Во все тяжкие. Как «киевский патриарх» Филарет за властью гонялся

Бывший митрополит Киевский Филарет в 1992 году основал так называемый Киевский патриархат. Ни одна из канонических православных церквей его легитимность не признала. Спустя пять лет РПЦ отлучила Филарета и его сторонников от церкви.

Хитроумный и изворотливый предстоятель Украинской православной церкви Филарет своим и епископату РПЦ, хочет заявить о себе на международном уровне, считают эксперты. Однако заботит Филарета прежде всего его собственное детище — Киевский патриархат. Он должен занять, безусловно, лидирующее положение на Украине, подмять под себя Киевскую православную церковь, которая совсем недавно, до 2014 года, считалась относящейся к Московскому патриархату.

Сын донецкого шахтера Михаил Денисенко сделал блестящую церковную карьеру в советское время, то есть в , что связывали с дружбой с политическими лидерами и даже службой в КГБ под псевдонимом товарищ Антонов. Однако уже тогда проявились разнообразные качества его личности, амбиции, лживость, коварство. Будучи экзархом Киевским и всея Украины, он грубо нарушил монашеский обет: был женат, имел детей, и все это знали.

После смерти Патриарха Пимена Филарет планировал занять его место. Был настолько в этом уверен, что уже заказал Патриарший куколь. Но в 1990 году на Архиерейском соборе митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий набрал вдвое больше голосов. Филарет легко менял взгляды на крайне противоположные. Если в советское время в соответствии с линией партии он давил украинский национализм, то после фиаско 1990 года вернулся в Киев и сделал на этот самый национализм ставку, что полностью совпало и совпадает с генеральной линией киевских властей. К великим грехам Филарета вскоре прибавился еще один — он стал раскольником. В 1992 году Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил "извергнуть митрополита из сана".

"Ему предложили тихо уйти в отставку. Он поклялся на кресте и Евангелии, но вернулся в Киев, нарушил клятву и сделал раскол. Это самый страшный грех", — рассказывает президент Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Дворкин.

С тех пор на оказалось две церкви - УПЦ и Киевский патриархат, который стал исключительно политическим проектом. Этого никто не скрывает. Об этом открыто говорил первый президент Украины Леонид Кравчук. При поддержке власти казна канонической церкви оказалась полностью в ведении Киевского патриархата. Он же контролирует Владимирский собор в Киеве. Раскольники хотели силой захватить Киево-Печерскую лавру. В 1992 году в обитель ворвались около сотни боевиков. Монахов избивали и таскали за волосы. Святыню тогда отстояли. Потом такая же история была после Майдана. В мае текущего года раскольники проникли в лавру под видом прихожан. Вот только некоторые из захваченных церквей: в Львовской области — в городе Турка, в Тернопольской — в селе Катериновка, в Житомирской области — в селе Колодянка. Сейчас захваченные храмы стоят пустые. Всего за это время захватили около сотни приходов и церквей

Филарет очень хотел бы получить для Киевского патриархата автокефалию, но его не признают в мире. Возможно, объединение с УПЦ помогло бы, но этого объединения не происходит. Филарет сеет смуту, противопоставляя свое детище УПЦ. Меж тем предстоятелю Украинской православной церкви Киевского патриархата, святейшему Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины Филарету (так себя именует Михаил Денисенко) уже 89-й год.

15 января того же года Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеродиакона , а 18 июня года в День Святой Троицы в сан иеромонаха .

4 февраля года хиротонисан во епископа Лужского , викария Ленинградской епархии и назначен управляющим Рижской епархией . Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен , архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим и епископы: Казанский и Марийский Михаил , Тамбовский и Мичуринский Михаил , Новгородский и Старорусский Сергий , Дмитровский Киприан , Костромской и Галичский Никодим .

На следующий день, 27 мая, последовал Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове , на который митрополит Филарет не пожелал явиться. Собор выразил ему недоверие и уволил с Киевской кафедры, а за учинение раскольнических действий, в качестве предсудебной меры, запретил ему священнослужение впредь до решения по этому вопросу Архиерейского Собора Русской Церкви.

На заседании 28 мая Священный Синод Русской Церкви выразил согласие с решением Архиерейского Собора Украинской Церкви и назначил созыв Архиерейского Собора Русской Церкви на 11 июня. Митрополит Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от патриарха Алексия , но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Тем временем, игнорируя решения Собора и Синода, запрещенный в священнослужении, Филарет продолжал совершать богослужения и даже епископские "хиротонии."

После отделения от Московского Патриархата и создания в году раскольнической организации "Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат " (УПЦ-КП) стал заместителем патриарха Мстислава (Скрыпника) , после кончины которого в 1993 году стал заместителем нового патриарха Владимира (Романюка) , скончавшегося в 1995 году.

Награды

  • Церковные:
    • право ношения второй панагии (указ патриарха Пимена 17 июня 1971)
    • именная панагия (в связи с 25-летием епископской хиротонии 1987)
    • именная панагия (за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвящ. 1000-летию Крещения Руси 4 июля 1988)
  • Светские:
    • орден Дружбы народов (указ Президиума Верховного Совета УССР 23 января 1979)
    • орден Трудового Красного Знамени (указом Президиума Верховного Совета СССР за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси 3 июня 1988)
    • Орден Ярослава Мудрого V степени (1999)
    • Орден Ярослава Мудрого IV степени (2001)
    • Орден Ярослава Мудрого III степени (2004)
    • Орден Ярослава Мудрого II степени (2006)
    • Орден Ярослава Мудрого I степени (2008)
    • Орден Свободы (2009)

Труды

  • "Учение об искуплении св. отцов IV века - Афанасия Великого, Василия Великого и Григория Богослова". (Кандидатское сочинение).
  • Речь при наречении во епископа Лужского. ЖМП. 1962, № 3, с. 12.
  • "Во имя единения и мира". (Паломничество Патриарха Московского и всея Руси Алексия к святыням Востока). ЖМП. 1961, № 3, с. 10-64.
  • "В гостях у англиканских монахов". ЖМП. 1960, № 8.
  • "Участие Русской Православной Церкви в работе Всемирного Конгресса за мир в Хельсинки". ЖМП. 1965, № 10.
  • "Во имя братства и дружбы". ЖМП. 1967, № 3, с. 9-12.
  • "Кирилло-Мефодиевские торжества в г. Салониках". ЖМП. 1967, № 3, с. 50-54.
  • "Труды святых Кирилла и Мефодия на территории русского государства в русской исторической литературе": (Доклад на юбилее 1100-летия с начала просветительной деятельности свв. Кирилла и Мефодия, прочитанный в Салониках 22 окт. 1966 года). ЖМП. 1967, № 3, с. 55-58.
  • Обращение по поводу событий в Греции (Пасха Христова, 1967 года). ЖМП. 1967, № 6, с. 7-8.
  • Послание в связи с 50-летием Украинской Советской Социалистической республики. ЖМП. 1968, № 1, с. 7-9.
  • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Савве (Бабинец) 30 марта 1969 года. ЖМП. 1969, № 6, с. 11-14.
  • "Основы, практика и перспективы совместных усилий различных религий в поддержку сотрудничества и мира между народами": (Содоклад на первом заседании 5-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 года). ЖМП. 1969, № 9, с. 53-59.
  • Выступление на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. ЖМП. 1971, № 8, с. 7-14.
  • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Николаю (Бычковскому). ЖМП. 1971, № 8, с. 32-34.
  • Речь при открытии собеседования богословов Русской Прав. Церкви и Церкви Братьев в США. ЖМП. 1971, № 10, с. 53-59.
  • Речь на приеме, устроенном Лигой религиозных лидеров Японии в честь Всемирной конференции "Религия и мир" 16 окт. 1970 года. ЖМП. 1970, № 12, с. 38-39.
  • Речь на приеме в Ассоциации новых религий 23 октября 1970 года. ЖМП. 1970, № 12, с. 40-41.
  • Речь на приеме в Токио 29 окт. 1970 года. ЖМП. 1979, № 12, с. 41-42.
  • Речь при вречении архипастырского жезла епископу Варлааму (Ильющенко) 22 окт. 1972 года. ЖМП. 1973, № 1, с. 15-18.
  • "Братское посещение Московским Патриархом Чехословацкой Православной Церкви". ЖМП. 1973, № 6, с. 8-16.
  • Слово в день тезоименитства Свят. Патриарха Пимена 9 сентября 1973 года. ЖМП. 1973, № 10, с. 16.
  • "Всемирный Конгресс миролюбивых сил". ЖМП. 1973, № 12, с. 41-43.
  • "Братский визит Церковной делегации Советского Союза в Индию". ЖМП. 1975, № 5, с. 70-72; № 6, с. 55-61.
  • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Винницкому и Брацлавскому Агафангелу 16 нояб. 1975 г. ЖМП. 1976, № 3, с. 10-12.
  • Интервью корреспонденту АПН 20 февраля 1976 года. ЖМП. 1976, № 5, с. 4-5.
  • Речь перед открытием торжественного акта 15 мая 1976 года во Львове. ЖМП. 1976, № 9, с. 9-10.
  • Проповедь на экуменическом богослужении в Эрфутском соборе 12 сент. 1976 г. ЖМП. 1976, № 12, с. 53.
  • Слово при вручении архипастырского жезла епископу Кировоградскому и Николаевскому Севастиану. ЖМП. 1978, № 1, с. 31.
  • Слово при вручении архипастырского жезла епископу Житомирскому и Овручскому Иоанну. ЖМП. 1978, № 2, с. 18-19.
  • Речь при открытии 3-го богословного собеседования в Киеве представителей Русск. Прав. Церкви и Союза Евангелических Церквей в ГДР, 2 окт. 1978 года. ЖМП. 1978, № 12, с. 53.
  • "О пятом Всехристианском Мирном Конгрессе". ЖМП. 1979, № 2, с. 43-49.
  • Слово при вручении архиерейского жезла епископу Аргентинскому Лазарю 18 апр. 1980 года. ЖМП. 1980, № 7, с. 35.
  • "Слово в день 70-летия Свят. Патриарха Пимена". ЖМП. 1980, № 9, с. 14.
  • Речь при вручении ему диплома доктора богословия Прешовского богословского факультета 20 мая 1980 г. ЖМП. 1980, № 10, с. 41.
  • Слово поздравления свят. Патриарха Пимена в день тезоименитства 9 сент. 1980 г. ЖМП. 1980, № 11, с. 6.
  • Слово по случаю юбилея 600-летия Куликовской битвы во всехсвятском кафедральном соборе в Туле 18 сент. 1980 г. ЖМП. 1980, № 12, с. 14.
  • Выступление на Всемирном парламенте народов за мир. ЖМП. 1980, № 12, с. 45.
  • Доклад при открытии заседания КОПРа (Эйзенах, 14 окт. 1980 г.). ЖМП. 1981, № 1, с. 38.
  • "Поместная Церковь и вселенская Церковь": (Доклад на богословском симпозиуме "Про Ориенте" в Вене 1 дек. 1980 г. ЖМП. 1981, № 3, с. 70-76; № 4, с. 60-67.
  • "О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию". ЖМП. 1981, № 5, с. 55-60.
  • Слово о прощении обид. ЖМП. 1981, № 6, с. 36.
  • Доклад на торжественном акте празднования 35-летия Львовского Церковного Собора 1946 года (16 мая 1981 г.). ЖМП. 1981, № 10, с. 6-13.
  • Слово в Богоявленском Патриаршем соборе 4 дек. 1982 г. ЖМП. 1983, № 2, с. 17.
  • О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП. 1983, № 8, С. 53; № 9, С. 46; № 10, с. 44; № 11, с. 43.
  • Речь при вручении ему диплома доктора богословия "гонорис кауза" Богословским факультетом им. Яна Гуса в Праге. ЖМП. 1984, № 10, с. 58; № 11, с. 61.
  • Ответы на вопросы корреспондента итальянской газеты "Унита" 21 февр. 1985 г. ЖМП. 1985, № 6, с. 63.
  • "V1-й Всехристианский Мирный Конгресс "Глобальная угроза человечеству - глобальная стратегия мира". (Доклад прочитан 4 июля 1985 г. на Конгрессе). ЖМП. 1985, № 10, с. 38.
  • Слово в Успенском соборе Св.-Троицкой Сергиевой Лавры 23 июля 1985 г. ЖМП. 1985, № 11, с. 8.
  • Доклад на торжественном акте, посвященном празднованию 40-летия Львовского церковного собора (Львов, 17-19 мая 1986 г.). ЖМП. 8, с. 5-9.

Литература

  • ЖМП. 1962, № 2, с. 23; № 3, с. 11-16; № 4, с. 18; № 7, с. 20, 36; № 11, с. 9; № 12, с. 12.
  • -"-, 1963, № 2, с. 18, 20, № 3, с. 9, 10; № 6, с. 11, 13; № 6, с. 10, 11; № 10, с. 14.
  • -"-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5.
  • -"-, 1966, № 6, с. 1; № 7, с. 9-13; № 11, с. 1; № 12, с. 7-9, 33, 38.
  • -"-, 1967, № 1, с. 7, 40; № 4, с. 20; № 6, с. 50, 52; № 9, с. 30; № 10, с. 3, 8; № 12, с. 3.
  • -"-, 1968, № 1, с. 14, 25; № 2, с. 27, 50-54; № 3, с. 3; № 5, с. 3, 19; № 8, с. 1; № 9, с. 4; № 11, с. 11; № 12, с. 34.
  • -"-, 1969, № 1, с. 29; № 2, с. 4, 28; № 3, с. 24; № 4, с. 6; № 6, с. 9; № 7, с. 10; № 8, с. 1; № 9, с. 5, 31; № 11, с. 12.
  • -"-, 1970, № 1, с. 5; № 3, с. 5; № 4, с. 10, 12, 31; № 6, с. 11-32; № 7, с. 10, 11; № 8, с. 9; № 9, с. 20; № 10, с. 6; № 11, с. 2, 5; № 12, с. 11, 37-43.
  • -"-, 1971, № 1, с. 5; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 45; № 9,.с. 30, 31, 35; № 10, с. 1; № 11, с. 5, 13.
  • -"-, 1972, № 2, с. 27; № 5, с. 1, 17; № 6, с. 1-12; № 8, с. 17; № 9, с. 24; № 10, с. 2, 54; № 11, с. 27; № 12, с. 17.
  • -"-, 1973, № 1, с. 13; № 3, с. 1; № 4, с. 24; № 6, с. 8; № 7, с. 11, 13; № 8, с. 8, 11; № 9, с. 11, 13; № 10, с. 15, 24; № 11, с. 9, 27.
  • -"-, 1974, № 2, с. 11, 40; № 3, с. 28; № 7, с. 16; № 8, с. 31; № 9, с. 9; № 10, с. 26; № 11, с. 8, 9; № 12, с. 4.
  • -"-, 1975, № 2, с. 4; № 3, с. 13, 57; № 4, с. 3; № 6, с. 4; № 8, с. 13; № 9, с. 50-57; № 10, с. 28.
  • -"-, 1976, № 1, с. 23; № 2, с. 12; № 3, с. 7; № 4, с. 5, 6; № 6, с. 6; № 7, с. 11, 25; № 8, с. 37; № 9, с. 5, 62; № 10, с. 18; № 12, с. 10.
  • -"-, 1977, № 2, с. 4, 25; № 3, с. 7, 8; № 4, с. 20; № 5, с. 4, 6, 17; № 8, с. 4; № 10, с. 2, 9; № 11, с. 3, 6, 11, 44.
  • -"-, 1978, № 1, с. 29, 31, 45; № 2, с. 7, 14, 18; № 5, с. 6, 7; № 6, с. 4, 19, 29, 30; № 9, с. 15, 16, 17; № 10, с. 7, 20, 21; № 11, с. 7, 22, 23; № 12, с. 10, 17.
  • -"-, 1979, № 1, с. 23; № 2, с. 17; № 4, с. 5, 15; № 5, с. 4, 5, 30; № 7, с. 12; № 8, с. 5; № 9, с. 8, 57; № 10, с. 5; № 11, с. 2, 21, 22; № 12, с. 4, 6, 9, 11, 42.
  • -"-, 1980, № 1, с. 12, 53; № 3, с. 3; № 4, с. 3; № 5, с. 18, 20; № 6, с. 15, 50; № 7, с. 32, 35; № 9, с. 12, 34; № 10, с. 3, 40; № 11, с. 6, 40; № 12, с. 4, 8, 9, 28, 31, 42.
  • -"-, 1981, № 1, с. 6, 9; № 2, с. 4, 9, 15; № 5, с. 5, 41; № 6, с. 7, 19, 27, 48; № 7, с. 27, 28, 50; № 8, с. 20, 21, 65; № 9, с. 22, 66; № 10, с. 29, 37, 63; № 11, с. 4, 8, 17, 20; № 12, с. 9.
  • -"-, 1982, № 1, с. 9, 20; № 2, с. 7, 52; № 3, с. 17, 27, 58; № 5, с. 6, 58; № 7, с. 4-7, 10, 27, 58; № 8, с. 5, 6, 8, 9, 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3, 60; № 10, с. 4; № 12, с. 101, 108, 127.
  • -"-, 1983, № 1, с. 57; № 2, с. 8, 44, 47; № 5, с. 2, 66; № 6, с. 26; № 7, с. 53; № 8, с. 4, 9; № 9, с. 5, 21; № 10, с. 41, 62; № 12, с. 8, 9.
  • -"-, 1984, № 1, с. 34; № 2, с. 52; № 4, с. 5; № 5, с. 8; № 9, с. 6, 50; № 10, с. 52; № 11, с. 5, 12, 14; № 12, с. 5, 18.
  • -"-, 1985, № 2, с. 6, 8, 9, 29; № 5, с. 6, 8; № 9, с. 78; № 10, с. 12, 13; № 11, с. 35; № 12, с. 10, 13.
  • -"-, 1986, № 4, с. 36; № 5, с. 36, 41.
  • -"-, 1987, № 4, с. 5;
  • -"-, 1988, № 10, с. 7.
  • Патриарший Местоблюститель Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх всея Украины: Биография // ЖМП. 1990. № 7. С. 5-6.

С 1966 по 1990 год - экзарх Украины, в мае-июне 1990 года - местоблюститель патриаршего престола РПЦ, а также один из кандидатов на патриарший престол на Поместном Соборе в июне 1990 года; с 1990 по 1992 годы - Митрополит Киевский и всея Украины.

В 1991 году становится сторонником предоставления Украинской православной церкви автокефалии. В 1992 году с часть клира и мирян покинул Украинскую православную церковь московского патриархата, образовав Украинскую православную церковь Киевского Патриархата, не признанную ни одной из поместных православных Церквей,. С 20 октября 1995 года является её предстоятелем с титулом «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины»

Биография

Родился в 1929 году в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтёра.

В Московском Патриархате

В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии (до достижения требуемых по советскому законодательству полных 18 лет - в первые послевоенные годы эта норма не слишком строго соблюдалась на территориях, освобождённых от оккупации).

В 1948 году, по окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию.

1 января 1950 года, на втором курсе академии, был пострижен в монашество с именем Филарет и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

15 января 1950 года Патриархом Алексием I был рукоположён в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположён во иеромонаха. В том же году, по окончании академии со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии; также исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры.

В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора.

В августе 1956 года был возведён в сан игумена и определён инспектором Саратовской духовной семинарии.

С 1957 года - инспектор Киевской духовной семинарии.

12 июля 1958 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году.

С 1960 года был управляющим делами Украинского Экзархата. С мая 1961 по январь 1962 года - настоятель подворья РПЦ при Александрийском Патриархате в Александрии (Египет).

4 февраля 1962 года был хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) и епископы: Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), Дмитровский Киприан (Зёрнов), Костромской и Галичский Никодим (Руснак).

16 июня 1962 года был освобождён от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского Экзархата с временным управлением Среднеевропейским Экзархатом.

10 октября 1962 года был освобождён от временного управления Среднеевропейским Экзархатом и 16 ноября того же года назначен епископом Венским и Австрийским.

С 22 декабря 1964 года - епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии.

22 февраля 1965 года был назначен председателем Комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии.

С 14 мая 1966 года - архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины и постоянный член Священного Синода.

20 марта 1969 года включён в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года - председатель филиала Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата в Киеве.

25 июня 1970 года назначен членом Комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви.

3 марта 1976 года избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

21-28 ноября 1976 года - глава делегации Русской Православной Церкви на первом Предсоборном Всеправославном Совещании в Женеве.

14 ноября 1979 года в Будапештской реформатской богословской академии вручён диплом доктора богословия honoris сausa.

16 ноября 1979 года назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

17-23 мая 1980 года по приглашению Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея находился в Чехословакии, где 20 мая Прешовским Богословским факультетом ему присвоено звание доктора богословия «honoris causa»;

3 мая 1990 года умер Предстоятель РПЦ Патриарх Пимен; в тот же день состоялось заседание Священного Синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего Престола был избран митрополит Киевский Филарет.

В мае 1990 года на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей.

6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший трех кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Имея давние и тесные связи с руководством страны, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую Православную Церковь. По словам митрополита Никодима «он пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. и говорит, что есть договорённость с ЦК, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: „Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет“». В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира - 107.

В июле 1990 года украинский епископат подаёт прошение об автономии православной церкви на Украине. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 октября 1990 упразднил Украинский Экзархат; Киевский митрополит стал Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом «Митрополит Киевский и всея Украины», в пределах Украинской Православной Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший».

Во время августовского путча 1991 года выступил в поддержку ГКЧП. После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины, секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук стал первым её президентом, Митрополит Филарет резко меняет свои убеждения на кардинально противоположные. Филарет Денисенко получает указание создать «в независимом государстве - независимую церковь». Митрополит Филарет возглавил созванный Архиерейским собором УПЦ 1 ноября 1991 года Собор УПЦ, который единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви. Собор обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ с этим решением, но Архиерейский Собор РПЦ 2 апреля 1992 года перенёс его рассмотрение на Поместный собор РПЦ. Будучи обвинён в различных прегрешениях, Филарет дал крестоцеловальное обещание подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

В 1991-1992 годах в СМИ появлялась информация о том, что Филарет (Денисенко) был тесно связан с КГБ, в отчётах которого фигурировал как агент под псевдонимом «Антонов». Сам не отрицает своих прошлых контактов с органами советской тайной полиции и шпионажа: «Что касается КГБ, то нужно сказать, что с Комитетом госбезопасности были связаны все без исключения архиереи. Все без исключения! В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все.»

27 мая 1992 года, под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове (в составе 18 архиереев) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…> запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви»

Извержение из сана и анафема

11 июня 1992 Архиерейский Собор РПЦ МП постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, считая его неканоническим и незаконным.

21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве был отлучён от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину Филарету вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей». Филарет отлучения не признаёт, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным.

Деятельность в УПЦ КП

После извержения из сана и создания 25 июня 1992 года непризнанной поместными православными Церквами Украинской Православной Церкви - Киевского Патриархата (УПЦ КП), митрополит Филарет стал заместителем Патриарха Мстислава (Скрыпника).

По смерти Мстислава, в 1993 года стал заместителем нового Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира (Романюка), который умер при загадочных обстоятельствах в 1995 году.

20 октября 1995 года Поместным Собором УПЦ КП избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

Награды

Государственные награды СССР

  • Орден Дружбы народов (1979, в связи с 50-летием со дня рождения);
  • Орден Трудового Красного Знамени (1988, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси);

Государственные награды Украины

  • Орден князя Ярослава Мудрого V (1999), IV (2002), III (2004, в связи с 75-летием со дня рождения), II (2006) и I (2008, в связи с празднованием 1020-летия Крещения Киевской Руси) степеней. Первый (одновременно с митрополитом Владимиром (Сабоданом)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого;
  • Орден Свободы (2009, в связи с 80-летием со дня рождения);
  • Крест Ивана Мазепы (20 января 2010 года)

Другие награды

В бытность иерархом РПЦ награждён многочисленными церковными орденами как Московского патриархата, так и иных поместных Православных Церквей.

Священным Синодом УПЦ КП награждён церковными орденами - святого равноапостольного князя Владимира I степени (1999 г., в связи с юбилеем 70-летия со дня рождения) и святого апостола Андрея Первозванного I степени (2004 г., в связи с юбилеем 75-летия со дня рождения).

Канонический статус в мировом православии

Извержение из сана и отлучение от Церкви, совершённые Архиерейскими соборами РПЦ, признаны также другими поместными Православными Церквями.

Украи́нская правосла́вная це́рковь Киевского патриархата (укр. Українська Православна Церква Київського Патріархату ), также Ки́евский патриарха́т (укр. Київський Патріархат ); сокращённо УПЦ КП ) - канонически непризнанная православная церковь на Украине .

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44 % украинцев, 21 % населения назвали себя верующими Украинской православной церкви (Московского патриархата), 11 % - Украинской грекокатолической церкви . По состоянию на ноябрь 2016 года 25,3 % православных на Украине являются прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ МП - 39,4 %, УГКЦ- 21,3 %, УАПЦ - 4,6 %) либо же 39,5 % православных на Украине являются прихожанами УПЦ КП (25,4 % считают себя «просто православными»; 23,3 % - УПЦ МП; 4,8 % - УАПЦ; 1,3 % - непосредственно РПЦ)

История

Конец 1980-х гг. Обострение церковно-политической ситуации на Украине

В конце 1980-х годов на территории УССР в результате политики «перестройки» и общей либерализации политической жизни произошло резкое обострение церковно-политической ситуации. В особенности это коснулось западноукраинских областей, где на волне растущих национал-сепаратистских настроений началось возрождение греко-католицизма (УГКЦ) и автокефалистских религиозных общин (УАПЦ). В этой ситуации руководство Московской Патриархии не смогло найти приемлемого решения униатской проблемы, а иерархи Украинского экзархата РПЦ отказались от попыток диалога со священноначалием Украинской греко-католической церкви и предпочли занять бескомпромиссную позицию , что привело к массовому переходу клириков и мирян из канонической православной церкви в УГКЦ и УАПЦ, стихийному захвату собственности и имущества РПЦ на Западной Украине. Острое межконфессиональное противостояние привело к тому, что православные епархии были здесь подвергнуты разгрому.

Стремясь предотвратить углубление раскола православия и распространение униатства на Украине, Архиерейский собор РПЦ 30-31 января 1990 г. принял решение о предоставлении более широкой автономии Украинскому и Белорусскому экзархатам, которые получили финансовую самостоятельность, право именоваться Украинской и Белорусской православными церквями соответственно и иметь собственные Синоды, которым передавалась высшая судебная, законодательная и исполнительная церковная власть в епархиях, расположенных на их территории. Автономизация Украинского экзархата, однако, лишь усугубила дело - митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), в течение 25 лет занимавший пост экзарха Украины , стал управлять им почти бесконтрольно, а его непродуманные действия в новых условиях способствовали дискредитации Православия в западных регионах Украины .

Этим же летом митрополит Филарет под предлогом необходимости нормализации церковной жизни на Украине стал стремиться к ещё большему расширению автономии УПЦ. 9 июля украинский епископат по инициативе митрополита Филарета принял «Обращение Украинской православной церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении», на Соборе в Киеве избрал митрополита Филарета своим предстоятелем, а 10 июля Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на расширение автономии Украинского экзархата, что вновь мотивировалось сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. В связи с принципиальной значимостью данного вопроса он был вынесен на обсуждение на Архиерейском соборе РПЦ 25-27 октября 1990 года.

22-23 ноября 1990 года в Киеве в связи с предоставлением УПЦ статуса независимой и самостоятельной в управлении по решению Синода УПЦ прошёл её I Поместный собор, на котором был принят новый Устав УПЦ.

1991-1992. Борьба за автокефальный статус УПЦ

К середине 1990 года процесс разделения украинского православия на каноническое (УПЦ) и автокефалистское (УАПЦ) в основном приостановился. В УАПЦ к этому времени ушло около 1,5 тыс. приходов, ранее находившихся в юрисдикции УПЦ, но во второй половине 1990 - первой половине 1991 г. положение фактически стабилизировалось - в юрисдикции УПЦ оставалось около 5 тыс. общин .

Вопрос о предоставлении автокефалии УПЦ рассматривался на заседаниях Священного Синода РПЦ в декабре 1991 года и феврале 1992 года , но каждый раз члены Синода констатировали, что этот вопрос, имеющий исключительное значение для Украинской Церкви, должен быть всесторонне рассмотрен на Архиерейском соборе РПЦ. В феврале митрополит Филарет отказался принять участие в заседании Синода, сообщив, что болен и не может приехать .

Священный Синод РПЦ ещё в декабре 1991 года принял решение разослать обращение и определение Собора УПЦ всем архиереям РПЦ для тщательного изучения. В то же время митрополит Филарет разослал по украинским епархиям циркуляр о проведении собраний духовенства в поддержку решения Собора УПЦ о предоставлении ей независимости .

22 января 1992 года митрополит Филарет собрал Украинское епископское совещание, на котором настоял на предоставлении автокефалии, адресованного Святейшему Патриарху и Священному Синоду РПЦ. Три архиерея, заявившие о своём несогласии и отказавшиеся поставить подписи под обращением, - епископы Донецкий и Славянский Алипий (Погребняк) , Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) , Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) - были на другой же день лишены своих постов. 29 января обращение епископата УПЦ было доставлено в Москву. Одновременно Патриарху Алексию II было доставлено и открытое письмо Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, которое также содержало настоятельную просьбу предоставить автокефалию УПЦ.

На заседании Священного Синода РПЦ 18-19 февраля было принято «Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету и епископату Украинской Православной Церкви», в котором указывалось, что просьба Собора УПЦ о предоставлении «полной канонической самостоятельности» выходит за пределы компетенции Священного Синода и может быть ответственно рассмотрена только на соборном уровне. Кроме того, в послании указывалось на необходимость обеспечения свободного волеизъявления клира и мирян Украины в соответствии с нормами канонической традиции Православия. На заседании Священного Синода впервые было заявлено, что в случае, если митрополит Филарет предпримет действия, направленные на получение автокефалии УПЦ неканоническим путём, Московский Патриархат намерен принять украинскую паству в свою непосредственную юрисдикцию .

31 марта - 5 апреля 1992 года состоялся Архиерейский собор РПЦ, в котором приняло участие 97 архиереев РПЦ, включая 20 архиереев с Украины (из них 18 с правом голоса). Четыре дня из шести были посвящены обсуждению церковной ситуации на Украине и статуса УПЦ . Это обсуждение, проводившееся в условиях, исключавших давление на украинских архиереев, позволило получить адекватное представление о церковной жизни на Украине. Мнения, высказывавшиеся архиереями, разделились, однако итог стал неожиданным: не только российские иерархи, но и подавляющее большинство украинских епископов высказались против предоставления полной самостоятельности УПЦ, главным образом потому, что при полной самостоятельности православная Церковь на Украине будет вынуждена в одиночку противостоять «униатской агрессии», а раскольники из УАПЦ всё равно не прекратят своей разрушительной деятельности. Большинство архиереев украинских епархий дезавуировали свои подписи, поставленные под обращением с просьбой о даровании автокефалии, объяснив, что они действовали под принуждением, опасаясь притеснений со стороны митрополита Филарета и украинских властей .

Начало дискуссии положил доклад, с которым выступил митрополит Филарет, который продолжал отстаивать линию на полную независимость УПЦ, обосновывая необходимость этого шага распадом СССР и образованием независимого украинского государства. В обсуждении вопроса приняло участие большинство архиереев - выступило 58 человек. Даже некоторые из тех, кто первоначально поддержал идею предоставления УПЦ автокефалии, были вынуждены признать, что самостоятельность, предоставленная УПЦ в 1990 г., за полтора года дала лишь отрицательные результаты и никоим образом не способствовала ликвидации раскола в украинском православии. Вину за это выступающие возлагали на митрополита Филарета, который использовал предоставленную УПЦ широкую автономию в качестве орудия укрепления личной власти и произвола против всех несогласных с его курсом. Украинские архиереи сообщали о резко негативном отношении своей паствы к возможному отделению УПЦ .

Было также высказано предложение [кем? ] рассмотреть вопрос о смене предстоятеля УПЦ митрополита Филарета, поскольку сторонников независимости Украинской Церкви крайне мало, а вся кампания за церковную независимость основана исключительно на личных амбициях митрополита Филарета. Немногочисленные сторонники автокефалии пытались не допустить его отставки. Шестеро присутствовавших епископов - приверженцев автокефалии подготовили обращение, в котором утверждалось, что ввиду дарованной УПЦ в 1990 г. самостоятельности и независимости они считают антиканоничным рассмотрение на Соборе РПЦ вопросов, касающихся внутренней жизни Украинской Церкви, а именно деятельности её предстоятеля. Это обращение не получило поддержки у большинства украинских архиереев, которые, напротив, сочли приемлемым свободное обсуждение вопроса о деятельности митрополита Филарета именно в Москве, где на епископат не оказывали давления сам предстоятель УПЦ и власти Украины. В итоге обсуждение проблемы автокефалии постепенно переросло в дискуссию об аморальном поведении митрополита Филарета и его грубых ошибках в управлении Украинской Церковью .

Подводя итог дискуссии, предстоятель РПЦ Патриарх Алексий II сказал:

Нас уверяют, что предоставление автокефалии Украинской православной церкви решит все вопросы, как ранее нас уверяли в необходимости независимости в управлении и даровании митрополиту титула Блаженнейшего. Но титул Блаженнейшего не спас положения, предоставление независимости и «незалежности» тоже не дало результата. Не вернулись ушедшие в неканоническую автокефалию приходы, раскол укрепился. Возьмём ли мы на себя ответственность за разделение, есть ли у нас уверенность в том, что это принесёт благо Святой Церкви? Такой уверенности нет ни у украинского епископата, ни у всего Собора. Для того чтобы говорить об автокефалии, нужна спокойная обстановка. Но в наше время - время разрушения экономических, национальных, человеческих связей, разделения и противостояния, от которых так устал народ, желание сохранить единство Церкви является гласом Божиим. Все мы в ответе за то, что происходит на Украине, но с предстоятеля Украинской Церкви спрос особый. Мы просим владыку Филарета ради блага Православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового предстоятеля .

На уходе митрополита Филарета со своего поста настаивали и многие другие иерархи. Митрополит Филарет отказался выполнить это требование, однако согласился на проведение голосования по этому вопросу на Архиерейском соборе, выступив при этом со встречной просьбой:

Я чувствую, что нужен пророк Иона , и я готов им быть. Но я прошу, чтобы этого Иону бросили так, чтобы на Украине не взбунтовалось море, поэтому прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового предстоятеля Украинской православной церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведён, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового предстоятеля. Украинская православная церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей Архиерейским собором 1990 года. Также я прошу дать мне возможность продолжать служение у престола Божия и не отправлять меня на покой .

Патриарх поблагодарил митрополита Филарета за его готовность сложить с себя обязанности предстоятеля Украинской церкви, а также обещал, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины. Когда же со стороны украинских архиереев были высказаны сомнения по поводу того, можно ли верить словам митрополита Филарета, тот по настоянию Патриарха перед крестом и Евангелием подтвердил своё обещание сложить полномочия, как только соберётся Собор УПЦ; он также обещал немедленно провести заседание Синода УПЦ для восстановления на своих кафедрах незаконно смещённых им епископов .

В Определении Архиерейского собора РПЦ было отмечено, что в ходе обсуждения выявилось неоднозначное отношение духовенства и верующих Украины к вопросу об автокефалии: идея церковной независимости популярна на западе Украины, но не находит отклика в восточноукраинских епархиях, а потому, для полноты выражения воли УПЦ, вопрос о её полной независимости решено было вынести на обсуждение ближайшего Поместного собора РПЦ.

1992. Создание УПЦ КП

Тем временем, вернувшись в Киев, митрополит Филарет, вопреки данному обещанию, продолжил действия, направленные на создание на Украине независимой церковной структуры. 7 апреля 1992 года, в ходе богослужения в киевском Владимирском соборе в день праздника Благовещения, Филарет объявил об отказе сложить с себя обязанности предстоятеля УПЦ, а 14 апреля заявил на пресс-конференции, что Архиерейский собор в Москве прошёл с нарушениями Устава об управлении и регламента РПЦ. Филарет сказал, что его присяга была вынужденной, а потому недействительной. Он, по его словам, был оклеветан и по этой причине отказался уйти в отставку. Филарет объявил, что будет возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию» .

Администрация президента Кравчука оказывала всемерную поддержку противоканоническим действиям митрополита Филарета. Тем не менее, когда Филарет призвал украинских архиереев собраться в его киевской резиденции, к нему присоединился лишь викарий Тернопольской епархии, епископ Почаевский Иаков (Панчук) , наместник Почаевской лавры, изгнанный братией из обители как сторонник Филарета. Филарета отказались поддержать даже те украинские иерархи, кто на Архиерейском соборе в Москве выступал поборниками автокефалии. Лишь спустя несколько месяцев к Филарету примкнул епископ Львовский Андрей (Горак) , который в начале июля с большинством духовенства своей епархии покинул УПЦ и перешёл в УАПЦ . Большинство верующих также отнеслись к действиям митрополита Филарета негативно. Практически во всех храмах Украины прекратилось поминовение предстоятеля УПЦ во время богослужения, а Одесская епархия обратилась к Патриарху Алексию II с просьбой принять её в непосредственное Патриаршее управление. 30 апреля в Житомире состоялось Собрание архиереев, духовенства, монашествующих, представителей православных братств и мирян УПЦ, где Филарета обвинили в клевете на Архиерейский собор и в клятвопреступлении, потребовав от него незамедлительной отставки .

6-7 мая состоялось расширенное заседание Священного Синода РПЦ. Филарет на приглашение принять участие в заседании не ответил. Синод предписал митрополиту Филарету до 15 мая созвать Архиерейский собор УПЦ и подать на нём прошение об отставке. В связи с чрезвычайным положением, возникшим в УПЦ по вине её предстоятеля, Синод запретил митрополиту Филарету до Архиерейского собора УПЦ действовать в качестве её предстоятеля - созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения. Синод предупредил Филарета, что в случае неисполнения постановлений Собора и данного решения Синода он будет предан церковному суду. Эти решения были доведены до сведения верующих на Украине специальным Посланием Святейшего Патриарха и Священного Синода, в котором подчёркивалось, что эти решения не являются покушением на самостоятельность УПЦ, дарованную ей Архиерейским собором РПЦ в октябре 1990 года .

В связи с отказом Филарета подчиниться решению Священного Синода РПЦ, Синод 21 мая поручил старейшему по хиротонии среди украинских иерархов - митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку) - незамедлительно созвать Архиерейский собор УПЦ для избрания её нового предстоятеля. В ответ на это Филарет отправил на имя Патриарха Алексия сообщение о том, что он считает решения Синода «необоснованными и недееспособными» .

26 мая Филарет собрал в Киеве своих сторонников на так называемую «Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав Украинской православной церкви». Конференция, в которой не принял участие ни один из украинских архиереев, отвергла майские решения Священного Синода РПЦ. Небольшая группа сторонников Филарета, стремясь вовлечь в церковный конфликт на Украине Константинопольского Патриарха Варфоломея I, обратилась к нему с посланием, в котором заявлялось об отвержении акта 1686 года о передаче Киевской Митрополии из юрисдикции Константинопольской церкви в ведение Московского Патриархата. 30 мая Филарет направил Патриарху Варфоломею послание, в котором обвинил Московскую Патриархию в «антиканонической деятельности» и в том, что она «фактически учинила раскол в лоне Украинской православной церкви». Филарет просил Варфоломея I принять его вместе с ближайшими помощниками под свою юрисдикцию .

11 июня 1992 года для рассмотрения деятельности митрополита Филарета был созван Архиерейский собор РПЦ, на суд которого было представлено заявление украинского епископата, подписанное 16 иерархами. По итогам разбирательства, в ходе которого были доказаны все предъявленные обвинения, Собор постановил лишить митрополита Филарета церковного сана и всех степеней священства .

Филарет, лишённый священного сана, своей отставки не признал, и в этом он получил защиту у украинских властей. Милиция совместно с членами организации УНА-УНСО не допустила в митрополичью резиденцию делегацию представителей УПЦ, которые пришли принять дела у низложенного Филарета. То же самое произошло у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда приехал новоизбранный предстоятель УПЦ - митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Члены УНА-УНСО перекрыли подступы к храму и забаррикадировались изнутри. Чтобы избежать кровопролития среди православных, митрополит Владимир призвал не применять силу и отправился в Киево-Печерскую Успенскую лавру , которую боевики из УНА-УНСО не смогли взять штурмом, натолкнувшись на сопротивление монахов и верующих, на стороне которых выступило подразделение ОМОН «Беркут», прибывшее для обороны лавры от националистов. Владимирский собор, однако, остался в руках Филарета и его приверженцев .

Государственное вмешательство в церковные дела продолжилось. При поддержке президента Кравчука Филарет сохранил за собой контроль за денежными средствами УПЦ. Президент своим указом сместил председателя Совета по делам религий Н. А. Колесника и заменил его А. Л. Зинченко , сторонником Филарета. Кравчук и Зинченко объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ. Президиум Верховной Рады Украины принял заявление, в котором харьковский Собор объявлялся не только незаконным, но и неканоническим .

Оказавшись в полной изоляции со стороны канонического Православия, Филарет нашёл для себя единственный выход - пойти на объединение с УАПЦ , которую он ещё недавно обличал как раскольническую. 25-26 июня 1992 года в киевской приёмной Филарета (ул. Пушкинская, 36) прошло собрание нескольких епископов УАПЦ, депутатов Верховной рады Украины, обслуживающего персонала митрополии, именовавшееся Объединительным собором двух церквей - УПЦ и УАПЦ. Решением «собора» УПЦ и УАПЦ были упразднены, а всё их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной организации, названной «Украинская православная Церковь Киевского Патриархата». Её руководителем решено было считать проживавшего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава (Скрипника) , заместителем - Филарета (Денисенко), управляющим делами - Антония (Масендича) . Фактически всей деятельностью УПЦ КП руководил Филарет, что впоследствии и привело к конфликту с бывшими иерархами УАПЦ, вошедшими в УПЦ КП.

30 июня 1992 года состоялась поездка делегации УПЦ КП в Константинополь. В состав делегации входили митрополит Филарет (Денисенко), митрополит Антоний (Масендич), архимандрит Валентин (Дажук), игумен Даниил (Чекалюк), депутат Верховного Совета Украины Василий Червоний . После этого по Украинскому телевидению была распространена информация о якобы возможном признании новой церкви Вселенским патриархом. Константинополь, однако, опроверг это утверждение.

Константинопольский патриарх Варфоломей в июле 1993 года в ходе визита в Русскую православную церковь официально заявил, что признаёт только одного канонического митрополита Киевского - Владимира (Сабодана) .

После смерти в 1993 году престарелого Мстислава УАПЦ вышла из союза с УПЦ КП. Её возглавил Димитрий (Ярема) , получивший в УАПЦ сан патриарха, тогда как патриархом УПЦ КП стал Владимир (Романюк) . В декабре 1993 - январе 1994 года из УПЦ КП официально вышли пять архиереев: митрополит Антоний (Масендич), архиепископ Спиридон (Бабский), епископ Роман (Попенко), епископ Софроний (Власов) и епископ Иоанн (Сиопко) . Епископы выступили с покаянным обращением к украинскому народу, в котором призвали свою бывшую паству вернуться в каноническую Церковь, ибо Филарет и его лжецерковь «ведут их к вечной погибели» .

В 1995 году глава УПЦ КП Владимир (Романюк) умер при невыясненных обстоятельствах. В октябре того же года Филарет (Денисенко) стал патриархом УПЦ КП.

В 1995 году Филарет создал в России структуру, получившую название «Российская православная церковь Киевского патриархата» (РПЦ-КП) и «Истинно-православная церковь Киевского патриархата» (ИПЦ-КП). Первыми епископами в России Филарет поставил изгнанных из РПЦЗ и лишённых сана по обвинению в раскольничестве архимандрита Адриана (Старину) из Ногинска и архимандрита Иоасафа (Шибаева) из Обояни , а также Варуха (Тищенкова) из Тобольска. По признанию самих представителей УПЦ КП, «РПЦ-КП» представлял собой самый неудачный проект, подорвавший их позиции даже на Украине, а созданная в России «альтернативная » структура показала полную свою несостоятельность и неуправляемость .

В 1997 году по представлению епископата УПЦ (МП) Филарет (Денисенко) был отлучён Архиерейским собором РПЦ от церкви (сана он был лишён ещё в 1992 году) и предан анафеме за «раскольническую деятельность» .

25 марта 2000 года синод УПЦ КП издал «томос» о создании греческого экзархата во главе с «архимандритом» Тимофеем (Кутальяносом), рукоположенным 26 марта в «митрополита Корсунского». Рукоположив нового «Экзарха всея Греции», Филарет через украинский МИД обратился к послу Украины в Греции с предписанием содействовать укреплению позиций «экзархата» в Греции. В результате действий украинского посла, вынужденного выполнять это предписание, Священный Синод Элладской Церкви сделал следующее заявление: «Святая Автокефальная Элладская Православная Апостольская Церковь, так же как и все остальные Поместные Православные Церкви, с которыми она находится в Евхаристическом Общении, никогда не признавала существования на Украине Автокефального Православного Патриархата, в том числе так называемого „Киевского Патриархата“» .

Современное состояние и устройство

По состоянию на 1 января 2010 года, согласно данным, обнародованным Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий, УПЦ КП имела 4281 приходов, объединённых в 32 епархии (для сравнения УПЦ МП имеет более 11000 приходов). Наибольшее количество приходов на западе Украины - в Галиции и на Волыни , а также в Киевской и Черкасской областях. Ни в одной области Украины Киевский Патриархат не являлся доминирующей конфессией по количеству приходов: на западе Украины таковой является Украинская грекокатолическая церковь , в юго-восточных регионах - УПЦ МП. В то же время в Ивано-Франковской , Львовской и Тернопольской областях УПЦ (КП) имеет больше приходов, чем УПЦ (МП) .

По состоянию на январь 2015 года, согласно результатам совместного исследования Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» (укр.) русск. и социологической службы «Ukrainian Sociology Service» сделанного по заказу Международного центра перспективных исследований (укр.) русск. , в большинстве регионов к Украинской православной церкви (Киевского патриархата) относят себя 44 % украинцев, 21 % населения назвали себя верующими Украинской православной церкви (Московского патриархата) , 11 % - Украинской грекокатолической церкви. Только в Донецкой области 55 % отнесли себя к УПЦ МП, а на Галичине большинство населения считает себя верующими Греко-католической церкви - 67 %. Исследование проводилось с 25 декабря 2014 года по 15 января 2015. Всего было опрошено 4413 респондентов и при этом опрос не проводился в Луганской области и Крыму .

УПЦ КП демонстрирует прирост численности верующих. Так, согласно результатам исследования религиозной идентичности на Украине в 2010-2016 годах, количество верующих Украинской православной церкви (Киевского патриархата) за 6 лет увеличилось на 14,5 %, а число людей, относящих себя к Украинской православной церкви (Московского патриархата) за этот же промежуток времени уменьшилось на 5,8 %. Аналитический отчёт был подготовлен по результатам всеукраинского опроса (укр.) русск. (КМИС) 2014 респондентов в возрасте от 18 лет в период с 19 по 31 мая 2016 года в 110 населённых пунктах всех регионов Украины (кроме Крыма и территорий контролируемых ДНР и ЛНР) методом личного интервью с использованием стохастической выборки .

В ноябре 2016 года руководитель социологической службы «Ukrainian Sociology Service», заведующий отделом социально-политических процессов доктор социологических наук А. И. Вишняк и кандидат социологических наук, научный сотрудник этого же отдела О. Р. Козловский на пресс-конференции «Результати соціологічного дослідження „Релігійне життя України“ (вересень 2016 р.)» в информационном агентстве УНИАН сообщили, что согласно проведённому Ukrainian Sociology Service опросу 25,3 православных на Украине являются прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ МП - 39,4 %, УГКЦ- 21,3 %, УАПЦ - 4,6 %).

Согласно опросу проведенному социологической службой Центра Разумкова с 4 по 9 ноября 2016 года к православным себя относит большинство украинцев - 64,7 %. 39,5 % православных на Украине идентифицируют себя с УПЦ КП, 25,4 % считают себя «просто православными», 23,3 % - с УПЦ (МП), 4,8 % - с УАПЦ, 1,3 % - непосредственно с РПЦ. «Было опрошено 2018 респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины, за исключением Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей по выборке, представляющей взрослое население Украины по основным социально-демографическим показателям. Выборка опроса строилась как многоступенчатая, случайная с квотным отбором респондентов на последнем этапе. Опрос проводился в 118 поселениях (67 - городских и 51 - сельских). Теоретическая погрешность выборки (без учёта дизайн-эффекта (англ.) русск. не превышает 2,3 % с вероятностью 0,95» .

По данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на май 2016 года владела 3 676 помещениями (из них 2 260 культовых сооружений), среди религиозных организаций уступая лишь УПЦ (МП). Наибольшее количество помещений УПЦ (КП) находится в Киевской (377), Ивано-Франковской (327) и Львовской (314) областях, наименьшее - в Луганской (17) и Закарпатской (18) .

Социолог религии и историк, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете Н. А. Митрохин в мае 2016 года в интервью Религиозно-информационной службе Украины по итогам своих наблюдений во время поездки по югу страны отметил, что «количество приходов УПЦ Киевского Патриархата за пределами Западной Украины приблизительно на 50-70 % меньше от официально зарегистрированных», в то время как для «УПЦ (МП) это порядка 12-15 %» [значимость факта? ] . А также комментируя УПЦ Московского патриархата, он сообщил, что «наблюдается сложная динамика вырастания проукраинской части, перераспределения сил, интеллектуальный рост, переоценка богословского наследия и т. д.» [значимость факта? ]

Епархии Экзархаты

  • Европейский экзархат
  • Российский экзархат: Белгородско-Обоянская епархия и Богородская епархия
Ликвидированные структуры
  • Греческий экзархат

Усилия по нормализации канонического статуса

Со времени своего создания в 1992 году УПЦ КП пыталась урегулировать своё каноническое положение, но до сих пор не получила какого-либо признания со стороны мирового Православия. Все попытки сторонников автокефалии УПЦ КП выдать желаемое за действительное наталкивались на опровержение как со стороны Московского, так и со стороны Константинопольского патриархатов. По свидетельству митрополита Сасимского Геннадия (Лимуриса) , члена Синода и представителя Константинопольского патриархата во ВСЦ , «в нашей Церкви мы не называем Киевский патриархат Киевским патриархатом. Мы называем их раскольниками, чтобы не было впечатления, что мы их признаем. Они могут себя называть, как хотят, но их не признает ни одна Церковь» .

Учебные заведения УПЦ КП сотрудничают с Украинским католическим университетом и Галле-Виттенбергским университетом имени Мартина Лютера .

Русская православная церковь

12 января 2007 состоялась встреча президента Украины Виктора Ющенко с предстоятелем УПЦ КП Филаретом (Денисенко) и высшими иерархами УПЦ КП в резиденции Денисенко . По сообщениям прессы, Виктор Ющенко высказался за создание смешанной комиссии УПЦ (МП) и УПЦ КП для «преодоления раскола в украинском православии и создания единой поместной Церкви», что вызвало резко негативную реакцию со стороны Русской православной церкви . Фактически на сторону РПЦ в данном вопросе стал Премьер-министр Украины Виктор Янукович .

Украинская православная церковь (Московского патриархата)

Состоявшийся в конце января 2007 года Архиерейский Собор Украинской православной церкви в составе Московского патриархата выразил недоумение относительно предложения президента Украины «сесть за стол переговоров с лжепастырями». Епископы УПЦ (МП) приняли решение о создании комиссии, которая займется приёмом покаянных грамот от представителей Киевского Патриархата, «желающих вернуться в лоно канонической православной Церкви.»

В ответ на решения Архиерейского Собора УПЦ (МП) 29 января 2007 года пресс-центр Киевского патриархата распространил заявление по поводу инициатив относительно восстановления единства украинского православия, в котором, в частности, говорилось: «Такие формулировки условий и форма работы комиссии УПЦ (МП) „по восстановлению единства украинского православия“ сознательно унижают представителей Киевского патриархата как сторону возможного диалога. Представители Киевского патриархата не намерены при посредничестве указанной комиссии „раскаиваться“ или „возвращаться в лоно“ Московского патриархата. В связи с тем, что возможные встречи представителей Киевского патриархата с членами указанной комиссии могут оцениваться как желание „покаяться“ перед Московским патриархатом и „войти в его лоно“, представители Киевского патриархата вынуждены воздержаться от сотрудничества с этой комиссией на подобных условиях.» Тем не менее, Синод УПЦ КП на заседании 28 февраля 2007 благосклонно отнёсся к обращению В. Ющенко относительно возможности диалога с УПЦ Московского Патриархата и легализации неканонической УПЦ КП .

15 апреля 2007 года собор епископов УПЦ КП принял «Историко-каноническую декларацию» - документ, в котором были представлены основные каноны, догмы и исторические основания существования самостоятельного Киевского патриархата. Особое внимание в нём уделено проблеме раскола украинской церкви и отношениям между УПЦ КП и УПЦ (МП).

Украинская автокефальная православная церковь

Переговорный процесс об объединении Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви длится с перерывами с 1995 года . 12-14 июня 2001 года в Стамбуле в резиденции Константинопольского Патриарха прошла встреча участников Смешанной комиссии для изучения путей достижения единства Православной церкви на Украине, в которой приняли участие представители УПЦ КП и УАПЦ, а также митрополит УПЦ в США Константин (Баган) . Участников встречи принял Вселенский Патриарх Варфоломей I , после чего были подписаны договоренности («Συμφωνητικών») о будущем объединении УПЦ КП и УАПЦ в единую церковную структуру .

Переговоры интенсифицировались в период президентства Виктора Ющенко , который сам активно в него включился, пытаясь заручиться поддержкой Вселенского Патриарха Варфоломея I. В этот период была выработана трёхступенчатая схема создания независимой украинской церкви :

  • Первый шаг - объединение УПЦ КП и УАПЦ;
  • Второй шаг - объединённая церковь приобретает канонический статус, войдя во Вселенский патриархат ;
  • Третий шаг - Вселенский патриархат предоставляет ей автокефалию.

Однако, во время визита на Украину Вселенского Патриарха по случаю празднования 1020-летия крещения Киевской Руси , проходившего 25-27 июля 2008 года , представителям украинской власти и УПЦ КП не удалось согласовать с патриархом Варфоломеем условии создания на Украине канонической юрисдикции . В свою очередь, предстоятель УАПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Мефодий (Кудряков) выдвинул первоочередным условием объединения отставку предстоятеля УПЦ КП Филарета (Денисенко) , а УПЦ КП в ответ на данное заявление приостановила 14 ноября 2011 года работу комиссии по ведению переговоров об объединении . Ввиду данных причин 9 февраля 2012 года УАПЦ официально прервала переговорный процесс по объединению двух церквей .

V Поместным собор УАПЦ, проходивший 4-5 июня 2015 года, и совещание Священного синода УПЦ КП, проходившее 12 июня того же года, приняли решение в ближайшее время объединиться в единую Поместную Православную Украинскую Церковь. 8 июня в Киеве состоялось совместное заседание комиссий УПЦ КП и УАПЦ, на котором также присутствовали иерархи Константинопольского патриархата - епископ УПЦ в Канаде Илларион (Рудик) и епископ УПЦ в США Даниил (Зелинский) , уполномоченные Константинопольским патриархатом принять участие во встрече комиссий. Итоговым решением комиссии подтвердили намерение и желание двух церквей в ближайшее время объединиться в единую Поместную Православную Украинскую Церковь , подписи под документом поставили и епископы Константинопольского патриархата .

Украинская грекокатолическая церковь

3 мая 2003 года в Свято-Владимирском кафедральном соборе Украинской православной церкви Киевского патриархата в Киеве Патриарх Филарет (Денисенко) и предстоятель Украинской грекокатолической церкви Верховный архиепископ Киево-Галицкий кардинал Любомир (Гузар) совершили совместный экуменический молебен .

7 мая 2011 года УПЦ КП обнародовала заявление в связи с всплеском спекуляций вокруг сотрудничества Киевского патриархата с УГКЦ, в котором отметила, что сотрудничество УПЦ КП и УГКЦ ведется и в дальнейшем будет вестись исключительно с сохранением верности Киевского патриархата догматам, канонам и вероучению Православной церкви . В данном заявлении внимание акцентировалось на том, что пока Католическая церковь в целом или УГКЦ частности придерживаются латинских догматов, которые отличают её от Православной Церкви, - объединение УПЦ КП и УГКЦ в единую Церковь невозможно. В частности, указывалось на то, что Киевский патриархат не считает возможным евхаристическое единение с УГКЦ, ввиду того, что он твердо и неизменно придерживается догматов православной веры и отвергает те латинские догматические нововведения, которые привели к Великой схизме 1054 года , в числе которых: учение о примате Римского папы , о исхождении Святого Духа от Отца и Сына, а не только от Отца , о непорочном зачатии Девы Марии и прочие .

В ноябре 2012 года глава Украинской грекокатолической церкви Святослав (Шевчук) заявил, что у грекокатоликов «нет сомнения в достоверности» таинства крещения в Киевском патриархате , несмотря на то, что это «православное церковное сообщество» не находится «в полноте общения с мировым православием» .

Константинопольская православная церковь

12 июня 2007 года ІІ Всеукраинский церковно-общественный форум «За Украинскую Поместную Православную Церковь» принял письмо-обращение к главе

МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет Денисенко заявил, что УПЦ КП никогда не вернется в Московский патриархат, а сам он никогда не покается в своих действиях.

"Я хочу заявить Российскому епископату: никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат, потому что мы имеем свое государство. Как они имеют свое государство, так и мы. Возвращения никогда не будет", — сказал он.

По словам Филарета, Архиерейский собор Русской православной церкви неверно истолковал его обращение.

"Примирения не случилось, потому что собор, воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение и на решение вопроса об автокефалии украинской церкви, а на то, что якобы мы хотим вернуться в Московский патриархат. Не мы, а они хотят, чтобы мы вернулись", — сказал он.

Более того — он подчеркнул, что ни за что не покинет свой пост, даже если бы это помогло диалогу об автокефалии.

"От киевской кафедры я не отрекусь до смерти", — сказал Филарет.

Диалог без примирения?

Накануне Архиерейский собор Русской православной церкви, который в эти дни проходит в Москве, принял постановление, в котором изложил просьбу главы самопровозглашенной УПЦ КП о восстановлении молитвенного и евхаристического общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. Собор посчитал это письмо "шагом к преодолению раскола" и создал специальную комиссию для переговоров с Киевским патриархатом.

Филарет пояснил, что обратился к Архиерейскому собору с предложением о примирении ради создания автокефальной украинской православной церкви.

"Мы заинтересованы в автокефалии всей украинской церкви. Ради создания на Украине единой поместной православной церкви мы пошли на это примирение", — сказал он, добавив, что не согласовывал текст обращения с украинскими властями.

По его словам, Киевский партриархат готов создать комиссию и не отказывается от диалога.

"Но от какого диалога? От диалога об автокефалии УПЦ, если такой диалог будет, то мы пойдем на него. Если диалог о возвращении в Московский патриархат, то мы не пойдем на диалог, нам он не нужен", — сказал глава УПЦ КП.

Если же Москва не захочет вести переговоры об автокефалии, то киевский патриархат продолжит диалог с патриархом Константинопольским, добавил глава УПЦ КП.

Инициатива же о примирении исходила от Московской патриархии, утверждает он.

"Причем не прямо из Москвы в Киев, а через Нью-Йорк, через митрополита иностранной российской церкви Илариона", — заявил Филарет.

Ранее председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что обращение Филарета к Архиерейскому собору Русской православной церкви было инициативой "самих авторов письма".

"Мы протягивали руку"

Филарет также заявил, что будет настаивать на принятии закона об особом статусе Украинской православной церкви Московского патриархата, и назвал "обманом" решение Архиерейского собора о том, что центр УПЦ МП расположен в Киеве.

Верховная рада в мае планировала рассмотреть законопроект, который предполагал, что религиозные организации с центром в "стране-агрессоре" (такой статус киевские власти официально присвоили России) смогут назначать митрополитов и епископов только по согласованию с властями. Парламент не стал обсуждать документ из-за недостатка голосов для его принятия.

"Центр этой церкви находится в Москве <…>. Пусть не обманывают народ и Верховную раду, которая сейчас обсуждает закон о свободе совести, где есть статья о церкви, центр которой находится в стране-агрессоре. Они боятся, чтобы не легло пятно на эту церковь", — заявил глава УПЦ КП.

Эти заявления прокомментировал представитель Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Николай Данилевич.

"Смотрю пресс-конференцию Филарета. Уже делаю вывод: "Сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит". Сожалею. Ложь, оправдания, попытки остаться в тренде и т. д. Проблески церковного сознания омрачены мирскими мудрствованиями. Но мы готовы были, протягивали руку, пусть даже в эту руку плюнули, но мы это сделали как христиане. Насильно в рай не затащишь", — написал он на своей странице в