Пути совершенствования системы образования. Основные факторы развития и совершенствования системы образования

Качество образования в школе - важнейший показатель успеха школы и важнейшая задача внутришкольного управления.

Данное понятие в настоящее время трактуется по разному, неоднозначно, т.к. управляемый объект (качество образования) еще недостаточно изучен и описан, а сама его сущность вызывает споры и дискуссии.

Одни сводят качество образования к качеству обучения (когда под качеством образования понимается % учащихся, закончивших отчетный период на “4” и “5”)

Другие под качеством образования понимают качество обучения и всего воспитания , а потому буквально за все спрашивают со школы. Директору часто приходится оправдываться за те или иные вещи (пьянство, наркомания,
воровство). Хотя всем ясно, что ребенок формируется не только школой, но и семьей, социумом, СМИ. И школа, хоть и значима, но не всесильна и за отрицательное воздействие на школьников всех факторов воспитания не может нести ответственность.

Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности . Правда никто точно не знает, как эту развитость измерить, описать, охарактеризовать.

Четвертые под качеством образования понимают количество выпускников, поступивших в вузы . Это застарелая ошибка и школьных педагогов, и управленцев, и родителей. Дело в том, что у нас в стране ежегодно в вузы поступают около 30% выпускников школ. А что остальные - отбросы общества? Они не смогут создать хорошей семьи или производить материальные блага?

В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании “Качество образования выпускников” трактуется как определенный уровень знаний, умений и навыков; умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательных учреждений в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Качество образования увязано с планируемыми целями, т.е. под “определенным уровнем” всех этих показателей понимаются показатели, спрогнозированные в зоне потенциального развития конкретного выпускника.

Другое определение: “Под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и планируемыми целями воспитания и обучения”.

Какие же задачи призвано решать каждое образовательное учреждение в связи с качеством образования?

  1. Моделирование (на основе анализа существующих достижений, проблем, прогноза перспектив) желаемого уровня качества образования. Что фактически означает построение моделей выпускников школы.
  2. Обеспечение такого функционирования и таких инноваций, которые бы обеспечивали заданный, смоделированный вами уровень качества.
  3. Постепенное обеспечение повышения качества (смена требований к результатам образования, перевод их в новое качество с изменением требований внешних заказчиков)
  4. Диагностику, мониторинг имеющегося уровня качества образования.

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Главный приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Одна из задач модернизации образования: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому образовательными учреждениями и ограниченностью применяемых методик и технологий в процессе управления. Чтобы проанализировать вопрос об условиях управления качеством образования, необходимо, прежде всего, рассмотреть сам управляемый объект. Главным объектом в школе выступает образовательный процесс, протекающий как на учебных занятиях, так и в системе воспитательной работы. Анализируя этапы развития школы, мы попытались ответить на три основных вопроса. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? /Из опроса и соответствующей литературы./

Государство - хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной,мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование /концепция модернизации Российского образования/.

Макросоциум - хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе.

Микросоциум - хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный /100% опрошенных/.

Родители - хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ /65% опрошенных/

  • чтобы ребенок получил образование в профильном классе /60% опрошенных/
  • чтобы ребенок просто находился в школьном пространстве до16 лет, потому что куда ему еще деваться /26% опрошенных/
  • чтобы ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе /52% опрошенных/ в связи с отдаленностью школы от центра досуговой деятельности; а то, что есть в микрорайоне, не полностью их удовлетворяет.

Ученики - хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, иметь учебный успех, получить качественное образование.

Анализ итогов социальной диагностики микрорайона школы показывает:

  • недостаточно высокий уровень образованности,
  • достаточно высокий процент неблагополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка,
  • вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям.

Картина довольно пестрая: от детей с высоким уровнем развития, обладающими интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способности нашего ученического контингента определил приоритеты нашей школы.

Приоритетные направления работы школы.

1. Усиление личностной направленности образования /новые технологии/.

2. Обновление содержания образования /введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов/.

3. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни /медико-психологическая служба, программа “Здоровье”/.

Школа находится в состоянии функционирования и развития. Создана нормативно-правовая база в школе: программа развития, образовательные программы, сквозные программы по предметам, локальные акты школы, приказы, распоряжения муниципальных и региональных органов власти, соответствующий учебный план.

Для учащихся начальной школы введены уроки информатики, иностранного языка, курсы “Математика и жизнь”, “Математика для всех”, “Флора и здоровье”, “Экология для младших школьников”, “Развивающие игры”. В среднем звене - пропедевтические курсы “Наглядная геометрия” (5- 6 класс, Шарыгин), “Физика, химия” (5-6 класс, Гуревич), “Химия” (7 класс), “География родного города”, практикум по решению задач и дидактическая система развивающего обучения Занкова в среднем звене. В старшей школе наряду с традиционной системой обучения открыты классы углубленного изучения математики, физики, химии, биологии и практические курсы повышенной сложности, которые ведут преподаватели Анжерского филиала Кемеровского университета.

Серьезной вехой в развитии школы стало участие в федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержание общего образования, где отрабатывается модель профильной школы. Для учащихся нашей школы осуществляется программа “Школа в школе” - это экологическая школа и летняя естественно-математическая школа на базе загородного лагеря “Арчекас”. Все это дает возможность поднять на новый качественный уровень наши воспитательно-образовательные возможности, преподавательское мастерство и увидеть педагогические перспективы.

Школа получила признание в общероссийском масштабе: она трижды лауреат премии “Школа года” - 2001, 2002, 2003 г., является “Школой высшей категории – 2004”, “Академической школой-2004”, “Академической школой-2006”, “Школой России-2006” и входит в состав Академии творческой педагогики под руководством Рувинского Л.И.. В 2006 году удостоена гранта 10000 лучших школ России.

Качество образование учащихся есть результат воспитательно-образовательного процесса, который зависит от таких условий, как кадровая, научно-методическая, материально-техническая, мотивационная, финансовое обеспечение школы. И в этих условиях на первом месте стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качества преподавания. Область кадровой политики - основа основ школы. Это не только создание благоприятного микроклимата в трудовом коллективе, но и постоянный профессиональный рост учителя, и внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Способность учителей работать с новыми технологиями.

Педагогов школы отличает творчество и высокий профессионализм, благодаря которым они являются постоянными участниками и дипломантами различных конкурсов и фестивалей российского, областного и районного уровней. 4 педагога занесены в российскую энциклопедию “Одаренные дети”. В 2006 году 15 педагогов школы получили грант “50 лучших учителей города и района”, 1 педагог - грант “100 лучших учителей Кузбасса” и 8 педагогов - грант “10 000 лучших учителей России”.

Школьные педагоги-исследователи возглавили кафедры, творческие лаборатории, научное общество учащихся. Они ведут постоянно действующие семинары, которые являются научно-методической мастерской. Наша школа, строя идею образовательного пространства, реализует личностно-ориентированную технологию. По Кларину мы применяем в воспитательно-образовательном процессе более эффективные подходы - это проблемно-поисковый, деятельностный, коммуникативный, игровой.

Важную роль в профессиональном становлении педагога играет методическая служба, которой руководит методический совет. Это важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива. Для повышения профессионального роста учителя используются следующие формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, получение второго образования, постоянно действующие семинары, школа молодого учителя, педсоветы, работа в методических объединениях, кафедрах, творческих лабораториях. Более подробно с методической работой школы вы познакомитесь на секциях. Какова роль руководителя в профессиональном становлении педагога? Как отследить эффективность управленческой деятельности в этом направлении? Для этого проводим отслеживание, как идет процесс творческого развития коллектива, как члены коллектива оценивают себя и каковы их проблемы, как их решить, каков морально-психологический климат, т.е. мониторинг управленческой деятельности.

Показателями эффективности системы управления являются:

  1. Результативность обучения, воспитания, развития.
  2. Рациональные затраты времени учителя.
  3. Появление потребности в самообразовании, в творческом поиске
    учителя.

Чем выше профессионализм учителя, тем значительнее изменения в основных результатах воспитательно-образовательного процесса. Это один из важных показателей эффективности управления качеством образования. Одним из условий эффективного и грамотного управления является умение простроить оптимальную структуру управления. Административно-управленческая работа школы обеспечивается следующим кадровым составом:

  • директор,
  • зам. директора по контрольно-инспекционной деятельности,
  • зам. директора по научно-методической работе,
  • зам. директора по организационной работе,
  • зам. директора по воспитательной работе,
  • зам. директора по БЖ,
  • зам. директора по административно-хозяйственной деятельности.

Высшим органом управления в школе является педагогический совет, при необходимости созываются малые педсоветы. Важным элементом демократизации школы является делегирование функций управления членам педагогического коллектива, т.е. переход от вертикального управления к горизонтальному. Коллегиальное управление коллективом выражается в активных функциональных и общественных помощников администрации школы, заинтересованных в общем деле, в сотрудничестве:

  • научно-методический совет,
  • аттестационная комиссия,
  • руководители методических объединений,
  • зав.кафедрами и лабораториями,
  • родительский совет,
  • медико-психологическая служба школы,
  • совет школьного музея,
  • кураторы вузов, с которыми школа сотрудничает по договорам /ТУСУР, СМГУ, АФ КемГУ/.

Делегирование ряда прав и полномочий учителю превращает школу в самоуправляющуюся систему. Делегирование прав и полномочий в каждом звене управления - это рациональное использование сил и времени руководства. В летний период исполняющим обязанности директора традиционно назначается педагог, кроме того, учителя руководят пришкольным лагерем, летней естественно-математической школой, учебной практикой, методобъединениями, экологической школой, заведуют кафедрами, творческими лабораториями, руководят проектами и программами. Это очень дисциплинирует педагогический коллектив, повышает ответственность и стимулирует профессиональный рост.

Центральное место в процессе решения вопросов принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Итак, чтобы грамотно и оперативно управлять, необходимо владеть точной информацией о деятельности школы. Для этого необходимо внедрять систему педагогического мониторинга в управление школой. Фундаментальной основой механизма управления качеством образования должен выступать психолого-педагогичекий, медицинский и социальный мониторинг. Нашей аналитической группой разработана структура педагогического мониторинга, которая есть в ваших папках, и вы с ней познакомитесь на секции.

Проанализировав ресурсное обеспечение школы пришли к выводу, что школа готова принять социальный заказ, обеспечив успешность обучения и качественность образования, максимально способствовать социальной адаптации учащихся.

Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит, прежде всего, от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовного и творческого потенциала. Для этого принципиально должен измениться взгляд на образование: не овладение учащимися Зунами, а становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности .

И это может быть обеспечено школой, если ее сущностью станет качество образования. Необходимыми условиями для освоения системы качества образования является:

  • осознание педагогическим коллективом новой парадигмы образования - личностно-ориентированного подхода;
  • изменение отношения к процессу и результатам своего труда всех членов педагогического коллектива /мерой оценки деятельности педагога становится развитие конкретного ученика; результаты измеряются не относительно других учеников, а в сравнении с предыдущим результатом/;
  • эффективная система информационного обеспечения /мониторинг требует компьютеризации управления/.

Качество преподавания, качество знаний, качество развития, качество воспитания личности - ключевые понятия внутришкольного менеджмента. В его основе заложено: “Качество знаний, воспитания и развития личности - это не проблема. Это результат разрешения всех проблем школьной жизни!”.

Изменения в системе образования происходят под воздействием определенных факторов – причин или движущих сил определенного процесса. К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести:

а) политико-экономическую трансформацию страны , изменившую требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, а участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980 – начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ "Об образовании" и Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В период кризисного развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. В этой связи как фактор, тормозящий развитие образования, следует отметить хроническое его недофинансирование, требующее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;

б) социальную политику государства, в той или иной мере призванную учитывать интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие сети образовательных учреждений и системы образования в целом в той или иной стране происходит в ходе реализации государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер: одни учебные учреждения предназначены для представителей более обеспеченной части общества, другие – для сравнительно бедной.

В ближайшее будущее в условиях реально существующего демографического спада контингент обучающихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работников образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. В настоящее время произошел переход на новую систему оплаты труда педагогов: к основной базовой части зарплаты педагога, определяемой образовательным цензом работника и его педагогическим стажем, добавляются компенсирующие и стимулирующие надбавки, существенно дифференцирующие работников по их отношению к своей трудовой деятельности.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения;

  • в) исторический опыт и национальные особенности в сфере образования . Система образования каждой страны формируется под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, различной ступенчатости средней школы (в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса) и т.д. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в области образования. В частности, в нашей стране существует уникальная система дополнительного образования детей, призванная удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности будущих взрослых;
  • г) общие тенденции мирового развития – ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, как:
    • – переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
    • – возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
    • – динамичное, но не всегда поступательное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности ;
    • – возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;
  • д) педагогические факторы . Их влияние на развитие системы образования довольно многообразно. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. были сформулированы базовые параметры модернизации школы . Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа" . Ее составляющими стали пять направлений .

  • 1. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования, поэтому в сжатые сроки необходимо разработать новое поколение образовательных стандартов.
  • 2. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
  • 3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю, в этой связи возникает необходимость разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Причем новые кадры совсем не обязательно должны иметь только педагогическое образование.
  • 4. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно; если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Особое внимание Президент РФ обратил на то, что российская школа не имеет права быть "ветхой" – как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе должно быть комфортно и психологически, и физически.

5. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе: к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально-педагогическое сообщество, но и все социально ответственные граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

  • – обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • – достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • – формирование в системе образования нормативноправовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • – повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • – развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является ориентация на социальную адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации и дальнейшего развития образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению. Результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. В этой связи необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

В современных условиях все более значительную часть информации обучающиеся получают самостоятельно – в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за допущение фактов демонстрации и пропаганды насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

В рамках модернизации российского образования осуществляются меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы :

  • – разрабатывается механизм введения государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической);
  • – создастся нормативно-правовая база для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);
  • – отрабатываются механизмы соучредительства и софинансирования образовательных учреждений;
  • – обеспечивается расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;
  • – осуществляется поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;
  • – развивается система негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;
  • – обеспечивается повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

  • Под профессиональной мобильностью понимается переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую, осуществляемый двумя путями: но горизонтали – переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии, и по вертикали перемещение индивида из одного профессионального пласта в другой.

В соответствии с Законом «Об образовании», образовательной политикой Российской Федерации в условиях модернизации российского образования и внедрения ФГОС, образовательный стандарт ставит перед начальным образованием новые цели, главная из которых – развитие личности . В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который способствует развитию таких универсальных учебных действий, которые распространяются на все предметы, а также необходимы для решения задач практического характера.

Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, социализированной и адаптированной к жизненным условиям, к ценностям отечественной культуры.

Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. Влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Это обусловило выбор темы аналитического отчета « Совершенствование образовательного процесса через применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования»

Целью данного аналитического отчёта является самоанализ и самооценка педагогической деятельности в межаттестационный период: с 2010г. по 2015 учебный год.

Целью моей педагогической деятельности является совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, как средство повышения качества обучения; создание условий, способствующих формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, то есть, развитию интеллектуальных, творческих, личностно-нравственных качеств учащихся в условиях адаптивной образовательной среды, воспитание активной жизненной позиции в тесном содружестве с родителями на основе дифференцированного и индивидуального подхода, формирование положительной мотивации у учащихся к обучению, что будет способствовать высокому качеству образования, что соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго

Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:(слайд2)

(Слайд4) Основное направление педагогической деятельности:

«Совершенствование образовательного процесса через применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования»

Актуальность проблемы обоснована потребностью в совершенствовании образовательного процесса, методов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

То есть, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

(Экран5)Определены объект исследования:

(Экран6)(Предмет исследования: влияние современных педагогических технологий на общую успешность в обучении младших школьников.

(Экран7) Цель исследования : определение условий организации образовательного процесса через применение современных образовательных технологий способствующих повышению качества знаний;

    создание для учеников благоприятной образовательной среды.

Была выдвинута гипотеза исследования : Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, повысит эффективность процесса обучения и позволит каждому ученику успешно выстраивать индивидуальную траекторию своего учения и развития-, как в учебной, так и во внеурочной деятельности

(Экран8 ) Сформулирован предполагаемый результат : применение современных образовательных технологий обеспечит повышение качества знаний обучающихся и будет способствовать формированию личностных компетенций младших школьников.

(Экран9) Для достижения цели поставленных задач, использовались следующие методы: метод теоретического анализа, изучение и внедрение эффективных форм деятельности передового педагогического опыта, диагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, анализ результатов обучения, педагогический мониторинг).

База исследования: МКОУ СОШ № 6, учащиеся начальных классов (25-27 человек).

В 2013-2014 учебном году приступила к реализации ФГОС НОО, начав работать в первом классе. Для выявления уровня сформированности познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД обучающихся была проведена стартовая диагностика. Методологической базой послужили следующие пособия

(слайд10)1 класс

По данным диагностики в классе (25 человек) было выделено несколько групп обучающихся, которые отличаются разным уровнем развития как предметных, так и личностных УУД. Такая неравномерность развития УУД является нормой и отражением индивидуальности ребенка.

Стартовая диагностика уровня сформированности предметных и личностных УУД включает в себя диагностические таблицы,(смотреть в отчете) при помощи которых проводится экспертная оценка уровня сформированности УУД методом наблюдения. Мониторинг уровня сформированности предметных и личностных УУД включает в себя систему заданий, при помощи которых определяется уровень сформированности УУД методом измерения. Все это дает возможность учителю проводить качественный мониторинг достижений учащихся на протяжении всего учебного процесса.

Результат выглядит следующим образом:Слайд11

Данная диагностика уровня сформированности УУД позволила скорректировать учебную и воспитательную работу, выбирать задания, соответствующие уровню развития обучающихся. Это обеспечивает дифференцированный подход к обучению. При проектировании проблемной ситуации на уроках я опиралась на возможности своего класса и проведенную диагностику, т.к. степень трудности учебных заданий должен соответствовать этим уровням и выводить обучающихся в зону их ближайшего развития.

(слайд с технологиями12 ) Это относится к принципам системно-деятельностного подхода и педагогической технологии проблемного обучения , когда мы стремимся к тому, чтобы ребенок стал субъектом обучения, чтобы он сам добывал знания в результате своей деятельности, а не получал их в готовом виде.

Применение современных технологий на уроках способствует приобретению и развитию навыков и умений самостоятельной, творческой, более продуктивной работы учащихся. Использование активных методов преподавания, современных технологий повысило интерес к изучению предметов, активность учащихся на уроках и внеурочной деятельности, качество знаний обучающихся.

В изучении современных образовательных технологий я вижу пути совершенствования своей педагогической деятельности.

О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильность высоких учебных достижений учащихся. Ее можно отследить по диаграмме качества знаний. (слайд15)

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.

Считаю, что образовательный процесс не может ограничиваться только урочной деятельностью. Поэтому большое внимание уделяю организации внеурочной и внеклассной работы. Наиболее оптимальными формами организации внеклассной работы по предмету в начальной школе являются факультативы («Развитие познавательных способностей», «Речь и культура общения», «Основы безопасности жизнедеятельности»),.

Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями. В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика, для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказания ему минимально необходимой помощи со стороны учителя. Для этого:

даю дополнение к заданию в виде схемы;

    помогаю найти алгоритм решения;

    указываю причинно-следственные связи,

    необходимые для выполнения задачи;

предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах .

С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления, творческих способностей.

Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.



Работая индивидуально с детьми, готовлю их к участию в олимпиадах Мои ученики активно принимают участие в ежегодных школьных предметных олимпиадах (Смотреть в аналитическом отчете)

Предметные олимпиады

Школьный уровень

2011-12уч.г.

2012-13уч.г.

2013-14уч.г.

2014-15уч.г.

Математика

1место-

Дмитроченко Варя

2 место-

Шкарубо Вика

3место- Зараменских Саша

2место-

Шкарубо Вика

Русский язык

1место

Микрюков Семен

2 место-

Шкарубо Вика

3 место-

Шкарубо Вика

Окружающий мир

1место-

Шкарубо Вика

3место- Дмитроченко Варя, Пилинцова Маща

1 место

Шкарубо Вика

Городской уровень

Русский язык

3место-

Шкарубо Виктория

Мои воспитанники являются постоянными участниками Всероссийских конкурсов: (Аналитический отчет ) Количество участников в конкурсах выросло.

Есть призеры конкурсов

Всероссийский блиц-турнир «Первоклашки в стране Знаний»(2 место- Зайниева Милана, Паклин Максим, Анохин Ярослав, 3 место Болтин Вова),мониторинговый конкурс «Эму-Эрудит 2013»(Призер Шкарубо Виктория), международный чемпионат начальной школы «Вундеркинд (Лауреаты Анохин Ярослав, Зараменских Саша, Комлева Алина, Сунгатуллин Тимур), Всероссийский блиц-турнир «Первоклашки в стране Знаний»(Призер Шкарубо Виктория), Всероссийская викторина «Нескучный русский с Буквознаем»(1 место Анохин Ярослав),международный конкурс-игра по русскому языку «Еж»(1 место Жуков Всеволод»), Областная онлайн-викторина « П.П.Бажов-уральский писатель»(вышел на второй тур Анохин Ярослав), Международный конкурс по ОБЖ «Муравей»(призеры Зараменских Саша, Зайниева Милана, Паклин Максим).

Участие в олимпиадах дает детям уверенность в своих силах, способствует их социальной адаптации

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ .

(Слайд19) Внеурочная занятость учащихся 3 класса

Как один из информационных ресурсов, обеспечивающих качество знаний, рассматриваю конструктивное взаимодействие социума:

(Слайд20) Социальное партнёрство

Параллельно с образовательными задачами, большое внимание уделяю воспитательной работе. Приоритетом в воспитательной работе является Патриотическое воспитание. В 2012-13 уч. г. мой класс принял участие в областной заочной игре «Юнармейцы,вперед!»,посвященной созданию добровольческого танкового корпуса, и занял 1 место. Ежегодно ученики моего класса участвуют в марафоне Победы в к/т «Феникс», во всероссийской акции «Бессмертный полк» приняли участие 11 человек, в составе сводного хора школы выступали на митинге, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Участвуя в городском конкурсе творческих коллективов «Солнечные зайчики»,класс занял 2 место Дети очень любят рисовать, выполнять поделки из разных материалов. Ребята активно участвуют в различных творческих конкурсах: Так в этом учебном году 11 ребята моего класса участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Мой Пушкин, проводимом Государственной детской библиотекой г. Москвы. Среди лучших работ рисунок Максима Паклина.

В проведение внеклассных мероприятий стараюсь вовлечь весь класс. Большое количество мероприятий было проведено с непосредственным участием родителей. Много интересных встреч, праздников, познавательных игр, конкурсов проводилось в классе. В четвертом классе, среди детей было проведено анкетирование «Твое отношение к школе и классу » .

Результаты анкетирования учащихся:

1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?

2. Любишь ли ты свой класс?

3. С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?

4. Есть ли у тебя друзья в классе?

5. Ты с гордостью рассказываешь окружающим о своей школе?

6. Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей школе?

7. Хотел бы ты перейти в другую школу?

8. Есть ли у Вас ощущение, что учителя в школе относятся к Вам хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?

Анкетирование наглядно показало отношение детей к школе, коллективу, учителям.

И всегда вместе с нами – родители, которые помогают в оформлении класса, изготовлении костюмов проведении праздников, экскурсий. Запомнилась всем поездка в В-Пышму, в музей «Боевая слава Урала

Взаимодействие с родителями учащихся, их непосредственное включение в учебно-воспитательный процесс позволило сплотить классный коллектив. В своей работе использую различные формы проведения родительских собраний: Активное участие принимали родители в подготовке и проведении «Выпускного вечера в начальной школе», проведении конкурса «Папа, мама и я – спортивная семья», праздновании «Дня матери» и других мероприятиях.

В процессе педагогической деятельности я совершенствую своё мастерство: активно использую в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы. Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру». Электронный дневник - это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одно из главных проблем школы - информативность.

В межаттестационный период я делилась опытом работы, давала открытые педагогические формы, выступала на педагогических советах, проходила курсовую переподготовку в ИРО Н-Тагила и Екатеринбурга, посещала семинары и открытые уроки коллег школы и города. В 2013 году участвовала в Муниципальном конкурсе «Лучший учитель», в номинации «Лучший классный руководитель» , заняла 2 место.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД) и применении современных образовательных технологий.Моя гипотеза подтвердилась.

Поэтому, на следующий межаттестационный период я планирую:

    продолжить работу по использованию информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

    разработать показатели, критерии, инструментарий для отслеживания организационных, информационных, интеллектуальных умений.

    создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

    продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей.

    способствовать развитию личности ребенка, через участие в конкурсах, олимпиадах.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Не все одинаково пригодно для всех.

Понятие системы образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасного отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В настоящее время значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. И государство, и общество хорошо понимают, что российская система образования вполне способна конкурировать с системами образования развитых стран в условиях широкой поддержки со стороны общественности; ответственной и активной государственной образовательной политики; глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Система образования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Она охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учебные заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно‑образовательные учреждения.

Существует и другое, правовое определение понятия «система образования», сформулированное в ст. 8 Закона РФ «Об образовании», принятого в 1992 г. В данном документе система образования Российской Федерации трактуется как совокупность взаимодействующих:

– преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

– сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно‑правовых форм, типов и видов;

– органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Понятие «система образования», с одной стороны, означает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование. С другой стороны, это понятие включает и социальный компонент, т. е. совокупность общественных отношений (политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических, эстетических и др.), складывающихся в системе образования.



Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников.

Развивающееся российское общество предъявляет новые требования к системе образования.

Во‑первых, России нужны современно образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Во‑вторых, в настоящее время образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. В этой связи потенциал образования в полной мере должен быть использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

В‑третьих, многонациональной российской школе предстоит продемонстрировать свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть основную роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско‑правовой, профессиональной и бытовой культурой.

В‑четвертых, обновляемой системе образования предстоит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и наклонностями независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

В‑пятых, необходимо использовать все возможное для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

Основные факторы развития и совершенствования системы образования. Изменения, происходящие в системе образования, происходят под воздействием определенных факторов.

К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести следующие:

1) политико‑экономическая трансформация страны, изменившая требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно‑политические и социально‑экономические преобразования конца 80 – начала 90‑х гг. XX в. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

В переходный период своего развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. Особо следует отметить как подфактор развития образования хроническое недофинансирование образования, потребовавшее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;

2) социальная политика государства, в той или иной мере учитывающая интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие образовательно‑воспитательных учреждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под большим влиянием государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер, т. е. одни учебные учреждения предназначены для представителей более богатой части общества, другие – для более бедной.

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно‑экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения;

3) исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны формируется также под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, в различной ступенчатости средней школы и т. д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании;

4) общие тенденции мирового развития: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору:

– переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

– возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

– динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

– возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 % национального богатства, что в свою очередь обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;

5) педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин‑матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т. е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения, профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование в свою очередь еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Главная задача современной российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально‑педагогическое сообщество, но и все граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

– достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

– формирование в системе образования нормативно‑правовых и организационно‑экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

– повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

– развитие образования как открытой государственно‑общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования.

Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего – образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

В современных условиях значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно и в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно‑общественной системы:

– введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально‑технической);

– создание нормативно‑правовой базы для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);

– отработка механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений;

– расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;

– поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;

– развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;

– повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

Лекция 6.

2. Пути совершенствования системы школьного образования.

3. Совершенствование системы высшего образования

1. Пути развития дошкольного образования.

Государство в сфере образования выполняет три основных функции управления:

1) регулирование всей сферы образования;

2) выступает как учредитель;

3) руководит через региональные министерства сферой образования в субъектах РФ.

Какова главная цель органов власти в сфере образования? Для федеральных органов власти – сделать эту сферу конкурентоспособной на мировм рынке образования. Для региональных– сделать сферу образования конкурентоспособной на российском рынке образования. Для муниципальных– сделать сферу образования конкурентоспособной на региональном рынке образования.

Критерии эффективности: Степень соответствия индикаторов образовательных услуг России, региона, мунициипального образования показателям доступности и качества на мировом образовательном рынке.

Рассмотрим деятельность органов власти в сфере образования на примере системы дошкольного воспитания . В марте 1992 г. Европейский совет разработал рекомендации для стран - членов ЕС, согласно которым они должны были создавать и поощрять инициативы, позволяющие мужчинам и женщинам за счет доступности услуг по уходу за детьми сочетать занятость на рынке труда и воспитание детей. В 2002 г., 10 лет спустя, во время Барселонского саммита были сформулированы более четкие цели в сфере услуг по уходу за детьми. Учитывая особенности спроса на уход за детьми в каждой отдельной стране, страны ЕС поставили целью ликвидировать причины, тормозящие женскую активность на рынке труда. К 2010 г. была поставлена задача обеспечить охват домохозяйств услугами по уходу за детьми на уровне 90% для детей от 3-х лет до школьного возраста и 33% для детей младше 3-х лет.

(для сравнения в России – 60 и 20 %) .

Что несет в обобщенном виде опыт ЕС по развитию дошкольного воспитания?

2. Признание равенства всех форм ухода за детьми (ясли; детские сады; группы продленного дня; групп, организовааных родителями; института нянь);

3. Активное субсидирование всех форм дошкольного образования из государственного, регионального и муниципального бюджетов;

4. Сочетание бесплатности дошкольного воспитания детей 3-6 лет в ряде стран (Голандия, Франция), с системой субсидий для малоимущих семей при оплате стоимости всех форм ухода за детьми; оплата услуг исходя из принципа социальной справедливости ;

5. Невысокий норматив наполняемости групп либо максимально допустимого количества детей на одного воспитателя;

6. Высокие требования к квалификации работников дошкольного воспитания: как правило, профильное высшее образование; наличие сертификатов различных курсов о повышении профессионального уровня;

7. Унификация образовательных и развивающих программ;

8. Признание системы дошкольного воспитания самостоятельной формой общего образования (а не стадией подготовки к школе);

9. Обязательность проверок со стороны независимых специализированных служб.

10. Постоянная связь населения и органов власти по вопросам работы системы дошкольного воспитания. Формы связи: социологические опросы, наличие специальных электронных сайтов обратной связи в муниципальных администрациях, законодательное право обращений граждан в органы власти всех уровней.

Необходимость использования позитивного социального опыта стран ЕС в нашей стране нашло отражение в Концепции -2020.

Вышеприведенный материал позволяет ввести следующую систему индикаторов эффективности развития дошкольного воспитания:

1. Для органов власти :

Процент охвата детей до 3-х лет и от 3 до 6 лет институциональными услугами всех видов дошкольного воспитания;

Средняя стоимость одного места в водимых в строй учреждениях дошкольного воспитания;

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Отзывы родителей о работе учреждений дошкольного воспитания - степень удовлетворения родителей оказываемой социальной услугой.

2. Для индивида, общества:

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Цена вопроса-стоимость подобной социальной услуги,

Прозрачность очереди,

Уровень заболеваемости детей, посещающих д/у,

Соответствие дошкольных учреждений нормативным стандартам (наполняемость, площадь на одного ребенка и т.п.)

Качество питания детей,

Уровень безопасности детей,

Оценка качества образовательных программ

Возможность выбора любого вида ухода за детьми (ясли, детские сады, группы продленного дня, групп, организованных родителями, института нянь),

Возможность свободного обмена места в дошкольных учреждениях в связи с переменой места жительства.

Анализ динамики изменений вышеприведенных критериев позволяет сделать вывод о тенденциях развития системы дошкольного воспитания.



В общей сумме расходов государства в РФ на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10,5%, высшее образование - 11,5%.

Как же конкретно обстоит дело с состоянием учреждений дошкольного воспитания в Свердловской области? В целях решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области и обеспечения общедоступного дошкольного образования Постановлением Правительства Свердловской области от 09.06.2010 г. № 894–ПП была принята областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы.

Основной задачей реализации Программы было поставлено полное удовлетворение потребности детей Свердловской области (в возрасте от 1,5 до 7 лет) в местах в дошкольных образовательных учреждениях. Всего за период реализации Программы планировалось ввести дополнительно 49,2 тыс. мест в дошкольных учреждениях Свердловской области. По итогам реализации первого года программы (2010 г.) было введено 14 602 дополнительных места в дошкольных образовательных учреждениях в Свердловской области. Из них за счет регулирования предельной наполняемости в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области введено 13 432 дополнительных места;за счет строительства новых 8 дошкольных образовательных учреждений – 1 170 дополнительных места. Анализ приведенного документа позволяет выделить еще один критерий эффективности развития системы дошкольных учреждений: сотношение четырех основных форм роста мест в дошкольных образовательных учреждениях: строительство новых дошкольных учреждений; реконструкция старых; ; возвращение дошкольных учреждений отданных в аренду . К сожалению, по итогам 2010 г. 92% прироста мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области пришлось на регулирование предельной наполняемости , т.е. на увеличение числа детей в группах и только 8 % – на новые дошкольные учреждения.

Обратим внимание крайне нерациональное сотношение затрат на строительство новых дошкольных учреждений и полученных результатов. По оценке министра экономики Свердловской области Е.Сафрыгина затраты на одно место в детских садах в области в четыре раза выше (!) , чем в соседней Челябинской области. (Российская газета.2012 .22 марта. с.16). Результатом анализа выявленных проблем стало принятие Постановления Свердловской области от 14 декабря 2011 г. N 1708-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N 894-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 гг.». В Постановлении сделан акцент на увеличение прироста мест в ДОУ за 2010-2014 гг. с 49, 2 тыс. до 52 063, в том числе: 20073 – за счет строительства новых д/у и реконструкции старых; 17238 – за счет возвращения д/у отданных в аренду, 14042- за счет регулирования наполняемости групп, 710 - за счет создания дошкольных групп при общеобразовательные учреждениях.

При этом стоимость строительства одного места не должна превышать 650 тысяч рублей . В случае превышения этой стоимости, разница оплачивается за счет средств местного бюджета или внебюджетных средств.

Подведем итог: меры, принятые органами региональной власти, позволяют всем муниципальным образованиям (а не только бездефицитным) приступить к решению задачи удовлетворения потребности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях. Однако, во-первых, показатели охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (65 % в 2011 г.) существенно ниже и европейских стандартов, и планки недавнего советского прошлого. Во-вторых, речь идет только о количественных показателях. Проблемы качества дошкольного воспитания, системы ДОУ вцелом вынесены за рамки существующих областных программ.