Можно ли обгонять крестный ход. Что такое крестный ход на самом деле

В течение долгого Великого поста, сорок дней плюс еще Страстная седмица, люди готовили себя духовно, ослабляя тела, к празднику Воскресение Христово. Вот уже наступила Великая суббота - это последний день поста, но очень важный и особенный. Важно знать, во сколько сегодня начинается и заканчивается пасхальная служба, чтобы стать частью ежегодного Воскресения и принести радость, благую весть домой о наступлении праздника уже из храма в ночь с субботы на воскресенье.

В течение года пасхальная служба является очень важным событием, в 2018 году она пройдет 7 апреля. Так получилось, что в календаре из-за совпадения дат, читайте в нашем отдельном материалы.

Читайте интересные материалы по теме:

Если вы собираетесь на службу в храм, то ориентируйтесь где-то на полночь с субботы на воскресенье. В это время начинается праздничная полуношница. Начинается богослужение с того, что иерей с диаконом направляются к плащанице, которую возложили в центр храма в Страстную пятницу и тут она пролежит до самого Воскресения Христова.

Плащаница представляет собой символ того савана, которым завернули тело Христа, снявши его с креста в пятницу. На ней в полный рост изображен Спаситель, распятый на кресте. Она как бы символизирует время нахождения Господа в пещере, где его погребли и находится плащаница в центре храма до момента, когда Христос Воскреснет, то есть уже через три часа после начала пасхальной службы ее унесут снова в алтарь на целый год.

Тихие песнопения о воскресении Христа начинают петь около полуночи. Обратите внимание, что в это время внутри храма еще будут закрыты Царские врата алтаря и священники будут выходить из боковых врат. Затем поют стихиру и царские врата открывают, голос священника и хора становится громче и увереннее.

Крестный ход на Пасху

Продолжается пасхальная служба шествием вокруг церкви священников и всей паствы. Это действо называется крестный ход и проводится под трезвон колоколов. В начале процессии несут фонарь, потом запрестольный крест и образ Божией Матери, далее идут дьяконы, которые в руках держат свечи и кадилу. Завершают процессию священник, который несет в руках Евангелие, а второй рядом - икону Воскресения.

Крестный ход трижды обходит вокруг храма, за священниками со всей необходимой атрибутикой идет паства. Все останавливаются каждый раз перед закрытыми вратами с западной стороны входа в храм. Последний раз трезвон колоколов затихает и в этой тишине каждый верующий человек может услышать самые главные слова, которые она так долго ждал: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот (то есть жизнь) даровал».

Сколько длится служба

Итак, пасхальная ночная служба начинается около полуночи в длится в среднем несколько часов, заканчивая около трех утра. Брать ли детей в храм решайте самостоятельно, все таки там будет много людей и отстоять такое время, совершить крестный ход довольно сложно.

На это праздничная служба закончилась и сразу начинается Божественная литургия. Многие уже на нее не остаются - они торопятся домой, чтобы сообщить своей семье и родным радостную весть о том, что Христос Воскрес, что пост и скорбь окончены и наконец-то наступил долгожданный праздник, который продлится не только в воскресенье, но в течение всей праздничной недели (она в народе называется Фомина неделя).

О поведении в храме на пасхальной службе и не только:

  • При входе в церковь в любое время нужно трижды перекреститься и поклониться возле дверей. Православные крестятся тремя пальцами правой руки.
  • Снять перчатки, для мужчин обязательно снять головной убор, а для женщины - надеть платок.
  • При личном обращении к священнику нужно начать со слов «Батюшка, благословите». Ладони при этом человек должен сложить крестообразно и поцеловать руку священнослужителя, которой он благословлял. Далее уже можно задавать свои вопросы.
  • В пасхальную ночь храм является местом, где совершается особое и очень важное таинство. Из-за большого количества народа это может быть сложно, но все таки старайтесь не стоять спиной к алтарю.
  • Если решили взять с собой в храм детей, нужно заранее объяснить им как там себя вести: не шуметь, не бегать и не капризничать, в храме не разрешается громко разговаривать.
    Конечно, нужно будет отключить телефон, лучше всего совсем как минимум - поставить на беззвучный режим.

Пасхальное богослужение начинается в полночь перехода дня из Страстной субботы, то есть 7 апреля в 2018 году на день Воскресения Христова. Служба начинается в 00.00 и продолжается около трех часов. После совершения крестного хода начинается утренняя Божественная литургия.

В современной России, ставшей на путь духовного возрождения, сбываются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Россия будет спасена крестными ходами».

Все больше православных, откладывая житейские нужды и попечения, отправляются в путь, желая совершить хотя бы малый подвиг Христа ради, перенося тяготы пешего хода, отказываясь от привычного комфорта и угождения плоти.


Александр Викторович Дородницын, генерал-майор Всевеликого Войска Донского , заместитель атамана по работе с церковью и молодежью приехал из Новочеркасска, чтобы вместе липецким крестным ходом пройти до Задонска:

«В чем смысл крестных ходов в современной России? Прежде всего, в духовном единении народа, в возвращении Россию к православной вере, хранившей её многие столетия от всех врагов, и внутренних, и внешних.

Даже в советские богоборческие годы в нашем народе сохранялась православная вера, которую коммунисты так и не смогли выкорчевать из сердца русского человека. Бабушки всегда старались принести своим внукам на Пасху крашеное яичко, просфору, кулич – эти православные традиции не прерывались даже во времена самых жестких гонений, потому что истинную веру нельзя ни огнем, ни мечом истребить.

Когда в девяностые годы в новой России стали искать идеологическую замену партии и комсомолу, никакой альтернативы так и не нашли, а объединяющим стержнем, как на протяжении многих веков, осталась православная вера.

Православная вера – это и есть подлинная русская идея, способная сплотить наш разобщенный народ.

Помню, мы были с атаманом войска Донского у духовника Одесского Свято-Успенского монастыря старца Ионы, который в разговоре отметил, что только православная вера и единение людей в Церкви спасет Россию.

Сегодня многие сетуют на экономические проблемы, но и их решение зависит от духовного развития.

Как цветок тянется к свету, так душа человеческая тянется к свету духовному – к Христу, а не к деньгам. В крестном ходе даже маловоцерковленные люди живо ощущают присутствие Бога. Это их подвигает совершить физически трудный, но духовно радостный путь и в другой раз, чтобы сильнее укрепиться в вере.

Поэтому крестные ходы сегодня актуальны как никогда – эта возрожденная православная традиция нашего народа есть духовная потребность всего общества. В России никогда не было, нет и не будет альтернативы православной вере, как объединяющему началу и русской идее. Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!», – Александр Викторович завершил свою речь Иисусовой молитвой, которую каждый крестоходец за время пути прочтет не одну тысячу раз, освящая призыванием имени Божьего родную землю.

Слова соборной молитвы ко Господу, произнесенные сотнями уст в духовном порыве сотен сердец, привлекают к местности, по которой движется крестный ход, благодать Божию. А развевающиеся впереди хоругви знаменуют, что с богомольцами идет Сам Господь со Своей Пречистой Матерью и святыми угодниками, о чем святитель Филарет Московский вдохновенно писал еще два века назад: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную… На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, - то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют божественные иконы и образы».


Мало кто знает, что молитвенные шествия, как и приходы новых храмов, организуются по инициативе самих верующих, излагающих свое душеполезное желание в прошении правящему архиерею на разрешение провести крестный ход, или построить в своей местности храм. В этом проявляется соборная жизнь Православной Церкви. Многие крестные ходы из особой к ним любви народной становятся ежегодными. Таким стал и наш – «липецко-задонский».

Среди крестоходцев есть те, кто ходил из Липецка в Задонск все пятнадцать лет. О первом крестном ходе на праздник святителя Тихона вспоминает председатель православной общины Святых царственных страстотерпцевГеоргий Николаевич Берников: «Первый крестный ход до Задонска состоялся в 2001 году. Тогда нас шло около сорока человек. Путь пролегал по другому маршруту: от Евдокиевского храма Липецка через Бруслановку, Бутырки, Тюнино, и далее до Задонска, где мы соединились с крестным ходом из Воронежа.

Шли в тот раз без сопровождения ГИБДД, без предварительной договоренности о ночлеге и питании, без транспорта для перевозки вещей – все пожитки несли на себе, как это всегда и бывало в крестных ходах на Руси.

Вы ощущаете благоухание от Донской иконы Божьей Матери, которая идет с нами до Задонска? – прервался Георгий Николаевич. – Донская Владычица ходила с нами в крестные ходы по Грузии, по Дону, по Донецкой народной республике, Сербии, Боснии, Хорватии, Черногории. Икона благоухала во время всех этих крестных ходов так же, как и сейчас. Побывали мы с ней и на Афоне, в сербском монастыре Хиландар.

Там у нас состоялась удивительная встреча. Ко мне подошел монах, поздоровался по-русски и сказал, что однажды ходил с нами в крестный ход из Липецка в Задонск. Афонский монах оказался липчанином! Сподвигло его в путь желание бросить курить. Войдя в Задонскую обитель, он понял, что хочет остаться здесь навсегда. Такая благодать коснулась его сердца. И действительно, он остался в монастыре трудником, вскоре стал послушником, а затем Промыслом Божиим попал на Афон. Поистине неисповедимы Пути Господни!»

Не пропустил ни одного крестного хода к святителю Тихону Задонскому иСпартак Соколов, в крещении Даниил:
«Я себе жизнь без крестного хода даже представить не могу! Точно знаю, что если не пойду, поленюсь, то потом обязательно будут нестроения в жизни. Когда крестный ход идет, все вокруг освящается, и сами паломники получают помощь от Господа Иисуса Христа, особенно те, кому приходится трудно. Мне в жизни всякого пришлось испытать. По молодости много нагрешил: дрался, хулиганил, сквернословил.

Как к Богу пришел? Родители мои добрые и благочестивые люди, но невоцерковленные, так что посоветовать мне пойти в храм они не могли, да и сами до сих пор редко в церковь ходят. Помогло чудо: моя сестра вышла замуж и уехала жить в Италию, где у нее родился сын, который заболел гемофилией – этой болезнью страдал и царевич Алексей.

Однажды я слезно помолился о здравии племянника царю страстотерпцу Николаю перед его иконой, и она обильно замироточила. При этом в доме сгорели все розетки, выбило предохранители, потух свет, и я понял, что моя молитва была услышана. С тех пор царь Николай ведет меня по жизни. Когда сестра приехала с сыном из Италии в Липецк, я крестил его в православном храме. А муж-то у нее католик! И надо же было такому случиться, что в ночь после крещения малыш, которому было меньше года, взял в ротик крест и случайно порезал язык. Все были в ужасе – кровь не останавливалась. Что делать?

Утром я причастил племянника в храме, хотя меня и отговаривали, и кровотечение тут же остановилось! Когда, по возвращении в Италию, ему сделали анализы крови, врачи не поверили своим глазам: вы другого ребенка из России привезли! Состав крови кардинально изменился. С тех пор гемофилия даже не напоминает о себе, хотя болезнь эта, как известно, считается неизлечимой. Как бы там ни было, но теперь ссадины и порезы у мальчика быстро заживают, как у других детей.

Государь Николай очень любит Россию. Вместе с семьей от разделил ее судьбу, разделил наказание русского народа, которое последовало за отступление от веры. Хотя он мог бы спастись, спокойно уехав за границу, но остался со своими подданными, чтобы они укрепились в вере и стали бы вновь народом-богоносцем. Для того мы каждой год и ходим в крестный ход до Задонска».

Да, липчане ходят в Задонск каждый год, но их все же мало: от полумиллионного Липецка набралось всего лишь двести пятьдесят человек, а вот из соседнего Воронежа, города - миллионника, идут в десять раз больше крестоходцев, хотя и путь у них куда длиннее нашего.

Первой остановкой на пути стал храм Преподобного Сергия Радонежского. Прихожане по-русски хлебосольно встретили богомольцев, приготовив для путников насколько возможно по уставу строгого Успенского поста сытное угощение.

Но сначала по традиции был совершен молебен, после которого настоятель храма протоиерей Сергий Косых, окропив крестоходцев в укрепление сил святой водой, обратился к ним с пастырским словом: «Господь призывает нас к вечному и небесному. Жаль, что Его святые слова многих не трогают. Почему? Потому что это – мудрость не земная, не житейская, это не опыт, приобретенный человеком, а мудрость, данная свыше, которую можно принять лишь в простоте сердца.


Евангельские слова: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5), нашли свое воплощение в народной пословице: «Без Бога ни до порога». А что такое в данном случае «порог»? Это начало всякого дела, и браться за его начинания без помощи Божией нельзя – ни одно наше действие, даже малозначительное, не будет успешным без благословения Божия, без молитвы.

Живя исключительно земными интересами, люди удаляются от Бога. Они искренне удивляются – зачем ходить в церковь? Какой смысл в крестных ходах? Сила земных попечений так пригибает этих людей к земле, что они головы к Богу поднять не могут и, не понимая православных ценностей, даже не пытаясь понять, огульно отрицают существование духовного мира и его непреложных законов.

А Господь нас призывает к тому, чтобы мы слушали Его. Ближайшие ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он возвел на гору Фавор, услышали глас Бога Отца, обращенный и к нам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).

Господь призывает нас к Себе, но куда мы пойдем – зависит только от нас самих. Священное Писание нас упреждает: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3-4). Сейчас мы как раз и переживаем такое время, когда людям больше нравится басни слушать – они доступные и понятные, а главное не требуют менять нашу удобную жизнь.

Но мы должны понимать всю ответственность нашего выбора: прельщаться пустыми баснями, либо внимать спасительным глаголам Божьим, пусть даже Его слова в Священном Писании нам кажутся порой и непонятными. Но ведь и малые дети, которые слушают своего отца, не всегда понимают, зачем он от них что-то требует. Но они слышат, что это говорит отец, потому что знают его голос, и не обсуждают услышанное, а делают так, как он велел. А когда вырастут, то все поймут и будут отцу благодарны».


Укрепившись духовно и телесно, крестоходцы продолжили свой путь. К концу дня многие чувствовали сильное утомление. Как трудно современному горожанину перенести тяготы крестного хода. Какой соблазнительной кажется мысль: а не проще ли купить билет на автобус до Задонска? Час езды – и ты у мощей Святителя. Тем не менее, многие избирают преодолеть свои немощи с Божией помощью, утрудить себя ради прославления памяти святого, ради покаяния, ради той духовной радости, которую испытывают крестоходцы, отправляясь в путь и входя в святую обитель.

Раб Божий Георгий отправился в крестный ход первый раз в жизни:
«Должен признаться, что и меня посещала мысль приехать к праздничной службе на автобусе, но я все же решил присоединиться к крестному ходу. Наверное, время пришло! С возрастом приходит понимание важности участия в этом богоугодном деле, о чем раньше я даже не задумывался.

Но когда решение идти было принято, какие только мысли в голову не полезли! Дескать, ты больной и старый, сидел бы дома, оно так спокойней будет – и тебе, и твоим домашним, которые с самого начала эту задумку не одобряли. Только я стоял на своем: все равно пойду!

В первый день дорога до храма в Ленино выдалась очень тяжелой – сердце шалило, ноги болели, суставы ныли. Но после того, как батюшка Владимир в храме Пресвятой Богородицы села Ленино окропил нас святой водой, а на следующее утро мы причастились Святых Христовых Таин, силы, по Божьей милости, вернулись, и до Крутых Хуторов мне было идти уже намного легче. Теперь я уже уверен, что дойду до Задонска, и это будет не последний мой крестный ход.

Господь помогает: вчера, после прихода в Крутые Хутора, напился ледяной воды, и горло запершило – в городской жизни меня часто донимают ОРЗ. Но после соборования и ночевки возле алтаря все прошло, как ничего и не было. Такова сила благодати Божьей. Слава Богу за всё!»

Кто ходил в крестный ход, тот поймет Георгия. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил: «Сила благодати Божией сегодня та же, что и во времена апостольские, всё дело – в нас самих».

Каждый паломник знает, как ощутима в крестном ходу Божественная благодать «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», он испытал ее действие на себе. Иначе как объяснить, что человек, имеющий первую группу инвалидности, – а таких среди паломников было несколько! – который в городской жизни с трудом доходит до аптеки, в крестном ходу преодолевает несколько десятков километров, а то и весь путь до Задонска!? «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13).

Многие крестоходцы идут, не страшась трудностей, с маленькими детьми, даже полуторагодовалыми, которые большую часть пути проделывают в колясках.

Раба Божия Татьяна, мать Федора и Вячеслава:
«Федору, моему младшему сыночку, всего полтора годика, но ему не привыкать к паломнической жизни: я с ним в крестный ход еще в позапрошлом году ходила, когда была им беременна. Вы не смотрите, что он маленький – у него уже солидный крестоходный опыт имеется! – улыбается Татьяна. – Трудно ли с маленьким ребенком в таком долгом пути? Да он мне никаких проблем не доставляет – он, скорее, меня поддерживает и укрепляет. Да и Вячеслав, средний мой сыночек, помогает.


Меня отговаривали брать его с собой, говорили, что мал еще. Но я сразу решила, что без Федора не пойду – был какой-то внутренний призыв. Да и печальный опыт тоже имелся: однажды я старшего своего решила оставить дома, и он, аккурат в день памяти святителя Тихона Задонского, 26 августа, руку сломал. Без детей нельзя! А трудности, что трудности? Господь управит и поможет! Федя мой ни одну иконочку не пропустит – к каждой обязательно старается приложиться, умеет креститься, и скоро, надеюсь, первые молитвы освоит. Слава Богу за все! Правда, бывает, что ест плохо, но это дело поправимое. Идем с Божьей помощью, Господь дает благодать. Я уверена, что крестный ход – дело семейное, надо всей семьей идти, с детства благодать получать, приобщаться к святому делу».

И если Татьяне не удалось собрать всю семью, поскольку ее супруг и старший сын не смогли отпроситься с работы, то липецкая семья Хариных идет в полном составе – впятером.


Роман Николаевич Харин, супруга Ксения, Елена, Илья и Лазарь Харины: «В таком составе, с тремя детьми, мы идем первый раз. Воцерковляться мы начали несколько лет назад. Житейские проблемы и скорби в Церковь привели. У каждого человека, наверное, возникает непростая жизненная ситуация, когда он задумывается – где получить помощь и поддержку? На кого опереться? И счастливы те люди, которые в таких ситуациях обращаются к Богу – от Него они получают утешение и благодать.

Вот и у меня, к счастью, когда попал в жизненный переплет, родилась мысль, что надо побывать в храме. Хорошо помню тот день, когда впервые приехал в Задонский монастырь и вошел во Владимирский собор. До того момента меня не оставляли сомнения, одолевал внутренний ропот: зачем я вообще туда собрался? Чем мне там помогут? И кому я там нужен? И даже близкая дорога показалось очень долгой и скучной.

Но, переступив порог храма, я был просто покорен его благостной атмосферой. Почувствовал, что погружаюсь в молитвенное пение церковного хора. После этого я стал другим человеком. Вместе со мной стала воцерковляться моя супруга: по совету священника мы сразу же повенчались, и вот теперь ходим в крестный ход всей семьей. Бывает, конечно, трудно, дети иной раз устают, начинают капризничать, но вера и молитва решают все проблемы. По молитвам Тихона Задонского идем, радуемся и не тужим!»


Иерей Сергий Буряков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского села Большая Поляна Тербунского района, впервые пошел в крестный ход будучи еще семинаристом Воронежской духовной семинарии. Не изменяет он этой традиции и сегодня. Среди паломников его ласково называют – наш крестоходный батюшка.

«Ничего удивительного в том, что люди берут с собой таких малышей, нет. – считает отец Сергий. – Люди идут с верой, с молитвой, и Господь помогает. Нередко случается, что у людей во время крестного хода, по милости Божьей, отступают болезни, и эти четыре дня пути только прибавляют им сил и здоровья. Во время соборной молитвы каждый из крестоходцев погружается в благодать Божию. Чтобы это понять, надо самому хотя бы раз пройти с крестным ходом.

Обратите внимание, какие радостные лица у крестоходцев! И это несмотря на усталость, мозоли и больные суставы. Крестный ход – это преддверие рая на земле. Участие в нем дает силу бороться со своими страстями, поэтому я и сам хожу и другим советую».


Следующей остановкой крестного хода стал Благовещенский храм в Крутых Хуторах , где крестоходцев ждал традиционно теплый прием. Прихожане храма во главе с настоятелем протоиреем Михаилом Чепелевым вышли встречать богомольцев за несколько километров от села.


После водосвятного молебна отец Михаил совершил для паломников Таинство Соборования. Учитывая, что многие из них после двадцати пяти километров дневного пути были не в состоянии долго стоять, батюшка благословил поставить во дворе храма скамьи.


После соборования у священнослужителя завязался оживленный разговор с паствой, который затянулся почти до полуночи.


«Люди делятся на две категории – отметил батюшка. – Одни хотят преуспеть духовно, а другие – материально. В крестный ход идут ради Христа, ради своего спасения. Крестный ход – это живая проповедь, живое покаяние. Только не думайте, что это ваша заслуга, что вы идете с крестным ходом и дошли уже до Крутых Хуторов. Господь сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». (Ин 14:17). Поэтому вы должны благодарить Бога, что Он сподобил вас такой милости и ни в коем случае не думать, что раз мы такой подвиг совершили, то можем теперь всех учить, как спасаться. Спасение надо начинать с самого себя. Пока окружающие не увидят в нас свет Христов, они не станут нас слушать. А когда люди увидят в вас добрые плоды веры Христовой, то захотят быть, как вы, православными не на слове только, но и на деле.

Помните, что православные не должны гоняться за внешними знаками отличия, потому что Бог смотрит на качество души твоей – сколько в тебе добра, смирения, кротости.

Радует, что паломников в крестном ходу все прибавляется. Это первый год, когда в нашем храме не хватает всем места, чтобы переночевать, а раньше-то умещались. Слава Богу! Русский народ становится на путь покаяния, а то ведь на наших глазах начинает исполняться известное пророчество Антония Великого: «Будет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в нашем общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все» (ср.: 2 Тим. 4:3,4).

Любым поступком человек приближается или к Богу, или к противнику диаволу – посредине он быть не может. А сегодняшняя жизнь такова, что у многих людей сломлено сопротивление разума, стыда и совести, разбужены животные инстинкты, приводящие к деградации личности, разрушению семейных основ отцовства, материнства, ответственности родителей за спасение души своих детей. Размывается высокое понятие культуры, которая становится все более безнравственной: в нее проникает не только растление – массовая культура пытается заигрывать уже с нечистой силой, воспевая «права» богатых и сильных, призывая к обогащению любой ценой. Это духовное повреждение незаметно проникает в детские головы через компьютерные игры, современные мультфильмы, в которых грех провозглашается не только нормой, но целью жизни, к которой следует стремиться. А если общественность попытаемся этому противостать, то слышит в ответ: «Не нарушайте наши права!».

Хорошо, что правительство нашего государства осознает всю опасность этого тлетворного веяния – продолжил отец Михаил. – Вы слышали выступление нашего первого лица на Валдайском клубе? Так вот Владимир Владимирович Путин предельно доходчиво объяснил, почему так неприязненно относится к так называемым ценностям западной цивилизации. Процитирую нашего Президента: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность – национальная, культурная, религиозная или даже правовая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в Сатану». Так что, мои дорогие, мы не с Америкой и Обамой конфликтуем – идет война между Богом и дьяволом. И если своими поступками мы не становимся ближе к Богу, то мы неизбежно приближаемся врагу рода человеческого.

Есть еще такое страшное состояние, как духовная прелесть. Например, человек начинает гордиться собой: я и в крестном ходе был, и причащался, и в святых источниках купался, в Дивеево ездил, у меня дома свечи из Иерусалима лежат, и успокаивает свою совесть – я хороший, мне уже прямая дорога в Царство Небесное! Но надо понимать, что все внешние подвиги – не самоцель, а средство к стяжанию благодати Духа Святого, которое невозможно без смирения. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – сказано в Писании (1 Пет 5:5).

Надо стремиться, братья и сестры, чтобы наше христианское благочестие не было показное. Ведь Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26). Богу важны не внешние наши дела, а то, с каким сердцем они сделаны – со смиренным, или горделивым; приобрели мы нашими делами благодать Святого Духа, или погордившись ими, потеряли ее.

Братья и сестры, вы взяли на себя большой подвиг, решив пройти крестным ходом, постарайтесь же совершить его со смирением, чтобы этот труд стал для вас деланием покаяния, а не поводом к тщеславию.

Дай Бог, чтобы Липецк духовно встрепенулся, одумался и стал жить другими целями, чтобы в нем было больше крестоходцев», – пожелал батюшка в завершение беседы.

Утром 23 августа отец Михаил с прихожанами проводил крестоходцев до поклонного креста на трассе Липецк - Воронеж и пригласил желающих принять участие в приходском крестном ходе 27 сентября , в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

У поклонного креста на повороте к селу Васильевка к крестному ходу присоединился настоятель Рождество-Богородицкого храма села иерей Михаил Новосельцев. «Крестный ход - это особое покаянное моление к Господу Иисусу Христу, – отметил отец Михаил. – Крестные ходы известны еще со времен Ветхого Завета, когда евреи семь раз обошли с Ковчегом Завета стены Иерихона, которые пали от гласа священных труб и молитвенного пения еврейского народа.

В Византии, начиная с IV века, стали проводить покаянные крестные ходы при стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях и засухах, в которых люди видели наказание Божие за их грехи.

Но особенно крестные ходы полюбились русскому народу. Радует, что в современной России с большим размахом возрождается эта благочестивая традиция. Например, в Великорецком крестном ходу, в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца, в этом году шло почти сто тысяч человек.

Известно, что у многих людей, принявших участие в крестном ходе, по милости Божией решаются самые разные жизненные проблемы, но главное даже не в этом, в том, что человек обретает духовную силу на борьбу с грехом.

Люди идут с верою: молятся о помиловании себя, страны, своих близких. И Господь отзывается, поскольку человек в крестном ходе несет хоть и маленький, но подвиг. И каждый крестоходец чувствует, что Господь становится к нему ближе. От сознания этого человек становится усерднее в молитве и добрых делах.

Слава Богу, что Он призвал и объединил нас! Ведь без помощи Божией человек не может сделать ничего доброго и душеспасительного: «без Меня не можете делать ничего», – говорится в Писании (Ин 15:5)».


С отцом Михаилом согласен кардиохирург из Воронежа Николай Алешин. «Я хожу в крестные ходы, наверное, лет десять. Я коренной липчанин и на праздник святителя Тихона хожу с липецким крестным ходом вместе с моими друзьями, с которыми в свое время алтарничал в Христо-Рождественском соборе.

Крестный ход дает редкую по нынешним временам возможность обратиться к своей душе и стать поближе к Богу. Для меня, оперирующего кардиохирурга, это особенно важно, поскольку я специализируюсь на операциях тромбэктомии – удалении тромбов, операциях сложных, успех которых во многом в руках Божьих. Я без молитвы за скальпель не берусь!

Крестные ходы очень укрепляют меня не только как верующего человека, но и как хирурга. После них чувствую приток сил, все ладится, операции проходят без осложнений.

Еще я обратил внимание, что верующие люди значительно реже попадают на операционный стол, а если и попадают, то послеоперационный период у них протекают более гладко. Ведь у каждого заболевания телесного есть своя духовная подоплека! И это совсем не выдумка, и не пафосные слова – могу конкретными примерами подтвердить, что это именно так и происходит. Поэтому я не удивляюсь тому, что после крестного хода многие люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, чувствуют себя намного лучше.«Невозможное человеку возможно Богу» (Лк 18:27)».

Раба Божия Надежда, послушница Богородице-Тихоновского (Тюнина) монастыря подтверждает слова медика: «За последние семь лет я ни одного крестного хода не пропустила. Но один Господь только знает, сколько у меня проблем со здоровьем. Когда я работала на производстве, то получила сильный удар током и сейчас нахожусь на инвалидности. Долго не могла решиться пойти в крестный ход – мне казалось, что не осилю этот путь. Но однажды все-таки собралась и по молитвам святителя Тихона дошла до самого Задонска.

Удивительное дело! Лет становится больше, но сил только прибавляется – Господь поддерживает немощных. Сейчас я послушница в Тюнинском монастыре и занимаюсь тяжелой физической работой - озеленением обители. Однажды я задумалась: для чего Господь сберег меня, для чего дал вторую жизнь и силы ходить в крестный ход? И пришла к выводу, что для покаяния».


Вечером 23 августа крестный ход пришел в село Архангельские Борки, куда не заходил уже два года. В селе крестоходцев встречали прихожане храма великомученика Димитрия Солунского во главе с настоятелем протоиереем Игорем Мосоловым: «Братья и сестры, вы своей молитвой освящаете нашу землю, – обратился к богомольцам отец Игорь. – Мы все очень рады, что крестный ход после двухлетнего перерыва снова пришел в наше село, в наш храм. Для нас это большой праздник! Нам крестный ход особенно важен его благодатной силой соборной молитвы – село у нас маленькое, бедное; храм большой, а верующих, регулярно посещающих его, не так уж и много. Возблагодарим же Господа за то, что Он снова привел крестный ход в наше село и дал вам сил, чтобы совершить это благое дело».

А крестоходцы, в свою очередь порадовались, как заметно похорошел за эти два года местный храм.

Сын настоятеля храма Илья Мосолов, студент медицинской академии, поделился своими планами: «Меня с малых лет воспитывали в православной вере, и я, естественно, собирался поступать в семинарию. Но после окончания школы, вдохновившись житием святителя Луки, архиепископа Симферопольского, в миру профессора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, решил поступить в медицинскую академию.


На практике в Липецкой областной клинической больнице я выбрал специализацию по гнойной хирургии – разделу медицины, в котором профессор Войно-Ясенецкий прославился своими трудами. После окончания медицинской академии планирую работать хирургом, а далее, если Господу будет угодно, поступлю в духовную семинарию».

В Архангельских Борках к крестному ходу присоединилась большая группа паломников, так что места для ночлега в храме многим не хватило, и они переночевали на травке около храма, постелив на нее туристские коврики.


От Архангельских Борок до Задонска паломникам пришлось идти в быстром темпе, почти без привалов, чтобы не опоздать на встречу с крестными ходами из Воронежа и Ельца.


В самом Задонске царила праздничная атмосфера. Радостным трезвоном колоколов встречал паломников Рождество-Богородицкий мужской монастырь – так же, как и в середине XIX века. По мере приближения к обители в памяти оживали картины всенародного торжества из воспоминаний священника Александра Кременецкого о крестном ходе с мощами святителя Тихона 13 августа 1861 года в честь прославления угодника Божия в лике святых: «Крестный ход останавливался для служения литий на всех четырех сторонах монастыря. Он тянулся на протяжении не менее версты и представлял потрясающее зрелище! Все монастырские здания и ограда вокруг монастыря, высокая четырехъярусная монастырская колокольня - все было наполнено, унизано народом, в монастырском саду народ висел на деревьях, держась за сучья, в городе во многих домах были разобраны черепичные крыши и усыпаны народом.


Путь, по которому несли святые мощи, был устлан грудами жертвованных вещей, затруднявших даже крестный ход. Жертвы сыпались как дождь: бросали под раку угодника деньги, куски полотна, полотенца, шарфы, елецкие кружева; снимали с себя и бросали пояса, жилеты, шапки, шляпы и проч. Один крестьянин, не имея ничего, снял с себя кафтан и бросил на дорогу, по которой следовал угодник Божий».

Известно, что после крестного хода было собрано только холста 50 тысяч аршин, денег - около 600 рублей. По повелению главенствовавшего на торжествах митрополита Исидора пожертвованные вещи были розданы бедным. «Пусть святитель Тихон оденет ими нищих», - ответствовал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский на вопрос, что делать с собранными вещами».

По официальной статистке в тот день в Задонске собралось триста тысяч человек, при этом карет, не считая крестьянских телег, было более пяти тысяч.

С тех пор прошло более 150 лет, но не прекращается поток богомольцев к святителю Тихону Задонскому, печальнику о простом народе, канонизированному в лике святых в год отмены крепостного права.

24 августа 2016 года крестный ход, обойдя вокруг Рождество-Богородицкого монастыря, вошел в обитель через северные ворота. На паперти Владимирского собора крестоходцев из Воронежа, Липецка и Ельца встретил священноархимандрит обители, Высокопреосвященный митрополит Липецкий и Задонский Никон. Здесь же, под открытым небом, были установлены иконы и совершен торжественный молебен епископам Воронежским, всея России чудотворцам – святителям Митрофану, Тихону и Антонию.


После молебна паломников радушно накормили монастырской трапезой и разместили в гостиницах и храмах обители.

…Впереди богомольцев ждала радость праздничного богослужения в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца – то духовное ликование, ради которого они, оставив земные попечения, четыре благословенных дня подвизались в трудах и молитве Иисусовой, преодолев пешком более восьмидесяти километров пути, но главное, преодолев немощь человеческую силой Божией.


У людей, выросших в безбожное время, крестный ход вполне может вызвать ассоциации с демонстрациями в дни советских праздников, а у современной молодежи - с флэшмобами, призванными привлечь общественное внимание к той или иной проблеме или событию. Однако участники молитвенных шествий, за которыми в веках закрепилось название крестных ходов, ничего никому демонстрировать не собираются: Те, ради кого они отправились в этот путь - Господь, святые и Силы Небесные - и так видят сердце каждого из них насквозь. Что, конечно же, не исключает и миссионерской пользы от крестных ходов, сотни которых проходят каждый год в населённых христианами городах и весях по всему миру.

Почему именно ход? Почему не сидение, не лежание, не танец, наконец - ведь любое из этих действий при необходимости можно наполнить религиозным смыслом? Дело в том, что еще с древних времен нашей цивилизации известен образ жизни как пути, который, по-возможности, нужно достойно пройти до конца. А что такое жить достойно в христианском понимании? Прежде всего - жить, помня о Боге, которому ведомы слова, дела и намерения человека в каждый миг его жизни. Именно такое прохождение жизненного пути и символизирует у христиан крестный ход.

Крестный ход вокруг храма

А поводы совершить его могут быть самыми разными. Как свидетельствует история Церкви, с первых веков христианства верующие с зажженными свечами в руках обходили храм в праздник светлого Христова Воскресения, как бы следуя женам-мироносицам. Эта традиция сохранилась и поныне - такие крестные ходы принято называть регулярными, то есть приуроченными к годовому кругу богослужений и церковному календарю. Совершаются они либо вокруг храма «противусолонь», то есть против часовой стрелки, либо от храма до определенной точки - например, к купели в праздник Крещения.

Традиция крестных ходов получила широкое распространение на рубеже Древнего мира и Средневековья. Предание связывает авторство первого чина крестного хода с именем святителя Иоанна Златоуста. Распространившаяся в ту эпоху ересь арианства ввела в обиход увеселительные собрания по воскресным дням; чтобы напомнить людям, как истинно подобает христианам славить Бога, и был составлен чин этого, если можно так выразиться, динамического богослужения.

Но это по форме - по содержанию же он считается литией, то есть сугубой, усиленной молитвой. Во время крестного хода звучат слова Евангелия, возносятся молитвенные прошения - ектении, поются церковные песнопения. Цель всех этих действий - ввести находящихся в движении верующих в особое молитвенное состояние, в особый духовный ритм. Именно поэтому во время крестного хода исключаются разговоры (кроме самых коротких фраз в случае необходимости), и уж тем более - курение, ссоры, праздное разглядывание людей и окружающих пейзажей. В 1882 году митрополит Московский Филарет написал для верующих России специальное наставление «Как вести себя во время крестного хода». В нем, в числе прочих, есть и такие слова: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу… Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его, известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом».

Детский крестный ход в Санкт-Петербурге

Великорецкий крестный ход

Если же проникать в толщу веков глубже, в Священном Писании и Предании можно отыскать немало событий, каждое из которых может считаться своего рода прообразом крестного хода. У евреев существовала традиция в праздник Кущей семикратно обходить с пальмовыми ветвями в руках особое место в синагоге - алмемар. В торжественном принесении Ковчега в Иерусалим царём и пророком Давидом участвовали все его жители. Наконец, Сам Спаситель в окружении апостолов въезжал в Святой Город на молодом осленке, а народ израильский постилал шествующим под ноги ветви с радостными восклицаниями и трубными звуками. Есть и примеры не столь мирных, но всё же искренне благочестивых шествий. Римский император Константин Великий, поверив небесному знамению креста и слов «Сим победиши», повелел своим воинам изобразить кресты на щитах - и одержал победу в последовавшей затем битве. Можно вспомнить и семидневный обход Иерихона войском Иисуса Навина, впереди которого следовал Ковчег Завета: на седьмой день, когда израильтяне стали трубить в трубы и восклицать единогласно, городская стена обрушилась, и Иерихон сдался.

Но почему крестный ход называется именно крестным? Потому, что впереди такого шествия всегда несут главный символ христианства - крест. Хотя, если быть совсем точным, сперва идет пономарь с зажженным фонарем, символизирующим истину Божью, расторгающую мрак греховности. И уже за ним несут запрестольный крест и образ Богородицы, а далее - хоругви, особые церковные знамена. Потом следуют певчие, пономари со свечами, дьяконы с кадильницами и после них, попарно, - священники. В последней их паре идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону. Шествующие за духовенством миряне следуют с молитвенным пением, довольно плотно, чтобы никто из посторонних не пересекал пути участников крестного хода. До начала безбожной эпохи такого, конечно, и в голову никому бы не пришло, но сегодня иногда требуется особо просить прохожих дать всему крестному ходу пройти.

Крестный лёт над затопленным Приамурьем

Крестный сплав За благополучие земли Кузнецкой

Кроме регулярных крестных ходов, приуроченных к праздникам и памятным дням, проводятся также чрезвычайные. Они могут быть связаны с войнами, эпидемиями, гражданскими нестроениями. Времена, когда святитель Иоанн Златоуст создавал богослужебный чин крестного хода, по свидетельствам хронистов, были отмечены многими природными и рукотворными бедствиями: землетрясениями, пожарами, наводнениями, бунтами… В те времена люди отчетливо понимали, что многие из подобных вещей связаны с искаженным человеческим мировоззрением, от которого проистекают греховные поступки, опрометчивые слова, страстные чувства и неверные намерения - и, как следствие, реакция мира Божьего на все это. Поэтому, составляя последование крестного хода, святитель предусматривал в нём и возможность совершения шествия покаянного, просительного, умоляющего Создателя исправить пути людей и утишить гнев стихий.

Совершаются такие крестные ходы и сегодня. И все чаще к известным веками поводам для их проведения добавляются новые: бедствия наркомании и повального пьянства, эпидемии разводов и оставления на произвол судьбы детей, неистовство одержимых духом противления политиков, способных своими словами и деяниями спровоцировать братоубийство в национальном и даже планетарном масштабе… Чтобы такого не случилось, а тревожные тенденции в обществе пошли на спад, и выходят на улицы городов участники молитвенных шествий с крестом впереди. Иногда эти шествия состоят только из детей и подростков, что придает таким крестным ходам особое настроение. Ведь дети, как известно, в большей степени сохранили ощущения мира Божьего, как чуда - тогда как мы, взрослые, в повседневной суете редко даже задумываемся о подобных вещах.

По своей продолжительности крестный ход может занимать от нескольких минут, если он следует вокруг храма, до нескольких дней и даже недель. В последнем случае его совершенно справедливо будет также назвать паломническим путешествием, во время которого человек неизбежно меняется - в большей или меньшей степени, иногда незаметно для окружающих, но совершенно очевидно для себя: к нему приходит понимание сути существующих в его жизни проблем, ответы на давно мучившие его вопросы, да и сама ситуация вокруг него после прохождения такого пути начинает заметно меняться…

Пожалуй, самый известный из существующих в современной России многодневных крестных ходов - Великорецкий, традиция проведения которого уходит корнями в события далекого от нас четырнадцатого века. А говоря точнее, в 1383 год, когда была обретена чудотворная икона святителя Николая Угодника. Ее, окруженную сиянием, подобным свету многих свечей, обнаружил у источника вод, возвращаясь ночью домой, благочестивый человек по имени Семён Агалаков. Вскоре в его деревне начали происходить чудесные исцеления болящих. Слава о чудотворном образе быстро разнеслась по всей Руси. К иконе, перенесённой в Хлынов, началось паломничество. Ежегодно ко дню обретения иконы верующие торжественно несли святой образ (весьма большой размером и весом) крестным ходом к месту его обретения - а после возвращали в хлыновский храм. Места, по которым пролегал маршрут, были настолько дикими, что часть пути в первые годы крестоходцам приходилось преодолевать по воде, а другую часть - продираясь сквозь лесную чащу.

Великорецкая икона упоминается во многих русских летописях. В XVI веке ее торжественно встречал в Москве царь Иван IV, прозванный Грозным. Даже в безбожные времена традиция крестного хода из Хлынова к месту обретения чтимого образа не прерывалась - правда, те шествия были весьма малочисленными, а их участников нередко задерживала милиция…

Крестный ход байкеров, Ижевск

После заката советской эпохи традиция Великорецкого крестного хода вошла в былую силу. Сегодня в ежегодном молитвенном шествии принимают участие тысячи человек, съезжающихся со всей России и даже из-за её пределов. Для того, чтобы преодолеть пешком стопятидесятикилометровый маршрут, требуются немалые силы, причем не только физические, но и духовные. Тем не менее людей на Великорецком крестном ходу в наши дни год от года становится только больше. Жители сел, мимо которых пролегает маршрут паломнического шествия, становятся на колени и осеняют себя крестным знамением, когда крестных ход проходит мимо. А в конечной точке пути - на месте обретения чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - не так давно была построена небольшая часовня.

В наше время бурного технического прогресса и всяческих инноваций люди отправляются в крестные ходы не только пешими посуху. Они плывут в лодках и катерах по озерам и рекам, иногда сходя на берег для общей молитвы - причем длина такого маршрута может составлять сотни километров. Недавно традиция такого «крестного сплава» после долгих десятилетий забвения была возрождена на земле Кузбасса. В Ярославле байкеры в сопровождении священнослужителей объезжают все въезды в город - у установленных там поклонных крестов служатся молебны, за которыми верующие просят, чтобы как можно меньше соотечественников погибало и увечилось в дорожно-транспортных происшествиях. Во многих городах России, Украины. Беларуси и некоторых других стран архиереи, священники и представители местной власти вместе совершают «крестный лёт», поднимаясь ввысь на вертолётах, описывающих затем в небе круг, и призывая благословение Божие на землю сию, град сей, и всех, в нём живущих…

Так что формы у этого явления церковной жизни могут быть самыми разными, но суть его остается неизменной: она - в общем усилии людей, приподнимающем из над своей природой, в единой воле многих, побуждающей человека сделать шаг навстречу своему Творцу.

В. Сергиенко

Еще не так давно мы все следили за событиями Всеукраинского шествия мира, любви и молитвы, который стал настоящим свидетельством веры нашего народа. Однако не все, пожалуй, знают, как появилась традиция подобных ходов у православных, каков ее смысл и ветхозаветные истоки. Попробуем это выяснить.

Не флешмоб и не демонстрация

Что важно знать? Крестным ходом (не путать с Крестовыми походами) называется не любое народное шествие, иначе его можно было бы спутать с демонстрацией или каким-нибудь флешмобом. Даже внешняя атрибутика, наличие икон, креста, хоругвей не может быть залогом того, что он является именно таковым.

Во-первых, такая процессия всегда имеет абсолютно конкретную цель, повод (о них мы будем говорить чуть ниже). Во-вторых, совершаться она должна только по благословению архипастыря, архиерея. В-третьих, возглавлять такое шествие обязательно должен законно рукоположенный священник или тот же архиерей.

Но это тоже, скажем так, лишь организаторские, формальные признаки ходов, отнюдь не отвечающие за их успешность. Главное же, что должно присутствовать на таком шествии верующих, — это общий молитвенный дух, единство веры, взаимная любовь и уважение. Без них любая подобная «акция» грозит превратиться в обычную прогулку, а то и вовсе — что гораздо хуже — в магический прием. Подчеркнем, что важен здесь не только молитвенный, но общинный дух, причем мирно настроенный ко всем, даже врагам.

Зачем народ идет с крестами и иконами?

Итак, мы можем говорить о том, что такие церковные хода являются видом общей молитвы. Конечно, тогда невольно возникает вопрос: зачем же выходить на улицу, совершать какие-то шествия, если помолиться можно и в храме? Ответ на него такой же, как и на вопрос: зачем нужны посты и поклоны? Мы это делаем, когда хотим прибавить к своей молитве какую-то жертву, чтобы она была услышана.

Является ли крестный ход манифестацией своей веры? Возможно, со стороны это именно так и выглядит. Но главной целью это, безусловно, не является. Его цель — призывание Божьей благодати, в первую очередь, на всех людей, верующих и неверующих, на место, где они проходят: город, страну и, в конечном итоге, на весь мир.

Кроме того, через такие молитвенные торжественные шествия освящаются природные стихии: огонь, вода, воздух. Раньше люди лучше понимали, что любые стихийные бедствия — это не просто абстрактные проблемы экологии, а гнев Божий за наши грехи. Поэтому и совершали такие народные процессии, чтобы умолить Господа о помиловании.

С собой крестоходцы несут кресты (почему он и называется крестным ходом), иконы, хоругви. Хоругви — это священные церковные знамена, которые не стоит путать с государственными, так как власть Христова «не от мира сего». Самым первым несут фонарь (в знак Евангельского света, просвещающего весь мир).

Крест — это главное знамя христиан, символ победы над смертью, свидетельство веры. Поэтому без него ход, конечно, немыслим. Через иконы сами святые, воинство небесное также незримо принимает в нем участие. Иногда, в день памяти святого или его прославления, по особым случаям, шествия совершаются также с мощами угодников Божьих.

Ветхозаветные прообразы

Самым первым прообразом такого шествия верующих, пожалуй, может служить сорокалетний поход израильтян по пустыне в поисках земли обетованной. Самый яркий пример действенной силы таких народных процессий — взятие Иерихона. Об этом повествует Книга Иисуса Навина (Нав. 5:13-6:26).

В особом откровении ему было велено семь дней обходить этот город с Ковчегом Завета, при этом трубя в трубы. Ковчег несли священники, воины шли сзади. На седьмой день израильтяне затрубили в трубы, стали восклицать громко и в один голос, после чего обрушилась стена Иерихона, и город сдался.

Также у евреев в праздник Кущей была традиция семидневного торжественного шествия вокруг алмемара (место в синагоге) с пальмовыми ветвями. Еще одним ярким прообразом может служить перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим, в котором участвовал весь народ израильский «с восклицаниями и трубными звуками».

Иоанн Златоуст и установление традиции

Во времена земной жизни Спасителя примером крестного хода может служить Его торжественный вход в Иерусалим. Тогда все люди встречали Его со словами «Осанна!» и стелили пальмовые ветви под ноги. Мы знаем, что уже в первые века в раннехристианской общине существовала традиция в день Пасхи символически, по примеру жен-мироносиц, обходить храм со свечами в руке.

Это можно считать началом традиции, но самого чина (порядка) еще не существовало. Затем, известно, что новообретенные мощи святых точно так же торжественно переносили всей общиной. Эти процессии совершались ночью и сопровождались общей молитвой в виде пения гимнов (псалмов). Их называли литиями (не путать с современным их видом) или литиниями. Они-то и послужили началом современного чинопоследования крестного хода.

Авторство же первого чина традиционно приписывают святителю Иоанну Златоусту. Вначале они были созданы в противовес арианам — святитель не хотел, чтобы люди участвовали в их воскресных увеселительных собраниях. Затем во времена, когда жил Златоуст (IV век), последовал ряд стихийных бедствий. Так из простой благочестивой традиции они перешли в общецерковную практику, где и закрепились.

Крестный ход на Руси

На Русь данные торжественные шествия с участием верующих пришли вместе с христианством из Византии. Вспомним, что и само крещение Киевской Руси предварялось большим походом людей к реке Днепр в ответ на призыв князя Владимира. Также уже прославление первых русских святых, страстотерпцев Бориса и Глеба, перенесение их мощей в 1115 г. сопровождалось всенародной церковной процессией.

Молитвенные шествия народа получили такое распространение на русских землях, что Священный Синод даже вынужден был принять постановление о запрете стихийно проводимых ходов. Расцвет же популярности традиции крестного хода в России пришелся на начало XX века. Тогда в них принимали участие даже царские семьи. Самый яркий пример — прославление преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Тогда в нем приняли участие от ста до трехсот тысяч людей, включая самого императора Николая II с семьей.

Сложно переоценить также роль покаянных ходов для истории русского государства. Они неоднократно спасали от моровых язв, пожаров и военных вторжений не только Москву, но и другие значимые города, благодаря чему здесь так прославились образа Божией Матери, особенно Владимирская, Тихвинская, Казанская и еще очень много других. Недаром ведь тот же Серафим Саровский говорил, что «Россия спасется Крестными ходами».

Виды молитвенных шествий

Существует много разновидностей крестного хода в соответствии с разными критериями. По продолжительности они делятся на однодневные и многодневные. В зависимости от времени совершения могут быть:

  • ежегодные (установленные, например, на Пасху и Богоявление);
  • чрезвычайные , или одноразовые (совершаемые по определенному поводу).

В зависимости от причин они делятся на:

  • праздничные , или торжественные — совершаемые в честь определенного праздника;
  • благодарственные — в благодарность за Божью помощь и милосердие по какому-то поводу, к ним также относятся и хода в честь освящения храма;
  • умилостивительные — вид общей молитвы в начале важного церковного или государственного события;
  • покаянные — шествия верующих, совершаемые во времена народных бедствий (голода, войны, эпидемий, землетрясений и др.) с просьбой об избавлении от них.

Необычные хода нового времени

Сегодня появилось очень много новых видов необычных церковных процессий, которые, конечно же, имеют ту же силу, если совершаются с верой, а не только с намерением удивить. Стоит хотя бы упомянуть о том, что особую популярность уже в нашем веке получила такая их разновидность, как крестный лет . Святыня (мощи или икона) с молитвой перевозится на самолете или вертолете на большие расстояния.

Помимо воздушных , гораздо раньше стали осуществляться и водные . Такой крестный ход особенно удобен для отдаленных, труднодоступных мест. Необычным явлением можно назвать байкерские перемещения с иконами и хоругвями, в которых принимают участие даже священники. Сегодня популярность также обретают детские молитвенные шествия, особенно с молитвой за мир. Они также являются ярким свидетельством веры.

А вот в скиту Оптиной пустыни также каждый день проходит необычная молитвенная процессия, в которой принимают участие… кошки. Это видео можно посмотреть здесь:

Одним из внешних проявлений религиозности у православного человека являются крестные ходы. Пасха Христова, храмовый праздник, день памяти чтимого святого или чудотворного образа — всегда сопровождаются крестным ходом, этим торжествующим шествием христиан. Если вдруг случается нашествие врагов, эпидемия, пожар — народ несет по улицам образ чтимого святого.

Каково происхождение крестных ходов, в честь кого и когда они проводились?

Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

В новозаветной истории установителем Крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим – образец Крестного хода, данный самим Господом, Который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В IV-ом веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора.

Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа). Затем утвердилась традиция проводить Крестные ходы вокруг храмов в Великие и престольные праздники, к источникам, на освящение воды в праздник Богоявления (Крещение). Обязательный Крестный ход и самый радостный проходит в праздник праздников – Пасху.

С течением веков крестные ходы стали совершаться не только на праздник Светлого Христова Воскресения. После прекращения эпохи гонений на христиан крестные ходы становятся повсеместными. Они настолько прочно вошли в чинопоследования православного богослужения, что сейчас любое значимое церковное торжество без них просто немыслимо.

Свое название «крестный» эти шествия получили от несомого впереди креста. Иисус Христос, идя на страдания, нес на плечах крест. Поэтому и мы несем впереди хода распятие. Крест, икона Божьей Матери, свечи, церковные знамена-хоругви, иконы, мощи — вот неизменные святыни этих процессий. Это символы единения с Церковью небесной.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична. История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с Крестным ходом.

Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.

«Духовенство должно напомнить благовремение себе и прочим, - говорилось в этих правилах, - что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок . Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».

Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа, единению славянских народов. Во время шествий Храмом становится природа, небо, а человек — это свеча, пламенеющая к Богу. Все, что встречается по пути шествия — здания, земля, люди, — освящается непрерывной молитвой и получает благословение от высшего духовного лица. Велика помощь и значение Крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивают их важность и великую духовную силу.

Порядок крестного хода

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения.

Каждый участник крестного хода должен помнить, что:

  • Крестный ход не увеселительная прогулка, а тяжелый физический и еще больший духовный труд;
  • Обязан беспрекословно слушаться священника и руководителя крестного хода;
  • Нужно всегда быть духовно внимательным, не вести мирские разговоры, а молиться;
  • Желательно молиться Иисусовой молитвой;
  • Разночинное чтение в голос акафистов и молитвенных канонов нарушает покой рядом идущих, потому тем, кто любит чтение оных, лучше читать их про себя;
  • Стараться думать не о своем удобстве, а об удобстве окружающих, не раздражаться на братьев по ходу;
  • Во время привалов не оставлять мусор: бутылки, упаковки, бумаги и пр.
  • В местах ночевки не обременять хозяев лишними просьбами, думать, что и в следующем году здесь кого-то должны принять;
  • Заранее написать записки о здравии и упокоении для панихид и молебнов;
  • Взять в ход почитаемую икону, приспособив ее для удобного ношения на длительное расстояние;
  • Взять необходимую медицинскую аптечку: лейкопластырь, бинт, йод, вату, таблетки. (Например: цитрамон, фталазол, и пр.);
  • Обязательно иметь головной убор защищающий от солнца, и теплую легкую кофту или ветровку на вечер;
  • Купить туристический коврик в спорттоварах. Очень удобен и практичен на привалах и ночлегах.
  • Иметь с собой две маленькие пластиковые бутылки для воды;
  • Не брать того, без чего можно несколько дней обойтись;
  • Взять комплект сменного и чистого белья для службы в церквях;
  • Обувь должна быть легкой, если кроссовки, то кожаные, чтобы нога дышала. Обувь должна быть не новой, привычной для ноги;
  • Еды брать немного и легкоусвояемую: орехи, сухофрукты;
  • Обязательно ложку и кружку; спички, складной нож;
  • Предметы личной гигиены;
  • Две смены нательного белья и носков (включая теплые);
  • Взять легкий плащ на случай дождя или кусок легкой клеенки, достаточной, чтобы укрыться;

Все вещи должны поместиться в рюкзак или небольшую сумку через плечо.

В руках ничего не нести!

Мужчины должны быть готовы подменять несущих икону или хоругви, а также оказывать помощь немощным.