Картотева опытов и экспериментов «Экспериментирование с растениями. Мастер-класс по опытам и экспериментам с комнатными растениями Экспериментирование в детском саду растения

Разноцветный сельдерей

Тебе потребуются:

    Длинный стебель сельдерея с листьями.

    Красная и синяя пищевые краски.

    Три маленьких стаканчика.

    Ножницы или скальпель.

Растения добывают из почвы воду и питательные вещества с помощью трубочек-сосудов, идущих вдоль стебля от корней к листьям. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного сельдерея. Проследить за питанием растений тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Налей по 50–100 мл воды в каждый из трех маленьких стаканчиков. Добавь в первый стаканчик синюю краску, во второй – красную, а в третий – и синюю, и красную (получится фиолетовая краска).

2. Попроси кого-нибудь из взрослых аккуратно разрезать ножницами или скальпелем стебель сельдерея вдоль на три полосы. Поставь сельдерей в три стаканчика, как показано на рисунке.

3. Не трогай сельдерей. Через один-два дня ты увидишь результат.

Результат . Листья сельдерея вбирают красную, синюю и фиолетовую краску. Разные листья окрашиваются по-разному.

Объяснение

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных.

Самый эффективный результат получается через один-два дня, поэтому надо точно рассчитать начало работы, чтобы показать на выставке самый красивый сельдерей. Можно сделать несколько разноцветных растений – по одному в день. Тогда, если растение завянет во время выставки, ты сможешь заменить его.

Знаешь ли ты?

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

Как созревают фрукты и овощи?

Тебе потребуются:

    2 очень спелых банана.

    3 зеленых банана.

    2 зеленых помидора.

    3 бумажных пакета.

  • Самоклеющиеся этикетки.

Возможно, ты слышал, что одно гнилое яблоко может испортить весь мешок. Но можно сказать также, что спелый банан помогает созреть другим фруктам. То же относится и к овощам, например к помидорам. Проследить за созреванием фруктов тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Положи один зеленый банан на стол, второй зеленый банан – в пакет, а третий зеленый банан – в пакет вместе со спелым бананом. Подпиши пакеты и завяжи их.

2. Положи один зеленый помидор на стол, а второй – в пакет вместе с оставшимся спелым бананом. Завяжи и подпиши пакет.

3. Положи пакеты в темное место и не трогай их пять дней. Потом достань все бананы и помидоры из этих пакетов и сравни их с лежащими на столе.

Результат . Зеленый банан и зеленый помидор на столе немножко созрели – они стали мягче и изменили цвет. Зеленый банан в пакете созрел сильнее, но еще лучше созрел банан, который был в пакете вместе со спелым бананом. Оба банана стали почти черными. Лучше созрел и зеленый помидор, который был в пакете с бананом.

Объяснение

Фрукты и овощи быстрее созревают без света и в закрытых бумажных пакетах. Кроме того, созревающие фрукты и овощи выделяют вещество, ускоряющее созревание других овощей и фруктов. Это вещество, являющееся газом этиленом, используют для ускорения созревания самых разных фруктов и овощей.

Кроме того, в процессе созревания в ограниченном пространстве овощ или фрукт, предоставленный сам себе, начинает поглощать свой собственный этилен, ускоряя тем самым свое созревание.

Помимо выделения этилена, или «гормона созревания», как его еще называют ученые, в процессе созревания плоды поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Бумажные пакеты, в отличие от полиэтиленовых, пропускают кислород в достаточном количестве для того, чтобы процесс созревания продолжался.

Сделай хорошие фотографии всех стадий работы. Обязательно сфотографируй все фрукты в конце опыта. Покажи на выставке подписанные пакеты.

Знаешь ли ты?

Выращивая фрукты и овощи зимой в оранжереях, обычно используют этилен для ускорения созревания. Но при ускоренном созревании превращение веществ, происходящее внутри плодов, будет неполным. Поэтому парниковые помидоры и огурцы, которые мы едим зимой, никогда не сравнятся по вкусу с овощами, выросшими в огороде.

Южные фрукты, которые продаются в наших магазинах созревают не на деревьях, а в ящиках по дороге в магазин. Собирают их зелеными.

Прививка с помощью жвачки

Тебе потребуются:

    Куст помидоров в горшке примерно 30 см высотой.

    Куст картофеля в горшке такой же высоты.

    Бритвенное лезвие.

    Мягкая тесьма.

В этом проекте ты соединишь картофель и помидор в одно удивительное растение – «кармидор». Конечно, это не будет новый вид растений, потому что из его семян вырастут обычные помидоры. Реализация проектов с прививками требует много времени. Тебе нужно будет не менее восьми недель, чтобы после прививки растение успело зацвести, дать плоды и образовать клубни.

Схема работы

1. Подтяни главные стебли двух кустов друг к другу и не очень туго свяжи их тесьмой.

2. Попроси кого-нибудь из взрослых помочь тебе аккуратно срезать бритвенным лезвием кожицу стеблей с внутренних сторон.

Прививка с помощью жвачки, соединяющая стебли помидора и картофеля (стадии 1–5)

3. Соедини стебли срезанными участками и обмотай тесьмой более плотно.

4. Пожуй жевательную резинку, пока она не станет совсем мягкой.

5. Размягченную жвачку прилепи вокруг соединенных стеблей.

6. Примерно через неделю проверь, получилась ли прививка. Если оба растения выглядят здоровыми, можно отрезать верхушку картофельного стебля и нижнюю часть помидорного, тогда из двух растений получится одно – «кармидор».

Результат . Когда на растении появятся помидоры, аккуратно раскопай землю – ты увидишь маленькие клубни картофеля.

Объяснение

Прививки часто используют садоводы, выращивающие редкие, особо ценные сорта фруктовых деревьев. При выращивании яблонь вообще нельзя обойтись без прививок – все знают, что из семян любого самого вкусного яблока вырастает яблоня, приносящая обычные мелкие, дикие яблоки. Нежные растения прививают на сильные дикие деревья, например, на дикую яблоню можно привить один или даже несколько сортов разных яблонь. С помощью прививок размножают и гибридные фруктовые деревья – грейпфруты (гибрид лимона с апельсином) и нектарины (гибрид персика и сливы).

Сделай фотографии своей работы и соединенных растений. Покажи получившееся растение с помидорами и картофельными клубнями.

Знаешь ли ты?

Сейчас ученых привлекает новое направление работы с растениями – генная инженерия. Искусственное введение новых генов позволяет улучшить качество сельскохозяйственных растений, например, увеличить содержание в них витаминов. С помощью генной инженерии получают и растения, не боящиеся насекомых-вредителей.

Кстати, знаешь, чем отличаются фрукты от овощей? Тем, что почти все фрукты растут на деревьях, а почти все овощи – на земле или в земле.

Грибные рисунки

Тебе потребуются:

    Свежие пластинчатые грибы. (Не бери незнакомые и ядовитые лесные грибы. Губчатые и червивые грибы тоже не годятся – лучше купить грибы в магазине.)

    Лист белой бумаги.

Ты когда-нибудь видел семена грибов? Сколько ни искать, а настоящих семян, как и цветков, у грибов не найти. Грибы размножаются спорами.

В спорах нет питательных веществ, в отличие от семян цветковых растений, это только зародыши гриба. Споры очень мелкие, и их образуется много – несколько миллионов в пластинках с нижней стороны одного гриба. Рассмотреть споры можно только в микроскоп. Но в этом проекте ты сможешь увидеть споры по образуемым ими рисункам.

Схема работы

1. Аккуратно отдели несколько шляпок грибов от ножек.

2. Положи шляпки пластинками вниз на лист бумаги.

3. Не трогай грибы несколько дней.

4. Сними грибы с бумаги.

Результат . Грибы оставят после себя на бумаге красивый коричневый рисунок.

Объяснение

Если не трогать шляпки грибов, они «созреют», и из них на бумагу высыплются споры. Споры прилипают к бумаге, повторяя рисунок пластинок гриба. Чем дольше шляпка гриба лежит на бумаге, тем ярче будет рисунок, но слабый отпечаток шляпки появится уже через час.

Покажи на выставке получившиеся рисунки. Попробуй получить на одном листе рисунок грибов, лежавших на бумаге в течение разного времени – от нескольких часов до нескольких дней. Ты увидишь самые разнообразные рисунки – различаться будут и цвет, и линии, образуемые спорами.

Знаешь ли ты?

Споры могут долгое время сохраняться без изменений – до тех пор, пока условия не станут благоприятными для их роста. Обычно для прорастания споры требуются тепло и высокая влажность.

Большая зеленая солнечная машина

Тебе потребуются:

    Дерево с большими листьями (ты должен доставать до нижних веток этого дерева).

    Лист белой бумаги.

  • Карандаш.

    Калькулятор.

Растения питаются, используя энергию солнечного света. Солнечная энергия помогает синтезировать глюкозу из углекислого газа воздуха и воды, которую растение получает из почвы. Этот процесс называется фотосинтезом.

Листья дерева можно представить себе как части большого солнечного аккумулятора. Чем больше общая площадь листьев, тем больше солнечной энергии использует дерево. В этом проекте ты сможешь подсчитать площадь всех листьев дерева.

Схема работы

1. С помощью карандаша и линейки нарисуй на листе белой бумаги сетку из квадратов со стороной 1 см. (Можно взять бумагу в клеточку – сторона одного квадратика на такой бумаге равна 0,5 см.) Сделай побольше таких сеток.

2. Сорви с дерева или подними с земли один лист среднего размера – не большой и не маленький.

3. Положи лист на сетку, обведи карандашом его контур и убери лист.

4. Поставь галочку во всех клетках сетки, которые были закрыты листом полностью или больше чем наполовину.

5. Подсчитай число клеток с галочками – это будет примерная площадь поверхности листа в квадратных сантиметрах. Запиши это число.

6. Посмотри внимательно на дерево (можно взять бинокль). Посчитай, сколько листьев на маленькой веточке, сколько маленьких веточек на одной большой ветке и сколько больших веток отходит от ствола дерева. Запиши все числа.

7. Перемножь все числа, которые у тебя записаны: площадь листа, число листьев на маленькой веточке, число маленьких веточек на большой ветке и число больших веток на дереве. У тебя получится общая площадь всех листьев дерева (в квадратных сантиметрах). Запиши этот результат в квадратных метрах (1 м 2 = 10 000 см 2).

Результат . У тебя получилось, что лист полностью или больше чем наполовину закрывает 15 клеточек, на маленькой веточке дерева 12 листьев, на большой ветке 8 маленьких веточек, на дереве 10 больших веток. Перемножь эти числа: 15 x 12 x 8 x 10 = 14 400. Общая площадь всех листьев дерева равна 14 400 см 2 , или 1,44 м 2 .

Лист и сетка с галочками для расчета площади поверхности листа

Сравни результаты, полученные для разных деревьев. Для выставки вырежи кусок бумаги или старой ткани, равный по площади всем листьям дерева.

Знаешь ли ты?

Солнечные батареи – это создаваемые человеком устройства, использующие солнечную энергию и превращающие ее в другие виды энергии. Но пока искусственные солнечные батареи работают гораздо менее эффективно, чем природные.

* Фрагменты из книги Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М.: «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004.

Простым и доступным способом можно не вредить природе и порадовать себя и близких. Как это сделать? Сажаем шишку и поливаем. Шишки для проращивания собирают осенью, когда они созревают.Принесите из леса сосновую шишку. Посадите ее в горшок с землей так, чтобы большая часть шишки была над землей. Ежедневно поливайте ее малым количеством воды. Избыток воды навредит - шишка заплесневеет и сгниёт. Через некоторое время на шишке появятся зелёные побеги.Вода должна быть мягкой, иначе соли будут на шишке. Если сухо в комнате, желательно чем-то накрывать для поддержания влажности, но не герметично.Если вы захотите, чтоб ваша ёлка радовала вас долгие годы, то спустя два года после проклевывания из семян, её пора приучать к свежему воздуху. Периодически растение нужно выставлять на улицу, постепенно увеличивая интервалы. Длиться этот период привыкания должен пару месяцев, после чего елочка обретет возможность жить под открытым небом.При посадке на участке желательно добавить в яму немного лесной

Ботва свеклы из кухонных отходов

Ботву свеклы можно выращивать точно так же, как морковную — поместив в воду или на влажный песок. Обрезая стебли по мере их роста, черенки оставляйте, они будут отрастать снова и снова.

Ботва буряка, на мой вкус, намного вкуснее любого зеленого салата. А еще в ней много йода, целый набор витаминов, минералов и клетчатка. Кушайте ее в салатах, сендвичах, готовьте ботвинью и борщи. Рекомендую!

Как вырастить авокадо из косточки?

1. Косточку берете из спелого, сочного плода - только тогда есть шанс вырастить настоящее авокадо дома. Перед тем как сажать косточку, аккуратно помойте ее и протрите.

2. Делаете в кожице три или четыре небольших дырочки (как показано на рисунке) и вставляете туда спички или зубочистки. В стакан наливаете кипяченую воду и аккуратно закрепляете косточку над стаканом толстой стороной вниз. Она должна слегка касаться воды (по мере испарения воду нужно доливать).

3. Через несколько недель косточка начнет прорастать, и когда корешки достигнут 2-3 см, доставайте косточку из воды и высаживайте в субстрат, в качестве которого подойдет смесь из перегноя, садовой земли, песка и сырого торфа.

4. Горшок лучше взять пластмассовый глубиной не более 10 см. Обратите внимание, чтобы в дне горшка было достаточно отверстий для оттока воды. В качестве дренажа используйте специальные гранулы или керамзит.

5. Косточку закопайте на 2/3. Помните, авокадо любит свет, но не любит прямых солнечных лучей. Оптимальная температура для него - 16-20оС. Подрастающие саженцы ежегодно пересаживают в горшки нужного размера методом перевалки.

6. Высота авокадо, выращенного в домашних условиях, обычно достигает 2-2,5 м. Цвести выращенное из косточки авокадо начинает обычно на 6-8 год после посадки.

0 0 0

Как вырастить ананас в домашних условиях. 1 часть.

Подготовка ананаса:
Для выращивания ананаса в домашних условиях нужен спелый плод со свежими листьями, главное - не промороженными. Лучший сезон для посадки - конец весны или лето. Верхушка (коронка) ананаса - самая важная часть. Отрезаем ее, не задевая мякоть, т.к она может привести к гниению растения. С получившегося пучка удаляем несколько нижних листьев, оставляя 3-4 сантиметра обнаженного ствола. Оставляем на пару дней немного подсушиться. После это опускаем хохолок на 2-3 см в воду и ждем появления корешков.
Укоренение ананаса:
Коронку с корнями нужно посадить в горшочек диаметром чуть больше самого растения. На дно горшка, над отверстием насыпать пару сантиметров керамзита или любого другого дренажа. Почва подойдет почти любая, но в идеале можно взять готовую смесь в магазине. Поливать умеренно. Где-то два месяца растение не беспокоить перестановками и удобрениями.

0 0 0

Бархатная красота мха в саду. Рецепт для быстрого разведения мха
* 1 - 1/2 стакана кефира
* 2 чайные ложки сахара
* мохВозьмите подушечку здорового мха, очистите его от земли и положите в блендер, добавьте сахар и кефир (йогурт). Измельчите смесь на минимальной скорости, пока она не превратится в однородный «коктейль». Можете при необходимости добавить воды.
При помощи кисти «окрасьте» горшки или скульптуры, бревна или просто вылейте его туда, где вы хотели бы вырастить мох!
Советы при использовании «молочного коктейля»:
1. На время, пока мох приживается, притените его и обязательно поддерживайте влажность - так мох быстрее приживется.
2. Камень должен иметь пористую структуру для хорошего сцепления. Чем более пористую структуру он имеет, тем больше нужно нанести слоёв (жидкость первых слоёв впитывается в поверхность камня).
3. Можете укрыть поэлетиленовой пленкой горшок, скульптуру и т.п.
Рецепт "краски" для граффити из мха
* Небольшая горстка мха
* 2 стакана пахты (можно заменить йогуртом)
* 2 чашки воды (или пива)
* 1 / 2 ч. л. сахара
* Кукурузный сироп
Смешайте ингредиенты в блендере до гладкой консистенции, консистенция должна быть как у краски, смесь не должна сильно капать. С помощью кисти на поверхности нанесите рисунок. Не забывайте увлажнять ваше граффити хотя бы еженедельно.
Преимущества мха
Неприхотливость
Ему не нужны удобрения
Мхи не аллергичны
Большинство болезней и насекомых не беспокоят мох
Выдерживает перепады температуры
Мох - вечнозеленое растение
Выбираем место для мха
Место предпочтительно выбрать тенистое, при выборе места для посадки избегайте прямых солнечных лучей. Немного утреннего солнца сделает цвет мха более насыщенным, но прямое, жаркое дневное солнце будет сжигать его.
Очень немногие мхи будут выжить на полном солнце. Идеальное место - северная или восточная сторона или лесистая местность.
Подготовка места для посадки мха
Место для посадки мха необходимо очистить от мусора и листьев.
Удалите траву и/или другие растения.
Сажаем мох
Соберите подушечки мха в вашем дворе, если мох у вас не растет, соберите его в лесу
Смочите подушечку мха и осторожно прижмите его в выбранном месте, достаточно сильно, чтобы удалить воздушные карманы. Если вы сажаете на склоне для предотвращения его сползания можете зафиксировать его палочками или гвоздями.
Мхи, которые растут на гниющей древесине, скорее всего, потребуют гниения деревянных поверхностей, чтобы выжить.
Уход за мхом
Для того, чтобы мох прижился, важно поддерживать его во влажном состоянии хотя бы 3 недели.
Новый рост мха может выглядеть как тонкая пленка из зеленых водорослей, растущих на поверхности почвы. На рост новых «подушечек» может уйти приблизительно 5 недель.
Погибшие участки заменяйте новыми.
Если длительная засуха и неподходящая реакция подсушила мох - полейте его и он восстановится.

0 0 2

Как сделать ежика травянчика своими руками
Травянчики - веселые поделки, предназначенные для проращивания в них травы. Если вы соорудите этого забавного ежика, дети смогут наблюдать за процессом роста растений, а домашние питомцы полакомиться свежей травой.

Вам понадобится
- капроновый носок;
- опилки для домашних грызунов;
- семена травы для котов;
- пластиковый нос;
- бусины для глаз;
- нитки;
- бумага;
- ножницы
- резинка.

Инструкция

Вставьте в носок пластиковый нос (его можно взять от старой игрушки). На изнанке штырек закрепите нитками и завяжите узел. Носок выверните.

Опилки аккуратно высыпьте в тарелку и добавьте туда немного воды. Наполните носок влажными опилками. Завяжите его резинкой.

Сформируйте бугорки-ножки, перевязав их нитками.

Снимите резинку. Семена травы равномерно распределите на полоске бумаги. Аккуратно поместите их внутрь носка на бумаге, после чего вытащите лист. Завяжите носок ниткой, излишки отрежьте ножницами.

Пришейте ежику глаза-бусинки.

Налейте в тарелку теплую воду и погрузите туда игрушку на один час. Затем поставьте травянчика на подносе или тарелке в хорошо освященное место. Поливайте через день, добавляя воду в миску. Уже на 3-4 день ежик порадует вас первыми «иголками».

0 0 0

Елена Екимова
Картотева опытов и экспериментов «Экспериментирование с растениями»

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С РАСТЕНИЯМИ

1. «Может ли растение дышать .

Цели : выявить потребность растения в воздухе , дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений .

Материал : комнатное растение , трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Процесс. Дышат ли растения ? Как доказать, что дышат? Дети определяют, как дышат растения , опираясь на знания о процессе дыхания у человека. (При дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него .) Дети вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод : вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Итог. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

2. «Есть ли у растений органы дыхания .

Цель : определить, что все части растения участвуют в дыхании .

Материал : прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения . Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух : дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия, погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля) . Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности :

а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;

в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;

г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итог. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

3. «Нужен ли корешкам воздух?» .

Цели : выявить причину потребности растения в рыхлении ; доказать, что растение дышит всеми частями .

Материал : три емкости с водой, почва уплотненная и рыхлая, три прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло , два одинаковых растения в горшочках .

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого . Рассматривают, определяют, что в одном горшкепочва плотная, в другом - рыхлая. Почему плотная почва хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду. (Хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха.) Уточняют, нужен ли воздух корешкам : для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью - на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла , который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков. (Хорошо растет в первой емкости , хуже во второй, в третьей - растение гибнет .) Зарисовывают результаты.

Итоги. Воздух необходим для корешков. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

4. «Что выделяет растение .

Цели : установить, что растение выделяет кислород ; понять необходимость дыхания для растений .

Материал : большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением , лучинка, спички.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом : помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок) . Ставят в теплое, светлое место. (Если растение дает кислород , в банке его должно стать больше.) Через 1-2 суток взрослый спрашивает детей, как узнать, накопился ли в банке кислород. (Кислород горит.) Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Итог. Растения выделяют кислород .

5. «Во всех ли листьях есть питание?» .

Цель : установить наличие в листьях питания для растений .

Материал : кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет, емкость белого цвета.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет) . Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.

Итог. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.

6. «На свету и в темноте» .

Цель : определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений .

Материал : лук, коробка из прочного картона , две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений . Дети закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона . Зарисовывают результат опыта через 7-10 дней . (Лук под колпаком стал светлым.) Убирают колпак. Через 7-10 дней вновь зарисовывают результат. (Лук на свету позеленел - значит, в нем образовалось питание.)

Итог. Свет необходим для питания растений .

7. «Кому лучше?» .

Цели : выделить благоприятные условия для роста и развития растений ; обосновать зависимость растений от почвы .

Материал : два одинаковых черенка герани, емкость с водой, горшок (емкость) с почвой, предметы ухода за растениями .

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут) ; где они лучше растут -в воде или в почве . Дети помещают черенки герани в разные емкости - с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы .

Итог. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу ; в воде растение слабее .

8. «Где лучше расти .

Цели : установить необходимость почвы для жизни растений , влияние качества почвы на рост и развитие растений ; выделить почвы, разные по составу.

Материал : черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком) . Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель. (В глине растение не растет , в черноземе - растет хорошо .) Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта . (Урастения отмечается хороший рост.)

Итог. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

9. «Лабиринт» .

Цель : установить, как растение ищет свет .

Материал : картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта : в одном углу картофельный клубень , в противоположном - отверстие.

Процесс. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля . Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону) . Оставив коробку открытой, продолжают в течение неделинаблюдать за изменением цвета и направлением ростков. (Ростки теперь тянутся в разные стороны, становятся крепкими.)

Итог. Много света - растению хорошо , оно зеленое; мало света - растению плохо .

10. «Что нужно для питания растения .

Цель : установить, как растение ищет свет .

Материал : комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера) ; лейкопластырь.

Процесс. Взрослый предлагает детям письмо-загадку : что будет, если на часть листа не будет падать свет? (Часть листа будет светлее.) Предположения детей проверяются опытом : часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Итог. Без света питание растений не образуется .

11. «Что потом?» .

Цель : систематизировать знания о циклах развития всех растений .

Материал : семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями .

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения , фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения .

Итог. Семечко - росток - взрослое растение - цветок - плод .

12. «Для чего корешки?» .

Цели : доказать, что корешок растения всасывает воду ; уточнить функцию корней растений ; установить взаимосвязь строения и функций растения .

Материал : черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле , забирают ли они воду. Проводят опыт : помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Итог. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

13. «Как увидеть движение воды по стеблю растения .

Цели : доказать, что корешок растения всасывает воду , уточнить функцию корней растения ; установить взаимосвязь строения и функции.

Материал : два цветка каллы, черенки герани или бальзамина с корешками, емкость с водой и пищевым красителем, емкость с водой.

Процесс. Поставить один цветок в воду, а второй цветок - в подкрашенную воду, оставить на один день. Через день цветок, стоящий в подкрашенной воде, окрасится в оттенок пищевого красителя, а цветок, стоящий в обычной воде, останется без изменений. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков. (Они укрепляют растение в почве , берут из нее влагу.) А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель - «питание» , добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду. (Корешок должен окраситься в другой цвет.) Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением , если в земле окажутся вредные для него вещества. (Растение погибнет , забрав вместе с водой вредные вещества.)

Итог. Растение всасывает воду , и по мельчайшим канальцам она доходит до цветка.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО СВЕТОМ

1. «Как образуется тень» .

Цель

Материал : настольная лампа, фигурки для теневого театра.

1. Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. (Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.)

2. Уличные тени. Рассмотреть тень на улице : днем от солнца, вечером - от фонарей и утром - от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности.

Итоги :

1) Тень появляется, когда есть источник света. Тень - это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет.

2) От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света.

3) Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева образуется тень.

4) Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее.

5) В тени прохладнее, чем на солнце.

2. «Уличные тени» .

Цель : понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

Процесс. Взрослый предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице : днем - от солнца, вечером - от фонарей и утром - от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми : «Когда появляется тень?» (Когда есть источник света.) «Что такое тень, почему она образуется?» (Это темное пятно; тень образуется, когдасветовые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Итоги :

1) От одного предмета (например, от самого себя) может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. (Лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке» , встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень.)

2) Чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером) .

3) По мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее четким. 1

4) Очертания предмета и тени схожи.

5) Чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

3. «Передача солнечного зайчика» .

Цель : понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал : зеркала, схема многократного отражения.

Процесс. Дети рассматривают движение солнечного зайчика. Обсуждают, как он получается. (Отражение света от зеркала.) Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный зайчик, поместить еще одно зеркало. (Он отразится еще один раз.) Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не мог. (Солнце в ее окно не светило.) Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных зайчиков, зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.

Итог. Зеркало отражает солнечный свет.

4. «Разноцветные огоньки» .

Цель : узнать, из каких цветов состоит солнечный свет.

Материал : противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Процесс. Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней - в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой держат перед зеркалом лист бумаги, другой - слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. (Призма - это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета - спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.) Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу : «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» . Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке.

Итог. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.

5. «Разные отражения» .

Цель : понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Материал : набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.

Процесс. Взрослый загадывает загадку об отражении и о зеркале, предлагает детям рассмотреть отражение в несколькихпредметах (например, в стекле с затемненной обратной стороной, на полированной крышке стола, стенке самовара и др.) при включенном искусственном освещении. Дети обсуждают, где отражение лучше. Взрослый предлагает найти еще предметы, которые могут отражать. Дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет. Рассматривают свое отражение в зеркале при разной степени освещенности, выясняют : чем светлее в помещении, тем лучше, четче отражение. Взрослый предлагает создать коллекцию отражающих материалов (предметов) . Вместе с детьми совершает «Путешествие в прошлое зеркала» .

Итог. Предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ

1. Как увидеть «молнию» .

Цель : выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.

Материал : кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Процесс. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом) . Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании.

Итог. Ткань наэлектризовалась, появился треск - это проявление электричества.

2. «Мир металлов» .

Цели : называть разновидность металлов (алюминий, сталь; жесть, медь, бронза, серебро, сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве.

Материал : кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.

Процесс. Дети рассматривают предлагаемый материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость) . Взрослый предлагает до проведения опыта определить , чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму :

1) оценивают степень проявления металлического блеска;

2) оценивают степень теплопроводности;

3) определяют твердость металлов;

4) ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее);

5) делают выводы о сходстве и различиях металлов.

Обсуждают, что из какого металла можно сделать.

Итог. У разных металлов разные свойства.

3.«Как не обжечься?» .

Цель : выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов) .

Материал : одинаковые по размеру емкости из разных материалов : керамики, дерева, пластмассы, металла.

Процесс. Дети рассматривают емкости, наполненные водой; определяют температуру воды в них. (Вода горячая, так как из емкостей идет пар, он хорошо виден.) Взрослый предлагает детям ответить, какими должны быть емкости, если из них идет пар. (Они должны быть на ощупь горячими, нагреться от воды.) Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости.

Итог. Самая горячая - алюминиевая емкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная.

4. «Чем ближе, тем быстрее» .

Цель : узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

Материал : пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Процесс. Взрослый предлагает детям определить, на всех ли планетах, как на Земле, год длится 365 дней (за это время Земля совершает оборот вокруг Солнца) . Дети под руководством взрослого выполняют действия : лепят из пластилина два шарика размером с грецкий орех; помещают один из них на конец линейки, а другой - на конец более длинной рейки; ставят линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Затем одновременно опускают рейку и линейку. Отмечают, что шарик, прикрепленный к линейке, упал быстрее. Взрослый, используя модель Солнечной системы, объясняет, что эти действия напоминают движение планет, которые непрерывно обращаются вокруг Солнца (Меркурий - за 88 земных дней, Плутон - за 250,6 земных лет) .

Итог. Чем ближе планета к Солнцу, тем короче на ней год, так как она быстрее вращается вокруг него.

5. «Родственники стекла» .

Цель : узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса : фарфора; сравнить их качественные характеристики и свойства.

Материал : стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки; вода, краски, деревянные палочки; алгоритм деятельности.

Процесс. Дети вспоминают сведения о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фа-янсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками» . Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта : 1) налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности, 2) поставить их на солнечное место (теплопроводность, 3) деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор» , 4) обобщить выявленные сходства и различия.

Итог. Фаянс и фарфор имеют некоторые свойства стекла - они твердые и хрупкие, могут разбиться, как стекло.

6. «Мы - фокусники» .

Цель : выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Материал : деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло , кусочек ткани.

Процесс. Дети рассматривают иголку, определяют материал, из которого она сделана. Взрослый уточняет у детей, что произойдет, если положить ее в стакан с водой. (Утонет, так как она металлическая.) Предположения детей проверяют : предварительно проводят иголкой по ткани, смоченной растительным маслом , опускают в воду - иголка плавает; проводят рукавичкой по стакану - она тонет. Взрослый предлагает назвать варианты, как достать предмет, не замочив руки. (Вылить воду, поднять с помощью другого предмета : сачка, магнита, поднося его к стакану.) Дети рассматривают деревянный шарик, определяют материал, выясняют, что произойдет, если положить деревянный шарик в стакан с водой. (Будет плавать.) Предположения детей проверяют, опуская в воду два шарика. Выясняют, почему один из деревянных шариков утонул. (Вероятно, он тяжелый, не деревянный внутри.) Взрослый предлагает его достать, не замочив рук. Дети подносят «волшебную» рукавичку, достают шарик, рассматривают его.

Итог. Магнит притягивает металлические предметы.

7.«Притягиваются - не притягиваются» .

Цели : найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Материал : пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия, магнит.

Процесс. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит. (Некоторые из них притянутся к магниту.) Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы, и проверяют их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом.

Итог. Не все металлы притягиваются магнитом : медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются.

8. «Мир бумаги» .

Цели : узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Материал : квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Процесс. Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт . (Горит, намокает, мнется, рвется, режется.) Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности :

1) смять четыре разных кусочка бумаги;

2) разорвать пополам;

3) разрезать на две части;

4) опустить в емкость с водой.

Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой - медленнее.

Итог. Чем бумага толще, тем она хуже рвется и больше по времени намокает.

9. «Мир ткани» .

Цели : узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Материал : небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой.

Процесс. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит) . Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани :

2) разрезать на две части каждый кусок;

3) попытаться разорвать пополам ;

4) опустить в емкость с водой и определить скорость намокания;

5) сделать общий вывод о сходстве и различии свойств.

Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

Итог. Разные виды ткани обладают разными свойствами.

Транскрипт

1 Опыты с комнатными растениями в детском саду Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль её в воспитании детей. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Удовлетворить любознательность, не подавить при этом интерес к познанию мира, формировать необходимые представления о нём, прививать навыки активности и самостоятельности мышления есть важная задача работы с детьми. Растения окружающей нас природы почти половину года не имеют зелёного покрова, а без листьев и цветов они теряют всякую привлекательность для детей. Хорошим материалом для наблюдений являются комнатные растения. Они остаются зелёными круглый год, имеют все характерные признаки растений, что даёт возможность пробуждать интерес детей к изучению, активизировать эмоционально-чувственную сферу, получать научные знания. Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. Ответы и догадки бывают и правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить, сравнивать, запоминать, а главное- искать правильное решение. Чтобы получить ответы на многие вопросы, мы с детьми стали проводить опыты над комнатными растениями. Для этого в группе создали исследовательский центр»почемучка». Используя разную литературу, подобрали темы для исследований с использованием комнатных растений. Перед проведением опыта определяем проблему, которую нужно решить и затем способ правильного ее решения. В процессе исследований дети учатся использовать необходимые материалы, ставить опыты, наблюдать за тем, что происходит с объектом, объяснять, объяснять происходящее, делать выводы. Благодаря исследовательской деятельности дети научились получать на свои многочисленные» почему» (почему цветы тянутся к солнцу, имеют воздушные корни, вянут и сбрасывают листву) объяснения. Поддерживая жизнь растений, научаются сохранять красоту, продлевать цветение, жизнь, а в итоге - пользу и радость окружающим и себе: теперь

2 стараются не срывать цветы с газонов и клумб. А с каким сожалением замечают увядшие листья, стебли, пытаются вернуть растения к жизни! Полученные знания при исследовании воспитанники используют в своём повседневном уходе за комнатными растениями в уголке природы. ПОГОНЕ ЗА СВЕТОМ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растению нужен свет и оно ищет его. МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение бегония крапчатая. Поставить растение у окна на три четыре дня. Разверните растение на 180 градусов и оставьте еще на три- четыре дня. ИТОГИ: Листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через некоторое время они снова поворачиваются к свету. ПОЧЕМУ? Растение содержит вещество под названием ауксин, который способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение называется фототропизм. Фото - значит свет, тропизмдвижение.

3 ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЯ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. МАТЕРИАЛЫ: Цветок в горшке, вазелин.. Намазать толстый слой вазелина на верхнюю поверхность нескольких листьев.. Намазать толстый слой вазелина на нижнюю поверхность нескольких листьев.. Ежедневно в течении недели наблюдать за растением.. Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу. ИТОГИ: Листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали. ПОЧЕМУ? Отверстия на нижних поверхностях листьев - устьица- служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.

4 ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ. ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение. МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.. Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.. Поставить растение на 3-4 часа на солнце.. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри. ИТОГИ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом. ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.

5 РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров. МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф. Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.. Оставить растения на неделю.. Сравнить затем их цвет.. Поменять растения местами.. Оставить растения также на неделю.. Сравнить опять растения. ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло. ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное веществохлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

6 КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ? ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре. МАТЕРИАЛЫ: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.. Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).. Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.. Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.. Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.. Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.. Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением. ИТОГИ: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости. ПОЧЕМУ? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого

7 ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений. МАТЕРИАЛЫ: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.. Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).. Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.. Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни. Поместить растение в емкость с водой на решётку.. Закрыть плотно крышкой.. Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).. Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями. ИТОГИ: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли. ПОЧЕМУ? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.

8 РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода. МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, поливалка с водой.. Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.. Два бальзамина поставить на солнышко. Одно растение полить, а другое нет.. Понаблюдать за растениями и сделать вывод.. Полить это растение и понаблюдать еще неделю. ИТОГИ: Цветок,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ. ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может умереть. \

9 ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.. Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).. Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).. Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).. Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород. Проверить зажженной лучиной. ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки. ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания. ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений. МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.. Поставить цветок с горшком набок на подставку. В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху. ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.

10 ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ? ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА, Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу. МАТЕРИАЛЫ:. Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.. Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.. Дети сажают черенки традесканции в разную почву.. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель. Делают вывод.. Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте. ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ. Литература: 1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-м.: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./ Сост.О.В. Дыбина.-М.:ТЦ «Сфера» План программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей./ Сост. Н.В. Гончарова.- СПб.: «Акцидент».-1997


Становлянский район Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Мещерский» д. Барсуково Становлянского района Липецкой области Номинация «Исследуй и изучай природу» Всероссийское движение

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе на тему: "Комнатные растения" Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с 6 Чернова Е.Н. г.рассказово 2015г. Дата проведения: 13 мая 2015г. Время проведения:

Как ухаживать за комнатными растениями. Цели: Учебные: o способствовать обогащению представлений о многообразии мира растений; o познакомить учащихся с наиболее распространёнными комнатными растениями

Деревья Какие природные факторы влияют на развитие дерева? Заголовок 1 группа воспитатели: Сушинова В.В.,Фёдорова Т.В. МОУ ДПО Информационно-образовательный Центр, Рыбинск, 2011г. Д/с 102, Рыбинск, 2011г.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ Выполнили: Богомолов Кирилл Богомолов Михаил ученики гимназии 10 Руководители: Левченко О.С., Богомолова О.А. учителя начальной школы Гимназия 10 ПРОБЛЕМА Воздух

Содержание работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром комнатных растений. Примерный объем знаний и воспитательные задачи. Токарева Надежда Степановна, воспитатель МБДОУ г. Мурманска

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ: ГОСТИ ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАН Выполнили: Богомолов Михаил Худякова Дария Кривцова Мария ученики гимназии 10 Руководители: Левченко Ольга Степановна, Гимназия 10 АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Комнатные

Проект «Посадка семян цветка Бальзамин» Методический паспорт проекта Тип проекта: исследовательский средней продолжительности групповой. Срок реализации проекта: (1 месяц) Участники проекта: воспитанники

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ Какие вещества необходимы для минерального питания растений? Из почвы через корни в растения поступают вода и растворенные в ней минеральные соли - происходит минеральное питание. Больше

1 Научно-исследовательская работа тема: Важная поверхность листа Выполнил: Киселев Андрей Дмитриевич, 10 класс, МБОУ ДО ЦДОД р.п. Ардатов Нижегородской области Руководитель: Фадеева Марианна Михайловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Калиновская средняя общеобразовательная школа Красногвардейского района Белгородской области Научно-исследовательская работа Зачем растениям свет? Работу выполнил:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 102 г.томска ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Витамины на подоконнике» Вид проекта: Познавательно-исследовательский

Познавательно-творческий проект: «Мы все, друзья, живой природы дети» "Мы все, друзья, живой природы дети, Родные братья на родной планете, Цветы, деревья, звери, птицы, люди Мы жизнь и дом родной свой

Тема: «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ ЦВЕТАМИ». Подготовила: Сметанина М.В., учитель растениеводства. Цель. Расширять знания о правильном уходе за комнатными растениями» Задачи:1 познакомить с видами комнатных растений;

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии с применением цифровой лаборатории «Архимед» Тема урока: Испарение воды листьями. Используемое оборудование: Персональный компьютер (для обработки

Научно-исследовательская работа Тема: «Экспериментирование шаг к познанию» Выполнили: Сапронов Николай, Глазкова Екатерина, Щехорская Дарья, Шелестов Сергей, учащиеся 5 класса МБОУ гимназия «Пущино» Руководитель:

МБДОУ 8 «Познавательно-исследовательский проект» «Весёлый огород на окне» Старшая группа Воспитатели: Шишонкова О.П., Белоножкова В.И. Г.Миасс,2012 Тип проекта: познавательно-исследовательский Проблема:

Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Задачи: 1. Обогащать представление детей о природе, многообразии природного мира, причинах

Научно-исследовательская работа Тема работы «Живая и неживая природа» Выполнили: Комаревцев Александр Анисенкова Александра Почтаренко Роман учащиеся 2 В класса МАОУ СОШ 5 Руководитель: Плохотникова Татьяна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 24 «СОЛНЫШКО» Конспект занятия: Тема: «Юные помощники - бабушки Федоры» г. Ставрополь Воспитатель: Степанова

Исследовательский проект в подготовительной логопедической группе на тему: «Как живут растения» Воспитатели: Мирошниченко Н. И. Напханюк Л. А. Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы,

Опыты с растениями. Опыт с ветками. Цель: выявить потребности растения в тепле. Последовательность наблюдения: в зимнее время вносят ветки, ставят их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике,

Старшая группа Живая природа 1. Растение Может ли растение дышать? 2. Растение С водой и без воды. 3. Растение На свету и в темноте. 4. Растение Где лучше расти? 5. Растение В тепле и в холоде. Выявить

Методические разработки: 2 Проект «Мир комнатных цветов» Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.

Вид: Паспорт проекта «Царство комнатных растений» старший дошкольный возраст Руководитель проекта: воспитатель Ганина Т.В. По количеству участников коллективный; По приоритету метода исследовательский;

ПРОЕКТ «Наши зеленые друзья» Выполнила: МитюшкинаЕ.А. Выбор темы проекта В начале весны, воспитанник нашей группы, Миша, Принес маленький отросток зигокактуса или декабриста. Дети тут же окружили его и

Картотека: Труд в природе. Старшая группа. Карточка 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания

Как появляется кислород на планете или что такое фотосинтез Автор(ы): Пахилина Дарья Школа: гимназия 1534 Класс: 3 «З» Руководитель: Преподаватель химии ДНТТМ, Кашигина О.Ю. Учитель начальных классов,

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с применением ИКТ. Средняя группа Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Дороненкова С.А. 2 Тема: «Растения окон украшения».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» поселка Перово» (МБДОУ «Д/с «Золотой петушок») Конспект совместной деятельности педагога

ПРОЕКТ «Любимый цветок России» Тема проекта Автор проекта Целевые группы Тип проекта Сроки реализации Цель Задачи Ожидаемые результаты ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Любимый цветок России». Приобщение детей 5-6 лет

Прививка с помощью жвачки. Выращиваем «кармидор» Оборудование: куст помидоров примерно 30 см высотой в горшке; куст картофеля такой же высоты в горшке; бритвенное лезвие; мягкая тесьма; жвачка. Ход эксперимента

«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними» Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного, непосредственного обращения с ней. Одним из условий,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "РОМАШКА" С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ Г. ЛЯНТОР Проект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 «Солнышко»» ПРОЕКТ «Огород в деревне Ладушки» Авторы: Налимова Е.Б., воспитатель I кв.категории; Ехлакова

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа 1874 (дошкольное отделение) ОТЧЕТ по инновационной работе Тема:

Бюджетное учреждение Ханты Мансийского автономного округа Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония» Конспект и анализ занятия «Мы помогаем Айболиту лечить

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 62» Ленинского района города Нижнего Новгорода Влияние света, тепла и воды на проращивание семян мальвы Выполнила: Старкова Арина, ученица 4 а

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 65 «Парус» г. Новороссийска Проект «Живая и неживая природа» (подготовительная группа)

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного, непосредственного обращения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная

Значение света для растений Работу выполнил ученик 4 «а» класса СОШ 9 им И.М. Неделина Строй Иван Классный руководитель Самсонова Г.В. Цель исследования: Изучить влияние внешних факторов (в частности,

Экология. Педагогический проект Проект в ДОУ «Мы любим природу». Проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Ребенок исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Прогимназия 1» Кировский район ул. Новогодняя, 36А, Новосибирск, 630087 тел.: 346-09-60, факс: 346-48-43 e-mail: [email protected]

МДОУ «Детский сад 101» Занятие по природному миру в подготовительной к школе группе «Комнатные растения и уход за ними» Провела: воспитатель Буланова М.А. г.о. Саранск 2017 Задачи: 1. Познакомить детей

Отчет о проделанной работе творческой группы «Теплица» за сентябрь май 2017 года. Руководитель: Куприянова Н.И. 1.Провели занятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Уборка урожая» (в саду, огороде,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 25 «Золотой ключик» города Дубны Московской области Проект: «Чиполлино» Разработали воспитатели ДОУ 25

1. Наблюдение, измерение, опыт 1. Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовск детский сад 80 «Светлячок» Проект по опытноэкспериментальной деятельности «Опыты с гидрогелем» Воспитатель: Плотникова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 3 «Сказка» городского округа Власиха. Проект на тему: «Огород, огород - на окошке он растет.» Подготовила воспитатель МДОУ Детский сад 3

3. Наблюдение, измерение, опыт 1. Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил

Проект «Огород на окне». Цель: Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луком, томатами, огурцами, свѐклой, морковью; активизировать у ребенка инициативу, внимание

Паспорт комнатных растений группы. ФИКУС Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 С. Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных

Комнатные растения На моем окошке настоящий сад! Крупные серѐжки фуксии висят Вспыхнул «угольками» скромный огонек. Весь под волосками кактуса пенѐк. красоты здоровья Комнатные растения - это источник

МБДОУ ЦРР-ДС 15 «Березка» пгт. Ильского МО Северский район Экологический проект Тема «Огород на окне» Участники проекта: воспитанники средней группы 2 Руководители проекта воспитатели: Донцова Ирина Васильевна

Министерство образования и науки Республики Казахстан КГУ школа гимназия 1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Фасоль и камушек - кто вы?» Выполнила ученица 1 «В» класса Луданова Таисия Руководитель учитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 89 «Крепыш» Экологический проект «В мире цветов» (группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет) Составитель: Кулаева С.В. Воспитатель

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Значение: 1. Обеспечивает непосредственное постоянное общение с природой. 2. Обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по

«Господин лук» Цели: -Учить ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; -Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения.

"У ворот шумит народ. Где тут зимний огород? Говорят, что там растет. Огуречная рассада. И укропчик и лучок. Смотрят все на огород. Подготовили: воспитатели Якушева Н.А. Старцева А.С. Цель: Обобщить и

Беседа 1 «Вода вокруг нас» Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Ход беседы: Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём голубой. Обратить внимание на то,

Тема урока: Значение воды в жизни растений. Цель урока: усвоение учащимися сущности и значения испарения. Задачи урока: познакомить учащихся с важной функцией листа испарением воды; показать зависимость

Глава 1. Рассада однолетних и многолетних цветов Агератум Средняя высота растения. 15 50 см. Отношение к свету. Солнечное место или легкая полутень. Тип почв. Растение неприхотливо, засухоустойчиво, предпочитает

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Уход за комнатными растениями и первая их подкормка» Место проведения: групповая комната Время проведения: 10.00 Воспитатель: Сычёва Е.В. Программное

Проект Комнатные растения - наши друзья. Воспитатели 7 старшей группы: Антонова Е.С. Голопятина Н.В. Паспорт проекта Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (2 недели), групповой; Место реализации

Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципального образования «Островский

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад 2 «Солнышко» Конспект занятия в подготовительной

Проектное образовательное мероприятие «Знакомые - незнакомцы» Цель: Учить детей обосновывать название опираясь на его свойства. комнатного растения, Задачи: Учить детей наблюдать за растениями и опытным

«Б У К Е Т» К 8 М А Р Т А Выполнила: Ноздрина Анастасия Алексеевна учащаяся 3 «б» класса МБОУ Школы 88 Руководитель: Савина Наталья Алексеевна учитель МБОУ Школа 88 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...3 Основная часть

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-Детский сад 2 «Светлячок»» Тема проекта «Огород на окне» Подготовительная группа Севостьянова Ольга Николаевна воспитатель группы 2017

Тема проекта: Комнатные растения Группа: II младшая группа Тип проекта: краткосрочный 1 неделя, познавательноисследовательский. Актуальность: Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет

Занимательные опыты для детей старшей группы ДОУ

В своей работе я учу детей видеть душу природы. Лучше раскрывать и понять её помогает детское экспериментирование. Дошкольникам интересно изучать тайны окружающей природы в интересной, необычной форме. Данные опыты будут полезны широкому кругу педагогов дошкольных образовательных учреждений для изучения познавательной активности детей. Успехов вам и новых совершений.

Тема: ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ

Цель: Познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений.
ОПЫТ№1
Тема: Необходимость влаги для роста растений.
Цель опыта: Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.
Материал: две луковицы, две банки: одна пустая, другая наполненная водой.
Содержание опыта: Проращивать луковицы в сухой банке и в банке с водой. Через 5 дней появились первые ростки на луковице стоящей в банке с водой.
Вывод: Для роста растений необходима влага.

ОПЫТ№2
Тема: Необходимость света для роста растений.
Цель опыта: Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.
Материал: два растения белокрыльника.
Содержание опыта: Растения белокрыльника поместить: одно в удалённое от солнечного света, другое в хорошо освещенное. Белокрыльник, на который падал свет, имеет прямой стебель, а белокрыльник, удалённый от солнечного света – изогнулся к солнечному свету. Это движение у растений называется – фотосинтезом (фото – свет, тропизм – движение).
Вывод: Для нормального роста растений необходимо достаточное количество солнечного света.


ОПЫТ№3
Тема: Необходимость растений в подкормке органическими удобрениями.
Цель: Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости подкормки растений.
Материал: яичная скорлупа, вода, стакан; две одинаковые фиалки узамбарские.
Содержание опыта:
1. Изготавливаем органическую подкормку: 3 яичные скорлупы заливаем 0,5 л стакана воды, настаиваем 2 – 3 дня.

2. Одну фиалку поливаем водой с яичной скорлупой, другую обычной водой.
3. Наблюдаем за их ростом: фиалка, которую поливали водой с яичной скорлупой цветёт длительное время, а фиалка поливаемая обычной водой не больше двух недель.
Вывод: Растениям необходима подкормка.


ОПЫТ№4
Тема: Необходимость тепла для роста растений.
Цель: Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.
Материал: два бальзамина.
Содержание опыта:
1. Поместить один бальзамин в помещение, где t от 8 до 10С.
2. Поместить второй бальзамин в помещении, где t от 18 до 22С.
3. Наблюдаем: через 5 дней у бальзамина с стоящего в помещении с низкой температурой воздуха стали желтеть листья и осыпаться. Бальзамин, находящийся в обычных температурных условиях изменений не претерпел.
Вывод: Для нормального роста и жизни растения необходимо тепло.


ОПЫТ№5
Тема: Достаточный и чрезмерный полив.
Цель: Доказать разность потребность во влаге растений.
Материал: лейки, вода, цветы: кактус, узамбарская фиалка, фикус.
Содержание опыта:
1. Поставить кактус, узамбарскую фиалку, фикус и поливать 5дней одинаковым количеством воды.
2. Через 5 дней пронаблюдать изменения: кактус изменений не претерпел; фикус – в горшке земля стала зацветать, листья опущенные книзу; фиалка узамбарская – мокнущая земля, листья осыпаются – цветок пропадает.
3. Рассмотрев, среду обитания и необходимые способы полива делаем вывод.
Вывод: Для нормального роста и развития каждому растению необходим индивидуальный полив.


ОПЫТ№6
Тема: Растения живой организм, способный пить воду.
Цель: Доказать, что растения «пьют» воду.
Материал: цветные чернила, нож, два стакана, вода, белые цветы (роза, ромашка, гвоздика).
Содержание опыта:
1. Наливаем в два стакана чернила – красное и синее. Разводим чернила водой в стаканах так, чтобы было по полстакана.
2. Осторожно разрезаем напополам стебель цветка так, чтоб длина разреза была чуть больше, чем высота стаканов.
3. Помещаем каждый разрезанный цветок в стакан с любым чернилам. Через некоторое время стебель и цветок окрашиваются в красный и синий цвет, вода в стаканах уменьшилась, оставив на стекле стакана полосы.
Вывод: Опытным путём доказали, что растения «пьют» воду.


ОПЫТ№7
Тема: Почва. Зависимость растений от почвы.
Цель: Подвести детей к выводу, что для роста растения наиболее благоприятная почва.
Материал: три горшочка: с почвой, с глиной, с песком; семена фасоли.
Содержание опыта:
1. Одновременно пророщенное семя фасоли садим в горшочек с глиной, песком и почвой.
2. Поливаем и наблюдаем: через 8 дней в горшочке с почвой появились ростки фасоли, в горшочке с песком тоже появились слабые ростки, а в горшочке с глиной семена не взошли.
3. Ещё через 8 дней в горшочке с песком семена завяли (имели слабый зелёный цвет). В горшочке с почвой появились дополнительные два листа. Фасоль развивается и растёт
Вывод: Опытным путём убедились, что почва наиболее благоприятна для роста растений. Она имеет все необходимые питательные вещества для роста растения.