Оформление проекта в доу. Проекты в детском саду: что это такое

Проекты в детском саду — это интеграционный метод, предполагающий использование различных методических приемов, позволяющих глубоко освоить предлагаемую тему. Интеграция — это комбинирование основных методов обучения, которые органично дополняют друг друга и повышают эффективность процесса.

Особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст - самый благодатный период для обучения. Дети впитывают знания об окружающем мире, как губка. В этом возрасте интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения. Поэтому эту особенность надо обязательно использовать. Воспитание должно быть социально значимым. Особое внимание следует уделять нравственному, эстетическому, экологическому направлению. Надо помнить, что нормы, усвоенные детьми в этом возрасте, остаются с ним на всю оставшуюся жизнь. Метод проектов в детском саду призван активизировать работу в данном направлении.

Значение проектной деятельности

Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

Структура проектной деятельности

Проекты в детском саду начинаются с определения темы и ее актуальности, постановки целей, определения предмета и задач проекта. Цель проекта — это расширение знаний детей по определенной теме, формирование навыков у детей, воспитание соответствующих чувств и развитие эмпатии (сопереживания) к окружающему миру. Чувство эмпатии — это сложная психологическая реакция, которая формируется путем личных переживаний на основе жизненного опыта. Участие в проектной деятельности помогает ребенку обогатить свой личный опыт. Предмет выбирается с учетом целей, далее ставятся педагогические задачи, они должны носить конкретный характер и отображать интенсивность педагогического воздействия. Проекты в детском саду имеют четкие сроки выполнения. Определяется круг участников (дети, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования). Итогом становится определенный продукт, который становится отчетом о проделанной работе. Чаще всего это презентация. Самая большая часть — это практическое воплощение целей и задач. Оно осуществляется организацией занятий, чтением художественной литературы, организацией викторин, конкурсов, совместной деятельностью с родителями.

Проект «Семья»

Например, проект «Семья» в детском саду, имеет цель: эмоциональное сближение членов семьи. Предметом становится семья и семейные ценности. Задачами проекта могут быть: воспитание уважения к старшему поколению; привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; привлечение внимания родителей к проблемам нравственного воспитания; воспитание у детей чувства эмпатии к младшим членам семьи и домашним питомцам. Практическая реализация задач возможна в ходе привлечения родителей и детей к благоустройству группы и участка, совместного создания генеалогического древа семьи, проведение открытых занятий, проведения различных акций (например, «Помоги другому», сбор вещей и игрушек для нуждающихся) и так далее. По окончании проекта делается презентация.

С первого дня своей жизни ребенок начинает познавать этот мир. В дошкольном возрасте ребенок постоянно сталкивается с понятиями, которые для него еще совсем неизвестные, новые. Ни для кого не секрет, что дети в четыре – пять лет очень интересуются всем, что их окружает. Но далеко не все ребенок может исследовать сам, и здесь ему на помощь приходит педагог. Воспитатели очень часто прибегают к методу проблемного обучения, который предполагает использование в процессе обучения различных задач, интеллектуальных игр, поиск ответов на интересующие детей вопросы.

Использование интегрированного метода обучения дошкольников является инновационным и очень эффективным подходом. Данный метод позволяет добиться потрясающих результатов в процессе воспитания детей.

Для этого метода обучения свойственно объедение всех занятий одной тематикой. Например, воспитатель решает рассказать детям о домашних животных и их роли в жизни человека. На одном из занятий познавательного цикла он рассказывают о то, какие функции выполняют животные. Затем на занятиях посвященных развитию культурны и духовных ценностей преподаватель отводит отдельное место рассказам о том, как часто встречают образы домашних животных в произведениях писателей, поэтов и художников.

Вариантов того, ка именно преподаватель будет использовать интеграционный подход масса.

Вот лишь некоторые из них:

  • Полная интеграция (данный этап предполагает полное погружение в работу по данному методу)
  • Частичная интеграция (как правило, по этому методу работают на занятиях по литературе)
  • Интеграция на основе единой проблемы, то есть в основе работы лежит определенная тема.

Если детский сад переходи на проектный метод деятельности, то переход необходимо осуществлять плавно, поэтапно. В частности рекомендуется следующая последовательность:

  • Проведение занятий включающих проблемы связанные непосредственно с деятельность детей;
  • Проведение комплекса занятий разбитых на тематические блоки;
  • интеграция:
    − частичная интеграция;
    − полная интеграция;
  • составление метод проектов:
    − форма организации образовательного пространства в детском саду;
    − метод развития творческого мышления у детей.

Планирование в детском саду: что оно в себя включает?

Воспитатель, который готовит проект, должен ссылаться на определенный план. Вот пример одного из таких:

  1. Изучение проблем детей и формирование цели.
  2. Формирование плана по достижению постеленной цели (обязательно обсуждается с родителями).
  3. Сотрудничество со специалистами разных областей для реализации плана достижения цели.
  4. Создание плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Выбор видов деятельности, которые будут включены в план-схему.
  7. Формирование списка «домашних заданий» для самостоятельной работы.
  8. Проведение открытого занятия и презентация проекта.

Темы проектов в детском саду и методы их реализации

Метод планирования может применяться в следующей последовательности:

  1. Целеполагание: зада педагога на данном этапе выбрать для ребенка актуальную проблему и разработать пути ее решения.
  2. Проектирование – разработка плана для достижения поставленной цели:
  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • подбор источников информации по теме;
  • список предметов и оборудования, которое использовалось;
  • какие новые навыки были освоены для достижения поставленной цели.
  1. Выполнение проекта – практическая часть.
  2. Подведение итогов – выбор тем и постановка задач для новых проектов.

Классификация проектов в настоящее время происходит по следующим критериям:

  1. по составу участников;
  2. по задаче;
  3. по тематике;
  4. по срокам выполнения.


Какие бывают типы проектов в детском саду?

Как правило, дошкольные учебные учреждения прибегают к использованию следующих типов проектов:

  1. Исследовательские-творческие проекты: дошкольники экспериментируют, а после результаты работы демонстрируются в детском творчестве.
  2. Ролево-игровые проекты (в данном случае перед детьми ставиться задача и решают они ее путем участия в творческой деятельности, в частности театрализованной деятельности);
  3. Информационно-практико-ориентированные проекты: задача детей – собрать информации об определенном явлении или понятии (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. Творческие проекты в детском саду (финалом такой деятельности стает проведение детского праздника, создание дизайна или «Театральная неделя»).

Приоритетным направлением в развитии личности дошкольника является игровая деятельность. Поскольку именно к ней дети расположены больше всего.

Одна стоит также обратить внимание и на другие виды проектов, а именно на:

  • Комплексные проекты с темами типа «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • Межгрупповые проекты по темам «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • Творческие проекты (темы: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки»).
  • Групповые проекты: «Сказки о любви», «Познай себя».
  • Индивидуальные проекты в детском саду («Я и моя семья», «Генеалогическое древо».
  • Исследовательская деятельность детей по темам «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Особенности проектного метода

Проекты отличают также по продолжительности. Некоторые проекты реализуются за одно занятие, они называются краткосрочными. Другие можно реализовать только за несколько занятий, потому они считаются средними по сроку. Также проекты могут быть длительными и подразумевать полную интеграцию.

Развитие свободной творческой личности дошкольника – вот основная цель проектного метода. Конечно, методы реализации поставленных задач и сформированных планов (да и сами планы и задачи) зависит от многих факторов, однако основные моменты все же остаются общими.

В частности перед данной методикой ставятся такие задачи развития:

  1. Психологическое благополучие и физическое здоровье ребенка;
  2. Развитие у ребенка познавательных способностей;
  3. развитие творческого мышления и воображения;
  4. развитие навыков общения.

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию шаблон проекта для наполнения любым содержанием. Проект давно вошел в систему работы детского сада. Наверное нет ни одного воспитателя, который не использовал хотя бы раз в своей педагогической деятельности этот замечательный метод.

Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.

Название проекта

Описание проекта

Программное содержание:

  • расширить знания детей о …
  • сформировать у детей чувство …
  • формированию убеждения о …
  • воспитывать …
  • расширить знания о …
  • научить …

Актуальность проекта

Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с … , формирование у детей … , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта : …

Предмет проекта : …

Цель проекта : расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства … , формированию …, воспитывать … .

Задачи проекта :

  • ознакомить воспитателей с современной методической литературой по … ;
  • провести цикл занятий и мероприятий по теме;
  • организовать выставку детских рисунков;
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;
  • подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …:
  • провести заключительное мероприятие … .

Термин выполнения : указать сколько недель (месяцев).

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Необходимые материалы : … .

Предполагаемый продукт проекта : мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.

Список литературы: …

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

– ознакомление детей с художественной литературой; – проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− проведение занятий;

− проведение мероприятия;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

− рисование с детьми на … тематику;

− создание и презентация.

– анализ результатов проекта.

План работы

Дата

Участни-ки

Ответст-венные

Подготовительный этап

Пн.

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

Воспитатели старшей группы

Старший воспитатель (методист)

Вт.

Ср.

Чт.

1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. 2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей группы.

4. Подбор репродукций художественных картин на … тематику.

Пт.

1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов ВОВ)

Основной этап

Пн.

1-я половина дня : 1) чтение и обсуждение литературных произведений;

2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику.

2-я половина дня :

1) беседа «Детям о …»;

Дети, родители, воспитатели

Воспитатели старшей группы

Вт.

1-я половина дня : 1) чтение и обсуждение литературных произведений о …;

2) занятие «…».

2-я половина дня :

1) прослушивание песен о …;

2) рассмотрение картин и плакатов.

Дети, воспитатели

Воспитатели старшей группы

Информационное обеспечение проекта

Подробная информация, которая может пригодится при подготовке проекта, при работе с родителями, педагогами и детьми.

Ключевые понятия

Раскрыть основные понятия проекта.

Методическое обеспечение проекта

  • Материалы для проведения бесед
  • Воспитательное мероприятие «…»
  • Ориентировочный план занятия «… »
  • Рекомендации воспитателям и родителям
  • Анкета для родителей «…»

Стихи

Книги детям

Изобразительные произведения для рассмотрения и обсуждения с детьми

Сазонова А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 «Радость» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Подготовила: Багдасарян А.А.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

ТИПЫ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ по составу участников и их объединению: групповой подгрупповой межгрупповой партнерский индивидуальный семейный с привлечением родителей фронтальный по срокам проведения: долгосрочный среднесрочный краткосрочный по видам деятельности: творческий исследовательский комплексный игровой информационный практико-ориентированный

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Содержание проекта 1.Целеполагание (формулировка проблемы) 2.Участники 3.Цель проекта 4.Определение формата и типа проекта 5.Задачи 6. Обеспечение проектной деятельности (методическое, материально-техническое) 7.Предполагаемые итоги реализации проекта, результат 8. Предмет исследования 9.Гипотеза проекта (если ……,то возможна ………) 10. Методы проекта 11. Составление комплексно-тематического плана реализации проекта (стратегия осуществления проекта)

9 слайд

Описание слайда:

МЕТОДЫ ПРОЕКТА НАБЛЮДЕНИЕ СОВМЕСТНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ МОНИТОРИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ-СКАЗКИ, ДРАМАТИЗАЦИИ ПЕСОЧНАЯ И СКАЗКОТЕРАПИЯ ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

10 слайд

Описание слайда:

Этапы разработки и проведения проекта 1. Поисковый этап Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы Вовлечение дошкольников в решение проблемы («детская цель») Планирующий этап Составление плана движения к цели Обсуждение плана работы с родителями воспитанников Обращение за помощью к специалистам ДОУ, родителям (творческий поиск) Изготовление плана-схемы реализации проекта, ознакомление Сбор информации, материалов для реализации проекта при помощи различных средств 3. Основной этап (практический) Организация разнообразной деятельности (игры, праздники, наблюдения,экскурсии, опыты,творческие задания и др.) Домашние задания родителям и детям Самостоятельные творческие работы: поделки,рисунки, альбомы,выпуск газет,выставка плакатов и пр., подбор материалов.

11 слайд

Описание слайда:

4. Заключительный этап (итоговый) Организация презентации проекта через различные формы (праздники, открытые мероприятия для родителей, выставки, составление книг, альбомов и др. Выдвижение новых проблем, идей. Подведение итогов (обобщение опыта педагогов через различные формы)

12 слайд

Описание слайда:

Формирование ключевых компетентностей в процессе реализации проекта ЭТАПЫ: I этап: вводно-ознакомительный, поисковый – сбор информации Информационная компетентность: умение получать информацию, использовать разные источники информации, задавать вопросы на интересующую тему, вживание в игровую ситуацию. Технологическая компетентность: умение ориентироваться в новой, нестандартной ситуации, выбрать, какими способами будем решать проблему-(прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать…) Социально-коммуникативная компетентность: развивать умения получать необходимую информацию при общении, выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения. II этап: планирующий Технологическая компетентность: умение планировать этапы деятельности (с чего начнем, что для этого необходимо., как это будем делать); умение понимать инструкцию и алгоритм деятельности. Планировать, где и у кого получить конкретную информацию., как зафиксировать результаты деятельности. Социально-коммуникативная компетентность: развивать умения получать необходимую информацию при общении, выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступать, выбирать, убеждать, приходить к общему решению.. Информационная компетентность: умение искать и подбирать различные материалы для планируемой практической деятельности, поиск необходимых источников информации.

13 слайд

Описание слайда:

III этап: реализационный -практический Социально-коммуникативная компетентность: умение защищать свою гипотезу, идею, умение общаться и вести диалог не только со сверстниками,но и взрослыми; умение обращаться за помощью и принимать помощь,если она необходима; выслушивать и не перебивать другого, соотносить свои желания с интересами других Информационная компетентность: умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности по проекту, умение оценивать социальные привычки, связанные с проблемой(экология города, деятельность человека и др.) Технологическая компетентность: умение принимать решения, применять полученные знания, умение организовать рабочее место, доводить начатое дело до конца, умения вносить изменения,дополнения, делать выводы. IV этап: заключительный-презентационный Социально-коммуникативная компетентность: умение договариваться, кто о чем сообщает, как разместить материалы, умение распределять обязанности, приглашение гостей-детей из других групп на защиту проекта. Технологическая компетентность: умение рассказывать по плану, делать выводы. V этап: заключительный –контрольный Технологическая компетентность: умение выдвигать новую проблему, ставить новую цель.

Проектная деятельность в ДОУ. Педагогические технологии в ДОУ. Метод проектов в ДОУ. Исследовательские проекты в ДОУ. Проектная технология в ДОУ. Организация проектной деятельности в ДОУ. Проектный метод в деятельности ДОУ. Технология метода проектов в ДОУ. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.

Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в ДОУ. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ. Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. Методы арт-терапии в образовательном процессе ДОУ. Михайлова Т. В. учитель технологии МБОУ «СОШ №2 им. Проектная деятельность в младшей группе «Снеговик».

Личностно-ориентированные технологии обучения проектная деятельность в ДОУ. Проектное обучение в начальной, преемственность в средней школе и пропедевтика в ДОУ. Педагогический совет «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология». Педагогический проект: адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги».

Проект по созданию условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» с педагогами ДОУ №96 «Путь к здоровью». Проект деятельности ресурсного центра ДОУ МСО «Реализации ФГТ средствами технологии «Ситуация» на технологическом уровне деятельностного метода Л.Г. Петерсон в условиях сетевого взаимодействия ДОУ МСО».

Под методической работой сегодня понимается особый вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых коллективом образовательного учреждения, в целях овладения методами и приемами уче. Проект в доу на жуков. Материалы для трудовой деятельности в доу.