Творческая история рассказа судьба человека. Презентация на тему: "М

Рассказ «Судьба человека», сразу же вызвавший многочисленные отклики читателей, М. Шолохов написал за несколько дней. Его основу составили впечатления от встречи писателя с незнакомым человеком, поведавшим печальную историю своей жизни. Впервые произведение увидело свет в новогодних номерах «Правды» за 1956-1957 годы.

Неожиданное знакомство

Краткое содержание продолжается описанием знакомства с немолодым уже мужчиной и мальчиком пяти-шести лет: они вышли из хутора и расположились рядом с автором. Завязался разговор. Незнакомец сообщил, что он шофер, и отметил, как непросто идти пешком с маленьким ребенком. Автор обратил внимание на добротную одежду мальчика, которую аккуратно подгоняли по росту женские руки. Однако латки на ватнике и штанах мужчины были грубыми, из этого сделал вывод: вдовец или не ладит с женой.

Незнакомец отправил сына поиграть, а сам вдруг произнес: «Не пойму, за что меня жизнь так наказала?» И начал свой длинный рассказ. Приведем его краткое содержание.

«Судьба человека»: довоенная жизнь Соколова

Родился в Воронежской губернии, в гражданскую воевал в Красной Армии. В двадцать втором родители и сестра умерли от голода, а он выжил - на Кубани ишачил на кулаков. Затем обосновался в Воронеже, женился. Девушка попалась хорошая. Жили мирно, и лучше да дороже Иринки никого у него не было на свете. Работал на заводе, а с двадцать девятого сел за баранку и больше уж с машиной не расставался. Иногда выпивал с товарищами, но после рождения сына и двух дочек от хмельного отказался. Всю зарплату приносил домой, и за довоенные десять лет обзавелись своим домом, хозяйством. Всего было в достатке, да и дети школьными успехами только радовали. Вот о чем говорит в рассказе «Судьба человека» Шолохов.

А тут война: на второй день - повестка, на третий - забрали. При прощании Ирина, бледная, плачущая, все прижималась к мужу и повторяла, что больше они не увидятся. Разобрало тогда героя, по его признанию, зло: раньше времени хоронит! Оттолкнул он жену от себя - хоть и легонько, но до сих пор себе этого простить не может. Попрощался с семьей и в поезд вскочил. Такими и запомнил: сбившиеся в кучу дети руками машут и пытаются улыбнуться, а жена бледная стоит и что-то шепчет…

Начало войны

Формировались на Украине. Соколов получил грузовик, на нем и поехал на фронт. Из дома писали часто, только сам он редко отвечал: все отступали, а жаловаться не хотелось. Машина не раз под обстрел попадала - получил два легких ранения. А в мае сорок второго попал в плен. Автору Соколов описал обстоятельства этого нелепого, как он выразился, случая. Вот каким был его рассказ.

Судьба человека на войне часто зависит от обстоятельств. При наступлении фашистов одна из русских батарей оказалась без снарядов. Их и следовало доставить на своем грузовике Соколову. Дело предстояло нелегкое - прорваться к своим сквозь обстрел. И вот когда до батареи осталось доехать около километра, герою показалось, будто в голове у него что-то лопнуло. Очнувшись, он испытал сильную боль во всем теле, с трудом встал и огляделся. Машина неподалеку перевернутая лежит, а снаряды, предназначенные для батареи, вокруг рассыпаны. И звуки боя где-то позади раздаются. Так оказался Соколов тылу у немцев. Все эти события очень ярко описал Шолохов.

«Судьба человека»: краткое содержание. Первый день в плену

Лег герой на землю и стал наблюдать. Сначала танки немецкие мимо проехали, а потом автоматчики пошли. Тошно было на них глядеть, но помирать лежа не хотелось. Потому встал Соколов, и фашисты к нему направились. Один даже автомат с плеча снял. Однако ефрейтор попробовал у солдата мышцы и приказал отправлять его на запад.

Вскоре Соколов влился в колонну пленных из своей же дивизии. Ужасы плена - это следующая часть рассказа «Судьба человека». Шолохов отмечает, что сильно раненых пристреливали сразу. Погибли и два солдата, решившихся сбежать, как стемнело. Ночью зашли в село, и пленных загнали в старую церковь. Пол каменный, купола нет, еще и дождь полил такой, что промокли все. Вскоре дремавшего Соколова растолкал какой-то человек: «Не ранен?» Герой пожаловался на нестерпимую боль в руке, и военврач, определив вывих, вправил ее на место.

Вскоре Соколов услышал рядом с собой тихий разговор. Приведем его краткое содержание. Судьба человека, который говорил (это был взводный), полностью зависела от его собеседника - Крыжнева. Последний признался, что утром выдаст командира фашистам. Нехорошо стало герою от такого предательства, и он тут же принял решение. Когда чуть рассвело, Соколов подал сигнал взводному, худощавому и бледному пареньку, держать предателя за ноги. А сам навалился на крепкого Крыжнева и сжал руки у него на горле. Так герой впервые убил человека.

Утром стали спрашивать коммунистов и командиров, но предателей больше не оказалось. Расстреляв наугад четверых, фашисты погнали колонну дальше.

Попытка побега

Выбраться к своим - этой мечтой жил герой с первого дня плена. Однажды ему удалось бежать и даже пройти около сорока километров. Но на рассвете четвертых суток спавшего в стоге Соколова нашли собаки. Фашисты сначала жестоко избили пойманного, а затем спустили на него псов. Голого и истерзанного привели его в лагерь и на месяц бросили в карцер.

Продолжим передавать краткое содержание. «Судьба человека» продолжается рассказом о том, как два года гоняли героя по Германии, жестоко били, кормили так, что только кожа и кости остались, и те он с трудом носил. И при этом заставляли работать, как и ломовой лошади не под силу было.

В лагере

Под Дрезден Соколов попал в сентябре. Работали в каменном карьере: вручную долбили и крошили породу. Как-то вечером герой в сердцах произнес: «Им четыре кубометра надо, а нам на могилу и одного хватит». Об этом донесли коменданту Мюллеру, отличавшемуся особой жестокостью. Он любил бить пленных по лицу рукой, на которую была надета перчатка со свинцовой прокладкой.

Рассказ Шолохова «Судьба человека» продолжается тем, что комендант вызвал Соколова к себе. Герой со всеми попрощался, вспомнил семью и приготовился умирать. Начальство пировало, а Мюллер, увидев пленного, спросил, говорил ли он, что ему для могилы и одного кубометра земли хватит. И, получив утвердительный ответ, пообещал лично его расстрелять. А потом налил стакан водки и с кусочком хлеба и сала протянул пленному: «За нашу победу». Соколов поставил шнапс, заявив, что не пьющий. «Ну тогда за свою смерть», - ответил комендант. Герой в два глотка влил в себя водку, но хлеб не тронул: «После первого не закусываю». И только после третьего стакана («перед смертью хоть напьюсь») он откусил маленький кусочек хлеба. Улыбавшийся Мюллер стал серьезным: «Ты храбрый солдат, а я таких уважаю. И наши войска у Волги. Потому дарю тебе жизнь». И протянул хлеб с салом. Опьяневший герой ввалился в барак и заснул. А харчи поделили поровну на всех.

Побег

Вскоре Соколова отправили на новое место, где он стал возить маленького и толстого инженер-майора. Рядом с Полоцком - шел сорок четвертый год - уж русские стояли. Герой решил, что лучшего случая бежать не представится. Приготовил гирьку, кусок провода и даже мундир с пьяного немца снял. Утром, выехав за город, остановился и ударил спящего майора по голове. Затем связал его и направился в сторону русских войск. Уцелел под двойным обстрелом и языка в штаб доставил. За это полковник, пообещав представить к награде, отправил его в госпиталь, а после в отпуск.

Таково краткое содержание. «Судьба человека», однако, на этом не заканчивается.

Страшные новости

В госпитале получил герой письмо от соседа. Он сообщил, что еще в сорок втором при налете в его дом попала бомба - одна воронка осталась. Жена и дочери погибли, а сын, который в тот день был в городе, ушел добровольцем на фронт. Подлечившись, съездил Соколов в Воронеж, постоял у воронки и снова отправился в дивизию. А вскоре получил письмо от сына, но и с ним живым свидеться не получилось - 9 мая Анатолия убили. Опять остался Соколов один на всем свете.

Ванюшка

После войны поселился у знакомых в Урюпинске и устроился шофером. Как-то увидел возле чайной мальчишку - грязного, оборванного и с блестящими глазенками. На четвертый день позвал к себе в кабинку, наобум назвав Ванюшкой. И, оказалось, угадал. Мальчик рассказал, как маму его убило, а отец погиб на фронте. "Нельзя нам в одиночестве пропадать", - решил Соколов. И назвался выжившим отцом. Привел парнишку к знакомым, отмыл, причесал, одежды купил, которую хозяйка по росту подогнала. И вот теперь идут они новое место для жизни искать. Одна забота - сердце пошаливает, страшно во сне умереть и испугать сынишку. А еще семья постоянно снится - хочет он до жены и детей из-за проволоки добраться, а они исчезают.

Тут послышался голос товарища, и автор попрощался с новыми знакомыми. А когда уж Соколов с сыном отошли, Ванюшка вдруг обернулся и помахал рукой. В этот момент рассказчику показалось, будто кто-то сжал его сердце. "Нет, не только во сне плачут мужчины" - этой фразой заканчивает произведение «Судьба человека» М. Шолохов.


История создания В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за своего брата - шофёра, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека. В 1956 году, под самый Новый год, Правда напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.


Сюжет С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и наконец бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) перспективу на новую жизнь.




Судьба русского человека Как и во многих других произведениях, в повести «Судьба человека» Шолохов обратился к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова не убили в нем "человека". Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаешь, что в его образе, в его "хождениях по мукам" обозначена судьба целого поколения.


Художественные особенности Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...».

М.А. Шолохов прошел Великую Отечественную войну практически от начала до конца – он был военным корреспондентом. На основе фронтовых заметок писателем созданы главы книги «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека».

«Судьба человека» – это не просто описание военных событий, а глубокое художественное исследование внутренней трагедии человека, душу которого искалечила война. Герой Шолохова, прототипом которого является реальный человек, с которым Шолохов встретился за десять лет до создания произведения, – Андрей Соколов, рассказывает о своей нелегкой судьбе.

Первое испытание, которое проходит Соколов, – фашистский плен. Здесь герой воочию наблюдает, как проявляются в экстремальных условиях все лучшие и худшие человеческие качества, как тесно соседствуют мужество и трусость, стойкость и отчаяние, героизм и предательство. Наиболее показательным в этом отношении является ночной эпизод в разрушенной церкви, куда согнали русских военнопленных.

Так, перед нами возникает, с одной стороны, образ врача, который даже в такой отчаянной ситуации не теряет присутствия духа, пытается помогать раненым, до конца сохраняя верность своему профессиональному и нравственному долгу. С другой стороны, мы видим предателя, который собирается выдать фашистам взводного – коммуниста Крыжнева, следуя логике приспособленчества и малодушия и заявляя, что «товарищи остались за линией фронта» и «своя рубашка к телу ближе». Этот человек и становится тем, кого впервые в своей жизни убивает Соколов (до того времени работавший военным шофером) на том основании, что предатель – «хуже чужого».

Описания существования военнопленных на принудительных работах наводят ужас: постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травля собаками и – главное – постоянное унижение… Но герой Шолохова выдерживает и это испытание, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость». Андрею Соколову удалось выжить в таких нечеловеческих условиях – и это свидетельствует о его мужестве.

Однако, несмотря на то, что герой сохранил себе жизнь в физическом смысле, его душа была опустошена войной, которая отняла у него дом и всех родных: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг…». Случайный знакомый Соколова, которому тот и пересказывает историю своей сложной судьбы, прежде всего поражается взгляду своего собеседника: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Наедине с собой Соколов мысленно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

Мы видим, что наиболее жестоким испытанием для Андрея Соколова стала именно мирная, послевоенная жизнь, в которой он не мог найти себе места, оказался как бы лишним, духовно невостребованным: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?». Во сне герой постоянно видит своих детей, плачущую жену, отделенных от него колючей проволокой концлагеря.

Таким образом, в небольшом по объему произведении раскрывается сложное, неоднозначное отношение писателя к событиям военного времени, обнажается страшная истина послевоенного времени: война не прошла бесследно, оставив в сознании каждого ее участника мучительные картины насилия и убийства, а в сердце – незаживающую рану утраты родных, друзей, однополчан. Автор относится к войне за Родину как к святому правому делу, считая, что человек, защищающий свою страну, проявляет высшую степень мужества. Однако автор подчеркивает, что сама по себе война как событие, делающее миллионы людей физическими и моральными калеками, противоестественна и противна человеческой природе.

Соколову помог духовно возродиться маленький мальчик Ванюшка, благодаря которому Андрей Соколов не остался одиноким. После всего пережитого одиночество для него было бы равносильно смерти. Но он нашел человечка, который нуждался в любви, заботе, ласке. Это спасает героя, «закаменевшее от горя» сердце которого постепенно «отходит, становится мягче».

Судьба шолоховских героев – «двух осиротевших людей, двух песчинок, заброшенных в чужие края военным ураганом невиданной силы», в одиночку выживших и после всего пережитого вместе «шагающих по русской земле», является художественным обобщением судеб миллионов наших соотечественников, чью жизнь опалила война. Автор использует прием максимальной типизации, отражая в судьбе главного героя рассказа наиболее характерные черты русского национального характера.

Достойное преодоление Соколовым тяжелейших испытаний, переживание страшнейших событий – смерти близких, всеобщего уничтожения и разрушения и его возвращения к полноценной жизни, говорят о необыкновенном мужестве, железной воле и чрезвычайной силе духа героя.

В этом отношении признание потерявшего семью Андрея Соколова в том, что он в буквальном смысле является отцом также потерявшего семью Ванюшки, приобретает символическое значение. Война как бы уравнивает героев в их обездоленности и, одновременно, позволяет им восполнить душевные утраты, преодолеть одиночество, «оставляя» в далеком Воронеже кожаное отцовское пальто, о котором случайно вспоминает Ваня.

Пронизывающий все произведение образ дороги выступает символом вечного движения, меняющейся жизни, человеческой судьбы. Не случайно также, что рассказчик встречается с героем именно весной – это время года также символизирует постоянное обновление, возрождение жизни.

Великая Отечественная война – одна из самых значительных и, одновременно, самых трагичных страниц истории России. Это значит, что книги, написанные об этой войне, в том числе «Судьба человека», никогда не потеряют силы идейно-художественного воздействия на читателя, останутся литературной классикой на долгие времена.

«Судьба человека», опубликованная на рубеже 1956-1957 годов в газете «Правда», вызвала широкий общественный резонанс. И это неудивительно, ведь главным и положительным героем произведения стал бывший военнопленный, которых еще несколько лет назад в СССР считали бы врагами народа. Сергей Бондарчук прочитал повесть на одном дыхании и понял, что его мечта - экранизировать ее. Бондарчук хотел сыграть в картине главную роль, но боялся, что его видение этого образа не совпадет с видением режиссера, тогда-то он и решил, что режиссером будет сам.

За помощью в написании сценария Бондарчук решил обратиться к самому Шолохову. Сначала писатель с сомнением отнесся к этой идее, да и в Бондарчуке он не видел своего героя, но когда начались съемки, то все сомнения полностью исчезли. Шолохов придирчиво правил сценарий, который писали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов, не раз появлялся на съемочной площадке и фактически был основным консультантом съемочного процесса.

Актерский состав

Приступая к поискам актеров на главные роли, Бондарчук не знал, кто будет играть мальчика. С остальными актерами все было ясно еще на стадии замысла: помимо главной роли Андрея Соколова, которую должен был исполнить сам режиссер, другие роли в картине достались Зинаиде Кириенко (жена Ирина), Юрию Аверину (лагерфюрер Мюллер), Павлу Волкову, Льву Борисову и др. А вот с ролью Ванечки ничего не получилось. Бондарчук отсмотрел больше тысячи ребят, он ездил по пионерским лагерям, трудовым отрядам, присутствовал на различных патриотических акциях, посещал школы, но никак не мог найти того, кто ему был нужен. Помог случай - в Доме кино демонстрировался детский фильм, Бондарчук пришел туда совершенно случайно и увидел пятилетнего Пашу Полунина. Переговорив с отцом ребенка, режиссер получил согласие - и наконец можно было приступать к съемкам.

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)

Целый год шла работа над фильмом, и поездить съемочной группе пришлось немало. Какие-то эпизоды снимали на Дону, недалеко от станицы Вешенской, родины Шолохова, например сцену встречи Соколова с Ванечкой; эпизоды довоенной жизни главного героя были сняты в Воронеже; прочие эпизоды снимались в Тамбове, в каменоломнях Ростовской области, где воссоздали быт фашистского концлагеря; эшелоны с пленными прибывали на вокзал Калининграда, а центральная сцена психологического поединка Соколова и Мюллера была снята в павильоне «Мосфильма» .

Картина вышла в прокат в апреле 1959 года и была встречена невероятным зрительским восторгом: в первый же год проката фильм посмотрели почти 40 миллионов человек.

Лекция о фильме «Судьба человека»

Лекторы: кинокритик Сергей Каптерев, актер Анатолий Белый, актер Максим Аверин, оператор Элизабар Караваев.

Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряжённой двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно - снег начал таять, грязь непролазная. А тут возле хутора Моховского река Еланка. Мелкая летом, сейчас разлилась на целый километр. Вместе с неизвестно откуда взявшимся шофёром рассказчик переплывает реку на какой-то полуразвалившейся лодке. Шофёр подогнал к реке стоявший в сарае автомобиль марки Виллис, сел в лодку и отправился обратно. Обещал вернуться через два часа.

Рассказчик присел на поваленный плетень и хотел было закурить - но сигареты намокли во время переправы. Так бы и скучать ему два часа в тишине, одиночестве, без еды, воды, выпивки и курева - как подошёл к нему мужчина с ребёнком, поздоровался. Мужчина (это и был главный герой дальнейшего повествования Андрей Соколов) принял рассказчика за шофёра - из-за стоявшего рядом автомобиля и подошёл пообщаться с коллегой: он сам был шофёром, только на грузовой машине. Рассказчик не стал расстраивать собеседника, раскрывая подлинную свою профессию (так и оставшуюся неизвестной для читателя) и соврал, что ждёт начальство.

Соколов ответил, что не торопится, а перекурить охота. В одиночестве курить скучно. Увидев разложенные для просушки сигареты, он угостил рассказчика собственным табаком.

Закурили они, разговорились. Рассказчику неловко было из-за мелкого обмана, поэтому он больше слушал, а говорил Соколов.

Довоенная жизнь Соколова

Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестрёнкой дома померли от голода. Остался один. Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатёнку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошёл на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная весёлая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почём фунт лиха стоит, может, это и сказалось на её характере. Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней её, не было на свете и не будет!

Придёшь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьётся, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на неё и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь её, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе.

Дальше рассказывал опять таки про жену, как она его любила и не упрекала даже тогда, когда приходилось выпить лишнего с товарищами. Но вскоре родились у них дети - сын, а потом - две дочери. Тогда с выпивками было покончено - разве что кружку пива в выходной себе позволял.

В 1929 увлекли его машины. Стал он шофёром грузовика. Жил себе поживал да добра наживал. А тут - война.

Война и пленение

На фронт провожала его вся семья. Дети держали себя в руках, но жена очень расстроилась - в последний раз мол видимся, Андрюша... В общем и так тошно, а тут ещё и жена заживо хоронит. В расстроенных чувствах уехал на фронт.

На войне он тоже был шофёром. Дважды легко ранили.

В мае 1942 года оказался под Лозовеньками. Немцы шли в наступление, а он вызвался на передний край везти боеприпасы нашей артиллерийской батарее. Боеприпасы не довёз - снаряд упал совсем близко, взрывной волной перевернуло машину. Соколов потерял сознание. Когда очнулся - понял, что находится в тылу врага: бой гремел где-то сзади, а мимо шли танки. Притворился мёртвым. Когда решил, что все прошли - голову приподнял, увидел идущих прямо к нему шестерых фашистов с автоматами. Спрятаться было негде, поэтому решил умереть достойно - встал, хотя еле мог стоять на ногах - и смотрел на них. Один из солдат хотел застрелить его - но другой удержал. Сняли с Соколова сапоги и отправили пешком на запад.

Через некоторое время догнала еле шедшего Соколова колонна пленных из той же дивизии, что он сам. С ними шёл дальше.

Ночевали в церкви. За ночь случилось 3 заслуживающих внимания события:

а) Некий человек, представившийся как военврач, вправил Соколову вывихнутую во время падения из грузовика руку.

б) Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя.

в) Фашисты застрелили верующего, который надоедал им просьбами выпустить из церкви для визита в туалет.

На следующее утро стали спрашивать - кто командир, комиссар, коммунист. Предателей не оказалось, поэтому коммунисты, комиссары и командиры остались живы. Расстреляли еврея (возможно, это был военврач - по крайней мере, в фильме дело так представлено) и троих русских, похожих на евреев. Погнали пленных дальше на запад.

Всю дорогу до Познани Соколов думал о побеге. Наконец представился случай: пленных отправили копать могилы, охранники отвлеклись - он и дёрнул на восток. На четвёртые сутки догнали его фашисты с овчарками, собаки Соколова чуть не загрызли. Месяц его держали в карцере, потом отправили в Германию.

«Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголёк откатывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить»

На волоске от смерти

В лагере Б-14 возле Дрездена работал Соколов и другие на каменном карьере. Угораздило его, вернувшись однажды после работы сказать, в бараке, среди других пленных: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Кто-то донёс начальству об этих словах и вызвал его к себе комендант лагеря Мюллер. Мюллер русский язык знал отлично, так что общался с Соколовым без переводчика.

«Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдём во двор, там ты и распишешься». - «Воля ваша», - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подаёт мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», - говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдёмте, распишете меня».

Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подаёт мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему своё: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче.

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

После этого комендант стал серьёзный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», - и подаёт мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.

Харчи разделил Соколов со своими товарищами - всем поровну.

Освобождение из плена

В 1944 году Соколова определили шофёром. Возил он немецкого майора-инженера. Тот обращался с ним хорошо, иногда делился едой.

Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали.

По дороге Соколов оглушил майора, забрал пистолет и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.

Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками машут, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошёл на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулемётов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырёх местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её, и дышать мне нечем...

Отправили Соколова в госпиталь подлечиться и подкормиться. В госпитале сразу написал письмо жене. Через две недели получил ответ от соседа Ивана Тимофеевича. В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли. Сына дома не было. Узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.

Выписался Соколов из госпиталя, получил месячный отпуск. Через неделю добрался до Воронежа. Посмотрел на воронку на том месте, где был его дом - и в тот же день отправился на вокзал. Обратно в дивизию.

Сын Анатолий

Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий. Прислал письмо мне на фронт, видать, с другого фронта. Адрес мой узнал от соседа, Ивана Тимофеевича. Оказывается, попал он поначалу в артиллерийское училище; там-то и пригодились его таланты к математике. Через год с отличием закончил училище, пошёл на фронт и вот уже пишет, что получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали.

После войны

Андрея демобилизовали. Куда податься? В Воронеж ехать не хотел.

Вспомнил, что в Урюпинске живёт мой дружок, демобилизованный ещё зимою по ранению, - он когда-то приглашал меня к себе, - вспомнил и поехал в Урюпинск.

Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофёром в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня.

Возле чайной познакомился он с беспризорным мальчиком Ваней. Его мать погибла при авианалёте (во время эвакуации, вероятно), отец погиб на фронте. Однажды по дороге на элеватор Соколов взял с собой Ванюшку сказал ему, что он его отец. Мальчик поверил и очень обрадовался. Усыновил Ванюшку. Жена приятеля помогала смотреть за ребёнком.

Может, и жили бы мы с ним ещё с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил её с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шофёрскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, - он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофёром, - и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.

Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не даёт на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте

Тут пришла лодка и рассказчик распрощался со своим негаданым знакомым. И стал думать об услышанном рассказе.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

С тяжёлой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...

Пересказал Михаил Штокало для Брифли. На обложке: Кадр из фильма «Судьба человека» 1959 года.