Знание — сила? Знание – сила. Кто сказал знаменитую фразу

Платон и Бэкон: спор через века. Величайший парадокс феномена знания состоит в том, что, будучи по своей природе, по своей сущности идеальным, оно в наше время превратилось в могучую материальную силу, экономическую силу общества. Действительно, знания - это идеальный продукт. Они в непосредственном виде не поддаются чувственному восприятию, их нельзя ни потрогать, ни увидеть, ни услышать, но ими можно обладать. А тому, кто ими владеет, они придают могущество, не только интеллектуальное, но и материальное. Вывод вроде бы очевидный. Человечество же постигало эту, казалось бы, простую истину очень непросто и длительно.
В период становления капиталистических отношений в Европе знаменитый английский философ Фрэнсис Бэкон, живший на рубеже XVI-XVII вв., провозгласил: «Знание есть сила». Для нас сейчас такое высказывание является чем-то очень привычным и как бы само собой разумеющимся. В нашей стране уже несколько десятилетий издается всесоюзный молодежный журнал «Знание - сила».
Однако тогда, когда эта формула была провозглашена, она явилась принципиально новым словом в самом понимании целей познания, задач науки, сущности человеческого знания и его роли в обществе. Это был новаторский, революционный взгляд. Уверенно можно сказать, что предшественники Бэкона просто не смогли бы понять - как это так знание, невидимое, неслышимое, может стать «силой»? Чьей силой?

Дело в том, что античные мыслители совсем иначе смотрели на знание и его роль в обществе. Знание, например, для крупнейшего древнегреческого философа Платона - это прежде всего результат созерцания внешнего мира, дискуссий и бесед на высокие темы, одно из проявлений мудрости человека, элемент его духовного, внутреннего совершенства.
Платон, например, вообще не ставил вопроса о задачах преобразования природы на основе ее познания, не ставил вопроса и об облегчении труда людей и улучшении их жизни через познание и преобразование природы. Он связывал знание со способностями человека к правильной, целесообразной, нравственной жизни. Знания - в первую очередь источник мудрости и высокой нравственности и отдельного человека (разумеется, свободного человека, не раба), и целого государства.
А Фрэнсис Бэкон, английский философ, провозглашает, что «человек - это слуга и истолкователь природы. Он столько может сделать и познать, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может». И дальше: «Знание и могущество человека совпадают». Подлинная задача наук «не может быть другой, чем наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами». Но, добавлял он с горечью, «подавляющее большинство людей науки ничего в этом не смыслят. Это большинство - только на- ставители и доктринеры, и лишь иногда случится, что мастер с более острым умом, желая славы, устремится к какому-либо новому открытию. Это он совершает почти с убытком для своего достояния».
Обратите внимание, как современно звучат слова Бэкона. А ведь они впервые были опубликованы в 1620 г., т. е. почти 370 лет назад. Бэкон призывал к новому мышлению для своего времени, обосновывал глубочайшую реформу наук, человеческого знания, кото-


рое должно строиться не на умозрительных дедукциях и не на божественном откровении, а на основе опытного исследования реальных вещей и процессов, на базе эксперимента.
Знание, наука и техника призваны наделять человеческую жизнь новыми открытиями и благами, облегчать и улучшать положение людей, а истина -
это дочь времени, а не авторитета - таково было его кредо. Идеи Бэкона стали одним из величайших интеллектуальных приобретений человечества.
Знание важно и ценно не только и не столько само по себе. А прежде всего потому, что оно может и должно быть воплощено, превращено в материальную силу. Оно должно служить человеку во всей его практической деятельности, в первую очередь по преобразованию природы, - такова философская, духовная предпосылка материально-преобразовательной практики людей, которая стала господствующей в Европе, а затем и в других частях света фактически начиная с Бэкона.
Невидимое, неслышимое, неосязаемое знание, оказалось, можно превратить в могучую материальную силу. Знание законов механики можно использовать в создании различного рода машин, начиная от парового котла, паровоза, парохода и кончая самыми современными машинами и станками. Знание законов электричества можно использовать в создании массы материальных предметов и вещей, облегчающих труд человека, дающих ему более комфортные условия жизни - электрический свет, электрические двигатели, всевозможные приборы и в быту, и на производстве* Знание химических законов позволило даже создавать такие материалы, которые не встречаются в природе в естественном виде, материалы с заранее заданными, желаемыми свойствами, - всевозможные пластические массы и т. д.
Короче говоря, все развитие науки, техники, промышленности в последующие века послужило прекрасной иллюстрацией этой бэконовской идеи о том, что знание может и должно превращаться в материальную силу.
Овеществленная сила знания. Однако наиболее всесторонне, глубоко и последовательно производи
тельную силу знания раскрыли К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Очень показательны в этом отношении прежде всего взгляды К. Маркса.
Обобщая опыт осуществления промышленной революции в Европе конца XVIII - начала XIX столетия и прогнозируя дальнейшие тенденции научно-технического и экономического развития, К. Маркс сформулировал идею о том, что знание в развивающемся индустриальном, промышленном обществе становится производительной силой. Формула Бэкона о том, что знание есть сила, носила больше мировоззренческий, общефилософский характер. Маркс же ставит вопрос прежде всего как экономист, исследуя основные факторы капиталистического процесса производства. К. Маркс писал: «Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов и т. д. Все это - продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания». И далее он указывает, что развитие этих продуктов человеческого труда «является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание (Wissen, Knowledge) превратилось в непосредственную производительную силу...»
Прежде всего обратите внимание, что Маркс выбирает удивительно емкие, точные и одновременно нестандартные выражения. Вначале мысль его кажется очевидной. Машины, дороги, электричество, а мы бы сейчас добавили бы к этому перечислению еще очень многое - автомобили, различные станки, автоматы, авиация и т. д. - все это творения рук человека. Они являются как бы умножением физической силы человека, продолжением его рук, ног, всего его тела. Много
кратно увеличивают его производственные возможности, производительную силу его труда. Все это очень понятно и привь!чно.
Однако Маркс на этом не останавливается и высказывает целый ряд необычных, новаторских мыслей. Он говорит, что продукты человеческого труда - это овеществленная сила человеческого знания. Как же это надо понимать?
А все дело в том, что продукты труда человека - это не просто вещи, предметы, вообще нечто материальное. Это одновременно знание, как бы застывшее, если хотите, затвердевшее знание. В них овеществлена, материализована энергия знания, сила знания. Знание, овеществленное в машинах, в технике, технологии, становится материальной производительной силой. Оно воплощено в этой технике, «работает» в ней. И не только знание в буквальном смысле слова, но и практические умения человека, его воля, даже темперамент. Не случайно, Маркс подчеркивает, что продукты человеческого труда превращаются в органы человеческой воли.
Сколько же человеческого знания и воли (а не просто физических усилий, физического труда) сконцентрировано в любой машине - от паровоза до авиалайнера и космической ракеты! И чем больше их воплощено в технике, в технологии, тем более развитыми становятся производительные силы общества, тем более высок технический уровень производства, его эффективность. Нетрудно видеть, что в современных заводских автоматических линиях знанйЙ воплощено больше, чем в паровом котле Уатта и приводимых им в движение машинах, в современном океанском лайнере - больше, чем в паруснике, в авиалайнере - больше, чем в воздушном шаре, и т. д.
Одна из самых главных особенностей современной научно-технической революции и заключается в том,


что техника и технология все в большей степени зависят от суммы знаний, имеющихся в обществе, и от эффективности их овеществления, быстроты их перевода из головы работника в продукт труда.
Есть и еще одна сторона, на которую Маркс также обращает внимание. Знание воплощается во всем, что человек создает своим трудом. Но прежде всего
оно воплощается в самом человеке. И как бы оно ни материализовалось в продуктах труда, оно неотделимо от человека как от своей первоосновы. Здесь мы видим одно из ярких проявлений того замечательного свойства любого знания, о котором мы уже говорили: человек может сколько угодно отдавать свое знание другим людям или материализовать его в продуктах своего труда, но при этом запас его знаний никак не истощается. А может быть, в ряде случаев даже и несколько увеличивается: передавая знание другим людям, человек лучше осознает его, лучше понимает. Недаром научные работники нередко говорят, что лучший способ овладеть какой-либо научной дисциплиной - это преподавать ее студентам.
Следует особо задуматься над тем, что Маркс имеет в виду, когда говорит, что в непосредственную производительную силу превращается всеобщее общественное знание. Что значит - всеобщее общественное знание?
Очевидно, что Маркс не понимает под этим выражением знание об обществе. Общественное знание в данном случае это знание, общественно необходимое для создания того или иного предмета, машины, вещи и т. д. Производительная сила труда зависит в целом от уровня компетентности, сознательности, воли исполнителя, производственного опыта работника. И это относится ко всем профессиям, ко всем специальностям - к рабочему и сельскому труженику, крестьянину, инженеру и строителю, управляющему и ученому и т. д. Производительной силой обладает не только научное знание, но и практическое знание, вся сумма практических навыков и умений, которые используются работником в трудовом процессе.
Мысли К. Маркса о превращении всеобщего общественного знания, в том числе и науки, в непосредственную производительную силу составили целую эпоху
в понимании роли науки и техники в прогрессе современного общества. Они были поддержаны и развиты дальше Ф. Энгельсом и особенно В. И. Лениным. Исходя из их принципиальных установок, строится политика КПСС в области научно-технического прогресса, перевода всего народного хозяйства на рельсы интенсификации, ускорения социально-экономического развития страны.
Наука как производительная сила. Когда-то великий французский мыслитель Сен-Симон сказал: для Франции потеря пятидесяти ее лучших физиков, математиков, механиков и инженеров - цвета науки - означала бы остаться телом без души.
Хотя Сен-Симон и был социалистом-утопистом, но слова эти чрезвычайно реалистичны. Перенесемся в наше время и на минуту представим себе, что было бы с нами, нашей страной, если бы у нас не было, к примеру, И. В. Курчатова, С. П. Королева, М. В. Келдыша, П. JI. Капицы, Н. Н. Семенова, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского, И. П. Павлова, Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского.
Я назвал только имена десяти крупнейших советских ученых, которые своими научными трудами, открытиями, своим подвижническим, героическим трудом способствовали превращению нашей Родины в великую индустриальную, научно-техническую державу, которые очень высоко подняли уровень духовности всего народа. Что было бы, если бы их у нас не было? Вы скажете - были бы другие. Конечно, если рассматривать вопрос с точки зрения исторической необходимости, то можно не сомневаться, что были бы другие.
Но если все-таки хотя бы на несколько мгновений представить, что этих ученых у нас не было и мы не могли бы никаким другим способом заполучить те знания, которыми располагали они, то нетрудно видеть,
насколько беднее оказалась бы наша страна. У нас бы не было ни теоретической, ни практической космонавтики, самолетостроения, атомной промышленности, не было многих важнейших разделов в химической промышленности. Мы бы значительно хуже представляли геологические и биологические процессы. Мы бы не знали, что такое условные и безусловные рефлексы у человека и во всем животном мире. Иными словами, мы были бы беднее и экономически, и технически, и в смысле объема знаний, и в смысле отсутствия великих личностей, которые преподнесли всему миру образцы служения истине и народу.
Этот мысленный эксперимент, конечно, абсолютно условен. Нельзя из истории изымать то, что было. Однако это допущение наглядно показывает огромное значение науки, научного знания в жизни современного общества, в жизни каждого из нас.
Самое главное, пожалуй, заключается в том, что от научных знаний, от их постоянного, систематического роста зависит процесс развития производства - и промышленности, и сельского хозяйства, и строительства. Наука в наше время все в большей мере раскрывает себя как непосредственная производительная сила общества. Научно-технический прогресс ныне - это главное средство повышения эффективности производства.
Превращение науки в непосредственную производительную силу как реальный процесс имеет свою историю. Его начало обычно связывают с промышленной революцией XVIII - начала XIX в., когда стало развиваться бурными темпами крупное машинное производство. Суть ее заключалась в передаче машинам физических, трудовых функций человека. Само изготовление машин (например, ткацких, сверлильных, фрезерных станков), организация процесса производства с помощью машин требуют применения науки. Все это
вызвало формирование прикладных отраслей естествознания, непосредственно обслуживающих потребности производства, - становление технических наук. Возникают и технические школы, училища, в которых осуществляются соответствующие исследования и производится подготовка кадров.
Примерно с середины XX в., с развертыванием современной научно-технической революции, применение научных знаний в производстве становится регулярным, наука прокладывает новые пути технического и экономического прогресса. Практически все новые отрасли промышленности - результат реализации научных идей, научных знаний - радиопромышленность, автомобилестроение, самолетостроение, электроника, производство искусственных материалов и т. д. Так наука стала непосредственным участником процесса производства. Само производство становится все больше последовательным технологическим применением науки. Это относится ко всем современным развитым странам мира.
Особо благоприятные условия для развития науки, превращения ее в непосредственную производительную силу создает перестройка. XXVII съезд КПСС, последующие решения ЦК КПСС и Советского правительства поставили задачу перевести экономику, все народное хозяйство страны на рельсы интенсивного развития.
Это означает, что должно быть получено больше конечной продукции при меньших затратах сырья, живого труда и времени. Иначе говоря, производить больше (продуктов, товаров и т. д.), а различных затрат делать меньше.
В принципе такая интенсификация возможна и необходима в каждой отрасли промышленности, сельского хозяйства, на каждом предприятии. Но она возможна лишь тогда, когда каждый производственный


процесс будет строиться на научной основе и постоянно впитывать в себя новейшие научные достижения. Получать 8--10 ц пшеницы с 1 га можно, вероятно, без всякой науки. Но получить 30 и более центнеров - такого результата без применения научных знаний добиться невозможно.
Так складывается решающая цепочка современной интенсивной экономики: наука - технология - производство. Она означает, что научные идеи (знания) превращаются в технологические разработки, а эти последние внедряются в массовое производство. Такую цепочку легко наблюдать во всем современном народном хозяйстве, во всех отраслях хозяйства. Причем, чем более отчетливо выражены звенья цепочки и чем прочнее они между собой связаны, тем более развито производство, тем более оно современно и эффективно.
Для каждого очевидно, что если какое-то звено цепочки работает плохо или связь между звеньями слаба, то и вся цепочка функционирует плохо. Но все-таки практика нашей страны и других развитых
стран показывает, что в цепочке нужно выделять ведущее звено. И таковым является наука. Именно она порождает новые знания и идеи, дает импульс для создания новых технологических решений, новых принципов производства. Непрерывное обновление идей ведет к систематическому обновлению технологии и далее - к увеличению производства товаров, вещей, машин, росту производительности труда.
Если внимательно понаблюдать за характером деятельности наших передовых научно-производственных объединений, то можно обнаружить следующее. При прочих нормальных условиях для них первостепенное значение имеет научный задел, банк знаний, банк новых идей, которые можно было бы рекомендовать для воплощения в технологических разработках с последующим внедрением в массовое производство. Постоянное формулирование новых идей становится настоящей первоосновой стабильной работы научно-производственных объединений, непременным условием поддержания их продукции на высоком уровне. А отсюда напрашивается вывод: специалисты высокой квалификации, способные порождать новые, нестандартные, нетривиальные идеи, идеи, которые могут быть воплощены в новую технологию, должны цениться очень высоко!

Ч еловечество ежесекундно пополняет свой банк знаний, а развитие технологий привело к тому, что любой из нас при желании может сразу же об этом узнать. Отовсюду на нас ниспадает огромный поток информации, которую наш мозг, как показывают последние исследования учёных, всё равно не усваивает:объём информации, поступающей в мозг от пяти органов чувств, поистине колоссален ‒ он составляет приблизительно 400 миллиардов бит в секунду; наше сознание не справляется с этим объёмом, мы воспринимаем его ничтожную часть - около 2000 бит в секунду.

Как человеку осуществлять познание мира: лёжа на диване перед телевизором, поглощая информационный хлам из него, или осознанно делать выбор среди источников знания и фильтровать входящую информацию, ‒ это уже дело каждого из нас. В этой статье я хотел бы привести некоторые доводы в пользу последнего.

Ещё в конце XVII века английский философ Фрэнсис Бэкон сформулировал свой знаменитый афоризм: «Knowledge itself is power » (лат. Scientia potentia est ), в переводе - «Знание само по себе - сила ».

Во все времена люди стремились этой силой овладеть, но нужно ли нам безрассудно принимать участие в этой гонке?

«Кто владеет информацией - тот владеет миром», - доносится до нас отовсюду, а так ли это?

Мне очень понравилось мнение по этому вопросу Наполеона Хилла , которое нашло отражение в его знаменитом бестселлере «Думай и богатей» ‒ книге, впервые выпущенной в 1937 году и переиздававшейся в США 42 раза (и это только в США, не считая остальной мир):

Образование - это создаваемый Вами Ваш собственный образ. Человек сам находит необходимые знания. Последуйте простому плану - и Вы начнете не с нуля.

Существует два вида знаний - знания фундаментальные и знания специальные . Фундаментальные , то есть общие, знания, как бы глубоки или разнообразны они не были, почти не понадобятся Вам для накопления денег. Крупнейшие университеты обладают в совокупности практически всеми видами фундаментальных знаний, доступных цивилизации. Однако большинство профессоров не принадлежат к числу самых богатых людей на земле. Они специализируются на преподавании знаний, но ведь никто не может сказать, что они специализируются на проблеме использования знаний.

Напоминание этой простой вещи приводит к тому, что миллионы людей продолжают верить в распространенное заблуждение, что «знание - это сила ».

Ничего подобного!

Знание - это всего лишь потенциальная сила!

Оно становится действительной силой только в том случае, если переработано в чёткий план действий и направлено на конечный результат.

Это «недостающее звено» в системе образования особенно заметно в тщетных попытках всевозможных образовательных институтов научить студентов организовывать и использовать уже приобретенные знания. Люди ошибаются, полагая, что Генри Форд не был «образованным» человеком, поскольку очень мало времени провел за школьной скамьей.

Думающие таким образом совершенно не понимают истинного смысла слова «образование » (англ. - education ). Чтобы понять его смысл, достаточно обратиться к этимологии этого слова. Оно происходит от латинского корня «educo », т.е. «развивать изнутри».

Вдумайтесь: образование значит выявление внутренних, то есть скрытых, способностей и РАЗВИТИЕ ЭТИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Образованный человек не обязательно напичкан знаниями, всё равно, фундаментальными или специальными.

Образованный человек - это тот, кто развил способности своего ума, кто может воспринять и приобрести всё, что захочет, всё, что ему покажется нужным, не нарушая при этом прав других людей.

А ведь действительно: знание - это всего лишь потенциальная сила! Человек может накапливать всю жизнь эту силу, но так никогда ей и не воспользоваться! Спрашивается тогда: «Зачем она нам такая нужна? ».

Можно сколько угодно осознанно или неосознанно впихивать в своё сознание знание тех или иных вещей, но, если этим знаниям не находится применение, то в конечном итоге грош им цена.

Мудростью Всевышнего до верующих доводится это знание в тексте Священного Корана:

Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везёт на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей. [Люди Писания не выполнили возложенной на них миссии и в результате этого лишились всякой чести и похвалы. Они подобны ослу, навьюченному мудрыми книгами. Но разве осел может извлечь пользу из тех книг, что он несет на своей спине? Разве это делает ему честь? Разве не является его уделом лишь тащить на себе тяжелый груз? То же самое можно сказать об ученых иудеях и христианах, которые не выполняют предписаний Торы, величайшим из которых является повеление последовать за Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и уверовать в принесенный им Священный Коран. Подобное пренебрежение Торой и её заветами не принесет им ничего, кроме урона и разочарования, ибо они будут лишены всякого оправдания своему неверию. Воистину, образ навьюченного книгами осла полностью подходит им. Как же скверны сравнения людей, которые отвергают знамения Аллаха, каждое из которых свидетельствует об искренности посланника и правдивости его учения. Воистину, Аллах не ведет прямым путем нечестивцев, не направляет их к тому, что принесет им настоящую пользу, до тех пор, пока они сами не отрекутся от несправедливости и не перестанут упорствовать в неверии].*

Священный Коран, 62:5

Какая же точная эта аналогия с ослом, нагруженным книгами! Что толку от того, что у него так много умных книг?! Зачем необдуманно приобретать знания, и потом их не применять?

Учитывая российский менталитет, ответ на этот вопрос можно было бы сформулировать следующим образом: «Про запас, авось пригодится ». Но одно дело - получить базовые школьные знания по всем предметам, чтобы иметь представление о мироздании и затем на основе этих знаний развиваться в том направлении, в котором человек видит себя. И совсем другое, например, читать жёлтую прессу или смотреть передачи типа «Дом-2» и только и думать потом о том, кто, кого, где и как.

А сколько человек получают высшее образование только для того, чтобы получить заветный диплом, а по специальности потом вообще не работать, т.к. это им неинтересно? Сколько знаний за время учёбы им довелось узнать, которые они, к сожаленью, никогда не применят по жизни?! И сколько бы пользы могли принести эти люди, если бы сразу изучали то, что им нравится и что им потом по жизни пригодится?!

Знаю по себе ‒ многое из того, что изучалось в университете, мною «благополучно» забыто… С другой стороны, как же гениально создал Творец наш мозг, что неприменяемые по жизни знания в скором времени забываются, иначе бы мы просто сошли с ума от их избытка.

Надо с ранних лет давать детям возможность в различных сферах нашей жизни и отмечать для себя те направления, которые им интересны и нравятся, и при определении тех или иных направлений обучений в юношеском возрасте способствовать их выбору, а не насильно заставлять учиться по приоритетным для вас направлениям, делая их несчастными, как минимум на период обучения.

Подумайте ещё над вот этим продолжением мысли Хилла, сформулированным всё в той же «Думай и богатей»:

Знания сами по себе не имеют никакой ценности. Но коль скоро знания получены, их нужно систематизировать и сделать пригодными к использованию для достижения конкретной цели. А для этого необходим, как Вы помните, план практических действий.

Если Вы обдумываете возможность получить дополнительное образование, сначала определите, зачем Вам это нужно, а потом уже узнавайте, где это можно сделать.

Преуспевающие в любом виде деятельности люди никогда не перестают интересоваться специальной литературой, имеющей отношение к их бизнесу или профессии. Наоборот. Известна распространенная ошибка большинства неудачников, наивно полагающих, что все знания они уже получили в школе. На самом же деле система образования всего лишь показывает путь, которым человек может приобрести необходимые ему, в том числе и практические, знания.

То есть развиваться и совершенствоваться нужно постоянно! Жизнь не стоит на месте и знания, полученные вчера, завтра уже могут устареть. Поэтому в той области, в которой вы для себя определили, что вам это интересно и занятие этим помимо зарабатывания на жизнь ещё и доставляет вам удовольствие и радость, ‒ то в этой сфере вам надо обязательно становиться профессионалом и непрерывно получать специализированные знания.

ПОМНИТЕ, что только тот становится лучшим, кто как минимум на протяжении 10000-12000 часов упорно занимался для достижения своей цели!

Также в «Думай и богатей» есть интересная мысль по поводу того, что бесплатное образование расслабляет и в какой-то степени сдерживает развитие человека: когда человек платит за своё образование, то у него есть стимул учиться и получать знания взамен потраченных денег.

Итак, резюмируя всё вышесказанное, знание - это лишь потенциальная сила, и без практического применения в нашей жизни их трудно назвать нужными.

Поистине, руководство и знание, с которыми Всемогущий и Великий Аллах послал меня [к людям], подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была [плодородной], впитала в себя воду и породила много [всяких] растений и трав. [Ещё одна часть] её была плотной и задержала [на себе] воду, Аллах же обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить [ею скот] и использовать её для орошения. [Дождь] выпал и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и не породила [никаких] растений. [Эти части земли] подобны тому, кто постиг религию Аллаха, обратившего ему на пользу то, с чем Он послал меня, [благодаря чему человек] сам приобрёл знание и передал его [другим], и тому, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был послан.

Хадис от Абу Мусы аль-Аш"ари,

Св. хадисов Муслима (1540)

Обратите внимание на «сам приобрёл знание и передал его »! В этом хадисе, по мнению учёных-богословов, имеется в виду как раз применение на практике полученных знаний, передача его другим. Для большего его понимания приведу ещё один хадис:

Да порадует Аллах (того) человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как это услышал, ведь может статься, что тот, кому передадут (что-нибудь), усвоит (это) лучше слышавшего.

Хадис от Ибн Мас’уда,

Св. хадисов ат-Тирмизи

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) учил тому, чтобы дела и поступки верующих на практике не расходились с их словами и знаниями. Предпочтительнее перед Господом постоянно применять что-либо одно, нежели знать о многом, но в жизни ничего не использовать.:

Никто не сможет сдвинуться с места в Судный День до того как он будет спрошен о его жизни ‒ как он провел ее; о его знаниях ‒ как он использовал их ; о его богатстве ‒ как он заработал это и на что потратил; и о его теле ‒ как он использовал его.

Хадис от Абу Барзаха, св. хадисов ат-Тирмизи

Например, Все мы знаем, что , но тех, кто использует её при встрече не так много!!!

Пусть Всевышний Аллах поможет нам в постижении истинных, ценных для нас знаний, которые мы будем применять и передавать другим!!!

Ринат Маллямов

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

Виртуальная выставка

"Знание есть сила, сила есть знание"

к 455-летию со дня рождения Фрэнсиса Бэкона

Библиотечно-информационный комплекс (БИК) представляет виртуальную выставку, приуроченную к 455-летию со дня рождения Фрэнсиса Бэкона.

Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon), (22 января 1561—9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.

Фрэнсис Бэкон начал свою профессиональную жизнь как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона.

Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками.

Научное познание

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила». Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришел к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной.

Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Метод познания

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период ее цветения. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим черную особь. Это заключение всегда носит вероятный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения.

С помощью своего метода Бэкон, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела. Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Препятствия на пути познания

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. idola). Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра». «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека.

«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

«Призраки площади» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».

«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Последователи Френсиса Бэкона

Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Девид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дeни Дидро — во Франции.

В своих книгах «Опыты» (1597), «Новый Органон» (1620) Бэкон выступал апологетом опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и усовершенствованию человека. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что религия и наука образуют самостоятельные области. Такой деистический взгляд свойствен Бэкону и в подходе к душе. Выделяя боговдохновенную и телесную души, он наделяет их разными свойствами (ощущение, движение — у телесной, мышление, воля — у боговдохновенной), считая, что идеальная, боговдохновенная душа является объектом богословия, в то время как объектом науки являются свойства телесной души и проблемы, вытекающие из их исследования.

Доказывая, что основа всех знаний заключается в опыте человека, Бэкон предостерегал против поспешных выводов, сделанных на основе данных органов чувств. Ошибки познания, связанные с психической организацией человека, Бэкон называл идолами, и его «учение об идолах» является одной из важнейших частей его методологии. Если для получения достоверных данных, базирующихся на чувственном опыте, необходимо проверять данные ощущений экспериментом, то для подтверждения и проверки умозаключений необходимо использовать разработанный Бэконом метод индукции.

Правильная индукция, тщательное обобщение и сопоставление подтверждающих вывод фактов с тем, что опровергает их, дает возможность избежать ошибок, свойственных разуму. Принципы исследования душевной жизни, подхода к предмету психологического исследования, заложенные Бэконом, получили дальнейшее развитие в психологии Нового времени.

Жизненный путь и сочинения Ф. Бэкона

Душин А.В. Идея образования в эмпирическое философии Фрэнсиса Бэкона //Проблемы и перспективы развития образования в России.-2013.-№ 18.

Кондратьев С.В. Натурфилософские и политические аргументы в юнионистском дискурсе Фрэнсиса Бэкона /Кондратьев С.В., Кондратьева ТН. //Вестник Тюменского государственного университета.-2014.-№ 10.

Полетухин Ю.А. Материалистическое обоснование права в концепции Фрэнсиса Бэкона //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.-2006.-№ 5.

Смагин Ю.Е. Знание как власть в философии Ф. Бэкона //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.-2012.-Т.2, № 1.

Второе задание по философии, которое необходимо выполнить — написать эссе на одну из десяти тем. Я выбрал высказывание Бэкона «Знание — сила». Писал сутки с перерывами на покушать и прочие человеческие надобности 😉 Вот, что получилось…

Френсис Бэкон: «Знание — сила»

«Нет силы без умения»
Наполеон Бонапарт

Один из важных вопросов, с которым встречался любой из нас в жизни — вопрос о получении знаний.

Я согласен с высказываение известного английского философа Френсиса Бэкона, в котором он говорит, что знание — это сила. Действительно, знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Во-первых, сами по себе мы беспомощны. При рождении Человек ничего не знает и не умеет. Он не может зашитить себя от различных раздражающих внешних факторов и бед. В течение всей своей жизни он получает обыденно-практические знания — силу, которую он использует в своей повседневности для решения задач практически неосознанно.

Во-вторых, знания — не мудрость, мудрость — не ум. Прочитав много книг, научных работ, философских трактатов Вы будете больше знать, но не станете мудрее, потому что мудрость характеризуется степенью освоения знаний, а не их количеством. Народная мудрость гласит: «Меньше знаешь — крепче спишь — дольше проживёшь» — нужна ли Вам такая сила, которая лишит вас сна и беззаботной старости, до которой Вы может быть не доживёте?

В-третьих, наши знания и знания наших предшественников могут быть использованны против нас, возможно, даже случайно. Например, создание большого адронного коллайдера. Учёные предполагают, что смогут исследовать микроскопические чёрные дыры, но не могут сказать, что произойдёт, если процесс исследования выйдет из под контроля. Возможно, Землю поглотит чёрная дыра и человечество прекратит существование.

Оказавшись на острове в открытом океане, нас спасут только знания. Знания — сила, которая может убить, либо наоборот — спасти.

Вопросы, связанные с получением знаний и их применением будет сопутствовать любому Человеку до его смерти. Стоит ли получать знания? Как использовать знания, чтобы не навредить? Можно ли прожить без этой силы? Уместны слова великого русского писателя Льва Толстого: «Много знаний нужных и важных. Но самое главное — как жить»