Таро Тота. Повешенный

ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

Это карта отсутствия успеха. Она является сильно негативной в отношении всех тем гадания. Она отражает то, что у нас ничего не получилось, не получается или не получится. Эта карта очень трудно преодолима. Пытаться проходить ее в будущем стоит лишь в ситуации отсутствия какой-либо альтернативы нашему выбору (см. расклад "Выбор") или в случае, когда следующая за ней карта в развитии ситуации действительно позитивна, и мы реально осознаем и понимаем все те трудности, которые нам предстоят, четко видя способы их преодоления.

ТЕЗИС:

"Это катастрофа. Все рушится, и я совершенно не понимаю, что мне с этим делать. Похоже, я совершенно бессилен, и любые мои действия никак не могут повлиять на развитие ситуации".

ОТНОШЕНИЯ:

Разрыв отношений; полное разочарование и неудовлетворенность партнером; видение полного отсутствия смысла продолжения отношений; постоянные ссоры и взаимные придирки; половое неудовлетворение; сильный кризис в отношениях.

ЛИЧНОСТЬ:

Сильное депрессивное состояние; глубокая неуверенность в себе; пессимизм и отсутствие надежды на лучшее; пассивность и неспособность принятия самостоятельных решений.

РАБОТА, БИЗНЕС:

Отсутствие успешного течения или развития бизнеса; серьезные убытки; полная неудача; банкротство; неспособность справляться со своими рабочими обязанностями; увольнение с работы.

ЗДОРОВЬЕ:

Крайне негативная динамика течения заболевания; сильный кризис или сильное ухудшение здоровья; летальный исход.

Это действительно очень сложно для вас, и весьма вероятно, что сейчас вы просто на это не способны. Посмотрите на ситуацию внимательно, трезво взвесьте свои ресурсы, и, если вы не видите для себя никакого способа ее разрешить, улыбнитесь и не падайте духом. Примите себя и ситуацию такими, какими они в действительности являются, и перестройтесь на поиск того дела или занятия, которые вам действительно по плечу. Далеко не каждый из нас является Юлием Цезарем, и, конечно, всегда нужно стараться "прыгнуть выше головы", однако нам совершенно ни к чему "разбивать голову об стену".

Лон Майло Дюкетт.

Дух Могучих Вод
Стихийный аркан Воды
Первоначальная композиция: фигура повешенного или распятого человека. На виселице в форме буквы Далет подвешен за одну ногу красивый юноша. Вторая нога его скрещена с той, на которой он висит. Руки, сцепленные за головой, образуют треугольник, направленный вершиной вверх, и этот треугольник лучится светом.
Губы юноши решительно сжаты .
Еврейская буква: Мем (вода).
Путь Древа Жизни: 23-й, соединяющий Гебуру (Суровость) с Ход (Великолепием)
Цвета: насыщенный синий; цвет морской волны; насыщенный оливково-зеленый; белый, испещренный пурпурным.

«Да не коснется тебя вода, по которой ты странствуешь!
Сойдя же на сушу, насади Виноградник и возрадуйся без стыда!»

«В конце концов вся эта колода обрушится нам на голову, как Алисе в Зазеркалье. Спокойной ночи» . - Из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули, осень 1939 г.

«Я давно предвижу, что наши труды закончатся как “Алиса в Стране Чудес”, но там, если вы помните, именно это помогло ей пробудиться и увидеть красоту жизни» . - Из письма Алистера Кроули Фриде Харрис от 19 декабря 1939 г.

Перефразируя то, что я сказал об Иерофанте, Ату XII - это вам не Повешенный эона Осириса. Равно как и не Повешенный эона Исиды. В «Книге Тота» Кроули из кожи вон лезет, пытаясь объяснить, почему это так. Не поймите меня превратно: за выражением «пытаясь объяснить» вовсе не кроется неуважение к его усилиям, и уж, разумеется, я не хочу сказать, что сам сумел бы объяснить лучше. Просто для меня очевидно, что прежде чем засесть за комментарий к этой карте, Кроули проглотил добрую пригоршню пилюль под кодовым названием «а-вот-сейчас-я-постараюсь-разъяснить-самую-главную-тайну-жизни-и-всех-мистерий-Высшей-Магии-а-заодно-и-Вселенной-в-целом».

И, следует признать, попытка оказалась неплоха. В нескольких абзацах даже даются немаловажные указания по поводу глубочайших тайн сексуальной алхимии и магии, безусловно заслуживающие дальнейшего изучения и осмысления для тех, кто интересуется этой темой. Должно быть, Кроули рискнул зайти так далеко ввиду своего убеждения, что Повешенный в его историческом и традиционном понимании устарел и в колоде Таро нового эона ему в этом смысле делать нечего. Фактически, он призывает нас относиться к этой карте как к тягостному наследию эона Осириса и даже доходит до нелестного сравнения ее с аппендиксом:

«Карта эта прекрасна некой странной, древней и уже уходящей в прошлое красотой. Это карта Умирающего Бога, и в современной колоде она - не более чем кенотаф» .

Кенотаф - это надгробие или памятник, воздвигнутый в честь человека, чье тело на самом деле захоронено где-то в другом месте. Но так или иначе, далее Кроули дает превосходную интерпретацию Повешенного эона Гора, основные пункты которой я попытаюсь здесь воспроизвести (хотя волшебных пилюль АВСЯПРСГТЖИВМВМАЗИВВЦ у меня нету).

Во-первых, обратите внимание, что руки и ноги нашего распятого героя образуют треугольник, увенчанный крестом. Кроули поясняет, что эта фигура - «символ света, нисходящего во тьму и несущего ей искупление» . Это не что иное, как космическая жертва, созидающая, хранящая и разрушающая вселенную. Наше представление о том, какое участие мы принимаем в этом грандиозном жертвоприношении, развивалось и преображалось в ходе эонов. В эоне Исиды жертвоприношение означало что-то одно, в эоне Осириса - что-то другое; теперь же, в наступившем эоне Гора, оно означает, как мы вскоре увидим, нечто третье.

Эон Исиды Кроули соотносит со стихией Воды. В ту эпоху бытовало всеобщее убеждение, что женщина - это единственный источник человеческой жизни. Женщина приносила жертву на алтаре собственного тела, и Повешенный был нерожденным ребенком в водах ее чрева, перевернувшимся вниз головой, чтобы выйти на свет.

Эон Осириса соотносится со стихией Воздуха, дружественной как Воде, так и Огню. Поэтому в эоне Осириса жертва понималась как самопожертвование. То была эпоха умирающего бога, когда стать спасителем мог только тот, кто сперва пройдет через воду (крещение и т.п.), а затем пожертвует собственным телом, позволив истязать его, убить, а затем подвесить или пригвоздить к древу в качестве выкупа за жизнь своего народа. Пару тысячелетий тому назад подобный акт самоотверженности стал большим шагом вперед в области духовного воспитания человечества. Фактически, в эоне Осириса он превратился в высшую формулу адептата - формулу INRI/IAO.

Эон Гора соотносится со стихией Огня (символы которой - еврейская буква Шин и Ату XX, Эон). Вода Повешенного и огонь нового эона совсем не в ладах друг с другом. В этом эоне, предупреждает Кроули, «идея самопожертвования ошибочна по сути» . Акт жертвенного самоубийства не просто устарел - он теперь откровенно вреден:

«…теперь, под началом Огненного владыки нынешнего Эона, стихия Воды - в ее проявлениях ниже Бездны - со всей определенностью враждебна господствующей стихии эпохи, если только речь не идет об истинных противоположностях - о тех, что примиряются в браке» .

Брак, о котором здесь идет речь, - это «растворение себя в Возлюбленном» . На карте символом его служит анх - союз Розы и Креста, мужского и женского начал. Это экстаз любви, растворяющий всякое чувство обособленности. Этот «брак» - и есть наивысшая жертва, что и пытались объяснить нам мистики и святые всех времен и народов.

В Таро Тота Повешенный по-прежнему символизирует нисхождение света во тьму ради искупления последней, но за слово «искупление» уже не подразумевает идею некоего долга, который должен быть уплачен. В эоне Гора искупление - это благородная обязанность просветленных нести просветление непросветленным.

Обратите внимание, как искусно леди Харрис объединяет средствами проективной геометрии эту карту с другими «водными» картами. Попробуйте совместить верхними сторонами Повешенного и Верховную Жрицу, а также Повешенного и Королеву Кубков. Помимо этого, интерес представляют стилизованные енохианские скрижали на фоне карты, а также тонкая работа с зеленым цветом, привносящим влияние Венеры.

Из книги Л.М. Дюкетта "Understanding Aleister Crowley"s Thoth Tarot"

Дух Могучих Вод
Стихийный аркан Воды
Первоначальная композиция: фигура повешенного или распятого человека. На виселице в форме буквы Далет подвешен за одну ногу красивый юноша. Вторая нога его скрещена с той, на которой он висит. Руки, сцепленные за головой, образуют треугольник, направленный вершиной вверх, и этот треугольник лучится светом. Губы юноши решительно сжаты .

Путь Древа Жизни: 23-й, соединяющий Гебуру (Суровость) с Ход (Великолепием)
Цвета: насыщенный синий; цвет морской волны; насыщенный оливково-зеленый; белый, испещренный пурпурным.

«Да не коснется тебя вода, по которой ты странствуешь!
Сойдя же на сушу, насади Виноградник и возрадуйся без стыда!»

«В конце концов вся эта колода обрушится нам на голову, как Алисе в Зазеркалье. Спокойной ночи» . - Из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули, осень 1939 г.
«Я давно предвижу, что наши труды закончатся как "Алиса в Стране Чудес”, но там, если вы помните, именно это помогло ей пробудиться и увидеть красоту жизни» . - Из письма Алистера Кроули Фриде Харрис от 19 декабря 1939 г.

Перефразируя то, что я сказал об Иерофанте, Ату XII - это вам не Повешенный эона Осириса. Равно как и не Повешенный эона Исиды. В «Книге Тота» Кроули из кожи вон лезет, пытаясь объяснить, почему это так. Не поймите меня превратно: за выражением «пытаясь объяснить» вовсе не кроется неуважение к его усилиям, и уж, разумеется, я не хочу сказать, что сам сумел бы объяснить лучше. Просто для меня очевидно, что прежде чем засесть за комментарий к этой карте, Кроули проглотил добрую пригоршню пилюль под кодовым названием «а-вот-сейчас-я-постараюсь-разъяснить-самую-главную-тайну-жизни-и-всех-мистерий-Высшей-Магии-а-заодно-и-Вселенной-в-целом».

И, следует признать, попытка оказалась неплоха. В нескольких абзацах даже даются немаловажные указания по поводу глубочайших тайн сексуальной алхимии и магии, безусловно заслуживающие дальнейшего изучения и осмысления для тех, кто интересуется этой темой. Должно быть, Кроули рискнул зайти так далеко ввиду своего убеждения, что Повешенный в его историческом и традиционном понимании устарел и в колоде Таро нового эона ему в этом смысле делать нечего. Фактически, он призывает нас относиться к этой карте как к тягостному наследию эона Осириса и даже доходит до нелестного сравнения ее с аппендиксом:

«Карта эта прекрасна некой странной, древней и уже уходящей в прошлое красотой. Это карта Умирающего Бога, и в современной колоде она - не более чем кенотаф» .

Кенотаф - это надгробие или памятник, воздвигнутый в честь человека, чье тело на самом деле захоронено где-то в другом месте. Но так или иначе, далее Кроули дает превосходную интерпретацию Повешенного эона Гора, основные пункты которой я попытаюсь здесь воспроизвести (хотя волшебных пилюль АВСЯПРСГТЖИВМВМАЗИВВЦ у меня нету).

Во-первых, обратите внимание, что руки и ноги нашего распятого героя образуют треугольник, увенчанный крестом. Кроули поясняет, что эта фигура - «символ света, нисходящего во тьму и несущего ей искупление» . Это не что иное, как космическая жертва, созидающая, хранящая и разрушающая вселенную. Наше представление о том, какое участие мы принимаем в этом грандиозном жертвоприношении, развивалось и преображалось в ходе эонов. В эоне Исиды жертвоприношение означало что-то одно, в эоне Осириса - что-то другое; теперь же, в наступившем эоне Гора, оно означает, как мы вскоре увидим, нечто третье.

Эон Исиды Кроули соотносит со стихией Воды. В ту эпоху бытовало всеобщее убеждение, что женщина - это единственный источник человеческой жизни. Женщина приносила жертву на алтаре собственного тела, и Повешенный был нерожденным ребенком в водах ее чрева, перевернувшимся вниз головой, чтобы выйти на свет.

Эон Осириса соотносится со стихией Воздуха, дружественной как Воде, так и Огню. Поэтому в эоне Осириса жертва понималась как самопожертвование. То была эпоха умирающего бога, когда стать спасителем мог только тот, кто сперва пройдет через воду (крещение и т.п.), а затем пожертвует собственным телом, позволив истязать его, убить, а затем подвесить или пригвоздить к древу в качестве выкупа за жизнь своего народа. Пару тысячелетий тому назад подобный акт самоотверженности стал большим шагом вперед в области духовного воспитания человечества. Фактически, в эоне Осириса он превратился в высшую формулу адептата - формулу INRI/IAO.

Эон Гора соотносится со стихией Огня (символы которой - еврейская буква Шин и Ату XX, Эон). Вода Повешенного и огонь нового эона совсем не в ладах друг с другом. В этом эоне, предупреждает Кроули, «идея самопожертвования ошибочна по сути» . Акт жертвенного самоубийства не просто устарел - он теперь откровенно вреден:

«…теперь, под началом Огненного владыки нынешнего Эона, стихия Воды - в ее проявлениях ниже Бездны - со всей определенностью враждебна господствующей стихии эпохи, если только речь не идет об истинных противоположностях - о тех, что примиряются в браке» .

Брак, о котором здесь идет речь, - это «растворение себя в Возлюбленном» . На карте символом его служит анх - союз Розы и Креста, мужского и женского начал. Это экстаз любви, растворяющий всякое чувство обособленности. Этот «брак» - и есть наивысшая жертва, что и пытались объяснить нам мистики и святые всех времен и народов.

В Таро Тота Повешенный по-прежнему символизирует нисхождение света во тьму ради искупления последней, но за слово «искупление» уже не подразумевает идею некоего долга, который должен быть уплачен. В эоне Гора искупление - это благородная обязанность просветленных нести просветление непросветленным.

Обратите внимание, как искусно леди Харрис объединяет средствами проективной геометрии эту карту с другими «водными» картами. Попробуйте совместить верхними сторонами Повешенного и Верховную Жрицу, а также Повешенного и Королеву Кубков. Помимо этого, интерес представляют стилизованные енохианские скрижали на фоне карты, а также тонкая работа с зеленым цветом, привносящим влияние Венеры.

Примечания


. Aleister Crowley. 777 and Other Qabalistic Writings . York Beach: ME, Weiser Books, Inc., 1986. Column CLXXXI, p. 34. - Примеч. Л.М. Дюкетта .
. The Book of Thoth , pp. 253-260. - Примеч. Л.М. Дюкетта .
. The Book of Thoth , p. 97. - Примеч. Л.М. Дюкетта .
. The Book of Thoth , p. 96. - Примеч. Л.М. Дюкетта .
. The Book of Thoth , p. 97. - Примеч. Л.М. Дюкетта .
. The Book of Thoth , p. 96. - Примеч. Л.М. Дюкетта .
. The Book of Thoth , p. 96. - Примеч. Л.М. Дюкетта .

Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley"s Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
Перевод: Анна Блейз, 2007.

PAN"S ASYLUM Lodge O.T.O.

http://library.thelema.ru/tarot.html

Алистер Кроули "КНИГА ТОТА"

XII . ПОВЕШЕННЫЙ

Эта карта, представляет элемент Воды. Пожалуй, лучше было бы сказать, что она представляет духовную функцию воды в организационной структуре посвящения; это крещение, которое также является смертью. В Зоне Осириса данная карта представляла высшую формулу адептства, ибо фигура утопленного или повешенного человека обладает особым смыслом. Ноги человека перекрещены так, что правая образует прямой угол с левой, руки же вытянуты под углом 60 градусов, составляя таким образом равносторонний треугольник. Это дает нам символ Треугольника, увенчанного Крестом, изображающий нисхождение света во тьму для ее искупления. Вот почему у головы и конечностей видны зеленые диски: зеленый, цвет Венеры, означает Милость. Воздух над водой также зеленый, пронизанный лучами белого света Кетер. Вся фигура подвешена к кресту Анх (это одна из форм Розы и Креста), и вокруг левой ступни обвивается Змей, творец и разрушитель, управляющий всякими переменами. (Это будет видно из следующей карты.)

Стоит отметить, что по мере проявления искупающего элемента он явно становится темнее и плотнее; но зеленый - это цвет Венеры, цвет надежды, скрытой в любви. Все это связано с формулой Розы и Креста, уничтожения «я» в Возлюбленном как условия продвижения вперед. В низшей тьме смерти начинает шевелиться змей новой жизни.

Прошлый Зон, Зон Осириса, прошел под знаком Воздуха, который нельзя назвать недружественным по отношению как к Воде, так и к Огню. Отличитель­ной чертой того периода был компромисс. Но теперь, под властью Огненного владыки Зона, водный элемент (когда речь идет о воде под Бездной), опреде­ленно враждебен, если только противоположность не является правильной противоположностью, подразумеваемой при свадьбе. Но в этой карте единст­венный вопрос - «искупление» потопленного элемента, и потому все обращено вспять. Эта идея жертвы, подвергнутая окончательному анализу, оказывается ложной.

«Я даю невообразимые на земле радости: уверенность, а не веру, при жизни и в смерти; неколебимый мир, покой, экстаз; и не требую ничего в жертву.»126

«Каждый мужчина и каждая женщина есть звезда.»127

Сама идея жертвы есть непонимание природы, и эти тексты из «Книги Закона» дают на нее ответ

Именно вода и Обитатели Воды убили Осириса; крокодилы угрожали Хур-Па-Краату.

В этой карте есть какая-то странная, незапамятная, отжившая красота. Это карта Умирающего Бога; в настоящей колоде она лишь играет роль кено­тафии128. Она говорит: «Если когда-нибудь дела опять пойдут плохо, если снова наступят Темные Века, вот как можно будет все исправить». Но если что-то нужно исправлять, это значит, что оно очень искривлено. Главнейшей целью мудрого должно быть избавление человечества от этой наглости само­пожертвования, от этого бедствия целомудрия; веру должна убить уверенность, целомудрие должно погибнуть от экстаза.

В «Книге Закона» сказано: «Падших не жалеть! Я никогда не знал их. Я не за них. Я не утешаю: ненавижу утешаемых и утешителей».129

Искупление - плохое слово, оно предполагает долг. Но каждая звезда обладает бесконечным богатством, с невеждами можно поступать лишь единственным способом: приводить их к знанию об их звездном наследии. Для этого необходимо вести себя так, как ведут себя, когда хотят сойтись поближе с животными и детьми: относиться к ним с абсолютным уважением и даже, в определенном смысле, поклоняться им.

* * *

Обратите внимание на Последовательность Эонов. «Повешенный» - это изобретение адептов формулы 1.М.К.1. - 1.А.О.; в Зоне Исиды (Воды), пред­шествовавшем Зону Осириса, он был «Утопленным». Два столба виселицы, показанной на средневековой карте, были дном Моря и килем Ковчега в партеногенетической системе объяснения Природы и управления Ею. В том Зоне всякое рождение считалось эманацией Матери, или Богини Звезд, Нуит, без мужского вамешательства. Всякую же смерть полагали возвращением к Ней. Это объясняет изначальное соотнесение этого Ату с Водой, а звука М с возвращением к Вечному Безмолвию, как в слове АУМ. Итак, данная карта особенно священна для Мистика, а фигура на ней изображена в ритуальной позе Практики, известной как «силоамский сон»130.

* * *

Алхимическое значение этой карты настолько чуждо всяким догма­тическим предположениям, что мы сочли за лучшее поговорить о нем особо. Ее технические качества независимы от каких бы то ни было доктрин; тут сугубо научные отношения. Благоразумно поступит тот ученик, который прочтет в этой связи главу XII «Магии».

Этот Ату представляет жертву «ребенка мужского пола и большого разума» - эти слова выбраны в высшей степени тщательно. Смысл такого подхода уже был объяснен, как и смысл подвешивания к кресту Анх, эквива­ленту Розового Креста. На некоторых старинных картах роль виселицы играют Пилон либо ветвь Дерева, формой напоминающие букву Далет (Ч) - Венеру, Любовь.

Фоном для Повешенного служит бесконечная решетка из маленьких квадратов; это Таблицы Элементов, содержащие в себе имена и сигиллы всех энергий Природы. Через это Делание зачинается Дитя, как показывает Змей, шевелящийся во Тьме Бездны под Повешенным.

Но эта карта сама по себе, в сущности, глиф Воды; Мем - это одна из трех великих Материнских Букв. Ее числовое значение - 40; это мощь Тетраграмматона, полностью раскрытая десятой Сефирои Малкут; сила Вселенной под властью Демиурга. Более того, Мем - единственная собственно Материнская Буква, поскольку остальные две, Алеф и Шин, представляют мужские идеи. В Природе Ното 5ар1епз является морским млекопитающим, и наше внутриутробное существование проходит в Околоплодной Жидкости. Легенда о Ное, Ковчеге и потопе - не боле чем иератическое представление фактов жизни. Вот почему Адепты в поисках продолжения (в том или ином

смысле), продления и, пожалуй, обновления жизни обращали свои взоры именно к Воде.

Евангелия рассматривают Великие Мистерии Копья и Чаши (мистерии бога Иакха-Иао) как высшие по отношению к Малым Мистериям (мистериям бога Ионы-Ноя и вообще всех богов с буквой Н), в которых Меч убивает бога и его голова может быть подана на блюде, или Диске. Евангельская легенда гласит: воин копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.131 Это Вино было собрано Возлюбленным Учеником и Девой-Матерью, ожидавшими под Крестом, или Деревом, в Чашу, или Кубок; это и есть Святой Грааль, или Санграаль Монсальвата (Горы Спасения). («Грааль» (§г а1), собственно, означает «блюдо»; по-видимому, это искаженное латинское §гас!а1е, в свою очередь происходящее от греческого Кга1ег, «чаша». Это Таинство достигает зенита в знаке Рака (см. Ату VII ).

Ученику совершенно необходимо обходить эти круги символизма снова и снова, пока фигуры не сольются друг с другом до полной неразличимости в опьяняющем танце экстаза; только тогда он может считать себя достигшим способности участвовать в этом Таинстве и выполнить для себя - и для всех людей! - Великое Делание.

Но пусть он также не забывает о практическом секрете, сокрытом во всех этих продуваемых коридорах музыки, - о непосредственном приготовлении Камня Мудрецов, Лекарства Металлов и Эликсира Жизни!

Одна из версий происхождения карт Таро связывается с легендарным первым пророком Моисеем, который якобы принес эти карты в Палестину из Древнего Египта.

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время при помощи карт таро Тота.

Карта Повешенный является отрицательной. Она указывает на ситуацию, которая оказалась в тупике, любые попытки разрешить ее будут безуспешны. Человек может почувствовать себя бессильным перед внешними обстоятельствами. Карта является прямым указанием на то, что дело, которым вы занимаетесь сейчас, успехом закончиться не может. Лучшее решение - отказаться от него. Успех все равно возможен, но он будет достигнут такой ценой, что возникнет вопрос о целесообразности затраченных усилий. Оптимальным решением будет поиск альтернативного варианта.

Работа и финансы

В работе и бизнесе карта Повешенный не обещает ничего кроме проблем. И они могут быть очень серьезными, вплоть до разрушения бизнеса или увольнения. Вас могут ждать серьезные финансовые потери, остаться на плаву будет крайне трудно. То, что раньше давалось очень легко, сейчас будет трудновыполнимым по целому ряду причин.

Взаимоотношения

Глубокие проблемы в отношениях, ссоры и разборки. Разочарование в своем партнере, осознание того, что выбор был ошибочным. Обычно это приведет к разрыву отношений, что можно считать положительным исходом, учитывая, что от такого союза нет ничего кроме негатива.

Сознание

Человек потерял надежду на лучшие времена. Он не верит и знает, что ничего хорошего не будет, все это порождает неуверенность в себе, ведь что бы он ни предпринял, все равно все закончиться плохо. А закончится все хроническим пессимизмом, который сам по себе помешает добиваться успеха.

Здоровье

Состояние здоровья ухудшится, болезнь перейдет в тяжелую форму. Лечение не даст положительного результата. Иногда карта Повешенный может указывать на смерть.

Эта карта, соответствующая букве Мем, символизирует стихию Воды. Лучше даже сказать, пожалуй, что она символизирует духовную функцию воды в структуре посвятительной церемонии: это крещение, тождественное смерти. В Эоне Осириса эта карта обозначала наивысшую формулу адептата — ввиду того особого значения, которое заключено в позе самого повешенного или утопленника. Ноги его скрещены так, что правая пересекает левую под прямым углом, а руки вытянуты под углом 60° к туловищу, образуя две стороны равностороннего треугольника. Таким образом, фигура в целом представляет собой треугольник, увенчанный крестом, — символ света, нисходящего во тьму и несущего ей искупление. По этой причине руки, ноги и голова Повешенного упираются в зеленые диски (зеленый, цвет Венеры, означает Благодать). Воздух над водой также зеленый, пронизанный лучами белого света Кетер. Вся фигура подвешена на Анхе (еще одно символическое изображение формулы Розы и Креста), а вокруг левой ноги Повешенного обвивается Змей — творец и разрушитель, вершитель всех перемен. (Подробно об этом речь пойдет в описании следующей карты.)

Примечательно, что по мере проявления искупительной силы тьма и плотность последовательно возрастают; но зеленый — это цвет Венеры, цвет надежды, которую дает любовь. Условие продвижения здесь — исполнение формулы Розы и Креста, растворение себя в Возлюбленном. В глубокой смертной тьме начинает пробуждаться змей новой жизни.

Прошедший Эон Осириса имел природу Воздуха, и стихия эта не была антипатична ни Воде, ни Огню; нормой той эпохи было самопожертвование. Но теперь, под началом Огненного владыки нынешнего Эона, стихия Воды — в ее проявлениях ниже Бездны — со всей определенностью враждебна господствующей стихии эпохи, если только речь не идет об истинных противоположностях — о тех, что примиряются в браке. Но пока что речь только об «искуплении» всего падшего, и в этом отношении смысл карты меняется на обратный. В конечном счете, идея самопожертвования оказывается ложной.

«Я дарую немыслимые радости на земле: уверенность, а не веру, при жизни и по смерти; покой несказанный, отдохновение и блаженство; и я не требую взамен никаких жертв» («Книга Закона», I:58 ).

«Каждый человек — звезда» («Книга Закона», I:3 ).

Идея самопожертвования ошибочна по сути, что и подтверждают эти отрывки из «Книги Закона».

Впрочем, Вода — стихия Иллюзии; и данный символ можно трактовать как тягостное наследие минувшего Эона: если провести анатомическую параллель, это — духовный аппендикс.

Именно вода и Обитатели Вод погубили Осириса; и Гор-Па-Крату угрожают крокодилы.

Карта эта прекрасна некой странной, древней и уже уходящей в прошлое красотой. Это карта Умирающего Бога, и в современной колоде она — не более чем кенотаф. Она говорит: «Если когда-нибудь опять станет очень плохо, если вновь наступят Темные века, то вот способ, как все исправить». Но если уж возникает нужда в подобном вмешательстве, значит, все и впрямь из рук вон плохо. Свою наиглавнейшую задачу мудрые должны видеть в том, чтобы избавить человечество от непотребства самопожертвования и от напасти целомудрия: веру дóлжно убить уверенностью, а целомудрие — экстазом.

В «Книге Закона» сказано: «Не жалей падших! Я их не знал. Я не для них. Я не утешаю; и утешаемый, и утешитель мне ненавистны» («Книга Закона», II:48 ).

Искупление — плохое слово: оно подразумевает некий долг. Каждая звезда богата безгранично; и единственный верный способ обращения с людьми невежественными — нести им знание об их звездном наследстве. А для этого необходимо держаться так, чтобы ладить с животными и детьми: относиться к ним с безусловным уважением и даже, в известном смысле, благоговением.

Примечание о Предварении Эонов. «Повешенного» изобрели Адепты формулы I.N.R.I. — I.A.O.; в Эоне, предшествовавшем эпохе Осириса, т.е. в Эоне Исиды (Воды) он был «Утопленником». Две опоры виселицы, изображаемые в средневековых колодах, были морским дном и килем Ковчега в партеногенной картине мира и системе взаимодействия с Природой. В том Эоне всякая новая жизнь считалась порождением Матери (или Звездной Богини, Нут), произведенным на свет без участия мужчины, а всякая смерть — возвращением к Ней. Этим и объясняется изначальное соотнесение данного Ату с Водой и звуком М — звуком возвращения к Вечному Безмолвию, как в слове АУМ. Поэтому данная карта особо священна для мистиков, а поза изображенной на ней фигуры — это ритуальная поза в упражнении, именуемом «Сон Силоамский» («Сон Силоамский» — термин, используемый в некоторых оккультных братствах для обозначения управляемого транса. Этой технике был посвящен один из официальных документов А.А., никогда не публиковавшийся и, вероятно, утраченный. Кроме того, сохранился один ритуал Кроули, в котором упоминается «Сон Силоамский» и в одном из пунктов которого оператор должен лечь в позе «Повешенного». Силоамским называлось озеро близ Иерусалима, упоминаемое в Библии; в Евангелии от Иоанна, 9 содержится рассказ о том, как некий слепец, умывшись в этом озере по совету Иисуса, прозрел. Е.П. Блаватская возводит слово «Силоам» к еврейскому корню ShLM, означающему «целостность, совершенство, мир, покой, здоровье», дает следующее определение термину: «Сон Силоамский <…> — название одного из процессов в ходе посвящения, использовавшееся одной из наивысших школ посвященных в Малой Азии, Сирии и Верхнем Египте. Соискатель погружался в глубокий сон, во время которого его духовное “я” получало возможность беседовать с богами, спускаться в Аид или совершать деяния божественно-духовного свойства. Погружаясь в священный сон Силоамский, неофит покидал свое тело, и сознание его погружалось в воды Леты, в заводи тишины, где обретало духовное понимание во всей его полноте. После этого его считали достигшим целостности, совершенным и спасенным, обретшим спокойствие и тишину внутреннего единства. Это священное событие было известно во все времена и среди всех народов под разными именами» («Теософский словарь») ).

Алхимическое значение этой карты настолько чуждо любым догматическим предпосылкам, что его стоит рассмотреть отдельно. С технической точки зрения, оно не зависит ни от каких доктрин: это вопрос сугубо научного свойства. В связи с этим разумно будет прочесть 12-ю главу «Магии [в теории и на практике]».

Данный Ату символизирует принесение в жертву «ребенка мужского пола, отмеченного безупречной невинностью и развитым умом», — слова для этой формулировки подбирались предельно тщательно. Смысл его позы и того факта, что он подвешен на Анхе, аналоге Розы и Креста, рассмотрен выше; в некоторых ранних колодах виселица изображена как столб с перекладиной или ветка Древа и напоминает по форме букву Далет (ד) — Венеру, Любовь (Далет - буква Императрицы ).

Фоном для фигуры служит решетка, состоящая из малых квадратов и не ограниченная рамками карты; это Скрижали Стихий (Скрижали Стихий — в енохианской магии четыре таблицы, соответствующий четырем стихиям и четырем сторонам света. Каждая Скрижаль содержит 12 строк и 13 столбцов и подразделяется на четыре равных части — так называемых Малых угла, в свою очередь соответствующих четырем стихиям. Квадраты Скрижалей заполнены буквами енохианского алфавита, из которых по определенным правилам составляются различные имена божественных, ангельских и прочих духовных сущностей. ), на которых начертаны имена и печати всех природных энергий. Делание, которое вершит Повешенный, ведет к зачатию Ребенка, на что указывает Змей, пробуждающийся во Тьме разверстой внизу Бездны.

Однако карта в целом — это, прежде всего, символ Воды; Мем — одна из трех великих Материнских Букв, а ее числовое значение — 40, то есть мощь Тетраграмматона, полностью развившаяся в Малкут, символ Вселенной под властью Демиурга (40 = 4 х 10. 4 — количество букв Тетраграмматона, а также число сефиры Хесед, символизирующей власть Демиурга; 10 — число сефиры Малкут, проявленной вселенной. 40 — общее количество всех числовых карт колоды Таро: в каждой из четырех мастей — по 10 карт, соответствующих десяти сефирот — от Туза (Кетер) до Десятки (Малкут). ). Более того, Вода — наиболее материнская из трех Материнских Букв, поскольку две другие — Шин и Алеф — выражают мужские идеи; а Homo Sapiens по своему происхождению — морское млекопитающее, и его внутриутробное развитие проходит в околоплодных водах. Предание о Ное, Ковчеге и Всемирном потопе — это всего лишь священническая интерпретация подлинных фактов действительности. Именно поэтому в поисках продолжения (в том или ином смысле), продления и, быть может, даже обновления жизни Адепты всегда устремляли взгляд на Воды.

В евангельском предании, в этой повести о Великих Мистериях Копья и Чаши (мистериях бога Иакха, IAO) (Иакх — божество, связанное с Элевсинскими мистериями, впоследствии слившееся с Вакхом-Дионисом. По одним версиям — сын, питомец или супруг Деметры, несущий в себе черты земледельческого божества, по другим — сын Персефоны и Зевса, тождественный Дионису-Загрею. Имя его происходит от экстатического возгласа «иакх!», звучавшего в Элевсинских мистериях. IAO — имя верховного бога гностиков, олицетворяющего магическую формулу жизни, смерти и возрождения. Подробнее о том, что здесь названо «Великими Мистериями», см. Ату 0 (Дурак) ), превосходящих Малые Мистерии (бога Ионы=Ноя и других богов, связанных с буквой N), в которых бог гибнет от меча, дабы голову его могли поднести на Блюде или Диске, говорится: «…но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34 ). Его Возлюбленный Ученик и Дева-Мать, ожидавшие этого у подножия Креста, или Древа, собирают это Вино в Кубок, или Чашу, каковая Чаша и есть Святой Грааль (Sangraal) Монсальвата, Горы Спасения (Грааль (gréal) в действительности означает просто «блюдо»: ст.-фр. graal, greal, grasal, вероятно искаженное латинское gradale, в свою очередь происходящее от [др.-греч.] crater — «чаша». ). Это Таинство достигает зенита в Раке; см. Ату VII.

Ученику необходимо вращаться в этом Колесе символики круг за кругом, до тех пор, пока все фигуры не сольются между собой до неразличимости в упоительном танце экстаза; и только тогда он сможет причаститься этому Таинству и завершить для себя — и для всего человечества! — Великую Работу.

Однако пусть он не забывает и о том, что в этих галереях музыки, открытых всем ветрам, заключена и тайна практического свойства, а именно: подлинное изготовление Камня Мудрецов, Лекарства Металлов и Эликсира Жизни!

"книга Тота" Алистер Кроули