Методы скрининга. Как и для чего проводится скрининговое обследование? Что такое скрининговая диагностика


СКРИНИНГ (SCREENING) - в 1951 г. Комиссия США по хроническим заболеваниям дала следующее определение скринингу: «Предположительная идентификация нераспознанного заболевания или дефекта путем проведения тестов, обследований или других легко используемых процедур".
Скрининговые тесты позволяют выделить из среды кажущихся здоровыми людей тех, кто, вероятно, имеет заболевание, и тех, кто, вероятно, его не имеет. Скрининговый тест не предназначен для диагностики. Лица с положительными или подозрительными результатами должны направляться к своим врачам для установления диагноза и назначения необходимого лечения». Инициатива в проведении скрининга обычно исходит от исследователя, лица или организации, которые оказывают медицинскую помощь, а не от пациента с жалобами. Обычно скрининг нацелен на хронические болезни и на выявление заболевания, в отношении которого медицинская помощь еще не оказывается. Скрининг позволяет выявлять факторы риска , генетические предрасположенности и предвестники или ранние проявления заболевания. Существуют разные типы медицинского скрининга, каждый из которых имеет собственную направленность.

Виды скрининга


  • Массовый скрининг (Mass S.) просто означает скрининг всего населения.
  • Сложный или многомерный скрининг (Multiple or multiphasic S.) подразумевает использование различных скрининговых тестов одномоментно.
  • Профилактический скрининг (Prescriptive S.) нацелен на раннее выявление у видимо здоровых людей болезней, контроль над которыми может быть более успешным в случае их выявления на ранней стадии. Пример: маммография для выявления рака молочной железы . Характеристики скринингового теста включают в себя правильность, предполагаемое число выявленных случаев, точность , воспроизводимость , чувствительность , специфичность и достоверность . (См. также: выявляемый доклинический период , измерения .)
  • Избирательный скрининг - проводится в отсутствие симптомов , но при наличии одного или более факторов риска развития искомого заболевания, например указаний на заболевания ближайших родственников, особенностей образа жизни или принадлежности обследуемого к популяции с высокой распространенностью соответствующего заболевания
  • Генетический скрининг (GENETIC SCREENING) - использование методов молекулярной биологии для выявления мутаций , которые присутствуют у человека и повышают риск развития заболевания, например, генов BRCA1 и BRCA2, значительно повышающих риск развития рака молочной железы и яичников у женщин. При генетическом скрининге могут возникнуть этические проблемы, например, при извещении людей о наличии у них повышенного риска болезни, эффективного лечения которой не существует. Также могут возникнуть проблемы, если результат диагностики способен привести к проблемам с трудоустройством и страхованием.
  • Систематический (безвыборочный) скрининг – проводится всем лицам в определенной популяции, например, ультразвуковой скрининг хромосомной патологии, который проводится в первом триместре беременности. Популяцией для данного скрининга являются все без исключения беременные женщины.
  • Выборочный скрининг – проводится среди лиц подвергающихся воздействию определенных факторов риска, способных вызвать то или иное заболевание. Примером такого скрининга является исследование медицинских работников на заболеваемость гепатитами В и С, ВИЧ, сифилис , т.к. представители данных профессий контактируют с биологическими жидкостями потенциально больных людей и, соответственно, имеют повышенный риск заражения данными инфекционными болезнями.


Термины и понятия характеризующие скрининг


  • Уровень скрининга (SCREENING LEVEL) - предел «нормы» или точка разделения, за которой скрининговый тест считается положительным.
  • Чувствительность и специфичность
  • Прогностическая значимость диагностического теста
  • Отношение правдоподобия
  • Ложно-положительные результаты
  • Ложно-отрицательные результаты


Критерии скрининга


Ниже приведены критерии скрининга, предложенные национальным комитетом по скринингу Великобритании (UK NATIONAL SCREENING COMMITTEE)
Скринируемое заболевание или состояние
  • Скринируемое заболевание или состояние оказывает серьезное влияние на состояние здоровья пациента;
  • Этиология и патогенез заболевания должны быть тщательно изучены, должны быть известны факторы риска развития заболевания и его признаки , которые могут быть выявлены в латентной или ранней стадии его развития;
  • Должны быть применены все эффективные мероприятия, направленные на предупреждение развития заболевания;
  • Необходимо учитывать возможные этические и психологические последствия скрининга для лиц, которые являются носителями генной мутации, при проведении скрининга генных болезней с рецессивным типом наследования.

Скрининговый тест
  • Должен быть простым в исполнении, безопасным для здоровья пациента, точным и достоверным;
  • Должно быть известно нормальное распределение полученных в результате проведения теста значений в обследуемой популяции, и должен быть установлен приемлемый пороговый уровень значений теста, при котором результат скрининга будет считаться положительным;
  • тест должен быть приемлемым для обследуемой популяции;
  • Скрининг генных болезней должен проводиться только на те заболевания, для которых можно провести диагностику всех возможных мутаций генов, вызывающих данное заболевание. При невозможности диагностики всех генных мутаций скрининг данной генной болезни проводиться не должен.

Лечение
  • При диагностике заболевания на ранней стадии должно существовать его эффективное лечение.
  • Эффективность в отношении исходов заболевания при его ранней диагностике и лечении должна быть доказана при проведении клинических исследований
  • До внедрения скрининговой программы в клиническую практику необходима четкая организация действий всех учреждений здравоохранения, участвующих в проведении скрининга и лечении данного заболевания.

Скрининговая программа
Разработанная скрининговая программа должна соответствовать ряду требований:
  • Эффективность скрининговой программы должна быть подтверждена в рамках проведенных РКИ. Основные критерии: снижение заболеваемости и смертности от скринируемого заболевания.
  • Наличие доказательств точности скринингового исследования для выявления исследуемого заболевания.
  • Предлагаемые скрининговые исследования должны быть клинически приемлемыми и этичными
  • Польза от проведения скрининга должна превышать возможный физический и психологический ущерб, который может испытать пациент в результате участия в скрининговой программе
  • Экономическая целесообразность: стоимость скрининга не должна превосходить затраты на диагностику и лечение заболевания, при его выявлении в более поздних сроках.
  • Постоянный контроль качества действующей программы
  • Перед внедрением скрининговой программы следует убедиться в достаточности оборудования и специалистов для ее реализации.
  • Пациенты должны быть проинформированы о возможных результатах скрининга. Информация должна быть донесена на понятном пациенту языке.
  • Скрининг на выявление генных болезней с рецессивным типом наследования должен быть приемлемым для носителей рецессивного гена и его родственников.

Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как "подготовительный" к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто.

Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика "по обращению", которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.


Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.

При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы.

Задачи дифференциальной диагностики следующие:

Разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

Выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

Оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

Определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцинно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка (организация и содержание деятельности ПМПК подробно представлены в главе 8).

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.

Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

Разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

Определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

Помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

Профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

Решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированыв основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

Раннее выявление нарушений развития у детей;

Определение причин и характера нарушений;

Определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

Выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

Разработка индивидуальных программ развития и обучения

Принципы ППД.

Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Принцип детерминизма. Согласно такому принципу, внешние условия не жестко и однозначно определяют сущность объекта и результат воздействия на него, а преломляясь через внутренние. Любое воздействие одного явления на другое, по С.Л.Рубинштейну, преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается. Результат этого воздействия на явление или предмет зависит не только от явления или тела, на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это воздействие оказывается. Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловленные и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются.

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Принципы ппд: беспристрастности, комплексности, системного и динамического подходов

Принцип беспристрастности . Очевидно, что психодиагност должен хорошо знать и понимать те синдромы, которые возникают при различных речевых расстройствах. Он должен считаться с возможностями испытуемого. То, что легко может выполнить физически здоровый заикающийся, может оказаться непосильной нагрузкой для больного, страдающего афазией. Эти и некоторые другие обстоятельства склоняют к тому, чтобы использовать определенную схему обследования, в чем убеждены многие специалисты. Схема позволяет достигнуть определенной унификации обследования и сделать его наиболее адекватным возможностям испытуемого.

Обязательным является принцип комплексности изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка - этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

Отношение к ситуации обследования и заданиям;

Способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

Соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

Продуктивное использование помощи взрослого;

Умение выполнять задание по аналогии;

Отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

Чем отличается обычное УЗИ от скрининга, есть ли между ними разница? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое скрининг и может ли он отличаться от УЗИ.

Скрининг – это обследование определенной группы населения. Его проводят, чтобы выявить конкретное заболевание, характерное для группы людей или местности.

Другими словами, это диспансеризация. Именно под этим словом скрининг знают люди, которые проходили диспансеризацию в школе и на предприятиях.

Цель данного мероприятия - выявление заболеваний на ранней стадии, что дает возможность вовремя начать лечение и снизить смертность.

Оборудование для скрининга отличается от аппаратов, используемых в обычной диагностике, более низкой точностью, так как целью в этом случае будет обнаружение или исключение заболевания.

Различают массовую диспансеризацию и выборочную, которая проводится в группах риска, например, когда обследуют не всех членов семьи, в которой есть наследственная болезнь, а только нескольких.

Наибольшую известность получил пренатальный скрининг, проводящийся при беременности. Но есть и другие виды скрининга: детская и взрослая диспансеризация, ежегодное массовое обследование на туберкулез и др.

Детская диспансеризация – это плановые поголовные осмотры детей. У детей до года их проводят ежемесячно, у детей в возрасте от 3 до 18 лет - ежегодно.

Диспансеризация взрослых проводится 1 раз в 3 года, а некоторые группы граждан обязаны проходить ее ежегодно.

В качестве примера такого скрининга можно привести маммографию (обследование молочных желез), колоноскопию (изучение кишечника), дерматологический осмотр для выявления кожного рака.

Скрининг новорожденных – так называется массовое обследование детей в роддомах с помощью лабораторных тестов.

Целью является обнаружение наследственных заболеваний до того, как проявятся их симптомы. Перед выпиской из роддома из пяточки малыша берут каплю крови и отправляют в генетическую лабораторию на анализ.

В России проводится скрининг новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, галактоземию, адреногенитальный синдром.

Скрининг повышает уровень здоровья населения в целом. Он позволяет выявить болезнь на бессимптомной стадии, на которой лечение эффективнее всего.

Ультразвуковое обследование

УЗИ или ультразвуковое обследование - это изучение какого-либо органа или ткани с помощью ультразвуковых волн.

Исследование ультразвуком отличается от других методов безопасностью, оно не нарушает целостность кожных покровов, не предполагает введение в организм посторонних веществ, не повышает радиационный фон в теле человека.

Метод считается абсолютно безопасным, не имеет побочных эффектов и может применяться даже для исследования плода на любом сроке беременности.

Исследование проводят с помощью аппарата ультразвуковой диагностики или сканера. Для большинства видов УЗИ не требуется специальной подготовки.

Исследование ультразвуком используют практически во всех отраслях медицины. Ультразвук применяют в офтальмологии, гинекологии, в педиатрии, терапии, урологии, кардиологии.

Его используют для диагностики заболеваний внутренних органов, брюшной полости и забрюшинного пространства, малого таза.

Это недорогое и доступное исследование, которое позволяет диагностировать многие опасные болезни с достаточной точностью.

У него есть и недостаток - с помощью ультразвуковых волн трудно рассмотреть полые органы.

Некоторые виды УЗИ входят в комплекс обязательных исследований, проводимых при диспансеризации.

Так, например, УЗИ брюшной полости включено в список обязательных обследований, проводимых у людей старше 39 лет.

Если говорить об исследовании ультразвуком, то здесь женская диспансеризация отличается от мужской. У женщин исследуют поджелудочную железу, почки, матку, яичники.

У мужчин - поджелудочную железу, почки, предстательную железу, а с 2015 года курящим мужчинам определенного возраста проводят однократное ультразвуковое исследование брюшной аорты для исключения аневризмы.

УЗИ-обследование, поведенное в рамках такого скрининга, позволяет обнаружить новообразования внутренних органов, которые до сих пор не проявили себя.

Сейчас есть все возможности для проведения данного обследования, в любом крупном городе имеется медицинские центры, куда можно для этого обратиться.

Исследование можно пройти бесплатно по программе ОМС. Лечащий врач, назначивший УЗИ, должен объяснить, в каком учреждении его проводят на бесплатной основе.

Чем отличается скрининговое УЗИ и УЗИ?

Пренатальный скрининг - диагностическое обследование всех беременных женщин, которое состоит из совокупности УЗИ и анализа крови. Скрининговое УЗИ проводится у всех беременных вне зависимости от их самочувствия.

Чем отличается УЗИ в рамках скрининга от просто УЗИ, которое проходит беременная женщина? Строго говоря – ничем. В обоих случаях исследование можно провести на одном и том же аппарате.

Разница в подходе к расшифровке результатов исследования ультразвуком.

При скрининге показатели УЗИ сравнивают с результатами анализа крови и делают выводы относительно развития плода на основе совокупности этих двух исследований, а при обычном УЗИ врач просто смотрит на плод или орган и пишет заключение.

Понятно, что скрининговое исследование глубже, оно лучше помогает исследовать плод.

Скрининговое УЗИ - это только одна из профилактических мер, которая наряду с биохимическим анализом крови входит в пренатальный скрининг.

Биохимический анализ выявляет в крови определенные ферменты-маркеры. Отклонения от их нормальной концентрации свидетельствует о пороках развития.

Такой комплекс позволяет оценить риск возникновения врождённых аномалий:

  • синдрома Дауна;
  • синдрома Эдвардса;
  • дефектов головного и спинного мозга.

Во время беременности женщина проходит два скрининга, а при необходимости проводится и третий.

Первая диагностика включает в себя УЗИ и анализ крови на два гормона, вторая - УЗИ и анализ на три гормона (тройной тест).

Последний скрининг (третьего триместра) состоит только из УЗИ, которое проводят на высокоточном аппарате класса «Эксперт».

Во время проведения обычного УЗИ при беременности можно исследовать не плод, а орган будущей мамы.

Беременную могут направить на исследование почек, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, сосудов, желез.

Просто УЗИ при беременности назначают, если для этого будут показания, например, у врача возникнет подозрение на патологию или у женщины появится какая-либо проблема со здоровьем.

В этом случае ей назначают УЗИ как обычному пациенту.

Другими словами, технически скрининговое УЗИ и УЗИ при беременности не отличаются друг от друга. Просто перед ними стоят разные цели.

Основная цель УЗИ при беременности - определить положение плода в матке и развитие.

Задачей ультразвукового исследования, проводимого в рамках скрининга, является определение возможной патологии у ребенка.

Это позволяет выбрать терапевтические меры или решить вопрос о прерывании беременности.

Теперь понятно, что вопрос о том, «чем отличается скрининг от УЗИ», звучит некорректно.

Нельзя сказать, отличаются они или не отличаются, так как УЗИ - это просто одно из исследований, что входят в скрининг или проводится вне его рамок.

Когда женщина ждет ребенка, ей приходится сдавать множественные анализы и проходить назначенные обследования. Каждой будущей маме могут быть даны разные рекомендации. Одинаковым для всех является скрининговое исследование. Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

Скрининговое исследование

Данный анализ назначается всем будущим мамам, независимо от возраста и социального статуса. Скрининговое исследование проводится три раза за всю беременность. При этом необходимо соблюдать определенные сроки для сдачи анализов.

Медицине известны скрининговые методы исследования, которые делятся на два типа. Первым из них является анализ Он определяет возможность различных патологий у плода. Второй анализ - это ультразвуковое скрининговое исследование. При оценке необходимо учитывать результаты обоих методов.

Какие заболевания выявляет анализ?

Скрининговое исследование при беременности не является точным способом постановки диагноза. Данный анализ может лишь выявить предрасположенность и установить процент риска. Для получения более детального результата необходимо проводить скрининговое исследование плода. Оно назначается только в том случае, когда риски возможной патологии очень высокие. Итак, данный анализ может выявить возможность следующих заболеваний:

Во время обследования доктор измеряет рост плода, отмечает особенности расположения плаценты. Также врач должен убедиться в том, что ребенок обладает всеми конечностями. Одним из важных пунктов является наличие носовой кости и Именно на эти пункты и будет впоследствии опираться врач при расшифровке результата.

Второе обследование

Скрининговое исследование при беременности в данном случае также проводится двумя способами. Сначала женщине необходимо сдать анализ крови из вены и только после этого пройти УЗИ. Стоит отметить, что установленные сроки для данной диагностики несколько отличаются.

Анализ крови для второго скрининга

В некоторых регионах страны вовсе не проводят данное исследование. Исключение составляют лишь те женщины, у которых первый анализ дал неутешительные результаты. В этом случае наиболее благоприятный срок для сдачи крови находится в диапазоне от 16 до 18 недель развития плода.

Проводится тест так же, как и в первом случае. Данные обрабатывает компьютер и выдает результат.

Ультразвуковое обследование

Данный осмотр рекомендуется проводить на сроке от 20 до 22 недель. Стоит отметить, что в отличие от анализа крови это исследование проводится во всех медицинских учреждениях страны. На этом этапе измеряется рост, вес плода. Также врач осматривает органы: сердце, мозг, желудок будущего малыша. Специалист проводит подсчет пальчиков на руках и ногах крохи. Также очень важно отметить состояние плаценты и шейки матки. Помимо этого, может быть проведена доплерография. Во время данного обследования врач следит за кровотоком и отмечает возможные дефекты.

Во время второго ультразвукового скрининга необходимо осмотреть воды. Их должно быть нормальное для данного срока количество. Внутри плодных оболочек не должно быть взвесей и примесей.

Третье обследование

Данный вид диагностики осуществляется после Наиболее подходящим сроком является 32-34 недели. Стоит отметить, что на этом этапе уже не исследуют кровь на пороки, а лишь проводят ультразвуковую диагностику.

Во время манипуляции доктор внимательно осматривает органы будущего малыша и отмечает их особенности. Также измеряется рост и вес крохи. Немаловажным моментом является нормальная двигательная активность во время исследования. Специалист отмечает количество амниотической жидкости и ее чистоту. Обязательно в протоколе указывается состояние, расположение и зрелость плаценты.

Данное УЗИ в большинстве случаев является последним. Лишь в некоторых случаях перед родами назначается повторная диагностика. Именно поэтому так важно отметить положение плода (головное или тазовое) и отсутствие обвития пуповиной.

Отклонения от норм

Если во время обследования были выявлены различные отклонения и погрешности, то врач рекомендует показаться генетику. На приеме специалист должен учитывать все данные (УЗИ, кровь и особенности беременности) при постановке определенного диагноза.

В большинстве случаев возможные риски не являются гарантией того, что ребенок родится больным. Часто такие исследования бывают ошибочными, но несмотря на это, врачи могут порекомендовать дополнительные исследования.

Более детальным анализом является скрининговое исследование микрофлоры амниотической жидкости или крови из пуповины. Стоит отметить, что данный анализ влечет за собой негативные последствия. Довольно часто после такого исследования возникает Каждая женщина вправе отказаться от подобной диагностики, однако в этом случае вся ответственность ложится на ее плечи. При подтверждении плохих результатов врачи предлагают сделать искусственное прерывание беременности и дают женщине время принять решение.

Заключение

Скрининговое исследование при беременности является очень важным анализом. Однако нельзя забывать о том, что он не всегда бывает точен.

После рождения ребенку будет проведен неонатальный скрининг, который абсолютно верно покажет наличие или отсутствие какого-либо заболевания.