Позитивизм и неопозитивизм проблема обоснования научного знания. Позитивизм и неопозитивизм как первые формы философии науки

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Основоположником позитивизма явился О. Конт , который провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Его последователями были Дж. Милль и Г. Спенсер.

Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Все человеческое знание делится на позитивное , связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое , ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Неопозитивизм – вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:

  • первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.;
  • вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX - начале XX века;
  • третья стадия - неопозитивизм, или логический позитивизм.

В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Создаются проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий. Возникают попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, - этику, литературу, психологию. Наконец, появляется потребность усилить эффективность науки, критически осмысливая ее инструментарий. Сложные отношения складываются к этому времени между специальными науками и философией. Безграничное доверие к философии - "царице наук" - сменилось скептическим к ней отношением; стало явным стремление освободиться от ее диктата. Против философии выступали как те мыслители, которым претили претензии философии на якобы строго научное решение "человеческих" проблем (С.Кьеркегор), так и сциентистски настроенные исследователи, считавшие традиционную "метафизику" далекой от подлинных запросов науки. Критическое отношение к философии со стороны различных философских школ было необходимым этапом в деле самоопределения философии, выявления ее подлинного места в культуре.

Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Претензии традиционной философии ("метафизики") с ее поисками "начал и причин", сверхчувственных субстанций, стоящих за рамками возможностей опытного знания, признаются неосновательными.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена; по крайней мере лишена статуса "науки наук".

Процесс познания становится единственным предметом философии как строгой науки; изучение процесса познания не должно оказаться в плену односторонних материалистических или идеалистических подходов, не должно поддаваться аргументации этих противоборствующих философских школ.

Процесс познания един, однороден, поэтому применение научных методов возможно не только при изучении природы, но и общества и человека. Наконец, наука - не только модель человеческого познания, но и основное средство переустройства и совершенствования жизни.

Сциентизм (лат. scientia - наука) - позиция, согласно которой научное знание - оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеалом научного знания является естественно-научное знание. Противоположностью этой позиции является антисциентизм, в рамках которого развиваются идеи о враждебности науки человеку, о невозможности построить человеческую жизнь на научной основе.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - это направление философии, объявляющее единственным истинным источником знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философии. Термин «позитивизм» был введен одним из его основателей, французским социологом и философом О. Контом .

В процессе своей эволюции позитивизм прошел три стадии: первая, начальная стадия (XIX в.) связана с именами О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и др.; вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах. А. Богданов и др.), оформилась в конце XIX - начале XX в.; третья стадия - логический позитивизм, или неопозитивизм - возникает в начале XX в. и существует в наши дни.

Все три стадии эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Черты позитивизма:

1) высокая оценка науки, которая считается главным источником знания;

2) критика философии, отвержение ее проблем и понятий;

3) в гносеологии - приверженность сенсуализму и эмпиризму;

4) разработка методологии для всех наук;

5) религиозный критицизм, теория «двух истин» (научное и теологическое знание) и «богостроительство» (любовь к Богу заменяется любовью к человеку).

Философия лишается в позитивизме статуса «науки наук», становится особой деятельностью по обслуживанию науки, либо занимается обобщением научных знаний, либо становится логикой науки. Процесс познания становится единственным предметом философии. Процесс познания един, знание однородно, поэтому применение научных методов возможно при изучении не только природы, но и общества и человека.

На первой стадии эволюции позитивизма философия рассматривается в качестве инструмента упорядочивания наук, унификации познания, способов выявления общих для всех наук законов, которые можно также перенести и на исследование общества. Такими общими основаниями всех наук являются принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) стал основателем позитивизма и позитивной социологии. Конт в своих работах в качестве модели социальных процессов рассматривает организм; биология для него фундамент социологии. Конт считал, что открыл «закон двойной эволюции» - социальной и духовной - и воплотил его в концепцию трех стадий исторического развития. На первой стадии развития общества «инстинктивные импульсы» людей объединяются «теологическим синтезом» (едиными верованиями). Теологическая установка приводит к военно-авторитарному режиму в государстве.

Падение веры ведет к возникновению «метафизической эпохи» - эпохи тотального критицизма, которой соответствует тяга к демократии, к свержению монархического режима. Третья стадия, стадия «позитивного знания», обеспечивает органическую связь порядка и прогресса. Наука становится основой организации общественной жизни. Однако естественным путем ни сообщество ученых, ни народ не могут прийти к единству. Необходим второй «теологический синтез», обращение к богостроительской идее - религиозному культу человечества.


Закон трех стадий носит универсальный характер, считал Конт. Три стадии оказываются тремя закономерными этапами познания любого предмета: например, познавая огонь, люди сначала видели в нем бога огня Гефеста, затем - флогистон (особую огненную материю), в итоге пришли к научному объяснению горения, обратившись к кислороду.

Для решения задач реорганизации общества на рациональной основе и преодоления социальных кризисов нужно научное знание об обществе. Полагая, что наука об обществе должна заимствовать у физики ее точные методы, Конт разрабатывает «социальную физику», или социологию, устанавливающую законы общественного развития. Социология должна состоять из «социальной статики» (существующие структуры общества, взятые как бы в застывшем состоянии) и «социальной динамики» (изучает процессы социальных изменений). Социология является вершиной научного знания.

Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) является автором эволюционной теории общественного развития. Спенсер обосновывает всеобщность эволюционных процессов, понимаемых им механистически. Эволюционные изменения представляют собой механизм перехода от менее связанной формы к более связанной, от гомогенного, однородного состояния к гетерогенному, неоднородному. Эволюция, с его точки зрения, есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения. Предел, который эволюция не может перешагнуть, - это равновесие системы. Нарушение равновесия ведет к распаду, который становится со временем началом нового эволюционного процесса. Цикличность развития и распада присуща абсолютно всему. Спенсер принципиально отказывается искать причины эволюции, так как наука, по его убеждению, неспособна проникнуть в суть вещей, а исследует лишь феномены, явления.

Общество - часть природы. Оно функционирует по законам живого организма. Оно не создано Божьей волей и не возникло в результате «общественного договора». Развитие общества идет от гомогенного состояния к гетерогенному. Наблюдается разрастание дифференциации социальных «органов» и возникновение между ними новых связей. Сословно-классовое деление общества Спенсер уподоблял разделению функций организма и считал его необходимым для любого общества. Поскольку общество, как любой организм, способно к саморегуляции, то наличие государственных органов в обществе не является необходимостью, считал Спенсер.

Развитие общества идет волнообразным путем, через нарушение равновесия и его восстановление. Военный строй принуждает, промышленный строй допускает личную свободу. Однако будущее - за третьим типом, в котором осознанное служение обществу будет одновременно и удовлетворением личных потребностей. Спенсер рисует картины будущего индустриального общества, открытого для международного сотрудничества, основанного на принципах самоорганизации и самоуправления, охраняющего права и свободы человека.

Второй исторической формой позитивизма был эмпириокритицизм , основоположниками которого являются швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896 гг.) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1896 гг.). Основоположники эмпириокритицизма разделяют позитивистскую идею упразднения старой метафизики. Однако, в отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься согласованием результатов научных исследований, классификацией научного знания, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений, «опыта» в сознании исследователя. Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта: нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта.

Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимого, осязаемого первооснову мира (материальную или идеальную). Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи). Чем монолитнее будет наш опыт, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, тем более эффективным будет его адаптационное действие. Принцип наименьшей траты сил («экономии мышления» по Маху) - основной принцип, которым должна руководствоваться философия. Этот принцип ориентирует на кумулятивистскую модель развития научного знания (лат. cumulatio - увеличение, накопление), предполагающую непрерывность роста науки, постоянное накопление знания, исключающее скачки, опровержение достигнутого и общепризнанного.

Третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм , или логический позитивизм, возникший в 20-х гг. XX в. Среди представителей этого направления - английский мыслитель Бертран Рассел (1872-1970 гг.), австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.), члены так называемого «Венского кружка» (М. Шлик , Р. Карнап , О. Нейрат , Ф. Франк ) и др. Логический позитивизм сохраняет преемственные связи с предыдущими формами позитивизма. Однако логические позитивисты в центр теории познания поставили логический анализ науки.

Научное познание однородно. Критериями истинности в науке являются: взаимосогласованность предложений науки в соответствии с логическими правилами (критерий правильности построения высказывания); возможность сведения высказывания к чувственным данным или фактам. Опыт - совокупность фактов, зафиксированных в протокольных предложениях (типа «это - красное»), - является единой эмпирической основой науки. Если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо) и, значит, научно. Принцип верификации - основополагающий принцип неопозитивизма. Другой принцип неопозитивизма - редукционизм , сведение всего здания науки к проверяемому на опыте знанию.

С этими принципами тесно связаны идея единства научного знания и кумулятивизм, принцип «накопления» научного знания. Неопозитивисты попытались создать единую науку на основе универсального языка, языка физических явлений (физикализм ). Однако привилегированный статус «протокольных предложений» был подвергнут затем сомнению - эти предложения трудно применить к общественным наукам и психологии, а также, поскольку эти предложения фиксируют наши ощущения, и их интерсубъективность (сходство или тождество чувственных представлений различных субъектов) доказать невозможно.

Одной из главных задач неопозитивизма была борьба с традиционной «метафизикой». Первый шаг программы пересмотра роли философии в познании - это выявление ненаучности традиционных философских идей, которые не сопоставимы с опытом. Второй шаг предполагает замену старой метафизики новой, «научной» философией. Новая философия не должна быть системой высказываний о чем-то трансцендентном, недоступном человеческому опыту. Философия - не теория, дающая общую картину мира, это особая «деятельность» по прояснению понятий, логика науки, помогающая очищению языка науки от неправомерных обобщений. Третий шаг критики традиционной метафизики заключается в сохранении за ней особой области, далекой от науки. Для Л. Витгенштейна это сфера мистического, область «вопрошания», в которой не предусмотрены ответы. Область философии погранична искусству.

Эта школа имеет и другие названия, такие, как неопозитивизм логический позитивизм, современный эмпиризм. Ее представители считают себя наследниками анг­лийского эмпиризма Локка, Юма, Беркли.

Неопозитивизм берет свое начало с образования в 1922 г. Вен­ ского кружка , в который входили профессора философии, логики, физики и других наук (М. Шлик, О. Нейрат, Г. Фейгель, Э. Нагель, К. Гёдель и др.). В 1926 г. в Вену был приглашен Рудольф Карнап (1891-1970), который стал центральной фигурой в дискуссиях кружка. Огромное влияние на членов кружка оказали труды Б. Рассела и Л. Витгенштейна.

В 1929 г. был издан манифест «Научное понимание мира. Вен­ский кружок », где были сформулированы задачи этой школы. С 1930 по 1939 гг . Венский кружок выпускает специальный журнал познание, а с 1938 г. - «Международную энциклопедию унифици­рованной науки ». Проводится ряд философских конгрессов в евро­пейских столицах. В начале Второй мировой войны Венский кру­жок прекратил свое существование в связи с эмиграцией многих его членов из Австрии. Ведущие представители этого кружка в эмиграции создали в Великобритании школу Кембриджских анали­тиков, а в США - школу логического эмпиризма.

Неопозитивисты считают , что есть только два вида научного зна­ния , научных высказываний, обладающих значениями:

Все то, что относится к частным дисциплинам, - все эмпи­рические науки;

Логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания.

В этом разделении знания для философии не остается места. Неопозитивисты заявили, что философия - не наука, а просто деятельность по прояснению языка науки. Тем самым в центр ис­следований ставится анализ языка науки. Именно эту задачу реша­ет логический позитивизм - одна из школ неопозитивизма . То, что в традиционной философии называлось теорией познания, неопо­зитивизм большей частью относит к психологии, якобы исследую­щей способы и пути получения истинного знания.

Основная проблема философии науки , а логический позити­визм и является ею, - рассмотрение логической структуры науч­ных теорий и анализ значений научных высказываний. Для выяс­нения значений научных предложений неопозитивисты выдвинули так называемый принцип верификации (от лат. - истинный и - дела ) - подтверждение. Он применим только к высказыва­ниям эмпирического характера, т.е. проверяемым наблюдением . Значение предложения проверяется в опыте. Так, находясь в аэро­порту, мы можем непосредственно соотнести смысл предложения: «Самолет Москва - Курск вылетает в 18 часов» - с наблюдаемым событием, т.е. наглядно убедиться в его истинности. Но можно проверить это и опосредованно, заглянув в расписание. В результа­те таких проверок предложения могут оказаться как истинными, так и ложными. Такого рода предложения входят в область научных, эмпириче­ски проверяемых. Все остальные предложения являются либо бес­смысленными, как, например, «метр весит три килограмма», либо неосмысленными и поэтому незначимыми. Так, предложение из работы Гегеля «Абсолютное находится вне времени» проверить не­возможно. Следовательно, оно неосмысленно и тем самым не име­ет научного значения, хотя построено грамматически правильно.


Со временем логические позитивисты заменили формулировку верификации положением подтверждаемости или испытуемое. Так, если мы можем вывести из какого-то общего положения такие предложения, которые можно подтвердить на опыте, то это общее положение считается истинным.

Многие трудности у логических позитивистов проистекали из-за двусмысленности и узости понятия «опыт», который они пони­мали в основном как наблюдаемость и субъективную переживаемость. Однако понятие «опыт» подразумевает и реальный экспери­мент, и наблюдение, и сложившиеся у субъекта схемы, и прошлые знания, навыки в соответствующих областях.

Другое затруднение возникло в связи с тем, что научное знание интерсубъективно , т.е. общезначимо, принимается всеми и может быть сообщено каждому, в то время как переживание субъекта личностно и субъективно. Проблема интерсубъективности воспри­ятий возникла еще у субъективного идеалиста Д. Беркли , который решает ее, вводя в свою систему Бога, якобы вкладывающего в нас ощущения и потому обеспечивающего единство и гармонию наших переживаний. Для неопозитивистов единственное удостоверение общезначимости наших восприятий, например, красного цвета, заключается в том, что большинство воспринимает данный цвет именно как красный.

Подчеркивается, что логика и математика основаны на конвен­ции, т.е. соглашении ученых друг с другом о принятии той или иной логико-математической структуры для упорядочения опыта в зависимости от ее удобства и простоты . Безусловно, момент кон-венционизма играет роль в выборе того или другого искусственного языка в математике и логике. Тем не менее этот выбор решается не просто соглашением, а содержательно обусловлен теми задачами, которые должна решать соответствующая логико-математическая структура. Так, например, существует ряд языков для компьютеров и каждый имеет свои преимущества для решения определенных конкретных задач.

Впоследствии самими представителями логиче­ского позитивизма было подвергнуто сомнению жесткое противо­поставление аналитического, формального и синтетического, эм­пирического знания и показана их соотносительность.

Следующая концепция неопозитивизма связана с проблемой унификации знаний , сведением всех наук к наиболее развитой в настоящее время научной дисциплине. Эта попытка сведения, редуци­рования явилась своеобразным повторением стремления философов XVII-XVIII вв. объяснять все явления действительности классиче­ской механикой. В научном познании, безусловно, существует важ­ная процедура объяснения неизвестного известным, сведения слож­ного к простому. Однако необходимо помнить о границах такого сведения, которые не должны искажать реальное положение вещей.

На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в философии - постпозити­визм. Постпозитивистский этап в развитии мето­дологии научного познания представлен трудами таких философов, как К. Поппер (1902-1994), Т. Кун (1922), И. Лакатос (1922-1974), С. Тулмш (1922), П. Фейерабенд (1924), Д. Агасси (1927) и др.

Начало постпозитивизма связывается с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Куна (1962). В целом этот этап характеризуется большим разнообразием методологических концепций, которые часто противоречат друг другу. Однако можно выделить и некоторые общие черты данного направления. Так, в кон­цепциях постпозитивистов происходит ослабление внимания к про­блемам формальной логики, что было характерно для предыдущего этапа позитивизма.

Главная проблема в постпозитивизме - объяснение разви­тия науки, исследование логики и роста научного знания. Его представи­телей интересуют прежде всего следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в научном сооб­ществе, каковы критерии выбора конкури­рующих научных теорий и т.п.

Прежде всего следует обратиться к та­кому направлению внутри постпозитивиз­ма, как критический рационализм . Его представители пытаются в первую очередь разграничить сферы рациональности (науки) и псевдонауки (метафизики и идеологии).

Основатель этого направления - анг­лийский философ и социолог Карл Раймунд Поппер . По его мнению, наука и в целом рациональность должны стать сдерживающими факторами против распространения иррациональ­ного духа тоталитаризма и социальной демагогии, утверждение ко­торых привело в XX столетии к неслыханным бедствиям для чело­вечества. Второй аспект критического рационализма связан с тем, что рационализм Поппер противопоставляет эмпиризму неопози­тивистов. Рационализм выступает здесь как важнейшая характери­стика научного метода и научного знания. Следует отметить, рационализм в понимании представителей этого направления - особая норма поведения ученого, который при обосновании научных выводов не должен бояться никаких оп­ровержений своих предположений и гипотез.

Рационализм, следо­вательно, предполагает открытость для критики, опирающуюся, конечно, на факты и научную методологию. Рационализм включает в себя принцип фальсификации . Этот принцип и был предложен Поппером в качестве кри­терия разграничения науки от метафизики как альтернатива прин­ципу верификации в неопозитивизме . Он полагал, что законы нау­ки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируе­мы.

Наука, таким образом, нуждается не в принципе верификации, а в принципе фальсификации, то есть научным может считаться такое утверждение, которое возможно опровергнуть опытным пу­тем и, если при попытках его опровержения, оно остается не опро­вергнутым. Наличие же фактов, противоречащих научной теории, фальсифицирует ее и поэтому вынуждает ученых отказаться от этой теории. Если опровержение теории отсутствует, то она считается истинной . Рост научного знания как раз и состоит в выдвижении новых смелых гипотез и их опровержений, фальсификации, в ре­зультате чего и решаются научные проблемы.

Введение принципа фальсификации нацеливало ученых на по­стоянную открытость научной теории для критики. В связи с этим следует отметить, что Поппер рассматривает истину и науку как процесс, но процесс не линейный (то есть постоянно прогресси­рующий) и не кумулятивный (то есть связанный с простым добав­лением новых знаний). Научные теории, по его мнению, в своем развитии независимы друг от друга, хотя и способствуют общему росту научного знания. Важным следствием введения принципа фальсификации в науку явилось признание того положения, что знание имеет гипотетический, предположительный характер.

Однако следует отметить, что Поппер при этом абсолютизиро­вал принцип относительности развития научных теорий, независи­мость их развития друг от друга так же, как он абсолютизировал и сам принцип фальсификации. В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим . Философско-методологическая концеп­ция Поппера оказывается связанной с отказом от объективного ха­рактера истинности наших знаний и абсолютизацией его плюрали­стического характера.

Таким образом, начав с оптимистического утверждения О. Конта об интеллектуальном прогрессе и прогрессе науки, кото­рый признавал еще и логический позитивизм, «позитивная фило­софия» на этапе постпозитивизма претерпевает значительную метаморфозу. Устами Поппера она утверждает явный философский пессимизм:

Мы не знаем - мы можем только предполагать .

В области социальной философии Поппер выступил против та­кого подхода в развитии общества, который он назвал историцизмом . Его суть состоит в том , что историцизм видит главную задачу социальных наук в историческом предсказании. Задача эта решается, когда в основе исторической эволюции - усматривают «ритмы», «схемы», «законы» или «тенденции».

Для Поппера такой подход к рассмотрению социальных явле­ний явно не подходит и основное внимание в своих работах по со­циальной философии он уделяет опровержению данной методоло­гии социального познания. Другими словами, он применяет прин­цип фальсификации к той методологии социального познания, ко­торая была разработана в рамках марксистской концепции. В дан­ном случае речь идет об опровержении принципа историзма , широ­ко используемого в марксистской философии, и опровержении того взгляда на развитие истории, который рассматривает ее как закономерный процесс.

Согласно точке зрения Поппера , в обществе нет никаких объек­тивных законов развития, поэтому нет возможности и социального прогнозирования. «Нищета историцизма » как раз и состоит в том, что его сторонники, признавая существование объективных исто­рических закономерностей, вместе с тем признают и способность предсказания на этой основе будущего развития человечества. По­зиция Поппера заключается в том, что мы не должны думать, что какой-либо мудрец способен предсказать, что в истории произой­дет в будущем.

Свою социально-философскую концепцию в наиболее полном виде Поппер изложил в работе «Открытое общество и его враги» (1945), которая включает рассмотрение двух противоположных , по его мнению, типов обществ: открытого общества и закрытого об­щества. Под открытым обществом автор имеет в виду общество демократического типа, характеризующееся плюрализмом в эконо­мике, политике, культуре, развитыми социальными структурами, гражданским обществом и правовым государством.

Для членов от­крытого общества характерны типичное рационально-критическое мышление и соответствующая установка поведения, возможность сознательно управлять социальным развитием и формировать госу­дарственные институты в соответствии с демократическими принципами. К закрытым обществам Поппер относит общества докапи­талистические и социалистические. Для них, по его мнению, ха­рактерны такие черты , как неизменность социальных форм функ­ционирования, тоталитаризм, примат коллектива над личностью, идейный догматизм и социальная демагогия.

Западное общество, по словам Поппера, в основном завершило переход к открытому обществу. Вместе с тем в 1992 г., то есть спус­тя полвека после написания книги (а писалась она с 1938- 1943 гг.), он признает, что современные открытые общества Запада «еще далеки от совершенства, будучи не во всем честными и спра­ведливыми». Среди серьезных недостатков западных обществ он называет прежде всего преступность, проявляющуюся во многих формах и в первую очередь в «злоупотреблениях свободой рынка».

В том же 1992 г. в «Письме моим русским читателям », опублико­ванном в качестве предисловия к первому тому книги на русском языке, Поппер (почти уже в девяностолетнем возрасте) пишет, что главная идея открытого общества,- идея власти закона . Вместе с тем он указывает, что «Власть закона: самая насущная потребность Рос­сии». Нельзя не согласиться с автором в том, что воплотить в жизнь хорошее законодательство, превратить его в высшую власть стране гораздо труднее, чем его создать. «Особенно трудна эта задача для России, которая на бумаге уже имела хорошие законы, оставшиеся, к несчастью, бессильными и неиспользуемыми».

Нельзя не согласиться с философом также в том, что для воплощения в жизнь власти закона необходимо подготовить хороших, квалифицированных и честных юристов. Но следует отметить, что основа любого общества - эконо­мическая сфера и для создания правового государства нужна соответ­ствующая экономическая база. Хотя понятно, что последнюю нельзя создать без утверждения власти закона. То есть вопрос должен ста­виться и решаться диалектически.

Заметный вклад в разработку постпозитивистской теории внес американский философ Томас Сэмюэл Кун , один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Свою концепцию исторической динамики научного знания он изложил в работе «Структура научных революций» (1963).

Особенность развития науки , по Куну , состоит в том, что она ставится в зависимость от господствующего в определенные исто­рические периоды способа деятельности научного сообщества. В связи с этим он вводит в научный оборот понятие «парадигма», которое является одним из важнейших в современном постпозити­визме. Та или иная парадигма - это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообще­ством и обеспечивающих существование научной традиции.

Под парадигмами, - пишет Кун, - я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают науч­ному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Как правило, парадигма находит свое воплощение в классиче­ских трудах ученых и в учебниках. Она на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в определенной области науки. Формирование общепризнанной парадигмы - показатель зрелости той или иной системы научного знания.

Смена одной научной парадигмы другой представляет собой на­учную революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осу­ществляется посредством научных революций как скачкообразный процесс.

Работы Куна внесли заметный вклад в философское осмысле­ние науки. Они углубили наши представления о развитии науки и деятельности ученых, раскрыли некоторые диалектические характе­ристики развития науки.

Сегодня постпозитивизм во многом утратил свое былое значение. Это связано с тем, что создание общепризнанной теории развития науки зашло в тупик. Наличие дискуссий, содержащих в рамках самого постпозитивизма множество противоречивых точек зрения, еще раз показало плюралистический характер философ­ского знания.

Еще в конце 19 – начале 20 века в западной философии оформляется позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль) , предложивший идеи «положительного знания» и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию.

Так, О.Конт предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на саму себя . В ходе дальнейшего развития позитивизма мировоззренческая сторона научной деятельности постепенно «выводится за скобки».

Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для них является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания в 19 – 20 веках, и необоснованностью претензий классической философии стать «фундаментом» наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание.

Позитивизм – (от лат. positivus — положительный) — философское направление XIX-XX вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений.

В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении философской мысли.

Родоначальником позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857 гг.). Основные труды: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии». Для Конта, как и для позитивизма, вообще, главным в науке являются факты — твердые, несомненные, устойчивые факты. Основное дело науки — собирать эти факты и систематизировать их.

Наиболее известная теория Конта, это – знаменитый «закон трех стадий», применимый, согласно Конту, к истории цивилизации, индивидов и каждой из наук.

Для первой, или теологической стадии, характерен фетишизм: все происходящее объясняется действием сверхъестественных сил, богов и духов.

Вторая, или метафизическая стадия , является переходной. На место сверхъестественных агентов заступают в качестве причин абстрактные агенты, такие, как «идеи», «силы» и «последние сущности».

На третьей, или позитивной стадии , в которую, как полагал Конт, европейская цивилизация только начинает входить, разум убеждается в тщетности всякого исследования причин и сущностей. Человек принимается за наблюдение феноменов и формулировку дескриптивных законов (или координацию феноменов); его интересует не то, почему случаются вещи, но только то, как они происходят. Отличительным признаком позитивного знания является его способность делать успешные предсказания и в определенных границах создавать возможность управления ходом событий.

Популярность позитивизма была обеспечена деятельностью двух английских последователей Конта — Гербертом Спенсером (1820-1903 гг.) и Джоном Стюартом Миллем (1806-1873 гг.).

Их работы определили облик и многие характерные черты нового направления:

-подчеркивание безусловной надежности и обоснованности эмпирического знания — знания фактов;

-настороженное отношение к теоретическому знанию, включая обобщения, законы, теории;

-склонность к инструменталистскому истолкованию теоретического знания;

-превознесение науки в ущерб философии и другим формам духовной деятельности.

Эти черты сохранились во втором позитивизме, получившем название «махизм», или «эмпириокритицизм» , который приобрел широкую популярность в научных кругах в конце XIX начале XX вв.

Лидером позитивизма в этот период становится Эрнст Мах (1838-1916 гг.), придавший позитивизму новую форму. Мир с точки зрения Маха, состоит из элементов, которые представляют собой соединение физического и психического. Поэтому в отношении физического мира и человеческого сознания эти элементы нейтральны: они не включаются полностью ни в первый, ни во второй. Учение о нейтральных элементах мира должно было, по мысли Маха, преодолеть крайности материализма и идеализма и разрешить противоречия между этими направлениями в философии.

Термин "эмпириокритицизм" был введен Рихардом Авенариусом (1843-1896 гг.) для обозначения "надпартийной" философской позиции критически рассматривающей все, якобы проверенные истины. Эмпириокритики провозгласили возвращение к опыту, который нельзя трактовать ни идеалистически, ни материалистически.

Третий всплеск интереса к позитивизму проявился в начале XX века, когда сформировался и быстро завоевал широкую популярность неопозитивизм, или логический позитивизм . (Г.Фреге, Б.Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической философии (основатель — Л. Витгенштейн).

Отличительная особенность неопозитивизма состоит в том, что при сохранении основных установок позитивистской философии он широко использует аппарат математической логики для формулировки и решения философских проблем. Наиболее известным представителем логического позитивизма является Бертран Рассел (1872–1970 гг.) — английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики, лауреат Нобелевской премии по литературе (1950). Важнейшая работа Рассела «Начала математики» была написана в соавторстве с А.Н.Уайтхедом. Этот труд содержит точную формулировку логики и подробное доказательство того, что теоремы чистой математики следуют из принципов логики, а понятия математики могут быть определены в терминах логики. В более поздних работах было показано, что системе Principia достаточно трех неопределимых терминов; Рассел называл их «минимальным словарем» математики, поскольку теоретически вся математика и логика могут быть сформулированы с помощью одних этих терминов. Тезис о сводимости математики к логике выдвигался Расселом в работе «Принципы математики». Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.) — наиболее яркий представитель философии лингвистического анализа. Основной труд «Логико-философский трактат». В то время как Рассел рассматривал логику как науку о законах мышления, Витгенштейн видит ее как форму самой реальности. По его мнению, проблемы философии могут быть решены путем показа того, что структура реальности определяется масштабом значимого языка, задача логики состоит в том, чтобы отражать универсум. Логика поэтому не просто наука среди других наук и наряду с ними, но такая наука, которая имеет абсолютный и окончательный характер. Это основной пункт, из которого развертывается все содержание «Трактата». По Витгенштейну, задачу философии можно свести к анализу форм языковых выражений.

«Венский кружок» — группа ученых и философов, в 1920-е годы ставшая центром разработки идей логического позитивизма. «Венский кружок» был организован в 1922 году Морицем Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета ("кафедре Маха"). В «Венский кружок» входили: Р. Карнап, К. Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, К. Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. Участники «Венского кружка» выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители «Венского кружка» разработали программу обновления научного и философского знания. Основным инструментом этой теоретической реконструкции должны были выступить математическая логика и принцип верификации , призванные создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в "Логико-философском трактате". Принцип верификации предполагал критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служил критерием отделения научного знания от бессмысленных (с точки зрения представителей «Венского кружка») проблем метафизики. Эти программные положения нашли выражение в манифесте «Венского кружка» "Научное миропонимание. Венский кружок" (1929), который был написан совместно Карнапом, Ханом и Нейратом. В 1930-е «Венский кружок» издает несколько периодических изданий, среди которых журнал "Erkenntnis" ("Познание"), проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 1930-х «Венский кружок» прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи «Венского кружка» оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании.

Постпозитивизм – четвертый этап развития позитивизма (Т.Кун, С.Тулмин, К.Поппер, П.Фейерабенд, И. Лакатос и др.).

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами, прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов:1) постпозитивисты проводят анализ истории науки (логическая реконструкция истории науки), возникает стремление найти универсум — основу человеческого разума через историю науки;2) ставится вопрос — каковы главные факторы развития науки: внешние или внутренние?3) проводится анализ динамики, а не статики науки. Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку. Наиболее яркие представители постпозитивизма – Карл Поппер, Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос.Карл Поппер (1902-1994 гг.) — основной представитель постпозитивизма, утверждал: "Я похоронил неопозитивизм". Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие:- проблема демаркации,- принцип фальсификации,- принцип фаллибилизма,- теория "трех миров". Проблема демаркации — одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания и ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. Принцип фальсификации — принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненаука как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. Принцип фаллибилизма — утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. Теория "трех миров" — теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира — мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания , который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки. Концепцию Имре Лакатоса (1922-1974 гг .) можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий:- научно-исследовательская программа,- "жесткое ядро" исследовательской программы,- "защитный пояс" гипотез,- гипотеза ad hoc,- положительная и негативная эвристики. Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро". Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. Для концепции Томаса Куна (1922-1996 гг.), в основном разработанной им в книге "Структура научных революций", характерны следующие основные понятия:- парадигма,- дисциплинарная матрица,- нормальная наука,- задачи-головоломки.- несоизмеримость парадигм. Научное сообщество на стадии научных революций создает научный образец (парадигму). Парадигма — это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества. Период господства той или иной парадигмы Кун обозначает понятием «нормальная наука». Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново. Основу концепции Пола Фейерабенда (1924-1994 гг.) , названной им "эпистемологическим анархизмом" , составляет принцип пролиферации (размножения) теорий, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных теорий, по утверждению Фейерабенда, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания.

Многообразие концепций философии науки, разработанных в рамках постпозитивизма, вызвало много новых проблем. Результатом этого стало осознание безнадежности создания общепризнанной теории, описывающей строение и развитие науки. Данное обстоятельство повлияло на завершение очередного этапа в философии позитивизма — постпозитивизма.

Главной своей задачей неопозитивизм считает анализ логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается наука. Это:

принцип верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта),

принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.),

-принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис – физику).

Аналитическая философия во главу угла ставит изучение языка (стихию языка), центральными проблемами здесь становятся понимание, смысл, коммуникация. Поскольку философия не дает нового знания, то её задача – осуществление анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. Начиная с работ Д.Мура, неопозитивизм сближается с аналитической философией и переходит от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка.

Аналитическая философия и постпозитивизм в своих рамках сформировали интересную и плодотворную философию науки. Здесь приоритетным для исследования становится разработка анализа и динамики научного знания. Утверждается, что развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования. Революции в науке, согласно идеям Куна, являются сменой господствующей парадигмы (общей научной картины мира), происходящей вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы. Основным критерием научности теории новая философия считает принцип её проверяемости (верифицируемость ) и опровержимости (фальсифицируемость) .

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Представители позитивизма ограничивали роль философии методологической функцией и стремились заменить ее системой наук, основанной на опыте. Позитивизм: 1) утверждает первенство науки: наше знание – это результаты научного познания; 2) считает, что научное познание основано на единстве метода, – естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание общества (социология); 3) замещает наукой другие формы знания (отсюда критика философии); 4) ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; 5) преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем. Позитивизм, таким образом, – одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мировоззренческих вопросов. Критикуя метафизику (философию), позитивизм сам является одной из форм философии. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: 1.собственно позитивизм (40 – 70гг XIX в) – Огюст Конт, Дж.Ст. Миль, Г. Спенсер; 2. эмпириокритицизм (конец XIX в – начало XX в) – Мах, Авенариус; 3. неопозитивизм (20 – 50-е годы XX в) – Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Позитивизм. Основателем позитивизма считается О. Конт (1798 – 1857) , изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830 – 1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта – «закон трех стадий». Как отдельный индивид, так и человечество в целом в своем развитии проходят три стадии: 1) теологическую, или фиктивную; 2) метафизическую, или абстрактную; 3) научную, или позитивную. Объяснение явлений сверхъестественными и абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии отказом от теологии и метафизики, господством позитивных наук, научным объяснением всех явлений. Главное средство познания – наука. Конт уделяет большое внимание классификации наук. В свою классификацию он включает и созданную им новую науку – социологию, выявляющую законы функционирования общества. Философии отводится роль методологии наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству.

Дж. Ст. Милль разрабатывает проблему опытного познания: разрабатывает намеченную еще Ф. Бэконом теорию индукции. Он дал окончательную формулировку методов научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков, основанных на причинном единообразии природы. Г. Спенсер рассматривал философию как конечный продукт обобщения данных наук. Основываясь на теории Дарвина, Спенсер разработал теорию эволюции, понимаемую упрощенно, как единство дифференциации и интеграции. У Спенсера прослеживается стремление биологизировать понимание мира и процесса познания.

Эмпириокритицизм. В последней трети XIX века формируется новая форма позитивизма – эмпириокритицизм, или философия критического опыта. Крупнейшие его представители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию. С точки зрения эмпириокритиков, все есть лишь опыт. В опыте нет различий физического и психического, при их разделении, согласно Авенариусу, опыт разрушается. Э. Мах, как и Авенариус, рассматривал познание, в том числе науку, как форму адаптации к среде. Адаптация требует соблюдения принципа «экономии мышления», то есть отказа от метафизических (внеопытных) утверждений. Мир образуется из элементов опыта, группируемых в события. Элементы опыта понимаются как ощущения, то есть мир сводиться к совокупности ощущений. Ощущение – важнейшая форма приспособления организма к среде. Мах, с одной стороны, биологизирует понимание познания, с другой – субъективирует его как процесс комбинации ощущений.

Неопозитивизм. Неопозитивизм – третий этап в развитии позитивизма в 20-х годах ХХ века. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических вопросов науки, абстрагируясь от философии как метафизики (здесь имеется в виду философско-идеалистическое учение о сверхчувственных принципах бытия) и опираясь лишь на положительные знания. Особую популярность он приобрел в среде научной интеллигенции в 30 – 40 годы. Неопозитивизм наследовал принципиальную позицию позитивизма, которая состояла в отрицании метафизической проблематики вообще и в изучении познания в частности.

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности Венского кружка. Видным представителем Венского кружка был Рудольф Карнап, австрийский логик и философ. Вместе с другими членами кружка он создал специфическую модель научного знания, в соответствии с которой основу научных текстов составляют абсолютно истинные протокольные предложения, которые выражают чувственные переживания субъекта. На основе Венского кружка сложилось течение логического позитивизма – первоначальная форма неопозитивизма – исходила из отказа от философских категорий в решении проблемы формализации и соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. Неопозитивисты рассматривали проблему развития научного познания как формально-логическую и сводили анализ науки к анализу языка науки, толкования математики и логики как формальных преобразований в научном знании и его языке.

Основоположником лингвистического позитивизма был австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Он считал, что смысл присущ лишь предложениям, которые отражают фактические ситуации. Мир является лишь совокупностью комбинаций «объектов» и «фактов». Логические формы не выражаются в языке, поэтому рациональными способами в мир нельзя заглянуть. Философия, по мнению Витгенштейна, не решает вопрос истины. Она лишь анализирует, проясняет логическую структуру языка и устраняет бессмысленные предложения.

Постпозитивизм. В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма и отказа от радикального эмпиризма всего позитивистского направления в целом возникает постпозитивизм. Основные его идеи сформулированы на рубеже 50 – 60-х годов К. Поппером и Т. Куном и развиты в работах И. Лакатоса и С.

Несмотря на некоторые различия, имеющиеся во взглядах представителей постпозитивизма, их объединяет критическое отношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для неопозитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценностные аспекты научного познания. Они заботятся не столько о формальной строгости своих теорий, сколько о соответствии их реальной истории развития науки.

В противовес неопозитивистским концепциям, концентрировавшим внимание исключительно на проблемах языка, т.е. на проблемах точного выражения уже имеющегося знания, постпозитивисты предлагают новую программу, суть которой заключается в выдвижении на первый план исторического анализа науки, т.е. исследования «роста» научного знания. Постпозитивистов интересуют, прежде всего, вопросы: Как возникает новая теория? Как распространяется она в научном сообществе? Почему получают признание одни теории и отвергаются другие?

Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, зачастую даже опережая эмпирический опыт. Ведь даже для того, чтобы зафиксировать какое-то явление как «чисто эмпирический (т.е. чувственно воспринимаемый) факт», человек должен обратить на него свое внимание, выделить его из бесчисленного множества других явлений, предпочесть его всем другим, иначе говоря, отнестись к нему как более важному, более значительному, более ценному, чем все другие. Поэтому постпозитивисты отказываются от позитивистского идеала «беспредпосылочного знания», говоря не о противопоставлении, а, наоборот, о взаимопроникновении эмпирического и теоретического знания.

В целом постпозитивизм, сосредоточиваясь на критике общих фундаментальных основ всех форм и этапов позитивистской традиции, решительно отвергает претензии позитивизма на то, чтобы стать единственной научной философией и философией науки.

Философия позитивизма и постпозитивизма

Сущность позитивизма Позитивизм (лат. positivus - положительный) - направление в философии и науке, кот. исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Будучи реакцией на схоластически-умозрительную философию, позитивизм тем самым считает, что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование.

Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука - сама себе философия. В качестве причины появления позитивизма можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже XIX. философские вопросы, считают позитивисты, - это псевдовопросы, не имеющие никакой познавательной ценности; единственным источником истинного действительного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины. Говоря о позиции позитивизма, Вригт выделяет три его основные догмы.

Первая из них - методологический монизм, т.е. идея единообразия научного метода независимо от различия областей научного исследования. Вторая догма выражается в том, что точные естественные науки, в частности, математическая физика, дают методологический идеал или стандарт, по которому измеряют степень развития и совершенства всех других наук, включая гуманитарные. третья догма связана с особым пониманием научного объяснения. Она, согласно Вригту, заключается в подведении индивидуальных случаев под гипотетические общие законы природы, включая «природу человека Фиксируя то реальное обстоятельство, что - особенно с начала XX века и в дальнейшем - гуманитарные науки стали ареной спора двух противоположных направлений в философии научного метода - позитивизма и герменевтики.

Основные этапы в развитии позитивизма

Классический позитивизм О. Конт - основоположник. основные принципы позитивизма сформулировал. О. Конт полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Последнюю он мыслил как синтез, «совокупность общих научных положений» всего обширного положительного естественнонаучного и социального материала. Вот почему созданная Контом философия называлась позитивной (положительной). Основная ее характеристическая черта состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам. Поиски же первых или последних причин французский философ считает «абсолютно недоступным и бессмысленным» занятием. Применяя принцип историзма (а это несомненный плюс), т.е. полагая, что «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей», Конт показывает, что человечество пришло к позитивной философии в ходе развития его ума. В этой связи он выделяет три основных стадии (состояния) интеллектуальной (теоретической) эволюции человечества. В первом, теологическом (или фиктивном) состоянии человеческий дух объясняет природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов. Во втором, метафизическом (или абстрактном) состоянии сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями («олицетворенными абстракциями»), с помощью которых и объясняются все наблюдаемые явления. В третьем, научном (или положительном) состоянии человек стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений.

Четыре основных свойства позитивизма:

1. изучение положительной философии дает единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума.

2. прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных.

3. специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук.

Эмпириокритицизм (махизм)

Эмпириокритицизм («критика опыта») - вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX - начале XX в. в работах Э. Маха и Р. Авенариуса и призванная «защитить» опыт от проникновения в него философских категорий (особенно причинности, субстанции, необходимости и др.). В своей философской концепции Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы «элементов», совокупность ощущений образует тела. При этом он полагает «элементы» нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам. Понятия Мах рассматривал как символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а науки в целом - как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Итак, мир в целом и все вещи в нем - «комплексы ощущений».

Неопозитивизм (логический позитивизм)

Это третий, последний этап позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30-60-е гг. XX. Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание, а задача философии - анализ языковых форм последнего, и прежде всего языка науки. Однако элиминация из науки традиционных философских вопросов («метафизики») как бессмысленных, сведение философии только к логическому анализу языка науки, абсолютизация формальной логики - эти и ряд других установок неопозитивизма впоследствии обнаружили свою ограниченность. Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) - процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки. Карнап Рудольф — важным уточнение основных понятий философии и науки с помощью аппарата формальной (математической) логики.

главную задачу философии науки он видел в анализе структуры естественнонаучного знания формально-логическими средствами. Некот. результаты этого анализа были использованы в исследованиях по кибернетике. Карнап активно участвовал в разработке неопозитивистской модели научного знания. Ее суть - все предложения науки должны быть верифицированы. Таким образом, неопозитивизм сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественнонаучного знания, как это делал «классический» позитивизм, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирается на логику.

Постпозитивизм - течение западной философско-методологической мысли XX века. Основные черты данного течения:

а) ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний;
б) активное обращение к истории науки как диалектическому процессу, переключение усилий с анализа структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, развития, его противоречий;
в) отказ от каких бы то ни было жестких разграничений, а попытки гибко сочетать их, «смягчить» их противопоставление - эмпирии и теории, науки и философии;
г) стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции);
д) анализ социокультурных факторов возникновения и развития научного знания;
е) резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования;
ж) замена верификации фальсификацией - методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки (в наблюдении, измерении или эксперименте).

Поппер свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для такого этапа развития философии науки, как постпозитивизм. Основной из важных задач философии Поппер считал проблему демаркаций - «мягкого» отделения научного знания от ненаучного и нахождения критерия. Говоря о сущности научного метода, Поппер - в противовес интуитивизму - на первый план выдвигает гипотетико-дедуктивную модель научного исследования. В ней преимущественное значение имеют рационально конструированные схемы Лакатос — Критикуя неопозитивистскую концепцию науки, рассматривал последнюю как целостную развивающуюся систему. Основное его достижение - изучение процесса развития науки и разработка в связи с этой целью методологии научно-исследовательских программ.

Неопозитивизм, постпозитивизм.

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».

Логический позитивизм зародился благодаря взглядам представителей «Венского кружка» (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др.).

Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией », – детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Л. Витгенштейн выдвигает принцип верификации – проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами.

Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся концепции постпозитивизма , или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма». Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К.

Поппер, Т. Кун.

Взгляды К. Поппера на познание имеют различия с теми, которые свойственны сторонникам неопозитивизма. Эти различия заключаются в следующем:

— неопозитивисты источником познания считали данные чувственного опыта, для Поппера равноправны любые источники познания; Поппер не различает, как это делают неопозитивисты, термины эмпирического и теоретического познания;

— неопозитивисты в качестве критерия размежевания между истинным и ложным знанием выдвигали верифицируемость, т.е. проверяемость, а Поппер фальсифицируемость , т.е. опровергаемость;

— неопозитивисты стремились дискредитировать значение метафизики, а Поппер относился к ней терпимо;

— в качестве основного метода науки логические позитивисты выделяли индукцию, а Поппер – метод проб и ошибок, включающий только дедуктивные рассуждения;

— у логических позитивистов философия науки сводится к логическому анализу языка науки, а у Поппера – к анализу процесса развития знания;

— многие представители неопозитивизма (Р. Карнап, К. Гемпель и др.) допускали применение идеи закономерного к явлениям общественной жизни, а К. Поппер в своих работах «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма» доказывал обратное.

Все перечисленные выше этапы позитивизма свидетельствуют о поставленной проблеме в науке – это определение критериев научности. В настоящее время философия не имеет всеми разделяемых критериев научности, рациональности и не может полноценно противостоять развитию и распространению псевдо- и лженаучных направлений.

Вопросы для самоконтроля

1. Можно ли отметить общие черты на всех этапах развития позитивизма?

2. Какие три стадии развития проходит человеческий интеллект по О. Конту?

3. В чем отличие принципа «верифицируемости» от принципа «фальсифицируемости»?

Позитивизм . Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX - начале XX вв. Его основные представители:

Немецкий физик Э. Мах;

Швейцарский философ Р. Авенариус;

Французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре;

Английский математик и философ К. Пирсон. Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Эта форма позитивизма получила название махизма. В философии махизма преобладают субъективно-идеалистические идеи.

Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. В Венский кружок входили: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.

Эта форма позитивизма получила название логического позитивизма. Логический позитивизм развивается как аналитическая философия, которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях:

Логического анализа философии с применением аппарата современной математической логики;

Лингвистической философии, отвергающей логику как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе когда он употребляется для разработки философских понятий.

Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Многие из них были философски традиционны, например, проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие – совершенно новые, например, проблема факта, веры познания и творчества, логики познания.

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т.е. сравнение всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда, его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Согласно неопозитивизму, большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии. Современный позитивизм, или неопозитивизм, не только унаследовал основные черты первоначального позитивизма, но и добавил к ним другие требования этой доктрины.

14. Философия антропологии(Шопенгауэр и Нитше)

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле - философское учение о природе и сущности человека; в узком - направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук - психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Артур Шопенгауэр (1788–1860). Одной из ярчайших фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр, который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля. В основе мира, согласно Шопенгауэру, лежит воля, которая подчиняет себе интеллект.

Насколько воля сильнее интеллекта, по словам Шопенгауэра, можно судить по собственным поступкам, потому что почти все они продиктованы не доводами разума, а инстинктами и желаниями. Самым сильным инстинктом в жизни является половая любовь, т. е. продолжение рода, а на самом деле - воспроизводство новых поколений для страданий, мук и неминуемой гибели.Шопенгауэр отрицал все догматы христианства, в том числе и бессмертие души. По мнению Шопенгауэра, господство мирового зла и вера в Бога несовместимы.

Фридрих Ницше (1844–1900). Фридрих Ницше - немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.По мнению Ницше, мир - это постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».

Вслед за Артуром Шопенгауэром Ницше в основе мира называл волю:

Как движущую силу становления;

Как порыв;

Как «волю к власти»;

Волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральное понятие у Ницше - идея жизни. Он родоначальник направления, которое называется философией жизни