Духовный мир героев рассказа бежин луг. Образы крестьянских детей в рассказе И.С

Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

Заблудившийся охотник

Поняв, что он потерял верный путь, наш герой проблуждал до ночи, которая спустилась на землю душистая, теплая и темная. Вдруг вдалеке он заметил два маленьких огонька, и поспешил на их свет, к людям.

Это оказались крестьянские мальчики, которых отпустили пасти ночью лошадей. Они - главные герои рассказа «Бежин луг».

У костерка

Вокруг стоял угрюмый мрак. Охотник тихонько лег под куст. Ребятишки, а их было пятеро, решили, что он задремал, и стали вести прерванный разговор. Тем временем наш герой присмотрелся к каждому. Федя, лет 14, Павлуша и Илюша лет 12, Костя примерно 10 лет, и самый младший, которому на вид было лет семь, Ванюша, - главные герои. Бежин луг, на котором они пасли лошадей, находился вблизи реки и очень далеко от дома охотника.

Федя и Павлуша

Федя - самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

Илюша, Костя и Ваня

Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов. Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша. Главные герои («Бежин луг») Тургенева - дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

Главные герои («Бежин луг»), их характеристика

Федя - положение обязывает его вести себя немногословно и важно, чтобы не уронить свое достоинство. Он старается держать покровительственный вид по отношению ко всем мальчикам.

Павлуша - самый яркий из всех ребят, несмотря на его некрасивость. Страшные рассказы, от которых у всех захватывает дух, так и льются из него. Павлуша может рассказывать бесконечно несчетное количество страшных историй. Он единственный, который слышал, как ходит домовой по ночам, переставляет предметы ночью на старой бумажной фабрике. Многозначительно он объясняет присутствующим, что домового увидеть нельзя.

Темной ночью его байки становятся совершенно правдоподобными. Павлуша сам ничего не пугается. Когда ему показалось, что на табун напали волки, он взметнулся на коня, за ним полетели собаки, и только его и видели. Когда он вернулся, сказав, что волков, к счастью, не было, все были поражены его смелостью и решительностью. Не менее храбро он отправился на реку за водой. Все испугались, что его может утащить водяной. Но Павлуша вернулся, как ни в чем не бывало, принеся воду. Все его поведение показывает читателю умного мальчика с сильным характером. В конце автор рассказывает, что Павлуша погиб в том же году. Он упал с лошади и разбился насмерть.

Характеристика Илюши

Илюша - ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом. Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они - главные герои («Бежин луг») Тургенева.

Костя и Ваня

Костя - слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Самый младший и незаметный - кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

В сборнике рассказов «Записки охотника» повествование ведется от имени охотника, который в своих походах встречается с разными людьми. В один из прекрасных июль­ских дней он заблудился во время охоты и неожиданно для себя вышел к Бежину лугу. Здесь он увидел ребятишек, которые стерегли табун лошадей. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков». Охотник остался ночевать возле ребят и невольно наблюдал за ними.

Всех мальчиков было пять. Из их разговоров автор узнал имена детей. Старшего звали Федей, ему было лет четырнадцать. Это был красивый мальчик. По всем приметам, он принадлежал к богатой семье и «вышел в поле не по нужде, а так, для забавы». Одет он был в добротную одежду. Павлуша «был неказистый», но внимание рассказчика привлек именно этот мальчик: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Третьего мальчика звали Ильюша. Автор отмечает в его незначительном лице «какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя возбуждал любопытство рассказчика «своим задумчивым и печальным взором», его черные глаза, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке не было слов. Ваня лежал на земле под рогожей, так что его трудно было сразу заметить. Он лишь изредка выставлял из-под рогожи свою русую кудрявую голову. Павлуше и Ильюше на вид было не более двенадцати лет, Косте - лет десять, а Ване - всего семь. Все дети, за исключением Феди, были бедно одеты.

Мальчики сидели вокруг костра, на котором в котелке варились «картошки», и неспешно разговаривали. Над ними стояло темное, звездное небо «со всем своим таинственным великолепием». Ночь была наполнена едва уловимыми шорохами и неясными звуками. Ребята говорили о домовых, русалках, привидениях. Истории, рас­сказанные ими, были такими же таинственными и поэтичными, как и сама июльская ночь, обступавшая их. Больше всех говорили Ильюша, Павлуша, Костя. Федя «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», он только подталкивал других мальчи­ков к рассказу. Ваня же за всю ночь не проронил ни слова. Между мальчиками были товарищеские отношения, видно, что они уже не первый раз ездят вместе в ночное. Их рассказы свидетельствуют о сказочном восприятии окружающего мира, но в то же время говорят и о необразованности детей. Вряд ли они учились в школе.

Тургенев с большой теплотой рассказал о крестьянских детях. Для каждого мальчика у автора нашлись особые слова, с помощью которых он создал неповторимые образы.

Рассказ «Бежин луг» заканчивается символическим описанием пробуждающегося дня, когда в потоках лучей восходящего солнца рассеялись ночные химеры и по степи, «погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун». Так писатель выразил свою веру в то, что русский народ придет к светлой жизни.

Автор рассказа «Бежин луг» — удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, «как бы боясь уронить свое достоинство».

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов».

Горбоносое лицо Ильюши выражало «какую-то ту­пую, болезненную заботливость». И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков — Павлуша. Внешне это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы — крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Сочинение на тему: КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

3.9 (78.4%) 100 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему крестьянские дети
  • сочинение на тему бежин луг описание мальчиков
  • от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи
  • сочинение на тему Тургенев Бежин луг
  • сочинение по теме бежин луг

6 класс. Литература

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Духовный мир

крестьянских детей

Цели урока:

образовательные : раскрыть образы крестьянских мальчиков ; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные : воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи: закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Оборудование урока : презентация к уроку Microsoft Power Point , таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners , портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ежели Пушкин имел полное

основание сказать о себе, что он пробуждал

«добрые чувства», то то же самое

и с такою же справедливостью

мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков- Щедрин

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.(Слайды 2,3)

Учитель читает стихотворение И.З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите:

1 . Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

2.Что значит «выйти в ночное»? ( Пастьба лошадей ночью )

3.Ч то значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

4. Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем ? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Слово учителя (слайд 4). По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

( Слайд 5) Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

(Слайд 6) Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

Народные верования и предания Сельские поверья (Слайд 10)

Домовой, русалка.

Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.

Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.

Предвидение небесное- солнечное затмение

Праведная душа летит на небо.

Словарная работа(Слайд 11)

Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна

Баял- говорил

Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов

Гурт- стадо, которое гонят на продажу

Замашная рубаха- рубашка из холста

Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть

Словарик диалектных слов (Слайды 12,13):

-авось,

-зачнется,

-откентелева,

-куды,

-межа,

-полати.

5. Работа с текстом(Слайд14) Найдите в тексте

Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун...

Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним...

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…

Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

5.Индивидуальная работа . Частичная проверка знания текста на первом этапе урока (Приложение 1 ).

Вопросы к обучающимся:

Что вы видите? (текст)

Что это за текст? (Описание, портрет)

А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) (Слайды 16-18)

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Задание: (Приложение2) заполните таблицы и подготовьте связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

6.Выступления групп.

7.Закрепление материала.

Вопросы учителя:

1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете ?(Федя. По одёжде)

3) Сколько лет было детям ? ( Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

4)Что готовили мальчики? (Картошку)

8. Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу) Обсуждение в группах.

1.О чём говорят мальчики у костра? (Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)

2.Какие поверья бытуют среди ребят? (О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут)

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)

Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

    Подведём итоги урока. В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

- Дети интересны охотнику? ( Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям).

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? ( Слайд 20) С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться. Всем этим детям свойственно : т р удолюбие , смелость, любознательность , любовь к природе,сила, выносливость , нет подражания иностранному. Труд для них - большая радость, праздник «Пригонять на утренней заре табун» )

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Домашнее задание. 1. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

2. Напишите сочинение-миниатюру «Характеристика литературного героя» .( Приложение 3 )

Приложение 1

Тексты

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой .

(Федя)

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки .

(Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

(Костя)

Приложение 2

Персонаж

Возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

Приложение 3

План характеристики

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер героя.