Еще раз о «профильном» или «углубленном» уровне образования. Положение о классах с углубленным изучением отдельных предметов Образовательные программы углубленного изучения отдельных предметов

В соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255"О введении федеральных государственных образовательных стандартов" переход на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) общего образования осуществляется поэтапно: в 5-х классах – с 2012/13 уч. г., в 10-х классах – с 2013/14 уч. г.

Если образовательная организация (далее – ОО) не перешла на ФГОС, то учебный план разрабатывается на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (далее – Приказ № 1312), а также региональных учебных планов. В соответствии с приказом № 1312, углубленное изучение отдельных учебных предметов обеспечивается посредством реализации профильного обучения в 10–11-х классах.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10–11-х классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждая ОО вправе формировать собственный учебный план. Приказом № 1312 утверждены примерные учебные планы для некоторых профилей, которые определяют число недельных часов, отведенных на обучение по профильным предметам.

Если ОО реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, то согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (далее – ООП), утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных ООП.

При этом ФГОС не регламентирует количество часов по учебному предмету. Определены только обязательные предметные области, минимальный и максимальный объем часов учебного плана. Поэтому ОО вправе распределять количество часов по обязательным предметам самостоятельно. На основании:

    п. 19.3 ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

    п. 18.3.1 ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

    п. 18.3.1 ФГОС С(П)ОО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".

Учебный план конкретной ОО как раздел ООП разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной ООП. Утверждение ООП и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом ОО.

Образовательная организация планирует получить статус "гимназия". Какие действия необходимо предпринять?
Какой существует порядок организации углубленного изучения предметов?

Ответ

Отвечает Анна Ивлева, юрист-эксперт

Обоснование

При организации углубленного изучения предметов необходимо внести изменения в учебный план и по тем предметам, по которым предполагается углубленное обучение.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену ( . СанПиН 2.4.2.2821-10).

Процедуру выбора предметов для углубленного изучения или профиля обучения, которые будет реализовывать образовательная организация, особенности формирования и процентное соотношение классов с углубленным изучением предмета (профильного обучения) и обычных классов не являются обязательными для включения в Устав. Однако по желанию ОО, и по согласию Учредителя, эти положения могут быть включены в Устав.

В некоторых случаях, в ОО с углубленным изучением предметов обучающиеся принимаются на основании индивидуального отбора.

<…>Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством субъекта РФ. Таким образом, если регион примет соответствующее решение, можно организовать индивидуальный отбор в образовательные организации на законных основаниях (если речь идет об организации углубленного изучения предметов или программ профильного обучения). <…>

<…> Для осуществления профильного обучения и предпрофильной подготовки администрация образовательной организации разрабатывает локальный нормативный документ - , которое регламентирует порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе среднего общего образования при дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Внимание: профильное обучение - это организация образовательной деятельности по образовательным программам среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы образовательной организации

Также необходимо подготовить ряд других документов:

1. Программы профильных предметов, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. и федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. приказом Министерства образования России от 05.03. 2004 , профилю предметов.

Внимание: направленность (профиль) образования - это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы образовательной организации.

2. Программы базовых предметов (сложность разработки программ базовых программ не только в том, чтобы сократить объем предметного материала, но и в том, чтобы учесть специфику обучающихся. Если базовый предмет преподается для гомогенного профильного класса (группы), то следует учитывать особенность профиля. При определении содержания базового предмета в универсальном классе или в модели организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов следует четко сформулировать образовательные цели и задачи курса, так как они могут варьироваться в широком интервале).

3. Программы элективных курсов.

4. Программы исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

5. Программы курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (задачи профильной и предпрофильной ориентации обучающихся возможно и желательно решать при преподавании основных предметов. Это не требует значительной коррекции программы. Достаточно лишь выделить в программе темы, при изучении которых можно познакомить обучающихся с профессиями, связанными с этим предметом, с возможными траекториями продолжения образования в данной предметной области).

Учебно-методическое обеспечение включает в себя учебники, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ), в т. ч. методический пакет КИМ, используемых для проведения в образовательной организации и т. д.

Также администрация образовательной организации на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая устанавливает право обучающегося и его родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией, может использовать анкеты по формированию учебного плана:

  • .<…>

<…> Если образовательная организация (далее - ОО) не перешла на ФГОС, то учебный план разрабатывается на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. (далее - Приказ № 1312), а также региональных учебных планов. В соответствии с приказом № 1312, организация углубленного изучения предметов обеспечивается посредством реализации профильного обучения в 10-11-х классах.<…>

<…>Если ОО реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, то согласно ч. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (далее - ООП), утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных ООП.

ПОЛОЖЕНИЕ
о классах с углубленным изучением отдельных предметов

    Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

1.2.Настоящее Положение регламентирует деятельность классов с углубленным изучением отдельных предметов. Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют программы основного общего образования, обеспечивающие углубленную подготовку обучающихся

Класс открывается в целях:

Обеспечение общего образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;

Удовлетворения познавательных потребностей и интересов учащихся в углубленном изучении отдельных предметов и развитие творческих способностей;

Обеспечения воспитывающего и развивающего характера обучения;
- обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися учебно-познавательных компетентностей, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения;

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;

1.4. Класс формируется в конце учебного года (апрель-май) приказом на основании решения педагогического совета образовательной организации при условии:

Наличие квалифицированных специалистов;
- соответствующего материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- наличие программно-методического обеспечения, в том числе спецкурсов, групповых и индивидуальных занятий;

Наличие заявлений родителей на зачисление.

2.Порядок приема и отчисления

2.1. Прием детей в классы осуществляется независимо от места их проживания, на основании письменного заявления родителей (законных представителей), медицинской справки, тестирования, позволяющего определить уровень готовности ребенка к углубленному изучению предметов по программам повышенного уровня сложности. Для учащихся, пришедших из других школ, добавляются:

Медицинская карта;

Личное дело ученика;

Справка о месте проживания ребенка.

2.2. Число учащихся в классе не должно превышать 25 человек. В классах с углубленным изучением предметов допускается деление на 2 подгруппы для проведения практических занятий.

2.3. Дополнительный набор учащихся производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам тестирования.

2.4. За учащимися класса сохраняется право свободного перехода в другой класс образовательной организации, в котором обучение ведется по программам, разработанным на основе федеральных и региональных стандартов.

2.5.Комплектование осуществляет психолого-педагогическая комиссия, создаваемая по приказу директора школы и организующая свою деятельность в соответствии с положением согласованным с учредителем.

2.6.Отчисление из классов с углубленным изучением отдельных предметов

производится:

По желанию учащихся, их родителей (законных представителей);

На основании медицинского заключения о состоянии здоровья, требующего щадящего режима учебных занятий (с согласия родителей);

По решению педагогического совета в случае академической неуспеваемости учащихся по программам повышенного уровня сложности (углубленного изучения предметов) при наличии письменного подтверждения об их приеме в другое образовательное учреждение или заявления родителей (законных представителей) о переводе в общеобразовательный класс в соответствие с «Законом об образовании».

2.7.Итоговая аттестация выпускников классов с углубленным изучением отдельных предметов осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

2.8.Освоение общеобразовательных программ основного общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников по данным предметам.

2.9. Экзамены в 9 классах проводятся в новой форме, а также по другим формам, предусмотренным приказами и инструкциями о проведении итоговой аттестации Министерства образования и науки Российской Федерации.

2.10. Выпускникам классов с углублённым изучением отдельных предметов выдаётся документ об образовании установленного государственного образца.

2.11. Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

3.1. Преподавание учебных предметов с углубленным изучением ведется по программам, утвержденным Министерством образования РФ, или по инновационным, авторским программам. Программа углубленного изучения предметов должна гарантировать учащимся государственный общеобразовательный стандарт по данному предмету.

3.2. Преподавание других предметов в классе ведется по программам общеобразовательной школы в соответствии с базисным учебным планом.

3.3. При углубленном изучении отдельных предметов в учебном плане образовательной организации предусмотрены спецкурсы, групповые и индивидуальные часы по выбору учащихся за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

Нагрузка учащихся в классах не превышает максимального объема учебной нагрузки, определенного базисным учебным планом.

При составлении расписания и организации учебной деятельности учащихся соблюдены санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к классам с углубленным изучением предметов.

4. Управление классами с углубленным изучением отдельных предметов

4.1. Деятельность классов с углубленным изучением отдельных предметов организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка. Полную ответственность за организацию и результаты деятельности класса несет администрация образовательной организации.

4.2. Педагогический коллектив для работы в этих классах формируется из квалифицированных педагогов.

4.3. В целях оценки потенциала, эффективности и определения тенденций развития класса администрацией школы 2 раза в год проводятся контрольные срезы знаний, сравнительный анализ результатов обученности учеников класса в начале и в конце реализации учебной программы.

5. Правовое положение и финансовое обеспечение

5.1. Финансирование образовательной организации осуществляется в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании".

5.2. Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования. Образовательная организация, имеющая классы с углубленным изучением отдельных предметов, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.

5.3. Педагогам работающим в классах с углубленным изучением отдельных предметов, на основании приказа директора образовательной организации может быть установлена доплата согласно Положению о порядке установления доплат и надбавок работникам образовательной организации.

Многочисленные исследования, посвященные становлению и развитию интересов детей и подростков, свидетельствуют, что в возрасте 14-17 лет у большинства учащихся хотя и определены интересы к той или иной деятельности или области знаний, но они имеют весьма общий и широкий характер. Наиболее часты случаи, когда ученик интересуется не одним каким-то учебным предметом, а группой близких предметов, не одной профессией, а рядом близких профессий. Это обязывает школу проявить определенную осторожность в подходе к решению проблемы дифференциации. Не следует стремиться к узкой дифференциации, которая может при определенных условиях перейти в узкую специализацию. Больше подходит широкая дифференциация по группе близких предметов.

Педагогический эксперимент, проведенный в школе № 710 Москвы, о котором есть упоминание в Постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” (1966), показал, что для успешной работы классов с углубленным изучением ряда предметов необходимо углубленно изучать не один предмет, а цикл родственных предметов. В этот цикл должны входить:

учебный предмет, изучаемый углубленно;

прикладной предмет, который, с одной стороны, продолжает и углубляет учебный предмет, а с другой - дает практическую подготовку на базе этого предмета;

учебный предмет, близкий к основному предмету, знание которого существенно важно для изучения основного предмета.

Например, в классах с углубленным изучением физики целесообразно углубленно изучать и математику, а на базе углубленного изучения физики и математики в качестве прикладного предмета целесообразно изучать один из следующих предметов: радиоэлектронику, электротехнику, светотехнику и т. п. В этом случае прикладной предмет ставит определенный акцент и на изучение профилирующих предметов.

Образовавшийся цикл предметов внутренне согласован. Изучение одних предметов создает базу для других и естественным образом дополняет и углубляет их. Совершенно очевидно, что для углубленного изучения подобным образом сформированного цикла предметов необходимо дополнительное время. Это время берется за счет факультативных занятий. Изучение прикладных предметов имеет практический характер и проводится за счет часов, отведенных на трудовое обучение. В качестве примера приведем учебный план классов с углубленным изучением физики.

Учебный план классов с углубленным изучением физики

(профилирующие предметы)

Примечание. После знака “плюс” стоит число дополнительных часов, выделенных для углубленного изучения предметов по выбору.

Из таблицы видно, что на углубленное изучение предметов, к которым учащиеся проявили повышенный интерес, в итоге за 3 года выделяется 529 часов.

Педагогические задачи, стоящие перед преподаванием в классах с углубленным изучением, не отличаются принципиально от задач обычного курса, но имеют свои специфические особенности, учет которых существенно важен.

Источником этих особенностей в конечном итоге является то обстоятельство, что в эти классы подбираются учащиеся с ярко выраженным интересом к выбранным ими предметам. Зная основной источник особенностей, постараемся вычленить их.

Первая особенность заключается в необходимости более глубокого и полного, чем обычно, изучения явлений, понятий, законов и теорий, предусмотренных программой средней школы. Это связано в первую очередь с необходимостью удовлетворить ярко выраженные интересы учащихся. Приведем пример, иллюстрирующий сказанное. Объясняя явление термоэлектронной эмиссии в классах, где физика изучается на обычном уровне, учителя, как правило, ограничиваются сообщением о том, что нагретый проводник испускает электроны, и демонстрируют соответствующий опыт. Такое изучение явления непригодно для классов с углубленным изучением физики по следующим причинам. Во-первых, учащиеся обычно уже знакомы с явлением термоэлектронной эмиссии в примерно таком же объеме, и их интересы к явлению в этом случае не удовлетворяются; во-вторых, столь поверхностное объяснение явления не создает необходимой базы для достаточно глубокого понимания принципа работы электронных ламп; в-третьих, в этом случае не закладывается необходимый теоретический фундамент для электроники, изучение которой предусмотрено учебным планом этого класса. Поэтому явление термоэлектронной эмиссии в этих классах надо изучать глубже.

Вторая особенность заключается в необходимости более строгой логики в изложении материала. На первый взгляд кажется, что требование достаточно тривиально и в одинаковой мере применимо к любому преподаванию вообще. Однако это не совсем так. Дело в том, что, интересуясь тем или иным предметом, учащиеся внимательнее и строже относятся к объяснению учителя и замечают такие детали, которые учащиеся, изучающие предмет на обычном уровне, не видят. Кроме того, строгая логика изложения материала дает возможность учащимся более глубоко проникнуть в логику изучаемого явления и оптимальным путем прийти к знаниям на высоком уровне, тем самым частично снимается перегрузка.

Третья особенность заключается в том, что учитель, ведущий профилирующий предмет, должен не только глубоко знать свой предмет, но и знать его на современном уровне, быть в курсе новейших публикаций, много читать и многим интересоваться. Дело в том, что учащиеся, интересуясь тем или иным предметом, много читают, просматривают большое число научно-популярных, а иногда и научных журналов и, не во всем разбираясь, обращаются к учителю с вопросами. Готовность учителя к этим воп-

росам в конечном итоге является условием успеха или неуспеха в его работе с классом.

Четвертая особенность преподавания в классах с углубленным изучением заключается в возможности и целесообразности более широкого использования знаний из близких предметов. Так, на уроках литературы целесообразно шире использовать знания учащихся по истории, и наоборот. На уроках физики - знания по математике, на уроках биологии - знания по химии и т. п. При этом происходит столь плодотворное влияние предметов друг на друга, что знания учащихся приобретают большую глубину и осознанность, а главное, систематичность. Так, хорошие математические знания учащихся при их умелом использовании в преподавании физики позволят просто и доходчиво показать индуктивный характер установления основных физических закономерностей на основе эксперимента и дедуктивный характер вывода, следствий из установленных закономерностей. Это в конечном итоге приведет к повышению общего уровня преподавания.

Ни цели, ни задачи, наконец, ни особенности Преподавания в классах с углубленным изучением не ставят перед профилирующим предметом задач, принципиально отличных от задач, стоящих перед курсом обычного уровня. А это означает, что содержание профилирующего предмета не должно принципиально отличаться от курса этого предмета в обычных классах.

Между тем иногда имеется тенденция значительно расширять содержание профилирующих предметов за счет включения в них материала, который в настоящее время изучается в высшей школе. Эта тенденция особенно заметна в ряде опубликованных работ, посвященных методике преподавания физики и математики в специализированных математических и физико-математических школах.

Мы считаем подобный подход к определению содержания курса профилирующего предмета педагогически несостоятельным по следующим причинам:

значительное расширение профилирующего предмета неизбежно приведет к перегрузке учащихся, что в конечном итоге отразится на их здоровье и на успехах по другим предметам;

как уже было сказано выше, перед курсом профилирующего предмета не стоят такие задачи, для решения которых нужно было бы значительно расширить его объем;

анализ учебного материала, предлагаемого различными авторами для включения в программу курсов профилирующих предметов, показывает их сложность, которая превосходит возможности большинства учащихся 15-17 лет,

развитие мышления и прочность запоминания изученного материала бывают выше в том случае, когда глубоко изучается небольшой по объему материал. Наоборот, при поверхностном изучении большого по объему учебного материала трудно развивать мышление школьников и добиваться прочных знаний материала,

любая целесообразно спроектированная система образования требует согласования программ средней и высшей школы. Расширение программы средней школы должно повлечь за собой изменение программ высшей школы, в противном случае оно нецелесообразно;

наконец, следует учитывать, что при объективной сложности вновь вводимого материала и ограниченном числе часов, отводимых на его изучение, неизбежно поверхностное изучение материала большинством учащихся, что приведет учащихся к самообману:

им будет казаться, что они уже знают предмет, тогда как на самом деле они будут иметь о нем самое поверхностное представление. Подобное верхоглядство может привести к самым тяжелым последствиям

Таким образом, можно утверждать, что курс профилирующих предметов в классах с углубленным изучением по объему содержания не должен сколько-либо заметно отличаться от курса обычной средней общеобразовательной школы.

Сказанное, однако, не означает, что совсем не следует расширять программу. Незначительное расширение программы возможно, но оно должно быть хорошо обосновано педагогическими соображениями. Расширять программу целесообразно, например, в том случае, когда введение нового, незначительного по объему материала существенно улучшит логику изложения курса.

Главное отличие курса повышенного уровня от курса обычной школы должно заключаться в глубине трактовки изучаемых явлений.

Преподавание профилирующих предметов на углубленном уровне, особенно предметов естественно-математического цикла, требует хорошей материальной базы. Так, преподавание физики, химии, радиоэлектроники и химического анализа невозможно без хорошо и рационально оборудованных кабинетов физики, химии, радиоэлектроники, радиомонтажной мастерской (цеха), лаборатории химического анализа и весовой.

Создание материальной базы - дело сложное, требующее определенных материальных затрат. Особые трудности возникают при оборудовании кабинетов и лабораторий по физике, радиоэлектронике, химии и химическому анализу.

Для организации классов с углубленным изучением ряда предметов, помимо комплекта обязательного оборудования, школа должна иметь более совершенное оборудование для самостоятельных экспериментальных работ учащихся. В кабинетах необходимо иметь образцы оборудования, которое используется в современных лабораториях (электронные осциллографы, усилители постоянного и переменного тока, генераторы стандартных сигналов, генераторы импульсов, спектрометры и другое оборудование). Такое оборудование должно накапливаться в школе постепенно с помощью шефствующих организаций.

Для успешного преподавания в классах с углубленным изучением существенно важное значение имеет учебник. Отличие этого

учебника от других учебников должно заключаться, прежде всего, в логической строгости изложения, в глубине трактовки изучаемых явлений и в более частом и широком использовании материала из близких предметов.

Кроме учебника, следует выпускать серию научно-популярных книг.

Изложенное не исчерпывает всех проблем, связанных с преподаванием в классах с углубленным изучением ряда предметов. Мы остановились только на главнейших из них.

"Завуч" №5, 2002

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной думой 21.10.94 г., Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года № 1008.
1.2. Классы с углубленным изучением предметов ориентированы на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивают непрерывность среднего и высшего образования. Классы с углубленным изучением предметов дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, осуществляют раннюю профилизацию, обеспечивают условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.
1.3. Классы с углубленным изучением предметов открываются приказом по Управлению образования в соответствии со статусом Центра образования.
1.4. Классы с углубленным изучением предметов открываются при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных и материальных условий и соответствующего социального запроса.
1.5. Классы с углубленным изучением предметов организуются на III ступени среднего общего образования в составе старших (10-11-х) классов.
1.6. Центр, имеющий классы с углубленным изучением предметов, несет ответственность перед учащимися, родителями, педагогической общественностью и органами образования за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицейскому образованию.
2.1. Обучение в классах с углубленным изучением предметов осуществляется в соответствии с образовательной программой, отражающей образовательную стратегию определенной направленности.
Образовательная программа предусматривает:
  • обеспечение общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
  • овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне по отдельным предметам и изучение дополнительных курсов по профильным дисциплинам;
  • максимальное использование гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.
2.2. Классы с углубленным изучением предметов работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающим углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированных на вуз. Учебный план и программы разрабатываются педагогическим коллективом Центра образования совместно с кафедрами вузов.
2.3. Образовательный процесс в классах с углубленным изучением предметов носит личностно-гуманную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности.
2.4. Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности.
2.5. Количество учащихся в классе не должно превышать 25 человек. Классы делятся на две подгруппы при проведении уроков информатики и иностранного языка.

3. Порядок приема и выпуска учащихся классов с углубленным изучением предметов


3.1. В классы с углубленным изучением предметов принимаются учащиеся независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор. Для организации приема в Центре образования формируется приемная комиссия, которая устанавливает сроки и порядок приема. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образования повышенного уровня учеников.
3.2. При зачислении в классы обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие у него медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня.
3.3. При поступлении в классы с углубленным изучением предметов учащиеся, их родители (лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в Центре образования.
3.4. Вопросы зачисления и отчисления учащихся решаются совместно с комиссией и педагогическим советом Центра образования в соответствии с порядком, установленным Уставом; решения оформляются приказом директора.
3.5. Дополнительный набор учащихся производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам конкурса.
3.6. Выпускникам классов выдается аттестат о получении среднего общего образования с указанием предметов углубленного изучения профильных дисциплин.
3.7. Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, могут быть аттестованы по программе общеобразовательной школы, и им предоставляется возможность перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы и получения аттестата о среднем образовании.
3.8. Право зачисления выпускников в вуз без вступительных экзаменов по результатам выпускных экзаменов регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и определяется дополнительным соглашением между Центром образования и вузом.

4. Управление классами с углубленным изучением отдельных предметов


4.1. Деятельность классов с углубленным изучением отдельных предметов, открытых в Центре образования, организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка.
4.2. Педагогический коллектив для работы в этих классах формируется из высококвалифицированных педагогов. Для преподавания профильных дисциплин привлекаются преподаватели вузов.
4.3. Ставки заработной платы учителей, работающих в классах с углубленным изучением отдельных предметов, устанавливаются из расчета 18 часов в неделю и повышаются на 15%.
4.4. Для организации научно-исследовательской работы, анализа деятельности педагогического коллектива и определения основных направлений развития учреждения вводятся ставка заместителя директора по научной работе и ставки заведующих кафедр в количестве, определенном Уставом Центра образования.

5. Правовое положение и финансовое обеспечение


5.1. Финансирование Центра образования осуществляется в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
5.2. Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением отдельных предметов, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
5.3. Допускается использование целевых взносов, сделанных родителями учащихся за предоставление дополнительных образовательных услуг в части углубленного изучения дисциплин, выходящих за рамки базисного компонента, или новых курсов и предметов. Порядок и размер оплаты устанавливаются договором с родителями при приеме учащихся.
5.4. Финансирование определяется после издания приказа Управления образования.

6. Международная деятельность


6.1. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением предметов, имеет право осуществлять международную деятельность в установленном порядке.

7. Реорганизация, ликвидация классов с углубленным изучением предметов


7.1. Реорганизация и ликвидация классов с углубленным изучением предметов производятся в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом "Об образовании".
7.2. Закрытие классов возможно при расторжении соответствующего договора с вузом, а также по решению учредителя.

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: