландский Орден сестёр Лорето, имевший миссию в Индии.


Молодая Мать Тереза

Зимой 1929 года после двух месяцев пребывания в ирландском Ордене сестёр Лорето и изучения английского языка Агнесс прибыла в монастырь Ордена в предгорье Гималаев, где и провела срок своего послушничества, готовясь к пострижению в монахини. По окончании срока её направили в Калькутту преподавать историю и географию в школу Св. Анны для девочек из обеспеченных семей. Здесь она выучила хинди и бенгальский язык. Здесь же впервые столкнулась с ужасающей нищетой Калькутты. 24 мая 1937 года Агнесс приняла монашеские обеты и стала директором школы Св. Анны.

«Мир начинается с улыбки»

Агнесс Гонджа Бояджиу взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье, французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.


«Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались»

10 сентября 1946 года сестра Тереза отправилась на ежегодное Святое Говенье в Дарджилинг, позже эту поездку она назвала «самым важным путешествием в её жизни ».


Под мерный перестук колёс в поезде она задремала, но внезапно проснулась оттого, что услышала голос, который был внутри неё: «Иди и живи среди бедных, а Я буду с тобой ». Это было божественное видение, смысл которого ей был ясен — Калькутта, беднейшая из бедных.


«Если вы судите кого-либо, то у вас не остается времени его любить»


Она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им. Это был приказ свыше, от самого Бога. Теперь я знала, что надо делать, но не знала как ».


Сестра Тереза была настойчива в своём стремлении — уйти из монастыря и жить среди бедных, но ни мать-настоятельница монастыря, ни сестры Ордена не поддержали её решения и даже стали относиться враждебно. Страдая от такого непонимания, сестра Тереза серьёзно заболела и едва не умерла. Во время болезни на неё снизошло видение, в котором она увидела себя на Небе стоящей перед Святым Петром. Между ними состоялся диалог:

- Зачем ты пришла сюда ? — спросил её Святой Пётр. — Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь ?
- Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из трущоб , — ответила ему монахиня.


«Самое важное лекарство — это нежная любовь и забота»

Оповещённый обо всём этом архиепископ Калькутты не знал, как поступить, и отложил принятие решения на год. Год спустя сестра Тереза (37 лет), ещё более уверовав в своё предопределение, вновь обратилась к архиепископу, а тот — в Ватикан к Папе римскому и в Ирландию в руководство Ордена. И, наконец, ещё год спустя, 16 августа 1948 года (38 лет) сестра Тереза получила разрешение покинуть Орден при условии, что она продолжит следовать обету нищеты, целомудрия и поста.


«Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит»

Навсегда простившись со спокойной, размеренной жизнью монастыря, сестра Тереза по ускоренной программе окончила курсы медсестёр и пошла в самый бедняцкий квартал Калькутты — трущобы Моти Джил. В первый день она просто говорила с нищими и помогала им, чем могла. На второй день взялась учить пятерых ребятишек из бедных семей алфавиту, рисуя буквы прямо на песке. Спала на соломенном полу в хижине, питалась, чем приходилось. Но уже некоторое время спустя, сумела снять небольшое помещение для школы, чтобы учить детей читать, писать и обслуживать себя, а также говорить с ними о Боге, который, несмотря на всю эту убогость, любит их.


«Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах»

Вскоре у неё появилась помощница, потом вторая, третья, четвёртая. Через год их уже было семеро. Все они тщательно отбирались, по самым строгим правилам их начальницы. Сестра Тереза была очень деятельной и целенаправленной, к тому же, не лишённой трудолюбия и не боящейся трудностей.


1950 год. Матери Терезе 40 лет — «время нонагонов» (Многие события, происходящие в это время, особенно начатые по инициативе самого человека, следует воспринимать как долг. Взятые в это время обязательства придётся выполнять ).


Мать Тереза и Принцесса Диана

Орден Сестёр Милосердия был открыт. Можно сказать, с этого времени сестра Тереза стала Матерью Терезой. В уставе своего Ордена к трём монашеским обетам (нищеты, целомудрия и поста) она добавила четвёртый — всеми силами служить беднейшим, ничего не требуя взамен. Поэтому дальше была работа — тяжёлая, неприятная, гнетущая, изматывающая, но с радостью в сердце и улыбкой на устах.


«Добрые слова кратки, произнести их легко, но эхо их продолжает звучать в вечности»

Ватикан никакой помощи не выделял, и сестры справлялись сами. Следуя уставу, они не имели никакого имущества, кроме одной смены одежды, спали на соломенных матрасах прямо на полу, питались рисом и овощами. Ежедневно вставали в 4 часа утра, усердно молились, а затем по 16 часов в день работали среди бедных. Чем занимались? Выпрашивали у богатых еду, тряпьё и лекарства с истёкшим сроком годности. Подбирали на улицах стариков, детей-калек, прокажённых, мыли их, обрабатывали раны, кормили и пр. (за 40 лет существования домов для умирающих сестрами Ордена с улиц Калькутты было подобрано 54 000 человек!).


«Радость — это сети любви для уловления душ»


Дом для умирающих посетил папа Иоанн Павел II (4 февраля 1986 года). Он был настолько потрясён всем происходившим, что не смог произнести ни слова, «с того самого дня Мать Тереза стала его правой рукой, его вторым «Я» в женском обличье». Сегодня первый Дом для умирающих («Нирмал Хирдай») стал молельней, доступной для всех желающих. В одном из его углов стоит статуя Божьей Матери с диадемой из золотых колец на голове. Когда-то эти кольца носили в носу женщины, которые умерли в этом Доме. «Вот так те, кто не имел ни гроша, подарили Божьей Матери золотую корону », — говорила о них Мать Тереза.


Фото: Мать Тереза отпускающая голубя

Исцелить их было нельзя, им помогали умереть. И бедняги, которым более всего на свете нужна была простая человеческая любовь, умирали с улыбкой на устах. В христианскую веру их не обращали, хотя и говорили им: «Хвала Иисусу в твоём лице, ведь это ты сейчас делишь с ним его муки». Хоронили по индусским обычаям. И так изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, без помощи и поддержки, всё только по воле Провидения…


«Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних»

Осенью 1950 года Орден Миссии Милосердия, в котором к тому времени было уже 12 сестёр, начал свою официальную деятельность (утверждён 7.10.1950 папой Пием XII). Сегодня тысячи сестёр Ордена Милосердия во всём мире отмечают 7 октября, как день основания единственного католического Ордена, возникшего в XX веке.


«Мы не можем творить великие дела — а только маленькие дела с большой любовью»

Мать Тереза сама удивлялась тому, как порой решались материальные проблемы. Сразу же после открытия Ордена один богатый господин продал им за бесценок свой дом, который стали называть «Домом Матери» (в нём жили сестры милосердия, прибывавшие из других городов Индии, а в дальнейшем — и со всего мира). Понемногу поступали подаяния от людей. С началом же экспансии Ордена по всему миру (1965 год) Мать Тереза стала получать премии и крупные пожертвования, которые всецело направлялись на помощь беднейшим из бедных.


«Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо»

Мать Тереза сама открывала новые отделения своего Ордена в разных странах. Сама или по просьбе Папы Римского отправлялась в зоны войн и катастроф; посетила палестинские лагеря беженцев в Ливане, Эфиопию во время засухи, Гватемалу после землетрясения, Советский Союз после Чернобыля и Спитака, Боснию и Герцеговину в годы их разрухи.


17 октября 1979 года мать Тереза получила Нобелевскую премию мира

Во время своих поездок Мать Тереза никогда не оставалась просто сторонним наблюдателем, она помогала людям, например, в разбомбленном Бейруте подобрала и чудом вывезла оттуда 60 изувеченных и больных малышей, в Спитаке открыла Дом милосердия для пострадавших от землетрясения. Когда же мир узнал о массовых изнасилованиях в Боснии, которые превратились едва ли не в орудие войны, Мать Тереза отправилась туда, в поездку по женским больницам. Она просила пострадавших боснийских женщин не делать аборты. «Отдайте их мне, если вы не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех отвергнутых детей», — говорила им Мать Тереза.


«Я чувствую себя карандашом в руке Господа. Бог пишет нами, и пишет хорошо, даже если мы — несовершенное орудие»

Католический орден, организованный Матерью Терезой, не смотря на строжайший аскетизм, пользуется огромной популярностью во всём мире. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, в который число желающих вступить превышает возможности конгрегации их принять.


«Любовь не должна и не может быть самоцелью, ибо в таком случае она теряет смысл и свое значение»

По данным 1997 года (года смерти Матери Терезы и подведения итогов её деятельности) в мире существовало 400 отделений Ордена Сестёр Милосердия в 111 странах, 700 Домов Милосердия в 126 странах, сотни тысяч людей получили медпомощь, в школах Ордена обучалось 20 000 детей. Бюджет Ордена составляет примерно 10−50 миллиардов долларов в год.


Памятник Матери Терезе в родном городе Скопье

Хотя Мать Тереза считала свою работу «каплей в море», её известность и признание в мире росли. Возросли и обязанности. Выйдя за рамки Калькутты, она стала посланником миссии милосердия в других городах и странах, а вместе с тем желанным и почётным участником многих общественных мероприятий и форумов. Её труд был отмечен многочисленными почётными наградами и премиями, особенно в 70-ые годы.