Владимирская икона Божией Матери: история происхождения. Владимирская икона Божией Матери — значение, в чем помогает

Пресвятая Богородица – защитница и покровительница всего русского народа. К ней обращались за помощью в самых трудных жизненных ситуациях. Часто верующие задаются вопросом: «Икона Владимирская Божия Матерь: в чем помогает и как молиться?». Ответ на него можно найти в данной статье.

История создания иконы

Старинное предание гласит, что икону Владимирской Богоматери написал евангелист Лука ещё во время жизни Богородицы. Долгое время (до 405 г.) она оставалась в Иерусалиме. А в XII веке Андрей Боголюбский увез её из Киева в город Владимир. Там она и получила своё название – Владимирская. Пройдя путь скитаний по Европе и Руси, только в XIV веке лик Богоматери попал в Москву. На данный момент икона находится в храме Святителя Николая. Сейчас её чудотворные списки находятся практически в каждой православной церкви.

Изначально к этому образу Богородицы обращались с мольбой о победе над врагами и завоевателями русской земли. И все последующие годы не раз Отечество было спасено такой молитвою.

Сильная молитва Владимирской Божией Матери

Каждый из почитаемых образов Пресвятой Богородицы велик и бесценен. Икона Владимирской Божией Матери – одна из главных русских святынь, способная сотворить чудо. Молитва, обращенная к ней, во все времена была одной из самых сильных.

Всего перед Владимирской иконой можно читать 8 вариантов текстов молитв. Если существует какая-то важная просьба, лучше молиться в памятные даты – 3 июня, 6 июля и 8 сентября. В эти дни слова, обращенные к образу Богоматери, обретают особенную силу.

В домашнем иконостасе необходимо иметь эту икону наряду с образом Христа.

Как и в чем помогает икона?

Сила молитвы перед ликом Девы Марии безгранична. По свидетельствам верующих, случаев невероятных исцелений и чудес очень много. Перед образом Богородицы просят:

  • защитить государство в тяжелые времена от врагов, укрепить страну и объединить народ;
  • смягчить сердца и усмирить гнев и злобу в человеке;
  • помочь в излечении женских болезней;
  • о легкой беременности и счастливом родоразрешении;
  • о покровительстве над маленькими детьми от бед;
  • о скорейшем выздоровлении.

Поскольку семья была всегда оплотом сильного российского государства, то к иконе Владимирской Божией Матери обращаются с молитвами о счастливом браке.

Многие женщины в слезах и скорбях приходят к лику Владычицы, а возвращаются из храма уже одухотворенные и наполненные светом. Богоматерь не оставит страждущих, и помнить это нужно даже в самые трудные времена.

То, Кем стала Божия Матерь для нас, было осознано не сразу. Пречистая Заступница наша, к Сыну Божию Молитвенница, «взявшая в усыновление весь род человеческий», «Спаса рождшая» обрела достойное Ее почитание лишь на IV Вселенском соборе в 431 году, и затем нигде в христианском мире не почиталась так Божия Матерь, как на Руси, когда сюда пришло христианство. Через Нее Сын Божий связан с человеком. Через Нее человек связан с Богом, отчего мы так радостно празднуем Рождество и в этот светлый праздник поем чудесные тропари не только Младенцу, но и Божией Матери. Ее подвиг несравненен. Ведь недаром через Ветхий Завет, через все его колена, звено за звеном создается предпосылка для Рождества Той, кто впоследствии станет Сущею Богородицей, превзойдя и сонм святых, и сил бесплотных – «чистейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

По церковному преданию, икона Елеуса, с которой делались многочисленные почитаемые списки, была написана еще при жизни Богоматери евангелистом Лукой на двух досках неравной ширины от столешницы, за которой совершало трапезу Святое семейство – Мария, Йосиф, дети. Однако Л.А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет, что личное авторство евангелиста Луки лучше понимать как авторство прототипа этих, более поздних списков. Впрочем, предание об этом первоначальном авторстве подтверждается примером из текста литии, в стихире 6-го гласа вечерни в дни празднования некоторых икон этого типа, в том числе и Владимирской, где произносятся слова богослужения: «Первее написавшейся Твоей иконе евангельских таин благовестником, и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасати чествующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего Содетельница, яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинаеши во чреве, песнь воспела еси: се отныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. И мы истинно веруем, яко сие рекла еси, Госпоже, сим образом с нами еси...»

И на утрене, в первой песне канона: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». Далее Л.А. Успенский пишет: «Если второй из этих текстов лишь указывает на самый факт написания иконы Богоматери святым Лукой, то первый текст, кроме того, утверждает, что Сама Богоматерь не только одобрила Свою икону, но и сообщила ей благодать Свою и силу». Так подчеркивается преемственность благодати, которую сообщила этой иконе сама Божия Матерь.

Если следовать версии истории этого образа, изложенной Л.А. Успенским, – а у нас, конечно, есть основания полностью доверять этому замечательному историку, писателю, богослову, то древнейшее историческое свидетельство приписывается византийскому историку Федору Чтецу, который жил в первой половине VI века, чтецу Константинопольского храма Святой Софии. Он говорит об отправке иконы императрицей Евдокией жене императора Феодосия II Младшего, своей сестре святой Пульхерии. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с нее в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому около 1132(?) года.

Далее икону, которая впоследствии получила название Владимирской, тайно от отца, как значится в летописи, вывез из Киева, где она располагалась в Богородичном монастыре в Вышгороде, сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, который решил создать на севере владения, независимые от Киевского княжества. Случилось это, согласно летописи, в 1155 году. Весь путь вез князь икону, вознося ей усердные молитвы. После дороги на Ростов, кони, которые везли икону, встали как вкопанные перед Владимиром-на-Клязьме. Пробовали поменять упряжку, но – бесполезно. Только после очередной долгой и сердечной молитвы князю явилась Богородица и приказала оставить икону во Владимире и выстроить для нее собор. Это стало знамением для князя, знаком, что икона должна остаться во Владимире. Так вышгородский список получил название Владимирской иконы Божией Матери.

Град Владимирский стал Первопрестольным, а для иконы Андрей Боголюбский воздвиг собор Успения Божией Матери, куда была перенесена икона. Для иконы была создана богатая риза из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, но впоследствии она была утрачена. После гибели Андрея Боголюбского князь Ярополк Ростиславович снял оклад с образа, а в результате княжеской междоусобицы он оказался у его союзника Глеба Рязанского вместе с окладом. Когда же князь Михаил Юрьевич, младший брат Андрея Боголюбского, разгромил Ярополка, то Глеб вернул во Владимир и чудотворную икону, и драгоценный оклад. В 1237 году войска хана Батыя взяли Владимир. Город был разграблен, Успенский собор не миновала та же участь, оклад с иконы ордынские мародеры содрали, но сама святыня уцелела, и после восстановления собора Ярославом Всеволодовичем поклонение святыне продолжилось.

Коротко об иконографии образа

Как мы уже говорили выше, иконографически относится к типу Елеуса – «Умиление», иначе ее еще называют «Гликофилуса» – «Сладколобзающая». Младенец умильно припал щекой к щеке Матери, она склонила голову к Сыну, прозревая всю Его жизнь, все будущие крестные страдания, и в тонко прописанном иконописцем лице Ее сосредоточена вся материнская боль, которая только может быть в нашем мире.

Самые известные чтимые списки – а их было великое множество с прототипа, присланного Юрию Долгорукому византийским патриархом: Владимирская Волоколамская икона, которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне находится в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Владимирская Селигерская, в XVI веке принесенная на Селигер Нилом Столбенским; Владимирская Заоникиевская из Заоникиевского монастыря, список 1588 года; Владимирская Красногорская (Черногорская), список 1603 года; Владимирская Оранская, список 1634 года.

Со временем внешний вид византийского прототипа был сильно изменен более поздними прописями – Владимирская икона прописывалась, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, затем – в начале XV столетия, когда на тыльной стороне иконы было прописано или создано заново – искусствоведы затруднились дать точное определение – древнее изображение эстимасии, престола с орудиями страстей Христа.

Еще раз поновили икону в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, и перед коронацией Николая II в 1895 – 1896 годах, все это – не считая малых починок.

Таким образом, от древнего изображения сохранились только лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы пурпурного мафория (омофора) с золотой ассисткой, часть хитона Христа, прописанного охрой, с рукавом до локтя, и остатки золотого фона. Пурпур в Византии был цветом одежд, которые носили особы императорского звания, потому сейчас искусствоведы уверены, что уже в V веке Богоматерь почитали как Царицу Небесную.

Как мы уже сказали, более поздние поновления изменили общую палитру образа и его композицию – поновление XV века внесло в икону запрокинутую голову Младенца, выворотную пяточку Его, удлиненный подол хитона. В 1514 году при починке древнего изображения там, где уже не держался старый левкас, был положен новый, написали заново торс, голову и левую руку Богоматери в более темной палитре. Более того, И.Э. Грабарь полагал, что изначально Младенец был изображен не сидящим, а стоящим на руке матери.

В конце концов оказалась иконографическим сплавом типично византийской основы с более поздними наслоениями классической русской иконописи. В 1918 году была проведена научная реставрация Владимирской иконы Божией Матери, тогда и были обнаружены первоначальные фрагменты исходного списка.

Какое чудо произошло

История русского Средневековья собрала множество свидетельств о чудотворных свойствах . В 1395 году, когда хан Тамерлан продвигался со своими полчищами к русским рубежам, святыню перенесли с молебном из Владимира в Москву. Ее несли десять дней на руках, встретили в Москве на том месте, где в память об этом событии впоследствии митрополитом Киприаном был воздвигнут Сретенский монастырь, названный так от славянского слова «сретение» – встреча. Монастырь существует и действует доныне, а улица в Москве именуется Сретенкой. Так вот, чудо состояло в том, что после перенесения иконы в Москву Тамерлан, дошедший до Ельца, внезапно повернул войска и бежал, устрашившись силы Царицы Небесной.

В 1451 году, когда войска ногайцев, ведомые царевичем Мазовшей, подошли к московским стенам, митрополит Иона свершил с иконой крестный ход по городским стенам. Наутро врагов у стен Первопрестольной уже не было. Они услышали великий шум, решили, что подступает князь Василий Дмитриевич, и предпочли ретироваться.

Наконец, во время «великого стояния на Угре» в 1480 году, которое положило конец татаро-монгольскому игу, находилась в стане русского войска. Историки полагают, что после этого образ был окончательно перенесен в иконостас Успенского собора в Москве. Царь Иван Грозный – автор стихир на празднование Владимирского образа 23 июля 1480 года, он сочинил их позднее, но интересен факт вдохновения святыней на богословское творчество одного из самых великих деспотов русской истории.

Уход из-под Москвы войск хана Махмет-Гирея в 1521 году также относят к действию чудотворной иконы, после чего был установлен третий праздник в ее честь. Когда ханские войска подошли к Москве, то все были в ужасе, но мало было молившихся о спасении Владимирскому образу Богородицы, хотя и знали о великой чудотворной спасительной силе этой Ее иконы.

По преданию, Василий Блаженный видел, как сошла со своего места в Успенском соборе, послышался глас, говорящий, что люди прогневали незлобивого Бога, и Она желает по повелению Сына Ее, вместе со святителями, выйти из сего города. При этом собор наполнился ярчайшим светом – огнем, сияющим через окна и двери храма, затем свет исчез, а слепая инокиня из кремлевского Вознесенского монастыря и чувствами, и воочию видела, как удалялись через Спасские, тогда они назывались Флоровские, ворота светящиеся фигуры Богоматери и святителей. Еще одно свидетельство в предании: девочка-отроковица в отроческом возрасте видела, как Сергий Радонежский и Василий Хутынский слезно молили святителей не покидать столицу. Святители и преподобные также совершили молитву перед Владимирским образом и возвратились по повелению Божию в столицу, а татары тут же ушли из-под Москвы.

С этой иконой народ шел в Новодевичий монастырь звать на трон Бориса Годунова, с нею же митрополит Арсений встречал полки Минина и Пожарского, освободившие Московский Кремль от польских оккупантов в 1613 году.

Были и иные чудеса. прославилась еще и чудесными исцелениями водой от омовения иконы, описанными в летописях разных периодов истории.

В 1163–1164 годах было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы». Историки утверждают, что его инициатором стал князь Андрей Боголюбский, а составителями – священники Успенского собора во Владимире Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева.

В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

Первое чудо: на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник искал брод, но оступился, стал тонуть, однако чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.

Второе: жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, спаслась от взбесившегося коня, вознеся молитву Владимирскому образу.

Третье: во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери со слезной молитвой. Свидетели – князь Андрей Боголюбский, священник Нестор видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.

Четвертое: супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были сложными. Это было в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.

Пятое: спасение младенца от чародейства над ним омовением водой от Владимирской иконы Божией Матери .

Шестое: исцеление сердечной больной из Мурома водой от этой иконы.

Седьмое: исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, бывший воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.

Восьмое: женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери , а ей рассказал священник Лазарь, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения; получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.

Девятое: некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской (так сказано в описании чудес), и роды завершились благополучным рождением сына. Выполняя обет, боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.

Десятое: случилось так, что Золотые ворота проездной башни Владимира – она и сейчас находится в городе, в центре его, упали, под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек чудом спаслись даже без увечий.

Это древнейшее из сказаний, зафиксированных летописно. До начала XX века были записаны многие повести, а также княжеские Книги степенные, где неоднократно засвидетельствованы чудотворные действия Владимирской иконы Божией Матери , ее созидательная сила для укрепления православной веры и государства Российского и другие многие чудеса, совершенные по молитвам перед чудесными списками с изначального образа, запечатленного стараниями евангелиста Луки с разрешения Самой Пречистой.

Значение иконы

Иконописцем Юрием Кузнецовым написано несколько списков этой чудесной иконы, и, хотя не для всех из них он выбрал классическую гамму цветов, в них сохранено главное – вся материнская любовь, все страдание Матери, вся бесконечная нежность человеческого сердца, возводящая человеческое чувство до Божественных вершин, кровно соединяя Бога с человеком. Благодаря сиянию кузнецовского письма, сквозь великую печаль Богоматери мы все равно ощущаем немеркнущую пасхальную радость, которая сулит Матери Вечную Радость пребывания с Сыном, а нам – грядущее Воскресение.

Сегодня, когда государство Российское перерождается на глазах, и это перерождение сопровождается огромным количеством разногласий, разноречивых суждений о будущем России – от золотого века до самых драматичных вариантов развития, мы не можем повлиять на исход, лишь участвуя в общественной жизни, или предугадать его. Но нам доступно другое: мы знаем к Кому обратиться за помощью, Кто не оставит Россию, убережет Отчизну в единстве, в общественном взаимопонимании, Кто не допустит проникновения и внедрения в исконно православных землях ересей или иной, уважаемой, как любая другая, но иноплеменной веры.

Образ Богородицы, который имеет особое значение для нашего государства и его столицы: Царица Небесная, Ее покров – наша защита, такая же верная и надежная, как и в старину. Если, чувствуя себя россиянином, молиться, уповать и просить Её не только о себе, о помощи в своих частных проблемах, но и возносить молитвы обо всей Родине, Она будет слышать, что все Её заботы о России, все Её молитвы к Сыну о процветании нашей страны разделены и нами. Эта общая с Ней молитва поможет России выстоять во всех коллизиях и неурядицах, которые пока неизбежны в истории нашего государства, но нам есть на Кого молитвенно уповать, и слава Богу!


Какие отзывы оставляют об иконах кузнецовского письма

Эта необычная история началась совсем обыкновенно. По телефону позвонил мужчина, желающий заказать для себя икону с образом Владимирской Божией Матери. Я предложила ему приехать в галерею, посмотреть иконы вживую и познакомиться. Он приехал, разговорились. Гость сказал, что он хотел бы образ именно в бирюзовых тонах. Я рассказала о том, что каждая икона пишется нашими иконописцами индивидуально, что определяет ее орнаментальное и цветовое решение. Гость поинтересовался, какая же икона подойдет именно ему? Иконописец Юрий Кузнецов определил, что в бирюзе будет как раз то, что нужно. Так и решили. Когда заказчик получил икону, то восторгу его не было предела, и он сказал, что обязательно покажет икону своей знакомой женщине-иконописцу, которая как раз сейчас планирует написать какой-то особый образ Богородицы, к которому она давно готовится, но пока не решается его явить. Через несколько часов от него звонок: «Вы представляете, показываю икону своей знакомой, а она в слезы. Это, говорит, именно тот образ, который я хотела написать!» Вот такая история.

Кристина Кондратьева

Я не собирался специально отвлекать детей от их каких-то занятий. Но когда я извлек икону, чтобы показать взрослым, дети сами подошли к нам не то что настороженными или попросту присмиревшими, как это случается с ними при появлении нового человека, к которому надо присмотреться, определить свое отношение к нему. Нет, сейчас было другое! Они, пусть не осознали, но, безусловно, ощутили присутствие Богоматери, они пережили и восприняли проникновение света Ее облика в их души.

Вскоре они отвлеклись и вернулись к своим оставленным занятиям, иначе и не могло быть с детьми. Но незримый импульс преображения, случившегося с ними, уже направил их на верный жизненный путь, с которого, я верю, они не свернут, какие бы испытания не пришлось им перенести.


Низкий поклон Марине Юрьевне за ее щедрое сердце и благодатный талант. Спасибо Вам, Кристина Леонидовна, за Вашу отзывчивость и доброе участие».
Владимирская икона
Божией Матери,
иконописец Марина Филиппова

К.К.:
«Ваши слова - бальзам на сердце и мне, и иконописцу!
Именно в этом я вижу задачу: давать человеку импульс к гармоничным делам и поступкам.

И я думала: что я могу дать этим детям?

Знание английского языка – конечно, нет, но я могу дать им немного добра, которое, возможно, сыграет свою роль и в критический момент перевесит чашу весов в положительную сторону и, может быть, даже спасет кому-то жизнь. Так же я верю сейчас в иконы, которые очень помогли и мне самой, так как в них на небольшом пространственном участке сосредоточена благодать Божья, которая воздействует на нас, направляя в нужном для нас самих направлении.

Недавно я смотрела фильм о мечте человека изобрести такой препарат, который бы помогал ему концентрироваться на главном в своей жизни, всегда находить правильное решение во всех делах и поэтому быть успешным и счастливым. Так вот я вижу, что иконы кузнецовского письма и выполняют эту функцию.

Так что желаю Вашим детям (внукам, как я поняла) найти свою дорогу в жизни, а значит, и свое счастье».

С уважением,
Кристина Кондратьева

Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.

По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.

В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.

После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.

А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.

Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.

Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице, Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию; или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа; или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Среди российских верующих наиболее любимой и почитаемой считается Владимирская икона Божией Матери. Ее значение для Руси огромно. Она не один раз спасала страну от вражеских нападений, благодаря ей русичи миновали порабощения.

История иконы

Церковное предание гласит, что святой Лик был написан апостолом и евангелистом Лукой после Вознесения Господа на Небо на обычной доске от стола, за которым трапезничали Мария, Иосиф и Иисус. До 450 года образ почивал на Иерусалимской земле, а затем был перенесен в Константинополь. В XII веке икона была принесена в дар патриархом Лукой Хризоверхом великому князю Юрию Долгорукому.

Владимирская икона Божией Матери

В иноческой обители града Вышгорода Лик прославился множеством чудотворных событий. Но в 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перевез икону во Владимир. По сему случаю святыня стала именоваться Владимирской. Образ был украшен золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

В 1164 году во время военного похода князя Андрея против болгар, Богоматерь помогла русичам победить врага. Ее Лик сохранился даже в сильнейшем пожарище, бушевавшем в соборе. Она осталась цела и невредима при разорении города Батыем в 1237 году.

В 1395 году икона стала храниться в Москве, дабы она уцелела во время нашествия Тамерлана. Он вторгся в Рязанские земли, разорив их, и вскоре отправился на Москву, круша и разоряя всё, что встречалось на пути его следования. Великий князь Василий Дмитриевич собирал войска, в это же время был благословлен на пост и служение митрополит Киприан. Московский князь с митрополитом решили использовать духовные силы, поэтому образ Пречистой Девы был перенесен из Владимира в Москву. Хранилась икона в Успенском соборе Московского Кремля. Случилось чудо и Тамерлан вышел из Московских пределов. Как оказалось, во время Крестного хода с Владимирской Богородицей в Москву, паломники и люди, стоящие по обеим сторонам дороги по пути следования процессии, молили Богоматерь о даровании мира Русской Земле.

В свою очередь, Тамерлану случилось видение: он лицезрел огромную гору, с ее вершины спускались святители, держащие в руках златые жезлы. Над святителями возвышалась лучезарная Дева, повелевающая оставить ему российские пределы. Позже он понял, что Жена - это и есть Божия Матерь, христианская защитница и заступница. Он все понял и указал своему войску идти обратно. В память об этом событии было установлено церковное празднование иконы.

В 1480 году Богоматерь спасла Россию от нашествия войск хана Золотой Орды Ахмата. Русские войска встретились с татарами у реки Угры. Бойцы расположились по обе стороны реки и ждали начала атаки. Русские солдаты держали Владимирскую икону в руках и Царица Небесная обратила в бегство ордынское полчище. В честь чудесного события установлено второе празднование образа.

В 1521 году Казанский хан Махмет-Гирей двинулся на Москву. Местность, по которой прошли татары, представляла собой страшное зрелище: на месте городов и сел виднелись развалины, имущество жителей было разграблено, стариков и детей беспощадно били, а затем убивали или продавали в рабство. Нападение было неожиданным и люди очень боялись, что Москва будет также разорена. Тем временем хан достиг пределов Москвы и принялся сжигать город. Но вдруг случилось чудо и вражьи войска стали отступать от столицы. И снова помогла Богородица. По этому поводу Церковью установлено третье празднование.

Икона Владимирской Божьей Матери

Пред Владимирским ликом совершались важные события России:

  • избрание патриархов;
  • приношение присяги на верность Отчизне;
  • молебны перед военными походами.

А в начале Великой Отечественной войны люди денно и нощно умоляли Царицу Небесную о предстательстве Христовом. Даже сам Сталин ночью, украдкой от чужих глаз, приезжал в храм и молил Богоматерь о помощи, а затем дал распоряжение погрузить святой Лик в самолет и лично облетел с ним вокруг столицы.

Иконография образа

На иконе изображено нежное «общение» Матери Божией с Сыном - человеческая сторона семейственных отношений. Богородица и Младенец тесно соприкасаются, Иисус обнимает Марию за шею.

Особенностью Владимирской иконы считается изображение пяточки Младенца.

Икона имеет две стороны, на второй изображены престол и символы страстей. Эта идея неслучайна и означает предстоящую жертву Христа и оплакивание Сына Матерью.

Это интересно! Древних икон, подобных Владимирской, до наших дней не сохранилось. За много веков образ несколько раз реставрировался, на него наложено несколько слоев краски. Но что удивительно - лики Христа и Девы Марии до сих пор остаются в первообразном виде.

За все время существования образа никто из иконописцев не решился подкрасить или подправить их.

В чем помогает Владимирский Лик

Главное - искренняя вера в силу и милосердие Царицы Небесной, которое Она являет человечеству через иконописное изображение. Пречистая Дева помогает:

  • молитва пред иконой утверждает православный дух и придает ему стойкость;
  • избавляет молитвенника от еретических нападений;
  • оберегает Русь от врагов, вселяя храбрость и отвагу в сердца воинов;
  • защищает от военных конфликтов, внешних угроз и внутренних смут;
  • способствует примирению с противником;
  • напутствует перед принятием сложного решения;
  • избавляет от неуверенности и сомнений;
  • дарует покой и умиротворение;
  • оберегает брак и семью от раздоров;
  • дарует супругам любовь, единство, понимание и уважение;
  • исцеляет болезни;
  • дарует духовное и физическое прозрение;
  • помогает в трудных родах;
  • особым образом охраняет матерей и их чад;
  • исцеляет от бесплодия и недугов женских половых органов.

Образ Владимирской Богоматери - это величайший плод раздумий о житие Христа на земле, великом смирении Его Пречистой Матери, пройденном ими земном пути и жертвенной любви.

Важно! Чудотворный Лик хранится в московском храме святителя Николая Чудотворца. Память ему совершается ежегодно 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Видео о Владимирской иконе Божией Матери

В мире существует множество различных образов Девы Марии, появившихся в самое разное время. Все они почитаются христианами и считаются чудотворными. Но наиболее почитается Владимирская икона Божьей Матери, которая имеет довольно интересную историю происхождения, ей приписываются многочисленные чудесные деяния. От всех остальных она отличается не только манерой написания, но и своим значением для христиан.

Если верить истории, то первым образом Богородицы стал портрет, написанный святым Лукой на доске от стола, за которым трапезничали маленький Иисус, Дева Мария и Иосиф. Когда Матерь Божья увидела сие произведение, она благословила его и пообещала, что отныне все ее образа будут приносить в мир только небесную благодать.

Владимирская икона долгое время находилась в Иерусалиме. Но во времена правления Феодосия Младшего ее перенесли в столицу Византийского государства - Константинополь. Спустя век икона была передана в дар Юрию Долгорукому. На территории Руси она длительное время хранилась в Вышгорском женском монастыре. Именно от туда по всему свету разнеслась молва о ее чудодейственной силе.

Образ пробыл в монастыре до 1155 года, когда Андрей Боголюбский приказал перевести ее в город Владимир. Здесь для образа был воздвигнут всемирно известный Успенский собор. А сама икона с тех пор получила название Владимирской Богородицы. Именно в это время для образа был изготовлен драгоценный оклад из золота и серебра, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга.

Владимирская икона Богоматери с древних времен охраняла войска Руси во время набегов захватчиков . Основными примерами ее чудесного заступничества можно назвать победу Андрея Боголюбского над булгарами и поражение войска Тамерлана. Во время нашествия последнего, образ был принесен в один из храмов Москвы и перед ним читался акафист всеми монахами и служителями. Хан Тамерлан устрашился силы Владимирской Богородицы и отступил перед ее властью. Историки говорят, что во сне хану приснился спускающийся с горы отряд в блестящих доспехах, над которым парила Владимирская Богоматерь и осеняла войска своим благословением.

День, когда икона была привезена в Московский храм, с тех пор отмечается как праздник Сретения. Этот день обычно приходится на 8 сентября или 26 августа по старому стилю. А в память о чуде, сотворенном Богородицей, был поставлен Сретенский собор и монастырь.

В жизни каждого человека могут случиться самые разные ситуации, которые требуют немедленного решения. Если обычные и привычные способы не дают нужных результатов, то люди обращаются к Богородице, которая все слышит, видит и всегда приходит на помощь молящимся .

Владимирская Богородица сотворила очень много чудес. Но самыми известными и не поддающимися толкованию являются следующие:

Чудеса творила не только сама икона, но и многочисленные списки с нее, которые распространены по всему свету. Об этих чудесах слагают легенды, которые подтверждают силу Владимирской Богородицы.

Эта святыня стала свидетельницей множества событий в России. Она смогла пройти с войсками все военные походы, была на коронации императоров. Перед нею происходило наречение многих патриархов. Молитвы читают ей в момент, когда требуется унять злобу врагов, убрать их гнев и устранить страх тех, кто идет в военный поход.

Множество прихожан обращались к Богородице с мольбами о принятии судьбоносного решения или для того, чтобы она даровала силы в получении желаемого. Именно она помогает избавиться от многих болезней и исцелиться даже самым тяжелобольным людям. Икона Владимирской Божьей матери помогает:

  • укрепить веру и обрести силы для того, чтобы справиться с любой бедой;
  • исцелиться от слепоты и болезней сердца;
  • избавиться от греховных помыслов и дурных намерений;
  • принять важное и судьбоносное решение, когда человек не может понять, как ему поступить в той или иной ситуации.

Значение Владимирской иконы Божьей Матери всегда было велико для всех русских людей. Она помогает в самые тяжелые времена, когда ждать защиты и помощи более неоткуда. Но можно сказать, что такая икона не единственная. И здесь будет заключаться ошибка - этот образ сильно отличается от остальных с подобным контекстом.

Если исходить из типа написания, то она относится к разновидности «Ласкающая». Этот образ относится к самым лиричным из всех возможных написаний лика Богородицы. Одной рукой Богоматерь держит младенца, прижимая его к себе и защищая от всего мира. Их лица прильнули друг к другу, что открывает совершенно иную сторону общения матери и сына. На этой иконе они предстают не Богоматерью и Богомладенцем, а простыми матерью и сыном, которые бесконечно любят друг друга.

На полотне изображены только мать и младенец. Ни ангелов, ни архангелов, никого более не нет на полотне. Голова Богородицы наклонена к младенцу, а он обнимает ее за шею рукою. Отличительной чертой иконы является то, что нога младенца изогнута и видна его ступня.

Основной молитвой к лику Владимирской Богородицы является следующая:

Сегодня оригинал образа находится в Толмачах в музее при храме Святителя Николая. Но даже зная, где располагается оригинальная икона, не стоит торопиться в путь к ней на поклон. Можно обратиться с молитвой к любому из списков, которые располагаются во многих храмах России.

Для каждого русского человека имеет огромное значение Владимирская икона. Помогает она в самых неожиданных и сложных ситуациях. Поэтому во многих домах есть образ Богородицы, перед которым ставятся свечи и возносятся молитвы о ниспослании здоровья близким и родным людям.