Правописание частицы не со всеми частями речи. Правописание не и ни с разными частями речи

Зачастую при письме люди сталкиваются с определенными орфографическими проблемами, способными ввести человека в творческий ступор. Например, многие не знают когда пишется "не", а когда "ни". Зачастую люди путаются. Употребление частиц "не" и "ни" с разными частями речи осуществляется согласно чётким правилам. Знание их позволит справиться с верным написанием слов в тексте.

Общее значение частиц

Итак, подробнее. Каждая из частиц наделена собственным значением, которое играет ключевую роль при непосредственной постановке словоформ в определенное положение. Для того чтобы понять когда пишется "ни", а когда "не", необходимо ознакомиться с общим видом соответствующего правила.

Употребление частицы не Употребление частицы ни
Выражение основного отрицания: Мы не отправимся в путешествие. Придание эффекта усиленного отрицания: Я не увидел ни звездочки.
Употребление в форме устойчивых элеметов: Этот ученик вовсе не глупец! Употребление в качестве устойчивых словосочетаний: Его одежда - ни кафтан ни ряса.
В отрицательных или вопросительных предложениях (довольно часто "не" идёт бок о бок с частицей "только"): Чего я только не вытворял в канун летних каникул! Отрицание в предложении, в котором отсутствует подлежащее: В заброшенном замке ни души.

Использование в качестве повторяющегося элемента (частицы) Юные внуки не могли не подумать о благополучии своей бабушки.

Правописание частиц при существительных и прилагательных

Рассмотрим сочетания с конкретными частями речи. В первом случае употребление частиц "не" и "ни" подчиняется правилу, которое имеет небольшой аспект, имеющий отношение как к имени прилагательному, так и к существительному. Что это значит?

Если к определённому слову можно подобрать синоним, не обладающий приставкой "не-", то оно пишется слитно в обоих случаях:

Мои друзья увидели небольшой (=маленький, компактный) домик на лужайке;

Не нужно говорить мне неправду (=ложь, обман).

А если после соответствующего слова наблюдается противопоставление в виде "союз "а"+ антоним", необходимо писать "не" раздельно:

Эта каменная дороге не широкая, а узкая ;

Я считаю его не другом, а врагом .

Также "не" пишется раздельно с прилагательным в следующих случаях:

  • обозначение какого-либо цвета или вкуса: он нарисовал не алые паруса;
  • сравнительная степень: но я ничуть не ниже своего брата.

Правописание частиц при глаголах и деепричастиях

Поскольку деепричастия представляют собой особую форму глагола, обе части речи имеют под собой общую основу в виде единого правила. Практически всегда перечисленные элементы русского языка отделяются от "не":

Не задумываясь о своем будущем, он редко придавал значение образованию;

Белоснежный конь не решился перепрыгнуть забор.

Правописание частиц при причастиях

Сталкиваясь с этими частями речи, люди нередко задумываются о том, когда пишется "не", а когда "ни", что влечет за собой ряд небольших проблем. На самом деле ситуация вовсе не сложна, стоит лишь обратить пристальное внимание на некоторые аспекты.

Слитное написание Раздельное написание

Отсутствие зависимых слов при полной форме причастия: у меня в кармане еще есть не растраченные деньги.

Наличие зависимых слов при полном причастии: не решенная отличником задача
В роли зависимых слов при полном причастии выступают наречия степени или меры: это совершенно не подходящее место При расположении противопставления, которое выражается с помощью союза "а": на клумбе виднелись не распустившиеся, а увядающие розы
Причастие характеризуется краткой формой: наше с некоторыми просьбами еще не отправлено

Правописание частиц при местоимениях

Если между 2-мя элементами местоимения наблюдается предлог, то данное сочетание будет выражаться в виде трех отдельных слов. Например:

Моему отцу не у кого занять небольшую сумму денег;

На первом уроке нам не о чем было разговаривать.

Наибольшее количество вопросов возникает в случае употребления "не" и "ни" в качестве приставок. На самом деле, все очень просто:

Также существует еще одно правило, которое позволяет уточнять когда пишется "не", а когда "ни" при встрече с определенными конструкциями конструкциями. Вот оно:

Правописание частиц при наречиях

Любое отрицательное наречие будет писаться слитно с элементами "не" или "ни". Например:

Я ничуть не сожалею о совершенном поступке;

Моему другу незачем приносить с собой шпоргалку: он и так знает все ответы.

Но частица отделяется от основного слова в некоторых случаях. Если:

  1. писать наречие следует через дефис: вы ведете себя не по-христиански;
  2. рядом располагается усилительное наречие: мы не очень хотим идти в школу;
  3. наречие не оканчивается на буквы -е или -о: я не всегда рисую красочные картинки.

Существенная часть рассматриваемых неизменяемых частей речи, оканчивающихся на -о или -е, подчиняется правилам, которые обладают собственной особой характеристикой. Вот они:

Правописание частиц при союзах и предлогах

В русском языке помимо самостоятельных частей речи существуют и служебные, являщиеся своеобразными "клейкими" сегментами, благодаря которым предложения приобретают цельный и логически завершенный вид. Эти малые элементы тоже могут находиться рядом с частицами "не" и "ни". Правила, регулирующие подобные ситуации, имеют довольно понятный вид с кратким обьяснением сути:

  • "не" всегда отделяется от сочинительных союзов, но поддается слиянию в области составного союза что" (=хотя);
  • "не" пишется раздельно со всеми непроизводными предлогами, а слитно - с "невзирая на" или "несмотря на" (=вопреки);
  • "не" является частью только одной частицы "неужели", в остальных случаях отрицательная частица пишется раздельно.

Частица не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без частицы слово не употребляется, например: невзгода, невзрачный, негодовать, нестерпимый, нельзя, неужто.

2. С существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е, если частица придает слову новое, противоположное значение (такие слова нередко можно заменить словами, близкими по значению, но без частицы не), например: несчастье (беда), неплохой (хороший), нехорошо (плохо).

Примечание.

Иногда возможно двоякое понимание текста в зависимости от слитного или раздельного написания слов с частицей, ср.: недорогое пальто (утверждается, что пальто дешево) - не дорогое пальто (лишь отрицается, что пальто дорого; следует понимать, что оно средней стоимости). Ср. также: заплатил недорого - заплатил не дорого.

3. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невыполненное задание, незамеченные ошибки. Ср.: не выполненное в срок задание, не замеченные учителем ошибки.

4. В неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без предлогов, например: некто, нечто, некого, нечего (ср.: яе у кого, не к чему и т. п.).

5. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недосмотреть за больным (плохо, невнимательно смотреть).

Примечание.

От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до-, употребленные с отрицанием. Эти глаголы, пишущиеся с частицей не раздельно, обозначают не доведенное до конца действие: не досмотреть телепередачу и т. п.

6. В местоимениях и отглагольных наречиях, например: негде, некогда, некуда, неоткуда, незачем; нехотя, несмотря на, невзирая на.

Частица не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: не может не сказать, не оглядываясь.

Исключения: нейдет, неймет, неймется.

2. При причастиях в краткой форме, например: план не выполнен, повесть не написана.

3. При полных причастиях с пояснительными словами, например: не замеченный контролером изъян, не изданный при жизни автора рассказ.

Примечание.

Причастия, перешедшие в прилагательные, пишутся с частицей не слитно и при наличии пояснительных слов: веками нетронутые земли и т. п.

4. При существительных, прилагательных, наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: Он не приятель, а противник. Это не правда (а что?). Пение не веселое, а грустное. Этот человек не добрый (а какой?). До вокзала ехать не далеко, а близко. Врач примет больного, однако не сегодня (а когда?).

Примечание.

От противопоставления, выраженного союзом а, когда отрицается один из двух противоположных признаков, следует отличать противопоставление, выраженное союзом но, когда нет противоположных друг другу понятий и предмету приписываются оба признака. Ср.: Вода в заливе не холодная, а теплая.- Вода в заливе нехолодная, но соленая.

5. При числительных, местоимениях, усилительных наречиях, а также при несоотносительных с прилагательными наречиях, употребляемых в качестве сказуемого безличного предложения (при безлично-предикативных словах, или словах категории состояния), например: не пять, не шестеро; не я, не тот; не очень, не совсем; не надо, не жаль.

Примечания.

1. В отрицательных местоимениях частица не пишется раздельно, если они употреблены с предлогами: не с кем, не о чем и т. п. 2. Философский термин не-я пишется через дефис. Возможны подобные индивидуально-авторские написания частицы и с именами существительными: Это была не-любовь, не-встреча, не-надежда, не-привет, не-жизнь. (Аксен.)

Частица ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если они употреблены без предлогов, например: никто, никого, ничто, ничего, никакой, ничей, никому, ничьим (ср.: ни с кем, ни о чем, ни с какими и т. п.). 2. В наречиях нигде, никак, никогда, никуда, нимало, ниоткуда, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно со словами, перед которыми она стоит.

Примечания.

1. Следует отличать выражения никто иной (другой) и ничто иное (другое) от выражений не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как. Сочетания с местоимениями никто и ничто обычно употребляются в предложениях, уже имеющих в своем составе отрицание, например: а) Никто иной не может этого сделать; б) Ничто иное, кроме музыки, его не увлекает. Сочетания с местоимениями кто и что и частицей не, пишущейся раздельно, употребляются в предложениях, в которых нет другого отрицания, но есть союз как, например: а) Это был не кто иной, как сам командующий фронтом; б) Причиной недоразумения было не что иное, как простая опечатка. 2. Надо запомнить написания таких устойчивых оборотов: во что бы то ни стало, где бы то ни было, как бы то ни было, как ни в чем не бывало, когда бы то ни было, кто бы ты ни был, откуда ни возьмись.

Упражнение 233. Объясните слитное и раздельное написание частицы не.

I. 1. Стояло ненастье. Онежка ежилась на холоде. (Залыг.) 2. Алеша перешел в челнок Захара Макарыча. Они вдвоем, в две суховилки, пробились к незадачливому охотнику. (Троеп.) 3. Неподалеку стоит подорванный танк, большой, пятнистый. (А.) 4. Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. (Л.) 5. Капанадзе становилось жутко. Если это обман, бум, афера, тогда и он вольный или невольный пособник аферистов! (Полев.) 6. Иван был молод и в житейских делах неопытен. (Бабаев.) 7. С несвойственной ей обычно речистостью девушка оживленно беседовала с бородачом. (Полев.) 8. «Внешние приметы, Кузьмич,- это еще не главное»,- возразил Скуратов. (Бабаев.) 9. Больной лишь изредка, и то ненадолго, приходил в себя. (Федос.) 10. Неотлаженная механизация работала с перебоями. (Полев.) 11. Фундамент-то заложили, а стены нечем выводить. (Бабаев.) 12. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но недооценил способностей своего противника. (Н.-Пр.) 13. Мотоциклист потребовал еще и удостоверение, чиркнул спичку и читал, покуда она не догорела до ногтей. (А. Н. Т.) 14. Местность кругом была ровная, прятаться на ней было негде. (Полев.) 15. Поезд тащился нехотя, как все пригородные поезда. (Фед.)

II. 1. К нему и птица не летит, и тигр нейдет: лишь вихорь черный на древо смерти набежит. (П.) 2. Молодые деревья чахнут на корню, не дотянувшись до света. (Федос.) 3. Мы достигли, чего хотели, но путь еще далеко не закончен. (Федос.) 4. Солнце брызгами яркого света взрывает тайгу, еще не успевшую стряхнуть с себя ночной покой. (Федос.) 5. Машина медленно развертывалась на небольшой площади, которую обступили еще не достроенные, скромной архитектуры, здания. (Полев.) 6. Убавив шагу, Николай Всеволодович принагнулся рассмотреть, насколько это возможно было в темноте: человек росту невысокого и вроде как бы загулявшего мещанинишки; одет не тепло и неприглядно. (Дост.) 7. Совсем не старинная, а очень современная шляпа. И небрежно брошенные на столе часики в никелевом браслете. (Пауст.) 8. Или завести фермы молочного скота. Только не такие, какие есть на хуторах, двадцать коровенок, да и те не породистые - истинно козы! (Бабаев) 9. Карие глаза с золотыми ободочками, где притаились тени, смотрят не сердито и без боли. (Стельм.) 10. Сад небольшой, но яблони в нем крупные. (Зам.) 11. Диву даешься - смотреть не на что, а в воду опустишь - словно оживет. (Федос.)

Упражнение 234. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Парень-то, кажется, гол, с него взять (не) чего. (П.) 2. (Не) где в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. (П.) 3. В деревне скучно, грязь, (не) настье, осенний ветер, мелкий снег. (П.) 4. Письмо, которое он послал вчера вечером, вероятно, (не) дошло еще. (Л. Т.) 5. Андрей (не) вольно остановился при виде католического монаха, возбуждавшего такое (не) навистное презрение в казаках. (Г.) 6. Ефимкин, уже привыкнувший к тому, что его (не) долюбливают на МТС, подошел к ним с таким видом, словно и в самом деле был в чем-то виновен. (Ник.) 7. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы, (не) взирая на проливной дождь. (Павл.) 8. (Не) ужели выродки, которые взорвали это здание, тоже когда-то в школу ходили? (Стельм.) 9. Какой-то (не) молодой, ТОЛСТЫЙ человек, стоя на коленях, старательно лепил из песка огромный женский профиль. (Чак.) 10. Стояла (не) тронутая тишина, которая предшествует первым птичьим голосам. (Фед.) 11. В общем, оправдывалось привычное рагозинское правило - решать все (не) медленно, но (не) торопиться. (Фед.) 12. Справа от перевала, куда тащит меня собака, виден большой цирк, окантованный высокими и уже развалившимися скалами. На подступах к нему место (не) крутое, бугристое, все в рытвинах. (Федос.) 13. Филька притворно кривится, точно от ушиба, прячет (не) прикуренную папиросу обратно в коробку. (Федос.} 14. Здесь ведь длительные пурги бывают. Ветер - это наше (не) счастье. (Федос.)

Упражнение 235. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал «(Не) надобно лекаря, батюшка скончался». (П.) 2. Природа (не) храм, а мастерская, и человек в ней работник. (Т.) 3. «Ну, а из каких мест, по-твоему, человек этот?» - «Бог его знает, барин, на лбу у него (не) написано». (Марк.) 4. Вернулись, но трое обещали друг другу - когда-нибудь, может быть (не) скоро, может быть очень (не) скоро, но обязательно достигнуть Усть-Чары … (Залыг.) 5. Светлые, будто бы выцветшие волосы. И такие же светлые, пристальные, почти (не) мигающие глаза. (Чак.) 6. Однажды в воскресенье Костя появился на улице (не) босой, как обычно, а в веревочных туфлях. (Кок.) 7. Ганна вдруг почувствовала себя удивительно (не) уверенной, (не) смелой, шла осторожно, будто боялась какой-то (не) ожиданности. (Мел.) 8. Булгаков тосковал. Он (не) мог остановить своих писательских мыслей. (Не) мог выбросить на свалку свое воображение. Худшей казни нет и (не) может быть для пишущего человека. (Пауст.) 9. Генерал-майор Павлов действительно появился ровно через десять минут. Высокий, суховатый, он вошел в приемную (не) торопливой, но твердой походкой. (Рыб.) 10. Если понемногу таскать у нее яйца, (не) все сразу, а оставлять одно-два, птица (не) догадывается о пропаже. (Федос.) 11. Женщина, (не) отрывая взгляда от нас, достала из-за пазухи трубку с прямым длинным чубуком. (Федос.)

Упражнение 236. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Вот ты кто! А я тебя (не) помню … Тогда я еще ребенком была … Там, на мосту, увидела тебя и подумала: нет, это (не) наш, (не) журавлинский, а командировочный. (Бабаев.) 2. Иван Лукич курил и отводил глаза. Молчал и Скуратов, и молчание это обоим было и (не) приятным и тягостным. (Бабаев.) 3. Сразу же за (не) видимой улицей пало темной пашней (не) спокойное мартовское небо. Меж облаками и в ломких сучьях одинокого обгорелого дерева блистали звезды, а (не) подалеку от них или совсем рядом лилась девичья песня. (Стельм.) 4. Взгляд его был опущен и с (не) приязнью передвигался но разрозненным на столе бумагам. (Фед.) 5. Сентябрьский холодок (не) тронуто держался в лесной тени. (Фед.) 6. Далеко отодвинутые в историю события откликались из прошлого (не) умирающим своим смыслом. (Фед.) 7. Клева (не) было. Поплавки будто вмерзли в (не) движимую, отливающую металлом поверхность воды. (Фед.) 8. Чего Илья ждал, все сбылось. Но почему же теперь нужно убеждать себя, что он вправду этого сбывшегося ждал? Почему чудится оно (не) гаданным, (не) жданным? (Фед.) 9. Собранный, сдержанный, (не) допускавший сам и (не) одобрявший в других чрезмерной общительности, он, видимо, с трудом выжимал на лице улыбку. (Полев.) 10. Казалось, там, за валами вздыбленной земли, пришельцы с какой-то другой, (не) ведомой планеты, строя что-то, понятное и нужное только им, безжалостно ворошат земную утробу. (Полев.) 11. Даже (не) людим Кукушкин, который, казалось, был в ссоре с целым светом, получал письма от матери. (Полев.) 12. На любом строительстве имеется категория работников, (не) предъявляющих к жилищному управлению и хозяйственной части больших претензий. (Полев.) 13. Капанадзе когда-то любил наблюдать преображение простых, порою (не) отесанных парней-новобранцев в дисциплинированных, вышколенных Матросов. (Полев.)

Упражнение 237. Объясните слитное и раздельное написание частиц не и ни.

1. Настала ночь, никто во граде очей бессонных не смыкал. (П.) 2. В тишину, еще никем не потревоженную, врывается шорох камней. (Федос.) 3. Ничего подобного мне не приходилось видеть ни до, ни после. (Федос.) 4. Крылов действовал, как птенец кукушки: он выталкивал из гнезда все, что ему мешало, он ни с кем не стал уживаться, он поглотил одну за другой старые теории грозы, и ни о каком притоке не могло быть и речи. (Гран.) 5. Невероятно: никогда и ни перед кем Сеня не оправдывался. (Залыг.) 6. Солдат медлил, неловко переступая с ноги на ногу. Никак не мог он представить, что после такого шума вдруг может начаться мирный разговор. (Рыб.) 7. Где бы человек ни потерялся, в горах или в тайге, одинаково плохо. (Федос.) 8. Скользнув под проволоку, Мельников так плотно прижался к земле, что ни одна металлическая иголка не коснулась шинели. (Рыб.) 9. Слова Томского были не что иное, как мазурочная болтовня. (П.) 10. Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. (Л. Т.) 11. Как вдруг, откуда ни возьмись, в окно влетает змий крылатый. (П.) 12. Митька как ни в чем не бывало подошел к Илье. (Иван.)

Упражнение 238. Перепишите, раскрыв скобки и объяснив правописание частиц не и ни.

1. В Трактовой есть и кино, и магазины, и Дом культуры, и всегда там людно. А что в Прискорбном? (Ни), чего. Одиноко, как сироты, стоят хатенки, и по вечерам в хуторе тихо, как в могиле: (не) слышно (ни) гармошки, (ни) девичьих голосов. (Бабаев.) 2. Нарты цепляются за деревья, упряжные ремни рвутся, но ни (у) кого уже нет сил связывать их. (Федос.) 3. Буду подчинять себе других, (ни) чего другого я так (не) желаю, (ни) (из-за) чего так не живу, как из-за этого желания! (Залыг.) 4. Внезапно охватило (не) преодолимое желание сейчас же бежать в больницу и во что бы то (ни) стало увидеть ее. (Зам.) 5. Сей (не) известный собиратель был (не) кто иной, как, Мериме, острый и оригинальный писатель. (П.) 6. В лесу как (ни) (в) чем (не) бывало продолжалась весенняя жизнь. (Пр.) 7. На собраниях Бочкарев забивался в дальний угол, (ни) когда его (не) заставишь выступить. (Гран.) 8. Вокруг (не) было видно (ни) души - (ни) человека, (ни) лошади, (ни) птицы, (ни) машины. Замок казался (не) обитаемым. (Пауст.) 9. Геолог был человеком добродушным, молчаливым и (ни) кому (не) мешал. (Пауст.) 10. Я (не) знал тогда, что эти стихи (не) Багрицкого, а какого-то другого поэта. Но это обстоятельство Багрицкий, очевидно, считал (не) существенным, так как (ни) чего (не) сказал мне об этом. (Пауст.)

Упражнение 239.

1. (Н…) вежда в физике, а в музыке знаток услышал соловья, поющего на ветке. (Кр.) 2. Павел Александрович вышел в переднюю и надевал уже шубу, как вдруг, откуда (н…) возьмись, Настасья Петровна. (Дост.) 3. Яркое, на всем блестящее, но (н…) жаркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть в воздухе. (Л. Т.) 4. На столе наперсток, катушка ниток, (н…) довязанный чулок. (Ч.) 5. Вдруг мысль останавливается - и (н…)с места. Голова набита плотно, как мешок муки,- (н…) пробиться. (Фед.) 6. Горячо признателен родной Академии за привет и добрые пожелания. Что (н…) делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. (Павлов.) 7. Володин посмотрел на подполковника как на героя, совсем забыв о (н…) приязненном чувстве, которое испытывал к нему вчера. (Ан.) 8. Почему (н…) вечно на земле весна? (Федос.) 9. Волосы у старика (н…) податливые, завитые мелкими колечками. (Лип.) 10. Яблони отцветали, укрывая землю белой и бледно-розовой душистой порошей (н…) успевших еще увянуть лепестков. (Алекс.) 11. С (н…) ожиданной покорностью девушка, встав на лыжи, двинулась в указанном направлении. (Полев.) 12. Вертолет поднимается, тайга уже (н…) заснеженное море с крупной зеленой волной, а что-то вроде мозаического поля. (Полев.)

Упражнение 240. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

1. Верьте, где б я (н…) был, душа моя, какова (н…) есть, принадлежит Вам и тем, которых умел я любить. (П.) 2. Девушки между тем пели, и особенно усердствовала Наташа Пытина. Пылая вся, она смотрела на жениха широко открытыми, (н…) мигающими глазами с (н…) свойственной ей храбростью. (Алекс.) 3. Вы аккуратны,- это правда, но правда и то, что вы иногда злоупотребляете этим прекрасным качеством и делаете его даже (н…) удобством, а (н…) удобством. (Леск.) 4. Весной и летом (н…) чего, кроме фермы, и в ум (н…) идет. (Ник.) 5. Над головой с (н…) громким, едва уловимым посвистом прошлась стайка пуль, всколыхнув (н…) подвижный горячий воздух. (Ан.) 6. Дина даже приподнялась на локте, чтобы посмотреть, как Литвинов, который явно (н…) желает посвящать кого бы то (н…) было в свои переговоры с Иннокентием Седых, будет отвечать. (Полев.) 7. Рагозин наклонил голову - (н…) согласно, а с тем выражением, что, мол, (н…) только может понять обиду Извекова, но очень хорошо, что он обиделся. (Фед.) 8. Весь день Мельников провел в думах о жене и детях. Куда бы (н…) шел, за что бы (н…) брался, перед взором стояли высокая палуба парохода и до боли родные лица. (Рыб.) 9. (Н…) прошло и десяти минут, как возле гармониста собралась чуть ли (н…) вся рота. (Рыб.) 10. Юлия Павловна взблеснула россыпью своих ноготков, поправляя, впрочем, (н…) сколько (н…) потревоженную прическу. (Фед.) 11. Деревья стоят тесно, спокойно, (н…) щелохнется (н…) одна веточка. (Федос.) 12. Задерживаться (н…) льзя (н…) на минуту: холод пронизывает насквозь. (Федос.)

Упражнение 241. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

1. Кланяюсь Шнейдеру: (н…) кого здесь (н…) вижу и (н…) у кого осведомиться о его представлении. (П.) 2. Вера добрая и умная, да дикая (не…) людимка, (н…) входит (н…) во что. (Гот.) 3. Сначала (н…) досчитались сорока человек, но потом доползли (н…) сколько человек отставших и (н…) раненых. (С.-Ц.) 4. Иван Лукич думал о том странном «потолке», который существует, оказывается, даже в небе. И, собственно, удивлял и озадачивал его как раз (н…) небесный потолок, а земной, которого тоже, оказывается, (н…) кто (н…) видел. (Бабаев.) 5. Как бы (н…) было уныло и (н…) приветливо покинутое место, как бы ты (н…) тяготился пребыванием в нем, всегда остается в душе сожаление, а может быть, и любовь. (Пауст.) 6. Мы поведаем об этой женщине (н…) спеша, (н…) упуская (н…) малейших подробностей из ее (н…) легкой жизни … (Бабаев.) 7. Река (н…) зеленая, (н…) синяя, (н…) коричневая, а просто черная. (Лип.) 8. Сажусь на камень - свет (н…) мил, (н…) чему (н…) рад. (Федос.) 9. За сном (н…) медленно наступает рабочий день, (н…) когда потягиваться и (н…) житься в постели. (Федос.) 10. За мутной завесой бурана (н…) чего (н…) видно, только изредка попадаются каменистые овраги да сиротки-лиственницы, на (н…) счастье свое поселившиеся в этом холодном и мрачном ущелье. (Федос.) 11. Это была (н…) внутренняя борьба, а только раздумье над чем-то (н…) ясным, еще (н…) созревшим, но уже зародившимся в нем. (Федос.)

Упражнение 242. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

Есть целые полосы жизни, о каких (н…) хочется вспоминать. И (н…) потому, что с ними связаны какие-(н…) будь наши ошибки, (н…) счастья или (н…) удачи. В (н…) удачах, как говорил мне мой отец, тоже бывают хорошие стороны.

Нет, (н…) из-за этих причин мне (н…) хочется иной раз возвращаться памятью к прошлому. Вспоминать о (н…) которых годах нет охоты потому, что они (н…) чего (н…) прибавили к тому представлению о настоящей жизни, какое существует у каждого из нас. Наоборот, они даже урезали это представление.

Таким плохим было время, когда я ушел летом 1924 года из газеты «На вахте» и перешел на работу в телеграфное агентство РОСТА. Туда меня затащил Фраерман, переехавший в Москву из Тифлиса.

Поначалу я зарабатывал в РОСТА очень мало. Я все еще жил в Пушкине и (н…) как (н…) мог устроить свою жизнь более сносно. Каждый месяц у меня дней за десять до получки кончались деньги. На еду еще кое-как хватало, но на папиросы (н…) оставалось чего.

«Стрелять» папиросы у друзей и знакомых было (н…) ловко и в конце концов (н…) возможно. У этого занятия тоже был свой предел. Тогда я совершенно (н…) ожиданно открыл простой и бесплатный способ добычи табака.

Я выходил в Пушкине к полотну Северной железной дороги и шел вдоль путей, подбирая все окурки и так называемые «бычки», выброшенные пассажирами из окон вагонов. На пути от Пушкина до Клязьмы за какие- (н…) будь три километра я обычно набирал до двух сотен окурков.

Постепенно у меня накопились ценные наблюдения и над окурками и над курильщиками. (Н…) которых курильщиков я презирал, а к другим, правда к (н…) многим, чувствовал симпатию и благодарность.

(Н…) взлюбил я тех, кто докуривал папиросы до картонного мундштука. Очевидно, это были люди расчетливые и скупые.

С одобрением я относился к курильщикам (н…) рвным и капризным. Они (н…) когда (н…) докуривали папирос до конца, а сплошь и рядом выбрасывали их после одной-двух затяжек.

(К. Г. Паустовский)

Задачи:

  • формировать навык написания [не] со словами разных частей речи.
  • развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать.
  • воспитание интереса к родному языку.
  • формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование:

  • доска,
  • опорный конспект,
  • индивидуальные тестовые задания.

Ход урока

I Организационный момент.

II Определение целей и задач урока.

На доске несколько примеров с орфограммой. Определите, какая орфограмма это, именно она станет предметом нашей беседы и работы на уроке сегодня.

  1. (не) обладающий фактом
  2. поступил (не) по-товарищески
  3. очень (не) красивый зонт
  4. (не) доедал во время войны
  5. (не) лепица
  6. (не) седьмой класс
  7. (не) знал причины
  8. (не) взирал на трудности
  9. (не) мне сказали.

С 5 по 7 класс мы изучали эту орфограмму, однако по отдельности каждую часть речи, а сегодня систематизируем все теоретические сведения по правописанию “ [Не] с частями речи”. А в конце урока вернёмся к данным примерам (записанным на доске) и легко раскроем скобки.

III Обобщение теоретических сведений.

Итак, составляем конспект. Работаем в 3 группах; опираемся на знания конспекта, составленные в 5, 6 и 7 классах.

1 группа готовит конспект “ [Не] с прилагательными, существительными, наречиями”.

2 группа: [Не] с глаголами, деепричастиями; [Не] с числительным, с местоимением.

3 группа: [Не] с причастием;

Совместно с делегатами от каждой группы составляем обобщающий опорный конспект.

1. [Не] с существительными, прилагательными, наречиями на -о,-е.

раздельно

1. без [Не] не употребляется.

H/p: нелепый.

2. можно заменить синонимом.

H/p: неурожайный год (голодный год).

1.наличие противопоставления с союзом а .
H/p: не широкая, а узкая.

NB! (лат.nota bene-“надо запомнить”)

Неширокая, а спокойная река

Неширокая, но рыбная река.- В этих

примерах противопоставления нет.

2.слова усиления

далеко не + отрицательные

вовсе не местоимения и наречия.

отнюдь не ничуть не…

никому не…

никогда не…

H/p: ничуть не глупый

3.полное отрицание

H/p: я не гений

он не шмель

с прилагательными

4. с прил. цвета:

H/p: он не красный

5.с относительными и притяжательными

прилагательными.

H/p: не лисий хвост

не серебряный браслет

6. степень сравнения

H/p: не хуже других

не самый умный

7. словарные слова

H/p: не рад

не должен

не горазд

* Наречия не на – о, - е рассматриваем по другому правилу:

1) если без [не] не употребляется, то [не] пишем слитно.

H/p: неподалёку.

2) если без [не] употребляется, то [не] пишем раздельно.

H/p: не по-зимнему одет.

2. [Не] с глаголами, деепричастиями.

РАЗДЕЛЬНО

H/p: не крикнул * приставка недо со значением “мало, ниже нормы”

не вызывая H/p: недосолил суп

не оглянувшись. недосмотрел за ребёнком

СЛИТНО , если без [не] употребляется.

H/p: негодуя

негодовать.

Отличать от производных предлогов невзирая на = вопреки

несмотря на

3. Не с числительными, местоимениями.

Раздельно:

не каждый

не двадцать пятый

NB! Правописание отрицательных и неопределённых местоимений зависит от наличия или отсутствия предлога м/у отрицательными частицами [не] и [ни] и местоимением.

H/p: не у кого ни с кем

некого никем

4. Не с причастием.

IV Закрепление материала. Практическое применение теории по данной орфограмме.

1) Работа в группах. Раздаются конверты с одним и тем же практическим материалом. Все примеры взяты из ЕГЭ 2007-2008 гг. У каждой группы своё индивидуальное задание.

1 группа: перечислить слова, которые пишутся с [не] слитно.

2 группа: раздельное написание слов с [не] перечислить

3 группа: указать пункт конспекта, определяющий написание слова

H/p: несмотря на болезнь №3 (правописание гл., дееприч., мат-л *).

Проверка осуществляется экспертами, которые выбраны учителем в каждой группе в начале работы над этим заданием, т. е. 1-ую группу проверяет эксперт из 2-ой группы, 2-ую из 3-ей, 3-ью из 1-ой. Если выступающий из какой-либо группы ошибается, то эксперт обращается к другим учащимся из этой же группы.

  1. (Не) смотря на тёплую осень, дни стояли тёплые.
  2. Вале (не) было скучно.
  3. Обломов - ребёнок, а (не) безнравственный эгоист.
  4. Мост ещё (не) построен.
  5. (Не) высказанный упрёк светился в глазах героини.
  6. Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает.
  7. Клементьев ушёл, (не) кого позвать в гости.
  8. В детстве Чехов был (не) истощим на выходки.
  9. Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
  10. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
  11. (Не) наше пока это дело
  12. Дружба с ним была далеко (не) легка.
  13. Я (не) нашёл, что сказать.
  14. (Не) городской сад, однако одно загляденье.
  15. Всей жизни для этого (не) жаль.
  16. Ничуть мы (не) злые, каждый в отдельности и вовсе добрый.
  17. Почему ты мне (не) рад.
  18. (Не) такой я тебя представлял.
  19. Гол забил (не) шестнадцатый игрок, а первый.
  20. Абсолютно (не) успевающий ученик из 8 класса.

1 группа – 1,3,5,8,9,10,20

2 группа – 2,4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19

2) Раскроем скобки и определим, как пишутся слава, которые в начале урока помогли нам определить тему урока. Объяснение слов происходит согласно опорному конспекту.

V Подведение итогов, выставление отметок.

Что прежде всего нужно сделать, если встречается слово с [не]. (Определить часть речи, а уж потом применить конспект).

Наиболее эрудированными сегодня были …..

VI Д/з дифференцировано (каждый ученик выбирает сам)

  1. у. 394 (учебник 7 кл. “Русский язык” Авторы М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская)
  2. составить рассказ из 5-6 предложений, в каждом из которых должно быть слово с [не], объяснить их правописание.

Частица «не» играет важную роль в русском языке. От того, как она написана со словами, зависит смысл всей фразы. Эта служебная частица выражает не только отрицание «не бегай, не трогай», но и утверждение: «сегодня не мама забрала Машу, а папа». Нередко эта частица придаёт фразе полноту действия: «никак не налюбуюсь на Вас.» В разговорной речи она способна придавать фразе оттенок равнодушия: «Не было б счастья, да несчастье помогло». Эта отрицательная частица способна придавать и утвердительную интонацию: «непогода разгулялась».

Правила написания частицы «не» с существительными

Одно из правил русского языка, вызывающее трудности, - правописание «не» с существительными . Грамотный человек способен различать написание этой частицы и правильно употреблять её в письменной речи.

Написание «не» зависит от того, является ли она префиксом (пишется слитно) или отрицательной частицей - отдельным словом (пишется раздельно). Примеры:

Трудности в написании появляются при различии префикса и частицы . Правила русского языка призваны отличить приставку от частицы и установить правильное написание НЕ с именами существительными. От этого зависит значение написанного.

В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. Но имеются варианты, когда «не» пишется слитно. Чтобы не ошибиться в применении НЕ, нужно ознакомиться с правилом русского языка .

В таблице показаны НЕ с существительными примеры.

Рассмотрим более подробно каждый из этих вариантов написания. НЕ с существительными правило.

«Не» пишется слитно

  1. Если не используется без НЕ (примеры: небылица, невежа, ненастье, неряха, невольник, нехватка, неурядица, нелепица, незнайка, невидаль, негодяй, недуг, невидимка, незабудка, непоседа, несмышлёныш, неудачник, неваляшка, неполадки).
  2. Если слово с частицей НЕ заменяется синонимом без НЕ без утраты значения. Примеры: несчастье - горе; неприятель - враг.
  3. Если есть соединение префиксов недо-: недоработка, недосмотр, недочёт, недоимка, недовес, недоразвитость.
  4. Существительные, которые обозначают лицо или качественный оттенок, в соединении с НЕ- образуют слова со значением противопоставления. Примеры таких словообразований: неспециалист, непоэт, немусульмане, неврачи. Когда за дело берётся непрофессионал, пора кричать «караул». Неврач не разберётся в истории болезни. Нематематик не решит эту задачу.

Если частица НЕ и существительное сформируют новое слово с противоположным значением. Примеры: недостаток (изъян; достаток означает зажиточность), несчастье - беда, а не отсутствие счастья; ненадёжность человека - не (на него нельзя надеяться). Из-за незнания языка он не прочитал инструкцию.

Если существительное с НЕ употреблено с зависимым прилагательным или притяжательным местоимением, стоящим перед НЕ-. Меня огорчила твоя неудача.

  1. Если перед существительным с НЕ стоит определение или предлог. Уволить за невыход на работу. Все знают о его невоспитанности. Во всём виновато моё невезение.
  2. Существительное является термином. Пример: неметалл. Среди химических элементов есть неметаллы.

«Не» с существительными пишется раздельно

Если есть или подразумевается противопоставление союзом А. Пример: Не правда, а ложь. Он мне не друг (подразумевается враг). На лугу пасутся коровы и не коровы. (имеется в виду, что пасутся коровы и другие животные). Он готов писать всё: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Не праздник, а выходной.

Все эти условия несложно запомнить и правильно употреблять на письме.

Сегодня мы поговорим о грамотности. Каждый из нас порой грешит ее отсутствием. В силу тех или иных обстоятельств информация забывается. Но в некоторых ситуациях нужно объяснить суть своих действий, особенно когда вы помогаете своему ребёнку с домашним заданием. Для того, чтобы пояснить или освежить в памяти некоторые смутные моменты, и написана эта статья. Сегодня мы разберём, когда пишется "не", а когда "ни". Для того, чтобы упростить и ускорить процесс восприятия «новой», хорошо забытой информации, статья будет больше похожа на таблицу, нежели на связный текст. Итак, приступим.

Введение в вопрос

В русском языке множество частиц, и благодаря этому наш язык приобретает высокую пластичность и некоторый шарм, но в то же время он становится чрезвычайно сложным в изучении, и вариативным в использовании тех или иных слов. Из-за этого появляются определённые казусы. К примеру, «чайник долго остывает» и «чайник долго не остывает» - это высказывания с одинаковым смыслом. Многих иностранцев в шок повергает фраза: «Да нет, наверное». К тому же наличие двойного отрицания иногда делает перевод с русского языка очень затруднительным.

Начнём с простого

Поэтому даже в таких мелочах, как правописание частиц, нам приходится руководствоваться определёнными правилами. Обычно эти правила не подразумевают двойного толкования и являются довольно простыми. К примеру, два самых распространённых правила, в которых чаще всего делают ошибки:

  • Частицы «бы», «ли», «же» пишутся раздельно, а также раздельно пишутся «вот», «будто», «ведь», «мол» и другие.
  • Второе правило гласит, что частицы: «кой-», «кое-», «-то», «-нибудь», «либо-», «-де», «-ка», «-таки», «-тко», «-тка» и «-с» всегда пишутся через дефис. Как мы видим, само правило просто, как сложение.

Но есть такие частицы, как "не" и "ни", и, к великому сожалению, молодое поколение, а иногда и некоторые умудрённые жизнью мужи, совершенно не понимают, когда пишется "не", а когда "ни". Для этого и нужна следующая таблица.

Когда пишется "не", а когда "ни"

Для начала рассмотрим общие понятия правописания «не» и «ни», и их место в предложении. Частности разберём чуть позже. К примеру, когда "ни" пишется в отрицательных предложениях.

Использование "не" и "ни"
Не Ни

1. В отрицаниях. Я долгое время не был дома

1. Используем для усиления отрицания. Я не знаю ни вас, ни вашего друга

2. В самостоятельных вопросительных и восклицательных предложениях. Почему бы не вспоминать друзей чаще? Никуда бы они не пошли

2. В придаточной части предложения, для усиления утверждения. Мы не смогли это сделать, как ни пытались

3. Используется с неопределёнными, отрицательными местоимениями и отрицательными наречиями, находясь под ударением. Не у кого было спросить

3. С неопределёнными, отрицательными местоимениями и некоторыми наречиями в безударной позиции "ни" пишется в предложениях всегда. Никогда не вспоминай об обидах

Использование «не» и «ни» с разными частями речи

Из предыдущей таблицы мы узнали, когда пишется "не", а когда "ни". Теперь стоит перейти к более частным случаям, а именно: как обе частицы используется с другими частями речи. Сначала рассмотрим, в каком случае "ни" пишется раздельно. Согласно общепринятым правилам, так бывает практически всегда. Исключением является случай, когда "ни" пишется в отрицательных местоимениях и местоименных наречиях без предлога. К примеру: ничто, никто, ничья и т. д. В случае с "не" все немного сложнее, и поэтому для наглядности мы воспользуемся таблицей.

"Не" с разными частями речи
Часть речи Слитно Раздельно
Существительное

1. Если существительное не используется без «не» (неудачник).

2. Если у слова есть синоним без «не» (неправда - ложь)

1. В противопоставлении (не дождь, а солнце).

2. В вопросительных предложениях в конструкции «не правда ли»

Прилагательное

1. Если прилагательное не используется без «не».

2. Если есть синоним без «не» (немолодой - старый).

3. Если мы противопоставляем, используя союз «но» (яблоко несладкое, но сочное).

4. В кратких прилагательных, когда полная форма пишется слитно

1. Если что-то противопоставляется через союз «а» или когда это подразумевается (не кривой, а извилистый).

2. С относительными прилагательными.

3. В кратких прилагательных, когда полная форма пишется раздельно

Числительное Всегда пишется раздельно
Местоимение В неопределённых и отрицательных местоимениях без предлога (нечто, некто) С другими местоимениями
Глагол Если не существует без «не», а также в приставке «недо-» С остальными глаголами
Деепричастие Если не существует без «не», в приставке «недо-» С остальными деепричастиями
Причастие Если полное причастие стоит без зависимого слова (непроверенный человек)

1. Если рядом с полным причастием есть зависимые слова.

2. Если причастие противопоставляется (не выученный, а только прочитанный стих)

Наречие

1. Если не существует без «не».

2. В наречиях оканчивающихся на -о, -е, если есть синоним (неразумно - глупо)

1. В наречиях на -о, -е, если есть противопоставление.

2. В наречиях на -о, -е в таких фразах: вовсе не, ничуть не, далеко не, отнюдь не.

3. Если наречие пишется через дефис

Итоги

Как мы видим, использование "не" и "ни" кажется сложным только на первый взгляд. Визуально правил много, но на самом деле большая часть утверждений повторяется для многих частей речи. Поэтому стоит более внимательно перечитать эти правила и вывести для себя некую квинтэссенцию, когда используется "не", а когда "ни", и смело наслаждаться грамотностью и жизнью без ошибок.