Психологическая помощь детям с овз. Психологическое сопровождение детей с овз

Коррекционно – психологическая помощь детям с ограниченными возможностям здоровья в условиях индивидуального обучения

Аннотация

Введение………………………………………………………………….......3

Глава1.Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения………………………………………………5

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени»…………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………....20

Аннотация

В настоящее время среди обучащихся общеобразовательной школы наблюдается рост числа детей, нуждающихся в комплексной помощи. Это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества специалистов в рамках службы помощи с ограниченными возможностями здоровья. Состав специалистов определяется особыми образовательными потребностями детей. В него, как правило, входят педагог, логопед, психолог, социальный педагог, дефектолог.

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их одновременной социальной реабилитации является индивидуальное обучение.

Важным звеном в образовании таких детей является оказание им психологической помощи. Психологическая помощь должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Введение

Изучение и анализ научно-теоретических, социально-педагогических, психолого-педагогических исследований и педагогической практики по данной проблеме позволили определить безусловную актуальность исследования, которая определяется вхождением Российской Федерации в мировое образовательное пространство, что требует переосмысления имеющегося психолого - педагогического опыта и развития новых идей и подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; сменой образовательной парадигмы, предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и способствующего их социализации; ростом числа детей, не справляющихся с общеобразовательными программами в обычных условиях.

Проблема специального образования является актуальной в работе Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Целью данной работы является изучение особенностей организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Глава 1. Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания .

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно вели к : от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и внутри каждой входящей в нее категории детей .

Важнейшими задачами специального образования являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.

Следует помнить, что ограничение возможностей не является только количественным фактором (т.е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и прочее, это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентирования в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно - мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе, в т.ч. через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию. Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях .

Коррекционная помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма. Временем возникновения и тяжестью нарушения, социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования, возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования, а так же уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей .

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также трудовой и начальной профессиональной подготовке .

Мы подробно остановимся на коррекционно – психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в штате школы имеются соответствующие специалисты: дефектологи, логопеды, специальные психологи. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные мероприятия, поддерживая в образовательном учреждении охранительный режим, участвуя в профконсультировании.

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что специалисты имеют дело с обучающимися, у которых имеются не только нарушения познавательной деятельности, но и изменения личности в целом.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами.

Основная задача этого направления- прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

    изучение личных дел обучающихся(психолого-педагогическая характеристика, заключения о нервно-психическом состоянии школьника)

    посещение семьи (установление контакта с родителями ребенка, изучению условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка)

    наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время

    изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок и т.п.)

    использование стандартизированных методик для количественной и качественной обработки данных.

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов коррекционной педагогики и специальной психологии: комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.

На I этапе нами проводится первичная диагностика обучающихся, которая включает в себя определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи.

В процессе обучения проводится динамическое изучение обучающихся, отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитания уровня развития обучающегося.

По окончанию четвертей специалистами осуществляется этапная диагностика, которая подразумевает констатацию результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Так же проводится текущая диагностика это обследование обучающихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума (по мере необходимости).

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работает, одно из самых важных, представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике учебно-воспитательного процесса.

К основным направлениям коррекционно-развивающей развивающей работы относится:

    сенсорное и сенсомоторное развитие;

    формирование пространственно-временных отношений;

    умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты);

    нормализация ведущей деятельности возраста;

    формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими:

    индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы;

    социально-психологический тренинг межличностного общения;

    имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии;

    вовлечение детей в творческие объединения по интересам;

    вовлечение родителей в работу с детьми.

Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с обучающимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия, на развитие обучающегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

    системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

    создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития школьника;

    обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания обучающихся;

    профилактику перегрузок обучающихся;

    взаимодействие специалистов в рамках школьного ПМПк.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи направления:

    профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

    профилактика перегрузок обучающихся, выбор адекватного психофизическому развитию учащегося режима труда и отдыха в школе и дома;

    повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

    оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    выбор стратегий семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

    подготовка и включение педагогов и родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

5. Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности педагога включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации.

Следовательно, психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, активно включает специалистов во все сферы образовательного процесса. Деятельность организуется в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов, разрабатываются и реализуются комплексные индивидуальные программы коррекции и развития обучающихся .

Индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей модернизации образования. Индивидуальная форма обучения идеально подходит для тех детей, которые не имеют возможности посещать занятия в общеобразовательной школе по стабильному расписанию по причине слабого здоровья. Индивидуальное обучение может проводиться как на дому (при наличии медицинской справки, подтверждающей проблемы со здоровьем), так и в школе, и в специальных центрах .

Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоение, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания.

Индивидуализация образования направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии .

Развитие личности ребенка, его способности, интересов – процесс непрерывный. Для того, что бы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху – его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребности, творческого потенциала – одно из направлений деятельности психологической службы .

Одним из направлений деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья является организация коррекционно-психологической помощи.

Коррекционно-психологическая помощь – это деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям .

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени».

Для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ЕАО создано Государственное бюджетное учреждение Еврейской автономной области - областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени», образованно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях» и постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 декабря 2010 года.

Целью деятельности Учреждения являются: создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, которым по состоянию здоровья лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения рекомендовано обучение на дому, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательный процесс в Центре организован для 75 детей, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано дистанционное обучение.

Обучением охвачены дети инвалиды с сохранным интеллектом, имеющие нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с соматическими, онкологическими заболеваниями.

Обучение детей осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными программами, которые разрабатываются с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей обучающихся, а так же с учетом характера протекания заболевания.

Центр образования предоставляет детям - инвалидам реальную возможность эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, позволяет им приобрести бесценный личностный опыт познания окружающей действительности, общения, прожить полноценное эмоциональное детство, расширяет границы доступного им мира.

На базе Центра организованна коррекционная работа психологической службы, которая направлена на психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью деятельности службы является - обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся на всех этапах возрастного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптивных возможностей воспитанников и психологической культуры всех участников образовательного процесса на протяжении всего периода обучения.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи в Центре относятся:

    выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

    организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

    системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

    коррекцию и развитие высших психических функций;

    развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

В состав службы включены следующие специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи и социальный педагог. Специалисты службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей (законных представителей).

Взаимодействие участников службы осуществляется на основе комплексного подхода к решению потенциальных или актуальных проблем обучающихся, что предполагает тесное взаимодействие специалистов службы, их взаимопонимание и взаимодополнение.

Специалисты Службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических и коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей.

В процессе реализации психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

    проводят в случаи необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативом;

    проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей, склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

    проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушения общения;

    совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии.

Коррекционная и развивающая работа предполагает активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей.

Планы и программы коррекционно-развивающей работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

В ходе психокоррекционной работе дефектолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Специалистами разрабатываются программы коррекции, направленные на устранения отклонений в психическом развитии ребенка. Развивающая и психокоррекционная работа проводится в индивидуальной и групповой формах, во внеурочное время, на специальных занятиях, в процессе консультирование родителей.

В рамках консультативного направления сотрудники психологической службы консультируют администрацию образовательного учреждения, учителей, родителей. Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитание и т.п.

Специалисты способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей путем провидения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

Сотрудники службы ведут документацию, содержание и формы которой закреплены соответствующими нормативными актами различного уровня. В целях повышения качества взаимодействия специалистов сотрудники службы имеют равные права доступа к рабочей документации службы, если при этом гарантируется соблюдение принципа обязательной конфиденциальности данных. К документации относят: план работы, заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, журнал консультаций, журнал учета групповых форм работы, карта психолого-педагогической помощи ребенку, индивидуальная программа работы на каждого обучающегося, программа коррекционно-развивающих занятий.

Одним из направлений моей профессиональной деятельности является составление перспективного плана своей работы. В план деятельности включены задачи учителя дефектолога на текущий учебный год, а так же направления работы и сроки их реализации по четвертям.

Задачи:

    своевременное выявление детей с трудностями в период адаптации, диагностика и коррекция межличностных отношений, определение зоны ближайшего развития;

    организация индивидуальных занятий с обучающимися, родителями и педагогами;

    поддержка связи с родителями обучающихся, налаживание совместную работу по психолого - педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно - воспитательного процесса;

    создание благоприятного психологического климата для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов.

Одним из направлений является коррекционно-педагогическая работа, которая заключает в себя первичное обследование обучающихся, проведение диагностики здоровья и социально-личностного развития обучающихся, зачисление учащихся на дефектологические занятия, составление по результатам диагностики плана индивидуальной работы, построение коррекционно-развивающих программ в соответствии со структурой нарушения в развитии детей, проведение коррекционных занятий с учащимися в соответствии с разработанными программами индивидуальных и групповых дефектологических занятий, знакомство и изучение документации.

Под организационной работой подразумевается: оформление документации, составление расписания, формирование дефектологических групп, составление планов коррекционной работы с группами обучащихся, рабочих программ, планов индивидуальной работы.

Так же осуществляется работа с педагогами: знакомство кураторов с результатами дефектологического обследования; консультации по запросам и по заранее намеченным актуальным темам.

Работа с родителями включает проведение индивидуальных бесед о результатах дефектологического обследования (по запросу), консультаций и участие в родительских собраниях.

По результатам первичной диагностики школьников и составлению групп детей, которые нуждаются в дефектологической помощи, мною разрабатываются и осуществляются программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

В программе обязательно отображаются цели и задачи, пояснительная записка, график организации коррекционно-развивающего процесса и календарно – тематическое планирование.

Календарно – тематическое планирование чаще всего содержит не только лексическую тему занятия но и графу где указываются направления коррекционной работы, задачи каждого занятия и типы заданий используемые на нем.

Таким образом, целенаправленно организованная психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального образования направлена на психологическое сопровождение ребенка, которую можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Заключение

Анализ теоретических источников по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что коррекционно-психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья это системная, целенаправленная работа в которую включены специалисты различных профилей, организация ее является сложным процессом. Индивидуальное обучение школьников напрямую должно сопровождаться специалистами психологической службы для того, чтобы развитие детей с ограниченными возможностями здоровья не ограничивалось только общением с учителем или родителями. Умение адекватно реагировать на жизненные ситуации, выражать свои эмоции, мысли, чувства одно из правил успешной социализации и адаптации таких детей в обществе, которое, безусловно, не сможет пройти успешно без своевременной коррекционно-психологической помощи.

Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи позволило сделать выводы о важности, целенаправленности, сложности и комплексности работы психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Практическое психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом. Самое важное, что должны понять педагоги и психологи, включённые в систему психологической службы, это то, что их деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие учебной мотивации и успешности в овладение знаниями. Без этого, все остальные результаты становятся сопутствующими, и не определяют достижения основной цели - качественного образования ребёнка.

Список литературы:

    Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. - С.59-63.

    Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. – Тюмень: «Вектор Бук», 2003. – 224 с.

    Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.

    Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. - № 1. – С. 28-44.

    Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. - № 1. – С. 82-86.

    Каткова Л.П. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 2. – С.6-10.

    Кича Д.И. Медико-социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 3. – С.8-14.

    Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С.243-253.

    Конституция Российской Федерации. Дети-инвалиды. Сборник нормативных актов. – М., 1996. – 238 с.

    Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). – СПб.: «Питер», 1997. – 36 с.

    Марковская И.М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. – 1998. - № 2. – С.67-78.

    Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С.242-246.

    Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. – Саратов: Изд-во Поволжского филиала Российского учебного центра, 1996. – 225 с.

    Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2. – С.51-56.

    Специальная психология: учебное пособие. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2003. – 464 с.

    Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М.: «ГНОМиД», 2000. – 64 с.

    Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. – 1999. - № 5. – С.34-39.

Но есть дети с особыми потребностями. Это дети с нарушениями в развитии, вытекающими из этого трудностями в обучении и адаптации. Нарушения развития встречаются в разных сферах, но объединяет особенных детей одно – проблемы в социализации и потребность в индивидуальном сопровождении.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Однако с 2016 года это понятия заменено. Гуманнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах людей. Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут обеспечить равные условия для каждого ребенка. Потому акцент ставится на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.

Виды нарушений развития:

  • задержка психического развития (ЗПР);
  • эмоциональные расстройства и нарушения поведения;
  • синдром аутизма;
  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • нарушения речи;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

Каждая из этих проблем имеет свои особенности. Рассмотрим подробнее:

  • Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, . При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы. Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается .
  • Говоря об эмоциональных и поведенческих нарушениях, подразумевают . Это устойчивые личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о трудном характере.
  • Аутизм внешне выглядит как панцирь. Ребенок находится в своем мире, отстранен от социума. Действия аутиста стереотипны, эмоции скупы. Основная черта – . Наблюдается задержка речевого развития, о себе говорят в третьем лице.
  • Нарушения слуха предполагают качественные и количественные изменения. Выделяют полную потерю слуха и тугоухость, последняя бывает 4 уровней.
  • Нарушения зрения влияют на осанку, походку, моторику. У детей наблюдается медленное усвоение и переработка информации.
  • Речевые нарушения вызывают изменения во всех сферах: внимание, . Затруднен контроль и организация деятельности. Наблюдается быстрая утомляемость и рассеянность внимания, инертность.
  • Нарушения опорного аппарата – самая обширная группа. Все нарушения носят врожденный или приобретенный медицинский характер. План сопровождения зависит от конкретного нарушения и компенсаторных возможностей организма.

Согласно ЮНЕСКО, 2 млн. российских детей страдают теми или иными нарушениями психического и физического здоровья. По данным Министерства образования, число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается на 5 %.

Сопровождение

Сопровождение детей с ОВЗ – это система создания социально-психологических и педагогических условий для социализации и с особыми потребностями.

Необходимо учитывать нюансы развития ребенка по каждому из типов нарушений. И на их основе выстраивать работу.

Задержка психического развития

Что важно знать о ребенке с ЗПР:

  • Преобладает наглядное и действенное мышление. Не нужно перегружать образами и логическими связями.
  • Ребенок успешно усваивает знания на практике в совместной деятельности со взрослым.
  • Возникают трудности в анализе, обобщении, классификации предметов.
  • Невозможность установления причинно-следственных связей.
  • Охотно взаимодействует со взрослым, принимает помощь.
  • Сложности в запоминании. Преобладает непроизвольная память. Невербальный, наглядный материал запоминают лучше.
  • Инструкции соблюдают только при помощи взрослых, напоминаний.
  • Запоминание лучше происходит через метод наглядного группирования.
  • Повышенная отвлекаемость, снижение объема и концентрации внимания.
  • Невозможность самостоятельной установки цели деятельности. Акцентирование внимания на мелочах.
  • Полезны игры типа «Горячий стул» для развития коммуникативных навыков.

Для развития восприятия подойдут игры на познание собственного тела (покажи правое ухо, дотронься до левой пятки), ориентацию в пространстве (положи карандаш слева от тетради), игры с предлогами (кто, за кем, почему), графические диктанты, рисование незаконченных фигур. Графические диктанты и дорисовывание также помогают в развитии письма.

Для развития памяти: заучивание стихов, распознавание ритмов музыки, запоминание картинок, определение изменений в обстановке, разучивание танцев.

Для развития мышления: рисунки, схемы, таблицы и другой материал, упрощающий восприятие; ориентация теории на жизнь ребенка; ситуации успеха; составление рассказа по ряду картинок; упражнение типа «четвертый лишний».

Развитие внимания: дыхательная гимнастика, занятия в положении стоя, разминки, поиск отличий на картинках, поиски выхода из лабиринта.

Развитие речи: повышение активного словарного запаса, рассказ по плану и картинкам.

Развитие мелкой моторики: массаж, штриховка, терапия песком, оригами.

Для формирования мотивов полезно использовать игры с правилами и пантомимикой.

Поведенческие нарушения

Для коррекции акцентуации меняются условия воспитания. Нужно структурировать среду с учетом сильных и слабых сторон личности, избегать провоцирующих ситуаций и направлять воспитание на усиление положительных черт. Выявить специфику акцентуаций конкретного ребенка позволяют беседы и наблюдение. Без коррекции нарушения переходят в .

Дети с аутизмом

Что нужно знать для сопровождения детей с аутизмом:

  • Отличаются замкнутостью и избирательностью, дефицитом эмоций. Дети с аутизмом избегают социальных контактов, эгоцентричны, но в несоциальных видах деятельности в разы превосходят сверстников.
  • Недоразвитость эмоционально-волевой сферы компенсируется феноменальной памятью или выдающимися музыкальными способностями.
  • У аутистов не выражена потребность в общении. Им подходят самостоятельные индивидуальные виды деятельности.
  • Недопустима резкая смена обстановки. Для аутистов важна стабильность. На изменения реагируют агрессией, аутоагрессией или уходом в себя. Вызвать такую реакцию способна любая мелочь, например, новая одежда учителя.
  • Важно хвалить ребенка. Учитывать быструю утомляемость.
  • Деятельность должна начинаться с помощи взрослого. Страх и негативизм свойственны аутистам, не нужно давить на них.
  • Необходимо минимально предоставлять выбор. Банальный вопрос «что ты хочешь?» вводит аутиста в ступор. Он не воспринимает себя.
  • Избегайте соревновательного духа. Дети с аутизмом неуверенные в себе.
  • Каждую секунду с ребенком должен быть взрослый, который поможет понять, что ребенок любит, что хочет, что ему нравится.

Аутизм бывает 4 степеней тяжести. Сопровождение зависит от тяжести синдрома. На последних стадиях необходима комплексная помощь, в том числе медицинская.

Нарушения слуха

Ношение слухового аппарата обязательно, но это не решает всех проблем. С усвоением, развитием и пониманием устной речи все равно возникают затруднения.

Особенности сопровождения:

  • Если уместно, то стоит расставить парты полукругом.
  • На парте у ребенка должно быть свободное пространство.
  • Нужно использовать зрение, компенсировать слуховые особенности. Преподаватель должен вставать по свету, носить яркую одежду.
  • Минимум жестикуляции, не прикрывать рот руками.
  • Не поворачиваться спиной к ребенку.
  • Говорить медленно.

Нарушения зрения

В силу зрительных особенностей дети не могут работать с черно-белыми пособиями, контурными рисунками. Преобладает туннельное зрение, потому не нужно рассчитывать на боковое зрение. Говорить с ребенком нужно прямо перед лицом. Рабочее место должно находиться в центре класса. Преподавателю нельзя вставать против света. Кроме того, нужно:

  • снизить темп занятия;
  • говорить медленно, ставить четкие вопросы;
  • снизить требования к качеству письма;
  • предоставлять дополнительное время на выполнение задания;
  • работать с трафаретами и штриховками;
  • сменять виды деятельности, обязательна гимнастика для глаз;
  • вопросы ставить конкретно, кратко, медленно; давать время на обдумывание;
  • использовать специализированное оборудование и визуальные приемы организации пространства для лучшего восприятия свойств предметов;
  • при графических заданиях оценивать не точность, а правильность выполнения.

Нарушения речи

Дети с нарушениями речи повышено возбудимы. Отмечаются нарушения в познавательной сфере, недостаток учебной , отвлекаемость, утомляемость. Цель сопровождения – улучшение условий среды для минимизации влияния особенностей развития. Необходимо сотрудничество с семьей. Кроме того, обязательно:

  • взаимодействие педагогов, психологов и медиков;
  • создание ситуации успеха;
  • новизна в подаче и содержании материала;
  • поощрение, спокойный тон преподавателя, поддержка;
  • индивидуальный подход;
  • игровые элементы;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • наглядность.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Самое частотное нарушение – ДЦП (детский церебральный паралич). Наблюдается недостаточный контроль нервной системы. Как правило, заболевание сочетается с психическими и речевыми нарушениями. ДЦП поддается лечению.

Суть сопровождения:

  • постоянно комфортные для ребенка условия;
  • регулярное расширение границ возможного, максимальное раскрытие потенциала;
  • исключение неожиданных внешних раздражителей (резкий шум, подход со спины);
  • учет чувствительности ребенка, обидчивости, тревожности;
  • разминки во время занятий;
  • помощь и контроль взрослого, напоминание детям со слюнотечением о необходимости сглатывания;
  • тестовые задания для детей с нарушением моторики;
  • упражнения на ориентацию в пространстве (положи руку справа от тетради);
  • четкая речь с многочисленными повторами, без повышения голоса;
  • увеличенное время на выполнение задания.

Необходимо составление индивидуального плана обучения с учетом специфики среды, расстояния до школы, потребностей ребенка, темперамента и , .

Послесловие

Учебная среда играет большую роль в организации сопровождения. Необходимые условия среды прописаны в государственных образовательных стандартах.

Обязательно взаимодействие родителей и педагогов. Практически в каждой школе кроме штатного психолога присутствует специалист по инклюзии и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Для особого ребенка прохождение консилиума и комиссии обязательно. Специалисты составят индивидуальную программу развития и сопровождения ребенка, предложат родителям несколько вариантов обучения, подскажут, как взаимодействовать с ребенком конкретно в их случае.

Важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является работа педагога-психолога с родителями.

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.

Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв».

Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития:

  1. Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.
  2. Стадия - отрицание . Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).
  3. Стадия - депрессия . Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.
  4. Стадия - принятие , происходит осознание случившегося.

На какой бы из вышеперечисленных стадий ни находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя консультации с родителями, действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку» . Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру. Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.

Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:

  • как воспитывать,
  • чему учить,
  • как учить.

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.

Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются

  • профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;
  • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем;
  • выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;
  • подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.

Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями , (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка .

Третий этап - решение следующих задач:
- получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;
- умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
- расширение у родителей знаний , касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей.

Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто
менее развит, чем его сверстники, он развит иначе»
Л.С. Выготский

По данным "ЮНЕСКО" два миллиона российских детей имеют особенности физического и психического развития. Статистика Министерства образования Российской Федерации свидетельствует о том, что в России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых, в основном дети, с врожденной патологией: церебральный паралич (ДЦП), расстройства аутистического спектра (РАС), олигофрения и т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года).

В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ограниченными возможностями здоровья, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития. Данная категория детей сталкивается с такими трудностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, что в результате приводит к социальной изоляции и осложнению психологического состояния, на которое уже изначально наложен «отпечаток» дефекта.

Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенный уровень тревожности, неуверенность в своих силах, что, в большинстве случаев, и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).

Подводя черту под вышеизложенным можно вывести формулу: «особенные» дети, нуждаются в особых условиях. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ. Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития детей с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т.д.) осуществляющих сопровождение в рамках своей специализации.

В свою очередь психолог отвечает за процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ актуален и всегда таковым останется т.к. проблемы, с которыми они сталкиваются, настолько серьезны, что могут стать либо труднопреодолимыми, либо непреодолимыми вообще.

Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Таким образом, тема психологического сопровождения имеет основополагающее значение для жизни этих людей с рождения. Это связано с тем, что жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в силу своих особенностей нуждается в специальном подходе со стороны взрослых.

Согласно словарю русского языка, «сопровождать» - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения (психолог-ребенок), своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки.

Цель психологического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.

Достижению вышеуказанной цели способствует решение следующих задач:

  • предупреждение появления проблем развития ребенка;
  • преодоление социальной изоляции;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Однако необходимо учитывать возраст ребенка на момент начала осуществления психологического сопровождения, ибо только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления индивидуального развития ребенка с ОВЗ можно достичь оптимального для него уровня развития. И не менее важным условием полноценного развития детей с ОВЗ является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.

У психологического сопровождения детей с ОВЗ, как и у любого процесса, есть свои этапы

Первый этап:
Изучение анамнеза (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) и осуществление диагностической работы (составление диагностической карты).

Второй этап:
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения, цель которой направлена на создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно функционировать и оптимально развиваться как в образовательной среде, так и в окружающем социуме.

Третий этап:
Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.

Четвертый этап:
Согласованность разнообразных форм взаимодействия специалистов оказывающих профессиональную помощь детям с ОВЗ. Так, например, одним из важных звеньев в работе по сопровождению детей с ОВЗ, является создание разнообразных форм взаимодействия логопеда и педагога-психолога.

Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ, ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.

Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ - это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.

Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственность при работе по всем направлениях деятельности: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, просвещение и профилактика, поддержка всех участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

Включение детей с ОВЗ в среду общеобразовательной школы требует значительных изменений в организации процесса обучения. И подразумевает не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (особыми образовательными потребностями) рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях.

В Законе об образовании есть положение о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые нуждаются в оказании им специализированной помощи при освоении образовательной программы (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Если обратить внимание на диаграмму, можно увидеть рост числа детей, которые нуждаются в особой организации их обучения. На данный момент в МБОУСОШ - 14 школьников (4,2%) занимаются по индивидуальным программам обучения. Программы разработаны с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Как это происходит? На основании нормативных документов, по заявлению родителя и на основании рекомендаций ПМПК или медицинской справки (в которой прописано, что ребенок нуждается в обучении по индивидуальной программе на дому и освобождается от посещения школы в общем потоке, может также быть написано, что при нормальном самочувствии с правом посещения школы) разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребенка. На основании базисного учебного плана составляется индивидуальный учебный план с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Часть предметов изучается индивидуально с педагогом, часть при посещении обычных уроков. Часть предметов не изучается. Есть возможность изучать предметы дистанционно. В школе, все дети, на данный момент, обучаются по основной образовательной программе. Дети, которым были рекомендованы адаптированные программы перешли на обучение в специализированные школы.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям «детей с особыми образовательными потребностями» относятся:

  1. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. дети с нарушением речи (логопаты);
  4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. дети с умственной отсталостью;
  6. дети с задержкой психического развития;
  7. дети с нарушением поведения и общения;
  8. дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС;
  9. дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В школе, где я работаю, представлены различные категории детей с ОВЗ. Сравнивая данные за 2 года, можно увидеть различия. Более того различия наблюдаются и в течение учебного года. Например, в прошлом году на начало учебного года 6 учащихся были направлены на ПМПК, с целью рассмотрения вопроса об изменении образовательного маршрута. Им было рекомендовано: пятерым – школа 7 вида и 1 девочке – 8 вида. В середине учебного года дети перешли в рекомендованные им школы, где успешно обучаются по адаптированным программам. Выросло число детей с НОДА (в 2,5 раза). Число детей с РАС примерно на одном уровне. Растет число детей с астенией (в справках чаще всего пишут – энцефалоастения, головные боли напряжения, астено-невротический синдром). Про таких детей педагоги говорят, что они слушают, активно работают минут 10, а потом как будто «отключаются». Они устают еще до того как начали трудиться. Есть дети с речевыми проблемами, с логоневрозом, заиканием. В особую группу выделены дети с соматическими заболеваниями – аллергией, диабетом, энкопрезом. Есть дети, перенесшие онкологические заболевания. Эта категория детей и их родителей, требующая повышенного внимания, ведь была прямая угроза жизни ребенка, в отличие от остальных болезней, серьезных, но не угрожающих жизни.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать - значит, следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Процесс сопровождения осуществляется службой сопровождения - это объединение специалистов разного профиля в единую команду, объединяющую учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива и администрации школы. Это непосредственно в школе. Но есть еще социальные институты, осуществляющие сопровождение вне школы:

  • общественные организации, объединяющие людей с определенными потребностями – «Свет ты мой» - для детей - инвалидов и их семей. «Маленькая страна» – для семей с детьми с синдромом Дауна.
  • государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" был создан в 1996 году для осуществления реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта.
  • специализированные школы, центры психолого - медико социальной помощи, которые могут быть ресурсными центрами для учителей, работающих в системе инклюзивного образования, и, возможно, могут стать координационными центрами инклюзивного образования.
  • дополнительное образование детей (музыкальные, художественные школы)

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения. В школе, командой специалистов организуется работа с учителями и родителями с целью изучение ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей, вовлечения их в реализацию единой развивающей программы и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.

Начальная школа

– определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности. развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться» (УУД), развитие творческих способностей.

Основная школа

– сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика аддиктивного и девиантного поведения.

Все, вышесказанное, позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, характеризующуюся следующими принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка. Знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

Педагог-психолог является членом ПМПк и участвует в его работе (пишет представление на ребенка по результатам диагностических исследований, участвует в разработке рекомендаций, коррекционной части программы…).

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения, родителями как детей с ОВЗ, так и родителями других обучающихся в ОО. Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: помощь в преодолении учебных трудностей, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог-психолог работает с группой. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с ОВЗ:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития
  2. Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении
  3. Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности
  4. Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения
  5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с условно-нормальным психофизическим развитием:

  1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка
  2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении семей обучающихся:

  1. Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
  2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
  3. Повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ;
  4. Оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:

  1. Повышение профессиональной компетентности;
  2. Формирование навыков командной работы;
  3. Формирование психологической культуры.

Говоря о работе психолога, имеется в виду не просто однократно оказанная психологическая помощь, поддержка детей, испытывающих трудности в обучении, а психологическое сопровождение их на всех этапах обучения. Это сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты .

Ключевыми направлениями работы педагога – психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная и поддерживающая работа с педагогами, школьниками и родителями, в том числе и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим, особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике. Диагностика позволяет своевременно выявить детей с ОВЗ. выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребёнка; консультировать родителей ребёнка.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, углубленное, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы. Составляется индивидуальная карта ребенка.

Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития. Выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми. При проведении процедура обследования учащегося с ОВЗ психологу необходимо соблюдать основные требования:

  1. Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
  2. Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
  3. Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
  4. Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.
  5. Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
  • развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.

Работа по консультативно - просветительскому и профилактическому направлению обеспечивает оказание обучающимся, педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали важность среды, окружающей «особого ребёнка». Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. И здесь роль психолога велика. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Помощь детям с ОВЗ требует и психологической поддержки их семей. Педагогам-психологам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. В школе активно действует Родительский Клуб «Доверие». Тематика заседаний расширяется с каждым годом: «Трудности в обучении», «Конфликты и эффективное разрешение конфликтов», «Родительские установки», «Самостоятельность и ответственность», «Воспитание мальчиков и девочек», «Поощрение и наказание».

Важно выявить способности детей и помочь им быть успешными. Дети с инвалидностью и ОВЗ участвуют во внеурочной деятельности: в слетах и международных конференциях, в составе делегаций представлять свою школу. Принимают участие в олимпиадах, научных конференциях и занимают первые места. Есть достижения в творчестве, спорте.

Таким образом, в своей деятельности педагог-психолог учитывает возрастные особенности участников образовательного процесса, выявляет особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Деятельность педагога-психолога, являющегося частью комплексного сопровождения ребенка с особыми образовательными нуждами, и непосредственно оказывающего воздействие на всех участников образовательного процесса - незаменима. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственность при работе во всех направлениях деятельности: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, просвещение и профилактика, поддержка всех участников образовательного процесса.