Общая характеристика рассказа старуха изергиль. «Старуха Изергиль» главные герои

Меню статьи:

Произведения Максима Горького всегда пользовались популярностью у читателей. Необычное описание самых неприглядных моментов в жизни людей, сочетание не сочетаемых на первый взгляд вещей и рассказов в повествовании всегда привлекали аудиторию. Рассказ «Старуха Изергиль» – один из самых колоритных и в творчестве Максима Горького, и в русской литературе в целом.

История написания и публикации

Начало рассказ берет в далеком 1894 году, письмо Горького, адресованное В.Г. Короленко (сотрудник редакции «Русские ведомости») в октябре этого года содержит информацию о написании этого произведения. С публикацией рассказа Горький немного повременил, он увидел свет в апреле 1895-го в «Самарской газете». Текст рассказа был разбит на три части и опубликован в 80, 86 и 89 номерах издания.

Структура рассказа

«Старуху Изергиль» условно можно разделить на три части. Первая – легенда о Ларре, вторая – история жизни самой Изергиль, а третья часть посвящена легенде о Данко.

В каждой части можно выделить свой девиз. Он не выделен четко в тексте, герои его никогда не оглашают, но исходя из их поступков и жизненных ситуаций, легко выделить такую жизненную позицию.

Легенда о Ларре

Это история о молодом юноше, который понес жестокое наказание за свою гордыню. В одном селении орел украл девушку – молодые люди кинулись ей на помощь, но помочь не смогли – птица унесла свою жертву. Спустя несколько лет уже состарившаяся украденная девушка вернулась в родное селение, с ней был молодой юноша. Как оказалось, орел жил с женщиной как с женой и у них родился сын. После смерти орла, женщина вернулась домой. Молодой юноша вел себя очень надменно, чем вызвал неодобрение. Его решили изгнать.

Ларра пытается обнять девушку, но та его отвергла. Сын орла жестоко убил отказавшую ему девушку. Люди связывают его и решают наказать страшным образом – он будет вечно жить и не сможет умереть, но его жизненный путь будет всегда помечен клеймом одиночества.

Они дают ему имя Ларра, что значит «отверженный». Сначала Ларра радуется – это наказание кажется ему пустяковым. Он радуется своей свободе и делает, что пожелает. По истечению некоторого времени Ларра устает от одиночества, он хочет умереть, но люди, поняв его намерение, смеются над ним и не причиняют ему ни малейшего вреда – теперь Ларра ощутил всю тяжесть его наказания. Ему предначертано вечно влачить свое жалкое существование.

Ларра наделен необычной психологией, которая сродни с психотипом героев – он считает, что независим от других людей именно этот факт позволит ему реализовать себя в роли полубога. В глазах же других людей он эгоист и невежда, который не знает и не желает знать как себя вести.

Жизнь Ларры после наказания похожа на старость любого старика – он медленно и уверенно выпал из общества, растаял незаметно для окружающих и самого себя.

Эта часть рассказа носит в себе обличение эгоистичности. На основе жизни Ларры можно сделать вывод – жизнь дана, чтобы получить личное удовольствие вне общества, мнение и потребности окружающих при этом не важны.

История жизни Изергиль

Старуха Изергиль – необычный персонаж. В рассказе мы видим ее старухой, но при этом она далека от классических пожилых людей. Несмотря на возраст, она еще помнит, что такое молодость и страсть. В ее жизни было много любовников. Изергиль не стыдится, но и не делает из этого повод для гордости – она рассказывает об этом как о фактах, не давая никаких оценочных характеристик.

Для Изергиль важно жить в обществе, но при этом руководствоваться личными желаниями. В первую очередь необходимо думать о себе и личном счастье, но и не идти вразрез с обществом. Для Изергиль, окружающие – способ достичь счастья и гармонии.

Легенда о Данко

Образ Данко возник в творчестве Горького после путешествий по территории Молдавии. Георг Богача в своем исследовании «Горький и молдавский фольклор» утверждает, что имя Данко было взято из цыганского языка и обозначает «младший сын».

Жизненный путь Данко заключается в следующем событии: когда-то жило на равнине одно племя, но случилось несчастье – пришло другое племя и прогнало бывших владельцев с насиженных мест.

Племени ничего другого не оставалось, как продолжить свою жизнь в дремучем лесу, полном болот. Ситуацию вызывается спасти Данко – он говорит, что проведет всех на другое место. Все соглашаются идти за Данко через лес. В начале люди полны оптимизма и решительности, но лес оказался слишком длинным, сомнения о том, что они заблудились все чаще и чаще посещают умы людей. Со временем предположение выливается в негодование.

Люди решились убить Данко, но не успели осуществить это намерение – Данко вырвал сердце из своей груди и пошел вперед – через несколько шагов он вышел в степь. Люди обрадовались новому месту жительства, а смерть Данко не заметили. И только один человек, из страха, наступил на его сердце – оно разлетелось множеством искр.

Прототипом для создания этого образа стал герой древнегреческих мифов – Прометей, который подарил людям огонь. Отношение к формированию этого образа имеет и поэт Август Стриндберг. О взаимосвязи поэта и литературного героя сказал сам Горький. Автор объяснил такое сродство стремлением вывести людей из темного леса. В случае Данко, в прямом смысле, в случае со Стриндбергом – переносное – его литературные работы стали катализатором для развития общества.

История Данко диаметрально противоположна по своей сути легенде о Ларре. Данко – альтруист, ему чуждо чувство эгоизма. Общественное начало важнее личного – это девиз Данко. Смерть Данко – красива и впечатлительна. Он умер в рассвете сил, молодым и прекрасным юношей.

В чем заключается связь частей рассказа

Вначале кажется, что все три истории никак не связаны друг с другом, но это не так. С их помощью Горький пытается докопаться до сути – узнать, в чем заключается смысл жизни.

Вначале автор рассматривает ситуацию, при которой действующий персонаж ориентируется только на личные потребности, полностью игнорируя желания других людей, общепринятые правила. Ларра не обретает счастья – значит этот путь ложный.

Легенда о Данко – полный антипод истории Ларры. Данко игнорирует личные желания и потребности – жертвует собой ради блага других. Окружающие не ценят его поступков – они стремительно забывают о его подвиге. Приходим к выводу – альтруизм тоже не является панацеей. Он губительно действует на людей. И эгоист, и альтруист всегда одиноки – у них нет другого выхода, они всегда будут непонятны и чужды обществу.

Изергиль в неком роде связующее звено между Данко и Ларрой. Дело здесь не только том, что она повествователь этих двух историй, а и в том, что ее образ является сродным по функциям с Бабой Ягой – глашатаем смерти (она даже имеет внешнее сходство с этим персонажем) – старуха восхищается людьми, в которых нет страха перед смертью. Именно критерий готовности умереть становиться определяющим для оценки личности в глазах Изергиль. Кроме того, старуха представляет собой олицетворение мифа. Она напоминание о реальности некоторых фактов легенд и мифов, позабытых людьми и перенесенных на поприще ирреального мира.

Меню статьи:

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил. Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно. Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого. Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

4.7 (93.33%) 6 votes

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы. Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений. Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Краткий анализ

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года. Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность. Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

Тема

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия. Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот. Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем. Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.Каждого из героев произведения касается и тема любви. Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Жанр

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

Рассказ «Старуха Изергиль» изучается учениками в 11 классе средней школы.

Для знакомства с сюжетом, основной идеей, персонажами, подойдет краткое содержание произведения, представленное ниже.

Максим Горький «Старуха Изергиль» — история создания

Путешествие Горького по Бессарабии в 1891-м году не прошло даром, именно здесь у автора возник замысел рассказа, который впоследствии дополнил романтический цикл работ писателя.

Максим Горький (1868-1936)

Горький хотел создать текст, который отразил бы всю противоречивость человеческого существа, борьбу в нем низости и возвышенности.

4 года Максим Горький трудился над этой идеей, и в итоге, в 1895 году, в свет вышел рассказ «Старуха Изергиль». Он был опубликован в «Самарской газете» и сразу же получил восторженные отзывы читателей.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим на главные действующие лица:

  1. Данко – герой-романтик, отличился большой и безответной любовью ко всему человечеству. Общество не поняло его, не осознало его поступков. Прообразом Данко можно назвать Иисуса Христа, Он тоже добровольно пожертвовал собой ради спасения людей и погиб мученической смертью. Данко осознавал, что только он один сможет спасти этих «заблудших овец», уберечь их от погибели. Горький создал своего героя храбрым, бесстрашным, бескорыстным воином, способным на любые жертвы ради других людей.
  2. Ларра – человек-зверь. Он не уважал чужие нормы морали, игнорировал традиции и принципы, за что и поплатился. Ларра возомнил себя выше других и забрал то, что ему не принадлежало. Горький изобразил героя гордым, жестоким, эгоистичным человеком, имеющим красивую внешность, но пустую, черствую душу.
  3. Старуха Изергиль – женщина, привыкшая слушать голос сердца, а не разума. Ею всю жизнь управляла жгучая, не обременяющая заботами и нравственными принципами страсть. Однако любовные приключения не принесли Изергиль успеха. Она, равнодушно помыкая людьми, так и не смогла познать истинную, настоящую любовь. Ее молодость была яркой, запоминающейся, но вместе с тем пустой и бесцельной. В старости Изергиль осталась одна, без семьи. Старухе осталось только иронизировать, называя себя «кукушкой», и жалеть об упущенных возможностях.

Второстепенные персонажи

Их несколько и они тоже важны:

  1. Рыбак с Прута – красивый юноша, которого в 15 лет полюбила Изергиль. Он был казнен за преступление. Перед смертью этот загорелый, гибкий, молодой, нежный парень плакал, не желая прощаться с жизнью.
  2. Богатый турок – старик, который забрал молодую героиню к себе в гарем. Турок часто молился, а взгляд его чистых глаз был способен проникать прямо в душу.
  3. Аркадак – подлый, смешной мадьяр, который смог покорить главную героиню. Ради него она пожертвовала собой, а потом бросила.

Пересказ поможет не только ознакомиться с произведением, но и вспомнить имена героев, основные события, мотивы поступков, освежить в памяти сюжет.

Глава 1

Рассказчик сидел в тени большого дерева и смотрел на работу молдаван. Вечером они отправились на море, а рассказчик сел к старухе Изергиль. Тень проплывающих облаков упала на землю, и старая женщина вспомнила легенду о Ларре.

Когда-то за морем процветала богатая страна с могучим племенем. Люди охотились и часто пировали. Однажды их пир прервал могучий орел, прилетевший и забравший с собой одну из девушек.

Всем племенем искали ее, но найти не смогли. Прошло 20 лет, девушка неожиданно вернулась, когда все уже про нее забыли.

Женщина вернулась не одна, а с красивым, сильным юношей. Это был ее сын, которого она родила от могучего орла. Когда орел состарился, стал слабым, немощным, то бросился вниз со скалы и разбился. Женщина смогла вернуться к своему родному племени.

Взгляд юноши, холодный, злой и гордый, не понравился людям. Гость не принимал чужих законов, не почитал старейшин, разговаривал с ними на равных. Племя не приняло его и захотело прогнать. Тогда юнец захотел сделать своею дочь одного из старейшин, он обнял девушку, а та, побоявшись гнева отца, оттолкнула его.

Гордый сын орла разозлился, ударил бедняжку и наступил ей на грудь. Девушка умерла. Вокруг столпились люди, они связали сына орла и начали придумывать ему достойное наказание. Но обычной смерти было недостаточно. Тогда старый мудрец вынес вердикт: люди не станут наказывать юношу, он сам накажет себя своим эгоизмом, равнодушием и гордостью.

Племя отпустило сына орла, и тот начал скитаться по всему свету. Наказание было в нем самом, юноша обрек себя на страшные муки одиночества. Его прозвали Ларрой, что означало «отверженный».

Юноша стал бессмертным, но утратил вкус жизни. Ларра пришел однажды к людям и не стал защищаться, когда они напали на него. Чувство одиночества сделалось совершенно невыносимым, и он хотел умереть. Однако люди, поняв это, не тронули его, не облегчили участь Ларры. Тогда отверженный стал биться головой о землю, но сама земля отодвигалась от юноши, не желая его принять.

До сих пор гордый сын орла скитается по земле, превратившись в тень. Вот так человек получил наказание за свою гордость.

Глава 2

Молдаване начали петь. Рассказчика поразило их красивое пение, так могли петь лишь люди, любившие саму жизнь. Старуха Изергиль тоже, слушая пение, вспомнила свою молодость.

Когда ей было 15 лет, она влюбилась в местного рыбака. Днем девушка работала, ткала ковры, а ночью сбегала к любимому. Но рыбак, который мог только целоваться и петь, вскоре надоел своенравной девушке.

Старуха Изергиль вспомнила и про турка, который заметил девушку на рынке и захотел забрать ее в свой гарем. Но героиня быстро заскучала в гареме и сбежала оттуда вместе с его сыном.

Одна женщина захотела отомстить Изергиль за своего мужа и ранила ее. Добрая монашенка вылечила девушку, поставила на ноги. А Изергиль, выздоровев, сбежала вместе с ее братом. Она часто терпела обиды от своего нового любовника, и во время очередной ссоры толкнула его в реку.

Когда девушка жила в Кракове, она влюбилась в молодого шляхтича. Изергиль соблазнила его, и шляхтич начал добиваться расположения девушки. Но, овладев ею, он тут же ее бросил. В этот момент Изергиль поняла, что постарела.

Шляхтич отправился воевать с русскими и оказался в плену. Изергиль хотела увидеть его. Она, рискуя собой, задушила часового и выпустила из плена шляхтича и его друзей. Любимый хотел отблагодарить ее. Однако Изергиль хотелось настоящих чувств, а не любви из-за благодарности. Женщина оттолкнула его и ушла.

Изергиль стало необходимо создать свою семью, дом, так как она уже состарилась, потеряла былую красоту.

Закончив рассказ, старуха увидела вспыхивающие в степи голубые искорки. Она поведала автору, что это искры от пылающего сердца храброго Данко.

Глава 3

Очень давно жил на свете смелый, веселый народ. Непроходимая лесная глушь окружала его, и, когда к этому народу пришли новые племена, людям пришлось спрятаться в глубине леса. Там их окружили болото и пугающая тьма.

Вражеское племя не выпускало бедных людей из зловещей чащи. Веселый народ не мог умереть, сражаясь за свой дом, потому что тогда их заветы погибли бы вместе с ними.

Данко, молодой, храбрый, красивый юноша, решил спасти всех. Он слишком сильно любил свой народ, поэтому вырвал из груди пылающее любовью сердце и осветил людям путь.

Храбрец вывел их из чащи, и когда люди увидели степь, рассмеялся, упал на землю и умер.

Неблагодарный народ, возрадовавшись, не заметил этого, а один человек наступил на все еще горящее сердце Данко ногой и раздавил его. Сердце рассыпалось и угасло, лишь искры остались от него, которые до сих пор можно увидеть перед наступлением темноты.

Старуха Изергиль замолчала, погрузившись в дрему. В степи стало темно и тихо.

Анализ произведения «Старуха Изергиль»

Жанр произведения — рассказ, а не повесть, потому что имеет три части, взаимосвязанные между собой.

Литературное направление – романтизм, воспевающий исключительного героя в необычных обстоятельствах.

Почему рассказ назван «Старуха Изергиль»? Потому что главной героиней в нем является старуха Изергиль, и именно она рассказывает автору все три истории. Легенды раскрывают судьбу Изергиль, ее идеалы и жизненную позицию.

Героиня частично оказывается похожей на Ларру, потому что высоко ценит свободу, и частично похожа на Данко, потому что она показала себя как храбрая женщина.

В оригинале в книге всего 20 страниц, потому прочитайте его в том виде, который оставил после себя Максим Горький.

Заключение

Сколько лет было старухе Изергиль на момент встречи с рассказчиком? Это была старая 70-ти летняя женщина, отжившая свой век и не нажившая ничего, кроме тяжелого груза воспоминаний.

В молодости Изергиль выделяла красивая внешность, ее все обожали, и она влюблялась очень часто. В список людей, в которых влюблялась девушка, входят богатые, бедные, старые и молодые.

Но, постарев, героиня поняла, что настоящая любовь прошла мимо нее, а все, что она испытывала, было лишь страстью.

Критика холодно приняла это произведение, но современники с восхищением перечитывали рассказ Горького. Произведение, представленное в сокращенном виде, поможет школьникам освоить данный материал в короткие сроки. Пересказ можно записать в читательский дневник и использовать его на уроках.

«Старуха Изергиль» Горького М.Ю.

В ранний период творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. Этот принцип сохранен был и в рассказе «Макар Чудра», таким же образом построена и «Старуха Изергиль» .

Однако композиция этого произведения сложнее. Даже сам Горький говорил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Повествование много видевшей на своем веку Изергиль, старой цыганки, можно разделить на три главы: легенда о сыне орла Ларре, рассказ цыганки о своей долгой жизни и легенда о Данко. При этом все три части образуют единый текст, проникнутый общей идеей - желанием автора понять истинную ценность жизни человека.

Так как представление о жизни весьма романтично, в романтическом ореоле предстает и сама героиня рассказа «Старуха Изергиль». Только в приморском, ночном, таинственном пейзаже она может по-настоящему проявить себя. А в героях ее легенд - Данко и Ларре - воплощены образцы «одной, но пламенной страсти» : в Ларре - крайнего индивидуализма, а в Данко - высшей степени самопожертвования из любви к людям. Таким образом, они раскрывают две противоположные ипостаси жизни.

В чем же смысл этой антитезы ? Ларра - гордец, не любивший никого, кроме себя. Недаром он похож на дикого зверя: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу» . Этот сын орла и простой женщины не имел сердца: когда он хотел вонзить себе в сердце нож, тот сломался, «точно в камень ударили им» . По сути, в образе этого героя воплощена античеловеческая сущность. Конечно, мотивировка его характера обусловлена тем, что он был сыном орла, а орел - гордая птица, символизирующая всегда идеал воли и силы. На этом основании Ларра считал себя не просто выше остальных людей - он был уверен, что ему все позволено, а для него дороже всего была личная свобода.

Данко же - воплощение неиссякаемой любви к тем, кто обвиняет его же во всех бедах. Одно желание двигало юношей - вытеснить из сердца страх перед темной чащей, откуда смотрело на людей «что-то страшное, темное и холодное» . Сердце Данко, которое он вырвал из своей груди, загорелось, чтобы рассеять темноту, и лесную, и душевную. Однако оно догорело, но никто этого не заметил, и только один«осторожный человек» увидел это и наступил «на гордое сердце ногой» . Что же испугало столь осторожного человека? Возможно, боязнь того, что подвиг Данко мог воодушевить новых молодых людей в их постоянном стремлении к свободе.

Старинные легенды поучительны, и старуха Изергиль своим скрипучим голосом, который звучал так, «как будто это роптали все забытые века» , передает их юному поколению. В круг повествований включается и ее рассказ о своей молодости.

Образ старой цыганки до конца неясен, даже противоречив. Красавица Изергиль была воплощением стихийного вольнолюбия. Она жила ярко, наслаждалась своей юностью, красотой и беспечностью. Она не желала быть ничьей рабой и жила, ни о ком не заботясь. Однако, встречая на пути свободолюбивых людей, она стала понимать героизм: изрубленный в сражениях поляк оказался ей милее, чем богатый пан. А когда она полюбила по-настоящему, даже оказалась способной на самоотверженный поступок - спасла из плена любимого Артадэка. Когда же тот предложил свою любовь в благодарность за спасение, она отказалась, ведь подневольная любовь ей не нужна. Так ее наблюдения за жизнью привели Изергиль к выводу о том, что«красивые всегда смелы» , а «в жизни всегда есть место подвигам» .

Действие легенд происходит в хронологически неопределенной глубокой древности - как будто перед началом истории, во времена хаоса. Но есть в настоящем времени, времени старухи Изергиль, следы, связанные с той фантастической эпохой. Отвергнувшего людей Ларру напоминает теперь темная тень, заметная лишь рассказчице. А о подвиге Данко, пожертвовавшего своей жизнью ради людей, сохранилась долгая память: перед приближающейся в степи грозою как будто вспыхивали голубоватые искры его горящего, но растоптанного сердца.