Какие храмы в индии. Самые красивые храмы индии

Об уникальности Индии написано немало: европейцам страна кажется «другим миром». Мы попытаемся коснуться одной из самых ярких граней этой уникальности: особенностей и тайн индийских храмов.

В области древних храмов Индии можно лишь «зацепить краешек»: Индия – страна немаленькая, а храмов около миллиона. Конечно, они различаются по значимости и популярности, архитектуре и особенностям посещения; мы можем упомянуть некоторые из считающихся самыми известными, лучшими и древними, «супер-святынями» или необычными – во всяком случае, «для белого человека. Религиозность жителей Индии впечатляет. Индуистов около 80% населения: индуистских храмов, посвящённых разным богам и святым, большинство. Последователей Магомета тоже немало – около 13%; есть буддисты, джайны, сикхи, христиане и др.

Всем любителям древних цивилизаций хорошо известно, что Индия – это страна богов и храмов.

Один из самых древних – храм Аджанты


Комплекс Аджанты в центральной части страны – из самых древних. Это пещерные храмы Индии, в основном буддистские: 29 прямоугольных залов вырезаны в камне, с резными же колоннами и настенными украшениями. Строилось всё это около 1700 лет, в общей сложности: есть храмы III-I века до н. э, а «самый молодой» XIV века. Кроме залов, много келий: залы окружены ими по периметру. Монахи жили здесь долго, но во времена раннего Средневековья храмы были заброшены из-за мусульманских набегов; лишь в XIX веке их обнаружили случайно англичане. Уникальные росписи изумительны: их не смогли уничтожить «гонители» индийских божеств – просто не нашли, но время не пощадило. Красочные фрески сохранились в 13 пещерах, а расписано было всё: в одном из залов до сих пор росписью покрыто около 1 кв. км, считая стены, потолок и колонны.

Лучший пещерный комплекс Эллоры





В том же штате Индии (Махараштра) есть другой знаменитый пещерный комплекс, вырубленный в базальтовых породах – храмы Эллоры, создававшиеся около 300 лет, в VI-IX веках н.э. Всего пещер 34, половина из них – индуистские; остальные – буддистские (12) и джайнские (5). Наиболее знаменит посвящённый Шиве храм Кайласанатха, удивительно пропорциональный (впрочем, как большинство древних индийских храмов), весь покрытый орнаментами и сложной резьбой: он занимает почти 2 кв. км и считается в комплексе Эллоры центром. Кайласанатха – созвучно названию легендарной пирамидальной горы Кайлас, священного места в Тибете для почитателей Шивы и паломников разных вероисповеданий со всего мира. Храм, высеченный в монолите в VIII веке н.э. – тоже правильная четырёхугольная пирамида; внутри – двор, окружённый аркадами с колоннами, резными панелями и огромными фигурами божеств. Есть и статуи зверей, от львов до слонов, тоже огромные – до 3 м высотой. Кайласанатха считается ярким образцом культуры дравидов – загадочного народа, произошедшего чуть ли не от лемурийцев; сейчас их потомки населяют Южную Индию.


Храм Вирупакши той же архитектуры в штате Карнатака создан дравидами примерно тогда же; он также популярен и активно посещается паломниками.

Индийский храм Тирумалы


Древний индийский храм Тирумалы Венкатешвары – формы бога Вишну, находится у города Тирупати в юго-восточной части страны. Построен на холме – белая резная пирамида возвышается над местностью, занимает больше 2 га площади. Паломников тоже множество – на праздники стекаются сотни тысяч; интересно, что в книге Гиннеса самым посещаемым назван именно он. А ещё – самый богатый: паломники жертвуют множество ценностей, в т. ч. драгоценные камни на миллионы долларов. Важнейшая статья дохода - продажа волос: верующие в сутки приносят в храм около тонны волос. Стрижка ритуальная, хотя и необязательная: считается, что так можно быстрее освободиться от грехов и получить благословение Венкатешвары.

Каджурахо в центральной Индии




Об индийском храмовом комплексе Каджурахо, что находится в Центральной Индии, снято немало фильмов, благодаря обилию эротических скульптур, отлично сохранившихся, рельефных и выразительных. Историки до сих пор пытаются объяснить, почему храмы так украшены: называют их «иллюстрациями к Камасутре» и др. На самом деле, эротизм в украшениях проявлен весьма «в меру»: внутри храмов эротики нет, а на наружных стенах – около 3% фигур, но людям с западным типом восприятия почему-то хочется подчеркнуть данный факт. Стены из светло-коричневого песчаника в основном украшены статуями божеств и их супруг в богатом убранстве – коронах, браслетах, ожерельях и др., - с ездовыми животными и свитой, убранными не менее богато. Больше всего прекрасных женских скульптур-полубожеств: апсары – индуистские нимфы, и небесные красавицы сурасундари, одетые «по минимуму» или обнажённые. Их фигуры украшают и фасады, и внутренние помещения, включая колонны и потолки.

Есть и прекрасные мужчины-гандхарвы – возлюбленные полубогинь, изображения светской жизни (семьи правителей, влюблённые пары, бытовые сцены) и много характерных мифических животных. Каджурахо называют «вершиной средневековой индийской архитектуры» - большая часть построек датируется периодом между серединой X – концом XI веков; храмов было 85, осталось всего 20.

Храм Сомнатх



Древний индийский храм Сомнатх на берегу Аравийского моря, посвящённый Шиве, защитившему бога Луны Сому – один из древнейших, хотя не самый известный. Построен около IV-V века н. э. – это весьма приблизительно. Через несколько веков он стал так богат и роскошен, что вызывал зависть многих. В результате грабили, оскверняли и разрушали храм более 15 раз, но всегда отстраивали, и почти в том же виде, добавляя, однако, деталей и украшений: иногда Сомнатх называют «возрождающимся из пепла». В начале XVIII века один из Великих Моголов окончательно разрушил храм, отправив его в забвение на 250 лет, до середины XX века. В 1950 храм стали восстанавливать: практически строили заново, но опирались на план, созданный по остаткам фундамента. Храм Сомнатх прекрасен – особенно на закате, но фотографировать и снимать видео внутри запрещено.


В Сомнатх туристы могут хотя бы войти, а в другой индийский храм Шивы, Каши Вишванатх в городе Варанаси, иностранцев не пускают. Зато индуисты попасть туда обязаны, если желают освободиться от череды перерождений: недостатка в паломниках нет. Перевод названия – Золотой храм; он действительно отделан золотом: только на купола ушло около тонны. Увидеть это великолепие снаружи всё же можно, поднявшись на верхний этаж (или на крышу) соседнего здания.

Золотой храм индийского штата Пенджаб

Зато в другой Золотой храм, принадлежащий сикхам - Хармандир-Сахиб в Амритсаре, штат Индии Пенджаб, может войти любой желающий, если ведёт себя прилично и соблюдает чистоту: необходимо разуться и вымыть ноги. Сикхи считают, что все религии равны, и не только впускают всех, но и кормят и, если нужно, предоставляют спальное место. Хармандир-Сахиб строился в XVI веке; золото и драгоценные камни и здесь настоящие: древний храм покрыт ими весь и сияет, как звезда.


Брахма, Вишну и Шива – основные божества индусов, но культ первого распространён мало - всего несколько храмов. Самый значимый – у озера Пушкар в Раджастане, где раз в год проводится большой фестиваль. Но производить съёмку тоже нельзя: всё «только для индуистов».

Стоит также посетить Храм Шивы в Байджнатхе, храмовый комплекс Минакши в городе Мадурай, большую ступу в Санчи – считается местом захоронения Будды, храм Лотоса в Дели и множество других удивительных святынь: Индия в этом смысле богаче любой страны мира.

Древнейшая, насчитывающая как минимум пять тысячелетий, архитектура Индии нашла свое наиболее совершенное воплощение в величественных храмовых сооружениях, расположенных на всей территории этой огромной страны…

Древние храмы Индии воплощают все многообразие религиозных традиций, то сменявших одна другую, то сосуществовавших рядом в течение многих столетий, поддерживая и дополняя друг друга. Именно эти традиции создали пестрый и столь впечатляющий европейцев многоликий образ индийской цивилизации.

В этой статье мы постарались описать наиболее известные и почитаемые древние храмы Индии. Практически все они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются культурными сокровищами всего человечества.

Большая ступа в Санчи

Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик.

В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть - священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды.

Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.

Храмовый комплекс Аджанты

Храмовый комплекс Аджанты - один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями.

Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты.

Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.

Пещерные храмы Эллоры

Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра).

Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стены гигантской чаши.

Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры - храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.

Храм Кхаджурахо

Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов - Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева.

Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью.

Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами.

В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца - это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.

Храм Лингараджа

Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы.

Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров.

Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну - этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.

Храм Каши Вишванатх (Варанаси)

Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста.

Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания.

Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня - лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.

Публикация 2018-09-07 Понравилось 9 Просмотров 6512

7 индийских храмов любви и секса

Куда ни глянь, всюду секс

Индия - сакральная страна чудес, полная загадок. Загадок духовных и телесных. Со всего мира сюда, в древние храмы, едут миллионы людей за ответами. Но некоторые из них порождают больше вопросов, чем ответов. Особенно индийские храмы секса и любви.


Первые европейцы, увидев сцены секса на стенах индийских храмов, были изрядно шокированы

Сцены cекса на стенах храмов в Индии

Тысячи людей стекаются в Индию, чтобы увидеть так называемые храмы секса и любви. Эти невероятные религиозные индийские сооружения потрясают своей красотой и эротическими сюжетами на стенах. Искусные барельефы и скульптуры из камня изображают богов, обычных людей и животных в весьма пикантных ситуациях. Именно откровенные сцены сексуального характера заставляют туристов застывать в изумлении, а некоторых буквально повергают в шок. Ведь этим храмовым эротическим скульптурам сотни и сотни лет! Почему же в местах поклонения богам так много секса? И зачем нужна интимная архитектура Индии?


Архитектурный гимн сексу в Индии

По одной версии, древние индийцы придавали одинаковую значимость и телесным, и духовным началам. Никаких табу в отношении секса не существовало. Более того, искусству любви специально обучали: вспомните знаменитую «Камасутру» , которую начали писать еще в IV в. до н.э. Но было и четкое понимание того, какое место в жизни человека должен занимать секс. Индийские храмы - четкое тому подтверждение. Все картины похоти изображены только снаружи храмов на низших уровнях стен, чтобы каждый молящийся мог очиститься от низменных чувств и научиться их контролировать.


Интимная архитектура Индии воспевают любовь во всех ее проявлениях

ТОП-7 индийских храмов любви и секса

Индийских храмов, иллюстрирующих секс древних, конечно же, намного больше. Мы отобрали лишь семь самых-самых.


Гоматешвара - самая высокая в мире статуя из монолита (18 м)

Кхаджурахо - самый знаменитый храм

Этот знаменитый символ храмовой эротической скульптуры древней Индии прекрасно сохранился. С 1986 года комплекс из 20 сохранившихся храмов в городке Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш) охраняется ЮНЕСКО. Все они посвящены богам вайшнавизма , джайнизма , шиваизма и были построены в период с 950-го по 1100-й годы.


Секс без табу в древних индийских храмах

Эротические образы встречаются на фризах и барельефах фасадов храмов. Чаще всего это сурасундари - пышнотелые красотки, олицетворяющие небесную женскую красоту. Но также встречаются сцены гомосексуального характера. Примечательно, что секс представлен только с одной целью из трех возможных в индийской философии - с целью удовольствия. О просвещении и продолжении рода речь не идет. По подсчетам индологов, эротизма в этих барельефах не так много. От общего количества скульптур откровенно сексуальных всего лишь 2-3%. Зато каких!


Кхаджурахо - родина «Камасутры»

Храм Солнца - самый непристойный

Это потрясающее творение индийского зодчества XIII века в Конарке (штат Орисса) посвящено богу Солнца и выглядит как колесница невероятных размеров с колесами и колоннами. Храм с эротическими фигурками расположен недалеко от океана, и, к сожалению, не дошел до современников в первоначальном виде.


Индийский храм секса и любви в Конарке построен в честь Солнца

Главная башня высотой 60 метров покоится в руинах. Зато основная часть каменных скульптур и барельефов дожили до наших дней. Большинство посвящены теме самых откровенных плотских утех. В свое время британцы посчитали их непристойными. А археологи до сих пор уверены в их сакральности.


Секс в этом храме посвящали Солнцу. Намного лучше жертвоприношений

В наши дни в храме Солнца кипит жизнь. Помимо паломников, сюда ежегодно приезжают люди на фестиваль классического .

Борамдео - самый поэтичный

Из-за множества непристойных скульптур на стенах этот комплекс из четырех храмов в штате Чаттисгарх часто сравнивают с Кхаджурахо. Их красота настолько совершенна, что их еще называют «сверкающей поэзией в камне». Храмы посвящены Шиве и построены царями Нагванши из камня и кирпича. Многие сцены секса на стенах этих индийских храмов отражают . Например, в храме Мадха Махал их 54.


Индийский храм Борамдео построен в период процветания тантризма и оккультизма

Трипурантака - самый искусный

Этот храм, возведенный в 1070 году н.э. в штате Карнатака, сейчас находится в полуразрушенном состоянии, но по-прежнему славится своей перфорированной резьбой по камню. Стены, окна, потолки, экраны - все пестрит миниатюрными фигурками мифических животных и людей, занимающихся изощренным сексом.


Тысячу лет назад секс не был под прицелом пуритан

Храм Солнца - самый разрушенный

Ценителям архитектуры индийских храмов обязательно стоит взглянуть на Храм Солнца в Гуджарате. Он построен в XI веке на берегу реки и на протяжении столетий подвергался то разграблениям, то эррозии. Но уникальные элементы резьбы по камню сохранились. Наряду с бытовыми сюжетами из жизни богов и людей, на стенах храма встречаются фрагменты сексуальной жизни той эпохи - чистой и не подверженной строгой морали.


В древнем индийском храме Солнца секс символизирует плодородие

Маркандешвар - самый демонический

По легенде этот храм бога Шивы построили на берегу реки злые силы всего за одну ночь. Паломники посещают его и в наши дни, считая это место святым. Впрочем, большинству туристов этот индийский храм не очень известен. Сложная искусная резьба по камню отличает его от других сооружений. Помимо привычных житейских сцен, сексу также отведено немало сюжетов на стенах.


По преданию, храм Маркандешвар построен за ночь злыми силами

Вирупакша - самый древний

Расположенный в Хампи (штат Карнатака) храм Шивы также относится к объектам наследия ЮНЕСКО. Он построен в VII веке на обширной территории у реки Тунгабхадра, состоит из множества частей. Несмотря на разрушения, Вирупакша и сейчас привлекает многочисленных паломников и туристов. Особенно в начале декабря, когда здесь проводится свадебный фестиваль Вирупакши и Пампы. Любовь телесная воспринималась древними иначе, и вполне понятно, что декор этого индийского храма также не лишен сцен плотских утех.


Эротические сценки на стенах храма привлекают в Хампи множество туристов

Куда ни глянь, всюду секс

Индийцы искренне верили, что эротика на стенах способствует отречению от низменных побуждений. Поэтому скульптуры влюбленных, занимающиеся сексом, можно встретить во многих других индийских храмах. Советуем посетить:

  • древний храм Нанды Деви в Альморе (штат Уттаракханд)
  • храм Лингараджа и Бхубанешваре, (штат Орисса)
  • джайнский храм секса Осиан Джайн, (штат Раджастхан)
  • Джагдиш Мандир, построенный в честь Вишну (штат Удайпур)
  • руины храмов Падавали, (штат Мадхья-Прадеш)
  • храм Кайласа, расположенный в пещерах Эллоры (штат Махараштра)
  • Ранакпур - храм из белого мрамора посвящен Адинате, (штат Раджастхан)

Еще одна версия: секс изображали на стенах храмов для полового воспитания

Сквозь века эти волнующие эротические образы, запечатленные в камне, помогают современникам лучше понять историю этой дивной, страстной страны. Интимная архитектура Индии будет волновать еще многие поколения землян.

Камасутра - древнеиндийский трактат, посвященный каме - сфере чувственной, эмоциональной жизни, вожделения и любви. Он описывает 64 сексуальные позиции, называя их «искусствами»

Вайшнавизм - одно из основных направлений индуизма. Его последователи поклоняются Вишну и его воплощениям - Кришне и Раме.

Джайнизм - древняя дхармическая религия, которая сформировалась примерно в IX-VI веках до н. э. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства.

Шиваизм - одно из основных направлений индуизма, традиция почитания Шивы. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за ее пределами. Индолог Р. Н. Дандекар считал шиваизм древнейшей из ныне существующих религий цивилизованного мира.

) статьёй . Где чуточку расскажем и во множестве покажем места в Индии, где всё ещё сохранились более менее в целостности такие вот храмы.

Храмы любви в Индии расположены во множестве в храмовом комплексе Каджурахо — древнем заброшенном городе, который стоял, поглощённый джунглями, на протяжении столетий. Чему и обязана его сохранность по сравнению с более доступными аналогами.

Впервые наш город Каджурахо, как столица государства Чанделла, упоминается в записях Абу Рихан аль-Бируни, арабского путешественника начала XI века. Хотя достоверных сведений о времени постройки не сохранилось, считается, что храмы были воздвигнуты в период с 950 по 1050 г.г. нашей эры, в правление династии Раджпутов, когда Каджурахо становится религиозным центром государства.

Во времена последующего мусульманского завоевания Индии множество индуистских храмов было разрушено, но Каджурахо сохранился до наших дней, хотя из первоначальных 85-ти сооружений в целости пребывают лишь 22.

По предположениям историков, храмовый комплекс уцелел благодаря тому, что жители Каджурахо, опасаясь вторжения с севера афганских племен, покинули город в XIV веке, службы прекратились, и постепенно джунгли поглотили и сам город, и подступы к нему.

Лишь в 1838 году британский военный инженер Д.С. Барт случайно открыл эту уникальную группу храмов. В настоящее время монументы безупречно восстановлены, но раскопки на месте бывшей столицы Чанделла продолжаются по сей день.

Храмы Каджурахо поражают воображение:

  1. И многочисленностью скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность зданий.
  2. И филигранностью работы: формы тела, позы, движение, мимика выполнены поистине потрясяюще, а прорисовка деталей удивительна для столь величественных сооружений.
  3. И разнообразием изображенных сюжетов: здесь и бытовые зарисовки, и батальные композиции, и различные животные, и, конечно, прекрасные эротические сцены, выполненные с редкой, поразительной откровенностью и мельчайшей детализацией.

О происхождении и предназначении храмов спорят и по сей день.

Нельзя не упомянуть местную легенду, рассказывающую о появлении этих сооружений с изящными чувственными скульптурами. В далекие времена в Каджурахо жила прекрасная девушка Эмавати, дочь брамина. Однажды вечером она купалась в реке Рати. Бог Луны увидел юную красавицу, и воспылав к ней страстью, соблазнил ее.

От этого союза был рожден ребенок, названный Чандраварманом. Но Эмавати была отвергнута родными и вынуждена была скрываться в густых джунглях, где она вырастила сына, став для него не просто матерью, но и учителем во всех житейских делах.

Именно этот мальчик стал со временем основателем великой династии правителей Чанделла (вероятно, убив всех обидчиков мамы — или, судя по барельефам, не убив…), и во имя своей матери он построил множество храмов, воспевающих силу человеческой страсти, красоту женщины и величие любви.

Насколько правдива легенда, неизвестно, но точно можно сказать лишь, что храмы группы не принадлежат к какой-либо одной религии. Некоторые из них посвящены Вишну, некоторые Шиве, другие Джайне Тиртанкарасу, однако общность архитектуры и композиции говорит о том, что это все-таки единый комплекс.

Так что смотрим, как умели древние, и завидуем 🙂

Или же, как говорит Ошо Раджниш:

Каджурахо не сравнимо ни с чем. В мире сотни тысяч храмов, но ни одного подобного тому, что можно увидеть в Каджурахо. Всё в храмах Каджурахо таинственно. Должно быть, для создания каждого из них потребовались сотни лет и тысячи мастеров. Я никогда не встречал ничего, что можно назвать настолько совершенным. Даже Тадж-Махал имеет свои недостатки, Каджурахо - нет. Более того, Тадж-Махал это только прекрасная архитектура; Каджурахо - это вся философия и психология Нового Человека. Я пытаюсь, чтобы его красота стала отблеском сердец моих саньясинов. Не только красота каменных статуй, но красота человеческой реальности. Красота людей, которые способны любить, которые действительно настолько живы, что заражают этой полноценностью жизни весь мир.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post152287092/

Я не бывала в Индии (и даже пока не определилась – хочу ли побывать!), но чисто теоретически страна эта не может не волновать поклонника истории искусств, каковым я и являюсь. В моём небольшом для любителей архитектуры наибольшие затруднения вызвал вопрос об индийской ступе. Поэтому сегодня перед вами – моя попытка краткого исследования такого вопроса как древние индийские храмы. Итак, со ступы и начнем.

Ступа

Наверно это самая древняя форма буддийских культовых сооружений. И поражает она в первую очередь не столько архитектурными изысками, сколько рафинированным символизмом. Ведь с древних времен и по сей день полусферическая форма, которую имеют все ступы, является символом самого Будды. На сей счет и соответствующая легенда существует: якобы Будду как-то спросили, каким он желал бы видеть своё погребальное строение. Ответ был ясен без слов: на растеленный на земле плащ Будда поставил круглую чашу, перевернутую вверх дном.

В центре Индии, в месте под названием Санчи, находится самая древняя сохранившаяся ступа (около 250 г. до н. э.). По древним легендам именно отсюда началось проповедование буддизма. Напомню, что ныне буддизм – одна из трёх основных религий в мире.

На примере ступы в Санчи можно наблюдать интереснейшую особенность древней индийской архитектуры. Она заключается в том, что огромное внимание зодчие придавали не только храму, как таковому, но и возведению и украшению ограды и ворот. Именно эти элементы строения в Санчи очень пышно декорированы рельефными композициями.

Храмы Аджанты

Ещё в древние времена до н.э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы – чайтьи. Это следует понимать совершенно буквально: пещерные, значит и есть пещерные. Процесс обустройства такого храма вероятно происходил примерно таким образом: находили подходящую по размерам и местоположению пещеру. В ней вырубали громадное подковообразное окно – это было нужно не столько из декоративных соображений, сколько из чисто практических. Окно являлось основным источником естественного освещения в храме. Интерьер пещерного храма украшался рядами колонн и скульптурой. И вот тут уместно назвать древнейший и неподражаемый храмовый пещерный комплекс в Аджанте. Стенные росписи Аджанты, созданные в период со 2-го в. до н.э. по 7 в. н.э. , сыграли такую же роль для восточного искусства, как мрамор Парфенона для искусства Западной Европы.

Пещерный храм – чайтья

В 7-м столетии в Аджанте перестали высекать храмы, а спустя два-три века буддизм переместился за пределы Индии, и пещеры предали забвению. Лишь в 1829г. их обнаружил один английский офицер, охотившийся в окрестностях. Пещеры частично засыпали камни и земля, размыли мусонные дожди, а стенопись повредили летучие мыши, птицы, насекомые и костры случайных путников. С 1920 года усилиями Департамента археологии Индии и иностранных специалистов неповторимую живопись Аджанты стали консервировать и реставрировать.

Храмы Кхаджурахо

Судя по тому, что я читала и слышала об Индии, эта страна является просто сокровищницей по части древней храмовой архитектуры. Тем не менее и среди индийских храмов ярко выделяются некоторые образцы, подобных которым не имеется не только на Востоке, но и во всей мировой художественной культуре. Таков уникальный храмовый комплекс в городе Кхаджурахо. Когда-то он был столицей правителей династии Дханги. Древние индийские раджи возвели в Кхаджурахо десятки храмов, главной особенностью которых были богатейшие настенные рельефные композиции. Сюжетами для этих композиций служили геральдические символы, различные религиозные мотивы, сценки из окружающей природы. Но не это отличает храмы в Кхаджурахо от всех остальных культовых сооружений. Главной темой скульптурных рельефов этого комплекса является трактовка отношений мужчины и женщины. То, что европейцам кажется эротическими фантазиями, для индусов означало божественное единение противоположных полов. Но так или иначе, стены храмов Кхаджурахо покрыты таким количеством изображений сексуального содержания, каким не может похвастать ни одно сооружение в мире! Из 80-85 (по разным версиям) храмов, составлявших некогда славу и гордость этого города, ныне сохранилось лишь около двух десятков. Они высятся среди живописных руин на площади примерно 14 кв. км.