Нативная реклама: где заканчивается маркетинг и начинается Product Placement? Продакт плейсмент как вид скрытой рекламы.

Каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается с таким явлением как реклама. Многих раздражают рекламные ролики на телевидении, прерывающие просмотр любимого фильма или сериала, и люди всячески пытаются избежать их, например, переключая канал в поисках альтернативы. Однако маркетологи, заинтересованные в продвижении своего товара, находят пути, позволяющие представить рекламу так, чтобы потребители этого не обнаружили. Речь идёт о таком явлении как product placement. Оно появилось примерно тогда же, когда и первые фильмы, то есть во времена братьев Люмьер , и с тех пор идёт бок о бок с кинематографом.

Product placement является приёмом скрытой рекламы. Основная его идея заключается в том, что реквизит, которым пользуется персонаж фильма, компьютерной игры или книги, имеет в реальности коммерческий аналог. Товар, являющийся объектом product placement, может использоваться главным героем и неоднократно демонстрироваться на экране, о нем могут говорить, а также он может обыгрываться в какой-либо форме. Исходя из этого, можно выделить 3 вида данного явления:

1. Визуальный product placement

2. Вербальный product placement

3. Игровой product placement

Несмотря на кажущуюся простоту, данный феномен оказывает сильное влияние на потребителя, поднимая продажи рекламируемого продукта на десятки, а иногда и на сотни процентов. О том, почему product placement воздействует на людей больше, нежели другие, более традиционные формы рекламы, пойдет речь ниже.

Кадр из сериала «Друзья». Источник фото: www.film.ru

Отчасти столь высокая эффективность связана с тем, что человек устал от рекламы в современном, наиболее распространенном, виде. Он перенасыщен ею настолько, что появление какого-либо рекламного ролика или бумажной рекламы вызывает у потребителя желание выключить его или сорвать подобное объявление. Это желание возникает по причине появления в современном обществе огромного количества идентичной по формату рекламной продукции. Если в середине XX века маркетологи пытались придумать новые и необычные виды рекламы, то к его концу и началу XXI века стало труднее создать что-то, чего еще не было на рынке. Product placement же не рекламирует товар напрямую, а внедряет его в повествование, не акцентируя на нем внимание, но используя узнаваемую символику брэнда.

Однако встречаются не самые удачные примеры применения product placement, где присутствует чересчур явная демонстрация продукта, зачастую даже назойливая. Например, фильм «Тариф Новогодний» режиссёра Евгения Бедарёва , где сюжетная линия выстроена вокруг мобильной связи МТС и их тарифа: многие события фильма происходят около салонов МТС, крупным планом берутся товары сети. Подобное происходит и в фильме Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», где в кадре крупным планом показывают чашку с кофе «Nescafe», и магазин украшен акциями этой марки кофе. Разница между удачным и неудачным применением product placement заключается в навязчивости методов демонстрации логотипов брэндов – предмет либо находится в кадре вместе с героем и является вторичным по отношению к происходящим событиям, либо оператор концентрируется на нем, а сюжет невозможен без этого товара.

Наиболее распространено мнение, что российский вариант рroduct placement начал формироваться в начале XXI века, однако некоторые исследователи считают, что он существовал и во времена СССР. Например, всем известный совет Жоржа Милославского «Храните деньги в Сберегательной кассе!» в кинофильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» может являться примером внутренней рекламы.

Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Источник фото: https://realt.onliner.by/

Таким образом, люди более склонны покупать тот или иной товар, демонстрирующийся в медиа сфере по той причине, что он не вызывает у них отторжения, поскольку product placement представляет собой не совсем традиционный формат рекламы.

Другой причиной, объясняющей успех product placement в современном обществе, можно считать желание людей походить на персонажей тех или иных фильмов. Прежде всего, стоит упомянуть, что человек старается таким образом – через покупку определенных товаров и услуг из кино – приобщиться и стать частью референтной группы. Понятие такой группы было впервые введено Г.Хайменом в 40-е годы XX века. Референтная группа – это социальная группа, на которую индивид равняется, к которой хочет принадлежать, считает стандартом, и которая служит для него источником формирования социальных норм и ценностей.

Product placement в кино зачастую используется в связке с главным персонажем, который будет вызывать у зрителя (потенциального покупателя) положительные эмоции и на которого он захочет быть похожим. Другой вариант использования – демонстрация продукта в наличии у влиятельных или богатых лиц, как это было в фильме База Лурмана «Великий Гэтсби». В этой киноленте в качестве товара для product placement было использовано шампанское Moët&Chandon, продемонстрированное большое количество раз в качестве сопутствующего элемента роскошной жизни.

Таким образом, эффективность такого рекламного приёма как product placement можно объяснить следующим образом: во-первых, люди в современном обществе настолько насытились рекламой в различных её представлениях, что традиционные её форматы вызывают отторжение у потребителей и сейчас маркетологи и рекламщики стараются отойти от таких видов продвижения товаров. Во-вторых, это явление объясняется желанием людей соответствовать их референтной группе, поскольку, чтобы относиться к ней, люди пытаются соблюдать такой же образ жизни, как и члены этой группы.

«Товар, являющийся объектом product placement, может использоваться главным героем и неоднократно демонстрироваться на экране, о нем могут говорить, а также он может обыгрываться в какой-либо форме»

Явление product placement – особенно, визуального – наиболее ярко представлено в кино, поскольку позволяет незаметно (или очень заметно), продемонстрировать свой товар, минимизировав при этом издержки на реквизит, съемки. макияж, фото- и видеосъемку. Тем не менее подобный приём используется не только в кино. Это явление также распространено в видеоклипах различных групп и исполнителей, реже product placement появляется в печатных изданиях и компьютерных играх. Стоит отметить, что product placement в печатных изданиях встречается достаточно редко. Если быть точнее, то в книгах, журналах или брошюрах реклама обычно выступает в 2 видах:

2) product placement

Первый тип рекламы обычно размещается на первой или последней странице, иногда к нему прикладывают специальный диск с информацией о продукции, могут дополнительно прилагаться магниты, визитки, календари и тому подобная раздатка.

Product placement в книгах проявляется примерно так же, как и в кино. Бренд может упоминаться в контексте произведения. Допускается перечисление его преимуществ по сравнению с другими товарами. Вокруг бренда может строиться весь сюжет или же обыгрываться часть его. В крайнем случае, продукт фигурирует в названии произведения, например, «Дьявол носит Prada». Однако иногда писатели добавляют в свои произведения название знаменитых марок не для product placement, а для того чтобы передать читателю полноту повествования. Таким приемом пользовался, например, Сергей Лукьяненко в его цикле книг про «дозоры». В них он неоднократно обыгрывал знаменитые бренды, например, сок «Злой» — перевернутое название марки сока «Добрый». Подобный прием как раз и является так называемым игровым product placement, поскольку бренд представлен не напрямую, а обыгран в форме противопоставления основной марке. Однако немногие писатели используют технику безвозмездного размещения бренда, поскольку она им не выгодна с материальной точки зрения.

Кадр из кинофильма «Дневной дозор». Источник фото: http://promoatlas.ru/

В некоторых случаях какой-либо бренд может быть использован для подкрепления точки зрения, которую автор стремился передать в своем произведении. Примером может служить книга Чака Паланика «Бойцовский клуб», главный герой которой является типичным представителем общества потребления и постоянно покупает мебель марки «IKEA». В этом произведении бренд выступает в негативном ключе, Паланик раскрывает эту организацию как механизм, заставляющий людей бездумно скупать ненужные им предметы быта.

Однако таких проявлений product placement можно найти очень мало – ведь маркетологи брэндов вносят деньги за формирование позитивного образа товара и последующее увеличение продаж. Одним из примеров может являться приложение «Monument Valley», которое появилось в сериале от Netflix «Карточный домик». В одной из серий Фрэнк Андервуд — главный герой — советует эту игру своим коллегам. После подобной рекламной кампании в одном из самых популярных сериалов в мире это приложение вошло в топ-10 платных приложений ITunes, а также заняло 3 место в Google Play. Подъем произошел сразу после выхода серии в эфир, что еще раз подтверждает положение о том, что product placement эффективен благодаря желанию человека стать ближе к референтной группе (сериал «Карточный домик» повествует об умном и хитром политике Фрэнке Андервуде, помогающем президенту получить его пост взамен на высокооплачиваемую должность).

Кадр из сериала «Карточный домик». Источник фото: http://app2top.ru/

Что касается вербального product placement, в пример можно привести фильм Роберта Земекиса «Форрест Гамп». В одной из сцен, а именно, после встречи главного героя с президентом из его уст вырывается следующая фраза: «Самое лучшее во время встречи с президентом было то, что можно было пить Dr. Pepper столько, сколько хочется!»

Product рlacement как явление широко распространено в художественных произведениях. Этот приём является выгодным как для маркетологов, так и для режиссёров фильмов. Для первых – это возможность прорекламировать свой продукт с наименьшими издержками, для вторых – способ получить дополнительную прибыль, связанную с производством фильма. Эффективность такого способа обусловлена незаметностью product placement, зачастую вплетенного в сюжет фильма, а также желанием зрителя походить на любимых персонажей и вести схожий с ними образ жизни.

Фотография обложки: http://say-hi.me

Kuhn, Par Fabien. Le Genève filmé par les frères Lumière projeté à Nyon, 1890.

Хаймон Г. «Архивы психологии», 1942.



Сходил как-то в кинотеатр. Посмотрел кино про иностранного «почтальона» с больным зубом, которого занесло на необитаемый остров, где он, отказав себе в макдональдсах и развлекаясь лишь диспутами с волейбольным мячом и беготней за морепродуктами, строго следовал рыбно-кокосовой диете. В результате чего ему удалось не только сбросить лишний вес, но и обрести гармонию с собой и миром, несмотря на то, что невеста вышла замуж за его же стоматолога...

Во время просмотра как обычно поел поп-корна, выпил кока-колы, немного поспал.

Потом еще разок сходил уже на другое кино, где мужик пил Мартини... и еще... А потом перестал ходить, так как пузик уже не позволял бегать, стоять в очередях и знакомиться с девушками, у которых заканчивался поп-корн и кока-кола. Да и возраст уже не тот...

Но причем тут Продакт-Плейсмент?

А вот при чем...

Прошло несколько лет после просмотра кинофильма, указанного в самом начале данного повествования. Обратил я внимание на праздность и вялость в членах моих и решил пойти... нет не в спорт зал... Ведь спорт-зал - это для дураков, которым нечего делать.

Для начала я как грамотный пользователь Интернета пошел в спортивный магазин. Ведь тут никто не будет смотреть на меня, как на лоха, который даже не знает, чем отличается жим от тяги. Да и люди здесь все такие же как и я. Многие с животиками, кошельками и своими собственными историями к каждому выбираемому девайсу. В итоге опытный продавец-консультант для этого и необходим в магазине, чтобы с умным видом поддержать разговор на темы, болезненные для клиента.

Так вот, походил я по магазину, осмотрел все: от эспандеров для кистей рук, до бадминтонных ракеток. Но все это требовало не только денег, но и последующих усилий по освоению. Зная себя, я выбирал девайс, который можно было бы в любой момент убрать на антресоль, как не очень нужный в данный момент. А если он выпадет года через два, чтобы не было нехорошего воспоминания о душевной слабости, связанной с тщетными попытками его освоить и невозможностью выкинуть.

И именно тут, в тени сомнения от незнания, что купить и появился тот самый Продакт-Плейсмент, ради которого и затевался этот экскурс в личную жизнь. После того, как я отвязался от идиота, пытающегося мне впарить как лучше держать бадминтонную ракетку, я остановился возле стойки с кассами, где продавец уже начал оформлять выбранные мной носки, шорты, прыгалки, плавки и пачку воланов. За ним в ряд были выставлены волейбольные мячи...

— ВИЛСОН!!! - заорал я.
— Где? - спросил оторопевший кассир.
— Вон, на полке сзади Вас... там мячик, такой же как в фильме про Вилсона!!!
— Какого Вилсона? - спросил он.
— Про чувака, который на остров необитаемый попал...
— А, этот? Да это тот самый мяч. Но он самый дорогой, из всех тут представленных...

Как вы понимаете, я купил тот самый мяч , а вместе с ним и все, что перебирал продавец...

Дома он какое-то время постоял прямо в упаковке рядом с телевизором, потом я его убрал на антресоль. Ну а по истечении пары-тройки лет, когда он попал мне на глаза во время поиска сам не помню чего, у меня на душе было спокойно: ведь купил его я не для спорта, а для общения... остальной же инвентарь, лежащий рядом в пакете - это благодарность продавцу за то, что он тоже смотрел кино про «почтальона» и понял меня, в отличие от остальных, которые только учили, как правильно поднимать ногу, бить по шарику, прыгать и держать бадминтонную ракетку.

Продакт-Плейсмент - способ неявной рекламы, где реально коммерчески-продвигаемый товар интегрируется в сюжет фильма, музыкального клипа, книги, телепередачи и т.п.

В определенном смысле Продакт-Плейсмент является разновидностью партизанской рекламы и сравнительно недорог, а многие конверсии отложены, также как и в выше изложенной истории. Как уже было отмечено, наибольшее распространение Продакт-Плейсмент получил в области кино и телевидения, а также производных отраслях. Однако с недавнего времени заметное проявление получил и в книгах, статьях, играх, графических материалах и самое главное в Интернете.

Любопытной особенностью Продакт-Плейсмента (далее все-таки - ПП, а то как-то утомительно) является его автораспространение - так как носителями ПП являются популярные фильмы, передачи, игры и т.п. с большим охватом аудитории (иначе ПП не имеет смысла). Даже малозаметная или, наоборот, слишком явная "скрытая реклама" оказывается обнаружена и как следует массируется различными тематическими ресурсами, усиливая рекламный эффект. Даже в случае агрессивного ПП (например, множество эпплов в фильмах и сериалах 2010-2012 годах) негатив зрителей оказывается направлен в основном на создателей носителя, а не на рекламируемые товары и бренды.

Частным случаем ПП можно назвать , реализуемый с помощью видеороликов.

Цели Продакт-Плейсмента

Форматы носителей ПП

Виды продвижения в ПП
  • Фоновое - когда объект рекламирования упоминается (отображается) между прочим, на фоне, вскользь, не акцентируя на нем внимания зрителя/читателя/игрока.
  • Активное - когда объект рекламирования активно упоминается, обсуждается героями или даже явно используется в действии.

Преимущества Продакт-Плейсмента

Product placement (PP — продакт-плейсмент) - это один из видов нативной рекламы, призванной учитывать особенности площадки, на которой она размещается, не идентифицироваться как реклама, отвечать интересам пользователей и не вызывать у них отторжения.

Product placement - это интеграция коммерческого контента в некоммерческий. В переводе с английского PP означает «размещение продукта». При этом он позволяет не только демонстрировать товар, но и акцентировать внимание на его возможностях, фишках. Главное - правильно выбрать место, время, когда этот продукт показать аудитории, и создать нужные ассоциации.

Например, PP пронизаны все фильмы про Джеймса Бонда, который считается классикой использования продакт-плейсмента в кино. Благодаря этому большинство людей знают всё о привычках и вкусах агента 007: Джеймс Бонд водит BMW, носит костюмы от Brioni, часы Omega, предпочитает смешанный, но невзболтанный коктейль из водки с Martini, электронику Philips, авиакомпанию British Airways и т. д.

В чем основные преимущества product placement?

  1. Такая нативная реклама является скрытой. Она не мешает потреблять контент, так как гармонично вписывается в сюжет книги, видеоклипа, фильма, передачи, телерекламы и любого другого ролика.
  2. PP-послания не следуют одно за другим, как это бывает во время рекламных пауз. Благодаря этому у человека есть возможность запомнить увиденный или услышанный продукт/бренд, в отличие от рекламных блоков, в которых информация сменяется настолько часто, что каждый последующий рекламный посыл вытесняет предыдущий.
  3. Эффективность product placement обусловлена следующим:
  • с одной стороны, такая нативная реклама вынуждена скрываться в тени сюжета, фильма, видеоклипа, ролика и известности актера/телезвезды;
  • с другой стороны, именно профессионально и тонко интегрированный в сюжет бренд, оказавшийся в поле зрения или используемый героем в быту, и запоминает потребитель, хотя изначально он может этого и не замечать.

Каких целей позволяет достичь product placement?

  • Обращает внимание на продукт/бренд, пробуждает интерес к нему.
  • Повышает узнаваемость продукта/бренда.
  • Формирует мгновенную узнаваемость продукта/бренда в момент принятия решения о покупке.
  • Улучшает запоминаемость продукта/бренда, влияет на потребительскую память.
  • Формирует необходимое мнение о продукте/бренде.
  • Меняет или корректирует мотивы покупки продукта/бренда.

Какие бывают форматы product placement?

1. Товар появляется на экране, на нём сделан акцент, он используется. В качестве примера - кадр из фильма «Мир Юрского периода»:

2. Продукт появляется на экране, но акцента на нём нет, он не используется. Вот пример такой нативной рекламы на телевидении (кадр из ТВ-шоу American Idol):

3. Продукт появляется на экране в контексте сцены, но не используется. Вот кадр из фильма «Шопо-коп 2»:

4. Продукт упоминается в речи, в транслируемой переписке. Мы подобрали и такой пример нативной рекламы, смотрите:

Согласно статистике Hollywood Branded, 85 % людей замечают продукты и бренды в некоммерческом контенте. А 57 % людей готовы купить продукт, основываясь на том, что видели на экране.

Но это на Западе...

А что с Product placement в России?

В России 100 % людей замечают продукты и бренды. Но лишь потому, что их просто невозможно не заметить (в России пока не поняли, что PP - это реклама именно скрытая).

Примеров product placement в российском кино масса. Возьмем хотя бы фильм «Ирония судьбы 2. Продолжение». Там реклама и Toyota, и Faberlic, и Билайна и пр.

И это только далеко не все примеры PP. А сколько раз в фильме рекламируется советское игристое, не хватит пальцев обеих рук, чтобы посчитать. Неужели всё так плохо?

На одной чаше весов - рекламодатель, который по-прежнему считает, что лучше всего показывать товар лицом, причём занимать им большую часть экрана. На другой - потребитель. У него в голове ещё жив стереотип о том, что рекламируются только дорогие и бесполезные продукты. Вся надежда на маркетологов, которые смогут уравновесить эти чаши весов!

Как видите, задатки есть. Да и возможностей сегодня тьма: фильмы, сериалы, шоу, видеоигры, влоги, клипы…

Среди российского product placement клипы являются, пожалуй, лакомым куском для рекламодателей. Мы подобрали для вас 5 примеров. Предлагаем немного отвлечься, окунуться в продакт-плейсмент на YouTube и попробовать посчитать количество рекламируемых брендов.

Какой сделать вывод?

Product placement работает, причем с высокой эффективностью. Он может повысить узнаваемость бренда и в разы увеличить продажи продукта. Но только в двух случаях:

  • если грамотно выбран плейсмент;
  • если тонко внедрён продакт.

Успехов в product placement!

Product Placement (англ. product placement, дословный перевод размещение продукции; скрытая реклама) - рекламный приём, заключающийся в том, что реквизит в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах или книгах имеет реальный коммерческий аналог. Обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт или его логотип, или упоминается о его хорошем качестве. Это техника вплетения бренда, товара или услуги в сюжет произведения, а значит, в жизнь кино- или телегероя, в его образ жизни и его окружения. Это утонченная техника проникновения в подсознание увлеченного сюжетом или игрой зрителя, который в этот момент без сопротивления и сомнения готов принять практически любую навязанную ему идею, мысль, привычку. Механизм воздействия здесь простой: зрителю нравится сюжет и Герой, Герою нравится носить часы Omega, пить Coca-Cola и носить кроссовки Adidas. Зритель впитывает все привычки и пристрастия Героя.

В профессиональной литературе Product Placement принято обозначать аббревиатурой PP, которую мы также будем использовать далее.

Интересно отметить, что продвигая товар за деньги, компании, занимающиеся РР, почти всегда преподносят рекламируемый товар в самом выгодном, позитивном свете. Такой подход роднит РР с прямой рекламой. Хотя в маркетинге существует такое понятие, как негативный Product Placement, это еще достаточно редкое явление в мировой практике.

Product Placement эффективен для многих направлений бизнеса. Его успешно используют рестораны, торговые и бизнес-центры, частные клиники, строительные организации, телекоммуникационные, страховые, финансовые и другие компании сферы услуг. Но первое место, конечно, за производителями товаров массового потребления. Наиболее действенна скрытая реклама на рынках алкогольной и табачной продукции. Это связано в первую очередь с тем, что прямая реклама этих товаров на телевидении запрещена [Федеральный Закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»].

Технология PP позволяет решить следующий комплекс задач.

· Формирование имиджа торговой марки посредством ассоциирования ее с персонажами, взаимодействующими с продуктом.

· Повышение лояльности потребителей к торговой марке как следствие доверительного отношения к проекту и к персонажам, использующим продукт.

· Информирование об особенностях продукта и тонкостях его использования.

· Передача эмоциональной составляющей торговой марки.

Product Placement как технология управления потребительским поведением зародилась и сформировалась на киностудиях в США в начале ХХ века [Березкина, 2009].

Своим появлением PP обязан финансовым трудностям, с которыми киностудии сталкивались при первых опытах создания кинофильмов. Запуская в производство очередной фильм, его создатели искали пути преодоления проблем, связанных с крохотными бюджетами на производство кино. Одним из таких путей стало налаживание коммуникативных связей с производителями различных товаров: мебели, одежды, продуктов питания, электроники, автомобилей и т. д. Продюсеры просили у производителей различные товары в качестве реквизита для съемок и иногда получали их. На эти предложения поначалу откликались с неохотой.

Но очарованность кинематографом, любовь к актерам, мгновенно становившимися кумирами миллионов, привлекала внимание ко всем товарам, к которым они прикасались, на которых задерживался их одобрительный или заинтересованный взгляд. Продукт или вещь, интегрированные в сюжет кинофильма, в одночасье начинали жить своей новой жизнью, сами становясь предметом вожделения, обожествления, объектом притяжения [Березкина, 2009].

PP в своей оригинальной первозданной форме не имел коммерческого характера. Но к 1930-м годам бесплатный реквизит стал превращаться в реквизит, за который кинокомпании начали уже получать большие деньги или бартерное вознаграждение.

Осознав силу влияния PP на потребителя и проанализировав примерный объем прибыли производителей товаров, использованных в кинофильме, продюсеры поставили стихийно, из острой нужды возникшую технологию на профессиональные рельсы. С тех пор именно они управляли РР, отправляя маркетологам крупных концернов сценарии будущих фильмов с подробной раскадровкой, чтобы те, в свою очередь, могли оценить маркетинговые возможности своих брендов. Получив такой сценарий, потенциальные заказчики PP-размещения своей продукции в новом художественном фильме выбирали наиболее подходящие эпизоды для рекламы своего бренда. Со временем обычной практикой стало обсуждение и написание специальных сцен, ориентированных на продвижение того или иного продукта по заказу производителей .

На начальном этапе развития PP скрытая реклама (так часто называют PP) использовалась и в других жанрах художественного творчества. Радио стало одним из первых каналов электронных СМИ, по которым американские радиоведущие доносили до своих слушателей РР-послания, вплетая их в свои разговоры, репортажи и выпуски новостей. Практически сразу после своего появления радио превратилось из чисто информационного в развлекательное СМИ, привлекая тем самым интерес маркетологов ведущих производителей товаров. Первая радиореклама датируется 1922 годом, очень скоро за ней последовало применение новых, более мягких и завуалированных технологий, к числу которых относится и радио-РР .

Одновременно с освоением электронных СМИ PP был использован и в жанре комикса. Самый известный пример - серия комиксов, продвигающих шпинат по заказу компании Spinach Сап [Берёзкина, 2009].

С 1929 года герой комикса «Морячок Папай» продвигал идею здорового образа жизни через потребление шпината. Комиксы были выполнены по всем художественным законам жанра.

Проект комиксов о моряке Папае оказался очень удачным для компании Spinach Сап, и потребление консервированного шпината в США выросло на 30%. Интересно, что Папай через комиксы, а позднее и мультфильмы продвигал и другие социально значимые идеи, в частности, отказ от курения [Винсент, 2004].

На Западе Product Placement имеет уже более чем полувековую историю, а в нашей стране эта рекламная технология стала широко распространенной сравнительно недавно. Но сегодня практически любое появление или упоминание бренда в российском кинофильме, книге или в компьютерной игре является оплаченным и отнюдь не случайным.

Первым оплаченным и вполне удачным PP в российском кино считают появление духов «Маруся» в фильме Эльдара Рязанова 1991 г. «Предсказание» (продюсерская компания и киностудия «Слово»). Плата за размещение составила примерно треть бюджета картины [Берёзкина, 2009].

Первыми серьезными кинопроектами с использованием PP стало несколько фильмов: «Любить по-русски-2», в котором продвигались холодильники Bosch; «Особенности национальной рыбалки», где продвигались водка «Урожай», пельмени «Равиолло», сигареты «Петр 1»,оператор сотовой связи «Северо-западный GSM»; «Антикиллер» и «Антикиллер-2», интегрировавшие в сюжетную канву автомобили Audi, электронику Panasonic, систему интернет-трейдинга «Альфа- директ».

С 1998 года в российских кино кругах стал использоваться и сам термин «Product Placement» вместо понятия «Скрытая Реклама».

Как рассказывает Полина Киселева, главной особенностью PP в России является то, что это явление не описано в последней версии Закона о рекламе от 13 марта 2006 года в России [Киселева, 2008]. В этом есть ряд несомненных плюсов, так как запретить то, что по закону не существует, нельзя, и очень сложно доказать неправомерность размещения определенных продуктов (например, крепкого алкоголя), реклама которых по закону не может быть размещена на телевидении. Но есть и минусы: многие отечественные рекламодатели пока очень настороженно относятся к РР. Для них он является второстепенным каналом коммуникации, который зачастую не включен в основную стратегию и концепцию продвижения продукта. Поэтому внесение в закон о рекламе РР как штатного коммуникационного канала позволит ему избавиться от клейма незаконнорожденного дитя российской рекламы и получить причитающуюся «наследную часть» от бюджета рекламодателей.

Российская технология отличается от западной практики тем, что у нас гораздо меньше согласовано на предварительном этапе. Что доступно для российского рекламодателя, когда он заключает договор на размещение в сериале или телепередаче? Идеальным вариантом здесь является табличка в приложении к договору, в которой изложен перечень интеграций (логотип на реквизите, устное упоминание с демонстрацией торговой марки, использование продукции и т.д.), и даже может быть согласован хронометраж для каждой позиции. А если говорить о сериалах, то даже время эфира не гарантируется.

На зарубежном телевидении, безусловно, все сцены прописаны в сценарии, и отрывки сценария утверждены до начала съемок. Далее, сделана раскадровка для каждого появления продукта, что позволяет избежать последующих споров о крупности показа логотипа, и делает ненужным судорожные метания директора по маркетингу по съемочной площадке под крики раздраженного режиссера. Эти простые моменты делают работу более эффективной и спокойной, как для рекламодателя, так и для производителя .

досл. означает "размещение продукции" -

приём скрытой рекламы, заключающийся в том, что реквизиты, предметы, которые используются на съемках фильмов, телевизионных передач, в музыкальных клипах, на картинках, при разработке компьютерных игр - имеют реальный коммерческий аналог. Как правило, демонстрируется сам рекламируемый продукт либо его логотип, или упоминается о его хорошем качестве.

По статистике, как в России, так и во всем мире, наибольшей популярностью у рекламодателей пользуется размещение товаров в телевизионных программах и фильмах, герои которых используют в кадре тот или иной продукт.

Профессор, признанный эксперт в области маркетинга Филипп Котлер , считает, что product placement представляет собой технологию размещения рекламы, которая применяется продюсерами в кинофильмах для продвижения товара, и выделяет два основных способа подобного продвижения: первый - товар или торговая марка просто появляется в кадре, второй - когда герои в кадре используют тот или иной продукт по его назначению.

В целом принято различать несколько видов "демонстрации" товаров в фильмах и передачах:

  • визуальная демонстрация (демонстрация логотипа);
  • аудио-невербальный (например, звучание мелодии, используемой в рекламе или ассоциируемой с товаром)
  • аудио-вербальный (непосредственное произнесение героем рекламного текста);
  • кинестетический (непосредственная демонстрация преимуществ товара, например, посредством демонстрации каких-либо трюков).

Некоторые специалисты относят размещение "продукта" в фильмах, передачах и других медийных форматах к инструментам "партизанского" маркетинга, к малобюджетным способам рекламы, позволяющим эффективно продвигать свой товар или услугу, привлекать новых клиентов и увеличивать свою прибыль, не вкладывая значительных средств. Однако, "плейсмент" в фильме, особенно популярном, - недешевое удовольствие, которые могут позволить себе далеко не все компании. Несмотря на это, некоторые бренды очень серьезно относятся к этому типу рекламы, не жалея никаких сил и средств. Безусловным лидером product placement является компания Apple, которая в 2010 году удостоилась награды за лучшее "рекламное размещение" года.

Product placement в кино

В 2006 году компания Broadcasting & Cable озвучила статистику, согласно которой две трети рекламодателей используют продакт плейсмент, 80% которого приходится на телевизионные программы.

Можно выделить три основных приема Product Placement в кино и на ТВ. Самый распространенный – это визуальная демонстрация бренда. Затем, аудио-вербальный прием, когда герой произносит название торговой марки или слоган в тексте своей роли. Также существует более тонкий инструмент – аудио-невербальный, когда торговая марка не называется, но на фоне видеоряда звучит мелодия, ассоциирующаяся с определенным брендом.

Также важно, чтобы бренд был представлен ненавязчиво. Наиболее удачным примером этого года стало использование ювелирных изделий, которые предоставил для съемок Модный Дом Chanel в фильме «Анна Каренина». В кадре мелькал лишь известный символ полюбившегося всем женщинам мира бренда, однако этого было достаточно, чтобы после выхода фильма ювелирная линия Joaillerie была окружена повышенным вниманием.

В прошлом году в Йельском университете в США был проведен эксперимент, который показал, что лучше всего запоминаются бренды, которые не просто мелькали на фоне, а активно использовались героем фильма и были связаны с сюжетной линией. В кинотеатрах после просмотра охотнее всего зрители покупают тот напиток, который присутствовал в фильме. Удачным примером вхождения в отечественный художественный фильм является, например, использование мобильных телефонов Samsung, которые стали частью сюжетной линии в фильме «Питер FM».

Вспоминая кадры из известных зарубежных фильмов, каждый вспомнит известные широкой публике компьютеры и планшеты Apple, удачно демонстрируемые в таких фильмах, как: "Секс в большом городе", "Блондинка в законе", "11 друзей Оушена" и другие.

Однако эффект от скрытой рекламы в фильме или телешоу не всегда оправдывает ожидания заказчика. Поэтому, выбирая площадку для размещения, необходимо еще на этапе работы со сценарием оценить качество будущего кинопродукта. Причем лучше всего доверить это экспертам. Максимально четко нужно формулировать техническое задание, в котором стоит обозначить цели и интересы заказчика. В договоре о сотрудничестве стоит сразу прописать несколько моментов: возможность вашего участия в подготовке сценария и съемочном процессе отдельных сцен, в которые интегрируется бренд, а также возможность просмотра отснятого материала и его корректировки (пересъемки) при необходимости.

При использовании product placement важно параллельно организовать коммуникации бренда посредством наиболее интересных именно для его потребителя площадок. Второй значимый момент – правильный расчет времени размещения: появление бренда перед потребителем должно осуществляться в тот момент, когда интерес зрителя к фильму, если речь идет о кино, максимально подогрет – то есть в период его предпрокатной рекламной кампании и проката. Также следует участвовать в предпремьерных и премьерных показах, проводить так называемый кросс-промоушн в точках показа, включающий различные рекламные активности с использованием кадров из фильма или актеров. Конечно, тут не обойтись и без . Само по себе «участие» бренда в фильме - отличный информационный повод. Грамотно выстроенная PR-кампания в этот период способна значительно поднять уровень узнаваемости бренда.

Product placement в России

Российский потребитель пресыщен обычной рекламой и уже давно не доверяет ей - во время рекламного блока телезрители или переключают каналы, или отвлекаются на текущие дела. Product Placement дает рекламодателю возможность охватить огромную и уже позитивно настроенную, лояльную аудиторию. А за счет авторитетности источника – в кино ведь снимаются звезды – повышается «вес» бренда.

Эффективность такой рекламы довольно высока, однако, Product Placement имеет свои недостатки: во-первых, стоимость, во-вторых, в отличие от обычной рекламы, размещая товар, к примеру, в фильме, рекламодатель практически не имеет возможности повлиять на расстановку акцентов, и, наконец, главный минус – это непредсказуемость: сложно заранее оценить успешность проекта и сроки его реального запуска, рассчитать отдачу от рекламы, предсказать, как тот или иной креативный ход по демонстрации вашего бренда будет воспринят аудиторией.

Быстрый рост популярности планшетного компьютера Apple iPad в нашей стране не в малой степени зависел от появления этого устройства у известных российских личностей, "лидеров мнения", в теле- и видео-программах.

Свой вклад в повышение степени "электронизации" и "компьютеризации", а также в какой-то мере, количества приверженцев продукции Apple в нашей стране внес и бывший президент страны Д.А. Медведев, известный как лояльный пользователь социальных сетей и любитель интерактивного общения в Интернете. Ведущие "Главного утра страны" на телеканале Россия также часто не выпускают планшетники Apple из рук на протяжении всего эфира.

Российский сегмент рекламы еще не столь избалован подобными инструментами, и, очевидно, технологии "размещения" и "использования" товаров в кадре еще наберут обороты. А пока рынок только привыкает к этому явлению, российская судебная система пытается найти золотую середину в вопросе злоупотребления рекламными возможностями и терпением зрителей, разбираясь в конфликтах сторон, уже испробовавших возможности продакт плейсмента, но не получивших должного результата. Одним из недавних фигурантов по делу возможного злоупотребления в использовании скрытой рекламы чуть было не стал Холдинг "Солнечные продукты", который сначала инициировал, а затем отказался от дальнейшего судебного разбирательства с компанией "Централ партнершип", которая задержала выход сериала "Ермоловы", в котором планировалось "задействовать" продукты (в частности, майонез) Холдинга, в связи с угрозой негативного влияния ситуации на имидж компании.