Басня волк и ягненок характер героев. Басня волк и ягненок - крылатые выражения

Сюжет многих произведений вечен. Они были актуальны в древние времена, не потеряли актуальности и сейчас. К таковым относится "Волк и Ягненок". Впервые о них рассказал древнегреческий баснописец Эзоп. Ягненок, страдая от жажды, в жаркий летний день подошел к ручью и стал пить студеную воду. Волк решил его съесть. Желая оправдать свой поступок, предъявил обвинение в том, что ягненок замутил воду, из-за чего теперь хищник не может напиться. Ягненок ответил, что этого не может быть, потому, что воды он едва касается губами, да и находится ниже по течению. Тогда Волк сказал, что в прошлом году он оскорбил его отца. И здесь малыш нашел аргументы, ведь тогда он еще не появился на свет и даже если бы захотел, не смог бы этого сделать. Волк заметил, что Ягненок знает толк в оправданиях, но он все равно будет съеден. Если кто-то решил совершить злое дело, то его ничего не остановит. Такова мораль басни "Волк и Ягненок". Затем на этот же сюжет создали басни Лафонтен, Сумароков, Державин. В начале 19 века одноименную басню написал Крылов.

Мораль басни "Волк и Ягненок"

В произведении два главных героя, образы которых важны и немыслимы один без другого. Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний. Далее он уверяет читателя, что существует много исторических примеров, подтверждающих данный вывод, и приводит уже известный эпизод встречи Волка и Ягненка у ручья.

Мораль произведения, правда, в том, что хищник был уже голоден и сразу имел намерение кого-нибудь съесть. Малышу не повезло, что на его пути попался именно он. Был бы на его месте зайчик или утенок, пострадали бы они. Мораль басни "Волк и Ягненок" повествует о безысходности слабого. Однако Волк желает оправдать свой поступок и говорит, что Ягненок сам виноват, так как помешал ему выпить чистой водицы. В изысканных выражениях Ягненок отвечает, что такого не может быть, так как он находится ниже по течению на 100 метров. Волка этот разумный и вежливый ответ явно не удовлетворяет. Он начинает кричать, что в прошлом году Ягненок ему нагрубил на этом же месте. Поэтому Волк весь год не мог простить такой обиды, а теперь сможет ему отомстить. Узнав, что такого не могло быть, так как в прошлом году Ягненок еще не появился на свет, он отвечает, что это был кто-то из его родственников или знакомых. Ягненок резонно вопрошает, а при чем тут, собственно, он. Волк восклицает, что тот виновен уже в том, что волк хочет есть. Далее он перестает разговаривать со своей жертвой и тащит его в темный лес.

"Волк и Ягненок". Анализ

Есть мнение, что в данной басне показано бесправие простого человека перед власть имущими. Становится понятно, что выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость. Волк ведет себя грубо, понимая свою полную безнаказанность. Ведь часто тем, у кого больше силы и власти, даже не приходится ничего объяснять и искать себе оправданий. Крылов понимает, как сложно остановить тех, на чьей стороне выгодное положение. Такова мораль басни "Волк и Ягненок".


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Вспоминая классику: басня "Волк и ягненок", Крылов и Эзоп
  • Анализ басни Крылова "Кот и повар"
  • Кто он, "степной волк" Гессе – философ или убийца?

Сюжет многих произведений останется востребованным в любые времена. Это с уверенностью можно сказать о басне «Волк и ягненок». Первым к нему обратился еще Эзоп. Затем целая плеяда выдающихся литературных деятелей: Лафонтен, Сумароков, Державин. Очередь дошла и до Крылова. Великий русский баснописец создал произведение с таким же названием в начале 19 века.

Главенствующую роль в нем играют, конечно, два героя, образы которых тесно связаны друг с другом, и представить их отдельно просто не представляется возможным.

Свой рассказ Иван Андреевич начинает с поучения. Крылов абсолютно уверен, что в той ситуации, когда сходятся сильный и слабый противники, виноватым всегда будет второй. Автор не просто так заявляет этот, по его мнению, неоспоримый факт, он приводит пример в подтверждение своим словам: встречу Волка и Ягненка.

Хищник был голодным, у него было четкое и понятное намерение - кого-нибудь съесть. Маленькому барашку просто не посчастливилось, он оказался не в том месте и не в то время. И если бы Волку встретился кто-то другой, он также бы пострадал, как Ягненок. Мораль басни состоит в том, что слабое существо всегда находится в безвыходной ситуации. Волк же еще пытается оправдаться, упрекая Ягненка в том, что тот помешал ему напиться воды.

Малыш вежливо парирует злобному хищнику, объясняя, что находится намного ниже и попросту не может быть помехой. Волка такой ответ не устраивает, вернее даже, он ему совершенно не нужен. Его начинает злить сложившаяся ситуация. Волк ищет новые доводы и заявляет ну совершенный абсурд: он обвиняет Ягненка в грубых словах, сказанных ему ровно на этом же месте год назад. Малыш пребывает в совершенном недоумении: этого просто не может быть, ведь в прошлом году он еще даже не родился на свет. Стараясь защититься, он объясняет, что это был кто-то из его родственников, а отвечать за их непозволительное поведение он не должен. Волка же это совершенно не интересует. Ягненок виноват в любом случае, а самое главное – в том, что хищник попросту хочет есть. Волку надоело вести бессмысленные разговоры, ведь итог все равно один. И он тащит беззащитного Ягненка в темные лесные дебри.

Этой ситуацией Иван Андреевич хочет показать, что побеждает тот, кто сильнее. А справедливость находится уже на втором месте. Ее никто даже и не берет в расчет. В выигрыше оказывается тот, на чьей стороне сила и власть. Вот и весь ответ.

Басня - небольшое стихотворение сатирического характера, в котором в аллегорической форме высмеиваются и критикуются те или иные пороки общества. Основателем жанра принято считать греческого раба Эзопа. Именно он, не имея возможности в силу своего зависимого положения прямо высказать в лицо обидчикам всё, что хочется, и придумал в завуалированной форме излагать своё отношение к тем или иным людям, их поступкам, чертам характера. Традиции Эзопа продолжили Лафонтен, молдавские - Дмитрий и А в русской литературе развили их и подняли на новую высоту А. П. Сумароков и И. А. Крылов.

Первоисточник истории

Свою басню «Волк и ягненок» Крылов написал по сюжету, придуманному Эзопом. Таким способом он творчески переработал не одну известную историю, создав на её основе оригинальное, самобытное произведение. У Эзопа рассказ звучит следующим образом: ягнёнок пил из речки воду. Его увидел волк и решил съесть. Вот только предлог постарался выбрать поприличнее. Вначале волк упрекнул малыша в том, что тот замутил воду - пить нельзя! Ягнёнок отговорился тем, что едва губы мочит, да и находится ниже волка по течению. Тогда хищник обвинил оппонента в осквернении его - волка - отца. Но ягнёнок и тут нашёл, что ответить: ему и году нет, по возрасту не мог он этого сделать. Волку надоело натягивать маску приличия. Он заявил открыто: как бы ты ловко не оправдывался - съем всё равно! Мораль истории очевидна: как бы ты ни пытался доказать свою невиновность, чем лучше ты это делаешь, тем меньше шансов победить. Конечно, если противник решил твою участь заранее. Добродетель у Эзопа оказывается не торжествующей, а поверженной.

Вариант Крылова

Стихотворение «Волк и ягненок» Крылов создал в 1808 г., напечатано оно было в «Драматическом вестнике». И начал его автор сразу с морали, т. е. того логического вывода, к которому должны были прийти читатели к концу знакомства с текстом: «У сильного всегда бессильный виноват…». Чтобы не оказался голословным его «Волк и ягненок», Крылов опирается на исторические перспективы, подчёркивая, что есть этому принципу «тьма примеров». Но в следующих строчках он противопоставляет сказанное своей же установке: «…мы истории не пишем». Получается, что басня - проявление случая индивидуального. А общепринятые постулаты как раз такими вот конкретными случаями и проверяются.

Художественные особенности

Басня Крылова «Волк и ягненок» - произведение эпическое. Это можно заметить, например, по такой детали: прослеживается явственно с самого начала басни. Но вместо прямого «я» Крылов употребляет обобщённое «мы». Приём отстранённости даёт возможность изображать внутреннее пространство объективно. Вообще, всё стихотворение вполне реалистично с точки зрения правдоподобия. Волк - это именно хищник, ягнёнок - воплощение жертвы. Между ними отношения, характерные для тех, какие существуют в естественной природной среде. Правда, волк лицемерен. Он собирается расправиться со своей жертвой на «законных основаниях», т. е. узаконить беззаконие. Таким образом возникает мотив социальных отношений в басне «Волк и ягненок». Крылов мораль произведения выявляет, выявляя истинную цену речам и действиям хищника. Как только волк выказал своё лицемерие, обнажил неприкрытый расчёт, он уволок ягнёнка на растерзание. Жизнь разумная, основанная пусть на жёстких, но справедливых законах - это одно. А безнравственность и ложь действительности - дело совсем иное. И её аморальность критикует великий баснописец.

Вот какой глубокий смысл сокрыт в этом простом, известном нам со школы произведении!

Анализ басни В.А.Крылова «ВОЛК И ЯГНЕНОК».

Басня написана Крыловым в 1809 г. в Петербурге. Первые из своих знаменитых басен Крылов читал в доме президента Академии художеств, директора Ассигнационного банка Оленина. В 1809 г. вышла книга «Басни Ивана Крылова». Басня «Волк и Ягненок» вошла в этот сборник.

1. Сюжет басни.

Завязка:

«Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться».

Кульминация заключается в диалоге Волка и Ягненка:

«…Но я с тобой за их разведаюсь грехи».

Развязка:

«Сказал и в темный лес ягненка поволок».

Для характеристики персонажей можно обратиться к вопросам. Учитель предлагает ученикам составить таблицу, ответив на вопросы и выполнив задания:

1. Подберите синонимы, характеризующие Волка и Ягненка.

2. Какова истинная цель героев?

3. Что раздражает и злит Волка?

4. Кто побеждает в споре?

5. Почему Волк позволяет себе бесцеремонное поведение?

ВОЛК ЯГНЕНОК

1. Сильный, злобный, жестокий, 1. Маленький, беззащитный,

непорядочный, бессовестный, наивный, честный, открытый,

лживый, изворотливый. испуганный, смышленый и т.д

1. Хочет съесть ягненка, потому 2. Доказывает правоту, Надеется

что голоден. на понимание.

1. Правдивость ягненка, его наивные и искренние оправдания,

честность.

4. Сбрасывает маску «законности», 4. Побеждает только в словесно

открывая истинную цель. споре.

5. На его стороне власть и грубая сила,

он уверен в безнаказанности.

Волк- это образ человека, «сильного мира сего», имеющего все права и привилегии в обществе. Ягненок- это представитель народа, бесправный крепостной крестьянин, который всегда виноват. Закон на стороне богатых.

5.Мораль басни:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Это поучительный вывод, который помещен в начале басни.

6.Авторская позиция выражена в морали, которая является основной мыслью (идеей произведения). Крылов с негодованием говорит о том, что в России народ бесправен, беззащитен, забит, унижен, но сочувствие и симпатии автора на его стороне. Власть и закон не защищают обездоленных людей, давая все права и привилегии богатым и могущественным.

6.Речь автора проста и понятна, приближена к разговорной. Крылов использует просторечия: наглец, рыло, питье, голову сорву и т.д. Интонация постоянно меняется: мораль произносим с горечью и осуждением, фразы Волка вначале лицемерно, слащаво, притворно, обиженно, а затем грубо, искренне злобно:

«Молчи! Устал я слушать».

В речи Ягненка звучит испуг, наивность, робость и надежда на справедливость.

Открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе.

Тема:

Басня «Волк и Ягнёнок». Сравнительный анализ басни И. А Крылова с одноименной басней Эзопа.

Вид : развивающий урок на деятельностной основе с элементами театрализации.

Тип: урок изучения нового материала.

Цели:

1. Обучающая: познакомить с басней “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, познакомить с одноимённой басней Эзопа, учить видеть и чувствовать глубокий смысл басни, пополнять словарный запас учащихся, обобщить знания детей о баснях.

2. Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям, развивать навык правильного и осознанного чтения

3. Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Оборудование:

портрет, рисунки к басням Крылова, проектор, компьютерная презентация, реквизиты для инсценировки басни, конверт с карточками для работы в парах, учебник.

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

На доске выставка рисунков к басням, подготовленная одной из групп учащихся (домашнее задание по группам).

На рисунках изображены эпизоды из басен. Назовите эти басни.

По мере того, как дети называют басни, рисунки переворачиваются и на них появляются буквы из которых складываются слова.

Прочитайте, что получилось? (волк, ягнёнок)

Как вы думаете, почему появились эти слова?

Это герои басни Крылова, с которой мы будем сегодня знакомится.

II. Сообщение темы урока.

Итак, сегодня мы знакомимся с басней «Волк и ягненок» и с одноимённой басней Эзопа. Слайд 2

III. Цели и задачи урока.

Нам предстоит выполнить достаточно большую работу:

1. Вспомнить основные моменты биографии Крылова и Эзопа.

2. Повторить уже изученные басни Крылова.

3. Познакомиться с новой басней Крылова.

4. Повести сравнительный анализ новой басни Крылова с одноименной басней Эзопа. Слайд 3

IV. Повторение и закрепление пройденного. Проверка домашнего задания.

1. Уже несколько уроков мы посвятили великому русскому баснописцу. Мы многое о нем узнали. С каждым уроком мы открывали что-то новое об этом великом человеке. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты его биографии. Слайд 4

(Ответы детей).

Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет;

На его глазах совершались великие события в России;

Маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Емельяном Пугачевым;

Он был свидетелем Отечественной войны 1812 года;

Им было написано более 200 басен;

Его басни переведены более чем на 50 языков.

2. Когда Крылов скончался, его похоронили в некрополе Александро-Невской лавры, увенчав его голову лавровым венком . По всей России по подписке собирали деньги на памятник Крылову.

Перед вами великолепное творение барона Клодта – первый в России памятник литератору – установленный в Летнем саду близ главной аллеи, неподалеку от дома, где жил Крылов. Рельефы по рисунку Агина представляют в бронзе героев его знаменитых басен. Герои 36 басен живут на гранитном пьедестале. Слайд 5

3. Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. Поэт Исаковский посвятил замечательные строки великому баснописцу.

(Ученик читает наизусть стихотворение).

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

Со школьной парты с ними мы встречались

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

4. И обретя крылья «крылатые крыловские слова» оказались в нашей волшебной шкатулке, где хранятся книги с баснями Крылова. Я предлагаю заглянуть в волшебную шкатулку и вспомнить некоторые известные выражения, ставшие крылатыми. Слайд 6

5. Но прежде чем обратиться к басням мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, что такое басня (II группа учащихся). Слайд 7

Перед вами несколько определений слова басня. Они взяты из разных источников, но очень похожи.

(Обобщение ответов детей). Итак, басня это нравоучительное произведение, значит, в басне есть обязательно что? … (мораль). Мораль это … ? (логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Так поступать нельзя).

6. Ну а теперь вперед, к басням Крылова. Небольшая викторина определит, насколько внимательно вы читали его басни (III группа проводит викторину).

7. Викторина Слайды 8-12.

Перед вами иллюстрация к одной из басен Крылова и три выражения. Ваша задача соотнести одно из этих выражений с иллюстрацией и назвать басню.

8. С басней «Ворона и Лисица» мы знакомились на прошлом уроке. И сейчас мы ее вспомним. А помогут нам в этом ребята, которые подготовили инсценировку басни (IV группа).

9. – Мы говорим, что басня высмеивает пороки, недостатки. Как говорил Крылов: «Люблю, где случай есть пороки пощипать». Какой недостаток высмеивает эта басня?

Что такое лесть? (угодливое восхваление).

Почему лесть гнусна, вредна?

(Можешь поверить льстивым словам и не переделать плохо сделанную работу).

Дома вы должны были подобрать пословицы к басне (V группа). Какие пословицы вы подобрали?

Посмотрите, какие пословицы подобрала я. Подходят ли они к этой басне?

Какой поучительный вывод сделали из этой басни?

(Нельзя поддаваться на лесть, не принимать на веру все, что тебе говорят, остерегаться льстивых, неискренних слов похвалы).

Физминутка «Море волнуется»

IV. Новый материал.

1. Ребята, а хотели бы вы познакомиться с новым произведением великого баснописца?

С какой басней познакомимся?

2. Чтение басни учителем.

Что вы представили? Кого? Словесно нарисуйте представившуюся вам картину.

(Солнечный день, на открытом месте возле ручья Ягнёнок, который пришёл к ручью напиться. Он не ждал опасности. Рядом голодный волк.

Посмотрите, как выглядит иллюстрация к басне художника А. Лаптева. Слайд 15

Каким он изобразил Волка? Ягнёнка? Почему?

3. Словарная работа.

Сейчас вы еще раз самостоятельно прочитаете басню. Но прежде чем вы приступите к самостоятельному чтению, я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова в тексте, которые вам встретятся в тексте. Прочитайте внимательно все слова и выделите для себя те, значение которых вы не знаете.

Обратимся к значениям слов.

4. Самостоятельное чтение басни.

Какое начало у басни (грустное, тревожное, весёлое)? Почему?

(Тревожное. Ягнёнок зашёл к ручью напиться, а рядом «голодный рыскал волк»).

Что ещё подсказывает, что может случиться беда?

(Волк «на добычу стремиться», он хочет съесть Ягнёнка, грубо с ним разговаривает).

Почему Волк сразу не съел Ягнёнка?

(Хочет всё по закону сделать, пытается обвинить Ягнёнка, а Ягнёнок всё не виноват).

Что можно сказать о волке? О ягнёнке? Попробуем назвать качества характера героев (работа в парах).

Возьмите конверт, который лежит у вас на парте. В нём находятся карточки, на каждой из которых написаны черты характера героев. Разложите их в два столбика: в первый слова, которыми можно охарактеризовать Волка, во второй – Ягнёнка.

(Проверка.) Слайд 17

К чему стремиться волк, вступая в спор? В чём он обвиняет ягнёнка?

К чему стремиться ягнёнок в споре? Какие доводы приводит?

Найдите реплики Волка и Ягнёнка. Подумайте, как они говорят? Какие чувства испытывают? Как с развитием действия меняются их мимика, жесты?

Мы с вами определили характер героев, чувства, которые они испытывают. Это вы должны будете показать при чтении, поскольку вся основанная часть сюжета построена на репликах главных героев. Подготовка выразительного чтения будет вашим домашним заданием.

V . Знакомство с басней Эзопа. Сравнительный анализ басен.

1.- Мы с вами знаем, что основу сюжетов многих басен Крылова составили басни Эзопа. Слайд 18

Вспомните, кто такой Эзоп?

Его представляли горбатым, хромым – одним словом во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. Слайд 19

2. Физминутка для глаз

3. Чтение басни Эзопа.

4. Проведём сравнительный анализ басни Эзопа и Крылова.

(Заполнение таблицы. Слайд 20).

Эпическая

Поэтическая

Структура

Сюжетная часть: завязка, развитие действия, развязка;

Сюжетная часть: завязка, развитие

действия, развязка; мораль.

Композиция

Сюжетная часть.

Сюжетная часть.

Персонажи

Более яркие, эмоциональные образы

Кто заранее решился на злое

дело, того и самые честные

оправдания не остановят.

У сильного всегда бессильный виноват.

Язык басни

Краток, точен, меток.

Остроумный, мудрый, живой, близок к разговорному.

(Эзоп: « начал попрекать», « сказал», «ответил», и т. д. – нейтральные

Крылов: как смеешь ты наглец«, «нечистым рылом», «голову с тебя сорву», «когда светлейший Волк позволит», «и гневаться напрасно он изволит», и т. д.)

В какой басне лучше, ярче представлены характеры героев?

5. Чтение морали басен.

Обратимся к моралям басен.

Прочитайте мораль басни Эзопа, Крылова.

(После прочтения открывается слайд 21)

Как вы думаете, смысл, заключённый в морали каждой из этих басен одинаковый или разный?

Мораль какой басни точнее выражает её смысл?

Давайте подумаем, в чём же смысл басни?

- « У сильного всегда бессильный виноват». Что чему противопоставляется?

(сила противопоставляется бессилию, слабости).

Только ли о природном неравенстве идет речь?

Сейчас перед вами появиться ещё одна иллюстрация. Посмотрите, как представил героев басни народный художник России Е. Рачёв. Слайд 22.

Сравнение иллюстраций.

На иллюстрации Рачёва герои одеты как люди.

Как одет Волк? Ягнёнок? Что эти хотел сказать художник?

(Сильнее тот, кто богат, занимает более высокое положение в обществе. Бедный Ягнёнок вынужден подчиниться, он даже не сопротивляется)

V. Рефлексия.

У. - На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?

Ответы детей.

Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лживый, жадный.

У. - Довольны ли вы своей работой на уроке?

VI. Домашнее задание по выбору:

1. Подготовить выразительное чтение басни Крылова и Эзопа.

2. Выучить наизусть басню Крылова.

3. Подготовить инсценировку.