Рассказ о поведении домашнего животного. Поведение домашних животных

Поведение домашних животных - Случаи из практики

Кому из нас не приходилось огорчаться по поводу не в меру расшалившегося любимца, погрызенных туфель, оборванных обоев, кучек и луж в неподобающих местах, царапин или следов укусов на руках и т. д. Конечно, пока у Вас подрастает щенок или котенок, со многим порой приходится мириться, но иногда уже повзрослевшее животное продолжает свои выходки. Бывает и так, что прежде благовоспитанный пес или кот вдруг буквально изменяется на глазах. Не понимая причин проблемного поведения животного , владельцы ограничиваются наказаниями. И если те не оказывают должного воздействия, люди начинают задумываться о передаче животного другому владельцу, а иногда и об усыплении. И далеко не все знают, что с подобными проблемами может успешно справиться консультант- зоопсихолог .

Коррекция поведения домашних животных как направление зоопсихологии и ветеринарии сформировалась около 20 лет назад в США. Терапия девиантного (отклоняющегося) поведения является естественной составной частью лечения домашних животных. Эта область ветеринарии является очень перспективной. Она позволяет предоставить владельцам домашних животных новые, чрезвычайно необходимые услуги, а также дает возможность спасти многих собак и кошек, которых раньше усыпляли из-за неадекватных поведенческих реакций. Ветеринарные врачи являются специалистами в области биологии и медицины, имеют большой опыт в общении с животными. Однако, им не хватает специальных навыков в области коррекции поведения домашних животных . Профессиональный консультант-зоопсихолог должен владеть обширными знаниями в области этологии (науки о поведении животных) и физфизиологии. Не зная основ поведения диких предков наших домашних питомцев, нельзя понять причины отклонений и назначить правильное лечение. Даже одна единственная консультация у опытного зоопсихолога может принести ощутимые результаты. Ведь, все мы очень привязаны к нашим домашним любимцам и не хотим с ними расставаться. А вовремя проведенная консультация поможет понять и устранить причины неправильного поведения. Иногда такой причиной могут быть незначительные изменения в окружении животного, незамеченные владельцем, которые впоследствии могут привести к трагическим результатам. Опытный зоопсихолог поможет вам решить такие проблемы, как агрессия к людям и другим животным, патологические страхи, неправильное половое поведение, мочеиспускание и дефекация в нежелательных местах и т.д.

Подробные собеседования с владельцем являются наиболее важным моментом в работе зоопсихолога. Ведь без готовности к сотрудничеству не каждый владелец согласится со всеми методами коррекции, часть из которых может показаться ему неприемлемыми.

Следующие наши статьи мы решили посвятить описанию некоторых наиболее характерных случаев из нашей практики. Ниже мы привели выдержки из описания владельцем ситуации, а также наши обсуждение и рекомендации для каждого конкретного случая.

У меня той-пудель, годовалая девочка. Мне очень сложно ее выгуливать, потому что она боится всех собак. Иногда она даже отказывается гулять!

Во время подробной беседы с владельцем мы выяснили, что собаку взяли у заводчика в раннем возрасте (1 мес.), а затем в течение 4 месяцев собака не покидала квартиры, так как после прививок хозяева боялись прервать затянувшийся карантин. И когда пятимесячный щенок впервые покинул свою территорию, вышел на улицу и увидел неизвестное четырехлапое существо, виляющее хвостом, его страх оказался вполне естественным. В данном случае мы имеем проблему, с которой очень часто сталкиваются владельцы маленьких собачек: ограниченный индивидуальный опыт контактов в раннем возрасте . Это происходит из-за того, что крошечного щенка после прививок стараются подольше держать дома (ведь пачкает он не сильно), всячески оберегают и опекают. А результаты многих исследований показывают, что собаки, имевшие слишком мало контактов с людьми, себе подобными или другими внешними раздражителями в течение первых трех месяцев жизни (считается, что период с 3 по 12 неделю жизни имеет решающее значение в этом отношении) в более поздние периоды жизни их боятся. В данном случае полностью избавить собаку от страха перед своими сородичами практически невозможно, так как животное не воспринимает других собак, как своих соплеменников, не умеет играть и не понимает собачьего языка общения. Однако девиантное поведение можно смягчить, чтобы прогулки стали доставлять и собаке и хозяину удовольствие.

Мы попросили владельца рассказать нам, как он реагирует на девиантное поведение своей собачки Лоры. Оказалось, что когда в пределах видимости Лоры появляется другой, даже дружески настроенный пес, она начинает дрожать и просится на руки. И конечно, встревоженный хозяин берет ее, гладит, успокаивает и уносит подальше от "страшного" объекта. Эта часто встречаемая ошибка владельца называется непреднамеренным вознаграждением/поощрением . Когда родители испуганного ребенка берут его на руки и успокаивают - это является естественной реакцией. И все владельцы собак подсознательно стремятся вести себя также со своим домашним питомцем. Это приводит к двум взаимосвязанным последствиям. Во-первых, такая реакция хозяина может быть воспринята животным как поощрение и усилит, если не само чувство страха, то, по крайней мере, некоторые его поведенческие проявления. Во-вторых, тревога хозяина непреднамеренно дает собаке неверный сигнал о том, что ситуация действительно опасна, и даже сам человек ее боится. Мы посоветовали владельцу не брать Лору на руки, не успокаивать ее, т. е. полностью игнорировать проявление страха в поведении собаки. Если собака начинает вести себя испуганно, хозяину просто следует идти дальше, как будто ничего не произошло. Если страх не принимает чрезвычайно сильную форму, собака его преодолеет и пойдет вслед за хозяином.

Также в качестве систематической коррекции поведения мы предложили владельцу использовать метод десенсибилизации (выработки противоположного рефлекса). Мы посоветовали владельцу выяснить, на каком расстоянии присутствие другой собаки вызывает у Лоры чувство страха. После этого, необходимо постепенно сокращать это расстояние, все время поощряя собачку лакомством. При этом речь может идти, например, о поощрении за выполнение определенной команды или спокойное ожидание лакомства (то есть без проявления заметных признаков страха, таких как опущенная голова и хвост). Главное при этом – резко не сокращать расстояние до другой собаки (раздражителя). Допустима легкая нервозность собаки, поскольку при неоднократном воздействии раздражителя и получении вознаграждения она быстро пройдет. Однако если в какой-то момент собака очень сильно испугается, значит упражнение выполняется неправильно и необходимо вновь снизить интенсивность раздражения до уровня, при котором собака не испытывает страх.

Для коррекции подобного поведения часто используется метод упреждающего вмешательства . Он заключается в том, что если владелец собаки обнаружит раздражитель, вызывающий у нее испуг, когда тот еще находится на некотором расстоянии, а собака при этом не проявляет страх, необходимо подозвать ее, поощрить за послушание лакомством, подать несколько команд и вознаградить собаку за их правильное выполнение в то время когда мимо нее движется этот раздражитель. Но для Лоры, веселой и игривой собачки, мы предложили использовать метод Кемпбелла (jolly routine) , похожий на метод упреждающего вмешательства. Вместо того, чтобы подзывать Лору к себе, заметив приближение другой собаки, и поощрять ее лакомством за послушание, мы порекомендовали использовать метод "веселой игры" (jolly routine). Это означает делать то, что больше всего нравится собаке, заставляет ее вилять хвостом и пробуждает в ней игривость. В нашем случае Лора забывала обо всем на свете при виде любимого мячика. Его то мы и посоветовали брать с собой на каждую прогулку. Как и метод упреждающего вмешательства посредством использования лакомства, метод "веселой игры", которая начинается совсем незадолго до проявления страха, позволяет инициировать и затем поощрить поведение, несовместимое с девиантным, и поэтому является одним из способов выработки противоположного условного рефлекса. Дополнительным преимуществом этого метода является то, что в результате у собаки вырабатывается положительное отношение к проявлению определенной поведенческой реакции, а это способствует общему изменению отношения собаки к ситуации, вызывающей у нее испуг.

Наш кокер-спаниель скоро должен выставляться. Но у нас - проблемы, связанные с подготовкой его шерсти: он совсем не дает себя расчесывать и стричь. Ему - 1,5 года, и каждая стрижка - это битва "не на жизнь, а на смерть". В прошлый раз его стригла мастер. Она сказала, что наш пес - невоспитанный, и, если мы его не будем регулярно расчесывать, то он может даже заболеть, а о выставках вообще можно забыть. Но нам просто страшно к нему подойти с расческой: он кусается, и притом, достаточно серьезно. Что же нам делать: мы его очень любим - в остальном, Эрвин замечательный ласковый пес.

В данном случае хозяева "упустили момент": выяснилось, что впервые Эрвина попытались серьезно расчесать только в возрасте 4-5 месяцев, причем, когда шерсть уже основательно спуталась. Естественно, щенок, не привыкший к подобным ощущениям, стал сопротивляться, визжать и попытался кусаться. Решив больше не мучить собаку, люди отступили. В дальнейшем история повторялась много раз, только подросший пес стал бороться уже не на шутку. Процесс груминга стал ассоциироваться у собаки с неприятными болезненными ощущениями, а агрессивное поведение прочно закрепилось, как способ избежать ненавистной процедуры. Результат - животное убегает и рычит, даже просто увидев в руках расческу или ножницы. По счастью, Эрвин в других случаях никогда не проявлял агрессию и был вполне покладистым и дружелюбным, когда дело не касалось ухода за его шерстью.

Поэтому, основная задача владельца в этой ситуации - исключить агрессию самозащиты животного перед неприятной для него процедурой, закрепив спокойное поведение. Перед проведением занятий мы порекомендовали коротко подстричь собаку (конечно, с применением успокоительного средства, выписанного ветврачом), чтобы избежать спутывания шерсти и связанных с этим болезненных ощущений во время расчесывания. Затем для владельцев был разработан курс систематических занятий с Эрвином, который мы разбили на несколько этапов.

  1. Приучить животное спокойно относиться вначале просто к расческе в руке, не дотрагиваясь ею до шерсти. Начинать надо с ситуаций, не вызывающих беспокойство у собаки. Поощрять только спокойное поведение животного. Например, пусть расческа просто лежит на виду у собаки, а Вы дайте ей любимое лакомство и похвалите. Через несколько занятий инструмент можно будет постепенно взять в руку, не направляя его в сторону собаки.
  2. Прикасаться расческой к наименее чувствительным участкам тела, например к спине при спокойном отношении собаки.
  3. Проводить расческой по спине, бокам.
  4. Прикасаться расческой к более чувствительным участкам (уши, лапы, живот и т.д.)
  5. Проводить расческой по чувствительным участкам тела.
  6. Полностью расчесывать животное.

Главное условие: нельзя переходить к следующему этапу занятий, если собака испытывает даже легкое беспокойство на предыдущем. Никогда не давать лакомство при проявлениях оборонительного поведения. Если такое происходит, вернитесь к предыдущему этапу - спешить нельзя ни в коем случае.

Таким же образом нужно приучить Эрвина к ножницам, триммингу, машинке.

Л. Дмитриева
Н. Петровская

Вконтакте

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лест­ницы, в частности у приматов, возникают новые формы инди­видуально-изменчивого поведения, которые с полным основа­нием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

Образование навыков является результатом более или менее длительного повторения новых движений и действий. Но перед животными могут возникать такие задачи, которые требуют решения не путем упражнения, а посредством правильного отражения возникаемой ситуации не встречающейся в его практике. Предпосылкой для интеллектуальных форм поведения является перцепция, то есть отражение целых комплексных форм сложных ситуаций среды, а также отражение сложных отношений между отдельными предметами. Примером такого поведения является поведение животных в опыте Л.В.Крушинского аппарат, на котором демонстрировался опыт, состоит из двух непрозрачных труб. В одну из них на глазах животного вводится на веревочке приманка – кусок мяса или пачка зерна для птицы, эта приманка движется в закрытой трубе. Животное видит, как приманка входит в трубу, видит, как приманка выходит в свободное отверстие и снова скрывается во второй трубе. Как показали опыты, разные по уровню развития животные реагируют не одинаково. Те животные, которые стоят на более низком этапе развития (например, куры) реагируют так: они бросаются на приманку проходящую сквозь просвет и пытаются ее схватить, несмотря на то, что она прошла мимо, иначе говоря, реагируют лишь на непосредственное впечатление.

В отличии от них, животные, которые стоят на более высоком уровне развития, дают совершенно другую реакцию: они смотрят на приманку, проходящую через просвет, затем бегут к концу трубы и дожидаются когда приманка покажется у этого открытого конца.

Из птиц так делают хищные: так всегда делает кошка или собака.

Значит все эти животные реагируют не на непосредственное впечатление, а производят экстраполяцию, то есть учитывают где появится данный предмет, если он движется. У высших позвоночных наряду с реакцией на непосредственное впечатление существует известный тип предвосхищающего поведения, то есть реакция с учетом отношений между тем, где находится предмет в данный момент и где он будет в последующем.

Это поведение уже является типом разумного поведения, которое резко отличается как от инстинктивного, так и от обычных, более элементарных форм индивидуального изменчивого поведения.

Особое место среди высших животных отводят приматам (человекообразным обезьянам). Приматов, в отличие от большинства других млекопитающих, привлекает манипулирование не только с пищевыми объектами, но и со всевозможными предметами («бескорыстная» любознательность, «исследовательский импульс» по Павлову).

Обратимся к нескольким классическим опытам, в которых изучалось интеллектуальное поведение животных. Эти опыты проведены Кёлером, и получили известность как элементарные опыты с употреблением орудий. Употребление орудий есть всегда типичное интеллектуальное действие.

Опыт был поставлен следующим образом.

Первый простой опыт: обезьяна в клетке, передняя стенка – решетка. Вне клетки расположена приманка, которую обезьянка никак не может достать рукой, сбоку лежит палка, которая расположена ближе, чем приманка. Может ли обезьяна воспользоваться палкой для того, чтобы достать приманку? Опыты показали следующее: сначала обезьяна всячески пыталась изловчиться, чтобы достать приманку рукой – стратегии еще нет, есть прямые попытки достать приманку; затем, когда эти попытки оказываются тщетными, она останавливается и наступает следующий этап: обезьяна оглядывает ситуацию, берет палку, подтягивает ее к себе и палкой достает приманку.

Второй опыт носит более сложный характер. Приманка находится еще дальше. С одной стороны лежит короткая палка, которой приманку ни как не достанешь, а с другой стороны, немного дальше – длинная палка, которая годна для того, чтобы достать приманку. Исследователь ставит перед собой вопрос: может ли обезьяна сначала взять короткую палку, а затем с помощью короткой палки достать длинную и с помощью длинной палки достать приманку? Оказывается, что для обезьяны эта задача гораздо сложнее, но все же доступна. Обезьяна очень длительно делает непосредственные попытки достать приманку, истощается, затем оглядывает поле, и, как описывает Кёлер, берет первую палку, и ее помощью достает вторую, и второй палкой – приманку. Очевидно, в этот момент, говорит Кёлер, у обезьяны возникает схема будущего действия, схема решения и общая стратегия действия. Кёлер говорит даже, что обезьяна испытывает нечто вроде того, что испытываем мы, когда говорим «ага, поняли», и называет этот акта «ага – переживем».

Третий опыт еще более сложный. Он построен так же, как и второй опыт, с той только разницей, что палка находится в разных полях зрения. Когда обезьяна глядит на одну палку, она не видит второй, когда глядит на вторую – не видит первой. В этом случаи задача для обезьяны оказывается почти неразрешимой. Нужно, говорит Кёлер, чтобы обе палки и приманка были в одном поле зрения, чтобы их отношение могло быть наглядно воспринято. Только при этих условиях, если обезьяна наглядно воспринимает отношение всех трех предметов, у нее может появиться наглядная гипотеза решения и возникает соответствующая стратегия.

В опытах И.П.Павлова шимпанзе Рафаэль научился гасить водой огонь, препятствующий к приманке. Когда бак с водой был установлен на другом плоту Рафаэль, чтобы погасить огонь, кинулся по шатким мосткам к соседнему плоту. Животное перенесло усвоенный способ действия (навык) в новую ситуацию. Конечно, такое действие предоставляется нецелесообразным (вокруг плота вода!). Но между тем биологически оно оправдано. Продвижение по шатким мосткам обезьяны не составляет чрезмерных физических усилий, и поэтому заданная в эксперименте ситуация не стала для шимпанзе проблемной ситуацией, которую она была бы вынуждена решать в интеллектуальном плане. Инстинкты и навыки как более стереотипный способ реагирования охраняют животный организм от перенапряжения. Лишь в случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом – интеллектуальным решением задач.

Из чего же необходимо исходить при опыте, чтобы научно подойти к интеллектуальному поведению животных? Прежде всего, необходимо исходить из того, что всякая форма приспособления животного к окружающей среде есть известная активная деятельность, протекающая, однако, по рефлекторным законам. Животное не может решать что-то раньше в уме с тем, чтобы потом осуществить это в деятельности, оно попытается решить задачи в процессе активного приспособления к среде.

Второе положение заключается в признании того, что строение этой активной деятельности на разных этапах эволюции неодинаково и что только с точки зрения эволюции можно подойти к формированию у высших животных интеллектуальных форм поведения. Интеллектуальное поведение обезьяны объясняется ориентировочно исследовательской деятельностью, в процессе которой он выделяет, сопоставляет нужные признаки. Если эти признаки соответствуют нужным, действие оказывается успешным и оно кончается, а если они оказываются не соответствующими нужным, действие продолжается.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Бюлер полагает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. И.П.Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным мышлением».

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, - история развитиячеловеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развитияпсихикиживотных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо выступают его основные стадии и управляющиеим закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчиненообщим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новымшагом в усложнении их физической организации.

Изучением поведения диких и домашних животных занимается специальное направление в зоологии - этология, что означает дословно «учение о характере, нраве животного» (от греческих слов «этос» - «характер» и «логос»- «наука»). Как самостоятельное научное направление этология существует немногим более 30 лет.

Самец малой белой цапли прогоняет соперника со своей территории.

Ученые установили, что поведение животных - сложный процесс, которым управляет их центральная нервная система. В мозгу высших животных, таких, как горилла, шимпанзе, насчитывается до 5–10 млрд нервных клеток (нейронов), а в центральной нервной системе насекомых их в 4–5 раз меньше, но как у тех, так и у других эти «приборы» работают безотказно. Они помогают животным ориентироваться в определенной ситуации.

Этологи различают поведение животных, обусловленное причинами наследственными (генетическими) и приобретенными в процессе жизни, контакта с окружающей средой.

Наследственно обусловленное поведение не требует определенного навыка. Оно проявляется сразу же после рождения. Детеныш млекопитающего животного быстро находит сосок матери и начинает сосать молоко. Подросший детеныш при неожиданных ситуациях инстинктивно чувствует опасность, страх и затаивается, маскируется, сливаясь с окружающим фоном. В первые дни жизни молодняк запечатлевает, запоминает своих кормильцев и защитников, будь то его мать или человек. В дальнейшем проявляется инстинкт следования за подвижным предметом.

У птиц генетически закреплена ориентация в пространстве и направлении, которая необходима им при перелетах. Потомкам по наследству передается «годичный календарь, компас, карта и часы». Поэтому они в определенное время начинают готовиться к весенним и осенним перелетам и совершают их по точным маршрутам. Скворцы, например, летят из Средней Европы в Испанию. Кукушки - через Средиземное море к берегам Африки. Маленькая певчая птичка садовая славка совершает перелет из Европы через Средиземное море в Иран и Сирию.

Групповое поведение характерно для животных, которые живут стадами или стаями, например сайгаков, волков, многих птиц.

Различают поведение индивидуальное и групповое. Индивидуальное поведение характерно обычно для одиночных животных или семейной пары. Так, наш лесной великан лось живет обособленно, ведет скрытый образ жизни, с другими лосями общается только в период размножения.

У каждой пары особей есть своя территория, которую они охраняют. Пение птиц, которое мы слышим и которым наслаждаемся, предназначено вовсе не для нас, а для других птиц того же вида. Они пением сообщают, что данный участок занят. Если другой самец попытается пересечь условную границу, хозяин участка вступает с ним в борьбу, чаще всего побеждает и изгоняет непрошенного нарушителя.

Очень характерно поведение животных, которые живут группами. Им легче обнаружить опасность - вожак всегда на страже. В группе легче выращивать и воспитывать молодое поколение, так как детеныши скорее могут освоиться с окружающей обстановкой и научиться добывать корм, подражая старшим, или избежать опасности. У колпицы и пингвинов есть «детские сады», за которыми присматривают взрослые птицы. Вожаком стада или стаи всегда бывает самое сильное и опытное животное, которое поддерживает порядок в стаде. Это характерно для обезьян, волков, зубров и др.

Все стадо обычно делится на ранги, такое распределение животных обычно напоминает пирамиду, где на вершине вожак, ниже его достаточно сильные животные, а еще ниже слабые, старые животные и молодняк. У них наблюдается строгое подчинение снизу доверху.

Многие домашние животные - лошади, свиньи, птицы - сохраняют подобные ранги. Поэтому в стаде всегда строгий порядок, более слабые животные подчиняются более сильным, за неповиновение следует наказание от старшего по рангу или вожака. Даже в зоопарке, когда дают угощение обезьянам, младшие не имеют права взять его раньше старших.

Животные оценивают обстановку благодаря органам зрения, слуха, обоняния, осязания, а также непосредственным контактам. Так, они могут определить, много ли их на данном участке. Если много, то они начинают расселяться на новые места. Это препятствует перенаселению.

Чтобы узнать, какое значение для животных имеет степень населенности территории определенным видом, ученые З. Браун (США) и П. Кроукрофт (Англия) провели специальные опыты на мышах. Они поместили мышей на ограниченной площади и в изобилии обеспечили их кормом. Пока на 1 м 2 приходилось 1–2 животных, они были активны, много играли, но когда их численность достигла 6–8 особей на 1 м 2 , они резко изменили поведение, стали вялыми, малоподвижными, прекратили размножение. Это означало, что плотность животных на этой площади достигла предела и дальнейшее увеличение их числа может привести к болезням и даже к гибели.

У каждого вида животных есть средства общения, сигнализации - звуки, знаки, мимика, выделение пахучих секретов. Наиболее широко распространены звуковые сигналы. Вожак, например, подает сигнал об опасности или наличии корма, о приближении резкой перемены погоды - грозы, бури, ливня. Многие животные понимают сигналы опасности, издаваемые не только особями того же вида, но и другими видами животных или птиц. Например, стрекотание сороки или крики сойки для многих животных сигнал об опасности.

Очень характерно наследственно обусловленное поведение животных в период размножения. Многие из них совершают сложные брачные ритуалы. Крупные животные - зубры, бизоны, бараны, котики - ведут с соперниками бои. Маленькие турухтаны (кулики) в этот период украшены нарядными воротничками. Во время боя они их распушают, трясут головой и принимают петушиные позы. Страусы, журавли совершают своеобразные танцы. Многие птицы сопровождают ритуальные движения песней (глухари, тетерева и др.).

Поведение животных в природных условиях обычно направлено на то, чтобы добыть корм, спастись от опасности, принести потомство и выжить в суровых условиях.

Вы можете вести наблюдения за животными как в природе, так и в домашних условиях и много интересного узнаете об их жизни и повадках (см. Наблюдения в природе, Наблюдения за птицами в природе).

В нашей стране кошка - самое распространенное и популярное домашнее животное. «Усатые-полосатые» стали для нас символом домашнего уюта и благополучия, «домовыми». Коты и кошки превосходно приспособились к жизни и в городской квартире и в частном доме. Она неприхотлива, приятна в общении, не требует много места. Это просто идеальный компаньон.

Существует огромное количество кошек разных пород и окрасов.
Весят они, в основном, от трех до семи килограммов.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Нормальная температура кошки больше, чем у людей, где-то 38-39 градусов. А у котят может быть и около сорока. Холодный и влажный нос у кошки - это знак того, что ваш друг здоров. И, кстати, нос у кошки является таким же «отпечатком пальца», как у людей. Рисунок поверхности носа – уникален. Сон у кошки длится по 16 часов ежедневно. Кошке нравится, когда все двери в доме открыты, она терпеть не может замкнутого пространства. Специалисты Французского университета решили подсчитать, сколько на свете домашних кошек. Оказалось, что всего их на нашей планете 400 миллионов, причем самое большое число их содержится в США. Тем не менее, пальму первенства отдают Австралии, где на каждые 10 жителей приходится 9 кошек. На азиатском континенте первое место за Индонезией, здесь более 30 миллионов пушистых мурлык, а в Европе - за Францией, жители которой имеют на своем попечении 8 миллионов кошек. Вместе с тем есть страны, например, Перу, Габон и некоторые другие, где домашняя кошка почти не встречается.
Ежедневные туалеты кошки объясняются не только ее чистоплотностью. Еще одна цель "умывания" - слизать с шерсти определенное количество вещества, содержащего витамин В, который необходим для регулирования психического равновесия. Если лишить кошку этой возможности, она станет нервозной и может даже погибнуть.
Все кошки и коты, чудесные и нужные людям животные. Не зря ведь медики установили, что присутствие в доме кошки или собаки полезно для здоровья.
Хвостатые питомцы - отличные помощники человека. Кошки лучше собак различают запахи. В британской армии во время первой мировой войны был создан даже специальный "кошачий корпус". Создатели его полагали, что с помощью четвероногих контролеров можно в самое короткое время обнаружить появление ядовитых газов. Кстати, чтобы вовремя выявлять утечку из приборов газа, кошек прежде держали на подводных лодках.
В штате некоторых почтовых отделений Лондона числится несколько котов и кошек. Они еженедельно получают на пропитание "зарплату". Животные были включены в штат английского почтового ведомства еще 130 лет назад. Они заняты ответственной работой - охраняют почтовые отправления от грызунов.
Без нежных и пушистых друзей наша жизнь была бы скучной.

Животные должны жить с человеком не ради разнообразия, а для того, чтобы сделать его добрее, отзывчивее. Ведь это очень приятно, когда накормишь, прижмешь к груди, наговоришь ласковых слов своему любимцу. И он в ответ замурлычит и согреет своей бархатистой шерсткой.
Наблюдая за жизнью и поведением моих кошечек я вижу как они ухаживают друг за другом, дарят нежность, защищают от неприятностей. Если бы люди всегда относились друг к другу как наши четвероногие друзья, то вокруг был бы только мир и порядок.
Сравнивая моих питомцев можно сделать вывод о том, что раннее воспитание важно не только для детей, но и для кошек. Кузю в раннем детстве воспитывала мама-кошечка, она привила к нему чистоплотность, когда он появился в нашей семье, то его окружили внимание и заботой. Сейчас он очень ласковый, в любое время готов нежится и только ждет, когда его на руки возьмут. К сожалению, о судьбе Агуше нам ничего не известно, ее подобрали в очень изможденном и исхудавшем состоянии. Она конечно же с благодарностью отвечает нам лаской, но ей комфортнее на улице, на руки идет только по собственному желанию, очень своенравная и чересчур самостоятельная, несмотря на ранний возраст. Мы и Кузя создали ей райские условия для жизни и она благодарит нас своим урчанием.
Если бы мои питомцы побывали на выставке кошек, то уверена, что Агуша заняла бы первые места по ловкости и реакции, быстроте бега, ухоженности и громкости мурлыканья. А Кузе достался бы главный приз за мягкую шерстку, благородные манеры и нежные повадки.
В заключение я хотела бы пожелать всем пушистым мурлыкам здоровья, а их хозяевам благополучия.

При встрече с домашними животными могут возникнуть опасные ситуации .

Если встретишь незнакомую собаку, не выказывай своего страха перед ней. Она это почувствует и может броситься на тебя.

Особенно следует опасаться приседающей собаки. Так она готовится к прыжку. На всякий случай сразу же нужно защитить горло: прижать подбородок к груди и выставить вперёд руки.

Если собака напала на тебя, отбивайся от неё тем, что есть под руками: камень, палка, портфель. Старайся ударить её по носу. Нос — самое уязвимое место собаки.

Помни некоторые правила поведения вблизи животных .

  • Не следует пристально смотреть в глаза чужим собакам. Они этого не любят и могут напасть.
  • Не трогай собаку, даже и свою, когда она ест или спит.
  • Не отбирай у собаки предмет, которым она играет. Если чужая собака схватила какую-то твою вещь, чтобы поиграть, за помощью обращайся к её хозяину.
  • Не трогай бездомных собак и кошек. Помни, что некоторые болезни — лишай, чесотка, бешенство — от животных передаются людям.
  • Если ты играл с бездомными животными или держал их на руках, кормил, то обязательно тщательно вымой руки.
  • Если тебя укусила или поцарапала собака, кошка, немедленно скажи об этом родителям. Здоровые животные не будут этого делать. От укуса, царапин бешеных собак, кошек можно умереть. Поэтому обяза-тельно нужно сделать прививку против бешенства.
  • Не следует сразу же останавливать кровь. Пусть вместе с ней выйдет слюна животного. Перед тем как идти к врачу, кожу вокруг ранки нужно смазать йодом (зе-лёнкой, одеколоном, марганцовым раствором) и нало-жить стерильную повязку.

Не менее опасными бывают встречи, общение с другими домашними животными: коровами , лошадьми , козами ... Чтобы не пострадать, соблюдай такие правила .

  • Не приближайся к чужим животным. Помни, что у коров, коз, баранов есть рога, которыми они могут ударить.
  • Если на пути встретишь стадо коров, обойди его или отойди на безопасное расстояние. Материал с сайта
  • Будь осторожным с телятами, козлятами, ягнятами. У них чешутся рожки, и они бодают всё вокруг.
  • Не угощай чужую лошадь сахаром или хлебом, она может укусить тебя.
  • Не подходи к лошади сзади — может лягнуть.
  • Если ухаживал за домашними животными, играл с ними, вымой руки.

На этой странице материал по темам:

  • Болезни животных обж

  • Опасные животные и правила общения с ними доклад

  • Доклад поведение домашних животных

  • Доклад о домашних животных краткое содержание

  • Помни.поведения.в.природной.среде

Вопросы по этому материалу: