Клиентом любой вид доставки будет. Как привлечь инвестиции на открытие службы по доставке? Когда доставка товаров по России не имеет смысла
Прежде чем настроить методы доставки в магазине необходимо определиться с регионом продаж:
- если Вы работаете только в одном регионе, то Вам будет достаточно курьерской доставки товаров магазина и самовывоз.
- если Вы работаете в нескольких регионах, то необходимо реализовать доставку с помощью служб доставки (например, PickPoint, Boxberry, DPD) через определенные сервисы доставки.
Для организаци курьерской доставки и самовывоза:
- Доставка в зависимости от стоимости доставки каждого товара
Для организации доставки с помощью служб доставки (PickPoint, Boxberry, DPD, EMS Почта России, Почта России).
Самовывоз
Самовывоз - это такой способ получения заказа из интернет-магазина, при котором покупатель забирает товар непосредственно в офисе интернет-магазина, на складе или в определенном пункте выдачи заказов.
Бесплатная доставка
Бесплатная доставка в настоящее время весьма распространена в качестве некоторого маркетингового хода для увеличения продаж.
Для некоторых продавцов бесплатная доставка — необходимость, конкурентное преимущество.
Инструкция по настройке данного способа доставки доступна .
Фиксированная стоимость доставки
Данный способ доставки дает практически те же преимущества, что и бесплатная доставка.
Покупатель точно знает, сколько ему придется платить за доставку, ему не нужно разбираться в условиях доставки.
Инструкция по настройке данного способа доставки доступна .
Доставка в зависимости от веса
Часто возникает потребность внести в доставку товаров критерии стоимости доставки в зависимости от веса товара.
Для этого в панели администрирования можно добавить новый метод.
В этом случае формирование цен на доставку будет исходить из общего веса заказа. Например, Вы можете определить стоимость доставки в размере 300 руб. за любой заказ весом от 2 до 3 кг.
Однако перед тем, как принять решение об использовании именно этой стратегии, стоит убедиться, что стоимость доставки любого товарной позиции зависит от его веса.
Инструкция по настройке данного способа доставки доступна .
Доставка в зависимости от веса и расстояния
Нередко возникает потребность внести в доставку товаров критерии стоимости доставки в зависимости от веса товара и расстояния до места доставки товара.
Инструкция по настройке данного способа доставки доступна .
Доставка в зависимости от стоимости заказа
Данный способ доставки предполагает, что цена доставки будет зависеть от того, какой именно товар покупатель приобрел в Вашем интернет-магазине. Этот способ доставки позволяет варьировать стоимость доставки в зависимости от того, какой именно заказ сделал покупатель.
В этом случае стоимость доставки в Вашем интернет-магазине будет каждый раз отличаться.
Инструкция по настройке данного способа доставки доступна .
Доставка в зависимости от стоимости доставки каждого товара
Данный способ доставки удобен, если возникает потребность внести в доставку товаров критерий стоимости доставки в зависимости от стоимости доставки каждого товара. На такой случай в панели администрирования можно добавить метод по инструкции .
Доставка в зависимости от количества товаров
Данный способ доставки так же является своеобразным маркетинговым шагом, который стимулирует клиентов приобретать как можно больше товаров, так как от количества товаров в заказе напрямую зависит стоимость доставки.
Инструкция по настройке данного способа доставки доступна .
Пункты выдачи
Не менее популярен и этот способ доставки с такими преимуществом, что клиент может выбрать пункт выдачи, который наиболее близко к нему расположен, чем ехать в имеющийся один офис, допустим, на другой конец города.
Инструкция по настройке данного способа доставки доступна .
Сравнение пунктов выдачи и постаматов
Пункты выдачи заказов интернет-магазинов
- один из самых популярных видов доставки покупок.
Условно сервис, предоставляющий выдачу товаров, напоминает сеть обычных почтовых отделений, которые работают напрямую с клиентом, доставляя посылки в необходимом направлении.
Воспользовавшись услугами сервиса, вы получаете возможность отправить заказ непосредственно в точку выдачи в любой город. А у вашего клиента будет выбор - забрать отправление самому или заказать доставку курьером.
Благодаря тому, что услуги данного сервиса приобретают все большую популярность, количество пунктов выдачи постоянно растет. В крупнейших городах страны открываются сети отделений для более комфортного получения товара, а список охваченных населенных пунктов увеличивается ежедневно.
Один из наиболее популярных пунктов выдачи заказов - Boxberry, который предоставляет весь цикл услуг по доставке заказов для интернет-магазинов: от забора со склада магазина до вручения конечному получателю в отделении Boxberry или курьером. Подробную информацию можете получить на официальном сайте Boxberry.
eDost , Яндекс.Доставка .
Постамат (от англ. слова Post и «Автомат», что в слиянии образует «Постамат») - автоматизированный терминал выдачи отправлений, куда доставляется заказ из Интернет-магазина или по каталогу покупателю. Далее получатель самостоятельно забирает заказ в удобное время, следуя инструкциям в меню терминала.
Основная услуга - доставка заказов, сделанных в Интернет-магазинах и по каталогам, в автоматизированные терминалы выдачи отправлений - Постаматы.
Покупатель самостоятельно в удобное время приходит к Постамату, вводит индивидуальный код открытия ячейки, оплачивает заказ наличными или картой и забирает его.
Один из наиболее популярных постаматов - PickPoint. Подробную информацию можете получить на официальном сайте PickPoint.
Подключить данную службу доставки можно через сервисы eDost , Яндекс.Доставка .
Описание сервисов доставки
EMS Почта России (Служба доставки)/Почта России
Сегодня услуги по доставке товаров предлагают десятки различных компаний.
Имеется возможность организовать доставку с помощью Почты России и EMS Почты России.
Плюс в том, что посылки можно отправить в любой населенный пункт России и за рубеж. Стоимость отправлений ниже, чем у других служб.
Минусы известны всем - это длительный срок доставки и большая загруженность в новогодние праздники, из-за чего посылки, отправленные в декабре-январе, могут идти до адресата несколько месяцев.
В любом случае, можно иметь такой вариант доставки в своем магазине для тех клиентов, которым не важны сроки доставки, а вот невысокая цена услуги имеет значение. И, конечно, если вы планируете работать с небольшими и отдаленными населенными пунктами, без Почты России вам не обойтись.
Международная доставка Почтой России занимает в среднем от 20 дней до 1,5 месяцев.
Дополнительная услуга от Почты России - доставка EMS.
Преимущества: посылки доставляются в любые точки страны и мира, сроки доставки значительно меньше.
Минусы EMS: заявленные сроки доставки выдерживаются далеко не всегда, а в новогодние праздники растягиваются до 2-3 недель. Максимальный вес посылок - 31,5 кг, для крупногабаритных товаров эта служба не подходит.
Инструкция по подключению службы доставки доступна .
Удобнее всего предлагать сразу несколько вариантов доставки, чтобы заказчик мог сравнить стоимость и условия. Для этого в магазинах AdVantShop можно подключить сервис eDost , который рассчитывает и сравнивает предложения 15 основных служб доставки, действующих в России.
СДЭК (Служба доставки)
Компания "СДЭК" предлагает комплекс логистических услуг по доставке товаров для интернет-магазинов и других компаний дистанционной торговли. СДЭК обладает ресурсами для быстрой и качественной доставки по всей территории России. Логистический центр СДЭКа берет на себя всю работу: принимает товар, доставляет его оптимальным для клиента способом, принимает наложенный платеж и перечисляет плату за товар на Ваш счет.
Платформа интернет-магазина AdvantShop уже интегрирована с агрегатором доставки "СДЭК". Вам нужно только осуществить его подключение в административной части Вашего магазина.Новая Почта (Украина)
Сеть "Новая почта" состоит из более чем 2300 отделений, более 1400 почтоматов для выдачи/приема посылок и 37 сортировочно-перегрузочных терминалов. География сети "Новая почта" в Украине охватывает почти 1000 городов и сел. Кроме доставки в отделения, компания осуществляет адресную доставку в более чем 28 000 населенных пунктов.
Подробная информация доступна по ссылке .
Boxberry
Boxberry - служба доставки для интернет-магазинов и частных лиц. Подробнее о методе и его настройках на сайте можно ознакомиться
Итак, подведем итоги. Основные правила выбора службы доставки:
1. Если вы продаете дорогие, хрупкие товары, или товары, нуждающиеся в срочной доставке, предложите покупателю несколько вариантов экспресс-доставки. Как правило, в стоимость такой услуги включено и страхование отправления. Для доставки таких товаров по городу можно также использовать курьерские службы, они обеспечат доставку и сохранность товара, заказанного в интернет магазине.
2. Для недорогих и непортящихся товаров основным способом доставки будет Почта России (как самый дешевый вариант).
3. Если вы продаете подарки, сувениры, аксессуары для праздников, предлагайте службы экспресс-доставки, помимо Почты России и EMS. Ведь в таких случаях важно успеть к назначенному сроку, и клиенты готовы оплатить дорогую, но быструю доставку.
4. Если вы планируете продавать товары за рубеж (в том числе, в страны СНГ), предлагайте доставку от нескольких операторов. Международные отправления обычной почтой доставляются около месяца, а это устроит далеко не каждого заказчика.
5. Для крупногабаритных товаров потребуются услуги грузоперевозки. Калькулятор грузоперевозок доступен в сайт через сервис eDOST
Быстрая и качественная служба доставки очень важна для репутации магазина. Если покупатель останется недоволен сервисом, он вряд ли захочет заказать повторно. Поэтому о вариантах и способах организации быстрой и качественной доставки товара из интернет магазина читайте здесь. На вашем сайте также не должно возникать проблем с выбором способа доставки, для этого данные сервисы должны быть уже интегрированы в движок. В профессиональных платформах данный модуль, как правило, уже предустановлен. Как вариант, приобретайте готовый интернет магазин , он уже заточен под быстрый запуск без дополнительных настроек и программирования.
Всем привет! Я надеюсь данная статья поможет решить вопрос, связанный с доставкой товара в вашем интернет-магазине до покупателя.
Я расскажу только про те способы, которыми пользуюсь сам и работу которых я знаю изнутри. Кто не знает, я занимаюсь 😉
Доставка курьером по своему городу
Данный способ отлично подходит для начинающих предпринимателей. Если у Вас есть клиент из Вашего города, Вы сможете самостоятельно доставить ему заказ. Плюсы такого способа очевидны:
- Быстрый возврат средств;
- Дополнительный заработок на платной доставке.
Основной минус данного способа, это временные затраты.
Я провожу курс по продаже товаров с одностраничников с минимальными вложениями и один из учеников — Вардан, решил эту проблему просто, нанял своего курьера. Но здесь важно учесть, чтобы курьер был адекватным человеком и не исчез с Вашими деньгами.
Доставка почтой России
Данным способом пользуются все интернет-магазины, так как почта России имеет обширную географию, и можно доставить товар за небольшие деньги в любой уголок России. И это основной её плюс.
Почта России отлично подойдёт для тех, кто только начинает первые шаги в интернет-продажах. Для работы с ней не нужно ИП или ООО, можно работать как физ.лицо и получать деньги за товар в почтовом отделении.
Кроме того, почта России имеет интеграцию с различными CRM-системами и другими сервисами, которые позволяют сэкономить время и деньги. Например, я пользуюсь RetailCRM в которой настроена интеграция с почтой России. Благодаря этому, все необходимые бланки для отправки посылки я печатаю сразу из CRM, кроме этого происходит автоматическая смена статусов заказа, благодаря этому не нужно тратить время, на ручную проверку заказов.
Так же огромным плюсом является возможность и настройки смс-оповещений и автоматических звонков, которые будут напоминать покупателю о его заказе, что способствует хорошему выкупу посылок.
Рис 1 — печать почтовых бланков из CRM:
Рис 2 — Автоматическая смена статусов в CRM, в соответствии со статусом трека на почте:
Рис 3 — Автоматическое подтягивание статуса трека в CRM:
Но у почты России есть и свои минусы:
- Долгая доставка.
- Покупатели из крупных городов не любят заказывать почтой, а предпочитают курьерскую доставку или доставку в ПВЗ.
- Есть вероятность того, что или заказ или деньги от покупателя могут потеряться по пути. Можно написать заявление на розыск и Вам вернут сумму объявленной ценности через 60 дней, если не найдут где Ваш заказ или почтовый перевод.
- Ну и самое главное, это большие очереди. Много времени уходит чтобы отправить заказ, а у покупателя чтобы его получить. Я советую, прежде чем начать отправлять заказы в постоянном режиме, спросите у почтовых операторов в какие часы у них меньше всего посетителей. В моём почтовом отделении это время с 15 до 17 часов.
Курьерская служба СДЭК
С данной курьерской службой я работаю около 1,5 лет и уже сформировал своё мнение о их работе. Данная компания имеет обширную сеть пунктов выдачи заказов и курьерскую доставку почти во всех более менее крупных городах РФ.
Стоимость доставки невысокая, по Европейской части РФ стоимость курьерской доставки составляет в среднем 350 рублей, пункты самовывоза в районе 250 рублей. СДЭК также имеет интеграцию с различными сервисами, что позволяет создавать накладные для отправки в считанные секунды прямо из CRM системы. Для работы со СДЭКом необходимо иметь ИП (с расчётным счётом) или ООО.
Что я успел отметить для себя, за время работы с ними.
- У них отвратительная курьерская курьерская доставка по Москве. Срывают сроки, после согласования времени доставки с покупателем и не предупреждают его об этом, а курьеры могут даже нахамить. По этой причине, я больше не отправляю заказы в Москву, данной курьерской службой.
- В регионы доставка хорошая, почти всегда в срок. Выкупаемость посылок на приемлемом уровне.
- Есть возможность отправки несколько товаров на выбор. Очень крутая штука, при торговле товаров с размерами.
- Замораживают оборотку. Вы получите свои деньги, только через дней 10-15 с момента оплаты заказа покупателем. Поэтому нужно иметь запас средств, особенно в самом начале. Потом это войдёт в поток, и будет уже не так чувствоваться.
- Бывает тупит у них телефония, вследствие чего недозваниваются до клиента. Нужно прозванивать самостоятельно и назначать доставку.
- Очень долгая тех.поддержка. Телефон постоянно занят, а в онлайн-чате на сайте могут молчать по часу и более.
Примеры стоимости заказа и сроки из Екатеринбурга в Москву, весом 0,5 кг привёл на скрине:
Пример интеграции с RetailCRM:
Кстати, по итогам 2016 года, ТК СДЭК наградила меня дипломом серебряного партнёра:
Курьерская служба АКСИОМУС
Что я могу сказать, очень крутая компания. За время работы, у меня нет ни одного нарекания в их адрес. Это несомненно лидер во этом списке. Доставка курьером по Москве и МО на следующий рабочий день, по СПБ и ЛО через 1 рабочий день. Аксиомус имеет множество пунктов самовывоза, что позволяет доставлять заказ очень дёшево. Многие покупатели хотят забрать заказ именно таким способом. Работаю с ними с декабря 2016 года, отправил более двухсот посылок по Москве и Питеру, и не нашёл ни одного минуса, поэтому перечислю плюсы:
- Интеграция с RetailCRM и 1С, что облегчает работу менеджерам при оформлении заказа.
- Отличный саппорт, ответ на вопрос получаешь в течение 10-15 минут.
- Сотрудничает с другими службами доставки, такими как TopDelevery, BoxBerry, DPD, СТРИЖ, Почта России. Что позволяет отправлять товар по всей России, и не ходить самому в почтовое отделение.
- Курьеры могут принимать оплату картами, что несомненно повышает престиж магазина в глазах покупателя.
- Есть курьерская доставка в МО и ЛО.
- Вежливые курьеры, которые обязательно звонят клиенту перед выездом.
- Не срывают сроки, все заказы были доставлены в точно оговоренное время.
- Удобный личный кабинет.
- Быстрый возврат наложенных платежей. Перечисляют деньги один раз в неделю. Допустим со среды по понедельник были доставлены заказы, деньги за эти заказы Вы получите уже в среду. Это очень круто, позволяет значительно увеличить оборачиваемость средств, а в следствие этого и прибыль.
- Работать с Аксиомусом могут только ИП или ООО.
- Можно забирать наложенные платежи наличными.
Пример личного кабинета Аксиомуса:
Вот и всё. Я Вам рассказал про то, какими способами доставки я пользуюсь.
В своем курсе я подробно рассказываю о работе с доставкой и интеграции сервисов.
Надеюсь информация была для Вас полезной. Задавайте свои вопросы в комментариях, я обязательно на них отвечу.
Количество интернет-магазинов неуклонно растет с каждым годом. Почему люди всё чаще отдают предпочтение покупкам через интернет? Во-первых, в большинстве случаев товары в интернет-магазинах дешевле, чем аналогичные в обычных магазинах. Во-вторых, шоппинг в интернете – это значительная экономия времени и сил. Единственный минус – через интернет товар нельзя посмотреть и пощупать перед покупкой. Но судя по всему, мало для кого этот минус является существенным недостатком.
По статистике, около 30% трудоспособного населения в России являются постоянными онлайн-покупателями. Да и в остальных странах СНГ этот показатель примерно такой же. Сейчас купить в интернете можно практически всё, что угодно. Но самыми покупаемыми категориями товаров, как и прежде, являются бытовая техника, мелкая электроника, одежда, обувь, аксессуары, товары для спорта, дома и отдыха.
Процесс доставки товара из интернет-магазина покупателю
1. Клиент делает заказ.
Каждый, кто хоть раз заказывал товар в интернет-магазинах, знает, что сделать это довольно просто. Всего лишь пару кликов – и вы уже видите сообщение «заказ получен». Что происходит после этого?
2. Заявка попадает к менеджерам магазина.
В базу данных интернет-магазина поступает информация о заказе: имя покупателя, наименование товара, желаемый вариант доставки и другие данные, которые покупатель предпочтет указать в своей заявке. После этого менеджер магазина отправляет письмо-подтверждение заказа на электронную почту клиента, а затем перезванивает ему для окончательного подтверждения заказа. После этого менеджер формирует заявку уже на комплектацию заказа и его доставку клиенту. Некоторые интернет-магазины (как правило, небольшие), производят комплектацию и доставку самостоятельно, крупные магазины передают эти обязанности в аусортинговые логистические компании.
3. Заказ комплектуется на складе.
Сотрудники склада получают заявку на комплектацию заказа. Они проверяют, чтобы экземпляр товара не был бракован или испорчен. Подбирают подходящую для него упаковку – это могут быть картонные коробки разных размеров, пластиковые плотные пакеты. Легко бьющиеся товары дополнительно упаковывают в защитную пленку (всем известные пакеты с «пупырышками»). Когда отправление полностью упаковано, составляется документация на отправку. На внешнюю сторону упаковки прикрепляются ярлыки или наклейки, на которых содержится информация о товаре, отправителе и получателе.
Небольшое отступление. Именно на этом этапе часто допускаются ошибки, в результате которых клиент получает совсем не то, что он заказывал. И такие случаи нередки. Если покупатель заказал, например, футбольный мяч, а вместо него ему привезли мини-массажер для тела, вряд ли он скажет «ну что ж, буду играть в футбол массажером». Клиент, конечно же, позвонит в магазин и потребует доставить ему то, что он заказывал изначально. И повторную доставку интернет-магазин будет осуществлять уже за свой счет. Почему возникают такие неприятные ситуации? Менеджер, который составлял заявку на комплектацию, мог допустить ошибку. Как правило, все товары в интернет магазинах кодируются, и малейшая опечатка в одной букве или цифре может означать уже совершенно другой товар. Ошибку могли допустить и на складе, упаковав в отправление не тот товар, который значился в документации.
Иногда найти виновных в таких ситуациях очень сложно. А бывает и такое, что по всем документам клиенту был отправлен «правильный» товар, но получил он совсем другой. Куда делся отправленный товар, и на каком этапе он был заменен другим товаром – неизвестно. Интернет-магазину в любом случае нужно будет понести некоторые убытки и всё-таки доставить покупателю тот товар, который он заказывал. А чтобы не потерять репутацию в глазах клиента, нужно ему предоставить еще и небольшой подарок в качестве извинений за доставленные неудобства. Обычно это либо скидка на последующие покупки, либо какая-то небольшая вещь из ассортимента магазина.
4. Товар отправляется в путь.
Упакованный товар передается в транспортную либо почтовую компанию. Там его могут доупаковать, если есть такая необходимость (например, если товар недостаточно защищен от возможных повреждений в процессе транспортировки). Оформляются необходимые документы и товар, наконец, отправляют к заказчику.
От выбора типа транспорта, на котором будет доставляться заказ, зависит то, насколько быстро он доедет до получателя и сколько денег будет потрачено на процесс транспортировки. Конечно, интернет-магазину важно, чтобы все товары доставлялись к клиентам как можно быстрее, но и не менее важно сэкономить на транспортных расходах. Всё зависит от того, в пределах какой территории работает интернет-магазин. Если товар нужно перевезти на расстояние не больше 500 километров, то обычно используются автомобили, если больше 500 километров – то поезда или самолеты.
5. Товар прибывает в почтовое отделение.
Товар доставляют в почтовое отделение в населенный пункт заказчика, после чего ему приходит уведомление о доставке. Клиенту остается только забрать товар. Некоторые интернет-магазины предпочитают брать полную предоплату товара, и только после этого отправлять его. Другие берут только часть предоплаты, либо же не берут её вовсе. В первом случае магазин не рискует тем, что заказчик передумает покупать товар, когда он уже прибыл в населенный пункт клиента и находится в почтовом отделении. А вот в других случаях такие ситуации возникают нередко. Мы часто совершаем покупки в интернете под влиянием эмоциональных импульсов, а через день или два понимаем, что этот товар нам в принципе и не нужен. И тогда заказ остается лежать в почтовом отделении до тех пор, пока не пройдет максимальный срок ожидания и он не отправится назад на склад интернет-магазина.
Вопрос оплаты доставки, как правило, остается за транспортной или логистической компанией, которая организовывает транспортировку. Чаще всего, сумма доставки зависит от габаритов товара и расстояния, на которое его нужно перевезти. Крупные интернет-магазины могут иметь собственную курьерскую службу. Некоторые берут фиксированную сумму оплаты доставки, некоторые рассчитывают её также исходя из размеров товара и расстояния.
В случае желания клиента доставить заказ прямо ему домой, в работу включаются уже местные службы доставки. Если магазин небольшой, вряд ли он будет иметь по собственной курьерской службе в каждом городе.
Как возвращаются товары обратно в магазин
Сейчас большинство интернет-магазинов предоставляют возможность клиентам вернуть купленный товар, если он не подошел или имеет какие-либо дефекты. Клиент может вернуть товар, получив при этом назад свои деньги за покупку. Но доставка в таких случаях, чаще всего, оплачивается самим клиентом. Если покупатель просто не пришел выкупать товар из почтового отделения, то для интернет-магазина каждая такая ситуация влечет за собой значительные затраты. Товар нужно отправить обратно в магазин, заплатив при этом транспортной компании за услуги. На складе его нужно распаковать и вновь внести эту позицию в складскую документацию.
В зависимости от специфики товара, иногда требуется и оценка касательно его пригодности к дальнейшему использованию, ведь в процессе долгих транспортировок товар может существенно повредиться или потерять часть своих важных свойств. И затраты на такие оценки снова ложатся на плечи интернет-магазина.
Проблема возврата товара – одна из наиболее острых для большинства интернет-магазинов. Чтобы снизить показатель возвратов, нужно постоянно улучшать качество своей работы на всех этапах – начиная от переговоров с клиентом и заканчивая организацией доставки товара на дом. Конечно, и качество самого товара тоже играет огромную роль, ведь через монитор товар не потрогаешь и не испробуешь в действии. По данным одной из логических компаний, которая занимается транспортировкой товаров из интернет-магазинов – “Idea Logic” – уменьшение количества возвратов всего лишь на 3-5% повлечет за собой увеличение прибыли аж на 20-30%. и допускайте как можно меньше возвратов!
Собирая информацию по этой теме, я понял, что не закупка (производство) – продажа товара и организация работы call-центра являются самыми сложными этапами. Доставка товара покупателю – вот на чем начинающие продавцы интернет-магазинов чаще всего «набивают шишки».
Не все ведь сразу выходят на уровень таких «монстров» интернет-торговли, как, например, Ozon.ru, Holodilnik.ru. У этих компаний помимо собственной курьерской службы, присутствует очень развитая сеть распределительных центров. Ozon охватил буквально все самые крупные города страны, Holodilnik пока может похвастаться такими достижениями только в Москве и Санкт-Петербурге.
Что, касается основной массы представителей торговли через интернет, то об их работе весьма точно сказал Оскар Хартманн, совладелец KupiVip. «Россия – самая большая страна, в которой настолько плохо развита структура доставки»…Не совсем лестное, но вполне справедливое замечание, не правда ли?
На просторах Интернета я нашел несколько историй, а точнее – советов «из жизни». Наталья Кулакова, владелица магазина onovamnadom.ru, который занимается в основном продуктами питания и товарами для дома, уверена, что нужно организовывать свою службу доставки, а к услугами аутсорсинга прибегать как можно реже.
Для не ознакомленных с этим вопросом, уточню, что под словом «аутсорсинг» подразумевается фирма, специализирующаяся на предоставлении услуг курьерской доставки.
Так вот, Кулакова считает, что нанятые курьеры не относятся к работе с должным уровнем ответственности. Учитывая специфику товара в ее магазине, такая позиция становится вполне понятной. Нередки случаи, когда продукты оказывались в одной сумке с бытовой химией или ставились на землю.
Понятно, что в первую очередь от этого страдает не курьер, а имидж магазина. Поэтому все работники службы доставки onovamnadom.ru – штатные сотрудники, которые заинтересованы в том, чтобы трудиться добросовестно, т.к. за их работой ведется усиленный контроль.
Конечно, с позиции затрат, собственные курьеры – не особенно выгодное мероприятие, ведь независимо от того, насколько хорошо идут дела, зарплату людям приходится платить из месяца в месяц. Именно этот факт заставляет владельцев интернет-магазинов (особенно начинающих) обращаться к услугам аутсорсинговых фирм.
За работу своих курьеров они берут, как правило, 2-3% от стоимости доставляемого товара. Причем деньги, полученные от покупателя, не сразу поступают на счет интернет-магазина, а сначала перечисляются логистической компании, которая и «забирает» причитающийся процент.
Иван Матвеев, директор одной из таких компаний — IM Logistics призывает продавцов активно пользоваться его услугами, т.к. теоретически они являются большой поддержкой продавцу, который может заниматься не лишней бухгалтерией, а непосредственно развитием своего бизнеса.
Но не все так просто. Любовь Козырева, владелица детского магазина 101slon.ru называет и некоторые минусы сотрудничества с аутсорсинговыми компаниями. О недобросовестном подходе я уже говорил (хотя, наверное, это большей частью зависит от политики фирмы), а ведь он в первую очередь исходит от человеческих качеств курьера. А много ли наберется интеллигентных и порядочных людей, готовых в любую погоду бегать по всему городу?
К тому же, при большом объеме заказов рабочих рук в таких фирмах зачастую не хватает. 101slon.ru не один раз сталкивался с ситуациями, когда после недельной затяжки с доставкой, покупатель просто отказывался от своего заказа.
Курьерская доставка, разумеется, имеет смысл только в пределах населенного пункта, в котором находится магазин. Для доставки по другим городам существует довольно много логистических служб, но самой все-таки развитой остается «Почта России». К тому же, у нее есть официальный аналог — «EMS Почта России», которая занимается непосредственно курьерской доставкой. Рассчитать стоимость услуг «Почты России» без проблем можно на сайте компании. Но и здесь у продавцов есть свои риски.
Дело в том, что «Почта…» работает исключительно с помощью наложенного платежа, а это чревато тем, что покупатель может попросту не забрать заказ, и тогда все услуги по пересылке «туда-обратно» ложатся на плечи продавца.
Поэтому вышеупомянутая Любовь Козырева, наученная определенным горьким опытом, старается отправлять товар почтой только проверенным клиентам.
Многолетняя работа в логистике, опыт руководства своим транспортным предприятием и логистикой в компании «Паркет-холл» полностью убедили меня в том, что собственный коммерческий транспорт нужен только специализированной компании, занимающейся перевозками. Во всех остальных случаях проблем и издержек у парка собственного транспорта значительно больше, чем достоинств. Рассмотрим подробнее процесс аутсорсинга доставки товара покупателю.
В этой статье вы прочитаете:
- Как передать организацию доставки товара на аутсорсинг
- Нюансы и ошибки в процессе организации доставки товара покупателю
Организация доставки товара покупателю при отказе от собственного автопарка все чаще находит применение в мире коммерции. Плюс в собственной организации доставки товара, я считаю, только один: машина круглосуточно в распоряжении собственника и готова двигаться в любом направлении. Но при хорошей организации доставки на аутсорсинге все риски можно свести практически к нулю, а издержки минимизировать.
Лучшая статья месяца
Мы подготовили статью, которая:
✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;
✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;
✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.
С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.
Оценить расходы и обременения
На собственнике транспорта лежат все риски и вся полнота ответственности аутсорсинга доставки - за сохранность груза, транспортного средства, за последствия дорожно-транспортных происшествий, здоровье водителей и многое другое. Когда транспорт принадлежит компании, она должна заботиться о страховке, налогах, парковке, мойке, дезинфекции машин (если они возят продукты), техническом обслуживании и т. д. Необходимо организовать предрейсовый медосмотр водителей и проверку технического состояния транспорта.
А для этого надо либо нанимать медицинского работника и механика, либо брать на себя ответственность еще и за несоблюдение российского законодательства. Отдельная сложность - ДТП с причинением вреда здоровью и гибелью людей и цепь последствий: судебные издержки, компенсация пострадавшей стороне (лечение пострадавших, материальная компенсация при гибели людей, ремонт транспортного средства в случае превышения лимита по ОСАГО, компенсация потери товара или товарного вида груза) и аналогичные собственные затраты (оплата лечения водителя, ремонт транспортного средства и компенсация стоимости причиненного вреда грузовладельцу). Плюс простой машины до выяснения всех обстоятельств ДТП.
- Логистика для интернет-магазина: 5 главных ошибок
При междугородных перевозках сам собственник транспортного средства или его сотрудник должен искать клиентов для обратной загрузки транспорта. Именно он беспокоится о том, чтобы минимизировать порожний пробег машины. Решение всех этих вопросов отнимает много времени, сил, нервов и в конечном итоге выливается в серьезные затраты для компании.
Возможно, поэтому на аутсорсинге находятся транспортные службы таких гигантов, как IKEA, McDonalds, Procter & Gamble, Johnson & Johnson и др. Мы тоже пошли по этому пути, уделяя, впрочем, большое внимание правильному выстраиванию взаимоотношений с транспортными компаниями, водителями и контролю их деятельности. Ведь именно водитель общается с конечным покупателем и передает ему груз.
Выбор подрядчика для организации доставки товара покупателю
Для орагнизации доставок товара покупателю по Москве и Московской области я предпочитаю нанимать водителей со своим транспортным средством. С удовольствием работал бы с физическими лицами и на междугородных перевозках, но тогда их загрузка на обратном пути становится моей заботой (иначе мне придется оплачивать дорогу в обе стороны), а транспортные компании - юридические лица решают эти вопросы самостоятельно.
Требования к транспортной компании, с которой мы начинаем сотрудничество, просты: работа на рынке более трех лет и наличие средств на балансе организации (документальное подтверждение обязательно). Желательно, чтоб у компании был страховой полис на перевозку грузов.
К водителю, с которым компания собирается заключить договор на перевозку грузов, требований больше. Например, машина должна находиться в его собственности (работа по доверенности крайне нежелательна) и, конечно, все документы на нее должны быть в порядке. Служба безопасности нашей компании проводит стандартную процедуру проверки, делает ряд запросов в ГИБДД и МВД, и мы начинаем сотрудничать.
У нас большая компания, осуществляющая в сезон около 1000 доставок в месяц, или примерно 40 в день. Для этого объема работы нам вполне хватает десяти постоянных машин. А два водителя со своими автомобилями - в резерве. Договариваться о сотрудничестве одновременно с большим количеством водителей опасно. То есть резервных должно быть не больше 20 % общего необходимого количества. Иначе, если их услуги долгое время не востребованы, они находят другие варианты заработка и в нужный момент могут подвести.
Оплата у водителя с личным авто сдельная, за каждый рейс отдельно, в зависимости от пробега и массы груза. Платим хорошо, ведь практически вся ответственность за доставку лежит на водителе.
Организация процесса доставки товара
В нашей транспортной службе два диспетчера. Их задача - принять заказы (снять слепок следующего дня) от менеджеров всех наших магазинов (таблица). В 18.00 заканчивается прием заявок на следующий день. Диспетчеры занимаются маршрутизацией, составляют очередность доставок, учитывая при этом множество факторов: грузоподъемность машин, параметры каждого груза, географию пункта назначения, загруженность трасс. И с 18.00 до 20.00 они обзванивают водителей, каждый из которых на следующий день выполняет по четыре-пять доставок.
Утром водитель приезжает на склад, получает список грузов и контакты клиентов-грузополучателей. В обязанности водителя входит, во-первых, обзвонить всех клиентов, чтобы напомнить, что доставка произойдет именно сегодня, и получить подтверждение, что его ждут. Дело в том, что далеко не всегда клиент заказывает доставку на день, следующий непосредственно за днем покупки. И часто просто забывает, что должен находиться по адресу и ждать груз. А в соответствии с нашим внутренним регламентом, если стоимость груза превышает 50 000 руб., мы имеем право передать его только тому лицу, чьи данные указаны в документах на покупку.
Затем водитель загружается на складе. Именно он следит за погрузкой. Ведь очень важно, чтоб груз был размещен в кузове соответственно последовательности маршрута и то, что предназначено первому получателю, не оказалось в глубине кузова, и наоборот. В разгрузке товара у клиента водители не участвуют, потому что не имеют права покидать машину - они материально ответственные лица. При необходимости, по желанию клиента водителя сопровождают один-два грузчика. Услуги грузчика - платные.
За час до времени доставки водитель еще раз звонит клиенту. Если задерживается - обязан предупредить.
И заключительный этап каждой доставки и важный пункт в обязанностях водителя - получить от клиента накладную с подписью, которую на следующий день он должен сдать в транспортный отдел.
Наша компания обеспечивает водителей телефонной связью и спецодеждой. Примерно раз в год безвозмездно обновляет тенты на их грузовиках. Новый тент - удовольствие недешевое (40–60 тыс. руб.). Но наши водители ездят с тентами, на которых нанесена реклама компании. Это одно из условий сотрудничества с наемными работниками с личным транспортом.
Таблица. Этапы организации грузоперевозки на примере компании «Паркет-холл»
Диспетчеры |
Прием заявок на следующий день |
Прием заявок на следующий день, маршрутизация доставки с учетом грузоподъемности машин, загрузки трасс |
Распределение заявок на доставку на следующий день |
Заказчики |
Формирование заявок, передача заказов диспетчеру |
Формирование заявок, передача заказа диспетчеру |
Прием заказов, подписание документов |
Водители |
Приезд на склад, передача отчетных документов по доставке заказов прошлого дня |
Получение груза и контактов заказчиков. Загрузка, звонки получателям с подтверждением ожидания заказа. |
Доставка (четыре-пять заказов в день), разгрузка, подписание документов |
Контроль сервиса
Call-центр «Паркет-холла» периодически выборочно обзванивает 10–20 % клиентов и задает ряд вопросов, касающихся сервиса и в том числе доставки: «Вежливо ли вас обслужил водитель?», «Надел ли грузчик бахилы?», «Насколько опрятен был внешний вид наших сотрудников?» и т. д.
- Аутсорсинг персонала: преимущества и риски для компаний
Торговые подразделения (куда обычно поступают претензии клиентов) ежемесячно выставляют оценки за работу склада и транспортного отдела. Если были замечания, касающиеся доставки, диспетчер премию не получит. И в следующий раз не допустит прокола. Но таких случаев у нас почти не бывает.
Очень редко водитель не выходит на работу. (Естественно, в таком случае мы расторгаем с ним договор.) Если это и происходит, то в декабре и не с постоянными сотрудниками, а с теми, кого нанимаем в дополнение к обычным 10–12 водителям. И связан прогул с тем, что кто-то предложил за рейс больше, чем наша компания. Водители оправдываются тем, что зарабатывают один месяц в году - именно в декабре.
Договор
Каждая транспортная компания предпочитает собственный договор на транспортно-экспедиционное обслуживание. Разница обычно заключается в том, что именно записано в пунктах об ответственности за сохранность и размещение груза в транспортном средстве.
Ссылаясь на устав автомобильного транспорта, я стараюсь настоять на том, что ответственность несут либо водители (если это частники), либо компания.
Также рекомендую обращать внимание на пункты, которые касаются штрафов за простой и нормативное время погрузки и разгрузки. Юридические лица стремятся увеличить сумму штрафа за час простоя. С одной стороны, надо приложить все усилия для своевременной разгрузки, а с другой - в договоре обозначить как можно большее время на погрузку-разгрузку без штрафа.
Тарифные дорожки
Прежде чем нанимать перевозчика для междугородной доставки груза, нужно получить четкое представление о расценках, действующих на сегодняшний день. Тогда можно грамотно, обоснованно торговаться. Иначе транспортные компании навяжут завышенные тарифы. У физических лиц расценки, разумеется, ниже, особенно если найти водителя, который, доставив груз, едет домой.
Нюансов множество. Например, поездка по маршруту Москва - Санкт-Петербург вдвое дешевле рейса в обратную сторону (рисунок). А перед Новым годом найти машину можно либо по двойной ставке, либо вдвое дешевле обычного (согласится как раз тот, кто спешит домой на праздник). Впрочем, в декабре все междугородные перевозки дорожают на 20–30 %. А весной на многих трассах вводятся ограничения в грузоподъемности, о которых необходимо помнить заранее, чтобы вовремя принять меры.
Александр Карабанов,
руководитель управления логистики, «Паркет-холл»
Александр Карабанов окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. В 2009 году возглавил управление логистики компании «Паркет-холл», до этого руководил отделом логистики Ingri Flooring Technologi. Специалист в области управления закупками и запасами и сокращения издержек компании, организации складской логистики, транспортного обеспечения логистики и пр.
«Паркет-холл» реализует продукцию мировых производителей напольных покрытий, имеет собственные торговые марки и производство. На российском рынке - 17 лет. Розничная торговая сеть - 38 магазинов в 13 городах России. Официальный сайт - www.parquet-hall.ru