Когда поминают родителей в году.

Родительские субботы в 2018 году – особые дни в церковном календаре, в которые православные христиане поминают умерших родственников. Поминовение усопших церковью – особый ритуал. В эти дни проводится панихида, на которой упоминают имена людей, покинувших этот мир. Накануне молебна верующие несут в церковь записки с именами почивших родственников. В поминальные субботы принято вспоминать не только умерших родственников, но и знакомых.

Родительскими эти субботы названы потом, что зачастую родители покидают этот мир раньше своих детей.

В Великий пост в течение недели богослужения не проводятся. Поэтому для поминовения усопших отводятся субботы. В этот день верующие люди идут в церковь, а после её посещения отправляются на кладбище.

В в храмах читаются молитвы для очищения от грехов всех православных христиан. Люди, пришедшие в церковь, молятся не только за своих близких, но и за других людей, которые закончили своё существование на земле. Прочтение всеобщей молитвы в Родительскую субботу помогает отпустить все грехи и попасть душам в Царствие Небесное. Множество пропавших без вести, а также погибших при разных обстоятельствах людей обретают душевный покой и могут вознестись на Небеса.

Видео: родительские субботы – дни особого поминовения усопших

Родительские субботы поминание усопших в 2018 году

Родительские субботы в 2018 году проводятся традиционно. В эти дни в церквях проходит Божественная литургия и происходит поминовение усопших. Люди, посетившие храм, приносят записки с именами умерших родственников, и передают их священнику, чтобы он упомянул близких во время службы.

Кроме обычных родительских суббот есть ещё Вселенские (Мясопустная и Троицкая).

Поминальные даты в 2018 году по православному календарю:

10 февраля Мясопустная суббота Суббота за неделю до Великого поста. Один из главных поминальных дней в году. В это время поминают всех невинно замученных и убитых православных, которые погибли за веру во Христа.
3,10 и 17 марта 2-я, 3-я и 4-я субботы На протяжении Великого поста мало дней, в которые можно совершать полную Литургию и читать главную церковную молитву за усопших. Поэтому церковью было установлено три особых дня поминовения.
17 апреля (девятый день после ) С этого дня, после длительного перерыва на Великий пост и пасхальные дни, Уставом церкви разрешаются общецерковные поминовения умерших.
9 мая День памяти погибших воинов После литургии проводится благодарственный молебен. Церковью почитаются воины, исполнившие священный долг перед народом и Отчизной.
26 мая Троицкая суббота (выпадает перед праздником ) В России и на юго-востоке Белоруссии – это самый большой и почитаемый поминальный день. В этот день вспоминаются все когда-либо умершие христиане.
3 ноября День всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно перед (8 ноября).

Существуют поговорки, связанные с родительскими субботами:

Видео: православный календарь на 2018 год: дни поста и родительские субботы

Мы неизменно проявляем тягу к воздаянию почестей усопшим родным и близким. Ведь так важно отдавать им дань памяти и уважения. Это помогает сохранять связь поколений и является обязательным условием духовной жизни. От нас требуется совсем немного — знать, когда будут отмечаться эти дни, только в этом случае мы можем достойно подготовиться к их проведению.

Что такое Радоница?

Называемый Радоницей или иногда Радуницей этот день входит в число специальных праздников, отведенных церковью для почитания умерших. Такие особенные дни (всего их в году 8) отмечаются по субботам, откуда и пошло их название – «родительские субботы».

Однако Радоница стоит особняком в череде этих памятных дней, так как в большинстве своем практически всегда выпадает на вторник. Особенностью этого самого главного родительского дня в году является не только то, что он отмечается во вторник, но и то, что он по своей значимости стоит на первом месте среди всех поминальных дней.

За Радоницей не закреплена точная дата, каждый год время проведения этого дня меняется в зависимости от того, когда отмечается Пасха. Надо лишь отсчитать 9 дней от Светлого Христова Воскресенья и получим собственно точную дату Радоницы. То есть, иными словами, это первый вторник после Красной горки (Фомина воскресенья). Таким образом, дата родительского дня в 2017 году выпадает на 25 апреля.

Поминальные дни

Чтобы иметь возможность вовремя почтить память усопших родных и близких, позаботившись об их душах прочтением молитв и посещением кладбища с целью поддержания порядка на могилах, просто необходимо знать точные дни поминовения. Православные родительские дни в 2017 году приходятся на следующие даты:

Теперь зная родительские дни посещения кладбища в 2017 году, вы сможете грамотно подготовиться и устроить достойный ваших усопших родных и близких поминальный обряд.

Истоки и смысл Радоницы

По свидетельству множества ученых и библейских личностей, в том числе Иоанна Златоуста, история Радоницы уходит своими корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества это был великий праздник поминания усопших, проводившийся с широким размахом. Люди, собираясь на могильных курганах, устраивали тризну (поминальный пир) и шумные гуляния, пытаясь задобрить души почивших. В народном сознании этот праздник засел так глубоко, что официальная церковь по прошествии долгого времени признала этот день, возведя его в особый ранг.

Значение этого праздника скрыто в его названии, которое у разных славянских народов может звучать по-разному. Это и Радовница (некоторые регионы России), и Могилки, и Гробки (Украина), и Навий день (Белоруссия).

Радость воскрешения в особенные дни

Однако в любом случае «Радоница» по своему происхождению приравнивается и к слову «радость» и к понятию «род, родственный». О какой же радости может идти речь в такой скорбный день? Церковь объясняет: в Радоницу посещая храм и могилы предков, мы не должны впадать в уныние и тоску, но радоваться за близких людей, представших перед ликом Господа. Они теперь близки Богу и их души радуются, находясь в любви и счастье.

Так, почему бы нам, их потомкам, не радоваться за них, вознося молитвы? Приводя в порядок могилу, мы также совершаем некое ритуальное действие, символически означающее подготовку к воскрешению души.

Главное, что мы должны и можем сделать в этот день для умерших родственников, – уделить достаточное время молитвам. Если нет возможности пригласить на могилу священника с целью прочитать литию (поминальный молебен), то можно это сделать самому. Именно в молитвах нуждаются наши родные и близкие, а не в чрезмерном поедании пищи и распитию спиртного. Так учит Церковь, и так нужно поступать согласно совести и велению сердца.

Порядок действий и основные правила

С утра в любой родительский день православные отправляются в церковь, захватив с собой постный обед, который жертвуются либо храму, либо малоимущим, остро нуждающимся в помощи людям. Отстояв заупокойную службу, обычно отправляются на кладбища, где также читают молитвы, прибираются. Еще очень сильны такие традиции как поминания едой и выпивкой прямо на могилах. Традиционно это можно понять, но вот церковь против таких действий. В принципе, каждый поступает по своим понятиям, но все же устраивать пьяный пир на могилах это дело не богоугодное.

Радоница на Руси

К слову сказать, на Руси на Радоницу расстилали рушники и скатерти прямо на могильный холм, и, разложив обильное яство, придавались трапезе всей семьей. Кушали и пили так много, что подчас тут же и засыпали. В перечень обязательных блюд входили крашеные в желтый или зеленый цвет яйца, сухие пироги по специальному рецепту, блины, каша.

Перед началом тризны глава семейства катал по могиле яйца и затем закапывал одно из них в землю, как бы давая усопшему приобщиться к пасхальной трапезе. Обязательно на могилу выливали стопку водки, что также не приветствуется современной церковью. После обеда, к которому обязательно приглашались и угощались нищие, еще недолго оставались на кладбище, мирно проводя время в беседах, и уже потом шли домой. Вечером же молодежь устраивала гулянья с песнями, плясками и веселыми забавами.

Приметы и поверья на родительский день

В народе большое значение придавали значение погоде, которая выпадала на Радуницу. Особенно ждали дождя.

  • Считалось, что дождь в этот день обладал особой силой – сохранять и продлевать молодость и здоровье, красоту, достаток, счастье. Маленькие дети пели специальные песни, зазывая дождь. В случае если дождь действительно шел, его водой умывались, подставляя ливню лицо. А девушки проделывали это специальным образом, пропуская дождевую воду через золотое или серебряное колечко, чтобы быть красивой и счастливой.
  • Дождь предвещал год, богатый на урожай.
  • Категорически запрещалось что-либо сажать или сеять – это приводило к тому, что можно было потерять весь урожай.
  • Если на Радоницу стояла теплая погода, говорили «родители теплом дохнули».

Теперь мы сможем по-иному взглянуть на смысл, которым обладает этот праздник поминовения. А показывая правильный пример своим детям, мы можем надеяться, что эта традиция будет передаваться и дальше, объединяя представителей рода в единое целое.

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2019 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2019 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2019 году выпадают на следующие даты:

  • – 2 марта 2019 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 23 марта 2019 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта 2019 года.
  • В субботу 4-й седмицы Великого поста – 6 апреля 2019 года – предпразднство Благовещения, поэтому заупокойная служба не совершается.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2019 года.
  • Радоница – 7 мая 2019 года.
  • – 15 июня 2019 года.
  • – 2 ноября 2019 года.
  • Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 22 февраля 2020 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14 марта 2020 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21 марта 2020 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта 2020 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2020 года.
    • Радоница – 28 апреля 2020 года.
    • – 6 июня 2020 года.
    • – 31 октября 2020 года.
  • Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 8 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 27 марта 2021 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2021 года.
    • Радоница – 11 мая 2021 года.
    • – 19 июня 2021 года.
    • – 6 ноября 2021 года.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

В христианстве кроме церковных праздников и постов есть еще такое понятие, как родительский день. 2018 год не станет исключением и все верующие вспомнят о душах умерших родителей и близких родственников.

Какого числа родительские дни

Дни, когда поминаются самые близкие родственники, в христианстве называют родительскими. Они, как правило, проходят в субботние дни. В церковном календаре в течение года имеется восемь таких поминальных дней. Каждый год они проходят в разные дни, так как привязаны к главному христианскому празднику Пасхе. Субботы не зря выбраны в качестве поминальных. Это самые спокойные и незагруженные дни недели. Итак, в 2018 году у православных пройдут следующие родительские дни:

10.02.18 Первую поминальную субботу называют еще Мясопустной или Вселенской. В этот день поминают близких людей и особенно тех, кто умер скоропостижно. Так как этот поминальный день проходит перед Масленичной неделей, то отличительной его чертой является выпечка блинов. По обычаю первый выпеченный блин предназначен для умерших близких родственников. Следующий блин по религиозным канонам необходимо отдать бедным и детям.
03.03.18, 10.03.18, 17.03.18 Три субботы подряд у православных посвящены поминовению не только своих родственников, но и всех тех, кто умер, выполняя строгое самоограничение. Это единственные дни, когда можно вспомнить своих родственников во время длительного поста. Во время Великого поста также запрещены сорокоусты.
17.04.18 Радоница – главный поминальный день.
09.05.18 Кроме родственников вспоминают погибших воинов и тех, кто погиб во время многочисленных войн.
24.05.18 Отмечается Семик. Он не является религиозным поминальным днем. Тем не менее, он жив в народной памяти. В этот день принято поминать людей, ушедших в иную жизнь насильственным способом: утопленники, самоубийцы, а также умершие некрещенные дети.
26.05.18 Этот день характерен тем, что отмечается перед самой Троицей. В Троицкую субботу принято молиться за души умерших родственников, чтобы они нашли покой, и их жизнь стала вечной.
11.09.18 Вспоминаются православные воины. Этот день был узаконен Русской православной церковью, когда шла русско-турецкая война. В этот день также чествуют Иоанна Предтечу, которого обезглавили за истинную веру.
03.11.18 В Димитриевскую субботу кроме родителей и родственников вспоминают воинов Куликовской битвы.

Почему дни поминовения близких людей называют родительскими?

Существует несколько толкований этого факта:

  • первое объяснение такого названия напрашивается само собой. Ведь, вспоминая об умерших родственниках, мы в первую очередь думаем о самых близких для нас людях – о родителях;
  • другая версия заключается в том, что после того, как усопшего человека предают земле, он, по версии христиан, отправляется к своим самым близким людям, то есть родителям.

Главный поминальный день

Главным поминальным днем у православных считается Радоница. В разных районах России он отмечается в разное время. Согласно церковным канонам главный родительский поминальный день приходится на девятый день после Пасхи, а именно на вторник. В 2018 году это будет 17.04.18. Надо отметить, что этот день по-разному называется в разных регионах России. Где-то его называют Могилки, где-то Пасха мертвых, а где-то Радовница. Однако, суть этого праздника неизменна. Это специальный день для поминовения усопших родителей и самых близких людей. Считается, что название «Радоница» появилось от глагола «радоваться», так как в этот день мы не только вспоминаем умерших близких, но и поздравляем их с Пасхой, веря в то, что наступит Царствие Небесной и все мертвые воскреснут.

Главной особенностью этого дня является приготовление специального угощения, которое предназначается, как для живущих сейчас людей, так и для мертвых. На Радоницу вновь красят яйца и готовят кутью. Надо отметить, что большую часть яиц окрашивают в красный цвет. В некоторых регионах России сохранилась традиция «христосоваться с усопшими». Для этого красные яйца закапывают в землю. В некоторых селениях принято их помещать в землю непосредственно на кладбище, в других — достаточно прикопать в поле или за домом, где жил усопший. В такой местности, как правило, считают, что «мертвые перемещаются под землей».

Другим неизменным блюдом на Радоницу является кутья. Так называю т кашу из пшеницы или риса, смешанную с изюмом, орехами, маком и сухофруктами. Перед тем как приступить к трапезе за поминальным столом, необходимо обязательно отведать кутью.

Некоторые славянские народы также сохранили традицию печь в этот день блины. Одни хозяйки пекут тоненькие полупрозрачные угощенья, другие предпочитают пышные лакомства. В не зависимости от этого считается, что блины полностью приготовлены по обряду, если они хорошо промаслены. Именно количество масло свидетельствует о том, как родственники помнят об усопших. Первые блины по традиции помещают в узелок или корзину и несут на кладбище.

До сих пор на Радоницу на могилы усопших приходят все родственники, чтобы всем вместе вспомнить близких и отведать блинов. В старину на этом трапеза на кладбище заканчивалась. Люди отправлялись домой и за праздничным столом продолжали вспоминать умерших.

Если поминки дома проходили с употреблением алкоголя, то запрещалось чокаться. Также недопустимо было применение ножей и вилок. Остатки с поминального стола запрещалось выкидывать. Было принято вскармливать ими «птах небесных».

Стоит заметить, что за время Советской власти некоторые традиции претерпели изменений. Если до Октярьской революции 1917 года Радоница считалась праздником, и все могли без проблем посетить кладбище, то в советский период это стало проблематично. Несмотря на это люди все равно приходили к своим усопшим родственникам, но не во вторник, а в воскресенье.

Другим изменением явилось, то, что рядом с могилами стали устраивать пышные трапезы с алкоголем. Причем после них на местах захоронения оставляли яйца, рюмки с водкой, хлебом и другой едой. Церковь считает это недопустимым. Поминая близких, необходимо молиться за их души и надеяться на то, что всех нас ждет воскрешение.

Служители церкви считают, что куличи, яйца и т.п., которые оставляют после поминовения являются признаком языческих традиций – «потчевать покойных». Если вы считаете себя православным человеком, то не следует этого делать. Недопустимым является и поливание могил спиртным.

Самым правильным поведением на могиле усопшего в Радоницу считается такой порядок вещей:

  • перед праздником необходимо убрать могилу и привести ее в надлежащий вид;
  • при посещении захоронения следует зажечь свечу и прочитать молитву;
  • после этого вместе с другими родственниками нужно вспомнить усопших в лучшем свете;
  • в завершение можно отведать блинов или кулич и поздравить умерших со Светлым Воскресением.