Что такое страдательное причастие в русском языке. Страдательные причастия настоящего времени: примеры

Причастие - это особая самостоятельная часть речи в русском языке, которая сочетает в себе свойства глагола и прилагательного. Это проявляется в том, что причастие образовывается от глагола, но отвечает на вопросы, характерные для прилагательного: какой?, что делающий?, что делавший?, что сделавший?. Ученики школ и студенты-лингвисты должны уметь правильно определять вид причастия. Это постоянный морфологический признак причастия, он заметно влияет на трактовку смысла слова. Чтобы определить вид причастия и не допустить ошибок, важно пользоваться советами и действовать по алгоритму.


Определяем вид причастия. Рекомендации
  1. Для начала определите, от какого глагола было образовано причастие. Данная часть речи сочетает в себе признаки прилагательного и глагола. Вид может быть страдательным и действительным. Либо объект совершает некое действие, либо какое-то действие производят с объектом:
    • действительное причастие обозначает действие объекта, например: читающий – кто-то читает, человек читает книгу;
    • страдательное причастие описывает действие, совершаемое с объектом, например: читаемая – что-то читают, книга прочитывается человеком.
  2. Вы можете определить вид причастия, задав к нему соответствующие вопросы:
    • что делавший? что делающий? – вопросы действительного причастия;
    • что делаемый? – вопрос страдательного причастия.
    Помните, что данный способ проверки необходимо сочетать с более академичным: по формальным признакам, указывающим на вид. Однако этот метод поможет вам изначально ориентироваться на определённый вид, а затем проверить – соответствует ли ему причастие, выделив в нём суффикс.
  3. Поставьте причастие в полную или краткую форму. Обратите внимание, может ли рассматриваемое вами причастие иметь обе формы. Запомните важный признак вида данной части речи:
    • действительное причастие имеет в русском языке только полную форму, его невозможно поставить в краткую форму без нарушения языковых норм;
    • страдательное причастие может иметь обе формы: полную и краткую; например: читаемая – читаема.
    Если ваше причастие не имеет краткой формы – оно является действительным. Иногда краткая форма страдательного причастия может показаться архаичной, но вы увидите, что она вполне соответствует нормам языка. Например: разбиваемый – разбиваема.

    Действительные причастия ставят в краткую форму только в некоторых диалектах, избирая для этого отдельные слова. Можно сразу отличить нарушение нормы русского языка: читающий – читающ.

  4. Обратите внимание: страдательные причастия в краткой форме изменяются в русском языке по числам и родам. Например: читаем – читаема – читаемо – читаемы.
  5. Разберите причастие по составу. Желательно произвести полный разбор слова по составу, чтобы точно найти суффикс. Именно эта часть причастия и является его формальным видовым признаком. Каждый вид данной части речи имеет специфические суффиксы:
    • действительные причастия: суффиксы –ащ-, -ущ-, -ящ-, -ш-, -вш-;
    • страдательные причастия: суффиксы –ем-, -нн-, -енн-.
  6. Начертите самостоятельно сводную таблицу признаков вида причастия. Внесите в неё всю полезную информацию о разных методах определения вида этой части речи: по вопросам, суффиксам, наличию кратких и полных форм. Снабдите вашу таблицу собственными примерами. Тогда вам будет значительно легче правильно определять видовую принадлежность причастия, а все сведения вы быстро запомните, задействовав разные виды памяти.
  7. Обратите внимание на то, что некоторые причастия уже давно перешли в другую часть речи. Внешне они напоминают причастия, но на самом деле являются прилагательными, поскольку обозначают действия и состояния, ставшие постоянными признаками предметов. Например, консервированный горошек. Такие слова следует разбирать как прилагательные.
Алгоритм определения видовой принадлежности причастия
Как определить вид причастия правильно? Следуйте алгоритму и помните рекомендации.
  1. Выпишите на отдельный листочек причастия, вид которых вам нужно определить.
  2. Вспомните вашу таблицу и начинайте рассматривать слова в соответствии с ней. Для начала задайте к причастию вопрос.
  3. Проверьте, имеет ли данное причастие краткую, полную форму.
  4. Разберите слово по составу. Выделите суффикс и выясните, какому виду он соответствует. Определите видовую принадлежность причастия.
  5. Проверьте себя: запишите глагол, от которого образовано причастие. Составьте с ним словосочетание. Подумайте: речь идёт о действии, совершаемым объектом или о действии, которое кто-то производит с объектом? Сделайте окончательные выводы и запишите вид причастия.
Следуйте рекомендациям, определяйте вид причастия по алгоритму, тогда вы сможете выполнить работу правильно.

На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

К причастию в лингвистике двоякое отношение. Часть филологов считает его особой же другие языковеды уверены, что оно является самостоятельной частью речи в русском языке.

Тем не менее, причастиями, независимо от их конкретного определения, обозначаются признаки предметов по их действию. Они объединяют в себе свойства двух частей речи - прилагательного и глагола. К причастиям задаются вопросы: «Какой?» («Какая?», «Какие?», «Какое?»), «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».

Как и прилагательные, причастия и в роде, причем только в единственном, и в числе, и в падеже согласуются с существительными. Их начальной формой, так же как и у прилагательных, является именительный падеж например: закрытый, стоящий, идущий.

Существует два разряда этой страдательные и действительные причастия. Рассмотрим их в отдельности.

Действительное причастие обозначает тот признак предмета, который создается его действием. К примеру, бегущий мальчик - тот, который сам бежит, бегавший мальчик - тот, который сам бежал.

При этом действительное причастие имеет форму настоящего и прошедшего времени.

Другой разряд причастий - страдательные, они показывают тот признак, который у предмета создается под воздействием другого предмета.

Примеры: книга, прочитанная мальчиком - книга, которую прочитал мальчик; дом, построенный строителями - дом, который строители построили.

Таким образом, мы видим здесь две разные формы причастия и две совершенно различные ситуации: в первом случае действие совершает то существительное, тот предмет, который является определяемым словом, во втором - действие производится кем-то над ним.

Действительное причастие отличается речи целым рядом особенностей, в том числе и типом своего образования.

В русском языке словообразование причастия взаимосвязано с теми отличиями глагола, которые выражаются в их виде и переходности. Таким образом, образовать от одного глагола все четыре формы причастия невозможно.

От переходных и непереходных глаголов образуются действительные причастия, а только лишь от переходных - страдательные.

Действительные причастия настоящего времени создаются только от и ни в коем случае - от которые не имеют формы настоящего времени. То же самое можно сказать и о страдательных причастиях.

Примеры: плакать - плачут - плачущий; любить - любят - любящий.

Таким образом, непереходные совершенные глаголы образуют только действительные причастия, причем в прошедшем времени.

Примеры: пробежавший, прыгнувший.

Страдательные причастия, употребляемые в настоящем времени, не могут образовываться от таких глаголов, как полоть, жать, брить, печь и т.д.

Рассмотрим суффиксы, с которыми образуется эта часть речи.

В случае образования от соответствующего глагола первого спряжения используются суффиксы -ущ , -ющ (тающий - тают, стелющийся - стелются, колышущийся - колышутся и т. д.) и - ащ , -ящ - от второго спряжения (зависящий - зависят, молящий - молят, жалящий - жалят, хвалящий - хвалят, клеящий - клеят).

Действительных причастий - это основа неопределенной глагольной формы. Суффиксы, которые при этом используются: -вш при основе на гласную букву: кричать - кричал - кричащий; -ш - при основе на согласный звук.

Нужно помнить, что глагол «идти» образует действительное причастие в прошедшем времени: идти - шел - шедший.

Причастия, точно так же, как и прилагательные, обладают полной и краткой формами. Их полные формы изменяются по родам, числам и по падежам.

Мы живем в государстве, занимающем одну шестую часть суши.

Сорт темной, практически черной вишни, выведенной во Франции, называется Мирабель.

Краткие же формы не имеют падежей, у них меняется только число и род.

Книга давно написана и отправлена в типографию.