Календарь великого поста. подготовительные недели

Великий Пост - это принятый церковью период воздержания, достаточно строгого как в плотской, так и в духовной сфере. В это время христиане усиленно молятся и стараются духовно совершенствоваться в течение 7 недель.

Сколько длится пост

Великий Пост в 2019 году будет проходить с 11 марта по 27 апреля, и каждому православному христианину необходимо знать, как необходимо его придерживаться и вести себя на протяжении этого времени.

Поскольку оно является подготовкой тела и духа к Светлому Пасхальному Воскресению и символизирует духовное очищение человека и воскресение его души, каждый верующий должен принимать участие в этом церковном движении или хотя бы прилагать максимум усилий.

Великий Пост именуют еще и Святой Четыредесятницей и является не только самым главным, но и самым строгим среди всех подобных мероприятий. Христиане начинают воздерживаться от пищи и прочих услад за 7 недель до воскресения Христова и продолжают на протяжении всей Четыредесятницы или 40 дней, включая и Страстную седмицу — те 7 дней, когда Христа пытали и убили. Великий пост в 2019 году, как и в другие года, составит 48 дней.

Трапеза во время Великого Поста

Значение Великого Поста

Любой православный пост — это отстранение от привычных кушаний или образа жизни, самостоятельное ограничение в удовольствиях, мирском времяпрепровождении. С христианской точки зрения - это благодарственная жертва Господу за смерть Иисуса Христа на Кресте.

После каждого сытного приема пищи, в то время как желудок полон любимым блюдом, тело наполняется ленью и полостью расслабляется, голова не хочет размышлять о вечном, а в сердце начинают рождаться похотливые желания. Мысли о покаянии редко посещают людей после обильных обедов. Пресыщенная плоть - вот кто хозяин такого тела, и она всегда становится двигателем к самым разным грязным страстям.

Важно! А добровольное воздержание - это крайне эффективное средство борьбы с подобным рабством. Благодаря ему человек может стать укротителем собственного тела и очистить разум и сознание от похоти.

Именно о нем, как о средстве спасения духа, говорит Священное Писание. В Ветхом Завете это хорошо отображено в истории Ниневии - нечестивой страны, которую Господ решил уничтожить, но дал им некоторое время переосмыслить свой путь.

Эта история записана в книге пророка Ионы , которого Бог послал возвестить свою волю жителям той страны. После проповеди пророка все жители перестали есть и веселиться, и молились о спасении, и Творец помиловал страну. Это прекрасный пример воздержания, как способа покаяния в своих собственных грехах.

Святой Иоанн Лествичник называет такой процесс насилием сущности своей, а также:

  • отказом от всего приятного;
  • приглушением плотского зуда;
  • уничтожением нехороших мыслей;
  • свободой от плохих снов;
  • чистой молитвой;
  • светом для души;
  • сохранением разума;
  • уничтожением черствости сердца;
  • радостным сокрушением.

Это все говорит о том, что такое воздержание - это крайне важное средство в духовной борьбе для спасения души.

Как уже было сказано выше, следует понимать, что пост - это не просто воздержание от пищи, но определенное состояние духа.

Если тело воздерживается от обильных обедов, то и дух воздерживается от развлекательных мероприятий - телевизора, Интернета, театров и концертов, походов по гостям. Это отказ от всего того, что может отвлечь человека от созерцания и общения с Богом. Это время личного общения с Творцом, самоанализа и покаяния в грехах.

Важно! Поэтому этому процессу стоит уделять не меньшее внимание, нежели молитве или посещению церкви.

Молитва во время Великого Поста.

Виды воздержаний

Церковь имеет несколько видов подобных действий, принимая участие в которых, верующий человек способствует своему духовному обновления и работе Святого Духа в своей душе.

Различают воздержания:

  • на один день - каждая среда и пятница, исключая Святки, Пасхальные и сплошные седмицы. К таким относятся: Крещенский сочельник, 29 августа и Воздвижение Креста Господня;
  • на несколько дней - это Великий, Петровский, Успенский и Рождественский.

Также отдельно выделяют строгий - это прием только пищи растительной с или без добавления масла по будням, а по выходным и праздникам - рыба.

Совет! Беременные, старые или больные люди могут воспользоваться предусмотренными для ними послаблениями в Уставе, ведь церковь не намерена намеренно вредить здоровью. Также не следует соблюдать такой образ жизни и тем людям, которые находятся в пути, в больницах или тюрьмах.

Богослужения и календарь

Во время Великого поста богослужения в храмах отличаются от привычных, в частности, тем, что:

  • понедельник, вторник, четверг - отсутствует литургия, вместо нее читаются часы и изобразительны;
  • среда, пятница - литургия Преждеосвященных Даров;
  • субботы и Вербное воскресенье - литургия Иоанна Златоуста;
  • воскресенья - литургия Василия Великого;
  • каждое воскресенье приурочено к какому-то событию, которое вспоминает вся Православная церковь.

Каждая неделя имеет свое название:

  • Торжество Православия;
  • Святителя Григория Паламы;
  • Крестопоклонная;
  • Преподного Иоанна Лествичника;
  • Мариино стояние;
  • Похвала Пресвятой Богородице;
  • Преподобной Марии Египетской;

Страстная седмица

Страстная седмица - это семь дней до Светлого Воскресения, которая посвящена воспоминаниям о последних днях жизни Христа до смерти на кресте:

  1. Понедельник - на богослужениях вспоминают Иосифа, проданного в Египет, притчу о злых виноградарях и пророчества о разрушении Иерусалима;
  2. Вторник - размышляют над притчей о 10 девах и талантах, а также над пророчеством о Страшном суде;
  3. Среда - вспоминают покаяние Марии Магдалины и предательство Иуды;
  4. Четверг посвящен Тайной Вечери и все христиане причащаются и умывают друг другу ноги;
  5. Пятница - это день ареста Христа и Его суд. Распятие, Святые Страсти и смерть Сына Человеческого на кресте, Его погребение. Совершается обряд выноса Плащаницы. Литургия не служится;
  6. Великая Суббота - это день покоя и приготовление себя к Пасхе. Вспоминают жизнь Христа и его нахождение в аду, перед воскресением.

О некоторых днях Страстной седмицы:

После Страстной Седмицы наступает Светлое Христово Воскресение и все христиан празднуют победу Господа Нашего Иисуса Христа над адом и смертью!

Подготовка

Не менее важна и подготовка. Она начинается за несколько недель до его начала и призвана духовно подготовить христианина к покаянию - самому важному итогу. У каждых семи дней подготовки есть свое название:

  • Мытаря и фарисея - на этой неделе подготовки Церковь вспоминает историю мытаря и фарисея, христиан призывают осознать свою греховность. В это же время начинается пение Постной Триоди и проповеди священников на тему покаяния;
  • О блудном сыне - снова христиане должны размышлять о своей греховной натуре и стремится покаяться. На утренних службах читается псалом 136-й;
  • О Страшном Суде - она посвящена размышлениям о грядущем Страшном суде. Именно на эту неделю приходиться Мясопуст или Масленица - последний день, когда можно кушать все. После этого в течение следующих семи дней перед Великим постом христианам надо отказываться от некоторых продуктов постепенно, чтобы в воскресенье присоединиться к церкви.
Важно! Подготовка крайне важна, поскольку в последние ее дни происходит постепенный отказ от некоторых продуктов, что упрощает усмирение плоти непосредственно в следующие 40 дней. Также верующие имеют возможность поразмышлять о милости Господа и приготовить свое сердце к покаянию.

Питание

Поскольку Великий пост - самый строгий в православной церкви, следует особое внимание уделить питанию и проверять можно ли кушать тот или иной продукт. Церковный Устав разработал некоторые правила для совершения трапез в эти дни:

Питание в Великий пост

  1. Первая неделя или Торжество православия - вспоминают всех верующих, которые были умерщвлены за веру и чествуют всех, кто сегодня является христианином.В первый понедельник полностью воздерживаются от пищи, а со вторника по пятницу употребляют только сырые холодные продукты (хлеб, овощи-фрукты, мед, орехи), а из напитков разрешена только вода. В выходные же разрешается кушать варёную еду, в которую можно добавить немного растительного масла, в качестве напитков - разрешается небольшое количество вина.
  2. Вторая - проходит в воспоминания и святом Григории Паламу. В понедельник, среду и пятницу - кушают невареную еду, во вторник и четверг - варят, но не добавляют масло. В выходные вновь можно кушать вареное с добавлением масел и вином;
  3. На третью или на Крестопоклонную - прием пищи такой же, как и в предыдущую;
  4. С четвертой по седьмую - график приема пищи одинаковый, такой же как и во вторую и третью недели;
  5. За три недели до окончания, по понедельникам, средам и пятницам можно начинать кушать хлебобулочные изделия, овощи и фрукты в любом виде;
  6. Оставшиеся три недели сухоядение заменяется вкушением овощей, хлеба и фруктов;
  7. В предпоследнюю пятницу или Лазареву пятницу разрешается кушать рыбью икру;
  8. Страстная седмица - это самый ответственный период: понедельник, вторник, среда и четверг - сухоядение, а пятница - полное воздержание от еды, в субботу вновь сухоядение.

Четыредесятница

Первые 40 дней Великого поста - время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель.

В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу - рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен.

Следует помнить, что суть и цель поста - воздержание от страстей, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником.

Великому посту предшествуют приготовительные недели, которыми Церковь духовно (особыми службами) и телесно (постепенным переходом к строгому посту) готовит верующих к св. Четыредесятнице.

Богослужение Великого поста имеет свои особенности. Утром совершается утреня, часы и вечерня; вечером - великое повечерие. По понедельникам, вторникам и четвергам литургия не совершается (кроме случаев, когда на эти дни попадает большой праздник); по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенье - литургия св. Василия Великого, а по субботам - обычная, св. Иоанна Златоуста.

В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия - праздник, установленный в 8-м веке после победы над ересью иконоборчества.

Во второе воскресенье совершается память свт. Григория Паламы, раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте.

В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому Кресту.

В четвертое - память прп. Иоанна Лествичника, написавшего «Лествицу» - сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.

Пятое воскресенье посвящено воспоминанию прп. Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния оставлением греховной жизни и обращением к Богу.

Шестое воскресенье (неделя ваий) - двунадесятый праздник, называемый Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, в который празднуется торжественное шествие Спасителя на вольные страдания.

Особенной службой отличаются: понедельник-четверг первой седмицы - на великом повечерии читается Великий канон; пятница первой седмицы - память вмч. Феодора Тирона и благословление колива; четверг пятой седмицы - стояние Марии Египетской, когда полностью поется Великий канон и читается житие преподобной; суббота пятой седмицы, называемая Субботой Акафиста, - в похвалу Божией Матери совершается пение акафиста; суббота шестой седмицы называется Лазаревой, т.к. посвящена воспоминанию воскрешения Господом праведного Лазаря (Ин. 11, 1 - 46).

В субботы второй, третьей и четвертой седмиц (Родительские субботы) совершается поминовение усопших. В дни Страстной седмицы совершаются особые службы, посвященные воспоминанию предания и страданий Спасителя.

В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия – праздник, установленный в 8-м веке после победы над ересью иконоборчества.

Во второе воскресенье совершается память свт. , раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте.

В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому . В четвертое – память прп. , написавшего « » – сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.

Пятое воскресенье посвящено воспоминанию прп. Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния оставлением греховной жизни и обращением к Богу.

Шестое воскресенье (неделя ваий) – двунадесятый праздник, называемый или Вербное воскресенье, в который празднуется торжественное шествие Спасителя на вольные страдания.

Особенной службой отличаются: понедельник-четверг первой седмицы – на великом повечерии читается Великий канон; пятница первой седмицы – память вмч. Феодора Тирона и благословление колива; четверг пятой седмицы – стояние Марии Египетской, когда полностью поется Великий канон и читается житие преподобной; суббота пятой седмицы, называемая Субботой Акафиста, – в похвалу Божией Матери совершается пение акафиста; суббота шестой седмицы называется Лазаревой, т.к. посвящена воспоминанию воскрешения Господом праведного Лазаря ().

В субботы второй, третьей и четвертой седмиц (Родительские субботы) совершается . В дни Страстной седмицы совершаются особые службы, посвященные воспоминанию предания и страданий Спасителя.

Что это – Святая Четыредесятница? Человек, хорошо знакомый с основами православия, сразу поймёт, о чём речь. А вот новичок замешкается, хотя на деле и ему прекрасно известен этот суровый, трудный, но неизмеримо полезный для души и тела период. Кто, какую бы веру он ни исповедовал, не слыхал о Великом посте?

Когда встречать Четыредесятницу?

Если быть до конца точными, Четыредесятница – это не весь пост. По традиции, его принято разделять на:

  • начальные 40 дней, посвящённые воспоминаниям о долгой молитве Христа в пустыне и Его борьбе с искушениями (это и есть Святая Четыредесятница);
  • Лазареву Субботу и ;
  • – 6 дней, во время которых христиане предаются скорби о предательстве Иуды и распятии Спасителя.

Как провести?

Время молитв и воздержания дано нам не из прихоти, а чтобы достойно подготовить себя к большой радости – Христову Воскресению. И провести его требуется как подобает, иначе Пасха превратится в ещё один красный день календаря, не прочувствованный ни умом, ни сердцем.

Читайте Священное писание и размышляйте над прочитанным

Прежде всего, придётся ограничить себя в пище. Только помните, что отказ от мясного и молочного – не самоцель, а средство для обуздания плоти; пользы не несёт.

Постарайтесь освободить разум от скверных мыслей, сердце – от тёмных чувств, а совесть – от грехов. Четыредесятница наилучшим образом подходит для покаяния. А ещё для осознания того факта, что ни один человек не потерян для Бога. Недаром 14 апреля, в пятую неделю воздержания, Церковь будет вспоминать , великую грешницу, ставшую святой.

Наконец, необходимо посвятить время молитве, посещению храма и глубокому изучению Священного Писания. В будничной суете, вовлечённые в круговерть каждодневных забот, мы редко отдаём Богу должное. Работа, домашние дела и встречи с друзьями съедают массу времени. Пост призывает нас отказаться от приятных, но пустых развлечений и посвятить освободившиеся часы заботе о душе и добрым делам. Поверьте, подойдя к задаче со всем желанием, вы ни мало не потеряете. Зато обретёте душевный покой, ясность мысли и веру в свои силы. Думаете, что жёсткие ограничения вам не по силам? Начните – и сами поразитесь, на что, оказывается, способны.

Поститься нужно с умом, не доводя себя до приступов язвы

Но не переоценивайте своих возможностей. Пост имеет разные степени строгости: одну – для монахов, другую – для мирян, третью – для больных, беременных и детей. Сообразуйте рацион с состоянием своего здоровья, а лучше, посоветуйтесь с батюшкой. Он подскажет правильное решение.

Видео: пост с пользой для души

Подсказка от телеканала Союз: как начинать Четыредесятницу, как её провести и как победить одолевающие душу страсти?

Видео: Святая Четыредесятница

И немного музыки для укрепления вашей решимости от канала Правжизнь…

Четыредесятница напоминает нам о 40-а днях которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью. Этот период не траурный и одеяния в церкви бывают не черные, а бордо. Первая неделя Великого Поста. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.

Вообще, продолжительность службы с уменьшением торжественности (песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию) является общей особенностью великопостного Богослужения. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего»… Утром совершаются Утреня, Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня. Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великом Посту бывает Литургия св. Иоанна Златоустого, а в первые пять воскресений — Литургия Св. Василия Великого, которая совершается и в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы.

В первые четыре дня , (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником . Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно — через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье — и телесно.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу Литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

Этот обычай связан с историей гонений на христиан во времена императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью всю без исключения пищу, продававшуюся на рынках Константинополя. Это означало, что люто ненавидимые Юлианом Отступником христиане должны были просто умереть от голода, поскольку, как понимал император, вкушать пищу, окропленную принесенной в жертву языческим богам кровью, христиане не станут ни под каким видом. По церковному преданию, в этот момент константинопольскому архиепископу Евдоксию явился св. великомученик Феодор Тирон и чудесным образом подсказал архиепископу выход из казавшегося безвыходным положения. Великомученик указал ему, что повеление нечестивого императора не успело распространиться на домашние припасы христиан и на запасы пшеницы и меда, которые были в то время весьма распространенной пищей и потому их в достаточном количестве держали в домах. Св. Феодор Тирон повелел смешать вареную пшеницу с медом и вкушать во славу Божию, чтобы не умереть и в то же время не предать христанскую веру вкушением идоложертвенного.

Св. великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии в Малой Азии и пострадал за Христа в 306 году. Его замучили, несмотря на его большие военные дарования, в которых нуждался Рим, за твердость в исповедании христианской веры и категорический отказ почтить языческие капища не только принесением жертвы, но даже самим присутствием в них.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия », установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе . Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

Протоиерей Александр Шаргунов:
Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь Говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».
Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными ».

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в «Синаксарие». Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.

«Крест — хранитель всей вселенной, крест — красота церкви, крест — царей держава, крест — верующих утверждение, крест — ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» — говорится в одной из стихир праздника .

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник , написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской » (или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов. ). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице ». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря . Эта суббота называется Лазаревой субботой . На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа «.

Шестое воскресенье Великого Поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною . На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»…, а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение) .

С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш «… и т. д.

Просмотрено (387) раз