Типовые поведенческие ­сценарии и эффективная коммуникация. Сценарное поведение

Внеклассное мероприятие по этикету для младших школьников

Автор: Микерина Галина Николаевна педагог - организатор дворового клуба "Жулдыз",Дома детского творчества, г. Аксу, Казахстан

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГОСПОДИНА ЭТИКЕТА И ГОСПОЖИ ЭТИКЕТКИ

(Сценка по правилам этикета)

Описание: Материал может быть применен вожатым, учителями, педагогами – организаторами для мероприятий по правилам поведения.

Цель :Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
Организовать знакомство детей с правилами поведения, упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.
Задачи: Научить учащихся правилам этикета. Воспитывать дружбу, уважение.
На сцене находятся: столик сбоку площадки, по центру – два стула. Перед столиком установлена рамка, служащая экраном телевизора. Звучат позывные. В "экране" появляется диктор.
ДИКТОР: Здравствуйте. В эфире экстренный выпуск "Вежливых новостей". Сегодня в стране Этики при загадочных обстоятельствах исчез повелитель порядка поведения – сам господин Этикет. Поиски пока безуспешны… Госпожа Этикетка, супруга великого Этикета, - в горе и отчаянии.
Диктор уходит, на сцене появляется госпожа Этикетка с дамами.
ЭТИКЕТКА : (заламывает руки). Куда? Куда он мог так внезапно пропасть? Неужели его похитили?
1. ДАМА. Ваше величество, кому в наше время нужен Этикет?
ЭТИКЕТКА. Тогда он под машину попал! Он такой рассеянный!
2. ДАМА . Госпожа, в нашей стране нет машин.
ЭТИКЕТКА . Ну, тогда под каре-е-ету!
3. ДАМА. Госпожа, перестаньте рыдать. Господин Этикет не такой уж наивный, чтобы попасть под какие-то колеса… Помните, в прошлом году его взяли в заложники хулиганы?
ЭТИКЕТКА. Да! Полменю! Они заставляли его ругаться…
3. ДАМА. Вот! А он научил их вежливости, и они добровольно сдались. И теперь верно служат вашим величествам.
ЭТИКЕТКА. А я все равно волнуюсь!
Входит стражник.
СТРАЖНИК .. Госпожа, найдена записка!
ЭТИКЕТКА. Читайте же!
СТРАЖНИК . "Дорогая, Этикеточка! За меня не волнуйся – я скоро вернусь. У меня важные дела в одной дальней стране. Не скрою, дела опасные, но я должен идти вперед. Твой Этикет."
ЭТИКЕТКА. И все?! (Стражник кивает, пятится и уходит.) Надо же, он так торопился, что забыл добавить – "С уважением…" Нет! (Встает.) Я должна быть рядом с ним!
1. ДАМА. Извините, это невозможно!
2. ДАМА. Пожалуйста, не покидайте нас!
3. ДАМА: Спасибо вам за вашу преданность, но идти куда-то – это безумие!
ЭТИКЕТКА: Хотя вы, дамы, и волшебные слова, но я вас не послушаюсь! Немедленно – за мной! Будем готовиться в путь!
Уходит, вместе с ней – дамы.
Появляется Стражник, который обращается к зрителям.
СТРАЖНИК: Всем все понятно? Как, по-вашему, зовут этих трех придворных дам? Кто быстрее всех ответит - получит этикетку, пропуск к нашему призу!
Стражник вручает специальную этикетку зрителю, первым назвавшему имена дам (Извините. Пожалуйста. Спасибо.).
Появляется диктор.
ДИКТОР : Самые последние известия! Госпожа Этикетка отважно отправилась на поиски своего доблестного супруга! Ее сопровождают придворные дамы Извините, Спасибо и Пожалуйста. Ждите очередных новостей! (Уходит.)
Вновь появляются Этикетка с дамами. Этикетка с вздохом падает па стул.
ЭТИКЕТ: Идем, идем, а никого не встречаем…
1. ДАМА. Извините, но мне кажется. Что там - город!
2. ДАМА. Пожалуйста, будьте осторожны, ваше величество, - к нам кто-то идет!
Вваливается группа грубиянов.
ПЕРВЫЙ ГРУБИЯН . Привет! Подвинься, тетка! (Спихивает Этикетку со стула.)
ВТОРОЙ ГРУБИЯН. Чего уставились?
ТРЕТИЙ ГРУБИЯН. Мы вот вам щас грубить начнем!
1. ДАМА . Извините, а вы кто такие?
2. ДАМА. Пожалуйста, не грубите дамам!
ПЕРВЫЙ ГРУБИЯН. Грубияны мы, бабки!
3. ДАМА. Спасибо! Какие мы тебе бабки?
2 .ДАМА . Пожалуйста, не грубите, а то мы обидимся.
ПЕРВЫЙ ГРУБИЯН . Ой-ой-ой! Какие мы обидчивые! Ууу! (Делает "козу" дамам, те визжат.) Ха! Понятно?
ЭТИКЕТКА. Какие грубияны!
ТРЕТИЙ ГРУБИЯН . А ты думала!…
ВТОРОЙ ГРУБИЯН . Мы, блин, такие вообще!.. Короче, не суйся не в свое дело!
ЭТИКЕТКА (решительно встает). Нет! Это как раз мое дело, не будь я Этикеточкой! (Обращается к зрителям.) Ребята, есть один проверенный способ борьбы с грубостью – это в ответ на грубость не стать таким же грубияном, как вот они. Кто скажет, что неправильно делали эти ребята только что, назовите их ошибки.
Этикетка вызывает зал на диалог. В котором должны выясниться ошибки:
обращение к незнакомым людям на "ты",
грубая замена синонимов слов (уставилась, не суйся, бабки)
грубые обороты речи (не суйся не в свое дело, а ты думала, блин,).
Грубияны грозят залу кулаками, кого-то передразнивают.
ЭТИКЕТКА: . Вы все сказали правильно, ребята. И я своей волшебной силой превращаю грубиянов из этой страны в обыкновенных мальчиков. Пусть звучат волшебные слова!
Фоном звучит музыка. Грубияны преображаются.
1.ДАМА : Извините…
2 ДАМА : Спасибо…
3.ДАМА: Пожалуйста…
1.ГРУБИЯН : Ой… Это… кхм… Извините нас, тетеньки…
2.ГРУБИЯН : Погорячились, с кем не бывает.
3.ГРУБИЯН: Вот! (Придвигает стул.) Садитесь, пожалуйста!
1.ГРУБИЯН :А вы куда путь держите, если не секрет?
ЭТИКЕТКА : Мы идем искать супруга моего – господина Этикета.
2.ГРУБИЯН :Сбежал?
ЭТИКЕТКА : Нет. Мне кажется, его похитили.
3.ГРУБИЯН: Да кому он… (Зажимает рот рукой.) Ой! А можно, мы с вами пойдем?
ЭТИКЕТ : Пожалуйста! Мы этому рады!
1.ГРУБИЯН: Я думаю, надо идти вон туда! Там очень интересная страна!
2.ГРУБИЯН: Мы там никогда не были.
3.ГРУБИЯН : Но оттуда такие интересные крики раздаются!
ЭТИКЕТКА: Вдруг он там? Идёмте, идёмте скорее!
Уходят. Появляется диктор.
ДИКТОР : Последнее сообщение! Госпожа Этикетка и сопровождающие ее лица посетили страну Грубляндию. Жертв нет, грубияны исправлены. Спасательная экспедиция двинулась в сторону совершенно неизвестной страны! Мы ожидаем известий! (Уходит.)
Слышен шум, на сцену выбегают все персонажи.
ЭТИКЕТКА: Боже! Что там такое?
1. ГРУБИЯН.: Может, там война?
2. ГРУБИЯН.: Землетрясение?
1. ДАМА: Карнавал?
2. ДАМА: День города?
3. ГРУБИЯН: В общем, надо идти на разведку. Ребята, пошли…
Они уходят. Все оставшиеся тревожно всматриваются вдаль. Выскакивают грубияны: помятые, смущённые.
1. ГРУБИЯН: Там это… странное место!
2. ГРУБИЯН : Непонятное!
3. ГРУБИЯН: Раздевалка называется…
1. ГРУБИЯН : Самое интересное, в школе находится!
1. ДАМА. Какой ужас? А в какой именно?
1. ГРУБИЯН: Да какая разница!! Такая страна в любой школе найдется…
ЭТИКЕТКА: Надо срочно наводить порядок!
1. ГРУБИЯН : Госпожа, только не это! Нас там вообще разденут! Давай соберем войско, вооружимся, подготовимся, и…
ЭТИКЕТКА : Ждать невозможно! Раз там такое творится, значит, господин мой Этикет там еще не побывал!
1. ДАМА: К сожалению, госпожа…
2. ДАМА : Ай! Вижу молодого человека!
3. ДАМА: Даже двух!
Выходят двое.
ПЕРВЫЙ: Здрасьте…
ВТОРОЙ : Вы кто?
ЭТИКЕТКА : Мы ищем господина нашего – Этикета.
ПЕРВЫЙ : Интересная кликуха… (Ко второму.) Знаешь такого?
ВТОРОЙ: Не-а… А вы к нам надолго?
ЭТИКЕТКА : К вам – это куда?
ПЕРВЫЙ: В страну Прозывалию!
ВТОРОЙ : Первое место по юмору! Мы тут такие все друзья!
ЭТИКЕТКА : А кто ваши друзья?
ПЕРВЫЙ : Ну, Баран, Бегемот, Хрюн и этот самый… Таракан…
1 ДАМА: Как интересно! Извините, у вас тут зоопарк?
ВТОРОЙ : Почему? Вот у меня друзья Бочка, Пузырь и Шпала.
2 ДАМА: На складе живете?
ПЕРВЫЙ : Да нет! Мы дружим с Фингалом, Ботинком и Хоботом.
3 ДАМА: Вы – из цирка!
ВТОРОЙ : Нет! Какой цирк, если моих друзей зовут Графин, Хромой и Толстый.
ЭТИКЕТКА : Нам все ясно! Страна Прозывалия! А вас как зовут?
ПЕРВЫЙ: Его – Балбес.
ВТОРОЙ: А его – Балда.
Смеются, обнимаются и уходят.
1 ДАМА: Ребята! (В зал.) У вас тут, случайно, не страна Прозывалия?
2 ДАМА: Я не хочу в такую страну.
3 ДАМА: Кличка, как у собачки! Ой!
ЭТИКЕТКА: Ребята, моя этикеточка достанется тому, кто назовет настоящие имена этих двух героев? Невозможно? А вы не забыли имена своих одноклассников? Давайте маленький конкурс проведем: кто вспомнит подряд имена всех своих одноклассников? По очереди!
Зрители называют имена, зал считает. В классе около тридцати человек, поэтому сразу перечислять их трудно. Участвуют два зрителя. Далее Этикетка предлагает назвать какие – либо клички, прозвища и выбросить их символическим жестом руки под дружное «Фу!»
ЭТИКЕТКА : Спасибо всем! Отправляемся далее.
Появляются двое, в портупеях и погонах. Это – патрульные.
1 ПАТРУЛЬНЫЙ: Здравствуйте, кого ищут уважаемые дамы?
ЭТИКЕТКА : Добрый день! Я ищу господина Этикета.
2 ПАТРУЛЬНЫЙ: А вы, полагаю, госпожа Этикетка?
ЭТИКЕТКА : К вашим услугам… (Приседает в реверансе.)
1 ПАТРУЛЬНЫЙ : Вы нам нужны!
2 ПАТРУЛЬНЫЙ: Мы – патруль Вежливости, нас господин Этикет придумал!
1 ПАТРУЛЬНЫЙ: Он вам записку передал!
ЭТИКЕТКА : Спасибо… (Читает). "Дорогая Этикеточка! Наша разлука затягивается. Но мой долг – остаться в этой огромной стране, где есть Грубляндия, Прозывалия, Раздевалия и вообще всякая Некультурия. Работы много – скоро не ждите. С уважением и любовью – ваш Этикет."
1. ДАМА: Ах, как романтично!
2. ДАМА: Как интересно!
3. ДАМА: А где же сам господин Этикет?
1. ПАТРУЛЬНЫЙ: Там!
2. ПАТРУЛЬНЫЙ : И там!
1. ПАТРУЛЬНЫЙ: И здесь!
2. ПАТРУЛЬНЫЙ : И тут… Он – всюду.
ЭТИКЕТКА: Я поняла! Подойти ко мне все немедленно!" Я делаю официальное заявление! Господин Этикет задерживается в школе на неопределенное время. И если кто-то из вас, ребята, вместо какой-нибудь "Дылды" или "Рюши" скажет просто: Света…
1. ДАМА : Или Коля.
2 ДАМА : Или Наташа.
2 ДАМА: Или просто - друг.
ЭТИКЕТКА: Значит, господин Этикет рядом с вами.
1. ДАМА : Если кто-то захочет толкнуть кого-то, но передумает, он – рядом.
2. ДАМА : Если в коридоре школы вместо крика наступит вдруг тишина – господин Этикет пришел.
3. ДАМА : А если кто-то сдержится, и грубое слово не вылетит, то он будет рад.
ЭТИКЕТКА: Будьте внимательны к людям, которые рядом с вами. А мы, мы возвращаемся. Мы будем ждать, когда господин Этикет все сделает и вернется. Чувствую, это будет еще не скоро. Пойдемте, верные друзья!
Под музыку все торжественно покидают сцену и зал.
Появляется диктор.
ДИКТОР : Внимание! Самые последние известия! Госпожа Этикетка возвращается домой. Она возвращается одна. Ведь господин Этикет остался в школе, чтобы бороться за хорошее отношение школьников друг к другу. Мы верим, что его все-таки заметят и перестанут обижать своих друзей и родных. Он ведь не один – с ним ребята, которые знают, что такое вежливость и доброта. Мы уверены, что господин Этикет – великий порядок поведения – победит. И все станут его друзьями. Наша программа завершается. До свидания, будьте вежливы, друзья!
Диктор покидает своё место, на сцене – все участники программы.
ПРИМЕЧАНИЯ :
Этикеточки, полученные зрителями, обмениваются на мини - призы (Ход программы можно дополнить викторинами на темы этикета).
Программа может быть дополнена конкурсом чтецов (Стихи на темы поведения, отношения людей, вежливости и пр.)

У многих людей есть повторяющиеся, излюбленные сценарии поведения. Это объясняется тем, что все мы, живя и взаимодействуя в социуме, ограничены определенными условностями и факторами этикета. Так, ребенок может подойти к маме и сказать: «Пожалей меня, меня обидели» или: «Похвали меня, я ведь хорошо прочитал стихотворение». Для взрослого человека такое поведение нелепо, однако его подсознание (на которое приходится 5/6 перерабатываемой информации по отношению к 1/6, приходящейся на сознание) нуждается в самовыражении и подает сигналы с помощью специфических «сценариев». При условии, что они повторяются довольно часто, мы можем понять, в каких мотивационных психологических факторах и сигналах нуждается кандидат. Рассмотрим несколько типичных примеров сценариев, обсудим, как их можно интерпретировать и каким образом вести себя с человеком, если мы хотим расположить его к себе и мотивировать на взаимодействие (при проведении психоанализа или психокоррекции стоит другая задача - модифицировать поведение и восприятие, однако этого аспекта мы практически не будем касаться).

«Ни на что не хватает времени / Такая нагрузка / Все на мне»
Такой сценарий является одним из самых распространенных, причем в одних случаях человек действительно не умеет управлять своим временем, вследствие чего перегружен, а в других его загрузка вполне нормальна, и он прекрасно справляется с порученным объемом работы. Но на самом деле это не имеет особого значения.
Основной сигнал, посылаемый в такой ситуации, состоит в следующем: «Я действительно значим, я действительно полезен, без меня нельзя обойтись». Его поведение свидетельствует о том, что такому человеку не хватает признания собственной значимости. Наиболее предпочтительная реакция - подтверждение этой значимости, периодическая похвала и поддержание разговора о том, как вы (возможно, не только вы, но и другие люди) цените то, что он делает. Следует подтвердить, что от мнения и действий этого человека действительно многое зависит. Очень часто такой сценарий становится повторяющимся в ситуациях, когда сотрудник не получает возможности карьерного роста, на который претендует, или когда работа сама по себе не дает необходимого человеку признания. Тогда это может и должно быть компенсировано руководителем. Сам по себе такой сценарий не опасен, его нельзя считать особенно негативным, но он помогает корректировать подход к мотивации сотрудника.
Неправильная и непродуктивная реакция: советы по управлению временем, тем более упреки в неправильном планировании дня (это можно и нужно делать, но не в момент проявления сценария); отказ от обсуждения темы как таковой со ссылкой на собственную занятость; использование элемента «соревнования» («Да что там у тебя, вот я...»).
«Все пропало/Никто меня не понимает»
Данный сценарий говорит о повышенной потребности человека в сочувствии, эмпатии, сопереживании.

Правильная реакция заключается в том, чтобы подтвердить: вы разделяете эмоции человека и в целом согласны, что в жизни мы действительно часто сталкиваемся с непониманием. Мысль о том, как это трудно пережить, можно подтвердить примерами из собственной жизни (но избегая сравнений). Следует постепенно уводить человека от этой темы, переводя разговор на продуктивные пути выхода из сложной ситуации или на другой предмет. Зацикливание на обозначенной проблеме может привести к неадекватной реакции собеседника и его депрессивному состоянию. Главное, о чем стоит задуматься руководителю, - это является ли такое настроение сотрудника временным или постоянным. Если оно временное, то мы можем просто увеличить «дозу» адресованных ему эмпатии, сопереживания. Если же это его постоянное состояние, то оно, как правило, свидетельствует о наличии у него достаточно серьезных комплексов и жизненных проблем. В такой ситуации важно определить, как они сказываются на работе и готов ли руководитель постоянно оказывать данному сотруднику поддержку.
Неправильная реакция: утверждать, что все проблемы собеседника - ерунда, не стоят внимания или очень легко разрешимы; обвинять собеседника; использовать элемент соревнования.
«Все они (мужчины, начальники, обеспеченные люди, женщины и пид.) -ругательное слово (проходимцы, идиоты, дуры и пид. в зависимости от ситуации) /Не хочу никакого дела иметь с...»
Этот сценарий демонстрирует защитную реакцию человека, который, чувствуя себя не очень уверенно в определенной сфере, старается нанести опережающий удар. Например, неуверенная в себе женщина (это может быть как постоянным, так и временным ее состоянием) очень часто затрагивает тему мужского эгоизма. Механизм защитной реакции очень прост: она нанесла опережающий удар, и теперь ей есть чем объяснить отсутствие отношений или неудачные отношения с мужчинами - она ведь сама их отвергает. Точно так же человек, который испытывает некоторые комплексы по поводу своего социального статуса или
дохода, начинает часто обращаться к идее о том, что все начальники - мягко говоря, не очень хорошие люди, а обеспеченные граждане - воры и взяточники. При этом он как бы заранее оправдывает свою социальную неуспешность тем, что он-то хороший, не такой, как остальные. Подобных примеров можно привести очень много.
Правильная реакция (мы опять-таки говорим о мотивации и расположении к себе, а не о коррекции поведения или восприятия) состоит в частичном согласии (да, действительно, ИНОГДА такое случается) и сопереживании человеку, столкнувшемуся с неприятной для себя ситуацией. Важно понимать, что он ЗАЩИЩАЕТСЯ, поэтому его эпатаж или агрессию не надо воспринимать всерьез: это всего лишь попытка не очень уверенного в себе (в определенной сфере) человека избежать эмоциональных травм. Безусловно, такая самооценка человека и данный тип поведения требуют коррекции, но это отдельная тема. Следует лишь учесть, что подобный повторяющийся сценарий указывает на зоны низкой уверенности в себе и/или некомпетентности. Поэтому, если речь идет о рабочих отношениях («Все клиенты - идиоты», «С поставщиками ни о чем нельзя договориться: сами не знают, чего хотят» и т.д.), руководителю стоит проверить профессионализм и поведение сотрудника именно в этих сферах, а дальше задуматься о мерах по корректировке моделей его поведения или о его обучении.
Неправильная реакция: «Да ты сам/сама...»; вступление в дискуссию (у человека в данный момент не тот настрой); слишком активное поощрение данных высказываний и длительное обсуждение этой темы.
«У меня все равно не получится I Заранее извините...»
Данный сценарий имеет смысл учитывать только в том случае, если он является повторяющимся; если же человек поступает так только в конкретный, отдельно взятый момент, то никаких выводов делать не стоит. В ситуации повторения такой сценарий
очень похож на предыдущий, разве что лишен агрессии и характерен для случаев заниженной самооценки (возможно, в какой-то одной сфере). Человек заранее обезопасил себя на тот случай, если не справится с порученной работой.
Оптимальный вариант: дать понять собеседнику, что он действительно умеет прогнозировать ситуацию и вы приняли его предостережение, однако предложить ему попробовать, заверив, что ничего страшного не произойдет и в том случае, если у него ничего не получится. Впоследствии следует выяснить, что же именно его смущало, и постараться постепенно внушить ему позитивный настрой. В дальнейшем необходимо повышать квалификацию сотрудника в этой сфере, а также его самооценку и уверенность в себе.
Неправильная реакция: отмахнуться от предупреждения, заявив, что все получится; обвинить человека в неспособности хоть что-нибудь сделать; предложить отказаться от попытки что-либо предпринять.
«Да разве могут (умеют)...»
Как правило, данный сценарий возникает, когда речь идет о тех навыках, которыми сотрудник особенно гордится, но при этом не очень уверенно чувствует себя в других сферах. В любом случае, его частое возникновение свидетельствует об имеющихся комплексах: принижая других, человек как бы возвышает себя.
Если вы хотите завоевать расположение сотрудника, порой бывает достаточно с энтузиазмом поддержать эту тему и подтвердить его достоинства. Однако в будущем необходимо корректировать поведение такого человека, т.к. оно может перейти в агрессию и привести к необъективности его самооценки.
Неправильная реакция: «На себя посмотри»; попытка убедить в наличии у «них» каких-то из упомянутых навыков или возможностей.

Следует учесть, что взаимодействие с людьми, у которых данный сценарий проявляется часто и в различных областях, может быть очень непростым и низкопродуктивным.
«Толи дело мы тогда.../В наши годы...»
Данный сценарий также говорит об определенной неуверенности в себе, при этом подчеркивается не конкретный навык, как в предыдущем случае, а «стаж». Если довести такой сценарий до крайности, то мы придем к классической «дедовщине», где уже присутствуют элементы некоторой мстительности и морального садизма, однако его основной причиной можно считать недостаток признания и уверенности в себе в настоящий момент.
Именно поэтому наилучшей реакцией будет подтверждение достоинств данного сотрудника, его прошлых и нынешних заслуг. Но в дальнейшем не следует позволять ему стагнировать и жить прошлым. Необходимо побудить его к развитию, например показав, как много он еще не знает, но может узнать и каких результатов способен достичь в в настоящем и будущем.
Неправильная реакция: объективное сравнение «стариков» и «молодых»; снижение значимости заслуг собеседника в прошлом или настоящем; анализ различий между поколениями.
Если данный сценарий проявляется слишком часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого человека по отношению к новичкам или молодежи.
«Я и так все знаю (зачем мне еще чему-то учиться, да и кто меня может чему-то научить?) /Ну что тут может быть нового!»
Защитная реакция, подтверждение собственной значимости, компетентности, профессионализма. Очень часто этот сценарий характерен именно для людей, не вполне уверенных в себе (уверенный в своих способностях и адекватный человек помнит о том, что получение дополнительных знаний всегда полезно).

В такой ситуации следует подтвердить компетентность и прошлые заслуги сотрудника и свести вопрос обучения, повышения квалификации, по сути дела, к обмену опытом, оценке навыков других людей или каких-либо теорий. Такого человека следует чем-то удивить, поразить. Если же подобный сценарий становится доминантным, то почти всегда можно говорить об отсутствии перспектив дальнейшего развития такого работника. Этот момент стоит учитывать при управлении организацией, культивируя в ней идею о том, что перспективность человека и его карьерный рост определяются стремлением развиваться и обучаться.
Неправильная реакция: попытка доказать некомпетентность данного сотрудника (можно удивить его или продемонстрировать ему что-то, чего он не знает, не подчеркивая его неосведомленность); убеждать в том, что обучение полезно.
«Быстрее, быстрее...»
Этот сценарий чаще всего проявляется не только в процессе коммуникации, но и в действиях сотрудника, который стремится все больше и больше ускорить темп жизни. Очень часто такое поведение сочетается с расторможенностью и некоторой суетливостью.
Наиболее правильная реакция - поддерживать общение в привычном для этого человека темпе. Однако в будущем стоит задуматься, от каких проблем он хочет таким образом устраниться и что произойдет при снижении интенсивности его деятельности. Обычно такой тип поведения является маскировкой каких- либо комплексов, страхов, неуверенности в завтрашнем дне.
«Только о деле...»
Имеется в виду ситуация, когда человек всячески избегает обсуждения тем, хотя бы в некоторой степени носящих личный характер. Причем это часто выливается в то, что он не только сам уклоняется от подобных разговоров, но и старается пресечь разговоры других. Крайний вариант этого сценария означает очень высокую степень неуверенности в себе, проявляющуюся в личной сфере, а также, как правило, свидетельствует о том, что такой человек - интроверт.

Наиболее правильным будет (если, конечно, мы говорим не о психокоррекции) не касаться личных тем и свести общение с таким сотрудником к сугубо деловым вопросам. В целом такой сценарий не несет в себе особых угроз для бизнеса и деловых отношений.
Мы рассмотрели несколько достаточно типичных сценариев, которые проявляются как при взаимодействии с человеком в бизнес-среде, так и при личном общении. Важно понимать, что в большинстве случаев причины нашего поведения лежат в подсознании. Они дают нам возможность заглянуть за ширму этикета и понять скрытые потребности и слабости человека. Их нужно учитывать, чтобы правильно строить с ним отношения, эффективно его мотивировать и влиять на него.
Важно оценивать фактор повторяемости, навязчивости сценария. Чем он типичнее и чем чаще проявляется, тем более значим данный фактор для человека.
Главная идея заключается в следующем: если человек на подсознательном уровне просит вас о необходимом ему позитивном моральном стимуле, такой стимул ему обязательно нужно дать. Это поможет вам более успешно влиять на сотрудника и мотивировать его. В дальнейшем, в зависимости от отношения к человеку и собственных возможностей, можно начать постепенно корректировать его мировосприятие и поведение.
о ЗАДАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫИ ОТДЕЛ Попробуйте спрогнозировать типовые сценарии, которые могут проявиться у каждого из сотрудников Виртуального отдела. Обоснуйте свое мнение. Предложите пути нейтрализации техсценариев, которые вы выявили.

Глава 1. Утонченность и чувственность, или сексуальные сценарии поведения

Самой природой женщине дано одно удивительное свойство – быть сексуально привлекательной. Даже не обладая какими-то особенными чертами лица, с виду совершенно неприметная женщина способна вскружить голову мужчине. Именно нашу сексуальность мужчины выделяют прежде всего. Она вызывает мужское любопытство, заставляет терять голову, увлекаться и влюбляться.

Что же это такое – наша сексуальность? На мой взгляд ее питают многие источники и далеко не всегда она напрямую зависит от нашей красоты или идеальной фигурки. Ну посудите сами, если, например, красивая женщина все свое детство и юность провела в жестких пуританских условиях, то о какой сексуальности может идти речь. Я просто уверена, что наша секспривлекательность – это уверенность в себе, осознание своих сил, возможностей, желаний и пристрастий.

Ну в самом деле, женщина, которая прекрасно знает, чего хочет от жизни и от мужчины, скорее достигнет цели, чем нерешительная, сомневающаяся в себе, пусть даже и красавица, но с целым ворохом комплексов.

Зачастую наша сексуальность бывает связана с тем романтическим ореолом, который нам подарила природа. Ну кто из нас не мечтал в детстве, юности, да и позднее о принце на белом коне. Ну а сейчас уже не до скакунов, устарело, многие девушки мечтают о принце на белом мерседесе. Мы очень разные с мужчинами. Оценивая его взглядом, мы в первую очередь будем восторгаться красивым торсом, широкими плечами, хорошенькой попкой, но нам и в голову не прийдет смотреть и оценивать мужское достоинство. Тогда, как мужчины, напротив, оценивая наших сексуальные способности, больше обращают внимание на грудь. Женщине нужно больше, чем мужская красота. Здесь уже наш романтизм включается на полную катушку. Нам необходимы ум, чувство юмора, нежность, искренность, способность мужчины добиваться поставленных целей, чувство ответственности, умение нас защитить, а уже затем внешность.

Наша сексуальность зависит от таких психологических факторов, как нежность и любовь партнера, от радости сознания, что мы являемся предметом восхищения и от того, что ощущаем себя желанными. Она просто распускается и расцветает всеми красками, как чайная роза по утрам, если нам часто говорят о чувствах, расхваливают нашу внешность, превозносят наши достоинства и оказывают знаки внимания. Ведь недаром говорят: «Женщина любит ушами».

И все эти моменты только лишь добавляют нам уверенности в собственных чарах. Вот казалось бы почему женская сексуальность так сильно зависит от социального положения. Но оказывается зависит, да еще и как! Работающие женщины, особенно занятые умственным трудом, отличаются большей сексуальностью и ведут более активную половую жизнь, получая гораздо большее удовлетворение от нее, чем домохозяйки. Чем более активна женщина в социальной жизни, чем сильнее зажата рамками конкурентности, тем больше она удовлетворена своей жизнью, и тем выше ее сексуальная удовлетвовренность. Такая женщина шагает по жизни уверенной гордой походкой, чем кстати и привлекает к себе мужчин. Сомнения по поводу собственной несостоятельности и неуверенности в себе, как в идеальной сексуальной партнерше, способны отпугнуть любого мужчину. В постели счастливы только те, кто не мучается всякими ненужными сомнениями и не переживает по какому-либо поводу. Сексуальность женщины в ее раскрепощенности, в умении проявлять сексуальную инициативу и в том, чтобы не бояться показать свои желания и сексуальную сторону своей натуры.

А знаете, что больше всего раздражает мужчин? Закомплексованное смущение женщины, особенно, когда говорят о сексе; пренебрежительные отзывы на эту же тему; частая демонстрация своего нежелания заниматься любовью; критика мужчин за проявление ими своей сексуальности, и, конечно, раздражают женщины, которые всем своим видом показывают, что они просто терпят секс, как нечто жизненно необходимое только мужчинам. Мужчинам очень важно знать, понимать и видеть, что вы хотите его так же сильно, как и он вас. Когда вы открыты, отзывчивы и не скрываете своих желаний, вы способны еще сильнее возбуждать мужчину, так как он не чувствует себя уязвимым от ваших отказов или нежелания. Ведь не секрет, что мужская природа состоит в постоянном желании быть на высоте и в любом деле добиваться успеха. А когда вы лежа в постели изображаете «сексуальный труп» и никак не реагируете на действия партнера, он воспринимает это как поражение. И тут уж можно ожидать чего угодно, начиная от уязвленного самолюбия до раздражения и открытой ненависти.

Несомненно, многие мужчины желают, чтобы женщина всегда испытывала удовлетворение после занятий любовью, но они не любят, когда женщины, так и не достигнув его, обвиняют в этом мужчин. Возлагая вину на партнеров, женщины вынуждают их испытывать раздражение. Это оказывает на мужчин давление, они чувствуют себя неудачниками и неумелыми любовниками, а хуже этого может быть только финансовый крах.

Типичный сценарий: женщина, обладая комплексом или боязнью выглядеть как «проститутка», всеми силами старается не показать, что секс приносит ей удовольствие. В таком случае возможно виновато воспитание женщины или что-либо еще. Но тем не менее, если женщина постоянно забивает себе голову мыслями насколько развязно или ненасытно она выглядит в постели, то можно считать это первым звоночком к разрыву с мужчиной. Прямой противоположностью этим женщинам, являются особы, которых психологи окрестили «сексуальными регулировщицами». Они пытаются контролировать весь процесс любви, навязывая свои стереотипы, поучая, поправляя и указывая что и когда нужно делать мужчине. Но для него очень важно сознавать, что партнерша ему доверяет. Иначе, получая массу замечаний, мужчина будет испытывать только лишь раздражение, а не любовь. Ваши указания вызывают у мужчины чувство манипулирования, а значит кажутся попытками отобрать у него власть, и вместо того, чтобы любить и оберегать вас, мужчина начинает бороться с вами, в надежде вернуть завоеванные позиции.

Это не значит, что нельзя обсуждать свои сексуальные потребности и желания. Наоборот, стоит все это обсуждать, но только не в постели. И не бойтесь, что мужчина не оценит или не примет к сведению вашу откровенность. И оценит, и примет, может быть по-своему, но уверена, когда дело дойдет до любви, мужчина воспользуется вашей откровенностью и попытается реализовать все ваши прихоти и желания. Ведь ему очень важно осознавать себя победителем, а главное – очень умелым любовником.

Чем больше положительных эмоций вызывает у мужчины близость с женщиной, тем выше он ценит ее и тем меньше у него шансов отказаться от нее. Каждый раз подчеркивая, что близость с мужчиной и его умелые ласки сводят вас с ума, вы только укрепляете свои позиции, не позволяя ему ощущать себя победителем в другом месте и с другой женщиной.

Психологи подчеркивают, что практически все мужчины возражают против очень известного стереотипа, который выставляет их примитивными сексуальными существами – самцами, для которых не имеют значения качество и уровень секса. Многие мужчины хотят, чтобы женщины проявляли как можно больше нежности и разнообразия. Монотонность, рутина и скука способствуют не только уменьшению влечения у мужчин, но и угасанию самой любви. Что может быть хуже, если мужчине скучно в постели с женщиной? Элемент новизны, многообразие способов доставить удовольствие только подстегивают их, дают простор для фантазии и творчества, и заставляют по-новому относиться к такой женщине.

Мужчинам нравятся женщины, обладающие чувством юмора и умеющие веселиться. Они часто жалуются, что женщины слишком серьезны, поэтому нередко предпочитают проводить время в мужской компании, где им веселее или в компании веселых женщин определенного типа. Когда женщина обладает женственностью, когда она способна на контрасты: то сильная, то слабая; когда она следит за собой, интересуется сексом, уверена в своей неотразимости – такая женщина всегда привлекает мужчину и легко удерживает возле себя. Не хочу сказать, что во всех своих неудовлетворенностях виноваты только лишь женщины. Нет, конечно. Но посудите сами, как мужчина узнает о том, чего вы хотите, если ему об этом не говорить. Возможно, что вы любите секс, но партнер не возбуждает вас или не удовлетворяет своим сексуальным стилем. Тогда спросите себя: «Понравился бы мне секс, если бы партнер вел себя как-то иначе?». Если ваш ответ будет удовлетворительным, может стоит поговорить об этом, обсудить свои желания, и что именно приносит и доставляет вам удовольствие.

Никогда не позволяйте себе быть пассивной в постели, не следуйте стереотипному сценарию: женщина «лежит» – мужчина «работает». Такой сценарий оказывается проигрышным как для вас, так и для мужчины. По своей природе мужчина быстрее возбуждается, чем женщина, поэтому чаще всего он кончает быстрее, чем женщина по настоящему возбудится. Но если вы будете активной, деликатно «перетяните одеяло на себя» – возьмете в свои руки управление любовным актом, – то сможете растягивать его по времени настолько, насколько вам это надо. Будьте в постели равноправным партнером и тогда вы можете возбудиться быстрее; именно из-за своей активной роли, ваши ощущения будут богаче и сильнее, что несомненно доставит мужчине гораздо больше удовольствия. И еще об одном. Как правило все наши сексуальные проблемы – это чистая психология, а не физиология (бывают, конечно, и исключения). Возможно, что следующие советы помогут вам избавиться от некоторой неудовлетворенности, которая присутствует в вас.

Голый секс не окрашенный никакой эмоциональностью, вряд ли принесет удовольствие. Секс – это прежде всего любовь, поэтому и занимайтесь ею сознательно, обращая особое внимание на ощущения партнера.

Ваш выбор должен основываться не на обязанности, а добровольно. Тем самым вы создаете предпосылки для своего сексуального удовлетворения. Никогда не занимайтесь любовью, если вам этого не хочется. Но отказ не должен быть агрессивным, сделайте его с чисто женской хитростью.

Если вы вообще не испытываете желания заниматься любовью, то хотя бы подберите для этого такой момент, когда ваше отвращение не так велико. Может быть настроение появится само собой. А может вам стоит обратиться за советом к психологу. Никогда не игнорируйте свои желания, имейте мужество рассказать обо всем, что приносит вам удовольствие. Открыто делитесь с партнером своими желаниями, переживаниями. Свободное общение только позволяет укрепить связь между вами и мужчиной. Он будет горд и оценит по достоинству ваше желание быть равноправным партнером в любви. Пусть получение удовольствия не будет для вас самоцелью. Секс – это не погоня за наслаждениями, это проявление вашей любви, нежности и эмоциональной привязанности к мужчине. Наслаждайтесь всей полнотой любви с открытым сердцем, до самого донышка своей души. Конечно, можно в погоне за собственной удовлетворенностью менять партнеров. Но принесет ли вам бесконечная смена мужчин удовльствие? Не проще ли сначала заглянуть внутрь себя и попытаться решить проблему изнутри. Возможно вы сами и ваша жизнь являетесь препятствием для получения желаемого счастья или любовных ощущений.

Сексуальные типажи, не всегда предпочтительные для мужчин

Первый тип могу назвать «вечная мамочка». Женщины этого типа секс воспринимают только лишь как повод, без которого невозможно появление детей. Таким особам глупо даже пытаться объяснить, что секс – это наслаждение, удовольствие и процесс, не сравнимый по своим эмоциональным ощущениям ни с чем другим в мире. Возможно, что женщины данного типа не испытывают отвращение к сексу, но не более того. Для них любовный акт является шагом на пути к заветной цели – к материнству и рождению ребенка.

«Вечные мамочки» действительно прекрасные мамы и заботливые супруги, считающие своей целью растить детей, вести хозяйство и поддерживать уют в доме. Наверно для отдельной категории мужчин они и подарок, но в целом скучны и однообразны до приторности. Главный недостаток, конечно, безразличное отношение к сексу.

Еще одна негативная черта характера «мамочек» в том, что даже лежа в постели с мужчиной они не перестают говорить о детях, стирке и о бытовых проблемах. Это происходит не из-за того, что им неприятно с мужчиной, а потому что все эти обыденные моменты действительно очень важны в их жизни, гораздо важнее всякого секса и любви. В женщинах-«мамочках» даже после рождения желанного ребенка, остается та же манера поведения, которую она с радостью переносит на мужчину и пытается относиться к нему, как еще к одному ребенку в семье. Скажите-ка, какому мужчине это понравится?

Такие женщины действительно нежные, добрые, искренние, дружелюбные и душевные, но они напрочь лишены привлекательности и сексапильности, которые так притягивают мужчину. Советовать меняться таким женщинам бесполезно, они все равно никогда не станут кокетками. Поэтому рекомендую тем, кто увидел себя в описанном типаже, периодически обращать внимание не только на детей и хозяйство, но и на свою внешность, и научиться настраиваться на секс, как на удовольствие, а не на обыденную рутину.

Следующий тип я бы, назвала «снежной королевой», да вот только королева в моем понятии это нечто величественное и совершенно не подходящее к такому типу. Скорее сказать «ледяная баба». Как вы уже, наверно, догадались – это женщины, испытывающие к сексу отвращение. Кстати, они совсем не одиночки и ведут вполне нормальную семейную жизнь. Но только любовь у них ассоциируется, хорошо если с чем-то некрасивым и неприятным, а то бывает и так, что вызывает гадливость, как прикосновение к мокрой жабе, например. Такие ледышки могут быть совершенно привлекательными и обладать многими положительными чертами характера. Они и женами могут быть прекрасными, так как рано учатся изображать восторг и удовольствие в постели, умело маскируя свою холодность. Такие особы легко прощают измены и никогда не способны попрекнуть мужа в сексуальном невнимании. Они прекрасные друзья и могут сделать большую карьеру. Они хорошие, хотя и излишне строгие, мамы.

Главный недостаток таких женщин – непомерная гордыня своей холодностью и чрезмерное порицание всех остальных «беспутных» и «развратных» женщин. И самое страшное, на мой взгляд, в том, что они используют секс в корыстных целях, расчетливо манипулируя мужчинами и заставляя делать то, что пойдет им на пользу. Их ледяная фригидность и манипуляции скрываются под маской ослепительно красивой, но жестокой стервы. Все, что я смогу посоветовать, это обратиться к специалисту, или хотя бы научиться если не самой получать удовольствие в постели, то уметь доставлять его другим. Третий тип – это «Осторожно! Взрывоопасная». Эмоции таких особ так перехлестывают через край, что способны затушить все доводы рассудка. Да, они удивительно сексуальные, страстные, активные и «знойные женщины». Возможно это не самый плохой тип сексуальности, если бы не одно «но». Они напрочь лишены нежности и ласки. Для них секс – это вечный бой и завоевывание мужской крепости.

Их не прельщает спокойная, нежная любовь, им нужно каждый раз, как в первый, завоевывать мужчину, даже в постели. Хорошо, если у такой женщины сильный и уверенный мужчина; плохо, если покладистый, спокойный и робкий.

Без прочной уздечки такая женщина превратит жизнь мужчин в ад или станет домашним диктатором, в масштабе одной квартиры. К таким женщинам мужчин тянет как магнитом, ибо с ней не соскучишься, она умеет доставить массу сексуального удовольствия и способна долгие годы будоражить кровь мужчины, как хорошо выдержанное вино.

Но абсолютно не все мужчины способны выдержать бурное выяснение отношений с добавлением такого же бурного секса потом, на десерт, (а по другому такие женщины не получают сексуального удовольствия), вечные ссоры, провоцирования на скандал и шумные выяснения отношений. А если учитывать нынешние стрессовые ситуации и бурное, скоростное время, пожалуй мужчине скорее захочется в «тихую гавань», чем домой «из огня, да в полымя». Я могу посоветовать таким женщинам «примерить» на себя роль «Белоснежки», согласитесь, иногда смена поведения интригует и возбуждает не менее, чем агрессивная роль «злой колдуньи».

Четвертый типаж – это «скорпиониха». Ее яркая внешность, сексуальность без границ, чувственность и кокетство способны заманить в норку любого мужчину. Но как скорпиониха жалит самца-скорпиона после того, как он сделает свое благое дело – оплодотворит ее, так и скорпиниха-женщина сначала завлекает, обольщает, в конце-концов женит мужчину на себе, а затем охладевает и бросает. После женитьбы на такой женщине мужчину ожидает «большой сюрприз»: из любезной женщины его жена вдруг превращается в фурию, а то и откровенно ветренную особу. По своему психотипу «скорпиониху» всегда тянет к мужчинам, которые им не принадлежат. Остерегайтесь таких женщин, так как в угоду своим капризам они способны разбить чужой брак, увести друга или любовника, да и сами старайтесь никогда не опускаться до такого типа.

Следующий тип очень похож на «скорпиониху», я назвала его «непомерное желание выйти замуж». Такие особы также обладают яркой внешностью и сексапильностью, кокетливостью и раскованностью манер, шармом и чувственностью, которые не заметить мужчина не может, ну а дальше другой сценарий.

Как охотник выбирает добычу, так и этот тип женщин ведет охоту на одного достойного мужчину. И когда добыча поймана, и свадьба сыграна, мужчина вдруг понимает, что из эффектной женщины его жена начинает, как по волшебству, превращаться в неприглядное нечто. Такие женщины, особенно после того, как дело сделано, совершенно перестают заботиться о себе: ходят неряшливые, непричесанные и ненакрашенные. Будучи при этом заботливой женой и великолепной хозяйкой, они даже не стараются быть привлекательными, такими, как были до обольщения мужчины. Они думают: ну зачем стараться, мужчина уже в сетях и поэтому незачем тратить свою энергию и силы на постоянные обольщения.

Кстати, такой типаж самый распространенный среди женщин. Возможно это связано с влиянием родителей, которые многим девочкам с детства внушают, что выйти замуж и брак – главное женское предназначение, что все свое время надо уделять дому, мужу, семье. А для себя – зачем? Мужчина и так повязан, и никуда не денется. Прекрасно отдавать себя целиком семье, но согласитесь, женщина всегда должна оставаться женщиной. Мы стареем гораздо быстрее, когда перестаем следить за собой, за своей фигурой и внешностью, и за тем, как одеваемся.

Следующий тип женщин мне не нравится так же, как и «скорпионихи». Я бы назвала его «серой мышкой» или «тряпкой» – грубо, конечно, но факт.

Как правило, это самый нежный, ласковый, милый и чувственный тип женщин. Но при всех великолепных качествах, женщины такого типа похожи на преданную своему хозяину собаку. Возможно они это делают искренно и от души, но мало кто из мужчин способен оценить такую преданность. Нельзя мужчину ставить на пьедестал гораздо выше себя. Нельзя каждый взгляд, жест и желание, каждую «брошенную кость» воспринимать с восторгом детской души, когда ему дарят желанную игрушку. Нельзя класть свое достоинство на жертвенный алтарь любви. Скорее даже это не любовь, а жалость и благодарность со стороны мужчины. Хорошо, если такой женщине попадется нежный и любящий мужчина, а если какой-нибудь деспот или тиран… Вам уготованно терпеть всю жизнь жалость, обращение с собой, как с тряпкой, о которую всегда вытирают ноги и которая покорно сносит все оскорбления и унижения, а то и откровенные издевательства. А в результате – забитое, закомплексованное существо, «серая мышка» с нулевой самооценкой и боязнью сделать что-либо не так своему «повелителю».

Опять же вся эта психология уходит своими корнями в глубокое детство. Такой сценарий разыгрывается у тех женщин, которые были обделены лаской, нежностью и любовью. Поэтому каждый раз, когда на женщине такого типа останавливается мужской взгляд, они испытывают безграничную благодарность к мужчине.

Даже если вам с детства внушали, что вы некрасивы, бездарны и ни на что не годитесь, найдите в себе силы бороться. Призовите на помощь женскую гордость и здравый смысл, поверьте в себя, запишитесь, наконец, на шейпинг, массаж, к стиллисту, но никогда не позволяйте унижать себя.

Тип, о котором я сейчас расскажу, полная противоположность предыдущему.

Женщины такого типа возводят на пьедестал не мужчину – себя. Этакие «мисс-каприз», которые просто уверенны, что все, и земля в том числе, должны вращаться только вокруг них. Что мужчине просто повезло, если она соизволила к нему снизойти, что все ее капризы должны выполняться сиюминутно. «Мисс-каприз» – типичная эгоистка, да только эгоизм ведь бывает разный. У этого типа он чересчур ярко выраженный. Если к тому же такая женщина еще и карьеристка, то ей ничего не стоит подняться вверх по служебной лестнице, как говорят «по трупам». Беззастенчиво используя мужчин, вертя ими, такие женщины жестоки и холодны, плохие жены и невнимательные мамы. Не самый приятный тип, конечно, и как правило, таким женщинам невозможно давать советы.

Но шагая «по трупам», однажды, женщина такого типа может нарваться на такого же мужчину. Возможно, трагедии и не произойдет, но если женщина сильно полюбит, а мужчина окажется человеком, которому она не нужна, то на смену эгоизму придет боль и страдание, а все хорошие внутренние качества окажутся бессильными в этой ситуации.

Следующий тип я бы назвала «мимоза в ботаническом саду». Женщины такого типа способны зачахнуть без должного внимания. Мужчина должен быть хорошим садовником: холить и лелеять это беззащитное создание, если желает с ней жить. Он должен стать и нянькой, и мамочкой, и опорой такому типу женщин, так как они просто не могут долго существовать без любви. «Мимозы» романтичны и требуют постоянных объяснений в любви и ухаживаний. Они могут быть нежными и страстными, изящными и заботливыми, хорошими женами и чуткими мамами, но совершенно не приспособленными к проблемам быта, к ссорам, к школьным или социальным проблемам. Начитавшись женских романов, они по достоинству могут оценить романтичность мужчины, ужин при свечах или прогулки при луне. Их больше прельщают прелюдии к сексу, чем сам секс, хотя и могут быть прекрасными любовницами. Они настолько изнежены и нетерпеливы, что всегда слишком поспешно оценивают людей, разграничивая их поступки только на белое и черное, плохое и хорошее. Пока мужчина способен поддерживать тот высокий уровень жизни, в котором нуждается женщина-«мимоза», он будет любим. Но ни дай бог случится обратное – из любящей и нежной такая женщина превращается в злую и безжалостную фурию. Таким женщинам могу посоветовать перестать оценивать мужчин на предмет: способны они окружить их роскошью или нет, обеспечат они им красивую жизнь, будут ли холить и лелеять. Иначе однажды, отсекая некоторых мужчин, можно пропустить свою большую и единственную любовь, свою вторую половину.

Последний тип женщин – это откровенные «стервы», которые всю свою жизнь только и занимаются тем, что порхают из одной мужской постели в другую, третью и так далее. Еще я бы назвала этот тип «нимфоманки», так как их чувственность не имеет границ, а желание покорять мужчин все время тянет их в разные стороны. Как правило, таких женщин либо презирают, либо откровенно ненавидят, либо относятся снисходительно. Чаще всего их не любят женщины, которые опасаются за своих мужей, ведь «стервы» доступны. Многие мужчины откровенно западают на их чары, но никогда не свяжут со «стервой» свою жизнь. В роли жены им нужна более разборчивая женщина. Даже если ваша чувственность толкает вас на поиски все новых и новых партнеров, подумайте, захочется ли вам на всю жизнь остаться одной, потому что, как я уже сказала, мужчины не берут таких легкомысленных в жены.

Стервы сексуальны, привлекательны и очаровательны, но поверьте, это не самый лучший типаж для женщины. Когда вам хочется просто секса, то стоит взять многие качества стервы на вооружение. Но если вы хотите завязать с мужчиной длительные, прочные взаимоотношения, то лучше не играть эту роль.

Все описанные мною типажи или роли возможно слегка утрированы, да и многие из нас обладают некоторыми названными качествами. Я описала их потому, что многие психологи выделяют эту классификацию ролей, как наиболее неприемлемую для мужчин. Это роли, которые мужчины не хотят видеть в своих женах, хотя некоторые из этих ролей подходят для любовниц или просто свободных отношений между мужчинами и женщинами. Думаю, что каждая из вас сделает для себя выводы и сумеет подкорректировать то, что вам не нравится в себе. И каковы бы ни были ваши конечные цели, все равно думаю, что это того стоит.

Из книги Школа гейши в 10 простых уроках автора Танака Элиза

2. ИКИ: УТОНЧЕННОСТЬ И ЧУВСТВЕННОСТЬ ГЕЙШИ Представьте себе прекрасную гейшу, высокую и грациозную, с покрытыми красным лаком ногтями на ногах, чтобы привлечь внимание к ее белым обнаженным стопам, стоящую среди толпы веселящихся людей на веранде около снежного сугроба.

Из книги Сексуальные практики Востока. Любовное искусство гейши автора Танака Элиза

Ики и сексуальные сценарии поведения Самой природой женщине дано одно удивительное свойство – быть сексуально привлекательной. Даже не обладая какими-то особенными чертами лица, с виду совершенно неприметная женщина способна вскружить голову мужчине. Именно нашу

Из книги Массаж гейши. Изысканная романтика секса автора Танака Элиза

Глава 3 ЧУВСТВЕННОСТЬ И НЕГА ВАННЫ ИСТОРИЯ ВОПРОСА Почти все японские традиции были заимствованы у китайцев, однако концепция чистоплотности принадлежит именно японцам, является их собственной идеей. Для них принимать ванну означало очиститься и физически, и духовно.

Из книги Школа современной гейши автора Танака Элиза

ИКИ И СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ ПОВЕДЕНИЯ Самой природой женщине дано одно удивительное свойство – быть сексуально привлекательной. Даже не обладая какими-то особенными чертами лица, с виду совершенно неприметная женщина способна вскружить голову мужчине. Именно нашу

Из книги Сексуальная жизнь женщины. Книга 2 автора Еникеева Диля

Глава 3. Чувственность сексуального массажа Самыми великими мастерицами таких игр были гейши. Когда она смотрела поверх веера и встречалась взглядом со своим любовником, пробегала искра. Под кимоно гейша носила только легкую шелковую рубашку, которая слегка прикрывала

Из книги Любви все возрасты покорны. Для тех, кому за… автора Прайс Джоан

Глава 2. Элегантность поведения в ресторане или кафе Наверно не стоит говорить о том, что ужин в ресторане с друзьями, мужем или любимым другом – это маленький праздник. В смысле не редкости посещения, а возможности ничего не готовить и просто развлечься. Если вы

Из книги Сексуальность, либидо, здоровье [Упражнения для развития чувственности] автора Никитина Юлия

Глава 3. Элегантность поведения в театре или опере Можно с уверенностью сказать, что именно в театре или при посещении оперы главным является принцип: поступай по отношению к другим так, как ты хотела бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. В правилах хорошего тона,

Из книги Дрессировка твоей девушки автора Садковский Сергей

Глава 7. Сексуальность, или различные сценарии поведения Самой природой женщине дано одно удивительное свойство – быть сексуально привлекательной. Даже не обладая какими-то особенными чертами лица, с виду совершенно неприметная женщина способна вскружить голову

Из книги Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности автора Кащенко Евгений Августович

Глава 9. СЕКСУАЛЬНЫЕ АЛЬТРУИСТЫ И СЕКСУАЛЬНЫЕ ЭГОИСТЫ В зарубежной сексологии существует понятие - сексуальный альтруизм. Он проявляется в том, что человек, будь то мужчина или женщина, - старается доставить своему партнеру наивысшее наслаждение, не думая только лишь о

Из книги Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт автора Перель Эстер

Из книги автора

Глава 4 Сексуальность, чувственность и рациональное питание В последние годы многие врачи-сексологи отмечают увеличение количества патологий, вплоть до полного отсутствия сексуальных отношений у вполне благополучных женщин и мужчин. И это происходит именно тогда,

Из книги автора

Из книги автора

Глава 7. Социальные стратегии сексуального поведения Термин «половое поведение» отличается высокой степенью неопределённости, даже в отношении животных. Традиционно к нему относят поведенческие паттерны, непосредственно связанные с оплодотворением, однако, нередко

Из книги автора

Глава 8. Сценарии и стили сексуального поведения Социальные стратегии, описанные в предыдущей главе, выступают наиболее общими, крупными звеньями в структуре сексуального поведения. Но в повседневной жизни глубже и предметнее рассмотреть содержание стратегий

Из книги автора

Сексуальные сценарии Известно, что сексуальное поведение разных людей может значительно различаться, но у каждого человека существует определенный стереотип сексуального поведения, свой сексуальный «сценарий». Это понятие раскрывает содержание сексуального

У многих детей и подростков (как и людей вообще) есть повторяющиеся, излюбленные сценарии поведения. Они возникают оттого, что все мы ограничены определенными общественными условностями и факторами этикета, которые часто требуют от нас скрывать свои чувства и истинные желания. Так, маленький ребенок может подойти ко взрослому и сказать: «Пожалей меня, меня обидели» - или: «Похвали меня: я ведь хорошо прочитал стихотворение». Подросток не может этого сделать, а подсознание требует своего. С помощью таких специфических «сценариев» и подает сигналы подсознание. Если они повторяются часто, можно понять, в каких мотивационных факторах и сигналах нуждается подросток.

Рассмотрим несколько типичных сценариев и постараемся понять, о чем они говорят и каким образом вести себя с подопечным, если мы хотим расположить его к себе и мотивировать на взаимодействие.

1. «Ни на что не хватает времени / Такая нагрузка / Все на мне»

Неправильная и непродуктивная реакция:

  • советы по управлению временем, тем более упреки в неправильном планировании дня (это можно и нужно делать, но не в момент проявления сценария);
  • отказ от обсуждения темы как таковой со ссылкой на собственную занятость; тем более «соревнование» («Да что там у тебя, вот я...»).

Этот очень распространенный сценарий. Иногда подросток действительно не умеет управлять временем и перегружен, а иногда его загрузка вполне нормальна, и он все, что надо, прекрасно успевает делать. На самом деле проблема в другом.

Основной сигнал, который посылает подросток при этом, состоит в следующем: «Я действительно значим, я действительно полезен, без меня нельзя обойтись» . Таким образом, мы получаем сигнал о том, что такому подростку не хватает признания собственной значимости . Наиболее успешная реакция - подтверждение этой значимости , периодическая похвала и поддержание разговора о том, как вы цените то, что подросток делает. Стоит признать, что от мнения и действий этого подростка действительно многое зависит, что вы цените его. Очень часто такой сценарий становится повторяющимся в ситуациях, когда подросток не получает роста состояния успеха, на которое претендует, или когда его деятельность сама по себе не дает необходимого ему признания. Тогда это может и должно быть компенсировано вожатым.

2. «Все пропало / Никто меня не понимает»

Неправильная реакция:

  • утверждение, что все проблемы собеседника - ерунда, не стоят внимания или очень легко разрешимы;
  • обвинение собеседника;
  • соревнование.

Данный сценарий говорит о повышенной потребности подопечного в сочувствии, эмпатии, сопереживании .

Правильная реакция состоит в том, чтобы подтвердить, что вы понимаете эмоции подопечного . Согласитесь с ним, что нас действительно часто не понимают и в жизни часто приходится преодолевать трудности. Возможно присоединение и подтверждение примерами из своей жизни, как тяжело переживать такое (при этом стоит избегать соревнования). Постепенно следует выводить собеседника из этой темы, переводя разговор на продуктивные пути решения или на другую тему. Зацикливание на обозначенной проблеме может приводить к неадекватным реакциям подопечного и его депрессивному состоянию. Главное, о чем стоит задуматься - временное это явление или постоянное . Если временное, то мы можем просто увеличить «дозу» эмпатии, сопереживания в адрес подростка. Если же это постоянное состояние, то оно, как правило, свидетельствует о наличии существенных комплексов, жизненных проблем.

3. «Все они (вожатые, воспитатели, взрослые люди, ровесники и т. д.) - ругательное слово (козлы, проходимцы, идиоты, дуры и т. д. в зависимости от ситуации) / Не хочу никакого дела иметь с... (аналогично)».

Неправильная реакция:

  • Да ты сам/сама...
  • Вступление в дискуссию на рациональном уровне (у подростка в данный момент не та «волна»).
  • Слишком активное поощрение данных высказываний и длительное «зависание» на возникшей теме.

Этот сценарий показывает защитную позицию подопечного, который, чувствуя себя не очень уверенно в определенной сфере, старается нанести опережающий удар . Например, неуверенная в себе девочка часто затрагивает тему «Все мальчики - сволочи».

Механизм защитной реакции очень простой; она сама нанесла опережающий удар, и теперь ей есть чем объяснить отсутствие отношений или неудачные отношения с представителями другого пола - она ведь сама их не хочет видеть. Точно так же подросток, который испытывает некоторые комплексы по поводу своего социального статуса, начинает часто обращаться к идее о том, что все ровесники - сволочи, а все вожатые - придираются. При этом он как бы заранее оправдывается тем, что он-то хороший, не такой, как все остальные.

Правильная реакция (мы опять-таки говорим о мотивации подростка и о расположении к себе, а не о коррекции поведения или восприятия) состоит в частичном согласии (да, действительно, иногда такое случается) и сопереживании подопечному, что он столкнулся с неприятной для себя ситуацией. Важно понимать, что ребенок защищается , поэтому его эпатаж или агрессию не надо воспринимать всерьез: это всего лишь человеческая попытка оградить себя от эмоциональных травм. Подобный повторяющийся сценарий указывает на зоны низкой уверенности в себе и/или некомпетентности. Поэтому, если сценарий касается отношений со сверстниками («Все вокруг - идиоты», «С девочками (мальчиками) ни о чем договориться нельзя: сами не знают, чего хотят» и т. д.), то вожатому стоит проверить поведение подопечного именно в этих сферах, а дальше задумываться о мерах по корректировке моделей поведения подопечного.

4. «У меня все равно не получится / Заранее извините...»

Неправильная реакция:

  • отмахнуться от предупреждения, голословно заявив, что все получится;
  • обвинить подростка в неспособности хоть что-нибудь сделать;
  • предложить отказаться от пробы.

Этот сценарий, как и другие, следует учитывать только если он повторяется . Если же подросток говорит об этом только в конкретной, отдельно взятой ситуации, то никаких выводов делать не стоит. В ситуации повторения этот сценарий по своей интерпретации очень похож на предыдущий - только он лишен агрессии и характерен для случаев заниженной самооценки. Ребенок заранее выставляет защиту , он обезопасил себя на тот случай, если действительно не получится.

Оптимально дать понять собеседнику, что вы приняли его предостережение, что он действительно умеет прогнозировать ситуацию , однако предложить попробовать , заверив, что страшного ничего не произойдет и в том случае, если ничего не получится.

Впоследствии имеет смысл выяснить, что же именно смущало ребенка, и постараться поэтапно перевести его на позитивный настрой.

В дальнейшем следует повышать уровень компетентности подростка в этой сфере, а также повышать уровень самооценки и уверенности в себе.

5. «Да разве они могут (умеют)...»

Неправильная реакция:

  • на себя посмотри;
  • убеждение на логическом уровне о наличии у «них» каких-то из упомянутых навыков или возможностей.

Как правило, этот сценарий возникает вокруг тех дел и навыков, которыми подросток особенно гордится, при этом не очень уверенно чувствуя себя в других сферах. В любом случае, частое возникновение этого сценария говорит о существующих комплексах: принижая других, подросток как бы приподнимает себя .

Если вы хотите завоевать расположение подопечного в данный момент, достаточно бывает просто поддержать эту тему с определенным энтузиазмом и подтвердить качества или навыки его самого. Однако на будущее стоит корректировать поведение такого ребенка, так как оно может переходить в агрессию и привести к полной необъективности самооценки.

Стоит учитывать, что его взаимодействие с ровесниками, у которых данный сценарий встречается часто и в различных областях, может быть очень непростым и низкопродуктивным.

6. «То ли дело мы тогда.../ В прошлой лагерной смене...»

Неправильная реакция:

  • реальное сравнение на логическом уровне «старичков» и «новичков»;
  • снижение значимости заслуг говорящего в прошлом или настоящем;
  • обоснование различий на логическом уровне.

Данный сценарий также говорит об определенных защитах и неуверенности , при этом во главу угла встает не конкретный навык, как было в предыдущем случае, а «стаж». Однако основной идеей такого сценария можно считать недостаток признания и уверенности в себе в настоящий момент.

Именно поэтому наиболее удачной реакцией на подобный сценарий можно считать подтверждение значимости подопечного, его прошлых и нынешних заслуг . В дальнейшем стоит учитывать, что подросток стагнирует и живет прошлым, необходимо побудить его к развитию в настоящем и будущем, возможно, показав, как много есть того, чего он не знает, но может узнать, как много того, чего он пока не добился, но может добиться в дальнейшем.

Если данный сценарий проявляется слишком часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого ребенка по отношению к новичкам или младшим ребятам.

7. «Я и так все знаю (зачем мне еще чему-то учиться, да и кто меня может чему-то научить) / Ну что тут может быть нового».

Неправильная реакция:

  • попытка доказать некомпетентность напрямую (можно удивить или показать что-то, чего подопечный не знает, не делая акцента на его незнании);
  • логическое убеждение в пользе обучения.

Защитная реакция , подтверждение собственной значимости, компетентности. Очень часто этот сценарий актуален именно для подростков, не вполне уверенных в себе (уверенные в себе и адекватные ребята помнят о том, что получение дополнительного опыта всегда полезно).

В такой ситуации стоит подтвердить компетентность подопечного , его опыт и свести вопрос обучения, по сути дела, к обмену опытом, оценке опыта других ровесников и взрослых или каких-либо теорий. Впоследствии такого подростка стоит чем-то удивить, поразить . Если такой сценарий становится доминантным, то почти всегда можно говорить об отсутствии перспектив дальнейшего развития такого подростка. Этот момент можно учитывать при управлении подопечными, а также культивировать среди своих ребят идею о том, что перспективность человека определяются его стремлением развиваться и обучаться.

8. «Быстрее, быстрее...»

Этот сценарий проявляется чаще всего не только словесно, а и в виде действий подростка, который стремится все больше и больше ускорить темп и ритм жизни, впечатлений. Очень часто такой сценарий сочетается с расторможенностью и некоторой суетливостью.

Наиболее правильная реакция - поддержание такого же темпа при общении с подобным ребенком. Однако на будущее стоит задуматься, от чего прячется этот подросток и что произойдет при снижении темпа. Обычно такой тип поведения является маскировкой каких-либо комплексов, страхов, неуверенности в чем-то.

9. «Только о деле...»

Имеется в виду ситуация, когда ребенок всячески избегает появления разговоров, тем, отношений, ситуаций хотя бы чуть-чуть личных. Причем в крайнем варианте это сводится не только к тому, что сам подросток избегает таких тем и ситуаций, но и старается пресечь других. Крайний вариант этого сценария означает очень высокую степень неуверенности в себе в личной сфере, а также, как правило, свидетельствует о том, что подросток - интроверт .

Наиболее правильно при общении с таким подопечным (если мы говорим не о психокоррекции) - избегать касаться личных тем и свести общение сугубо к деловому . В целом, в плане отношений в детском лагере вообще такой сценарий не несет в себе особенных угроз.

Мы рассмотрели несколько достаточно типичных сценариев, которые проявляются при общении в деловом и личном общении. Важно понимать, что в большинстве случаев сценарии появляются на подсознательном уровне и дают нам возможность заглянуть за ширму этикета, понять скрытые потребности и слабые стороны ребенка. Это дает нам возможность правильно строить отношения с ребятами, правильно мотивировать и осуществлять влияние.

Важно оценивать фактор повторяемости , навязчивости сценария. Чем более типичным и повторяемым он является, тем более значим данный фактор для подростка, это обязательно надо учитывать. Один-два раза появившуюся тему считать сценарием нельзя и делать какие-либо выводы из этого не следует.

Основная идея состоит в следующем: когда ваш подопечный ребенок на подсознательном уровне просит вас о какой-то реакции, позитивном моральном стимуле для него, этот стимул обязательно надо дать . Это поможет вам более успешно влиять на подростка и мотивировать его.