Формы земной поверхности. Форма земной поверхности в виде небольшой возвышенности Основные формы земной

Цели:

  • изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний;
  • формирование представлений о формах земной поверхности;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.

Задачи:

  • познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор;
  • развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;
  • воспитывать экологическую культуру школьников.

Оборудование: техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Литература: учебник О.Т. Поглазова "Окружающий мир" 2 класс, рабочая тетрадь "Окружающий мир" автор О.Т. Поглазова, А.Дитрих "Почемучка", М. "Педагогика", 2000, "Детская энциклопедия. Земля", М., "Педагогика", 2002.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?

II. Проверка домашнего задания

Выполняется Работа №5 в тестовых заданиях.

III. Сообщение темы урока

1. Подготовленный ученик читает стихотворение:

Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Посмотрите на Презентацию (слайд 2). Перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)

Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. Слайд 3. (Тема урока). Попробуем заполнить схему. Слайд 4
А теперь рассмотрите изображения на слайдах. Слайд 5. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности – равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)
– Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) Слайд 6. (Изображение равнины и определение.)
Равнина – ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.
Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". Слайд 7. на слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой)
Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) На второй иллюстрации? (Плоская)
Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

III. Работа с картой

Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом) . Слайд 8. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.) (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)
Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине – это холмы. Появляется слайд 9 ("Холм"). Кто из вас может назвать части холма? В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) – самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина – самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. На слайде 10 – части холма.

IV. Чтение стихотворение А. Шаталова "Холм" хорошо читающим учеником.

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг –
В этот сумрачный час не узнал я равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы –
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.

V. Работа в тетради на печатной основе.

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли, (дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (Топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)

VI. Продолжение изучения нового материала.

Мы говорили о возвышениях на равнинах – холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги. Учитель показывает Слайд 11 ("Овраг").

На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются? Подготовленный ученик рассказывает.

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими – в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

Видеоклип 13. "О том, как появляются возвышения и понижения земной поверхности".

Отгадайте загадку.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

Верно, это гора. Посмотрите на изображение на Слайде 12, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы – очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
На вершинах гор очень холодно и лежит снег.
Слайд 13. (Части горы) Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)
Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам поможет Слайд 14. (Горы Кавказа)
Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ – грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (слайд 15) который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора.
Растительность Кавказских гор (Слайд 16) – это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.
Северный Кавказ – один из главных курортных центров России. Анапа – самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (Слайд 17)
Другой крупнейший курорт – Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье. (Слайд 18). Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом. Послушайте стихи, в которых поэты описывают Кавказ.

Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы А. Пушкина "Кавказский пленник".

В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом...

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Лермонтова "Кавказу".

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы.

Этими прекрасными лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.

VII. Работа в парах с. 105–106.

VIII. Работа по учебнику

– иллюстрации с.105;
– вывод с.107;
– знакомство с терминами «материки», «океаны», «острова», полуострова».

IX. Итог урока

– С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины)
– Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).
– Какая форма земной поверхности называется холмом?
– Какая форма земной поверхности называется оврагом? Какие горы нашей страны вы можете назвать?
– Какие равнины вы знаете?

В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности". Слайд 19. (Схема)

X. Домашнее задание

с.104-107 вопросы, вывод. ТПО №27, 28.

Земная поверхность — это суша и Мировой океан. Материк состоит из отдельных материков, или континентов, островов. Материки, отдельные крупные территории имеют разную высоту над уровнем моря. Формы рельефа земной поверхности образовались в результате взаимодействия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов Земли. Внутренние процессы создают огромные неровности, внешние их сглаживают.

За миллионы лет вода, ветер и солнце успевают практически полностью разрушить горы, создав на их месте равнины и заполнив разрушенным материалом большие снижения. Внутренние и внешние силы действуют одновременно.

Крупнейшими планетарными формами рельефа являются материки и впадины океанов Поверхность каждого из них неровная. В их пределах выделяют две основные формы рельефа: равнины и горы. Равнины — это равные или холмистые большие пространства суши и дна океана, на которых высоты соседних точек мало отличаются друг от друга. Горы — это участки земной поверхности, высоко поднятые над окружающей местностью, имеющие сильно расчлененный рельеф. На дне океана есть особая форма рельефа, которая отсутствует на материках, — глубоководные желоба, вызванные наложением океанической литосферной плиты под материковую.

Мелкие формы рельефа формируют внешние силы — солнечная энергия, притяжение, деятельность поверхностных вод, ветров, ледников, живых организмов. К ним относятся овраги, балки, речные долины, барханы, дюны, озы, камы, друмлины т. п.

Рельеф суши очень разнообразен. Горы и равнины суши различают по разным признакам: по высоте над уровнем моря, по способу образования и возрасту, по внешнему виду.

Горы бывают: низкие — с абсолютной высотой до 1000 м (Крымские), средние — от 1000 до 2000 м (Карпаты, Скандинавские), высокие — выше 2000 м (Кавказ, Гималаи, Памир, Анды). На физической карте они обозначаются соответственно светло-коричневым, коричневым и темно-коричневым цветом.

Равнины подразделяют на: низменности (абсолютная высота их не превышает 200 м над уровнем Мирового океана. Например, Причерноморская, Амазонская), возвышенности (от 200 до 500 м, в частности Приднепровская, Волынская, Подольская) и плоскогорья (более 500 м, например, Среднесибирское, Аравийское).

На карте равнины обозначают соответственно зеленым, желтым, коричневым цветами. Если равнина лежит ниже уровня моря, она окрашена на карте в темно-зеленый цвет (например, Прикаспийская низменность).

По образованию горы разделяют на складчатые (образуются Гири столкновения двух материковых литосферных плит), вулканические (возникают вследствие процесса вулканизма) и складчато-Бриш (древние разрушенные горы).

Равнины по образованию разделяют на первичные и вторичные. Вследствие возрастных вертикальных движений литосферы отдельные прибрежные участки морей и океанов поднялись, образуя обширные низменности (Причерноморская, Западная). Такие равнины называют первичными. Другие равнины образовались па месте бывших гор, которые разрушились за сотни миллионов лет (Восточная равнина). Отдельные равнины были образованны речными наносами (Амазонская, Месопотамская, Индо-Гангская). Такие равнины называют вторичными.
По внешнему виду различают равнины плоские, имеющие ровную поверхность (Причерноморская, Западная) и холмистые, на которых чередуются холмы с котловинами, оврагами. Такие мелкие формы рельефа свойственны равнинам Украины.

В горах выделяют отдельные вершины, горные хребты, состоящие из соединенных между собой гор, а также горные долины — понижение между горными хребтами. Узкие глубокие горные долины называют горными ущельями.

Горы с остроконечными вершинами высокие, по возрасту молодежи. В них часто образуются горные ущелья. К таким горам относятся Кавказ, Анды, Памир, Гималаи с самой высокой вершиной мира Джомолунгма (Эверест) — 8850 г.

Горы с округлыми вершинами состоят из мягких горных пород, поэтому имеют сглаженные, мягкие очертания горных хребтов, похожие на волны. Горные долины неглубокие, в основном с пологими склонами. По высоте такие горы бывают средние и низкие. Например Украинские Карпаты, высочайшей вершиной которых является Говерла — 2061 м, — средние по высоте горы. Бывают горы с плоскими вершинами. Склоны этих гор стремительные или ступенчатые. В Украине к таким горам относятся Крымские.

Формы рельефа тесно связаны с особенностями строения литосферы. Разные по возрасту, строению и подвижностью участки литосферы называют тектоническими структурами. Основными их видами являются платформы (относительно устойчивые участки литосферы) и пояса складчатости (подвижные части литосферы). Каждая платформа состоит из кристаллического фундамента и осадочного чехла. Возраст платформы определяется временем формирования ее фундамента. По возрасту выделяют платформы древние докембрийские (имеющие фундамент возрастом в несколько миллиардов лет) и молодежи поздне-палеозойские (их возраст исчисляется сотнями миллионов лет). На древних платформах иногда фундамент выходит па поверхность и образуются щиты. За пределами их, где осадочный чехол покрывает фундамент, существуют плиты. Молодые платформы имеют очень мощный осадочный чехол (толщиной в несколько километров).

Пояса складчатости формировались в разные эпохи горообразования. Древнейшей была байкальская эпоха горообразования (в позднем протерозое), ее изменили каледонская (в раннем палеозое) и герцинская (в позднем палеозое). Горы, сформировавшиеся в это время, являются старыми, разрушенными, глыбовыми, как правило, низкими постройками. Следствием мезозойской эпохи горообразования являются средние по возрасту пояса складчатости. Горы такого возраста являются очень глыбовыми, средневысотными. В кайнозойскую эру продолжается альпийская эпоха горообразования, формируются, как правило, высокие складчатые горы с остроконечными вершинами.

Форма поверхности земли, совокупность неровностей называется рельефом. Рельеф складывается из двух форм - положительной и отрицательной. Наука, которая выделяется отдельно от географии и изучающая рельеф нашей планеты называется геоморфологией. Рельеф поверхности земли формировался на протяжении всего существования планеты. В настоящее время также постепенно происходят незначительные изменения. Вызываются эти движения в результате воздействия энергии из недр планеты. Также рельеф формируется под влиянием водных объектов, их течений, горных пород, движения льдов и др. Существует понятие уровня моря или мирового океана. Это условная точка отсчета, относительно которой определяется высота или глубина всех географических объектов, их значения - отрицательное или положительное.

Важные характеристики рельефа

Относительная и абсолютная высота - одни из основных характеристик рельефа. Абсолютная высота - высота точки поверхности по отношению к уровню мирового океана. Относительная - это разница между одной и другой точкой по высоте, тем самым показывает сравнение двух точек поверхности между собой.

Выделяют формы рельефа первого порядка - материки (имеют положительное значение), впадины океанов (отрицательные). Формами второго порядка считаются равнины и горы, причем на сухой местности так и в морях и океанах. Горы и равнины уже подразделяются на различные более мелкие формы.

Равнины - это участки поверхности рельефа, на которых наблюдается совсем незначительная разница абсолютных высот - не более двухсот метров, а также небольшой уклон - не больше пяти градусов. К ним относят низменности, возвышенности, нагорья, впадины.

Горы - форма земной поверхности с резким поднятием поверхности и ярко выраженными склонами.

Горы бывают трех видов, если рассматривать их по высоте:

  • высокие - относительная высота больше двух километров, а абсолютная - больше трех;
  • средние - 0,8-2 км и 1-3 км соответственно;
  • низкие - 0,5-0,8 км и до 1 км соответственно абсолютная и относительная высоты.

Горы могут образовывать пояса, хребты, группы и целые страны.

Как мы уже знаем, земная кора подвижна.

И движение это определяется движением вещества мантии. В результате такого движения в наиболее подвижных участках земной коры возникают горы, океанические впадины, островные дуги. Для устойчивых участков земной коры характерны равнинные поверхности. Все это мы называем рельефом Земли.
Материки и океаны - основные, самые крупные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами.
Материк (континент) - это крупнейший массив земной коры, который имеет трехслойное строение: осадочный слой, «гранитный» слой и «базальтовый» слой. Средняя мощность материковой коры 35-45 км. Большая часть поверхности материка выступает над уровнем Мирового океана. В современную геологическую эпоху существует шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Мировой океан - непрерывный водный массив, окружающий материки. Мировой океан делится материками на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. На долю суши приходится всего 29% площади Земли. Все остальное - Мировой океан.
Горы и равнины , так же как материки и океаны, являются основными формами рельефа Земли. Горы образуются в результате тектонических процессов в зонах активной тектонической деятельности, а равнины - на участках, мало подверженных горооб¬разовательным процессам.
Равнины - обширные участки с ровной или холмистой поверхностью. Они различаются по высоте. Примером низменности может служить Амазонская низменность - самая большая на Земле. Бывает, что низменности располагаются ниже уровня моря - это впадины. Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже уровня моря. На высоте 200-500 м над уровнем моря располагаются возвышенности, например Среднерусская, а выше 500 м - плоскогорья. Примером такой равнины может служить Среднесибирское плоскогорье.
Горы - участки земной поверхности, приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 м. Горы считаются низкими, если их высота от 500 до 1000 м; средними - от 1000 до 2000 м и высокими - свыше 2000 м. Самая высокая гора на Земле - Джомолунгма (Эверест) имеет высоту 8848 м. Определить высоту гор можно по физической карте, пользуясь шкалой высот.
Горы различаются не только по высоте, но и по форме. Линейно вытянутая группа гор называется горным хребтом. Такую форму имеют горы Кавказа.
Есть еще горные пояса (Андский пояс), горные системы (система гор Южной Сибири) и горные страны. Памир является примером горной страны.
Горы и равнины расположены как на материках, так и в океанах. Примером гор в океане являются срединно-океанические хребты.
Рельеф Земли - результат борьбы внутренних и внешних сил. Внутренние силы Земли образуют крупные формы рельефа: материки и океаны, горы и равнины. Они не только их образуют, но также изменяют и разрушают. Внешние силы работают постоянно и медленно. Они тоже разрушают горные хребты, засыпают глубокие впадины, образуют холмы, долины, балки, овраги, формируют русла рек, т. е. образуют более мелкие формы рельефа.
Разрушение и изменение горных пород под воздействием колебаний температуры воздуха, влаги и живых организмов называют выветриванием.
Приведем некоторые примеры выветривания. В горах это обвалы, оползни, сели, камнепады, глубокие ущелья, прорезанные горными реками, моренные отложения ледников. Для равнин характерными примерами выветривания являются овраги, речные долины.

Рельеф (от лат. Relevo - «поднимаю») – совокупность неровностей земной поверхности, которые образовались под действием внутренних и внешних сил. По размерам формы рельефа делят на планетарные, основные и мелкие.

Планетарные формы рельефа : материки и океанические впадины .

Основные формы рельефа : горы и равнины .

Равнины и горы различают: по высоте, возрасту и способу образования, по внешнему виду.

Равнины – участки поверхности суши или дна океана, которые имеют незначительные колебания высот. На суше различают равнины:

низменности (высотой до 200 м - Причерноморская, Индо-Гангская, Ла-Платская)

возвышенности (200-500 м - Приднепровская, Волынская, Лаврентийская)

плоскогорья (свыше 500 м - Декан, Западноавстралийское, Восточноафриканское, Бразильское).

Равнины занимают большую часть поверхности Земли. Самая большая равнина - Амазонская (площадь более 5 млн. км 2).

Равнины по возрасту и способу образования разделяют на первичные (образовавшиеся в результате вертикальных литосферных движений – Причерноморская) и вторичные (образовавшиеся на месте разрушенных гор – Восточноевропейская или образованы аккумулятивной деятельностью рек – Месопотамская, Индо-Гангская). По внешнему виду равнин выделяют плоские и холмистые.

Основные формы рельефа имеют закономерность в расположении: равнины соответствуют платформам, горы – областям складчатости.

Платформы – сравнительно устойчивые участки земной коры, имеют материковый или океанический тип. В соответствии с этим на платформах образуются равнины суши или равнины океанического дна.

Строение платформы: нижний ярус - фундамент (образован из метаморфических и магматических пород) и верхний ярус - осадочный чехол (из осадочных пород). Большинство платформ на материках древние (в возрасте 1,5-4 млрд. лет): Североамериканская, Южноамериканская, Антарктическая, африкано-Аравийская, Восточноевропейская, Сибирская, Австралийская. Фундамент молодых платформ образовался более 500 млн. лет назад - Западносибирская платформа.

В случае, если на старых платформах плотные породы фундамента выходят на поверхность, образуются щиты. На щитах чаще всего расположены возвышенности и плоскогорья.

Горы – участки поверхности литосферы, которые поднимаются над прилегающими равнинами на высоту более 500 м, имеют значительно расчлененный рельеф.

Низкие горы - с абсолютной высотой от 500 м до 1000 м.

Средневысотные - от 1000 до 2000 м (Скандинавские, Карпаты).

Высокие - более 2000 м (Гималаи, Анды, Кавказ).

В горах отдельно выделяют вершины, горные хребты, горные долины, горные ущелья.

Горы по образованию различают: складчатые (образовавшиеся в результате столкновения двух материковых литосферных плит), складчато-глыбовые (древние разрушенные горы) и вулканические (возникшие благодаря внутренним процессам - вулканизма).

Грабен (от нем. Graben - «ров») - удлиненная, относительно пониженная часть земной коры или блок, ограниченный разломами вдоль его протяженных сторон, то есть, пониженный участок земной коры между тектоническими трещинами. На поверхности земли крупные грабены могут быть впадинами озер (Байкал), морями (Красное).

Горст (от нем. Horst - «возвышенность») - поднята по разломами участок земной коры.


На физической карте горы и равнины обозначают соответствующими оттенками зеленого, желтого и коричневого цветов (в зависимости от высоты).


Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().