Св великомученица анастасия. В чем помогает Анастасия Узорешительница

Святая Великомученица Анастасия великая святая и празднуется она как Православной Церковью 4 января , так и католической Церковью 25 декабря.

Святая великая мученица которая пострадала в 4 веке в Сербии, в городе Сремска Митровица, это тот самый город, который мы вспоминали, что в нём учился святой святитель Амвросий Медиоланский.

В русской традиции, она известна как Анастасия Узорешительница, за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан, в Западной традиции её называют Анастасия Сирмийская. Это потому, что в христианстве есть ещё одна очень известная святая Анастасия, это Анастасия Римлянина.

Достоверных исторических сведений о мученичестве Анастасии не сохранилось.

Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона . Её мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хризогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию, Македонию; по её прибытии в Сирмиум, так назывался в древности Сремска Митровица, она была схвачена и после мучений сожжена на костре.

католическая икона

Почитание Анастасии на Западе в IV веке было широко распространено, что подтверждает церковь св. Анастасии, воздвигнутая в IV веке в Риме у подножия Палатина и сохранившаяся до наших дней. В этом храме традиционно Папа служил вторую рождественскую мессу следуя ночью после вечернего богослужения из Рима на главную дневную мессу в Ватикан и 2 из трёх Рождественских торжественных месс он служил в честь св. Анастасии, память которой отмечается католиками в день Рождества, трансформировавшуюся позже в так называемую «мессу на рассвете» .. Эта базилика святой Анастасии в Риме именуется ТИТУЛЯРНАЯ, то есть главная Церковь настоятелем которой является кардинал. В старые времена в этом храме и совершалась папская ночная месса на Рождество Христово.

Мощи св. Анастасии были в конце V века перенесены из Сирмиума в Константинополь (Стамбул). Оттуда её мощи разошлись по всей Европе. В начале IX века император Никифор I подарил большую часть мощей (пепла от святой Анастасии) епископу Донату города Задар в Хорватии, который поместил их в собор св. Анастасии в хорватском городе Задар . Реликварии с мощами св. Анастасии также хранятся на горе Афон, в Риме, в монастыре баварского города Бенедиктбойерн .

В Бенедиктбоерн паломников влекут хранящиеся там христианские святыни, и среди них - реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящийся в знаменитой капелле святой Анастасии, расположенной в северной части главного монастырского храма. По преданию, ее строительству предшествовало так называемое Кохельзеерское чудо. Чудо это связано с военными событиями 1704 года. Монастырские записи свидетельствуют, что по молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы чудом уцелели монастырь и его постройки, а также несколько баварских деревень, находившиеся в районе озера Кохельзее, где велись боевые действия.
C тех пор великомученицу Анастасию Узорешительницу жители Баварии стали называть своей покровительницей и защитницей, а в благодарность за ее заступничество перед Богом воздвигли во имя ее красивую капеллу и изготовили для ее мощей новый драгоценный реликварий. Капелла построена (в 1751-1755 гг.) архитектором И.-М. Фишером в форме эллипса, ее интерьер богато декорирован лепниной и живописными панно. Европейские искусствоведы считают капеллу за ее изящные пропорции и декоративность скульптур и живописи «жемчужиной стиля рококо».

Множество русских православных мигрантов съезжаются 4 января в этот католический монастырь чтобы помолиться у мощей святой Анастасии.

Реликварий с мощами (небольшим фрагментом лобной части) святой Анастасии Узорешительницы хранится в алтарной части капеллы. Монастырские записи, сделанные на латыни, свидетельствуют, что мощи были подарены неизвестным монахом, доставившим их в Бенедиктбоерн в 1035 году из Италии. В монастыре неохотно вспоминают о том, что эти мощи были тайно похищены из храма Святой Марии в Органо, что в Вероне. Реликварий, в котором хранятся мощи, искусной работы, сделан в виде бюста. Он выполнен мюнхенскими мастерами в 1725 году из серебра и золота и украшен драгоценными камнями. Это своего рода скульптурное изображение святой, главу которой украшает золотая корона с жемчугом. Бюст-реликварий представляет собой уникальный образец немецкого ювелирного искусства середины XVIII века.

Так же известно, что частица мощей Анастасии Узорешительницы издавна пребывает в России - в Благовещенском соборе Московского Кремля .

Но главная часть мощей находится в Задаре Хорватия в Кафедральном соборе святой Анастасии, в городе на Адриатическом побережье.

По данным на 2004 год в архиепархии Задара насчитывалось 158 344 католика (96,5 % населения), 103 священника и 117 приходов. Кафедральным собором епархии является собор Святой Анастасии, один из семи хорватских соборов, имеющих почётный статус «малой базилики». Епархию с 15 марта 2010 года возглавляет архиепископ Желимир Пулич .

Честная глава находилась в монастыре Анастасии Узорешительницы в горах на полуострове Халкидики, недалеко от города Салоники. В ночь с 22 на 23 апреля 2012 года мощи были похищены.

В ночь с 22 на 23 апреля 2012 года из основанного в IX в. монастыря св. великомученицы Анастасии Узорешительницы на полуострове Халкидики были похищены мощи (глава и нога) этой святой.

Похищенные мощи — одна из наиболее чтимых святынь Греции.

Через агентство новостей «Амен» уже распространено обращение митрополита Милетского Апостола, в котором он просит похитителей вернуть мощи любым способом.

Чтобы проникнуть в монастырский собор, где в драгоценных ковчегах хранились честная глава и нога великомученицы Анастасии, грабители взломали 5 дверей.

Святая считалась покровительницей беременных. Традиционно, в старину на Руси, в день почитания Анастасии Узорешительницы 4 января, с молитвами к этой Святой, женщины вышивали специальное полотенце, которое должно было помочь им благополучно разрешиться от бремени.

МОЛИТВА


О, многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты Душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судище Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Происхождение имени «Анастасия» связано с древнегреческим языком и в переводе означает «воскрешение», «возвращение к жизни». Существует еще и парное мужское имя с тем же значением, но оно не получило у нас широкого распространения.

О популярности женского имени свидетельствуют православные святцы. В церковном календаре мы встретим 15 святых с этим именем, большинство из них (10 человек) - мученицы. Одна преподобная Анастасия - мать преподобного Саввы Сербского, одна александрийская пустынница, по преданию жившая в мужском монастыре под именем Анастасий – евнух, одна страстотерпица - дочь последнего русского императора Николая II, еще одна монахиня и святая Анастасия Латрийская.

Не менее впечатляющ и список святых с парным мужским именем Анастасий - он насчитывает 20 православных подвижников из разных стран.

Именины Анастасии

Редкие обладатели имени могут похвастаться таким обилием святых покровителей. Насти могут праздновать именины 4 января, 23 марта, 5 апреля, 28 апреля, 10 мая, 1, 5 и 9 июня, 4 июля, 17 июля, 10 августа, 11 и 12 ноября, 17 декабря.

Святые с именем Анастасия

В православном календаре можно найти не менее пятнадцати святых с этим именем, попробуем немного рассказать о самых знаменитых подвижницах.

Среди подвижниц с именем Анастасия на первом месте по известности окажется покровитель заключенных - святая великомученица Анастасия Узорешительница. Самое раннее ее житие, дошедшее до нас, составлено в VI веке, поэтому о жизни этой святой нам почти ничего не известно.

Великомученица Анастасия пострадала в 304 году во время жестоких гонений императора Диоклетиана. Это был император, желавший спасти распадающуюся Римскую империю. Как отмечает христианский писатель Лактанций в сочинении «О смерти гонителей», преследования за веру были тотальными: «Всех людей, (без различия) пола и возраста, сгоняли на костер; причем их было такое множество, что их окружали не по одиночке, а толпами, и предавали огню; прислугу (же) топили в море, привязав каждому к шее жернов. Не менее дикое гонение коснулось и прочего народа, ведь судьи, рассеявшись по всем храмам, гнали всех на жертвоприношения.. Застенки были полны, выдумывались неслыханные виды пыток, и, по какому бы делу не вершился суд, в уединенных местах и перед трибуналом были расположены алтари, чтобы участвующие в тяжбе прежде приносили жертвы и при таких обстоятельствах высказывались о своих делах».

Анастасия бесстрашно посещала римские тюрьмы и помогала страдальцам. После смерти своего учителя она путешествовала по провинциям Римской империи, где бушевали гонения. Побывала в Греции и Македонии, облегчала страдания узников - братьев по вере. Вскоре ее схватили и как христианку приговорили к сожжению на костре.

Великомученицу широко почитали на Западе уже в IV веке. Ее честная глава находилась в монастыре святой Анастасии неподалеку от греческого города Салоники, но в ночь с 22 на 23 апреля 2012 года неизвестные украли мощи этой подвижницы.

Анастасия Римлянка или Римляныня

В 250 или в 256 году в Риме после продолжительных пыток обезглавили еще одну мученицу с именем Анастасия. Ставшая сиротой в возрасте трех лет, знатная девушка воспитывалась в христианской общине близ вечного города. Она была очень красива, и в 20-летнем возрасте отвергнутые женихи выдали ее градоначальнику Прову. Тот потребовал отречься от Христа и выйти замуж за какого-нибудь патриция. Анастасия отказала, взбешенный гонитель приказал мучить ее голой пред толпой, но святая продолжала славить Спасителя и в конце-концов была казнена. Ее тело было найдено местными христианами и погребено в окрестностях Рима.

Анастасия Римская

Видимо Рим обладал особой притягательностью для мучениц с именем Анастасия. После проповеди святых апостолов Петра и Павла одна жительница вечного града приняла новую веру. Во время гонений Нерона Анастасия со своей подругой Василисой погребала тела умерших христиан. После пыток ее, как римскую гражданку, обезглавили - в 68 году. (Римские граждане, о чем мы можем узнать, например, из Деяний Апостолов, обладали рядом привилегий: они могли требовать суда императора, поэтому апостола Павла везли в Рим, а сам он провел несколько лет в темнице в ожидании суда. К римским гражданам не могли применяться позорные казни (распятие или съедение дикими зверями на арене), поэтому их казнили мечом.

О причинах гонений Нерона на христиан кратко сообщают античные историки Светоний и Тацит. Текст последнего в XV книге «Анналов» связывает преследования последователей новой веры с великим пожаром Рима и желанием императора свалить вину на христиан: «Вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

Мощи святой мученицы Анастасии находятся в Риме.

Анастасия Романова

Младшая дочь последнего русского императора Николая II родилась 18 июня 1901 года. Она была четвертым ребенком в семье, с 8-летнего возраста получала домашнее образование. В программу обучения входили французский, английский и немецкий языки, история, география, Закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка.

Анастасия Николаевна не любила грамматику, писала со множеством ошибок, а арифметику называла «свинством». При этом у Анастасии был очень добрый характер - она любила домашних животных, обожала конфеты и сладости и охотно делилась ими с окружающими.

Воспитатели Анастасии говорили, что у девочки легкий характер. Она любила играть в прятки, лапту, серсо (игра, в которой необходимо забросить кольца на колышек). Охотно лазила по деревьям, любила вплетать в волосы цветы и была нежно привязана к своему брату Алексею, проводя с ним целые дни во время приступов его болезни.

Повзрослев, во время Первой мировой войны в госпитале она давала концерты для раненных и помогала сестрам и матери в их служении сестер милосердия.

Вместе с остальными царственными страстотерпцами расстреляна в подвале Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Легенда о спасении Анастасии Романовой. После расстрела царской семьи большое распространение получила история о чудесном спасении младших детей Николая II - Анастасии и Алексея. Самой известной лжеАнастасией была Анна Андерсон, которая утверждала, что ее спас солдат с музыкальной фамилией Чайковский. Самозванку быстро разоблачили, а окончательную точку в этом вопросе поставили две генетические экспертизы, проведенные в 1995 и 2011 годах.

4 января Православная Церковь вспоминает святую великомученицу Анастасию Узозрешительницу. Об истории одного из самых популярных женских имен в России и святых Анастасиях читайте в нашем материале.

Происхождение имени «Анастасия» связано с древнегреческим языком и в переводе означает «воскрешение», «возвращение к жизни». Существует еще и парное мужское имя с тем же значением, но оно не получило широкого распространения в России.

О популярности женского имени свидетельствуют православные святцы. В календаре Русской Православной Церкви мы встретим 15 святых с этим именем, большинство из них (10 человек) – мученицы. Одна преподобная Анастасия – мать преподобного Саввы Сербского, одна александрийская пустынница, по преданию жившая в мужском монастыре под именем Анастасий – евнух, одна страстотерпица – дочь последнего русского императора Николая II, еще одна монахиня и святая Анастасия Латрийская.

Не менее впечатляющ и список святых с парным мужским именем Анастасий – он насчитывает 20 православных подвижников из разных стран – от Египта до Персии, Болгарии и России.

Имя Анастасия на разных языках

Благозвучное звонкое имя давно полюбили не только в России, но и за ее пределами. В Британии мы встретим Stacy(Стейси), в Германии – Nastja, Anastasija (Анастазию), во Франции – Anastasi, Naste (Анастаси и Насте), в славянских языках вариации нашей Анастасии. В общем «Настю» полюбили во всей Европе – от теплой Греции до холодной России. Анастасию можно найти даже в Китае или в Корее.

Настя, Настенька и другие сокращенные и уменьшительные формы имени Анастасия

Редкое русское личное имя может соперничать с Настей по разнообразию уменьшительно-ласкательных форм. Тася, Стася и даже Ася – все эти формы в современном словаре личных имен связаны с привычной нам Настенькой, а еще есть Анастасиюшка, Анастаска, Настася, Настя (Наста), Нася (Наса), Ната, Ная, Наюся, Нюся, Настёна, Тёна, Настёха, Настуся, Туся, Настюля (Настуля), Настюня (Настуня), Настюра, Стюра, Настюха, Настюша, Настяха, Стася, Тася, Тая, Ася, Асюша, Сюша, Асюта, Сюта. Если же человеку нужно обратиться к какой-нибудь «Анастасии Ивановне», то стоит помнить, что у этого имени совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей.

Мужское имя Анастасий

Мужское имя с тем же древнегреческим корнем не часто встретишь в России. Большинство людей вспомнят лишь Анастаса Микояна - советского руководителя с краткой формой имени «Анастасий».

О Микояне сейчас чаще всего говорят в связи с одноименным мясокомбинатом. В 30-е годы Анастас Иванович был народным комиссаром пищевой промышленности и создавал советский фастфуд. В частности не без его участия была придумана знаменитая «Докторская» колбаса и печально известные «рыбные дни» в советских столовых.

Мало кто знает, что Анастас Микоян учился в 1916 году в духовной академии, расположенной в Эчмиадзинском монастыре.

В других странах мужское имя Анастасий было распространено больше, доказательством этого могут служить четыре римских Папы и два византийских императора.

Папа Анастасий IV, живший в XII веке, вошел в историю Церкви как римский епископ с одним из самых коротких сроков пребывания на кафедре вечного города. Он был Папой чуть больше одного года – с 12 июля 1153 года по 3 декабря 1154, но за это время он перенес мощи святой равноапостольной Елены – матери Константина Великого были перенесены в скромную раку, а роскошный античный саркофаг, где ранее хранились останки святой, он приготовил для себя. В этом саркофаге он и был погребен в крипте святого Петра.

А вот среди женщин знаменитостей было море – теннисистка Мыскина, героиня Достоевского Настасья Филипповна, женщина – богатырь Настасья Микулишна, дочь последнего русского императора Николая – вот лишь краткий список исторических лиц и литературных персонажей с именем Анастасия. Еще Анастасией была дочь князя киевского Ярослава Мудрого – королева Венгрии. Ее изображение можно найти на фреске Софийского собора в Киеве. Судьба самой царицы была очень непростой – из Венгрии ей с детьми пришлось бежать в Баварию. Один из ее сыновей поспорил с Анастасией Ярославной и даже поднимал на нее руку.

Имя Настя

В новом тысячелетии редко найдешь школу, институт или работу, где не было бы девочки или девушки Насти. В 1978-1981 году Анастасиями называли 31 младенца из тысячи, и это имя было всего лишь на 11 месте. Но затем начался стремительный рост популярности:

В 80-е годы прошлого столетия Юрий Антонов спел «Анастасию»:

Жизни даль распахнув мне настежь,
Ты явилась, весны красивей.
Птицы в небе щебечут: «Настя»,
Травы вторят: «Анастасия».
Счастлив я, покоренный властью
Этих глаз васильково-синих.
Губы с нежностью шепчут: «Настя»,
Сердце вторит: «Анастасия».

С тех пор популярность имени постоянно возрастает.

В 2011 году 53 из ста новорожденных москвичек звали Анастасией. Несколько раз за последние 15 лет это имя выходило на первое место по популярности. В 2013 году оно было вторым, уступив в Москве первенство Марии.

Именины Анастасии

Редкие обладатели имени могут похвастаться таким обилием святых покровителей. Насти могут праздновать именины 4 января, 23 марта, 5 апреля, 28 апреля, 10 мая, 1, 5 и 9 июня, 4 июля, 17 июля, 10 августа, 11 и 12 ноября, 17 декабря.

Святые с именем Анастасия

В православном календаре можно найти не менее пятнадцати святых с этим именем, попробуем немного рассказать о самых знаменитых подвижницах.

Среди подвижниц с именем Анастасия на первом месте по известности окажется покровитель заключенных – святая великомученица Анастасия Узозрешительница. Самое раннее ее житие, дошедшее до нас, составлено в VI веке, поэтому о жизни этой святой нам почти ничего не известно.

Великомученица Анастасия пострадала в 304 году во время жестоких гонений императора Диоклетиана. Это был император, желавший спасти распадающуюся Римскую империю. Как отмечает христианский писатель Лактанций в сочинении «О смерти гонителей», преследования за веру были тотальными: «Всех людей, (без различия) пола и возраста, сгоняли на костер; причем их было такое множество, что их окружали не по одиночке, а толпами, и предавали огню; прислугу (же) топили в море, привязав каждому к шее жернов. . Не менее дикое гонение коснулось и прочего народа, ведь судьи, рассеявшись по всем храмам, гнали всех на жертвоприношения.. Застенки были полны, выдумывались неслыханные виды пыток, и, по какому бы делу не вершился суд, в уединенных местах и перед трибуналом были расположены алтари, чтобы участвующие в тяжбе прежде приносили жертвы и при таких обстоятельствах высказывались о своих делах».

Анастасия бесстрашно посещала римские тюрьмы и помогала страдальцам. После смерти своего учителя она путешествовала по провинциям Римской империи, где бушевали гонения. Побывала в Греции и Македонии, облегчала страдания узников –братьев по вере. Вскоре ее схватили и как христианку приговорили к сожжению на костре.

Великомученицу широко почитали на Западе уже в IV веке. Ее честная глава находилась в монастыре святой Анастасии неподалеку от греческого города Салоники, но в ночь с 22 на 23 апреля 2012 года неизвестные украли мощи этой подвижницы.

Анастасия Римлянка или Римляныня

В 250 или в 256 году в Риме после продолжительных пыток обезглавили еще одну мученицу с именем Анастасия. Ставшая сиротой в возрасте трех лет, знатная девушка воспитывалась в христианской общине близ вечного города. Она была очень красива, и в 20-летнем возрасте отвергнутые женихи выдали ее градоначальнику Прову. Тот потребовал отречься от Христа и выйти замуж за какого-нибудь патриция. Анастасия отказала, взбешенный гонитель приказал мучить ее голой пред толпой, но святая продолжала славить Спасителя и в конце-концов была казнена. Ее тело было найдено местными христианами и погребено в окрестностях Рима.

Анастасия Римская

Видимо Рим обладал особой притягательностью для мучениц с именем Анастасия. После проповеди святых апостолов Петра и Павла одна жительница вечного града приняла новую веру. Во время гонений Нерона Анастасия со своей подругой Василисой погребала тела умерших христиан. После пыток ее, как римскую гражданку, обезглавили – в 68 году. (Римские граждане, о чем мы можем узнать, например, из Деяний Апостолов, обладали рядом привилегий: они могли требовать суда императора, поэтому апостола Павла везли в Рим, а сам он провел несколько лет в темнице в ожидании суда. К римским гражданам не могли применяться позорные казни (распятие или съедение дикими зверями на арене), поэтому их казнили мечом.

О причинах гонений Нерона на христиан кратко сообщают античные историки Светоний и Тацит. Текст последнего в XV книге «Анналов» связывает преследования последователей новой веры с великим пожаром Рима и желанием императора свалить вину на христиан:«Вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

Мощи святой мученицы Анастасии находятся в Риме.

Анастасия Романова

Младшая дочь последнего русского императора Николая II родилась 18 июня 1901 года. Она была четвертым ребенком в семье, с 8-летнего возраста получала домашнее образование. В программу обучения входили французский, английский и немецкий языки, история, география, Закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка.

Анастасия Николаевна не любила грамматику, писала со множеством ошибок, а арифметику называла «свинством». При этом у Анастасии был очень добрый характер – она любила домашних животных, обожала конфеты и сладости и охотно делилась ими с окружающими.

Воспитатели Анастасии говорили, что у девочки легкий характер. Она любила играть в прятки, лапту, серсо (игра, в которой необходимо забросить кольца на колышек). Охотно лазила по деревьям, любила вплетать в волосы цветы и была нежно привязана к своему братуАлексею, проводя с ним целые дни во время приступов его болезни.

Повзрослев, во время Первой мировой войны в госпитале она давала концерты для раненных и помогала сестрам и матери в их служении сестер милосердия.

Вместе с остальными царственными страстотерпцами расстреляна в подвале Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Легенда о спасении Анастасии Романовой

После расстрела царской семьи большое распространение получила история о чудесном спасении младших детей Николая II – Анастасии и Алексея. Самой известной лжеАнастасией была Анна Андерсон, которая утверждала, что ее спас солдат с музыкальной фамилией Чайковский. Самозванку быстро разоблачили, а окончательную точку в этом вопросе поставили две генетические экспертизы, проведенные в 1995 и 2011 годах

Иконы Анастасии

На иконах святых часто можно найти предметы, связанные с их подвигом.

Великомученица Анастасия Узоразрешительница изображается с крестом (символом мученичества) и склянкой с лечебным маслом, которым она облегчала страдания узников.

Анастасия Римлянка часто облачена в иноческие одежды как символ целомудрия.

Иконография святой Анастасии Романовой отличается некоторым портретным сходством. В руках святая держит крест, как символ страданий. На самой распространенной иконе царственных страстотерпцев на голове у Анастасии можно видеть корону или диадему как символ царской

Замуж против воли

Святая Анастасия (+304) росла во времена императора Диоклетиана, известного всем, знакомым с историей, жестокими гонениями на христиан. В ее семье исполнились слова Христа, когда самых близких людей разделят их взгляды: восстанет сын на отца и брат на брата. У святой Анастасии была нежная мать, воспитавшая дочь в христианской вере. И отец – властный и гордый сенатор-язычник, слышать не хотевший ни о каких христианах, тем более что их странная вера не одобрялась государственной властью. Не одобрялась вплоть до смертной казни через поедание львами.

Когда мать-защитница умерла, отец отдал свою красивую дочь в жены богачу Помплию. Но Анастасию не привлекал брак с человеком, которому враждебно то, что так дорого ей. Она хотела хранить девство. И это ей удавалось: при каждой попытке мужа подступиться к ней она говорила, что болеет неизлечимым заболеванием и избегала его.

Сильнее страха

Все тюрьмы Рима того времени были полны христианами. Узников почти не навещали – сочувствовать и словом, тем более делом было опасно. Многие христиане после жестоких побоев заживо гнили, умирая от ран в нестерпимой боли, другие, не дождавшись казни, умирали от болезней и истощения.

Анастасия знает об этом и находит способ помочь. Переодевшись в нищенку и подкупив стражников (деньги были), она передает в тюрьму еду, воду, лекарства, одежду, и сама приходит и перевязывает раны мучеников.

Такое бесстрашие совсем юной девушки, посреди всеобщих ужасов, для людей в шаге от гибели становится свидетельством: да, любовь, о которой говорил Христос, есть, и она и вправду такая: утешающая, всепобеждающая, все терпящая любовь, и она сильнее страха.

Тьма перед светом

Вскоре муж Помплий узнал о том, куда так часто уходит жена. Он избил ее и запер в покоях, приставив стражу. В это время умирает отец Анастасии и к ней переходит все его состояние. Помплий начинает избивать Анастасию регулярно, надеясь, что та умрет и деньги перейдут к нему.

Единственным утешением для Анастасии оставалась тайная переписка с духовным наставником Хрисогоном, которую ей удалось продолжить с помощью преданных слуг. В одном из писем святая писала: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою».

Ответные слова учителя укрепляли в терпении: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». Хрисогон предсказал, что вскоре Анастасия освободится от власти своего жестокого мужа. Предсказание сбылось: Помплий как посол был отправлен в Персию, но корабль, на котором он плыл, попал в бурю и затонул.

Узорешительница

Став свободной, Анастасия сразу же продолжила свое дело. Богатое наследство позволяло не ограничиваться в средствах. Вскоре ее учитель Хрисогон был отправлен на суд под председательством самого Диоклетиана. Святая пошла за наставником. Святой Хрисогон был мученически убит. А по прошествии месяца явился Анастасии в видении и сказал, что скоро мученически погибнут три молодых христианки - Агапия, Хиония и Ирина, и Анастасия должна их укрепить перед казнью. Анастасия отыскала в тюрьме будущих мучениц и как могла укрепляла их веру. Девушки были убиты на ее глазах, Анастасия сама похоронила их.

Теперь Анастасия стала обходить не только тюрьмы Рима, но и других мест. Господь при жизни дал ей дар исцелений и утешения, и даже безнадежно больные выздоравливали, а унывающие могли преодолеть смертный ужас.

Ее стали называть Узорешительницей: не потому, что она избавляла от тюрьмы, но потому, что она освобождала от душевной гибели и помогала увидеть смысл в своих страданиях и сохранить верность Богу.

Радость дружбы

У святой Анастасии было много друзей, разделявших ее жизнь. Одной из них была вдова Феодотия. Дружба, объединенная стремлением помочь, не объясняя друг другу – зачем, зачем так рисковать и вообще все это делать, - приносила в их жизнь взаимное утешение.

Тем больнее было терять друзей, гибнувших от пыток и казней гонителей. Святой Анастасии не раз приходилось быть свидетельницей мучений и казней дорогих людей. Пришлось увидеть и смерть Феодотии и трех ее сыновей. Только вера во встречу на Небе укрепляла в те минуты.

В застенке

А вскоре взяли и Анастасию. Император Диоклетиан, которому донесли, что богатая вдова тратит свое имение на помощь «презренным христианам», пришел в ярость. Особенно его возмутил факт, что она переплавляла на деньги домашних языческих идолов, сделанных из драгоценных металлов, и тратила деньги «на преступников».

Учитывая знатное происхождение Анастасии, император оставил ей возможность сохранить жизнь: верховный жрец Ульпиан должен был убедить Анастасию «одуматься» и принести жертву языческим богам. В противном случае святую ждали муки и смерть.

Ульпиан уговаривал Анастасию, прибегал к разным хитростям, но не преуспел. Тогда так разъярился, что хотел напоследок надругаться над хранившей девство Анастасией прежде, чем отдать ее на пытки. Но как только его рука коснулась святой, жреца ослеп. В ужасе кинувшись к языческим идолам за помощью, он упал замертво.

Друзья познаются в беде

Два месяца той, которая кормила голодных, не давали даже хлеба. Это испытание Бог попустил, чтобы утешившую не один десяток мучеников утешили друзья.

По ночам к Анастасии приходила ее подруга, святая мученица Феодотия, казненная на ее глазах, и укрепляла святую чудесным образом. И Анастасия пережила двухмесячный голод.

Тогда Анастасию вместе с другими осужденными попытались утопить на корабле, которому пробили дно, когда он был на большом расстоянии от берега. Как только судно начало утопать, узникам опять явилась святая Феодотия и помогла добраться кораблю до пристани. 120 чудом выживших осужденных поверили в Бога христиан и тут же, на спасенном корабле, были крещены Анастасией.

Все новокрещеные вскоре были казнены, и приняли смерть как мученики. Великомученицу Анастасию привязали к четырем столбам и разожгли под ней огонь: но пламя не коснулось ее тела, а дух вознесся к Богу. Великомученицу похоронила христианка Аполлинария, а позже построила храм над местом ее погребения.

Святой великомученице Анастасии христиане молятся в самых разных тяжелых обстоятельствах, внешних или внутренних, с просьбой о терпении и понимании смысла переносимых страданий, об утешении и избавлении от них.

Икона Анастасии Узорешительницы помогает людям в том, в чем девушка помогла ближним при жизни: жила она в эпоху гонений на христиан и все свои физические и духовные силы потратила на помощь ближним. Господь наградил ее многими дарами, два из которых прославили святую так, что мы помним о ней и сегодня.

Имя Анастасии означает воскресшая, восставшая из мертвых. Таким образом, святая великомученица предвозвещает нам скорое воскресение в телах всех людей, и в доказательство помогает молящимся своей иконе и сегодня, исполняя их просьбы так же щедро, как и при жизни.

Икона Анастасия Узорешительница: описание

Святая великомученица Анастасия, прозванная Узорешительницей, была коренной римлянкой из богатого и знатного рода. На иконе ее изображают с сосудом елея (растительного масла), которым она врачевала людей. Помимо физической помощи, у святой был несомненный дар слова: она владела утешительным словом и была способна внушать мужество и укреплять сердца людей, которым предстояли испытания. Господь через Своих верных помощников-христиан всегда помогает людям, насколько это возможно. Так он делал и через Анастасию. За многочисленные подвиги помощи нуждающимся она была удостоена дара целительства и утешения, а еще убедительного слова, мужества, нищеты и милости. Она получала откровения от Бога кому и в чем нужна помощь и спешила к страдальцам днем и ночью.

Известно, что после смерти и прославления святой мученик получает больше возможностей влиять на нашу жизнь. Так, перед иконой святой великомученицы Анастасии Узорешительницы мы видим пример истинного христианства и смиренно просим у нее благ, достатка и здоровья – тех вещей, которые она без остатка раздала при жизни. Святая добровольно взяла на себя подвиг девства, нищеты и милосердия ради любви к Богу.

Значение иконы Анастасия Узорешительница

Читая житие святой Анастасии невозможно представить, как способен человек вынести столько добровольных лишений и страданий. Как знатная римлянка с огромным наследством, эдакая наследница олигарха 3 века, раздала все богатство и посвятила жизнь прислуживанию заточенным в темнице, страдающим, голодным и больным за имя Христово. Соответственно, за все облегчения страданий словом и делом, ее прозвали Узорешительницей, то есть, разрешающей от уз (от тесноты, страдания).

Анастасия при жизни терпела много испытаний от мужа, от супружеского долга с которым она уклонилась. Супруг был язычником, а невеста Христова хотела сохранить обет чистоты и притворилась по-женски больной, чтобы избежать близости. Супруг нещадно бил и издевался над мученицей и хотел погубить окончательно, но рука Божия покарала злодея, и Анастасия освободилась от узурпаторства, став вдовой. Поэтому перед ее иконой молятся все, кто страдает от несправедливости и притеснения.

Анастасия Узорешительница – символ мужества и настойчивости. Святая страдала от рук судей, жрецов и императора, но не боялась властей Рима, а твердо исповедовала Христа и в пытках только укреплялась в вере. Ради такой преданности и неоставления креста даже до смерти, как и завещал Спаситель, святая была прославлена как безотказная в милосердии и быстрая в помощи всем терпящим боль, страх и унижение.

От чего помогает икона Анастасия Узорешительница?

Узорешительница, дословно – избавительница от всякого стеснения (страдания). Такое прозвище святая получила за сердобольное стремление облегчить страдания всем гонимым за веру христианам. Таким образом, через ее икону можно обращаться к Анастасии, как живой, и она облегчит наши узы:

  • непраздности (разрешение от уз в родах);
  • тюремного заключения;
  • безденежья;
  • отчаяния и страха;
  • болезни и безысходности.

Анастасии Узорешительнице следует молиться девушкам, которые решили посвятить себя Христу и боятся лишиться девства. К ее помощи можно прибегать, когда есть угроза насилия. Ей молятся о мужестве и укреплении перед испытанием. Эта хрупкая девушка явила нам прекрасный образец жизни и самопожертвования, который будет полезен для нашего поколения. 17 веков подряд жива память о том, как она пламенно отстаивала свою веру, не боясь даже самой смерти.

Икона Анастасии Узорешительницы: молитва

Текст молитвы пред иконой Анастасии Узорешительницы:

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Непростая жизнь была у Святой Анастасии Узорешительницы, но она ее с достоинством прожила, и выдержала все испытания. Анастасия - это образец милосердия и хорошего отношения к людям. В любом обстоятельстве, когда мы терпим несправедливую скорбь, когда уповаем на милость Божию к нам, а также когда хотим исполнения желаемого, но нам не хватает дерзновения просить об этом перед Богом, — нам поможет Анастасия Узорешительница, икона которой помогает в том, в чем мы терпим «узы», то есть лишения, страдания.

Видя ее подвиг, Господь, по ее молитвам за нас, прощает нам очень многое и, желая угодить блаженной своей рабе, Он исполняет нашу просьбу. Следует быть внимательными и тактичными: нельзя просить у Анастасии причинения зла другим, или помощь в несправедливом и сомнительном деле. В таком случае можно получить обратный эффект от молитвы.