Развитие талантов. Развитие таланта

Каждый человек рождается с определенными задатками к творчеству. И правда, некоторые поют идеально с детства, а некоторые работают над своим вокалом ежедневно и в результате совершенствуют его. Но ошибочно думать, что невозможно развить в себе какой-то талант. Это возможно развив необходимые для этого навыки.
Нужна большая вера в себя и еще более большая работа над собой. Вы можете и не знать, что умеете хорошо рисовать или танцевать - просто попробуйте! А вдруг внутри вас скрывается талантливый гений?

Прислушайтесь к себе!
Сначала вам нужно хорошенько прислушаться к себе, своим вкусам, чувствам и понять какая разновидность творчества вызывает у вас больше положительных эмоций.
Определите, что вам нравится делать больше всего. Лучший вариант - все пробовать. Доказано, что каждый может найти в себе творческие задатки. Главное - отточить их до идеального состояния.

Будьте терпеливы!
Вы уже определили свой потенциал? Забудьте о комплексах! Не бойтесь быть непризнанным или неузнаваемым. Достаточно одного человека для поддержки.
Также не стоит надеяться конечного результата и высоких вершин после первой попытки. Вы хорошо знаете, что нужно время й усилия. Гением с первого шага становится один на миллион.
Старайтесь «глотать» все, что так или иначе касается вашей тематики интересов: мысли, идеи, вещи, люди, события, книги - все держите в голове, сохраняйте, прислушивайтесь. Возможно, вам повезет встретить единомышленников. Общайтесь, учитесь и творите!

Стоит ли ждать музу?
Нет, ведь дожидаясь ее нарочно, можете потерять настоящую вдохновительницу. Она точно придет, но для этого нужно развиваться, учиться, чтобы было чем вдохновляться.
Если же на половине пути вы поняли, что это точно не ваше, убедитесь в этом еще раз и пробуйте что-то новое.

Критика - залог успеха!
Советы и критические мысли в сторону вашего творчества просто необходимы вашему развитию. Поверьте. Есть люди, которые в силу своего характера, трудно воспринимают критику. С этим нужно бороться, вас должны критиковать как посторонние, так и вы сами.
Не бойтесь и не думайте, что это уже неудача. Это вполне нормально, даже больше - это необходимо. Почему? Потому что без критики вы не сможете оценить себя объективно.
Но не стоит забывать, что есть так называемые «хейтеры» (от англ. "hate" - ненавидеть). Они негативно отзываются практически обо всем. Нужно фильтровать такой поток мыслей, это нетрудно, ведь те, кто действительно рецензируют ваше творчество, делают это конструктивно, аргументируют свои мысли и дают полезные советы. А хейтеры просто говорят «это тупо!» Или «какой в этом смысл?» И порой не могут ответить ничего конкретного на любые вопросы. Вы обязательно рано или поздно встретите единомышленников и ценителей вашего таланта.

Когда непонятно как двигаться дальше
У всех бывают моменты, когда не знаешь, как действовать дальше, что учить следующим. Или у вас возник творческий кризис, стресс, возможно, вы устали от постоянного совершенствования.
В таких случаях нужно отдохнуть, расслабиться, некоторое время заниматься другими, совсем обыденными, делами и вернуться к творчеству с новыми силами.

Вопрос, что такое талант и откуда он берется, занимал людей веками. В давние времена они предполагали, что талантливый человек – это избранник небес, которого осенил незримый дух-гений. В последнее время предпочтение отдается мнению, что талант – это врожденное качество, доставшееся от кого-то из предков.

Талант – это умение делать что-то с особым мастерством и тщательностью, лучше других.

«Талант – это легко делать то, что для других трудно», считал швейцарский писатель Анри Фредерик Амьель.

А русский поэт-сатирик, писавший в последние годы жизни под псевдонимом Дон-Аминадо, говорил:

«У самородка все от Бога и ничего от среднего учебного заведения».

То есть он признавал, что талант – это то, что дается человеку самой природой.

Талант нередко играет решающую роль в жизни человека. Вспомним Михаила Ломоносова, который родился в глухой деревушке на берегу Белого моря в семье крестьянина-помора. Читать его научил поп, а грамматику и этику он выучил сам. После того, как отец задумал его женить, он в лютые морозы, чтобы его не могли догнать и вернуть, сбежал из дому в Москву. Перед этим тайно от отца, который бы его никуда не отпустил, он получил паспорт, занял немного денег, а затем пристроился к рыбному обозу, следовавшему в Москву. Ему было всего 19 лет, и его обуревала жажда новых знаний: «И все Михайле мало, мало – так воду жаждущие пьют».

Ему было суждено пройти долгий и опасный для жизни путь, ведь в чужом городе, без денег и знакомств, он мог бесследно сгинуть. Но он, назвавшись сыном попа, поступил в Свято-греко-латинскую академию и скоро стал лучшим по всем предметам. Далее были учеба в Петербургской академии наук и в Германии, звание профессора Московского университета, полученное им в 34 года. Его именем назван Московский университет, а его достижения в области науки имеют мировое значение.

А ведь его ждала участь обычного рыбака бедной рыбацкой деревни, если бы не талант и непреодолимое желание развиваться и совершенствоваться.

Однако немало жизненных примеров свидетельствуют о том, что родиться талантливым мало, и талант, как говорится, легко угробить. Об этом хорошо сказал Леонардо да Винчи:

«Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того чтобы развивать и совершенствовать свои способности, … предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества…».

Можно ли развить талант?

Рассматривая, что такое талант, психологи различают задатки и способности. Под задатками они подразумевают врожденные особенности человеческого мозга, а под способностями – индивидуальные особенности каждого человека, которые выражаются в степени его готовности овладеть определенным видом деятельности.

Они утверждают, что неталантливых людей не бывает – нужно лишь вовремя выявить и развить свой природный дар и свои способности. Кто-то из великих писал: «В каждом человеке заключен ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они … произвели самые превосходные результаты…». А народная мудрость гласит: «Под лежачий камень и вода не течет».

Первые признаки таланта в области музыки, математики, техники, изобразительного искусства обычно проявляются еще в детском возрасте. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Его формирование и развитие в значительной мере зависит от условий, в которых живет человек. Неважно, где он родился, – важно, чтобы у него была тяга к знаниям и творчеству.

Однако на определенном этапе обучения преимущество имеют те, кто живет в культурном центре и кому доступны интеллектуальные и художественные ценности. Правда, с появлением интернета доступ к ним и большие возможности получили и люди, проживающие вдали от больших городов.

Таким образом, можно обладать, к примеру, врожденным музыкальным слухом, но если его не развивать и не совершенствовать, можно «загубить» свой талант. И наоборот, не обладая таковым при рождении, но имея желание развить в себе музыкальные способности, можно превзойти того, кому они были даны «от Бога».

Как открыть и развить в себе талант

1. Проанализируем свои достоинства и навыки

Вспомним, за что нас хвалили друзья и преподаватели, в каких конкурсах мы побеждали, за что получали награды. Будем отмечать любые мелочи, вплоть до таких, как умение поддержать разговор на любую тему, выслушать собеседника, способность определить неискренность и ложь, или что-то еще.

Не исключено, что у нас не один талант, а два или даже больше. Однако развивать лучше один, ведь распыляя свои силы, мы рискуем не добиться успехов ни в одной сфере. Предпочтение лучше отдать тому занятию, к которому у нас больше лежит душа, поэтому пожертвовать остальными будет несложно.

2. Развиваем свои задатки

Определившись со своими задатками и способностями, начинаем их развивать и совершенствовать: читаем соответствующую литературу, ходим на тренинги, выставки и концерты, участвуем в обсуждениях, прислушиваемся к мнению профессионалов.

3. Используем возможности интернета

Большие возможности для самосовершенствования открывает интернет: можно начать вести свой блог, сделать свой сайт или открыть канал на YouTube. Стоит обращать внимание на комментарии своих читателей или зрителей. Конечно, часть из них принадлежит так называемым хейтерам и содержит неаргументированную критику, негативные, а то и агрессивные высказывания, на которые не стоит обращать внимания.

Если мы не видим в них смысла, если у нас нет конечной цели или она весьма туманна, мы будем плыть по течению, в очередной раз обещая себе начать новую жизнь с понедельника. А достигнув определенного возраста, будем сожалеть о том, что так и не смогли найти себя и раскрыть заложенные в нас способности. Недаром говорят, что одно из условий человеческого счастья – найти свое призвание и реализовать себя.

Поэтому наряду с определением рода деятельности, которому мы посвятим свою жизнь, важно найти стимул, который будет поддерживать в нас желание совершенствоваться: будь то чья-то история успеха, фильм, картина или что-то еще.

Настало время еще раз подумать о таланте. Таланты могут быть артистические или технические, интеллектуальные или физические, личные или социальные. Вы можете быть талантливым интровертом или талантливым экстравертом. Ваши таланты не обязательно должны приносить деньги, быть полезными или общепринятыми, но они всегда будут вашими собственными, частью того, что делает вас вами. Научиться искать свои таланты в правильных местах и развивать из них навыки и способности потребует определенных усилий, но творческий подход позволит вам исследовать свои природные способности и найти свои врожденные таланты.

Шаги

Часть 1

В поисках талантов

    Хватит ждать, что таланты сами появятся. Вы не узнаете, что у вас талант к игре на гитаре, если вы никогда не попробуете играть на гитаре. То же касается балалайки, вязания, бадминтона и тирольского горлового пения. Найдите талант, который кажется вам крутым, и узнайте о нем все, что только сможете. Выясните, что для этого нужно, и посмотрите, что вы имеете для этого. Если вы никогда не попробуете, вы никогда не узнаете. Вы не сможете найти талант, если не попробуете. Вы сможете обнаружить свои природные наклонности, способности и таланты только тогда, когда вы проверяете свою отвагу и активно ищете новые впечатления. Встречайтесь с препятствиями и ищите вызовы, чтобы узнать, какие врожденные навыки и способности вы можете в себе таить.

    Попробуйте вещи, которые легкие. Что у вас естественно получается? Что вы делаете, не задумываясь? Что вы любите? Посмотрите на свои страсти и интересы с точки зрения таланта. Если вам нравится проводить дни напролет, делая эскизы, читая или танцуя, нет смысла тратить время, желая иметь кулинарный талант. Сфокусируйтесь на талантах, которые вы действительно имеете, фокусируйтесь на том, что вам легче всего дается.

    • Если вы ходите в школу, какое домашнее задание получается у вас легче всего? Что вас меньше всего беспокоит? Ответ может навести вас на ваши природные таланты.
    • Обратите внимание на то, что другие люди могут отмечать в вас. Часто другие могут быть даже более проницательными в отношении того, что у вас хорошо выходит, чем вы сами. Попросите свою семью, своих друзей и своих учителей помочь вам выяснить, что, как им кажется, у вас легко получается.
  1. Попробуйте сложные вещи. Вас пугает сцена или публичное выступление? Начать писать рассказ и закончить его? Схватить микрофон и приложить ручку к бумаге? Делайте то, что вас пугает. Что у вас в списке талантов, выброшенных в мусорную корзину? Какой талант бы вам хотелось иметь от природы, не пробуя? Примите большие вызовы и выясните, что понадобится, чтобы преуспеть в них.

    • Начните учить все, что можете, о разных талантах и навыках, чтобы прояснить процесс. Отжигать на электрогитаре как Джимми Хендрикс может казаться невозможным, но если вы не знаете, как взять соль-аккорд, у вас нет ни малейшего представления, насколько это сложно.
    • Джеймс Ерл Джонс, голос Дарт Вейдера и известный своей игрой в шекспировских пьесах актер с цветущим, божественным голосом в детстве страдал от страшнейшего заикания. Он до смерти боялся говорить в классе и научился говорить должным образом, только взглянув в лицо своему страху. Сейчас он широко признан как один из самых талантливых актеров озвучивания в мире.
  2. Последуйте за своим наваждением. О чем другие уже устали слышать от вас? Что у вас есть такое, от чего вы оттягиваете себя за уши? Используйте вещи, которыми вы одержимы, чтобы обнаружить свои способности и таланты, которые могут быть спрятаны под поверхностью.

    • Даже если вы одержимы чем-то, что трудно связать с каким-то талантом, например, смотреть телепрограммы или игровые фильмы, отметься в себе это. Возможно, у вас есть талант рассказывать истории, или анализировать повести. Возможно, у вас есть талант оценивать фотографические ракурсы. Каждый критик фильмов начинал точно так же. Соедините свою страсть с изучением истории создания фильма и изучением того, как делаются фильмы.
  3. Следите за своими маленькими успехами. Если вы чувствуете себя бесталанным, возможно, это потому, что вы пропустили свой собственный успех. Попробуйте внимательно рассмотреть успехи, и малые и большие, чтобы выявить те вещи, к которым у вас могут быть природные наклонности. Думайте творчески о том, как эти маленькие успехи можно соединить с более значимыми талантами и способностями.

    • Возможно, вы только что "замутили" убийственную вечеринку. Может звучать не похоже на талант, но если у вас есть навыки общения с людьми, планирования и организационные способности, нужные, чтоб все провернуть, отпразднуйте ее как успех. Возможно, у вас таланты лидера и управленца, которые еще пригодятся вам позже.
  4. Игнорируйте телевидение. Шоу талантов типа “Минута славы” имеет очень узкие формулировки того, что значит быть талантливым. Если вы не привлекательный молодой человек с выдуманной легендой и громким сценичным певческим голосом, все такие шоу подводят людей к тому, что они начинают верить в свою бесталанность. Это не правда. Быть талантливым не означает быть известным, привлекательным или в какой-то степени быть актером. Это значит увлеченность, творческое мышление и внимание к деталям. Это значит, что у вас есть ненастная любознательность в доращивании неких своих врожденных способностей до навыков. Вам нужно только найти их.

    Часть 2

    Быть креативным
    1. Пройдите тест на определение особенностей личности. Такие тесты часто используют в агентствах по трудоустройству, чтобы проверить и выяснить, к чему у вас могут быть врожденные способности. Они работают так же, как талант. Больше узнайте о своих природных наклонностях к отдельным идеям или от них, отношении и линиях поведения, и это поможет вам узнать больше о своих талантах. Такие тесты не выявляют таланты сами по себе, но они могут показать направление, снабдить вас кусочком пазла.

      Поговорите с вашими друзьями и семьей. Должно быть, один из лучших способов обнаружить свои спрятанные таланты - поговорить с теми, кто знает вас лучше всех. Мы часто не замечаем свои навыки и прячем свои способности, слишком часто пропуская то, что делает нас великими. Если вам достаточно повезло иметь друзей и семью, которые заботятся о вас, они не постесняются перечислить их.

      Рассмотрите как свои достоинства, так и недостатки в поисках таланта. Одним из способов понять, в чем ваш талант, это думать о какой-то сверхъестественной способности делать что-то так, что оно кажется легким. Еще один способ найти талант, это думать о нем, как о способности преодолевать некие препятствия. Был ли слепой гитарист Вилли Джонсон более талантливым от того, что был слепым? Был ли Джеймс Ерл Джонс лучшим актером от того, что заикался? Был ли Майкл Джордан лучшим игроком в мяч потому, что его выгнали из команды?

      • Не позволяйте воспринимаемым ощущениям или вызовам удерживать вас от испытания нового и развития в себе таланта. Посмотрите на вещи, которые кто-то другой мог определить как вызовы вашей личности или вашим способностям. Если вы застенчивый человек, было бы тем более впечатляющим, если бы вы стали великим рок-н-рольным певцом? Если вы очень низкий, вы можете стать великим игроком в мяч?
    2. Сами себе определите талант. Некоторые люди считают, что Хендрикс был лучшим гитаристом всех времен, но он не смог бы сыграть классическую гитарную пьесу даже для спасения собственной жизни, потому что не умел читать по нотам. Он мог бы быть способным на это, если бы положил на это всю свою концентрацию, но классический музыкант мог бы посмотреть на Хендрикса как на бесталанного ремесленника от музыки. Не позволяйте другим людям говорить вам, что вы отлично рассекаете на скутере, если это не “настоящий” талант, или что приготовление по-настоящему отличного запеченного на гриле сыра не считается.

    Часть 3

    Развитие вашего таланта
    1. Посвятите себя формированию навыка из вашего таланта. Раян Лиф должен был стать очередным многообещающим спортсменом. Великий футбольный куортербек, обладатель кубка Хайсмана, второй номер драфта НФЛ среди игроков, подбирающих мяч. Быстро продвигавшийся в течение нескольких лет, Лиф считается одним из самых больших неудачников всех времен, не сумевший поддержать свои достижения на высоком уровне. Врожденный футбольный талант ничего не значит, если вы не прикладываете усилия, чтобы развить из него навык.

      • Когда вы найдете свой талант, отнеситесь к нему, как к семени, которое вы растите. У вас есть хороший старт, но вам все еще нужно поливать его, мульчировать, и полоть вокруг, чтобы убедиться, что ваше семечко вырастет в большое растение. Понадобятся усилия.
    2. Найдите других талантливых людей. Как железо острит железо, так талантливые люди оттачивают друг друга. Если у вас есть в чем-то талант, или если вы только надеетесь развить талант в какой-то области, окружите себя другими талантливыми людьми и копируйте их поведение, как в бытовых вещах, так и их в отношении к своему таланту. Учитесь всему, чему можете, у талантливых людей.

      • Найдите наставника, который захочет разжевать вам ваши необходимые действия и будет вас натаскивать в развитии ваших новых навыков. Расцветающим гитаристам нужны хорошие учителя помимо находящихся в YouTube. Расцветающим певцам нужны другие музыканты, с которыми вместе они смогут играть музыку.
    3. Уважайте сложность вашего таланта. Развить из таланта навык, а из навыка способность будет сложно. Чем больше вы будете узнавать о предмете, задании или способности, тем более сложным это будет становиться. Примите решение учиться всему, что только можно, о вашей отрасли и поставьте себе высокую цель стать мастером. Превратите ваш талант в нечто особенное. Сделайте его настоящим.

      • Никогда не сдавайтесь, даже если терпите неудачу!
      • В жизни есть три "В": "Воспользуйтесь" шансом, чтобы сделать "Выбор" и ответить на "Вызов" в своей жизни.
      • Будьте терпеливыми, тоже. Может занять немало времени и потребоваться много неверных движений, пока вы не обнаружите, что у вас получается лучше всего.
      • Смотрите широко на то, в чем может заключаться ваш талант. Он может оказаться не совсем в том, в чем вы ожидали.
      • Попробуйте делать много разных вещей и читать еще о большем числе вещей. Если вы не чувствуете, что это созвучно вам, - двигайтесь дальше; если чувствуете, исследуйте это вглубь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как выявить и развить талант

«Есть люди, которые очень талантливы, но безумно ленивы, а есть люди, которые не очень талантливы, но очень трудолюбивы. И кто будет добиваться цели всегда, не опуская рук, тот добьется. В каждом человеке есть талант, но его нужно развивать» - скажет любой философ, психолог, учитель.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Если вовремя выявить способности и таланты ребенка, то впоследствии, обнаруженные способности могут стать залогом успешного развития его карьеры. Родителям нужно будет просто помочь малышу развить его способности.

Способный ребенок - не только повод для гордости, но и серьезная задача для родителей. Мы подскажем, как правильно развить таланты вашего чада.

Ребенок обычно начинает проявлять способности к какому–то определенному занятию в возрасте 4–5 лет, хотя бывает и так, что необыкновенное дарование видно уже у трехлетнего малыша. Как не «проворонить» талант и сделать так, чтобы и во взрослой жизни ребенок мог им пользоваться? Внимательно наблюдайте за ребёнком. Проводите с ним время, обращайте внимание на то, что доставляет ему радость и в чем он действительно силен.

Талантливому ребенку нужен терпеливый «поводырь», который направит его интерес в нужную сторону. Конечно, вы можете записать малыша на дополнительные занятия - музыкальные, художественные или спортивные. Это наверняка даст свои плоды. Но ничто так не мотивирует ребенка к творчеству, как игры вместе с родителями , потому что благодаря этому, он чувствует себя нужным, приобретает уверенность в себе, смелость в начинаниях.

Как развить талант

Как же быть, когда ваше дитя очень энергичное и активное? Не сердитесь на него. Его всего лишь нужно отдать в спортивную секцию. Возможно, у ребенка проявится спортивный талант. Изучите его поведение и сделайте соответствующие выводы о выборе определенного вида спорта для него. Как правило, дети с ярко выраженным спортивным талантом смелые и отважные. Синяки, ушибы и шишки их не пугают. Они прекрасно физически развиты. Очень любят различные соревнования и спортивные состязания. Порой кажется, что они никогда не устают. Познакомьте ребенка с различными спортивными дисциплинами. Пусть он выберет, что его интересует. Купите ролики или велосипед, о которых малыш мечтает. В выходные вместе посещайте бассейн или ездите на велосипеде. Смотрите по телевизору спортивные программы. Сходите вместе с ребенком на соревнования, поговорите со спортсменами. А во время семейного пикника организуйте свой матч. Например, кидайте мяч в корзину (это не обязательно должно быть профессиональное оборудование). Стоит сыграть и в боулинг: наполните песком пластиковые бутылки, цельтесь в них мячиком, чтобы сбить как можно большее количество. Такая игра не только тренирует ловкость, но и улучшает зрительно–моторную координацию.

Ребята с музыкальным талантом всегда будут стремиться туда, где звучит музыка. Они прекрасно чувствуют ритм и напевают мелодию. Когда же они поют, они вкладывают в музыкальные произведения собственные эмоции и чувства. Обычно ребенок с хорошо развитыми музыкальными способностями либо сам выучивается играть на музыкальном инструменте, либо настаивает, чтобы родители купили ему инструмент и отвели его в музыкальную школу. Знакомьте малыша с различной музыкой, водите его на концерты. Устраивайте семейное караоке. Музыку с текстами песен для детей вы можете найти, например, на сайте www.kindermusic.ru. Играйте в игру «Угадай мелодию» - давайте ребенку слушать его любимые мелодии с середины. Пусть он не только узнает название, но и споет начало песни. Сделайте вместе инструменты из подручных материалов - банок, бутылок, коробок. Наполните их рисом, горохом и т. д. Если в эту игру включатся все домашние, то получится целый оркестр!

Вместе сочиняйте аккомпанемент к стихам. Со старшими детьми можно играть в композитора. Скачайте одну из простых компьютерных программ для создания музыки. (например ACID Music Studio).

Как выявить талант у ребенка к рисованию ? Художественные способности проявляются в желании ребенка постоянно что-то рисовать, лепить, чертить. Обратите внимание на рисунки вашего ребёнка. Если у него есть художественные способности, то он вместо того, чтобы рассказать о каком-либо происшествии или событии, постарается это изобразить на бумаге. Он будет вдумчиво комбинировать различные краски и материалы, с которыми работает. Покажите ребенку, как обычные предметы можно превращать в произведения искусства. Из смятых газет сделайте скульптуру, а из пластиковой бутылки - вазу, оклеив ее разноцветными веревочками или пластилином. Интересные картины можно делать из растолченных яичных скорлупок на бумаге, покрытой клеем (высохшую картинку потом нужно закрепить лаком для волос).

Покажите, что различные художественные техники можно соединять. Можно не только рисовать: девочке понравится собственноручное производство бижутерии - бус, колец или диадем принцессы.

Все работы ребенка сохраняйте, делайте выставку его художественных достижений. Если вы решили сделать ремонт комнаты юного художника, вовлеките его в это занятие.

Актер или писатель. Как распознать?

Уже в детском саду ребенок–писатель с удовольствием листает и слушает книги и даже бегло читает! Он быстро запоминает стихи, смело их рассказывает, у него богатое воображение, он сам сочиняет сказки. Его словарный запас велик, он интересуется значением новых слов. Ребенок способен выражать свои эмоции, говорит много и ярко, любит, чтобы его слушали. Охотно подражает героям сказок, фильмов.Как развивать?

Запишите малыша в библиотеку. Ходите туда вместе. Пусть ребенок сам выбирает книги. Разговаривайте о них. Предложите ребенку самому придумать, что происходило с героями сказки дальше. Можете читать книги вслух всей семьей: фрагмент - мама, фрагмент - ребенок, папа, сестра… Если ребенку особенно понравилась какая–то книга, организуйте домашний театр. Вместе с малышом сочиняйте стихи, играйте в слова. Выдумывайте рифмы к одному слову или придумывайте вместе историю: вы говорите первую строчку, ребенок следующую и т. д. Получившийся стишок запишите на бумаге, а еще лучше на аудио или видео. Водите малыша в театр, на встречи с авторами книг. Пусть эти совместные посещения станут ритуалом.

Технические способности , в отличие от всех предыдущих, проявляются гораздо позднее. О том, что у вашего юного дарования есть данные способности, можно догадаться по его стремлению к разбору и сбору конструкций и предметов. Они очень любят находить самостоятельно причину неисправности различных механизмов. С легкостью чинят поломавшиеся игрушки, поделки, приборы. И, конечно же, увлекаются взрослой технической литературой.

А может у вас растёт будущий ученый. Как распознать?

Ребенок интересуется числами, все считает, обращает внимание на таблички, деньги, легко концентрируется, любит играть в настольные игры, разгадывать ребусы, новые игрушки разбирает на части, чтобы проверить, как они работают. Он ориентируется во времени, умеет пользоваться часами. Как развивать?

Вовлеките ребенка в домашнюю работу, во время которой он будет считать. Пусть помогает отсчитывать ингредиенты для пирога, следит за временем приготовления, поможет накрывать на стол для определенного количества человек, проверяет количество продуктов в холодильнике.

Вместе разгадывайте головоломки. Играйте в настольные игры. Шашки, игры с кубиками и фишками или пазлы развивают логическое мышление. По окончании игры или решения головоломки попробуйте вместе выяснить, как вы пришли к решению или почему эти элементы подходят. Придумывайте математические забавы. На цветной бумаге нарисуйте геометрические фигуры, например 10 кругов, квадратов, треугольников. Вместе их вырежьте. Попросите малыша составить из них домик, машину и т. д., а потом попросите посчитать, из скольких фигур они состоят. Если ребенок обожает компьютер, разгадывайте головоломки в Интернете. Можете скачать бесплатные программы с заданиями, например «Математические игры для детей».

Известный психолог Говард Гарднер, в своей книге «Рамки ума», описывает 7 разновидностей таланта или типов интеллекта.

1. Вербально-лингвистический . Это один из самых важных талантов человека, так как именно он способствует сбору и передаче информации между людьми. Этот дар присущ журналистам, писателям, учителям и юристам . Дети, которые обладают этим даром, обычно хорошо читают с раннего возраста, пишут без ошибок, как бы, на интуитивном уровне, имеют высокий показатели в школе. Прекрасно находят общий язык с другими детьми и обладают талантом межличностного общения.

2 . Цифровой. Дети, которые имеют этот талант, любят совершать разные математические действия, решать логические задачи. Увлекаются программированием и компьютерной техникой. Их будущее – это инженерия.

3. Пространственный. Архитекторы, дизайнеры, художники благодаря этому таланту могут себя реализовать. Детям присуще хорошо развитое образное мышление, это фантазёры и выдумщики, они любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением.

4. Физический. Многие дети, которым нелегко даются школьные науки, в будущем могут реализовать себя как отличные спортсмены. Школьникам, которым присущ этот талант, легче дается обучение, если оно идёт через практическое действие и манипуляцию. Реализация этого таланта происходит в спорте, строительных профессиях, там, где действие сопряжено с механизмами.

5. Личностный. Иными словами его можно назвать «эмоциональный» талант. Люди, у которых зона мозга, отвечающая за эмоциональное состояние, доминирует над рациональной зоной. Им часто бывает сложно поверить в свои силы и сделать решительный шаг, перебороть внутренний страх. Автор данной классификации считает, что это один из самых важных интеллектуальных типов, так как он ассоциируется с нашим внутренним голосом, который, в конечном счёте, и принимает все жизненно важные решения. Дети, обладающие этим даром, часто связывают свою жизнь с актёрской карьерой.

6. Межличностный . Это прекрасные коммуникаторы. Им легко даётся общение с другими людьми. Из них получаются хорошие проповедники, политики, продавцы, ораторы.

7 . Талант ощущения окружающей среды . К таким людям относятся те, которые имеют дар наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. В будущем – это талантливые биологи, ботаники, садоводы, егери, океанографы и дрессировщики.

Кроме этих основных талантов, на сегодняшний день учёные выделяют еще около 30 типов интеллекта.

Следует отметить, что, к примеру, интеллектуальные,музыкальные и художественные способности проявляются намного раньше, чем литературные либо технические способности. Для развития последних недостаточно просто увлечения ребенка, необходима помощь специалистов, родителей и учителей.

Не стоит также забывать и о том, что у детей таланты и способности могут проявиться не в детстве, а в юношеском возрасте. Главное в вопросе «как развить талант ребенка» – это своевременная поддержка родителей и учителей. В первую очередь, родителей, потому что именно они больше времени проводят со своими детьми. Знают их привычки, вкусы, предпочтения, манеры поведения, которые в присутствии других людей, зачастую, проявляются в иной форме.

Задачи родителей:

  1. Не навязывать ребенку собственные цели и желания, а выявлять его собственные таланты и их целенаправленно развивать.
  2. Поощрять подобные интересы и всячески способствовать их проявлению.
  3. Раскрыть талант ребёнка и создать условия для его максимального развития.
  4. Создать доверительные отношения между ребёнком и взрослыми, которые помогут выявить и, в дальнейшем развивать, талант.

Как известно: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Встаёт закономерный вопрос: как же дар, данный природой, не загубить. Потому как исследования, проведенные американскими учёными, показывают, что только 3% талантливых детей могут реализовать свои способности и стать успешными людьми во взрослой жизни.

Что же получается – если в детстве таланты не обнаружил, то все?

Это далеко не так. Теперь уже все зависит от самого человека. Ведь талант – это не просто способности, это способности, которые раскрываются с приобретением опыта и навыков.

Талант – это то, что человек любит делать больше всего, то что человек никогда не бросит делать, то к чему он возвращается снова и снова, то от чего он получает удовольствие. Мы можем решить, что то, чем мы занимаемся – это талант, но часто мы попадаем в далеко неидеальные условия, когда хочется все бросить и послать куда подальше. И если в таких сложных условиях мы не бросаем наше дело, то можем смело считать, что это наш талант.

Талант – это не обязательно живопись или литература, талантливые люди есть в любом деле: есть талантливые руководители и талантливые домохозяйки, есть талантливые программисты, есть талантливые продавцы и талантливые сантехники. Оглянитесь вокруг – талант есть у всех, просто возможно, еще не все его открыли. Это может быть связано с заниженной самооценкой, с отсутствием самоуверенности, но в большей степени - это боязнь что-то поменять. И если не начать работать со своими талантами, то они так и останутся в «архиве». Талант, как и любая способность, требует постоянной тренировки и практики. Всё зависит только от вашего желания и вложенных усилий.

Психологи выделяют разрушителей таланта.

1. Неумение ценить время.

2. Привязка к материальным ценностям.

3. Неуверенность в своих силах

4. «Звёздная болезнь»

5. Пагубные привычки. Данный бич таланта касается уже взрослых дарований, которые однажды почувствовав вкус славы, становятся зависимыми от этого. И когда эта неверная птица счастья вылетает в открытое окно, не каждый может справиться с разочарованием, вот тогда и наступает момент истины, и многие гении ищут утешение в вине и наркотиках.

Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети превращались в гениальных взрослых, природный дар необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил его в сказочный бриллиант.

Поэтому единственный рецепт, который можно дать, - стараться, с одной стороны, предоставлять ребенку как можно больше разных возможностей, а с другой, внимательно следить за тем, как он реализуется. Если возникает какой-то прорыв, это важно заметить. Важно предоставить ребенку много разных возможностей.

Главное – не ошибиться и не принять свой собственный выбор за выбор своего ребёнка…

Талант останется нераспознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Он проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью дети развиваются интенсивнее.

Не менее важен интерес родителей к тому, что делает ребенок . Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с прохладцей, у ребенка тоже пропадает интерес.

Счастливы те люди, которые узнали свой талант, живут в нем, развиваются. Жизнь таких людей наполнена радостью, благодарностью, уверенностью.

Снова, казалось бы, набор общих, банальных фраз. Всё это мы знаем, всё понимаем, но почему-то не делаем. Страх, инертность, неорганизованность, неуверенность в себе слишком велики. Кто-то удачно сформулировал: «Лень – забор с острыми кольями: сидишь на нём – и вертишься от боли, а спрыгнуть страшно».

Без труда талант-это фейерверк, на мгновение ослепляет, а потом ничего не остаётся .

В общем, «наши цели ясны, задачи определены – за работу, уважаемые родители!»


Польникова Елена Александровна

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТОВ

Аннотация

В статье приведен обзор понятий управление талантами, основные направления программ управления талантами, описана программа развития талантов ООО «Двигатели мира»

Ключевые слова: управление талантами, программа развития талантов

Elena Aleksandrovna Polnikova

TALENT DEVELOPMENT PROGRAM

Abstract

The article provides an overview of the concepts of talent management, the main directions of software talent management, talent development program is described of “Engines of the world”

Keywords: talent management, talent development program.

Программа развития талантов

В современном мире одним из конкурентных преимуществ любой компании является персонал, его знания, уровень квалификации и эффективность. В условиях жесткой конкуренции компании вынуждены постоянно совершенствовать свои подходы по работе с персоналом, не только для привлечения новых эффективных работников, но и прежде всего для удержания существующих. Ведь развитие работников сегодня – это инвестиции компании в будущем. Особое внимание заслуживают талантливые работники: образованные, квалифицированные, целеустремленные, сообразительные, инновационные, ответственные, быстро обучаемые, идущие в ногу со временем, знающие себе цену, так называемые сотрудники «Звезды».

Сейчас именно за таких «звезд» идет борьба, работодатели конкурируют друг с другом, предлагая талантам различные условия и мотивационные пакеты. Их не легко найти и трудно удержать, как управлять такими сотрудниками? В чем их интерес и мотивация? Искать или развивать собственных? Порой вопросов больше чем ответов, тем не менее, компании совершенствуют имеющиеся и внедряют новые программы по работе с работниками «звездами».

Разберемся в основных понятиях.

Уже в 70-е годы директора крупнейших компаний, таких как GE, Cоcа-Cоlа, Fоrd начали задумываться о том, как удержать в компании наиболее перспективных и эффективных сотрудников, как их мотивировать и создать условия для их развития. Однако официально термин «управление талантами» появился в 90-е годы двадцатого столетия. После того как в конце 1990-х гг. группа консультантов компании McKinsey провозгласила «войну за таланты», понятие «управления талантами» стало одним из самых распространенных терминов и остается им по сей день. Оно подразумевает деятельность в области управления персоналом, направленную на вовлечение сотрудников в инновационный процесс, формирование творческих стимулов и развитие творческого потенциала сотрудников как будущих лидеров.

К концу 2000-х годов сложилось несколько представлений об управлении талантами:

  • как о наборе процессов управления персоналом (подбор, оценка, обучение, удержание и т. д.), насыщающих организацию нужными (эффективными) людьми и поддерживающих её в этом состоянии; в рамках этого представления организации не проводят чёткого разделения сотрудников на талантливых и нет - важно чтобы все сотрудники были максимально эффективны в рамках той работы, которую они выполняют.
  • как о процессах управления особыми (талантливыми) людьми, которых по определению в компании не может быть много; в рамках такой трактовки подразумевается чёткое разделение сотрудников на «талантливых» (HiРо ) и остальных, для «талантов» используется специальные технологии управления и развития.

Безусловно, каждое из этих определений имеет место быть. Хочется отметить, что эффективность работника зависит не только от его знаний и опыта работы, но и желания, способностей и потенциала. Каждый работник обладает талантом, который нужно развивать и использовать. Остается только определить этих потенциальных работников «звезд» и заниматься их совершенствованием.

В 2013 году компания РWC провела исследование среди 62 компании, из которых 53% составляют российские компании, и 47% – международные. Согласно данному исследованию 92% респондентов ответили, что в их компаниях ведется работа по управлению талантами, и только 8% участников отрицательно ответили на этот вопрос. Следовательно, вопросы, связанные с выявлением, развитием и удержанием ключевых сотрудников очень важны для компаний. Кроме того, было установлено, что у 86% респондентов программы по управлению талантами ориентированы на всех сотрудников компании. И лишь 14% респондентов, большая часть из которых российские компании, в программу по управлению талантами включают только руководящих сотрудников.

Очевидно, компании понимают необходимость более пристального внимания к вопросу управления талантами, а также поиска решений по оптимизации различных подходов к вопросам развития, удержания и мотивации талантливых и перспективных сотрудников.

Существует очень много программ, направленных на работу с талантливыми работниками и в каждой компании они индивидуальны. В основном эти программы направлены на:

  • мотивацию работников (как материальную, так и не материальную)
  • развитие компетенций (профессиональных и поведенческих)
  • планирование карьеры

В данной статье хочу рассказать о программе развития талантов компании «Двигатели мира».

Программа развития талантов (ПРТ) включает в себя 4 основных этапа: определение потенциальных и эффективных работников, развитие данных работников, оценка по итогам развития, назначение работника.

Этап первый-определение потенциальных и эффективных работников компании. Грамотное определение потенциальных и эффективных работников, является одной из сложных задач, особенно в крупных компаниях с большой численностью персонала. На что прежде всего стоит обратить внимание при выявлении данных работников: результаты оценки работников (оценка компетенций работников, оценка 360°, оценка по результатам тестирования, оценка индивидуальных целей, результаты ассессмент центра и пр.), корпоративные достижения, мнение руководителя (коллег), инициативность и желание самого работника. Благодаря данным критериям отбора, будет сформирован пул потенциальный участников ПРТ.

Утверждение участников программы развития талантов и определение направлений для развития под задачи компании осуществляется на комитете ПРТ. По итогам комитета сформирован пул высокопотенциальных работников для дальнейшего развития и продвижения, каждому присваивается своя категория. Категории: «В» – развитие в рамках вертикальных позиций (менеджер по продажам – руководитель отдела продаж), «Г»-развитие в рамках горизонтальных позиций (менеджер по продажам автозапчастей (розница)-менеджер по продажам автозапчастей (опт), «Э» – расширение работником экспертизы в рамках той должности которую он занимает (при новых масштабных задачах, проектах, научно-исследовательская деятельность).

Этап второй – развитие участников ПРТ. После определения участников программы выстраивается персональная программа развития, под конкретные потребности бизнеса и с учетом слабых и сильных сторон участника. В течение 1 года работник активно развивается, используя наставничество, стажировки (в т.ч. и за рубеж), индивидуальный план развития, различные тренинги, семинары, дистанционное обучение. Основная масса задач направлена на развитие на рабочем месте. Исходя из персональной программы развития каждого работника, каждому определено свое время на развитие, минимум 1 год.

Этап третий – оценка участников программы развития талантов. Оценка развития участников программы осуществляется по итогам каждого года развития. На комитете ПРТ с учетом самооценки работника выносится решение об уровне развития работника, а также целесообразность продолжения участия в программе, возможная корректировка персональной программы развития, назначение участника на целевую позицию (новый проект/задача), либо исключение из программы.

Этап 4 – назначение работника на целевую позицию (проект/задачу). По итогам 3 этапа ПРТ, с учетом успешной реализации программы развития, работник может быть назначен на новую позицию. Но на этом развитие данного работника не заканчивается, он входит в группу работников «Звезд».

Таким образом, в компании сформирована группа работников «звезд» под конкретные задачи бизнеса для текущих и перспективных потребностей.

Лидерство на рынке обеспечивается талантливым персоналом, поэтому иметь талантливых работников – это одно из конкурентных преимуществ любой компании. Для того чтобы в компании всегда были работники «Звезды» необходимо понимать ценности и предпочтения разных категорий персонала, строить индивидуальные программы развития для каждого из них, мониторить показатели вовлеченности и увольнения работников, а также следить за современными тенденциями рынка и деятельностью конкурентов.

Литература

  1. Управление талантами [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2012. – URL: httр://ru.wikiрediа.оrg/wiki/ Управление талантами (дата обращения: 28.06.2015).
  2. РwC Экспресс-исследование 2013: управление талантами и ценностным предложением для сотрудника [Электронный ресурс] // – URL: httр://www.рwc.ru/en_RU/ru/hr-cоnsulting/рublicаtiоns/аssets/hr-рulse_survey-tm-evр-2013.рdf (дата обращения: 29.06.2015).

Referen с es

  1. Tаlent Mаnаgement//Wikiрediа: free wikis. – Electrоn. dаn.- , 2012. – URL: httр://ru.wikiрediа.оrg/wiki/ Tаlent Mаnаgement(dаteоf circulаtiоn: 29.06.2015).
  2. РwC study Exрress 2013: tаlent mаnаgement аnd emрlоyee vаlue рrороsitiоn // – URL: httр://www.рwc.ru/en_RU/ru/hr-cоnsulting/рublicаtiоns/аssets/hr-рulse_survey- tm-evр-2013.рdf (the dаte оf circulаtiоn: 06.29.2015).