Ручное производство ковров. Техника и технология изготовления ворсового ковра

Мягкие, пестрые ковры украшают стены, устилают полы в роскошном дворце культуры или скромной кибитке, в современном санатории или высокогорной юрте чабана.

Каждый ковер - это легенда, его можно читать как книгу, это одно из самых древних украшений человеческого жилья воплощение уюта, отдыха и роскоши, которую очень хочет иметь любой человек, отнюдь не поклоняющийся дорогим вещам, ибо помимо всего, ковёр очень удобен и приятен

А почему бы не сделать его самому? Ведь если этим ремеслом владели наши предки, жившие более двух тысяч лет назад, то неужели не справится современник?

Ковры ценились всегда, особенно ручной работы. Ими торгуют с другими странами, они часто входят в посольские дары, и конечно, многие народы украшают свои жилища коврами.

В прошлом ковры ткали только вручную. С середины минувшего века их стали вырабатывать и машинным способом, но и сейчас ковры ручной работы наиболее ценны. Они славятся прочностью, высоким качеством, завершенностью рисунка, богатством колорита. Ковер можно соткать самому. Для этого необходимо прежде всего освоить технику ткачества ворсовых или махровых ковров. Прежде всего для бытовых условий необходимо сделать простой конструкции деревянный ковроткацкий станок, который состоит из двух вертикальных стоек (см. чертежи и виды станков), двух горизонтальных несущих валов (брусьев), а также инструмента и спец. приспособлений к нему. Размеры ковроткацкого станка зависят от будущих размеров проектируемого для изготовления ворсового или безворсового ковров. Толщина деталей ковроткацкого станка должна обеспечивать прочность, жесткость и надежность конструкции при работе.

Нижний горизонтальный несущий брус должен находится на таком расстоянии от концов вертикальных стоек чтобы при вертикальном положении станка сидящий на скамеечке ткач мог легко дотянутся до него.

Верхний несущий горизонтальный брус зацепляется с вертикальными стойками жестко (если станок с нижним расположением натяжного вала - бруса) четырьмя шпильками с гайками Ф 10 -12 мм. Нижний несущий горизонтальный брус свободно ходит в пазах вертикальных стоек (при конструкции с винтовым натяжением основы). Станок может быть с нижними опорными деревянными плитами и без них, т.е. прислоняться к стене,в этом случае необходимо срезать в нижней части вертикальные стойки под углом 30 градусов. Готовый станок заправляется основой - крепкими х/бумажными, льняными нитями (0,0; 30/18; 30/15; 40/18), можно тонким шпагатом, обвивая их с клубка вокруг верхнего и нижнего несущих горизонтальных валов (брусьев} по первому или второму способам, предварительно валы (брусья) разметив на см. При обвивке валов основой, необходимо отступить от вертикальных стоек на 10 см. с обеих сторон, в дальнейшем при изготовлении ковра это расстояние понадобится для удобства в прокидке челнока с укрепляющей ряд ворсовых узлов нити утка.

Нити основы должны быть натянуты туго и равномерно, т.е. в 1 см по ширине валов (брусьев) определенное количество оборотов в зависимости от плотности ткани в 1 дм2 коврового изделия.

Прежде чем приступить к привязыванию уравнительной плетенки, к нижнему горизонтальному брусу на уровне верхней его части (верхний обрез бруса) закрепите (прибейте), уравнительную рейку (деревянную), которая предохранит опушку ковра от изгибов, неровности в начале изготовления ковра. Уравнительная рейка прибивается 5-6 гвоздиками по всей ширине горизонтального нижнего бруса, при этом в местах прибивки основа осторожно руками раздвигается.

Приступаем к привязыванию уравнительной плетенки, которая облегчает нахождение основной нити в случае обрыва, а также удерживает определенную ширину основы и закрепляет концевую часть ковра. Вязка уравнительной плетенки может быть произведена до заправки станка ремизом. Уравнительную плетенку в концевой части ковра вяжут типа косичек ковра сумах (см. рис. Уравнительная плетёнка).

Уравнительная плетенка устанавливается точно под прямым углом к нитям основы, она поможет удержать нужную ширину основы и лучше закрепит концевые части ковра.

Уравнительная плетёнка вяжется путём обвивки двух или одной нитей основы. Причём первый ряд обвивает нити основы по часовой стрелке а второй ряд против часовой стрелки. В результате должна получиться цепочка в виде косички. Конец нити обвивки не должен свободно болтаться а должен быть расположен вдоль крайней нити основы и обвит (спрятан) нитями второго ряда косички и в дальнейшем нитями утка.

Разделяем передние нити основы на четные и нечетные, прокладываем между ними плоскую деревянную палочку (рейку)в дальнейшем при повороте этой рейки вдоль своей оси на ребро, будет образовываться зев между нитями основы. Образуется зев в который должна проходить ладонь. Делительную палочку (рейку) необходимо поднимать кверху настолько, чтобы сидя на скамеечке можно было достать её рукой при прокидке укрепляющего утка через зев. Теперь необходимо сделать ремизки на ремизном валу(для образования зева), как описывалось ранее.

Необходимо постоянно помнить, что основа наматывается при положении нижнего вала (бруса) в пазах, не доходя верхнего положения 5 см и нижнего положения 5 см. Для этого несущий горизонтальный нижний брус при заправке основой устанавливают в среднее положение и временно закрепляют с обеих сторон клиньями. После привязки ремизок и перед изготовлением паласной части концевой части ковра, необходимо выбить временные контрольные клинья и произвести натяжение основы винтовым приспособлением (или клиньями в зависимости конструкции станка). Основа должна быть натянута, как струна, туго, только тогда ковер получится ровным, крепким, плотным.

Приступаем к ткачеству концевой паласной части ковра, производя зевообразование и прокидывая уток в порядке полотняного переплетения, плотно прибивая уток к опушке ткани ковра. Сначала укрепляют уток челноком, прокладывается через зев справа - налево, подбивается колотушкой, вторая прокладка утка челноком слева - направо, подбивается колотушкой, причем прибивание колотушкой производится последовательно, по ходу утка, легкими ударами. После 4-5 прокладок утка челноком через зев получим паласное переплетение, которое предохраняет концевые стороны ковра от расползания. В каждом конце ковра она должна быть по длине основы размером 3-5 см и во всю ширину ковра. Технический рисунок ковра укрепляется на станке таким образом, чтобы его было хорошо видно исполнителю.

После изготовления первой паласной части ковра приступают к выработке кромки (закрайки), образуя ее полотняным переплетением. Кромочная нить должна быть окрашена в основной цвет фона ковра и гармонировать с ним. Кромочную нить берут трощеную или кручёную в 2-3 нитки и наматывают в небольшие клубки или моточки.Конец пряжи закрайки не должен болтаться а должен быть вплетён в закрайку или же зафиксирован между нитей основы.

Рабочую зону ворсовой части ковра необходимо начинать примерно в 40 см от пола, исполнитель должен сидеть на скамейке. Вязка ворсовых узлов производится с помощью крючка -ножа, а возможно пальцами рук. Процесс вязки коврового узла состоит из подачи ворсовой нити, завязывания узла, подтягивания, опускания узла и подрезания концов ворсовой пряжи. Вязка ворсовых узлов начинается с крайней пары основных нитей предназначенных для обвязывания их ворсовой пряжей и продолжается по всему узловому ряду, по всей ширине ковра, между кромками. Обычно исполнитель вяжет сперва ворсовые узлы одного цвета по всей ширине ковра в одном узловом ряду, затем другого цвета, потом третьего цвета и так далее в соответствии с закрашенными клетками канвовой бумаги технического рисунка ковра.

После навязки ряда ворсовых узлов необходимо закрепить его и образовать каркас ткани ковра, для этого в зев основы прокладывается челноком уточная нить. Прокидка (проводка) уточной нити производится вручную. Затем обратной (тупой) стороной ножа-крючка исполнитель лёгким нажатием приводит уточную нить в виде "волн" (для усадки уточной нити и для предохранения ковра от сужения), далее держа рукоятку колотушки, по ходу уточной нити, зубьями прибиваем последовательно ворсовые узлы к опушке ткани ковра, достаточно сильно, но соблюдая осторожность, чтобы не перебить уточную нить и ворсовые узлы.

Применяют одинарную и двойную прокладку уточной нити. Для высокого качества и высокой плотности коврового изделия прокладывается одна уточная нить (смена зева ремизом). Двойной уток - толстый и тонкий (2:1), которые имеют различную усадку, после прокладывания первого толстого утка в зев основы его прибивают колотушкой, затем выводят другой зев основы (через ремизки или ремизом), в него прокладывают второй, тонкий уток и прибивают последовательно, по ходу уточной нити, по ширине основы колотушкой. Первый уток является грунтовым и служит для закрепления ворсовых узлов в ряду, а второй уток -скрепляющим. Тот и другой служат для образования каркаса ткани ковра.

При наличии на станке вращающегося ремизного вала очередной зев открывают с помощью рычага-рукоятки, поворачивая его в ту или иную сторону и закрепляют это положение запирающим (накидывающим) устройством в виде ремня, троса и. т.д. При прокидывании уточной нити натяжение утка необходимо регулировать, не делать его слишком сильным, т.к. туго натянутый уток стягивает ткань ковра, а слабо натянутый уток образует морщинистость ковра.

После прокидывания и прибивания утка приступают к оправке выступающих концов ворсовых узлов. Оправка ворса производится пальцами вытягиванием вперед. После оправки ворса приступаем к стрижке его ножницами. Большим и указательным пальцами левой руки исполнитель придерживает концы лезвий с упором, а правой рукой двигает ручки ножниц (можно пользоваться портновскими с длинными лезвиями).

Обычно стрижку ворса делают по каждому ряду узлов (при стрижке после двух - трех рядов получается брак - бугроватость). При стрижке ворса плоскость резания ножниц должна располагаться под прямым углом к плоскости концов ворса и параллельно натянутой основе, причем, верхнее лезвие находится параллельно опушке, а - нижнее лезвие скользит по нитям основы. При ином - наклонном положении - трудно получить ровную ворсовую поверхность ковра. Если отсутствуют специальные ковровые ножницы и пользуются простыми ножницами, прибивают к повторной стрижке ворса, пока не убедятся, что ворс подстрижен по всей ширине ковра ровно. После стрижки ворсового ряда производится вязка очередного ряда кромки ковра(из пряжи того же цвета что и основной фон ковра), затем приступают к выработке следующего ряда ворсовых узлов, прокладыванию утков, прибивке их, оправке и стрижке ворса, вязке кромки. По мере наработки коврового полотна и приближении его к ремизному валу затрудняется нормальное открытие зева.

Обычно это происходит после наработки 15-25 см. и более ковра (в зависимости от конструкции станка). При малейшем сужении ширины ковра утком, необходима передвижка его. В рабочей зоне, от нижнего горизонтального бруса (вала), оставляется только необходимый (1,5-2 см) участок ворсовой поверхности с опушкой ткани ковра. Производя передвижку ковра необходимо тщательно следить за сохранением ширины основы и её плотности, во избежании искажения у искривления рисунка ковра. В станках с короткометражной основой следует устанавливать верхний и нижний брусья (валы) строго параллельно друг к другу, без перекосов и давать правильное равномерное натяжение основы винтовыми приспособлениями, а в станках с клиновым натяжением основы, правильно их пригонять при окончании передвижки.

Когда были изобретены искусственные красители, производство ковров, да и сами они, сильно изменились (натуральная краска сохраняет долгое время сочные цвета). Постепенно дешевые красители стали вытеснять сложный, дорогостоящий и трудоёмкий процесс ручного изготовления красок и покраски нити. Это сильно сократило время производства нити и цену за такой ковёр.

Одно время мастера пытались бороться с этим, но проиграли. Известен исторический факт, когда в мире начали использовать искусственные красители, иранский шах издал указ, строго запрещающий использование таких красителей для персидских ковров. Нарушившему этот указ, отрубали правую руку! Но это не спасло ручное ковроткачество, и сейчас на рынках и в магазинах вы видите 99% ковров изготовленных на искусственных красителях.

Сегодня мы посмотрим на ручное производство ковров , которое существует в Дагестане, и чтобы сделать один большой ковёр, в общей сложности, тратится около двух лет .

В эти два года входит сбор трав и кореньев, их сушка, перемалывание. Потом сама покраска и сам процесс изготовления ковра. Пришлось изрядно попотеть, чтобы снять покраску ниток.

Мастерская по покраске нити находится в частном доме. Кстати, на втором этаже живёт семья и, я надеюсь, они не сильно страдают от того, что у них творится в подвале. Сама покраска бывает не часто, и нам очень повезло оказаться в Дагестане в это время. Как правило, нити красят раз в месяц, а то и в два месяца. Процесс варки происходит в полуподвальном помещении, где стоит несколько котлов. Если летом на улице очень жарко, то там невыносимо жарко и к тому же очень влажно. Две три минут съёмки и эффект сауны обеспечен:

На самом деле, ручное ковроткачество было давно утеряно в этих краях и потребовалось много лет, чтобы восстановить и даже где-то по новой изобретать и воссоздавать условия. Только на поиски красителей ушло больше четырёх лет, ребята ездили по разным странам и смотрели, как работают там мастера, перенимали опыт и, в итоге, сегодня можно любоваться красивыми коврами высочайшего качества и, что самое главное, полностью сделанными руками.

Всё начинается с заготовки красителей. Их собирают в разное время, там тоже свои особенности и секреты, когда сок идёт, когда не идёт, когда пигмент такой, а когда недостаточно яркий, всё это было экспериментальным путём опробовано:

Добытый материал сушат, измельчают и хранят в мешках на импровизированном складе, который устроили у себя же дома. На отдельное помещение у ребят нет денег, эти ковры вообще производятся больше на энтузиазме.

Собственно, начало покраски. В почти кипящую воду засыпаются размолотые растения. Небольшое время варятся и потом закидывают пряжу. Пряжу надо закидывать всю и сразу, иначе будет разброс по цвету. Даже если закидывать всё сразу, бывает так, что часть пряжи более светлая, а часть темнее. Впрочем, это только добавляет оригинальности ковру)

Время варки зависит от того, какой цвет нужен (какие красители используют) и смотря какая интенсивность цвета нужна. Нити не заготавливают впрок, а на конкретный ковёр.

В подвале действительно нереально жарко. Пять минут - и я мокрый весь. Но я то могу выйти и покурить, а ребятам надо там торчать полдня если не весь день. Помогает душ из холодной воды:

В нашем случае, через час нитка жёлтого цвета готова, теперь её надо промыть. Первая промывка происходит ещё в котле, затем её загружают в большую «стиральную машину» где она бултыхается ещё минут 15-20.

Теперь на просушку на задний двор, который практически весь увешан разноцветными мотками нити:


Нитка скоро высыхает и теперь её можно упаковывать в мешки, которые будут доставлены в «мастерскую». Пряжей занимаются в нескольких деревнях. Работы у деревенских жителей практически нет, и эта «фабрика» если можно так сказать, единственное место, где есть рабочие места. Мастера, вернее мастерицы, которые делают ковры на дому, не в счёт. Впрочем, зачастую они покупают нитку не с синтетическим красителем, а натуральную. Мы отправились в село Кожерек Табасаранского района, что бы посмотреть как там идёт процесс.

В цеху стоит несколько станков, и ни один из них не простаивает. Над одним ковром работает от трёх до пяти женщин:

Так делают основу ковра:

И сидят девчонки, женщины и прядут, прядут. Совсем не простая работа.

Основной инструмент, вот такой незатейливый крючок:

Заглянули в частный дом к мастерице:

Только на изготовление этого ковра, относительно небольшого, у этой женщины ушло 3 месяца. При этом надо следить за домом, у неё двое детей и целое хозяйство. Тут работают не покладая рук, чтобы была возможность жить достойно. В принципе, можно было бы выращивать скот и какие то фрукты-овощи, но все попытки продавать на базаре в городе, пресекаются перекупщиками. А смысл сдавать мясо за три копейки? Кстати, на эту ситуацию жаловались во многих сёлах.

Вокруг села шикарные леса, поля, пастбища. Мне тут очень понравилось:

Дальше мы снова вернёмся в Махачкалу. Так сказать, надо добить тему ковров. После того как его сделают, его надо тщательно вычистить и обжечь! Это делается для того, чтобы убрать лишний ворс. После обжига его начинают стирать, и длится этот процесс не меньше часа:

Пока ребята работают, я наслаждаюсь виноградом, который растёт прям тут же во внутреннем дворе дома:

Ковёр огромный. Надо представлять, в каком интерьере он будет смотреться гармонично. Цена его на первый взгляд тоже удивляет - 650 тысяч , но вспомнив весь процесс и время, затраченное на работы, становится понятно, что не так и дорого он стоит. Хотя, заводские ковры будут стоить на несколько порядков меньше. Тут, как говорится, кто во что вкладывает деньги.

После помывки, ковёр надо просушить и он готов на продажу. Нас даже пригласили снять дом, интерьер, в котором он будет теперь жить. Не уверен, успеем ли мы закончить поездку и заскочить в гости к новому владельцу ковра, но было бы интересно. Многие, кстати, рассматривают покупку таких ковров как вложение денег. Кстати, огромное количество старых ковров ручной работы было скуплено и через Турцию ушло на запад. Благодаря тому, что некий американец создал каталог орнаментов используемых на коврах, теперь можно восстановить этот промысел.

Технология производства ковров

Красивый ковер способен преобразить любой интерьер, наполнить его красками и теплом, сделать его уютным и неповторимым.

Ковер — законченное тканное изделие определенного размера, с обработанными и оформленными краями, укладываемое на пол свободно, без закрепления.

По способу производства все ковровые изделия делятся на:

  • ковры машинного производства;
  • ковры ручной работы.

Ковры ручной работы изготавливаются традиционным методом — на специальном ткацком станке вручную. Они ценятся за прочность, долговечность, изящество стилей и неограниченные возможности дизайна.

Однако ткачество — трудоемкий и низкопроизводительный метод производства ковров, поэтому цена на эти изделия, как правило, достаточно высока.

Технология производства ковров машинным или автоматическим способом зависит от типа используемого оборудования, материала, способа плетения и других факторов. Цена на ковры машинного производства гораздо ниже, чем на ковры ручной работы. Причем скорость производства таких ковров несомненно гараздо выше.

Характеристики и параметры, которые влияют на стоимость ковра любого типа производства:

  • плотность плетения, в ворсовых точках, на квадратный метр.
  • высота ворса;
  • материал для ворса;
  • толщина нитей;
  • количество цветов для ковра;
  • наличие или отсутствие ручных операций.

Ручной тафтинг - является ещё одним типом машинного производства. В основе его лежит прошивание основы ковра ворсовыми нитями вручную, а если быть точнее - то с помощью пистолета, который прошивает пучком нитей натянутое полотно основы ковра. В результате ковер может быть петлевым - если оставить петли целыми, и с разрезным ворсом. Отсюда и получают три типа тафтинговых ковров - скульптурные, когда длина ворса разная, длинноворсные и петельные. Они могут свободно между собой сочетаться и тогда получают оригинальные ковры с привлекательной внешностью.

Безворсовые ковры (циновки) представляют собой полотно из переплетённых перекрёстно продольных и поперечных нитей. Данный ковер не имеет ворса. Он может ткаться вручную или с помощью ткацкого станка. В зависимости от местности или техники переплетения тканый ковер может называться по различному - сумах, килим или же палас. Также отличие ручного ковра состоит в том, что у него отсутствует основа и рисунок повторяется с обеих сторон полотна.

Еще один тип ковра называется плетеным или узелковым . Он обязательно имеет основу и ворс. В вертикально туго натянутые нити вплетается поперечная нить и после полученной полосы идет непосредственно плетение узлов на нити основы. Обязательным условием качественного ковра является постоянное ровное натяжение нитей основы. В противном случае ковер будет испорчен.

Предлагаем наглядно ознакомиться с проиводством ковров по следующему видео

Время чтения ≈ 5 минут

Современные производители предлагают немало вариантов напольного покрытия, которое обладает долговечностью, богатым видом и доступной ценой. Один из таких вариантов - каменный ковер.

Своим наименованием каменный ковер обязан внешнему виду, напоминающему о мраморной полированной плите. Главное отличие первого состоит в шероховатости покрытия. Скользить такие полы не будут даже в ванной комнате или в бассейне на даче .

Сфера применения каменного ковра

Одна из особенностей каменного пола заключается в его максимальной износостойкости. Именно за счет нее долговечное покрытие нередко называют универсальным. Материал имеет действительно обширную сферу применения:

  • Снаружи домов и коттеджей: обустройство террас, пандусов, площадок возле бассейнов и т.д.;
  • Внутренняя отделка помещений: кухни, ванные комнаты, холлы, туалеты и т.д.;
  • Отделка коммерческих объектов: выставочные павильоны, рестораны, магазины, офисы, автосалоны и т.д.

Важно! Высокая износостойкость покрытия сохраняется в любом температурном режиме (от +700 гр. Цельсия и до -300 гр. Цельсия).

Технология производства

Саму технологию каменного ковра также можно отнести в список достоинств покрытия. Дело в том, что материал реализуют по комплектам (мешки по 20 кг.). Внутри каждого комплекта вы увидите:

  • 1 кг связующих полимеров;
  • 18 кг наполнителя (крошка).

С помощью одного комплекта можно изготовить 1 кв. метр покрытия 10-миллиметровой толщиной.

Важно! Толщину покрытия и, соответственно, расход материала можно уменьшить на 50%. Но только при условии безупречного ровного основания пола.

Если вы решили выполнить каменный ковер своими руками, вам также не обойтись без таких дополнительных материалов, как:

  • Эпоксидный или полиуретановый лак. Продукция будет выступать финишным защитным покрытием;
  • Грунт для создания основания. Речь идет об «обычной» грунтовке глубокого проникновения или, иными словами, стандартном ПВА растворе.

Для того, чтобы создать пол каменный ковер, необходимы инструменты. К счастью, найти их можно в арсенале каждого «домашнего мастера». Вам потребуется:

  • Терка (предпочтительно, из пластика). С ее помощью следует разравнивать поверхность пола;
  • Макловица. Инструмент поможет нанести грунтовку и связующее вещество;
  • Мелкий инструмент, типа карандаша (для разметки основания) и линейки.

Провести работы по созданию каменного ковра можно собственными силами, руководствуясь инструкцией на упаковке с материалом. Кроме того, мы рекомендуем вам посмотреть видео процесса укладки на нашем сайте.


Основой для полимеркварцевого покрытия может стать пескоцементная стяжка, старая плитка, бетонный пол и т.д. Единственным обязательным требованием к основанию является его надежность и крепость. Проверка прочности проводится быстро: стяжка простукивается на различных участках 28-30 раз с помощью молотка (используется острый конец инструмента). Если основание достаточно прочное, то на проверенной стяжке не будет сколов, трещин и отпечатков, глубиной больше 3 мм. Молоток при ударе должен издавать звонкий звук. Если основа не соответствует указанным требованиям, ее нужно будет упрочнять.

Преимущества каменного ковра

Каменные ковры имеют немало преимуществ, в сравнении с иными видами современных напольных покрытий. Перечислим основные:

  • Противоскользящие качества. За счет шероховатости поверхности, материал можно назвать безопасным в эксплуатации. Вы можете смело укладывать его в ванной комнате: выйдя из душа, вы не поскользнётесь на скользких полах;
  • Создавая каменный пол, вы будете использовать финишный лак. Благодаря ему, поверхность будет успешно сопротивляться даже существенным механическим повреждениям. Например, она не прогнется, если на нее с высоты упадет тяжеловесный предмет. За счет этого преимущества каменные ковры все чаще можно увидеть в общественных заведениях и на коммерческих объектах;
  • Стойкость к температурным и влажностным перепадам. При желании, вы можете обустроить на таком напольном покрытии теплые полы, допустим, в ванной комнате;
  • Возможность провести монтаж собственными силами. Преимущество решения очевидно: отказываясь от услуг специалистов по укладке полов, вы можете отлично сэкономить;
  • Легкость в уходе. В покрытии удачно сочетаются отменные противоскользящие свойства и одновременно простота в уходе. Мыть поверхность можно, используя любые pH-нейтральные моющие средства;
  • Эстетичность. Полным отсутствием швов может похвастаться разве что линолеум. Однако последний многократно проигрывает в других рабочих характеристиках, например, в красоте.

Мы уже отметили выше, что по внешнему виду и структуре каменный пол является удачной имитацией натурального камня. И в этом нет ничего удивительного, так как изготавливается комплект с ним из кварцевой стружки и специального кварцевого песка (размеры частиц и песчинок по 2-3 мм и 4-6 мм соответственно). Составляющие «заливаются» защитной полиуретановой и/или эпоксидной смолой.

Нередко каменный ковер сравнивают с керамической плиткой. Однако первый более прочный и надежный. В ассортименте представлены материалы различных цветов и даже оттенков. И поэтому вы можете комбинировать природные цветовые решения крошки и песка, создавать всевозможные рисунки и принты на свой вкус. Наливные полы пользуются успехом во всем мире. Они не только гигиеничные и простые в уходе, но и по-настоящему красивые. Вы можете посмотреть фото на нашем сайте, и лично убедиться в этом.

Видео