Николай гоголь - игроки. Николай васильевич гоголь игроки Игроки гоголь герои

Совершенно случайно, гуляя по Садовому кольцу, на воротах сада Аквариум увидела афишу о показе специально восстановленного к юбилею Олега Меньшикова спектакля «Игроки». Ну как можно было не порадовать себя билетом на эту постановку!
Вот и дождалась означенного дня и примчалась в театр им.Моссовета. В фойе зрителей встречает мужской оркестр, участники которого все, как на подбор, в одинаковых полосатых рубашках и черных шляпах. Музыка звучит, а вокруг стоит «картонный» Меньшиков: на лестнице, на баллюстраде, у окон. Вся площадь фойе заставлена не только Меньшиковым, но и стендами с его фотографиями разных времен и «подлинником» автобиографии, написанной от руки. Сразу окунаешься в атмосферу игры, радости, праздника, которые всегда испытываешь, когда видишь на сцене или на экране Олега Евгеньевича. Потому что роли этого актера всегда событие, которое никогда не разочаровывает.
Постепенно публика стала заполнять зал, а на сцене Дмитрий Мухамадеев в роли Алексея, хозяина придорожной гостиницы, приглашает зрителей на сцену выпить водочки за здоровье юбиляра и произнести тост. В основном поднимались дамы, культурно выпивали, закусывали огурчиком и говорили приятные вещи почти новорожденному (день варенья у Меньшикова О. 8 ноября). Потом актер спустился в зал и, оригинально импровизируя, попросил публику отключить мобильные телефоны. Свет погас, зазвучала музыка и...
Появление Меньшикова, как и ожидалось, сопровождалось аплодисментами. Остроумная, живая, жизненная пьеса Гоголя - что может быть интереснее для актеров и публики. Олег Евгеньевич в роли Утешительного - это легкость, юмор, интрига. Артист в прекрасной форме, как актерской, так и физической. Сам получает наслаждение от игры, текста, талантливых партнеров и отдает зрителям сполна. Как легко он танцует! Поет сам, без надрыва и пафоса. Вообще его игра и игра его партнеров дарит радость и веселье.
Когда только Меньшиков появился на экране, то было ощущение, что всегда и везде он клонирует образ Костика из «Покровских ворот». К тому же, когда смотришь его в этой роли, то видишь самого Михаила Козакова - такой яркий и сильный рисунок сделал для актера режиссер. Но Меньшиков вовремя остановился, ушел от этих ролей мальчиков-очаровашек с лирическо-романтической струной. Уже другим он становится в «Моонзунде», «Утомленных солнцем». А его «Демон» и «Горе от ума»! Лермонтов и Грибоедов, а теперь и Гоголь. У актера отсутствует халтура в игре, видно достоинство, уважение и себя, и публики. Он и Печорин, и князь Мышкин, и Саня Григорьев. Не приняла я его только в Юрии Живаго. Может быть, из-за того, что для меня личность и творчество Бориса Леонидовича Пастернака - это вершина, к которой могут приблизиться, но никогда не смогут покорить. Мне кажется, если человек встанет на вершину, то дальше его путь лежит только вниз.
Конечно же нельзя обойти словом игру Виктора Сухорукова в роли Глова-старшего! Какой же синтетический артист! Сколько красок, оттенков в его искрометной игре, подобной фейерверку. Именно актер-фейерверк! Я уж не говорю об овациях, которыми было встречено появление Сухорукова. Сложилось впечатление, что публика громче и сильнее принимала выход Сухорукова, чем Меньшикова. Олег Евгеньевич в своих совместных сценах с Виктором Ивановичем становился в сторону, уходил на второй план, чтобы не загораживать и не затенять своей игрой игру Сухорукова. У Глова-старшего характерный грим - кустистые бакенбарды, хохолок на темечке, что добавляет комизма в его игру. Какие яркие диалоги, характерные интонации, не изобилующие штампами и находками!
Также разукрасил картину спектакля персонаж Замухрышкин в исполнении Роткива Вокурохуса (прочитайте наоборот). Украинский выговор, который наполовину был не понятен, но это не мешало, а забавляло и заинтересовывало.
Очень интересные актеры Александр Усов, Борис Шувалов и Александр Сирин. Каждый исполнял свою роль сочно, ярко и талантливо.
Что принималось мною снисходительно и даже с долей усмешки, так это Никита Татаренков в роли Глова-младшего. Прямо не «мальчик», а «Цветик-семицветик» не больше-не меньше. Какие-то шалости, натужные комиксовые выходки. Миленький молодой человек, с пышной, пшеничной, нерасчесанной шевелюрой, с запутавшимися в ней лепестками и травами. Наверное, должно было играться что-то нелепое, глупое, но без такой сильной наигранности и неестественности. Вроде бы даже где-то и смешно, но даже чересчур весело. Весь этот образ шалопая и озорника был мало приятен и мало интересен. Не стоит прямо так ломаться, изображая вьюношу в свои уже далеко не юные годы. Потом в рисунке этой роли очень много было меньшиковского (чувствовалась сильная и плодотворная работа режиссера). Но если Меньшиков эту роль сыграл бы иначе, в этом нет сомнения, то этот актер слабое подобие и нелепое отражение большого артиста.
«Товарищество 814» сделало прекрасный спектакль. Музыка, сценография, световое сопровождение, костюмы, грим, пластика - все на высоком уровне. Отсутствует халтура, пренебрежение к автору и зрителям, что радует и притягивает, заставляя на афишах искать спектакли «Товарищества». Жаль, что автор решил распрощаться с этим спектаклем. Мне и некоторым зрителям удалось насладиться работой профессионалов. Я рада, что живу в одно время с такими большими актерами и могу, время от времени, видеть воплощение их дара на сцене и на экране.

Впервые комедия «Игроки» была опубликована в 1842 году в четвертом томе сочинений Николая Гоголя , но автор приступил к работе над ней гораздо раньше. Замысел пьесы, по воспоминаниям самого писателя, появился в 1835-1836 годах. Немногим ранее свет увидела пушкинская «Пиковая дама» . Критики склонны усматривать в «Игроках» некую пародию на произведение Александра Сергеевича . В тексте пьесы немало параллелей и даже непрямых цитат. Эпиграф к комедии «Дела давно минувших дней» прямо взят у Пушкина, хотя автор это не указывает. Такой явный намек не мог остаться незамеченным критиками и читателями.

Гоголя принято считать мастером мистических сюжетов, но его драматические произведения удивительно реальны. В отличие от пушкинской «Пиковой дамы», в «Игроках» нет никакой «чертовщины». Если Германн добивается тайны трех карт у старухи-графини, то Ихарев просто создает крапленую колоду. У Пушкина загадочное наследие графа Сен-Жермен, у Гоголя – шулерская технология. «Чудо» создано своими руками, хотя стремление разбогатеть при помощи игры у героев одинаковое.

Интерес к карточной теме у писателей такого масштаба не случаен. Игра стала в царской России повсеместным явлением, особенно в высших и средних слоях общества. Ихарев прямо говорит об этом: «Всякий или проигрался, или намерен проиграться» . В 1820-1840 годах шулерство превратилось в полулегальный способ заработка. Страну наводнили многочисленные мошенники, которые гастролировали в провинциальных городах и обыгрывали недалеких купцов, дворян, чиновников, юношей.

Это явление и отобразил Гоголь в «Игроках». Мошенничество в картах является здесь нормой жизни, а обман стал общепринятым средством достижения успеха. Шулер Ихарев, попавшийся на удочку еще более ловкого плута Утешительного, произносит в последнем монологе грустную правду: «Такая уж надувательная земля» .

Одноактная пьеса «Игроки» традиционна по форме и оригинальна по содержанию. Темы обманутого мошенника и карточной игры были очень популярны в то время на театральных подмостках. Но Гоголь разворачивает перед зрителем необычную интригу. Чтобы обмануть Ихарева, компания шулеров разыгрывает настоящий спектакль. Режиссер этого действа – Утешительный, ему же принадлежит сценарий. Среди актеров есть постоянные члены труппы (Кругель, Швохнев) и ангажированные (младший Глов, Замухрышкин).

Трудно однозначно отнести пьесу к одному из комедийных направлений. Есть в «Игроках» элементы комедии нравов, положений и характеров, а неожиданная развязка позволяет причислить произведение к комедии интриги.

Главный герой Ихарев – личность довольно противоречивая. Его нельзя назвать злодеем в полном смысле. Это мошенник «первой степени» , но только за карточным столом. Ихареву даже в голову не приходит, что новые товарищи могут подготовить такую изощренную ловушку вне игры.

Зарабатывать деньги хлопотами по хозяйству Ихарев не хочет. Два имения и 180 душ крепостных могут приносить «по три тысячи ежегодного дохода» , а шулерство за один вечер способно сделать «владетельным принцем» . Но, кроме наживы, плутовство в картах привлекает героя возможностью одержать верх над теми, кто не так умен и ловок. Разыгранное представление Ихарев принимает за чистую монету не потому, что глуп и легковерен, а потому, что свято убежден: он умнее Утешительного и компании.

Совсем иной тип мошенника представляет Утешительный. Автор отчетливо показывает разницу в одном из диалогов этих персонажей. Глава шулерской шайки говорит, что он готов обыграть и отца. В следующей реплике Ихарев заявляет, что игрок может быть вполне добродетельным человеком. Утешительный знает, что он злодей и признает себя таковым, не обманывается иллюзией собственной порядочности. Если Ихареву неловко отказать новоявленным подельникам в просьбе, то Утешительному ничего не стоит дважды обмануть юношу. «В риске-то и есть главная добродетель» , – считает мошенник.

Пьеса «Игроки» – не просто злая сатира на шулерство. В своем последнем драматургическом произведении Гоголь размышляет о природе лжи, об искаженном взгляде на порядочность и совесть в обществе. В пьесе находится место для насмешек над взяточничеством чиновников, ложными представлениями о чести в офицерской среде. Шулера считают, что настоящий гусар должен быть «первый волокита, первый пьяница» , «картежник во всей силе» . Поэтому младшего Глова должны восторженно встретить в гусарском полку после того, как он проиграл двести тысяч, предназначенные для свадьбы сестры.

Следует также обратить внимание на фамилии героев. Утешительный, Замухрышкин, Швохнев и Кругель особых вопросов не вызывают. А вот Ихарев и Глов похожи на усеченные варианты известных фамилий, к примеру, Жихарев и Щеглов. Но зачем Гоголь использует такой прием? В традициях высшего дворянства было принято давать своим незаконнорожденным детям именно такие усеченные фамилии. Так появлялись на свет Ловины от Головиных, Ронцовы от Воронцовых, Бецкие от Трубецких и другие. Скорее всего, Гоголь тонко нам сообщает о происхождении мошенников.

Но есть и другая версия. Николай Васильевич, как и многие его современники, использовал в сюжетах произведений фамилии, ассоциирующиеся с популярными светскими сплетнями и скандалами. Это вызывало дополнительный интерес читателей. Возможно, история обмана Ихарева была созвучна с одним известным эпизодом в мире происшествий, а фамилии героев намекают на истинных действующих лиц.

«Игроки» практически сразу попали под свет рампы. В 1843 году пьесу поставили в Малом театре. Главные роли исполняли знаменитые Щепкин и Садовский. Шостаковича этот сюжет вдохновил на создание оперы. Актуальна пьеса «Игроки» и сегодня. Об этом свидетельствуют экранизации и театральные постановки выдающихся мастеров: Сергея Юрского, Павла Чухрая, Олега Меньшикова, Романа Виктюка. Во Франции по пьесе был снят фильм, в котором роль Швохнева исполнил Луи де Фюнес.


Художник по свету —
Композитор-

В июне 2007 года спектакль «Игроки» принял участие в проекте «Золотая Маска» в Латвии» и в московской программе Международного театрального фестиваля им.А.П.Чехова. В ноябре 2007 года спектакль участвовал в III Международном фестивале театрального искусства «Панорама» в Минске. Осенью 2008 году «Игроки» были сыграны на фестивале «Золотая Маска в Эстонии».

Сергей Женовач о пьесе Н.Гоголя: «В «Игроках» нет персонажей главных и второстепенных – есть выигравшие и проигравшие. Это очень циничная ситуация, но если ты вступил в игру, не важно, каким образом ты выиграешь, где и как сжульничаешь, иначе обыграют тебя. Проигравшим же быть не хочется. А в такой пограничной ситуации люди проявляются по-разному, могут быть милы, симпатичны, обаятельны, неумолимы, жестоки, отвратительны… Но для Николая Васильевича главное – человеческая история. Мне кажется неверным, когда в Гоголе замыкаются на верхнем слое, всяких чертях, страшилках и гротеске. Надо уходить от этих бесконечных чертей, с которыми принято ассоциировать Гоголя. Его сложная противоречивая природа скорее наивная, чем жуткая и страшная. «Познай, где свет, — поймешь, где тьма», как у Блока. Гоголь погружался в темное, чтобы увидеть свет. Он хорошо чувствовал природу темного. А оно имеет свойство затягивать. Но тянулся-то он к светлому, и в этом его внутренняя драма».

Гастроли:
Июнь 2007 Рига – Русский театр – в рамках программы фестиваля «Золотая Маска»
Ноябрь 2007 Минск – Национальный академический театр им.Я.Купала – в рамках программы фестиваля «Панорама»
Октябрь 2008 Таллин – Сальме-центр – в рамках программы фестиваля «Золотая Маска»
Сентябрь 2011 Санкт-Петербург – МДТ Театр Европы
Ноябрь 2012 Киев – Театр им. Леси Украинки

Запрещено для детей

Спектакль идет 1 час 50 минут без антракта.
БИЛЕТЫ: от 500 до 2200 р.

Начало спектаклей в 19.00.

Ихарев входит в сопровождении трактирного слуги Алексея и своего собственного, Гаврюшки .

Алексей . Пожалуйте-с, пожалуйте! Вот-с покойчик! уж самый покойный, и шуму нет вовсе.

Ихарев . Шума нет, да, чай, конного войска вдоволь, скакунов?

Алексей . То есть изволите говорить насчет блох? Уж будьте покойны. Если блоха или клоп укусит, уж это наша ответственность: уж с тем стоим.

Ихарев (Гаврюшке). Ступай выносить из коляски.

Гаврюшка уходит.

(Алексею.) Тебя как зовут?

Алексей . Алексей-с.

Ихарев . Ну, послушай (значительно), рассказывай, кто у вас живет?

Алексей . Да живут теперь много; все номера почти заняты.

Ихарев . Кто же именно?

Алексей . Швохнев Петр Петрович, Кругель полковник, Степан Иванович Утешительный.

Ихарев . Играют?

Алексей . Да вот уж шесть ночей сряду играют.

Ихарев . Пара целковиков! (Сует ему в руку.)

Алексей (кланяясь). Покорнейше благодарю.

Ихарев . После еще будет.

Алексей . Покорнейше-с благодарю.

Ихарев . Между собой играют?

Алексей . Нет, недавно обыграли поручика Артуновского, у князя Шенькина выиграли тридцать шесть тысяч.

Ихарев . Вот тебе еще красная бумажка! А если послужишь честно, еще получишь. Признайся, карты ты покупал?

Алексей . Нет-с, они сами брали вместе.

Ихарев . Да у кого?

Алексей . Да у здешнего купца Вахрамейкина.

Ихарев . Врешь, врешь, плут!

Алексей . Ей-богу.

Ихарев . Хорошо. Мы с тобой потолкуем ужо.

Гаврюшка вносит шкатулку.

Ставь ее здесь. Теперь ступайте приготовьте мне умыться и побриться.

Слуги уходят.

ЯВЛЕНИЕ II

Ихарев один, отпирает шкатулку, всю наполненную карточными колодами.

Каков вид, а? Каждая дюжина золотая. По том, трудом досталась всякая. Легко сказать, до сих пор рябит в глазах проклятый крап. Но ведь зато, ведь это тот же капитал. Детям можно оставить в наследство! Вот она, заповедная колодишка – просто перл! За то ж ей и имя дано, да: Аделаида Ивановна. Послужи-ка ты мне, душенька, так, как послужила сестрица твоя, выиграй мне также восемьдесят тысяч, так я тебе, приехавши в деревню, мраморный памятник поставлю. В Москве закажу. (Услышав шум, поспешно закрывает шкатулку.)

ЯВЛЕНИЕ III

Алексей и Гаврюшка несут лоханку, рукомойник и полотенца.

Ихарев . Что, эти господа где теперь? Дома?

Алексей . Да-с, они теперь в общей зале.

Ихарев . Пойду взглянуть на них, что за народ. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ IV

Алексей и Гаврюшка .

Алексей . Что, издалека едете?

Гаврюшка . А из Рязани.

Алексей . А сами тамошней губернии?

Гаврюшка . Нет, сами из Смоленской.

Алексей . Так-с. Так поместье-то, выходит, в Смоленской губернии?

Гаврюшка . Нет, не в Смоленской. В Смоленской сто душ да в Калужской восемьдесят.

Алексей . Понимаю, в двух, то есть, губерниях.

Гаврюшка . Да, в двух губерниях. У нас одной дворни: Игнатий буфетчик, Павлушка, который прежде с барином ездил, Герасим лакей, Иван – тоже опять лакей. Иван псарь. Иван, опять музыкант, потом повар Григорий, повар Семен, Варух садовник, Дементий кучер. Вот как у нас.

ЯВЛЕНИЕ V

Те же , Кругель , Швохнев (осторожно входя).

Кругель . Право, я боюсь, чтоб он нас не застал здесь.

Швохнев . Ничего, Степан Иванович его удержит. (Алексею.) Ступай, брат, тебя зовут!

Алексей уходит. Швохнев, подходя поспешно к Гаврюшке.

Откуда барин?

Гаврюшка . Да теперь из Рязани.

Швохнев . Помещик?

Гаврюшка . Помещик.

Швохнев . Играет?

Гаврюшка . Играет.

Швохнев . Вот тебе красуля. (Дает ему бумажку.) Рассказывай все!

Гаврюшка . Да вы не скажете барину?

Оба . Ни-ни, не бойся!

Швохнев . Что, как он теперь, в выигрыше? а?

Гаврюшка . Да вы полковника Чеботарева не знаете?

Швохнев . Нет, а что?

Гаврюшка . Недели три тому назад мы его обыграли на восемьдесят тысяч деньгами, да коляску варшавскую, да шкатулку, да ковер, да золотые эполеты одной выжиги дали на шестьсот рублей.

Швохнев (взглянув на Кругеля значительно). А? Восемьдесят тысяч!

Кругель покачал головою.

Думаешь, нечисто? Это мы сейчас узнаем. (Гаврюшке.) Послушай, когда барин остается дома один, что делает?

Гаврюшка . Да как что делает? Известно, что делает. Он уж барин, так держит себя хорошо: он ничего не делает.

Швохнев . Врешь, чай, карт из рук не выпускает.

Гаврюшка . Не могу знать, я с барином всего две недели. С ним прежде все Павлушка ездил. У нас тоже есть Герасим лакей, опять Иван лакей, Иван псарь, Иван музыкант, Дементий кучер, да намедни из деревни одного взяли.

Швохнев (Кругелю). Думаешь, шулер?

Кругель . И очень может быть.

Швохнев . А попробовать все-таки попробуем.

Оба убегают.

ЯВЛЕНИЕ VI

Гаврюшка один.

Проворные господа! А за бумажку спасибо. Будет Матрене на чепец да пострельчонкам тоже по прянику. Эх, люблю походную жисть! Уж всегда что-нибудь приобретешь: барин пошлет купить чего-нибудь – все уж с рубля гривенничек положишь себе в карман. Как подумаешь, что за житье господам на свете! куда хошь катай! В Смоленске наскучило, поехал в Рязань, не захотел в Рязань – в Казань. В Казань не захотел, валяй под самый Ярослав. Вот только до сих пор не знаю, который из городов будет партикулярней – Рязань или Казань? Казань будет потому партикулярней, что в Казани...

ЯВЛЕНИЕ VII

Ихарев , Гаврюшка , потом Алексей .

Ихарев . В них нет ничего особенного, как мне кажется. А впрочем... Эх, хотелось бы мне их обчистить! Господи боже, как бы хотелось! Как подумаешь, право, сердце бьется. (Берет щетку, мыло, садится перед зеркалом и начинает бриться.) Просто рука дрожит, никак не могу бриться.

Входит Алексей .

Алексей . Не прикажете ли чего покушать?

Ихарев . Как же, как же. Принеси закуску на четыре человека. Икры, семги, бутылки четыре вина. Да накорми сейчас его (указывая на Гаврюшку).

Алексей (Гаврюшке). Пожалуйте в кухню, там для вас приготовлено.

Гаврюшка уходит.

Ихарев (продолжая бриться). Послушай! Много они тебе дали?

Алексей . Кто-с?

Ихарев . Ну, да уж не изворачивайся, говори!

Алексей . Да-с, за прислугу пожаловали.

Ихарев . Сколько? пятьдесят рублей?

Алексей . Да-с, пятьдесят рублей дали.

Ихарев . А от меня не пятьдесят, а вон, видишь, на столе лежит сторублевая бумажка, возьми ее. Что боишься? не укусит. От тебя не потребуется больше ничего, как только честности, понимаешь? Карты пусть будут у Вахрамейкина или у другого купца, это не мое дело, а вот тебе в придачу от меня дюжину. (Дает ему запечатанную дюжину.) Понимаешь?

В своё произведение «Игроки» Николай Васильевич Гоголь сумел вложить всё: драму, юмор, интригу, сатиру.

Пьеса не была неожиданной. Пагубное социальное явление, в виде карточного мошенничества, процветало в XIX веке в Российской империи буйным цветом. Шулерство перестало быть постыдным делом. Наоборот, оно вышло из светских салонов и отправилось в путешествие по российским городам, обирая недалёких провинциальных дворян, чиновников, купцов.

Для многих карточных шулеров такой способ обогащения стал нормой жизни. Нередко жулики объединялись в настоящие беспринципные банды, преследующие одну цель - обобрать очередную жертву.

По умению играть нередко составлялся общий портрет нравственного достоинства человека. Фраза: «Он приятный игрок» - была похвалой, и производила благоприятное впечатление в светском обществе. Между тем дворянство нередко проматывало целые состояния, проигрывая имения, фамильные драгоценности, крепостных. Карточные долги стали обычным делом.

Но в «Игроках» писатель капнул глубже. Он изучал картёжные термины и фразы, и вносил правки, даже когда пьеса уже печаталась и ставилась на сцене. Будучи за границей, Николай Васильевич слал письма в Петербург, с убедительной просьбой вставить в пьесу ту или иную фразу. Может быть, именно поэтому некоторые критики считают произведение незаконченным.

Но поскольку комедия имеет завязку, чёткий выстроенный сюжет и развязку, произведение нельзя считать незавершённым. Все образы продуманы до мелочей, прописаны характеры действующих лиц, а Ихарев - главный герой - и вовсе предстаёт философом плутовства.

Всё действие разворачивается в трактире маленького городка, куда заселился главный герой Ихарев. Этот шулер и картёжный пройдоха при деньгах. Он только недавно своим картёжным мастерством стал богаче на 80 тысяч.

Его интерес к картам очевиден. Картёжник сразу заводит разговор с трактирным слугой Алексеем, стараясь при помощи чаевых выудить как можно больше информации о постояльцах, с которыми ему придётся делить крышу. Узнав, что здесь играют на крупные суммы он не скупится на чаевые, стараясь сделать трактирного слугу своим информатором. Теперь главный герой знает, что трое остановившихся проживальцев, играют активно и обирают местных купцов.

Слуги, вообще, играют большую роль в произведении. Именно от них читатель узнаёт, что главный герой не беден. У него имеется поместье и в Смоленской губернии, где сто душ, и в Калужской губернии, где восемьдесят душ.

От слуги Ихарева, Гаврюши, такие же мошенники, как и сам Ихарев, Утешительный, Швохнев и Кругель выпытывают информацию, необходимую для их дальнейшего заговора.

Не встретиться и не сыграть в карты, находясь в одном трактире, у героев не было шансов. Тем более что все они стремятся к этому.

Заговор

Вот и состоялась первая игра, где Степан Иванович Утешительный, Пётр Петрович Швохнев и полковник Кругель внимательно изучают нового игрока Ихарева.

Вскоре заядлая троица открывается новому знакомому, сообщая ему о своём «дружеском союзе» и предлагает присоединиться к ним. Утешительный уже не стесняясь говорит: «Соединяя наши познания и капиталы, мы можем действовать несравненно успешней, чем порознь».

Союз заключён пожатием рук. Теперь новоиспечённые товарищи просто и по-домашнему рассказывают друг другу различные жизненные ситуации, при которых им удавалась относительно честным путём, а попросту жульничеством, обирать доверчивых обывателей при деньгах.

Ихарев не удержался. Он знакомит новых товарищей со своей краплёной колодой, которую готовил полгода. Это его гордость. Он о колоде говорит, как о женщине. Эта необычная колода даже носит человеческое имя - Аделаида Ивановна. С пяти шагов Ихарев безошибочно узнаёт карты из своей краплёной колоды. Это вызывает у новых товарищей и восторг, и восхищение. Все пьют шампанское за «дружеский союз».

Ихарев признаётся, что с того момента как обыграл полковника Чеботарева на восемьдесят тысяч, прошёл уже месяц, и ему страсть как хочется проявить себя снова.

Глов старший, Глов младший

Тут новые друзья и рассказывают, что в трактире имеется помещик Михаил Александрович Глов, которого они никак не могут соблазнить игрой. А в скором времени Михаил Александрович и сам появляется собственной персоной.

Приятное знакомство располагает к беседе и вскоре Ихарев узнаёт, что Глов приехал в город неспроста. Он заложил здесь своё имение и ожидает не малые деньги - двести тысяч. Да вот никак не может их дождаться. А так уж хочется домой. Ведь он выдаёт замуж свою дочь, и дома достаточно дел.

Разговор так и эдак заходит о времяпровождении, о досуге, о картах. Но почтенный человек неприступен, играть он не намерен.

Между тем помещик собирается уезжать, и просит Степана Ивановича Утешительного присмотреть за своим двадцати двух летним сыном, который остаётся дожидаться решения финансовых вопросов.

Теперь вся шайка переключается на молодого человека. Зная от старшего Глова, что его сын мечтает о гусарстве, они пускают в ход изощрённые реплики о повадках и привычках военной жизни. Желают юноше быть первым рубакой, первым волокитой, первым пьяницей. Так плавно они его подводят к мысли, что все гусары должны играть в карты. И хотя младший Глов нерешительно сопротивляется, оправдывается в своём безденежье, старшие товарищи дают ему советы и стыдят: «Что ж ты за гусар?»

Напористость старших товарищей делает своё дело. Вот уж молодой человек сидит с картами в руках и играет в долг. Вся гнусная компания подзадоривает его, называя гусаром, и младший Глов всё больше и больше входит в азарт. Он играет отчаянно, страстно, напропалую, до безумия, до чёртиков.

Тон старших товарищей меняется сразу, как только юноша проигрался до двухсот тысяч. С него требуют деньги и он готов на всё ради продолжения игры. Мальчишка берёт перо и выписывает вексель, на деньги, которые ему поручил дождаться отец, он даёт и доверенность на получение денег. Находясь в чрезмерном возбуждении он готов на всё ради продолжения игры, но у разводил больше нет к нему интереса. И оскорблённый Глов пытается убежать, вынув из кармана пистолет.

Но и тут шулеры уверяют будущего гусара, что проиграв двести тысяч он ещё не став юнкером, сделал себе славу и его, благодаря этому проигрышу, в полку будут уважать. Степан Иванович даёт советы, как избежать встречи с отцом, отправившись отсюда прямо в полк. И вот уже молодой Глов не печалится, а ликует.

Однако, Утешительный напоминает, что пока деньги не получены, присмотр за мальчишкой нужен основательный.

Чиновник из приказа

Появляется новый персонаж - Псой Стахич Замухрышкин. Представившись чиновником, он разыскивает Глова Александра Михайловича, по вопросу выдачи денег. Но по сути, он пришёл сказать, что деньги в приказе появятся не раньше двух недель.

Длительный разговор Замухрышкина и Утешительного ни к чему не приводит - деньги придётся ждать. Никакие уговоры и намёки на взятку не подействовали на Псой Стахича, он пообещал поскорее, но не раньше как четыре дня.

Развязка

И тут оказывается, что ждать господам никак нельзя, ведь им необходимо как можно скорее быть в Нижнем. Там намечается большая игра.

Ихарев, считая что нужно действовать сообща, готов остаться ожидать обналичивания векселя. Он с готовностью меняет свои восемьдесят тысяч на векселя Глова.

Оставшись один, Ихарев вальяжно рассуждает о своей жизни. Он не стесняясь хвалит своё плутовство и радуется своему мошенническому таланту. И в заключение произносит: «Обмануть всех и не быть обманутому самому - вот настоящая задача и цель!»

Тут и застаёт его младший Глов, который недоумевает куда же подевались господа. Вместе с ним недоумевает и Ихарев, ведь только вышли на минутку, а слуга Алексей с готовностью сообщает, что господа уехали, их с полчаса ожидала тележка и запряженные лошади.

Молодой человек в отчаянье, ему больше не нужно притворяться подставным сыном помещика. Он всё рассказывает как есть.

Он подставной сын Глова, а Глов старший и чиновник из приказа Замухрышкин тоже подставные люди. Весь спектакль - это чётко продуманная мошенническая схема, цель которой выудить у Ихарева восемьдесят тысяч. Сам молодой человек согласился участвовать в заговоре и играть роль послушного сына, мечтающего о гусарстве, за три тысячи рублей. Но вот и его обманули, ничего не заплатили.

Ихарев возмущён до глубины души. Он готов призвать своих обидчиков к закону, но юноша напоминает, что сам Ихарев ничуть не лучше уехавших мошенников. Главный герой понимает, что подставной Глов прав и в отчаянии падает на стул. Его не утешает оставшаяся краплёная колода карт, которую он ласково называет Аделаида Ивановна. С яростью бросает Ихарев колоду, летят в разные стороны дамы и двойки.

Осознание полной беспомощности в этой ситуации поражает главного героя. Он восклицает: «И концы все спрятаны! И жаловаться даже не могу!» Изысканный способ обогащения провален и Ихарев заключает: «Такая уж надувательная земля!»

Главный герой пьесы

Ихарев - шулер высшей пробы. Он не злодей, а простой мошенник, уверенный в том, что чрезмерно умен и ловок. Человек, который не собирается зарабатывать деньги ведением хозяйства, разговорами со старостами и мужиками. Он хочет жить на полную катушку, и не чувствует безнравственности и порочности своего поведения.

Два его имения способные приносить три тысячи в год, ничто по сравнению с амбициозными планами шулера. Свои мошеннические действия он с лёгкостью оправдывает: «Еще поутру было только восемьдесят тысяч, а к вечеру уже двести». Для него плутовство - это ключ к светской жизни, просвещённости, свободе. Совесть для него забытое понятие.

Ихарев персонаж противоречивый. С одной стороны, он мастер обмана, с другой, он даже не допускает мысли, что его самого могут обмануть. Тем тяжелее приходит осознание, что кто-то был хитрее и изворотливее его самого.

Ловкий шулер искренне недоумевает, как он стал жертвой тонко разработанного плана, с участием целой «бригады» жуликов. Теперь он выступает как философ мошенничества, и довольно комедийно рассуждает и скорбит об утраченных финансах.

Перекличка с пушкинской «Пиковой дамой»

Не удивительно, что после выхода комедии многие критики взяли на себя смелость заявлять, что произведение чистой воды плагиат. Только восемь лет назад, в 1834 году вышла повесть Пушкина «Пиковая дама», которая имела колоссальный успех не только в России. Она заслужила внимания и популярность по всей Европе.

Но не нужно забывать, что об игре в карты писали почти все писатели XIX века. Тема была актуальная и обойти её было просто невозможно. Карточное безумие гуляло по царской России, превратившись в настоящую стихию.

Перекличка между произведениями «Игроки» и «Пиковая дама» действительно существует, но каждое из этих произведений - это отдельный шедевр, имеющий собственную сюжетную линию, идею и концепцию.

Прежде всего критики ухватились за гоголевский эпиграф комедии: «Дела давно минувших дней». Эта строчка действительно есть в поэме Александра Сергеевича «Руслан и Людмила». С неё начинается песнь первая. И нужно сказать, что «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой» Пушкин не сам сочинил. Этот эпиграф поэт позаимствовал у английского писателя Джеймса Макферсона из «поэм Оссиана», сделав перевод. Но именно Гоголю пришлось выслушивать обвинения в плагиате.

Проводя параллели между «Игроками» и «Пиковой дамой» нужно отметить, что пушкинская повесть - это рассказ с элементами мистики, в то время как комедия Гоголя абсолютно реалистический рассказ.

Несмотря на то что главный гоголевский герой Ихарев возился над краплёной колодой полгода, в это легко поверить, и, вероятно, именно столько нужно для такого тонкого дела. Пушкинскому герою куда сложнее. Ведь для разгадки тайны трёх карт без мистики не обойтись.

Вся повесть Пушкина пропитана загадочностью, в то время как Гоголь описывает события достаточно по-житейски, и с большой долей юмора и сарказма. И хотя тема карт - это красная линия повествования, авторы преследовали разные цели.

Пушкин будто призывал задуматься, действительно ли нужно неоправданно рисковать, постоянно находится в плену азарта и становиться заложником обстоятельств.

Гоголь, на примере афериста Ихарева просто показал, что как бы ни возносил себя человек, и не считал себя хитрее всех, найдутся те, кто сможет обвести вокруг пальца даже заядлого жулика.

Анализ произведения

Оригинальность комедии состоит в том, что автор сумел провести тонкую грань между юмором и сатирой. Комедия непросто высмеивает порок общества. Пьеса наводит на раздумья о том, что всегда найдётся тот, кто окажется проворнее, умнее, хитрее, даже если речь идёт о шулерском таланте.

То средство мошенничества, которое стало настоящим ремеслом в руках главного героя Ихарева, вдруг оборачивается против него самого. Это неожиданная развязка. Человек который не считается с нравственностью и принципами, став жертвой обмана, на проблему смотрит под новым углом. Это настоящая интрига.

Нужно сказать, что Ихарев играет не только ради денег. Он получает неописуемое удовольствие, от самого факта победы. Он ликует оттого, что он выше других.

Совсем по-другому ведёт себя «Дружеский союз», где сценаристом является Утешительный. Все члены компании с удовольствием восторгаются навыками и умениями Ихарева, что помогает окончательно усыпить его бдительность. Так автор показал другую природу лжи, где за любезностью спрятана обычная корысть.

В своей комедии Николай Васильевич упомянул и другие пороки общества. Были затронуты темы взяточничества, гусарского распутства, бюрократизма.

Судьба «Игроков»

В 1842 году комедия была опубликована, а в 1843 году её стали ставить сразу в двух театрах. Тема была очень популярной и от того понятной зрителю. И хотя Гоголь был любителем мистических сюжетов, реалистичная комедия легко нашла своё место в его творчестве.

Нельзя сказать, что публика восторженно приняла постановку. Такого восторга, как после комедии «Ревизор» не было. Театральная публика требовала большего, и причину холодности понять было непросто.

Театральные критики XIX века объясняли такую холодность просто. Ведь театр постоянно развивается, а зритель не всегда успевает прогрессировать вместе с театром.

Всё дело в авторе. В первом случае, авторские пьесы не могут иметь успеха, когда они откровенно скучны либо абсолютно бессмысленны. Во втором случае, театралы не могут дать объективную оценку, когда автор по степени достоинства своего произведения ушёл вперёд от своего зрителя. И хотя сделал он это из самых лучших побуждений, зритель не понял его и не оценил.

Похоже, именно этот феномен произошёл с комедией Николая Васильевича. Но время сделало своё дело и «Игроки» остаются актуальными более 170 лет. За это время тысячи актёров перевоплощались в гоголевских персонажей, учили тексты, входили в роль и играли с вдохновением, с энтузиазмом, и каждый вложил в своего героя частичку себя.

Инициативу театральных деятелей подхватили кинематографисты. По мотивам комедии Гоголя, снят не один фильм, в том числе французский.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович делал попытку написать оперу на текст Гоголя, и работал над этим проектом в 1941 и 1942 годах. Но что-то пошло не так и композитор оставил эту идею, опера осталась не завершённой. Позже польский музыковед и композитор Кшиштоф Мейер, который стал биографом Шостаковича, завершил ее, но на театральные подмостки она так и не вышла.

От этого комедия «Игроки» не стала менее популярной. И может быть ещё найдётся талантливый музыковед способный вдохнуть в бессмертное произведение новую музыкальную жизнь.