Анализ стихотворения "Звезда полей" Рубцова Н.М. Рубцов «Звезда полей» анализ

«Звезда полей» Николай Рубцов

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Анализ стихотворения Рубцова «Звезда полей»

Звездное небо у большинства людей ассоциируется с чем-то недосягаемым, возвышенным и даже божественным. Кто-то восхищается небесными светилами, на других они наводят мистический ужас из-за того, что постичь их суть невозможно. Для Николая Рубцова звезда – это своеобразный жизненный маяк, который освещает автору путь и согревает душу. Причем, небесное светило для поэта является вполне осязаемым и доступным, его Рубцов считает своим близким другом.

В стихотворении «Звезда полей», написанном в 1964 году, автор словно бы стирает грань между небом и землей, подчеркивая тем самым, что любые природные явления не могут быть чуждыми человеку, который является неотъемлемой частью этого сложного и прекрасного мира. Кроме этого, у Николая Рублева звезда – это не частичка неба, а то, что принадлежит земле. Неслучайно автор «привязывает» ее к полям и утверждает, что она «горит, не угасая», наполняя своим далеким светом сердца простых людей, которые привыкли уповать на небо, вознося к нему свои молитвы.

Николай Рубцов признается, что в минуты жизненных невзгод и потрясений именно звезда полей, которую он привык наблюдать с самого детства в родном селе, дает ему силы принимать верные решения и идти вперед. Он вспоминает о небесном светиле, как о талисмане, от которого веет надежностью, стабильностью и умиротворением . Ведь звезда «горит над золотом осенним, она горит над зимним серебром», что бы ни случилось, и всегда готова придти на помощь одинокому путнику, который сбился с дороги.

Таким потерявшимся странником считает себя и Николай Рубцов, который проводит параллель между собой и тысячами других людей, лишенных того, что в старину принято было называть верой. Без нее, по мнению автора, любой человек не только утрачивает смысл жизни, но и становится похож на слепого котенка, который в сложных жизненных ситуациях попросту не знает, что ему делать. И лишь звезда полей, «своим лучом приветливым касаясь всех городов, поднявшихся вдали», помогает их обитателям найти дорогу не только к истокам своей культуры и истории, но и заглянуть в собственную душу.

Жизнь обошлась с Николаем Рубцовым довольно сурово, и ему пришлось на собственном опыте узнать, что такое голод, унижения и ощущение собственной беспомощности от осознания того, что ты никому не нужен. Но, даже став воспитанником детского дома, будущий поэт никогда не забывал о том, кто он есть, и где его родина. Спустя много лет Рубцов, будучи уже состоявшимся поэтом, вернулся в поселок Емецк Архангельской области, где прошло его детство, и вновь увидел свою давнюю знакомую – звезду полей, о которой помнил все эти годы. Поэт признается, что, находясь в других городах, старался не упускать ее из виду. Однако автор убежден, «только здесь, во мгле заледенелой, она восходит ярче и полней». И в этом нет преувеличения, так как холодные северные звезды, напоминающие небесные бриллианты, создают иллюзию тепла и света, которых так не хватает людям, утратившим самих себя в этом бесконечном мире. Поэтому Николай Рубцов благодарен своей звезде полей, и утверждает, что он по-настоящему счастлив, пока может отыскать на небосводе свою верную спутницу, которая помогает скрасить одиночество холодными зимними ночами и спасает от разочарований . Именно звезде полей автор обязан тем, что состоялся как поэт, потому что она стала для него путеводной нитью в мир творчества, верным слушателем и напоминанием о том, что самое главное в жизни – не сбиться с дороги, по которой предстоит пройти нелегкий и порой даже весьма опасный путь, именуемый человеческой жизнью.

Ответ оставил Гость

Означают следующие слова: «заледенелый» , «полынья» , «потрясе­ние» , «угасать» ?
Ответ. Заледенелый - заледеневший, покрыв­шийся льдом.
Полынья - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
Потрясение - 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.
Угасать - то же, что и гаснуть.

1. Работа с классом. Фронтальная беседа по вопросам.

Ø Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей» ? (Оно написано в 1964г)

Ø К какому жанру лирики относится это сти­хотворение? (Элегия.)

Ø Что такое элегия? (Элегия - это стихотво­рение, пронизанное грустным раздумьем, испол­ненное чувством сожаления и уныния.)

Ø О чем это стихотворение? (В стихотворе­нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю­щая над зимними просторами родины. Стихотво­рение «Звезда полей» - это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

Ø Какие образы возникают при чтении сти­хотворения? (При чтении стихотворения возни­кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

Что же символизирует звезда? (Звезда - символ жизни, рока, судьбы Слайд 13

Н. М. Рубцов на­полняет этот символ новым содержанием:

Звез­да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

т. е. звезда полей - это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеем­скую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одино­чества. И каждый раз эта звезда становится мая­ком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.. .

Слово учителя:

Характерной чертой всех мифов, посвященных звездам, считалось воздействие небесных светил как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы отдельных людей. Рубцовская звезда, несомненно, из тех, что обладают благотворной и охраняющей силой. Но города, которых она касается «приветливым лучом» , располагаются «вдали» . Вдали от чего? От того самого места, которое в стихотворении не названо, но означено словом «здесь» . Можно предположить, что на глу-бинном уровне в тексте отражается мифологическое представ­ление о Мировом Древе, связывающем между собой наш «дольний» мир с его земными заботами и тяготами («В минуты трясений / Я вспоминал...») , и мир «горний» , тот, что придает высший смысл нашему обыденному существованию (...И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...») . Мировое Древо является центром мироздания, но стоит Древу пошатнуться - и Вселенная лишится опоры, придет в состояние хаоса.

Образная структура текста подтверждает нашу догадку. «Звезда полей» отражается в полынье - и тем самым намечает в воздухе незримую ось между двумя мирами. На часах бьёт двенадцать: заканчиваются сутки, начинаются новые, и тут появляется звезда. А ведь согласно древним мифам, установление Мирового Древа как раз знаменует переход к новому времени Слайд 14 (наша новогодняя елка, по сути, не что иное, как модель того самого первоначального Древа) .

Внешняя простота, песенность стихотворения (отметим перекличку с известным романсом «Гори, гори, моя звезда») не должна заслонять от нас его глубочайший смысл. Вряд ли Рубцов сознательно ориентировался на архаический миф, но всем своим существом он понимал, что родина, родные поля, над которыми звезда «восходит ярче и полней» , - это и ecть для него центр Вселенной, то единственное место на земле, где он может жить в гармонии с собой, с окружающими, с природой - или, попросту, жить в согласии с Богом.

В сущности, трагическая гибель Рубцова

Седунова Е. В.
Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей»: (конспект урока лит., 6 кл.)

/ Е. В. Седунова // Слово и текст в культурном сознании эпохи: сб. науч. ст. и метод. материалов [на науч.-практ. конф., Кадуй, нояб. 2011 г.] / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда, 2011. – Ч. 9: Урок словесности как фактор развития личности. – С. 133-141.

Цель: учить эстетическому восприятию лирического произведения; продолжить формирование умения понять настроение, чувства поэта, способы создания образов.

Задачи:

Образовательная: дать представление учащимся об особенностях художественного мира Рубцова; формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации; обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них выразительно-изобразительные средства языка.

Развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека; воспитание любви к родине.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, групповая (в парах, в четвёрках), индивидуальная.

Оборудование:

– учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной, 6 класс;

– фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В.Я. Коровиной;

– мультимедийный комплекс для показа презентации.

Ход урока

1. Организационный момент

Целеполагание.

Сегодня наш урок будет посвящен творчеству нашего земляка, замечательного поэта Н. М. Рубцова. Сообщение учащимся темы урока: «Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей».

– Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться на уроке?

– О чём вы можете узнать сегодня?

– Чему сможете научиться?

(На слайде задачи урока: познакомиться с биографией Рубцова, узнать об особенностях его лирики, научиться выразительно читать его стихотворения, совершенствовать навыки анализа лирического произведения)

2.Знакомство с биографией Н.М.Рубцова.

Сообщение подготовленных учеников о биографии поэта, сопровождающееся показом презентации.

3. Беседа о творчестве Н. М. Рубцова:

Лучше всего о поэте могут рассказать его произведения.

Чтение стихотворений Н.М. Рубцова («Тихая моя родина», «В горнице») подготовленными учениками.

– Какие темы затрагивает Н.М. Рубцов в своих стихотворениях? (Основные мотивы творчества поэта – родина, природа, русская душа.)

– Какие образы встречаются в стихотворениях Н.М. Рубцова? (Любимые образы поэта – свет, звезда, огонек.)

Сущность творчества Н.М. Рубцова критик В. Оботуров выразил так: «У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему присущ переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, интимной жизни человеческой души. Рубцов открывает тайны зеленого мира для всех... жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участие к людям»

4. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей».

Давайте попробуем проникнуть в мир поэзии Рубцова через стихотворение «Звезда полей».

1.Прослушивание стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей» в исполнении заслуженного артиста Б. Галкина (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В. Я. Коровиной).

2.Фронтальная работа с классом. Беседа по вопросам:

– Расскажите о своих впечатлениях от услышанного.

– Стихотворение написано в 1964 году. Осенью 1964 года Н.М. Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.

– О чем это стихотворение? (В стихотворении «Звезда полей» описывается звезда, сияющая над зимними просторами родины. Это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

– Какие образы возникают при чтении стихотворения? (При чтении стихотворения возникают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

– Название помогает понять основную мысль. Подумаем над сочетанием слов «звезда полей». Что необычного в этом сочетании? (Звезда – это элемент небесного. Звезда – небесное светило, небесное тело. Поле – это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи. Звезда полей – звезда деревенской Руси, звезда Родины поэта.)

– Докажите, что этот образ главный в стихотворении. (Несколько раз встречается в тексте.)

– Какое символическое значение имеет этот образ? (Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней. Сияющая звезда ассоциируется со священным огнем, со светом разума и благоразумия, со светом истины. Пламенеющая звезда обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии. Вифлеемская звезда, яркая, необычная, напоминает о том, что есть на земле место, где родился спаситель, указывает путь к Богу. Как видим, это символ жизни, добра, тепла, надежды.)

– Что же символизирует звезда у Рубцова? (Звезда – символ жизни, рока, судьбы. Н.М. Рубцов наполняет этот символ новым содержанием:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...,

т.е. звезда полей – это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Конечно, звезда полей напоминает Вифлеемскую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества. И каждый раз эта звезда становится маяком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Звезда полей!

В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

– Давайте проанализируем содержание стихотворения.

Работа с толковым словарем. (Индивидуальное задание).

Выясните, что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясение», «угасать».

(Заледенелый – заледеневший, покрывшийся льдом.

Полынья – незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение – 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать – то же, что и гаснуть.)

– Когда светит звезда? Прочитайте строчки из стихотворения. («Звезда полей во мгле заледенелой, // Остановившись, смотрит в полынью. // Уж на часах двенадцать прозвенело, // И сон окутал родину мою...», «Она горит над золотом осенним, // Она горит над зимним серебром...», «Звезда полей горит, не угасая...», т.е. звезда горит всегда: ночью, осенью, зимой... – вечно.)

– Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

– Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

– Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта. Следует сказать, что стихотворение появилось в пору, когда жители деревень переселялись в города. А городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой. Она является, как мы уже отметили, символом света, доброты, душевного спокойствия, которые неразрывно связаны с понятием «родина».)

– Где же звезда «восходит ярче и полней»? («И только здесь, во мгле заледенелой, // Она восходит ярче и полней...», т.е. на родине поэта.)

– А теперь рассмотрите, из какого количества строф состоит стихотворение? (Из четырех строф.)

– Какие действия совершает звезда в первой строфе? (Звезда смотрит в полынью, т.е. отражается.)

– Что вы ощущаете? (Тишина, покой.)

– Какое чувство владеет лирическим героем во второй строфе? (Чувство признательности звезде за ее тихий вечный свет, помогающий успокоиться и обрести себя.)

– Что происходит с пространством в третьей строфе? (Пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя с планетой.)

– Изменяется ли настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Какие чувства испытывает лирический герой? Подтвердите это строчками из стихотворения. («И счастлив я, пока на свете белом // Горит, горит звезда моих полей...» Лирический герой испытывает любовь к родной земле, сознает свою принадлежность к ней, восторгается и любуется красотой «звезд полей», чувствует всеобъемлющую радость, волнение.)

– К какому жанру лирики относится это стихотворение? (Элегия.)

– Что такое элегия? (Элегия – это стихотворение, пронизанное грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления.)

3. Самостоятельная работа.

а) Работая в группе (в четвёрке), найдите примеры перечисленных средств языковой выразительности, помогающих автору передать свои эмоции, любовь к родине?

На слайде:

Примеры

антитеза

повтор

эпитет

метафора

олицетворение

Ответ:

Средства языковой выразительности

Примеры

антитеза

«Мгле заледенелой», противопоставлено тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.

повтор

Словосочетание «звезда полей» повторяется 5 раз, включая заглавие. Повтор глагола «горит» создает ощущение вечного источника тепла и света.

эпитет

«Во мгле заледенелой», «тревожных жителей земли», «лучом приветливым».

метафора

«Сон окутал родину мою», «горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром».

олицетворение

«Звезда... остановившись, смотрит в полынью»

– Чего, на ваш взгляд, хотел добиться поэт, используя эти средства художественной выразительности? Что он хотел донести до читателя?

б) Работа в парах. (Один ученик у доски)

Определите размер и рифмовку стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей».

На доске записаны две заключительные строки стихотворения для определения размера:

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

(Стихотворение «Звезда полей» написано пятистопным ямбом. Рифма перекрестная: а в а в.)

– Чего достигает поэт, используя ритмические сбивы? (Это придает стихотворению плавность, напевность, протяжность, помогает передать настроение лирического героя.)

в) В это время 2 ученика работают с задней стороны доски, создают свою иллюстрацию к стихотворению. Затем ребята объясняют созданный ими образ и цветовое решение. (У Рубцова в стихотворении отсутствуют цветовые детали, за исключением устойчивых традиционных сочетаний – осеннее золото и зимнее серебро. Отсутствие цвета возмещается светом: мгла, горит, не угасая, луч, свет, белый, восходит).

5.Подведение итогов.

Давайте подведём итог нашей работе. Звезда полей – это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеемскую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее.

Н.М.Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живем.

Анализ стихотворения позволил нам проникнуть в замысел поэта и понять смысл его произведения. Это поможет вам выразительно прочитать стихотворение. (Чтение 1-2 учащимися)

– Все ли задачи, поставленные перед уроком, мы выполнили?

Вы сегодня хорошо работали, и мне хочется сделать вам небольшой подарок. Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. На его стихи написано разными композиторами более 120 песен. Я вам предлагаю прослушать песню на стихотворение «Звезда полей».

6.Рефлексия.

Основная работа наша сегодня закончена, но для каждого из вас постижение лирики нашего поэта-земляка продолжится. Мне хочется узнать о ваших впечатлениях от услышанного и увиденного на уроке.

Сейчас я даю вам минутку на размышление, пожалуйста, подумайте, что дал вам сегодняшний урок и продолжите данные вам предложения. Сегодня на уроке Я понял, что....

Я для себя открыл...

Мне понравилось...

7.Домашнее задание.

1) нарисуйте иллюстрацию к стихотворению Н.М.Рубцова «Звезда полей»;

2) выучите наизусть стихотворение Н.М. Рубцова «Звезда полей».

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Биография Н. М. Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке Архангельской области. Коля стал четвертым ребенком у Александры Михайловны и Николая Андреановича, после него еще было двое детей.

Семья Рубцовых занимала две небольшие комнаты в деревянном двухэтажном доме. Этот дом и по сей день стоит на знаменитом старом Архангельском тракте. Недалеко от дома и река – Емца, впадает она в Северную Двину.

26 июня 1942-го года умирает мать. К этому времени семья уже потеряла двух дочерей – старшую и самую младшую. Этим же летом Коля сочинил, видимо, самое первое свое стихотворение:

Вспомню, как жили мы с мамой родною –

Всегда в веселе и в тепле.

Но вот наше счастье

Распалось на части –

Война наступила в стране...

Старших детей после смерти матери взяли родственники, а младшие – Коля и Боря – попали в детский дом.

В октябре 1943 года Николая переводят детский дом в село Никольское Тотемского района. Начинает учиться в школе. Его одноклассница Евгения Буняк впоследствии вспоминала: «Годы были трудные, голодные, поэтому мало помнится светлого, веселого, радостного, хотя взрослые, как только могли, старались скрасить наше сиротство.

Коля был неровным по характеру: то тихим, задумчивым, скромным, то дерзким, колючим. Учился хорошо. Стихи писал еще в детском доме.»

Преподавателю Игорю Александровичу Медведеву запомнились некоторые подробности:

«Николай ростом был меньше своих сверстников, поэтому сидел всегда на первой парте или поблизости. Любимая поза за партой: сидел прямо, но щекой опирался на ладонь вытянутым указательным пальцем... В то время в детском доме увлекались выпуском стенгазеты. Николай частенько на учительский стол подкладывал бумажки со стихами о жизни класса, детского дома, о природе.»

Село Никольское поэт считал своей родиной и часто впоследствии приезжал сюда. Он охотно встречался со своими сверстниками, учителями, всегда живо интересовался судьбой друзей и воспитателей. Здесь он обрел семью, десятки лучших стихотворений поэта связаны с природой и людьми этой «малой родины».

Позднее Рубцов скажет:

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

В 1950 году Николай Рубцов успешно окончил Никольскую семиклассную школу и был отправлен продолжать учебу в древний город Тотьму, где поступил в лесотехнический техникум. Но подростка уже звал ветер странствий. В шестнадцать лет, едва получив паспорт, он добрался до Архангельска и попытался стать моряком. Но он был очень мал и слаб, и его не пустили в море. Позднее Николай вспоминал об этом:

Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Все просился на судно,

Умолял, караулил,

Но нетрезвые, с кренцем,

Моряки хохотнули

И назвали младенцем...

Прежде чем пробиться в море, Николай какое-то время работал библиотекарем или, точнее, «избачом». В конце концов он устроился кочегаром на рыболовецкое судно.

В 1955 году Рубцов приезжает в Ленинград и начинает новую жизнь простым рабочим. Но осенью его призвали в армию, и как человек, имеющий опыт, он был отправлен на Северный флот. Четыре года прослужил на эскадренном миноносце. В ранних его стихах читаем:

Я тоже служил на флоте!

Я тоже памятью полн

О той бесподобной работе

На гребнях чудовищных волн...

В 1957 году стихи появляются в печати: их публикуют газета «На страже Заполярья», журнал «Советский моряк», альманах «Полярное сияние». Так начался путь Николая Рубцова в литературу.

В мае 1962 года Николай Рубцов сдает экзамены на аттестат зрелости и посылает свои стихи на творческий конкурс в Московский литературный институт. В августе он был принят. В последующие годы стихи Рубцова часто появляются в московских литературных изданиях. В 1965 году в Архангельске выходит первая тоненькая книжка «Лирика», а в 1967 году издается весомая книга стихотворений Рубцова «Звезда полей», вызвавшая целый ряд лестных откликов в печати.

К концу 60-х годов Рубцов обрел относительно широкую известность и признание. Многие московские поэты и критики писали и говорили о высоте и истинной народности его творческого дара.

Не менее важную роль сыграли в судьбе Николая Рубцова его вологодские собратья по литературе. Здесь жили и работали выдающиеся прозаики Василий Белов и Виктор Астафьев, поэты Александр Романов и Виктор Коротаев и большая группа более молодых писателей. Вологда с ее улицами, домами, храмами, рекой вошла как родной и любимый город в последние стихи поэта.

Творческий век одного из самых выдающихся поэтов своего времени оказался очень коротким. Незадолго до смерти поэт точно предсказал ее:

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы...

В морозную крещенскую ночь 19 января 1971 года Николай Рубцов был убит. Ему только что исполнилось тридцать пять лет...

2. Индивидуальное задание

Работа с толковым словарем. Выясните, что означают следующие слова:

Заледенелый –

Полынья –

Потрясение –

Угасать –

Литература

Ахмадуллина Р.Т. Использование различных форм, методов и средств контроля на уроках литературы (на примере изучения стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей») // Русская словесность 2008, №2.

Вологодские писатели – детям. Библиографический указатель для руководителей детского чтения. – Вологда, 1998.

Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 6 кл. к учебнику-хрестоматии Полухиной В.П. – М., 2003.

Турьянская Б.И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 1999.

1. Задание (20 баллов).

Прочитайте стихотворение:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда мох полей...

Проанализируйте стихотворение, обращая внимание на следующее:

1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. «звезды полей» .

3. Проследите развитие лирического сюжета.

4. Охарактеризуйте образ лирического героя.

5. Укажите особенности композиции произведения.

6. Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении. Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

7. Определите тему произведения, его основную мысль.

Ответ.

Стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей» по своему проникновенному лиризму занимает одно из первых мест в русской поэзии. Это немного грустное, но вместе с тем и жизнеутверждающее стихотворение, лирический герой которого размышляет о своей привязанности к родной земле, делится счастьем осознания принадлежности к ней.

Особенности композиции и развития лирического сюжета стихотворения.

Стихотворения «Звезда полей» состоит из четырёх строф.

В первой же строке представлен образ «звезды полей» , который пронизывает всё стихотворение, выносится в заглавие и становится центральным образом всего произведения. Повторяясь четыре раза («звезда полей» – 3 р., «она» – 1 р.), он встречается в каждой строфе, начиная и замыкая произведение, образует кольцо. Рассмотрим, что представляет собой этот образ. «Звезда» – символ вечности, высоких стремлений, счастья (ср. «родиться под счастливой звездой» ). « Звезда полей» у Николая Рубцова напоминает Вифлеемскую звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества. Рубцов наполняет этот образ новым содержанием. «Звезда полей» у поэта – это символ родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.

В первой строфе возникает выразительная картина одиночества: звезда, яркая и недостижимая, в ночном мраке (чувство покинутости автор усиливает эпитетом «заледенелой» ) «остановившись, смотрит в полынью», в которой видит лишь собственное отражение…

Последние две строки первой строфы переносят читателя в реальность: «двенадцать прозвенело» (полночь, магическое время суток, начало нового дня). Заключительная строка этой строфы проецируется на основную и ключевую тему стихотворения и всей рубцовской поэзии – «родину мою».

Вторая строфа начинается с риторического восклицания «Звезда полей!» Это восклицание можно также истолковать и как обращение. Лирический герой делится своими воспоминаниями. Его чувства искренни. «Звезда полей» – малая родина, милая сердцу деревенская тишина – стала для лирического героя путеводной звездой на трудном жизненном пути («В минуты потрясений / Я вспоминал…» ). Поэт лаконично, двумя выразительными штрихами, используя метафорические эпитеты золото осеннее и зимнее серебро, создаёт типичную для средней полосы России пейзажную зарисовку осени и зимы. Синтаксический параллелизм, на котором строится фраза, анафора («она горит» ), придают этим строчкам особую проникновенность, усиливают их значение. Картина расширяется во времени.

В третьей строфе поэтическая картина расширяется и в пространстве. Теперь «звезда полей» горит не только для лирического героя стихотворения, но и «для всех тревожных жителей земли». Обращает на себя внимание эпитет тревожных. Быть тревожным – значит находиться в состоянии беспокойства, ожидания чего-то неизвестного. Такое состояние свойственно людям, которые молоды душой и, дерзая, ищут свой путь в жизни. Для людей «своим лучом приветливым касаясь» горит, не угасая, «звезда полей». Возникает картина единения звезды и всей земли.

Заключительное четверостишие начинается с восторженного утверждения: «Но только здесь, во мгле заледенелой / Она восходит ярче и полней…» . Чтобы усилить сияние «звезды полей» , автор дважды (в первой и последней строфе) прибегает к приёму антитезы: «звезда» (свет, тепло) – «мгла заледенелая» (темнота, лёд). С помощью антитезы автор развивает в стихотворении и мотив света, звёздного сияния. Так, на смену взгляду, обращённому вниз («смотрит в полынью» ), приходит восходящий свет звезды («восходит ярче и полней» ), усиленный пятикратным повтором ключевого в этом стихотворении глагола «горит».

Акцентируя внимание на главной мысли произведения, кольцевая композиция стихотворения обращает нас к первой строфе: на фоне контраста окружающей тьмы звезда всепрощающей, огромной доброты становится главной в судьбе лирического героя: «И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей». Эта заключительная строфа вновь конкретизирует образ «звезды полей », но он уже неизмеримо обогатился (расширился во времени и пространстве). И «звезда полей» теперь горит во все времена года и не только «тихо за холмом» , но и «для всех тревожных жителей земли» . Таким образом, образ-символ «звезда полей» наполнился новым содержанием и представляет теперь неразрывный сплав личного («моих полей» ) и общего («для всех» ).

Критерии анализа и оценивания

Кол-во баллов

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Раскройте символическое значение образа «звезды полей».

Проследите развитие лирического сюжета.

Охарактеризуйте образ лирического героя.

Укажите особенности композиции произведения.

Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении (антитезы, метафоры, эпитеты, повторы). Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

Определите тему произведения, его основную мысль.

Связность высказывания, логика, последовательность изложения


2. Задание (8 баллов).

Продолжите стихотворные строки (одной строкой).

1. Мороз и солнце; день чудесный!..

2. На севере диком стоит одиноко….

3. Ещё в полях белеет снег….

4. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом…

Ответ.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

За продолженную строку – по одному баллу

3. Задание (8 баллов).

Определите лирические жанры.

Для первого текста (Игорь Северянин «Чехов») свой ответ аргументируйте.

Не знаю, как для англичан и чехов,
Но он отнюдь для русских не смешон,
Сверкающий, как искристый крюшон,
Печальным юмором серьёзный Чехов.

Провинциалки, к цели не доехав,
Прощались с грёзой. Смех их притушён.
И сквозь улыбку мукою прожжён
Удел людей разнообразных цехов.

Как и тогда, как много лет назад,
Благоухает наш вишнёвый сад,
Где чувства стали жертвой мелких чувствец...

Как подтвержденье жизненности тем -
Тем пошлости - доставлен был меж тем
Прах Чехова в вагоне из-под устриц…

Игорь Северянин

…Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия - согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветр ревущий,
Умеет судном управлять.

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Царей они подвластны воле, -
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.

Ты здраво о заслугах мыслишь,
И воздаешь достойным честь;
Пророком ты того не числишь,
Кто только рифмы может плесть,
А что сия ума забава -
Калифов добрых честь и слава.
Снисходишь ты на лирный лад:
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад…

. Фелица.

Соловей мой, соловей, соловушко молодой!

Не летай ты, соловей, во зеленый сад гулять,

Не садись ты, соловей, в зеленом моем саду,

В зеленом моем саду, на ракитовом кусту,

Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!

И так тошно молодцу, сам не знаю почему;

Коли знать, так всё по ней, по сударушке моей.

Ах, кого бы мне нанять, за сударушкой послать?

Коли старого нанять - греха на душу принять:

До нее стар не дойдет, во дорожке пропадет;

Коли малого нанять - мал не знает, что сказать;

Коли ровнюшку нанять - ровня любит сам гулять.

Уж как, знать-то, молодцу подниматься самому,

Подниматься самому по сударушку свою!

Ответ.

1. 1) сонет; 2) ода; 3) лирическая песня.

2. Стихотворение Игоря Северянина «Чехов» – сонет, т. к. это четырнадцатистишие из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) на 5 сквозных рифм. Схема рифмовки: авва авва сс d ее d . Размер – пятистопный ямб. Поэтическая мысль раскрывается последовательно. Сюжетно-композиционный перелом приходится на переход от катренов к терцетам.

Определение лирических жанров – по 2 балла

Аргументация – 2 балла

4. Задание (8 баллов).

Определите, о каком русском писателе идёт речь. Свой ответ кратко аргументируйте.

1. Его называли «колумбом русского романтизма в поэзии», «балладником» и «певцом Светланы». По выражению критика, он «открыл русской поэзии душу человеческую». Многие поколения поэтов считали его своим учителем. утверждал, что без него «мы не имели бы Пушкина». А сам, говоря о влиянии «певца Светланы» на своё творчество, отмечал:

И ты, глубоко вдохновенный,

Всего прекрасного певец,

Ты, идол девственных сердец,

Не ты ль, пристрастьем увлеченный,

Не ты ль мне руку подавал

И к славе чистой призывал…

В сознании своих современников он был не только великим поэтом, но и истинным патриотом и гражданином, добрым человеком и важным официальным лицом, воспитателем наследника – будущего императора Александра II.

2. Творчество этого писателя знаменует собой величайшую после Пушкина веху в развитии русской литературы . считал, что перед ним «должно благоговеть как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям!». «Идеальным образом гения» назвал его украинский писатель Олесь Гончар.

Родившись в Украине и будучи очень привязанным к «священным местам своей родины», этот писатель завещал своё имя, мысли и труды России. отмечал, что он «остаётся не только самым великим писателем русской литературы, но и характерным олицетворением украинской натуры».

3. В своих книгах этот писатель, по наблюдению, создал прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, – землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина». Свои произведения он населил «племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей» ().

Один из вымышленных героев писателя подарил миру нехитрую, но очень важную истину, состоящую в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

посвятил героине самой известной книги писателя такие строки:

Странная она была девчонка –

Только к морю направляла взгляд,

Принимая каждую лодчонку

За пунцовопарусный фрегат.

Платьишко – заплата на заплате.

Но упрямо сжат был дерзкий рот;

«Капитан приедет на фрегате,

И меня с собою заберет!»…

4. Игорь Северянин так представлял этого писателя:

Седой колосс, усталый, старый лев
С глазами умирающей газели,
Он гордый дух, над ним всю жизнь висели
Утесы бед и смерть, оскалив зев...

В литературе он прожил долгую и сложную жизнь, стал автором знаменитых романов, европейски известным писателем, из орловской деревни переселился в Париж, где и скончался. Его «Очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык , о котором писатель сказал пророчески: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

За каждый правильный ответ – по одному баллу

За аргументацию – по одному баллу

Ответ.

3. Александр Грин.

5. Задание (8 баллов).

Назовите литературные источники (с указанием авторов) крылатых выражений . Раскройте содержание их современного использования.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой.

3. На деревню дедушке.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

· Пример: Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать .

Из басни «Волк и Ягненок» И. А. Крылова.

Цитируется иронически, как комментарий к стремлению осудить, наказать кого-либо, вместо того чтобы выяснить истинное положение дел, восстановить справедливость и т. д.

Ответ.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь .

Из басни «Квартет» .

Фраза применяется к коллективу , который неэффективно работает либо у которого дела совсем не спорятся из-за низкого профессионализма, отсутствия взаимопонимания и единства.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой .

Из поэмы «Руслан и Людмила» .

Фраза о давних событиях, правдивость которых сейчас и не проверишь, настолько они стары.

3. На деревню дедушке .

Из рассказа «Ванька» .

Фраза употребляется по отношению к крайне неясным с точки зрения адресата письмам и посланиям.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно .

Из комедии «Горе от ума» .

Фраза, которая характеризует людей, не терпящих прислужничества и подхалимства, а занятых исключительно своими служебными обязанностями.

За указание литературного источника и автора – по одному баллу

За раскрытие современного использования – по одному баллу

6. Задание (8 баллов).

Замечательный русский художник Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю искусства как певец «гордой красы» моря. Наибольшую известность получила его картина, воспевающая мужество и стойкость человека. Герои полотна, пережив крушение корабля, продолжают сражаться с грозной стихией и ищут спасения на обломках корабельной мачты. Своенравное море проверяет волю людей, их любовь к жизни. Одна из яростных волн, самая мощная, стремится обрушиться на людей и похоронить их пучине моря. Но страшная ночь уже позади. Восходит солнце. Солнечные лучи окрасили тяжёлые волны всеми цветами радуги. Мажорная гамма звучит гимном мужеству людей и внушает надежду на спасение.

1. Укажите название картины.

2. Черты какого художественного направления воплотились в этой картине?

3. Определите, какие основные особенности этого художественного направления являются общими для произведений живописи и литературы.

4. Назовите известных вам русских поэтов Х І Х века, которые в своём творчестве обращались к образу бушующей стихии (2-3 поэта).

5. Укажите город в Украине, в котором находится галерея.

Ответ.

1. «Девятый вал» – 1 балл.

2. Романтизм – 2 балла.

3. В центре произведений живописи и литературы романтического направления – сильная личность, исключительный характер в исключительных обстоятельствах. Ярко воплотилась в этих произведениях и тема природной стихии. – 2 балла.

4. , – по одному баллу за один ответ, но не более двух баллов .

5. Феодосия – 1 балл.

Николай Рубцов - русский поэт второй половины 20-го века. Он родился в деревне, поэтому его творчество всегда неразрывно было связано с темой природы, с противопоставлением городского и деревенского. Порой поэту приходилось чувствовать некую отчужденность, он сталкивался с проблемами в жизни. Отсюда мотив одиночества и странничества в его стихах. Н. Рубцова "Звезда полей" показывает, что поэта можно назвать и философом со своей концепцией видения мира.

Рубцов - представитель тихой лирики

Лирику Николая Рубцова называют тихой. Все благодаря легкой тональности, изяществу стиха и тематике. Главной темой творчества Рубцова стала малая родина, то есть уголок, где он родился и рос. Поэт много писал о деревне, о красоте русской природы. Следует сказать, что Рубцов продолжает традиции русских крестьянских поэтов начала 20-го века, в частности Сергея Есенина, когда он писал в духе крестьянской поэзии. Также можно найти сходства с поэзией Лермонтова. Природа для Рубцова, так же как для вышеназванных поэтов, является гармонизирующим началом. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Звезда полей" подтверждает это.

Тема и идея стихотворения

Центральный образ стихотворения - звезда. Небесные светила всегда манили людей. Некоторым звезды кажутся холодными и равнодушными, другие же, смотря на них, чувствуют тепло и некое присутствие неведомой силы, которая руководит человеческими жизнями. По тематической разновидности это Как показывает анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов по праву может называться поэтом-философом. Для него звезда - это источник согревающего света, к ней он обращается в сложные минуты жизни. Эта успокоительная сила звезды и есть основная тема произведения.

Философская концепция Рубцова

Как показывает подробный анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов производит нововведение в понимание поэтами таких оппозиций, как "земля" и "небо". Рубцов связывает две эти сферы, они неделимы. Именно поэтому уже в названии мы видим определение не "небесная", а "звезда полей". Как раз вот в этой связи между землей и небом проявляется сходство между поэзией Рубцова и лирикой Есенина. Только у Есенина связующим звеном выступала радуга, дерево или какой-либо водоем, в котором отражается небо, а у Рубцова все проще. Человек сам должен ощущать эту сопричастность всему сущему. Ни одно явление природы не может быть чужеродным человеку. Люди всегда уповают на силы небесные, и звезда является наглядным доказательством того, что эти высшие силы существуют. Сразу же приходит на ум стихотворение Маяковского "Послушайте", в котором поэт также говорит о необходимости присутствия В нем Владимир Владимирович отразил идею о том, что человек - мельчайшая песчинка в огромном мироздании, он боится, он потерян. Но звезда как напоминание о божественной силе помогает людям.

Лирический герой стихотворения

Без рассмотрения лирического героя невозможно сделать анализ стихотворения "Звезда полей". Рубцов пишет произведение от первого лица, и поэтому мы можем отождествлять автора и его лирического героя. Он чувствует себя одиноким спутником, запутавшимся на жизненных дорогах. Он один из "тревожных жителей земли". Неудивительно, что мотив одиночества возникает в стихотворении Рубцова. Он прожил не самую счастливую жизнь. Воспитывался в детском доме, столкнулся с несправедливостью, бедностью и голодом. Он, как и многие другие люди на земле, лишен веры, единственного, что помогает человеку выжить. Поэт говорит о том, что старался не выпускать из виду свою звезду. И вот биографический факт, который мы можем найти в стихотворении. Спустя многие годы Рубцов вернулся в свою родную деревню, и там он увидел эту звезду, которая была ярче, чем в других городах. Эпитет "заледенелая мгла" отсылает нас к тому, что действие происходит на Севере, где звезды создают иллюзию тепла, так необходимого человеку.

План анализа

Анализ стихотворения "Звезда полей" (Рубцов) по плану должен выглядеть следующим образом:

  • тема и идея стихотворения,
  • философия автора,
  • лирический герой,
  • размер, рифмовка, строфика и средства выразительности,
  • эмоциональное наполнение.

Формальный анализ стихотворения Рубцова "Звезда полей"

Размер, который избирает поэт, был излюбленным для его предшественника Лермонтова, В стихотворении четыре строфы, в каждой из них Стихотворение изобилует средствами выразительности. Рубцов использует такое синтаксической средство, как анафора. Трижды повторяется словосочетание "звезда полей", также анафора в двух смежных строках третьей строфы ("Она горит"). Лексические средства широко представлены. Автор использует эпитеты "мгла заледенелая", "приветливый луч". Словосочетание "заледенелая мгла" повторяется в тексте дважды, что усиливает эмоциональный тон, ощущение отчужденности, потерянности. Также в тексте есть метонимии: "Сон окутал родину", но в этой строке также и метафора. Очень красивые метафоры в двух последних строках второй строфы. Главный образ, который позволяет увидеть анализ стихотворения, - звезда полей. Рубцов показывает, насколько для него важно светило. Звезда напоминает ему о доме, в чужих краях она светит не так ярко, но все же помогает.

Эмоциональное наполнение

Анализ стихотворения Николая Рубцова "Звезда полей" показал, что автор стремился усилить эффект, используя различные соседства выразительности. Но какие же эмоции он хотел передать? Во-первых, тревоги за тех людей, которые лишены веры, надежды, тех, кто одинок. Во-вторых, и эта эмоция преобладает, чувство некоторой защищенности. Звезда полей ведет заблудшего человека, она оберегает его, освещает путь.