Можно ли крестить ребенка если заканчиваются месячные. Я стала крестной во время месячного очищения

Смирнова Ольга (гинеколог, ГГМУ, 2010 г.)

Любой церковный обряд проводится по определенным правилам. Многие женщины знают, что нежелательно посещать храм в критические дни. Но на вопрос, можно ли быть крестной во время месячных, нет четкого ответа. Поэтому необходимо разобраться, почему одни священники разрешают, а другие выступают против прихожанки с менструациями при крещении ребенка.

Из истории

Ветхий Завет гласил, что женщина во время менструальных выделений является нечистой. Поэтому ей нельзя было прикасаться к людям и вещам, которые после этого тоже считались нечистыми. Но ученые объясняют это тем, что правило больше касается санитарных норм, а не божественных предписаний. В условиях пустыни необходимо было исключить любой риск инфекции и других заболеваний.

В начале зарождения христианства (первые 500 лет) не существовало никаких ограничений в этом вопросе. Женская половина населения могла свободно ходить в храм и участвовать в обрядах. Позже церковнослужители изменили свою точку зрения, начав запрещать нахождение девушек в священных местах при кровотечении.

Известно, что в храме нельзя проливать кровь. Но при отсутствии современных методов интимной гигиены менструации все же могли попасть на пол. Многие известные священники не поддерживали такой подход. Они считали, что божественное начало есть в человеке в любой момент жизни. Поэтому нельзя отлучать женщину от . Но больше дискуссий разгорается вокруг именно крестин ребенка.

Современный подход

Как проводить крестины решается в индивидуальном порядке. Конкретная церковная организация имеет право устанавливать правила поведения для своих прихожан на основе собственного толкования Священного Писания.

Поэтому ответ священника о том можно ли быть во время месячных крестной в одной церкви будет положительным, а в другой отрицательным.

Католическая церковь уже давно отменила устаревшие запреты. Месячные связывают с «нечистотой» только консерваторы.

Мнение батюшки:

«Сегодня женщине проще соблюдать правила личной гигиены. Поэтому не вижу никаких причин, которые бы запрещали посещать храм и принимать участие в богослужении во время месячных».

Такую интересную информацию дает другой священник:

«Почему нельзя крестить с месячными ребенка или посещать храм? Все это обычное историческое недоразумение. Я считаю, что естественные процессы в организме никак не могут осквернять человека. Это под силу лишь грешным поступкам. Поэтому не запрещается вести полноценную церковную жизнь».

Чтобы исключить любые сомнения, женщине необходимо поступить следующим образом:

  1. Посоветоваться с батюшкой, который будет проводить обряд крещения. Священник может полностью запретить нахождение в храме или просто исключить прикосновения к святыням (ребенка держать будет кто-то другой).
  2. При любой возможности перенести мероприятие. Но не исключены ситуации, когда священнослужитель разрешит полностью окрестить ребенка с участием женщины. Все будет зависеть от конкретного прихода и разъяснения Священного Писания.

Православные исключения

Из-за Архиерейского Совещания, которое проходило в 2015 году, церковь официально закрепила правило воздержания от причастия в период женского очищения.
Поэтому дискуссия, можно ли с месячными ходить на крестины в церковь, была решена. Посещение храма допускается, а вот с участием в обрядах может возникнуть проблема. Но есть исключения, согласно которым крестить ребенка во время менструаций можно:

Будущая крестная должна учесть этого и изучить свой цикл. Если месячные пошли раньше запланированного срока или продолжаются дольше обычного, вины женщины в этом нет. Намного хуже, если человек заранее знает о невозможности участия в таинстве, но все равно соглашается.

Как поступить

Если дата крестин ребенка припадает на месячные, но нет возможности выбрать другую дату, крестную можно просто записать. А также при крещении мальчика ее присутствие необязательно. Женщина должна понимать, что куда главнее ее будущее участие в жизни ребенка, а не присутствие на таинстве.

Еще не стоит забывать один важный момент. Если не знать, можно ли крестить ребенка с месячными, то возникают сомнения в подготовленности к выполнению своих будущих обязательств перед малышом. Крестные родители, которые не ходят в церковь и не соблюдают предписания, не могут помогать ребенку в духовных вопросах.

Крещение с самого зарождения христианской церкви считается одной из самых главных тайн, так как связано с непосредственным участием Бога. Священник является только путеводителем для обретения веры. Он свидетель перед Богом того, что человек присягает на верность Господу.

Нечистота может осквернить этот ритуал, сделать его не сакральным и разрушить его. Это приведёт к тому, что таинство станет бессмысленным действием, направленным только на внешнюю сторону обряда инициации (крещения. Любой верующий не сможет согласиться на такое. Это осквернит его чувства и оскорбит веру.

Всё это привело к «изоляции» женщины, превращению её на некоторое время в недоступную для церкви персону.

Таинство крещения - древний ритуал, когда человек отрекается от сатаны и даёт клятву Господу, читая «Символ веры», выполняя и другие ритуалы, обеспечивающие принятие человеком христианства, его инициацию.

Перед тем, как крещаемый окончательно примет веру, он должен пройти очищение от скверны и соблюсти ряд правил, тоже ведущих к катарсису. Это является отражением того, что человек должен прийти к Богу с чистой душой и телом. Именно вопрос чистоты телесной и духовной лежит в основе запрета участвовать в таинстве крещения женщины во время её месячных.

Женщины и девушки, у которых был ПМС, не могли и не могут участвовать в таинстве крещения, так как считаются нечистыми и в период своего цикла очищались от скверны. Они не могли быть ни крёстными, ни крещаемыми во время менструального цикла. Женщина во время своего «тяжёлого» периода неустойчива, что может сказаться на её здоровье. Это касается и душевного, и физического состояния женщины. Такая точка зрения существует до сих пор в церковной среде. Быть крёстной во время «очистки» тоже нельзя, так как это объясняется тоже эмоциональной неустойчивостью женского организма во время «нелёгкого» времени.

Скрытие факта того, что женщина «очищается», является грехом.

Есть и другая сторона запрета, связанная с естественными причинами, почему женщина не может участвовать в таинстве крещения во время месячных.

Во - первых, в давние временя женщины не носили нижнего белья, поэтому они во время своего «особого положения» попадали в статус персоны нон грата. Когда у них был ПМС, то их «нечистота» могла загрязнить храм, осквернить его. Женщину не пускали в это время в церковь, пока у неё не кончатся месячные. Это не была дискриминация по половому признаку, а было сделано из эстетических и гигиенических соображений церковнослужителями.

В современном мире и тампоны есть, и одежды есть, но сам факт ПМС остаётся фактом. Если кровь во время погружения в купель попадёт в воду, то вода оскверниться «нечистотой» женщины и будет непригодна для таинства.

С точки зрения гигиены - это тоже довольно опасно, так как шейка матки женщины приоткрыта во время менструации, и это может привести к попаданию в неё бактерий и последующему заражению.

Женщина во время месячных не может контролировать свои эмоции, связанные с переживанием по поводу кровотечения, волнением из - за не комфортности ситуации. Её мысли постоянно отвлечены, а сама женщина рассредоточена эмоционально и мысленно, что категорически запрещено в церкви. Крёстный или крещаемый должен сосредоточиться на ритуале, молитвах и приобщиться к Богу.

Он не должен отвлекаться на посторонние мысли и разговоры, чтобы сохранить чистоту ритуала. Женщина во время «критических» дней не может в полной мере контролировать свой эмоциональный фон. Это тоже является одной из проблем её обособления на период ПМС.

О том, что существует определенный запрет на посещение церкви и молитвы женщине во время месячного очищения, я узнала недавно, и совершенно случайно от подруги. Сначала не поверила, ведь думала, что как можно запретить посещать церковь, молиться Богу, если в этом нуждаешься. Сразу в душе стало неспокойно, ведь случалось, что я посещала церковь в такие дни и даже ставила свечи. Последующее волнение было связанно с тем, что предстояло Крещение мой племянницы, и меня попросили быть крестной мамой и организовать это великое событие. Покрестить ребенка моя сестра хотела именно на родине в Риге, чтобы могли присутствовать родственники, у которых, к сожалению, нет возможности видеть ребенка часто и участвовать в его воспитании, и поэтому решили совершить Крестины во время приезда сестры с дочкой на родину из США. Это была неделя, когда у меня (крестной мамы) должны были быть дни месячного очищения. Я сообщила об этом сестре, но к сожалению не было возможности как-то значительно сменить день крестин из-за нехватки времени и свободных дней. Получилось так, что я осознанно пошла крестить ребенка, зная что мне грешно участвовать в церковных обрядах в такие дни. Из-за этого очень переживаю, и хотелось бы узнать, что нужно делать в таких случаях? Нужно ли говорить об этом на исповеди?

Виктория

студентка

Латвия, Рига

Уважаемая Виктория, хотелось бы немного уточнить: нет и не может быть запрета на молитву ни в какой период жизни человека, в том числе для женщины в период месячного очищения. Обращаться к Богу, читать Евангелие мы можем всегда, это естественная потребность человеческой души, и оставить ее без этого, как и тело без пищи, смертельно опасно.

В современной преобладающей практике Русской Православной Церкви женщине в период месячного очищения разрешается присутствовать в храме и, конечно же, молиться в храме, а не просто стоять. Но быть там с некоторыми разумными, вызванным благоговением к святыне, ограничениями. А именно: не приобщаться Святых Христовых Тайн, кроме ситуации исключительной, болезни, перед операцией, перед какой-либо иной смертной опасностью, еще в каких-то исключительных ситуациях, не прикладываться к святыням церковным, мощам, иконам, кресту напрестольному, который дает священник. Ограничить себя также в употреблении просфор и святой воды в период месячного очищения, если нет тому чрезвычайной нужды. Важно помнить, что за этим отношением, за этой практикой стоит не взгляд на женщину, как на нечистое существо в период ее жизни, а на памятование о том, что святыне приобщается всецелый человек, помнить о том, что наша вера не спиритуалистична, но и душа, и тело человека прикосновенны к святыне церковной, к Дарам Святого Духа. И так же, как священник в состоянии раны кровоточения не должен совершать Божественную Литургию, точно так же женщина удерживается от Причащения. Уже расширяя, распространяют это ограничение и на другие святыни церковные. Возможно, Ваше недоумение связано с тем, что руководство прежних веков предъявляет более строгие требования женщине. Но здесь важно помнить о том, что Церковь применяет свои уставы — не веру и догматы — но обряды и уставы, применительно к нуждам пастырского попечения. Тогда, в те века, когда вся жизнь общества была воцерковленной безусловно, тогда недельное воздержание от пребывания в храме, ограничение себя домашней молитвой, не могло вести к утратам, причем значительным, для души человека. Теперь же лишняя неделя, прожитая без посещения церкви, часто оборачивается таким засушиванием души, таким внутренним умалением, росточком, который к духовной жизни пробивается, что, безусловно, не следует к этому воздержанию прибегать.

По поводу происшедшего в Вашей ситуации, скажем, что, конечно, лучше приступать к Таинствам Церкви, в том числе в роли крестной. не с двоящейся совестью. Однако не сомневайтесь, что Таинство Крещения совершено действительно и действенно, и никаких мистических последствий ни для ребенка, ни для Вас тот факт, что Вы были в таком состоянии, иметь не может. Полагаю, следует сделать так: сказать на ближайшей исповеди примерно то же, что Вы написали в письме, и выслушать, что Вам скажет священник, помня о том, что традиции отношения к этому периоду жизни женщины в разных епархиях и даже разных приходах различаются.

Вопрос о том, можно ли крестить ребёнка во время месячных, связан с понятием о ритуальной нечистоте. Однозначного ответа на него просто нет. Ни на одном Православном Соборе он просто не рассматривался, поэтому нет какого-то единого принятого решения по этому вопросу.

То есть, те, кто ссылаются на какие-либо церковные «каноны» заблуждаются и вводят в заблуждение других, либо сознательно опираются на несуществующие доказательства, чтобы подтвердить свое мнение.

Каждая женщина, которая готовится стать крестной матерью или крестить своего ребенка должна решить его для себя сама, с помощью священника. В среде пожилых людей, исповедующих Православие, устоялось предубеждение, полностью запрещающее женщине во время менструации посещать храм. Самые главные церковные «специалисты» по всем вопросам, связанным с ритуалами - «бабушки» опираются на языческие традиции. Многие православные священники допускают, что женщина в этом состоянии может посещать богослужения, но не должна принимать участие в Таинствах и прикладываться к святыням. Откуда взялись такие мнения?

Таинство крещения имеет определенные правила

Ветхозаветное понимание ритуальной нечистоты

Во времена Ветхого Завета понятие о нечистоте было связано с состоянием организма человека. Все, что напоминало о смерти, в том числе болезни, связывалось со «скверной». Нечистотой считалось мертвое человеческое тело и все кто к нему прикасались. Каждый, кто имел какое-либо истечение из тела (кровоточащая рана, насморк и т. п.) считался «скверным». Это относилось и к женщинам во время менструации. Все предметы и люди, к которым она притрагивалась, становились «оскверненными». Тогда не было гигиенических средств, которые имеют под рукой современные девушки и женщины. Неприятный запах и риск того, что истечения из тела могут запачкать пол в храме, делали невозможным пребывание на церковных службах женщин в этом состоянии.


Понятие о женской нечистоте присутствует в Ветхом Завете

С тех пор и появилось среди верующих убеждение в том, что посещение храма и принятие участия в Таинствах, а значит и в Крещении ребенка во время менструации недопустимо.

Новый Завет о ритуальной чистоте

В Новом Завете понятие о чистоте человека уже связывается с состоянием духа, а не тела.

Самый яркий эпизод, подтверждающий это - исцеление кровоточивой. Эта женщина много лет страдала от страшной болезни, сопровождавшейся непрекращающимся кровотечением. Узнав о Христе, она решила, что одно прикосновение к краю его одежды поможет ей выздороветь. Если судить ее по ветхозаветному закону, то она совершила страшное преступление - осквернила многих людей, пока пробиралась сквозь толпу, а затем сделала «нечистым» и самого Христа. Но само сопоставление имени Иисуса и понятие «скверны» - нонсенс. Господь не только не осудил кровоточивую, но и похвалил за проявленную веру, поставил в пример другим. В этом эпизоде Христос подтвердил, что никакая человеческая нечистота не может быть препятствием на пути к Богу, не может осквернить Его.

Иисус спокойно прикасался к мертвым телам и возвращал в них души. Отпевание по православному обычаю происходит в храме, что тоже является доказательством полного разрушения древнего представления о «скверне».


В Новом Завете об этом ничего не сказано

Разница в ветхо- и новозаветном понимании ритуальной нечистоты заключается в том, что с Точки зрения Ветхого Завета, нечистый телом нечист и духом. Новый Завет не связывает духовную и телесную нечистоту между собой. Разумная женщина понимает, что если она не предпримет необходимых мер, то рискует испачкать пол или окружающие предметы, что не осквернит, но именно загрязнит церковь. Это не изгонит Святой Дух из храма, но верующая женщина с особым трепетом относится ко всему, что связано с Богом, церковью, а значит постарается этого избежать.

Святой Афанасий Великий и Святитель Григорий Великий о женской нечистоте

Первое письменное опровержение понятия о нечистоте женщины датируется четвертым веком. Это послание Святого Афанасия Великого к одному монаху.

В нем говорится о том, что Бог не создал ничего скверного, а значит, женщина в любое время может считаться чистой и посещать церковные службы.


Святой Афанасий Великий - мозаика

В начале седьмого века святитель Григорий Двоеслов на вопрос о женской нечистоте ответил, что менструация - не грех. Это естественное явление для женского организма, никак не связанное с ее волей. Нельзя считать человека нечистым за то, что от него не зависит. Далее он говорит о том, что если женщина в этом состоянии отваживается причаститься, она таким образом проявляет веру, достойную уважения и нельзя ее за это осуждать. Если же она напротив, воздерживается от Причастия во время месячных из благоговения, то достойна одобрения. Это можно сказать и об участии в Крещении ребенка.

Взгляд современной Церкви

Многие молодые священнослужители сейчас придерживаются мнения, что запрет на посещение женщиной храма при менструации является устаревшим церковным каноном и противоречит православному пониманию о чистоте человека. Внимание нужно обращать на духовную готовность, а не на телесную.

Но, из уважения к сложившимся церковным традициям, большинство священников все же не рекомендуют причащаться или крестить детей во время месячных.


Посещение церкви в критические дни не запрещено

Подобного мнения придерживается один из современных богословов - Патриарх Сербский Павел. Он пишет, что менструация не делает женщину ритуально нечистой, не оскверняет ее молитву. Нечистота физическая, по его мнению, никак не связана с духовной нечистотой. Предприняв все необходимые меры, с особой осторожностью женщина может приходить в храм, молиться, петь, принимать святую воду и антидор, но не должна причащаться или креститься (а значит и крестить). Впрочем, в смертельной болезни женщина может и принять Святое Причастие и креститься.

Индивидуальный подход

Многие священники по-прежнему придерживаются ветхозаветных взглядов на женскую нечистоту. Они рекомендуют либо вообще не посещать храм во время месячных, либо ограничиться присутствием на службе, но при этом не прикладываться к святыням, а значит и не принимать участия в Таинствах. Поэтому, прежде чем начать готовиться к Крещению ребенка, желательно спросить священнослужителя, который будет его совершать, о том, как именно он смотрит на этот вопрос. Священник, который придерживается старых взглядов, не услышав подобного вопроса может смущаться во время совершения Таинства, что нежелательно.


Крестильные вещи должна подготовить крестная мама

Если во время Крещения вместо того, чтобы всей душой помолиться за младенца, его родителей и восприемников, он будет мучиться вопросом, а не находится ли одна из присутствующих женщин в «нечистоте», это плохо скажется на всем Таинстве.

Настроение

Есть еще один аспект проблемы. В такой праздник, как и в любой памятный день, хочется, чтобы ничто не отвлекало от происходящего, чтобы приятные радостные воспоминания ничто не испортило. Вряд ли женщина во время месячных может легко избежать ощущения дискомфорта. Летом, несмотря на то, что используются гигиенические средства, велик риск испачкать пол в храме. Это неизбежно создаст лишнее беспокойство со стороны будущей крестной или мамы, что тоже неблагоприятно скажется на молитве и настроении.

Настоящие препятствия

Готовясь стать крестной, нужно все внимание уделить не телесной чистоте, а очищению души. Чистота тела имеет важное значение, но далеко не первостепенное.


Таинство крещения: особенности обряда, приметы и предостережения

Скверной женщину делает лишь грех. Важнее организовать время подготовки таким образом, чтобы по возможности избежать развлечений, суетных мыслей и расчетов, пустой болтовни, ссор.

Если будущая крестная или мама входят в храм перед совершением Таинства, а ум их при этом занят подсчетом гостей или новой юбкой свекрови, это гораздо хуже скажется на Крещении, чем женская нечистота одной из присутствующих. Поэтому хорошо, если есть возможность хотя бы на один - два дня ограничить общение и посещение общественных мест. Лучше всего побыть дома и почитать Евангелие, приготовиться к исповеди, внимательно рассмотреть себя изнутри.

Похожие материалы