Напишите пожалуйста, выразительные средства из стихотворения " о красоте человеческих лиц". Н

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений. Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение Некрасивая девчонка. Поэта волнует не то, как она выглядит (лягушонок, дурнушка), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение О красоте человеческих лиц, написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях.

Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет пышный – нарядный, красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: великое чудится в малом. Далее звучит сравнение, противопоставленное первому:

Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга жалкая. Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу. В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения иной – другой символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты холодные, мертвые лица и метафору-сравнение закрыты решетками, словно темницы. Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.

Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу.

у. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:

Поистине мир и велик и чудесен! Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет: Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея. Мне нравится это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны. Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира. Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

…холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Чужды ему и

…башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»).

Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно. Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот). Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта. «Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым. Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски, его наблюдательности, способности видеть то, чего не замечают окружающие. Всего автором представлено 6 типов лиц человека, 6 характеров людей.

Первый тип лиц рассматривается автором как те, что обещают в себе некое величие. Повествователь сравнивает их с «пышными порталами», видит их загадочными и непонятными, даже великими. Но когда узнаешь таких людей ближе, то видишь, что в нем нет ничего необычного и великого, поэтому автор употребляет слово «чудится». Это говорит об обмане, который заключен в подобных типах лиц.

Второй тип лица сравнивается с «жалкими лачугами». Такие лица выглядят печальными. Люди, обладающие такими лицами, страдают от неисполненных желаний, они недовольны своей жизнью, а потому автор говорит, что в таких «лачугах» варят печень и сычуг. Под глазами таких людей темные круги, кожа их лиц желтая и вялая. Эти люди больны. Вылечить их от болезни тоски и печали очень сложно и все это отражается на лице.

Третий тип лиц принадлежит людям с жестким и суровым характером. Эти люди скрытны, они переживают все в себе, не подпуская никого близко к своему сердцу. Автор называет лица таких людей холодными и мертвыми, а их глаза - окнами, которые закрыты решетками. Души таких людей автор сравнивает с темницами.

Четвертый тип лиц автор называет недоступными, как башни. Люди с такими лицами очень высокомерны, они не видят в окружающих достойных себе, считая себя превосходящими во всем. Такие люди очень тщеславны, но когда кому-то все-таки удается узнать сущность этих людей, становится ясно, - они пусты, в них нет ничего примечательного и дорогого.

Пятый тип лица автор любит и вспоминает с теплом. Ему он посвящает больше строк, чем первым. Он сравнивает это лицо с небогатой, непримечательной хижиной. У таких людей лица могут быть не очень красивыми, на них могут быть морщинки, но их удивительные глаза блестят весенним днем. Их добрый, теплый взгляд заставляет людей чувствовать себя хорошо. Обычно у таких людей богатый внутренний мир и хорошие качества характера. За счет этих достоинств они становятся очень привлекательными.

Шестым типом лиц автор восхищается, но уже не говорит, что встречал таких людей или общался с ними. Подобные люди, - большая редкость. Их лица автор сравнивает с ликующими песнями, солнцем и музыкой, стремящейся к небесам. Эти люди обычно очень чисты и безгрешны, они живут возвышенной жизнью и вдохновляют других задумываться о чем-то возвышенном и прекрасном. Именно таких людей каждому хочется иметь в друзьях, кому-то хочется на них ровняться. Они прекрасны во всех отношениях.

Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворения Работа Брюсова

    Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв

  • Анализ стихотворения Домби и сын Мандельштама

    Произведение представляет собой прекрасный образец превращения поэтом схожих, но разных образов колоритную картину.

  • Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

    Произведение относится к раннему романтическому творчеству поэта, написанное в двадцатилетнем возрасте автора.

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Этой теме посвящено стихотворение «О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях?

Стихотворение можно разделить на две части. Первая часть - размышление лирического героя о красоте человеческих лиц: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом».

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» – нарядный, красивый. Не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом».

Далее звучит сравнение, противопоставленное первому: «Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг». Эпитет создает неприглядную картину, подчёркивает бедность, убожество: «лачуга жалкая». Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.

В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной – другой» символичны, подчёркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мёртвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решётками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами: «Другие как башни, в которых давно Никто не живёт и не смотрит в окно».

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчёркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчёркивает антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина «неказиста, небогата», она излучает свет. Восклицательное предложение подчёркивает такое настроение: «Поистине мир и велик и чудесен!» Для поэта главное - духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живёт: «Есть лица - подобья ликующих песен, Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот».

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта. Именно такие лица поэт считает по-настоящему красивыми.

Классик русской литературы сравнивал глаза человека с зеркалом, в котором отражается душа. Само по себе это несложное оптическое устройство красивым не бывает, речь идти может лишь о его качестве (ровности поверхности и материале внутреннего покрытия). В крайнем случае, говорить можно о раме - она, как правило, соответствует стилю убранства помещения. Красота появляется, когда в зеркало кто-то заглядывает. Или не появляется. Интересно поговорить о красоте человеческих лиц. Анализ жизненного пути, пройденного человеком, позволяет по трудноуловимым признакам судить о его уме, честности, выпавших на его долю испытаниях и даже о том, насколько достойно он их преодолел. Поэт Н. А. Заболоцкий проводит собственные метафорические аналогии, сравнивая лица со зданиями и угадывая по ним жильцов-обитателей.

Жизнь поэта

Судьба была нелегкой. Путь в поэзию начался в детстве, которое прошло в Казанской губернии. Отец и мать были сельскими интеллигентами, мальчик много читал и увлекался самыми разными областями знаний, от химии до рисования. Ремесленное училище, поступление в Московский университет сразу на два факультета, перевод в Петроград, написание первых не очень удачных виршей - все это перечеркнула армейская служба. Как ни странно, именно эта мобилизация (1926) и связанные с ней тяготы (они были не самыми страшными, Заболоцкий служил в Питере и фактически ходил на службу, как на работу) подвигли молодого (ему было 23 года) поэта впервые написать что-то серьезное. После армии работал в ОГИЗе (потом его переименовали в ДетГИЗ) у Маршака.

В 1938 его арестовали. Это испытание было посерьезнее, чем армия. Выпустили лишь в 1944-м, а после переложения им «Слова о полку Игореве» даже разрешили проживать в столице и восстановили в СП. После начала «оттепели» Николай Алексеевич ощутил творческий подъем, продолжавшийся почти до самой смерти. При жизни вышли четыре его сборника, в последний из которых вошло написанное в 1955 голу стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ мироощущения автора дает основания считать его человеком, умевшим мыслить образно и нестандартно.

На первый и поверхностный взгляд кажется, что поэт использует довольно распространенный прием противопоставления. Вот так примерно: есть человек красивый, богатый и здоровый, но скверный и подлый, а другой - полный его антипод, кривой, косой, хворый и бедный, но зато душа у него неописуемо великолепная.

Поэтическая физиогномистика

Нет, не так прост Заболоцкий. Сравнивая лица то с величественными порталами, то с высокими башнями, он не забывает и о лачугах, причем жалких, воспринимая их весьма критически. Кому понравится некрасивый и неопрятный дом? Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» вызывает воспоминание об известном афоризме другого классика, утверждавшего, что все должно быть прекрасным в человеке, в том числе и лицо, не говоря уже о мыслях. Именно думы человеческие расцвечивают это серебристое покрытие, либо насыщая его или теплом и светом, либо же погружая во мрак душевное зазеркалье. Хороший психолог становится и физиономистом, ему достаточно взглянуть на лицо, и он сразу понимает, кто перед ним - хитрец, лгун или честный малый. Так же легко он отличит умницу от глупца. Наверно, примерно так рассуждал Заболоцкий о красоте человеческих лиц. Анализ этого стихотворения приводит к выводу о том, что поэт был хорошим физиономистом.

Возраст

Если верить меткой французской поговорке, в молодости человек носит физиономию, полученную от Бога, в зрелости ту, что ему удалось себе «сделать», а в старости довольствуется той, что заслужил. Исходные внешние данные от личности не зависят, он может быть красивым или не очень, высоким или небольшого роста, но собственную судьбу и отношения с другими людьми создавать можно и нужно. Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» наводит на мысль о том, что написано оно человеком немолодым. Почему? Да потому, что в юные годы все падки на внешность, так уж устроена природа, в том числе и сексуальная. Только в зрелости человек чаще всего понимает, что есть качества важнее смазливости. К тому же по лицу, лишенному морщинок, читать труднее. А еще ведь есть люди, скрывающие свои мысли строже, чем какие-то сокровищницы. В отличие от истинных духовных «алмазных фондов», такие меры предосторожности предпринимаются для того, чтобы никто не узнал страшной тайны. В башнях с узкими бойницам и темницах с решетками обычно прячется пустота. Таковы метафоры, примененные поэтом в стихотворении «О красоте человеческих лиц». Анализ вполне соответствует грустным реалиям. Заболоцкий написал это стихотворение за три года до своей смерти. Было ему, правда, всего 52 года, но нелегкая жизнь обычно способствует приобретению богатого жизненного опыта.

Чьи окошки радовали Николая Алексеевича?

Сравнивая чье-то лицо с «малой хижинкой», поэт упоминает об окошках, из которых струится весеннее тепло. Жилище это определяется как неказистое и небогатое. Если бы тот (или та) узнал бы себя в таком портрете, то возможно, это вызвало бы даже определенную обиду. Кому хочется признавать себя неказистым? Анализ стиха Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» позволяет сделать предположение, что несмотря на ссылку на личный опыт («знал я когда-то»), обладатель столь прекрасных и теплых «окошек»-глаз останется для читателя неизвестным.

Восторженные финальные строки

В конце стихотворения Н. А. Заболоцкий полностью уходит от архитектурных аналогий. Его больше не интересуют ни башни, ни казематы, ни величественные дворцы - в них нет истинной красоты, как и в жалких неряшливых лачугах, чьи хозяева не заботятся о порядке и уюте. Он хочет просто высказать свое мнение о красоте человеческих лиц. Анализ финала однозначно указывает на приподнято-оптимистическое настроение автора в момент написания им этих строк. Его влекут небесные высоты, сияющие ноты, солнце и ликующие песни. Именно с такими возвышенно-художественными образами поэту хочется сравнивать самые прекрасные лица. Именно таких людей ему хочется видеть вокруг.