Сценарий проведения Брейн ринга «В гостях у сказки.

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества




Колчина Г.Н.

методист МОУДОД ЦРТДиЮ
г. Гулькевичи

Сценарий

проведения Брейн – ринга

«В гостях у сказки».

Цель: Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.

Задачи:
Образовательные: расширить и углубить знания детей об устном народном творчестве.

Развивающие: продолжить обогащение словаря детей новыми словами.
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам; Сделать досуг учащихся интересным, познавательным, формировать навыки общения.
Оборудование:
Книжная выставка «Сказки».
Красивая надпись на доске: «Брейн-ринг «Сказки».
Бубен вместо гонга.
Магнитофон с записями для музыкальных пауз.
«Волшебный сундук», из которого извлекается «Черный ящик» и т.п.
Предметы для «Черного ящика»
Конверты с вопросами игры.
Призовые фишки за правильные ответы.
Звучит веселая музыка.
Вед. Добрый день, участники и болельщики нашей сегодняшней игры «Брейн – ринг», просто присутствующих здесь быть не должно. Правда, должна оговориться, что есть в зале люди, которых нельзя причислить ни к игрокам, ни к болельщикам – это наше жюри. И я хочу представить вам членов нашего жюри :

Е. В. Энгельбрехт – директор ЦРТДиЮ

А. А. Мурадян – методист ЦРТДиЮ

Зубенко О.С.. – родитель детей студии «Радуга».


Вед. На нашем ринге сегодня встречаются 2 команды студии «Радуга». Для начала игры проведем жеребьевку.

Вед. Я приглашаю на ринг 1-ю команду. Проходите за столик у окна

Прошу команду представить себя, капитана.

Вед. За столик у зеркала приглашается 2-я команда. Представьте себя и капитана.


Вед. С участниками первого тайма мы познакомились, а теперь внимание, я хочу познакомить вас с условиями игры:


1. Командам задается вопрос, на который они должны ответить либо в течение минуты, либо после истечения контрольной минуты. Отвечает первой та команда, которая первой подаст сигнал готовности. Капитан команды подает сигнал только после того, как прозвучит удар молотка. Та команда, которая раньше чем прозвучит удар молотка подаст сигнал готовности, лишается права ответа на этот вопрос.

2. Если обе команды одновременно подадут сигналы готовности, то между командами проводится жеребьевка.

3. Ответить на вопрос может любой игрок команды. Если команда сомневается в ответе или не знает ответа, капитан обязан выдвинуть свою версию. Таким образом, ответ должен быть обязательно.

4. Игра идет до 3 очков. Счет очков будет показан на табло. Для игроков сидящих у окна табло красное, для сидящих у зеркала – табло зеленое.

5 .Если обе команды не отвечают на вопрос, то вопрос снимается и может повториться в игре других команд.

6. Проигравшая команда покидает игровой столик и ее место занимает команда под № 3 и т.д.

7. Выигрывает не та команда, которая играет в последнем тайме, а та, которая наберет большее количество очков.

8. Жюри имеет право дать дополнительное очко команде за более полный и быстрый ответ.

9. В конце игры победившая команда награждается памятными призами.

10. Если последняя команда, севшая за стол, выигрывает в последнем тайме, ей предоставляется право ответить на ряд вопросов, до тех пор, пока команда не сможет ответить на один из вопросов.

Вед. Условия всем понятны и мы начинаем.

Итак, друзья, начнем программу

Затей у нас большой запас

А для кого они?

Для нас!
Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее

Чем наши волшебные сказки.

Вы в Брейн – ринг пришли играть,

На вопросы отвечать.

Сто вопросов, сто ответов

Все готовятся к нему, отвечать на почему?


1, 2, 3, 4, 5

Сказки нужно узнавать.

Двери в сказку открывайте

На вопросы отвечайте.



Вед. Перед первым таймом проведем разминку.
РАЗМИНКА.

Читаю первые строки четверостишья, а команда должна вспомнить 2 последние.


Стихотворения А. Барто .
1.Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу....

(Ох, досточка кончается,

Сейчас я упаду).

2.Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик....

(Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч).


3.Я люблю свою лошадку,

Причешу ей щерстку гладко.

(Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости).


Стихотворения С. Маршака.
4.Эй, не стойте

слишком близко...

(Я тигренок,

А не киска).


5.Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну....

(И сказал: «Нужны пошире

И не две, а все четыре»).


Вед. Итак, 1 тайм . (Звучит удар молотка)

Идет игра, после 3 тайма музыкальная пауза.

ВОПРОСЫ.
1.Что за вещи, предметы изображены здесь на картинках?

Из каких они сказок, кто ими пользовался?

а) сапоги из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»;

б) монетка из сказки К.Чуковского «Муха – цокотуха»;

в) золотой ключик из одноименной сказки Толстого;

г) хрустальная туфелька.


2. «Узнайте нас ».

а) Колотил, да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил и остался сносом.

(«Лиса и журавль»)

б) Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

в) Мышка дом себе нашла,

Мышка доброю была,

А в доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок»).

г) С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

(«Приключения Буратино» или «Золотой ключик» Толстого)

.


д) Появилась девочка

В чашечке цветка,

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

(«Дюймовочка»).

е) Кто – то за кого – то

Ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

Но еще помощники

Скоро прибегут,

Победит упрямицу

Дружный общий труд.

(р.н.с. «Репка»)

.

ж) Сейчас потолкуем о книжке другой,

Тут синее море, тут берег морской...

Старик вышел к морю и невод забросит,

Кого – то поймает, о чем – то попросит,

О жадной старухе рассказ тут пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).


з) Возле леса, на опушке.

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя»).

и) Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

(Карлсон).

3.Какую песню пел...


а) Колобок?

«Я по коробу скребен,

На сметане мешон,

Да в масле печен,

На окошке стужен

Я от дедушки ушел..»

б) Мама – коза?

«Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся.

Ваша мама пришла,

Молочка принесла».


в) Вини – Пух?

«Хорошо живет на свете Вини – Пух.

Оттого поет он эти песни вслух».
г) Черепаха и львенок?

«Я на солнышке лежу

И ушами шевелю.

Все лежу и лежу

И ушами шевелю».
д) Бременские музыканты?

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги.

4. Назови сказку, из которой взят отрывок.

а) «Дед бил, бил,

Не разбил.

Баба била, била –

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало

И разбилось».

(«Курочка Ряба»).

б) «Я мышка – норушка,

Я лягушка – квакушка.

А ты кто?»

(«Теремок»).


в) «Взяла старуха крылышко,по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Замесила тесто на сметане, изжарила в масле и положила на окошко остудить...»

(«Колобок»).

г) «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за...»

(«Репка»)
д) «Девочка пришла к домику, дверь была отворена. В этом домике было две комнаты: одна – столовая, другая – спальня. В столовой стояло у стола 3 стула, на столе – 3 чашки с похлебкой, подле каждой чашки лежала ложка. Затем она пошла в другую горницу, там стояло 3 кровати».

(Л.Н.Толстой «Три медведя»).



е) «Устал медведь, проголодался.

Эх – говорит,- сяду – сяду на пенек, съем – съем пирожок

(«Маша и медведь»).


ж) «Тут налетели гуси – лебеди, давай кричать, давай гоготать, подхватили Иванушку на крылья и унесли..(«Гуси – лебеди»)

з) «Иван – царевич долго не мог найти своей стрелы. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в вязкое болото. Смотрит – сидит там на кочке лягушка – квакушка, его стрелу держит».

(«Царевна – лягушка»).

и) «Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду расскажи:

« Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее».

И услышала в ответ:

«Ты прекрасна, спора нет,

Но царевна все ж милее

Все ж румяней и белее».

(«Сказка о мертвой царевне и 7

богатырях»).

к) «Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелчка тебе по лбу.

Есть же мне давай вареную полбу».

(«Сказка о попе и работнике его Балде»).


л) «Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробивает. Вдруг слышит, невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит и сверху ее спрашивает:

Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

Тепло, Морозушко, тепло, батюшка».

(«Морозко»).


м) «Не плачь, девушка! Не плачь красавица! Влезь ко мне в одно ушко, в другое – вылези». Влезет девушка ей в одно ушко, в другое вылезет, станет лучше прежнего: и глаза синей и коса длинней, и сарафан ярче. Глядит, а на траве уже полотно лежит и выбелено, и в трубы скатано».

(«Крошечка – хаврошечка»).

н) «За горами, за лесами,

За широкими морями.

Не на небе, на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки 3 сына.

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу,

Да возили в град – столицу:

Знать столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали

Деньги счетом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.

В долгом времени, аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто – то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

(«Конек – Горбунок»).

5.К каким сказкам эти иллюстрации?

Назовите сказку и главных героев
а) «Красная Шапочка».

б) «Дюймовочка».

в) «Теремок».

г) «Репка».

д) «Курочка Ряба».

е) «Колобок».

ж) «Три медведя».

з) «Маша и медведь».

и) «Гуси – лебеди».

к) «Царевна – лягушка»

л) «Кот в сапогах» и т.д.

6.Прислали на игру телеграммы от сказочных героев, но они забыли телеграммы свои подписать. Узнайте, от кого телеграмма?
а) «От дедушки ушел,

От бабушки ушел,

От зайца ушел,

От волка ушел,

Скоро буду у вас». («Колобок»).

б) «Спасите, меня съел Серый Волк,

Осталась только шапочка». («Красная Шапочка»).

в) «Сожалею, не могу приехать, потеряла туфельку». («Золушка»).

г) «Живу без всякой славы, средь зеленой дубравы,

у семи братьев». («Царевна»).

д) «Срочно требуется скорлупка грецкого ореха, голубые фиалки и лепесток

розы», («Дюймовочка»).

е) «Выезжаю. Встречайте!

Приметы – маленький мальчик, очень удаленький». («Мальчик с пальчик»).

ж) «Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей». («От гиппопотама – доктору Айболиту»).


7. На чем передвигались сказочные герои?

(проводится как аукцион. Кто последний назовет тот и получает 1 очко).


*ковер – самолет

*сапоги – скороходы

*ступа


*метла
*гуси – лебеди

*летучий корабль


8. В какой сказке живет...
а) Баба – Яга?

(«Морозко», «Гуси – лебеди»,»Василиса Прекрасная», «Финист – ясный сокол»...)

(«Теремок», «Колобок», «Лиса и волк», «Волк и семеро козлят»...)

(«Теремок», «Колобок», «Лиса и журавль, «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка»...)


9. Заключительный конкурс «Угадай мелодию»

(по сказкам и мультфильмам).


Подведение итогов. Награждение.
Вед. Вот и закончилась наша встреча. Желаю всем хорошего настроения и удачи.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

«Что за прелесть эти сказки…»

Брейн ринг для детей старшего дошкольного возраста

клуб «Вместе»

Педагог дополнительного образования Ващенко В.С.

Цель: содействовать созданию условий для развития духовно-нравственных качеств личности, коммуникативных навыков посредством литературной игры ; способствовать ; созданию положительной эмоциональной атмосферы общения меж ду детьми и родителями.

Задачи:

развивающие:

Продолжить обогащение словаря детей новыми словами и понятиями,

Развивать внимание, память, логическое мышление, смекалку, находчивость, чувство юмора, сообразительность;

образовательные:

Научить детей в новую игру – «Брейн-ринг»,

Познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов, учить детей разгадывать загадки;

воспитательные:

- воспитывать у детей интерес и любовь к народным и литературным сказкам,

Создавать условия для развития таких чувств, как сопереживание, желание помочь товарищу;

Развивать командный дух, умение действовать согласованно.

Оборудование: 2 стола для игроков, 1 стол для жюри, 1 стол для ведущего; гонг, 2 колокольчика (для игровых столов), рулетка на игровом поле, разбитом на 10 секторов; секундомер, игровой реквизит ( 2 «цветных ящика», скрипичный ключ для обозначения сектора «Музыкальная пауза»), конверты с вопросами, жетоны, счетное табло с 2-мя комплектами карточек разного цвета; магнитофон, диск с записью "позывных" игры и легкой музыки, таблички с названиями команд, призы, плакат с темой брейн ринга «Что за прелесть эти сказки…», портрет А.С. Пушкина.

План проведения:

1.Организационный момент.

Приветствие команд. Объяснение правил игры. Представление членов жюри.

2.Игра. Вопросы–задания 5 раундов.

Физкультминутка «Колобок» для участников на время подсчета очков.

3.Подведение итогов . Награждение.

Ход игры:

1.Организационный момент.

« Брейн-ринг» - это интеллектуальная игра, в которой, в нашем случае, соревнуются две команды детей 6-летнего возраста при поддержке родителей («помощь друга», которой можно воспользоваться 1 раз в течение одного раунда). Всего в игре 5 вопросных раундов. Главная задача игры – найти правильный ответ быстрее соперника. Сегодня здесь собрались любители и знатоки сказок. Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости. В сказках собрана народная мудрость. И это замечательно, что уже в самом начале своего жизненного пути вы познакомились со многими сказочными героями, а некоторых даже полюбили. Я всем желаю удачного дебюта в новой игре, которая называется «Брейн ринг» и посвящена сказкам.

Правила игры «Брейн-ринг»:

1. Встречаются две команды детей одного возраста.

2. Ведущий задаёт вопрос, после чего произносит слово «Время» и даёт звуковой сигнал (звук гонга), означающий начало минуты обсуждения.

3. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой сигнал (колокольчик), которым управляет капитан или специально назначенный им человек.

4. Отвечающего на вопрос назначает капитан.

5. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков.

2. Интеллектуальная игра «Брейн ринг». Тема игры: «Что за прелесть эти сказки…».

2.1. Первый раунд. Конкурс «Разминка». Договорки «Назови героя»:

1-я команда (Звук гонга):

Муха … (Цокотуха)

Пчела … (Мая)

Курочка … (Ряба)

Уточка … (Серая шейка)

Крыса … (Лариса)

Черепаха … (Тортилла)

Лиса … (Алиса)

Кот … (Базилио)

Пудель... (Артемон)

Крокодил … (Гена)

2-я команда (Звук гонга):

Старик … (Хоттабыч)

Дядя … (Степа)

Почтальон … (Печкин)

Папа … (Карло)

Доктор … (Айболит)

Карабас … (Барабас)

Баба … (Яга)

Кащей … (Бессмертный)

Царевна … (Лягушка)

Иван … (Царевич)

2.2. Второй раунд. Конкурс «Из какой они сказки?».

На игровом поле 10 сказочных картинок и символ музыкальной паузы – скрипичный ключ.

(Звук гонга. Игроки по очереди вращают волчок):

а) Корзина с подснежниками – «Двенадцать месяцев»;

б) Печка – «Гуси-лебеди»;

в) Тыква – «Золушка»;

г) Лягушка – «Царевна -лягушка»;

д) Крот – «Дюймовочка»;

е) Сапоги – «Кот в сапогах»;

ж) Корзина – «Маша и медведь»;

з) Яйцо – «Курочка-Ряба»;

и) Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке»;

к) Репка – «Репка».

2.3.Третий раунд. Конкурс «Цветной ящик»

(Участникам предъявляются 2 «Цветных ящика», капитаны команд тянут жребий, чтобы определить какой команде достанется который из 2-х ящиков с секретом. Задание: Выслушать вопрос и сказать, что находится в ящике).

Вопрос 1-й команде:

- Здесь находится вещь, которую проглотил крокодил из сказки К. И. Чуковского. Назовите предмет, который находится в ящике, и сообщите нам название сказки. (Мочалка. «Мойдодыр»).

Вопрос 2-й команде:

- Здесь находится игрушка – главный герой книги Э. Успенского, которому дали очень смешное имя только за то, что он свалился (упал) со стола. (Чебурашка).

(Резерв 1: С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного персонажа русских сказок (Игла).

Резерв 2: С помощью вещи, которая находится здесь, сказочный принц нашел свое счастье – молодую, красивую, хотя и не богатую жену. Как звали девушку? Что находится в ящике?

(Золушка. Хрустальная туфелька).

2.4. Четвертый раунд. Загадки-обманки:

- Все преграды одолев, бьёт копытом верный… лев? (конь)

Под луною песню петь сел на веточку… медведь? (соловей)

Длиннее шеи не найдёшь. Сорвёт любую ветку… ёж? (жираф)

С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова? (обезьяна)

- В тёплой лужице своей громко квакал… муравей? (лягушонок)

- По горной круче проходил обросший шерстью… крокодил? (козёл)

- Быстрее всех от страха несётся… черепаха? (заяц)

2.5. Пятый раунд. Конкурс для болельщиков (т.е. для родителей) «Сказка в нашей семье» (заработанные родственниками баллы будут зачислены на счет команд):

- Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках)

Второе название скатерти? (Самобранка)

Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала)

Какие цветы собирала падчерица в сказке 12 месяцев? (Подснежники)

Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)

Веселый человечек-луковка? (Чиполлино)

Лиса- спутница кота Базилио? (Алиса)

Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш)

Прозвище дяди Степы? (Каланча)

Герой сказки, путешествующий на печи? (Емеля)

Содержимое Страшилы? (Солома)

Крокодил, друг Чебурашки? (Гена)

Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три)

2.6. Итак, наш Брейн ринг завершается. Пока наше уважаемое жюри подсчитывает баллы, чтобы определить победителя, участники могут немножко отдохнуть, размяться. Игра-физминутка не отвлекает нас от темы встречи и называется «Колобок».

Замесила бабушка не булку, не оладушки (Руки сцеплены в замок, круговые движения влево - вправо).

Доставала из печи (приседания)

Не пирог, не калачи (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны).

Как поставила на стол (наклон вперед и руки вытянуть).

Он от бабушки и дедушки ушел (прыжки).

Кто же бегает без ног? (хлопки в ладоши).

Это желтый Колобок! (ходьба на месте).

Ведущий: Все участники занимают свои места, а я хочу, наконец, услышать от членов жюри, кто же стал победителем.

Ребята! Совершилось Чудо! Помощь взрослых знатоков сказок оказалась столь существенной, что счет команд-участников сравнялся! Спасибо нашим мамочкам и бабушкам! Благодаря вам сегодня никто не проиграл. Победила ДРУЖБА!

У нас получилось всё так, как в настоящей Сказке – нет грустных глаз, потому что всё закончилось хорошо, даже здорово!

Дорогие ребята, уважаемые взрослые, хочу пожелать, чтобы все ваши жизненные истории всегда имели счастливый конец. Дружите со сказкой, она поможет решить очень многие проблемы!

(Звучит легкая музыка. Все присутствующие приглашаются на дружеское чаепитие).

Конспект итоговой НОД "Брейн-ринг"

Цель:

1. Осуществление контроля усвоенных знаний детей за текущий учебный год.

2. Развивать память, быстроту реакции, находчивость, сообразительность, смекалку.

3. Воспитывать чувство товарищества. Расширять познавательные интересы детей.

4. Развивать умение детей свободно мыслить; испытывать радость общения со взрослыми и друг с другом.

Материал:

Конверты с заданиями; Фишки для подсчета очков; Эмблемы (на каждого ребенка) ; Черный ящик.

Ход игры:

Ведущий: Дорогие ребята! Дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас на нашей интеллектуальной игре «Брейн - Ринг». И хотя вам придется сегодня пройти много нелегких, но интересных испытаний, чтобы показать свою смекалку и знания, мы желаем вам пройти их с радостью и улыбкой!

Воспитатель: На нашем интеллектуальном ринге встречаются две команды:

Команда "Умники" - капитан команды

Команда "Знатоки" - капитан команды

А сейчас приветствие команд:

Команда "Умники", наш девиз: "Один ум хорошо, а два лучше".

Команда "Знатоки", наш девиз: "Знание-это сила! "

Просим команды занять свои места.

А судить вас будут члены жюри- наши уважаемые гости. (представление жюри)

За каждое правильно выполненное задание, команды получают одну фишку. В конце нашей игры, мы посчитаем фишки. Чья команда наберет больше фишек, та и будет победителем.

1 раунд:

«Разминка»

предложить детям как можно быстрее ответить на вопросы- при этом могут выражать свое мнение все члены команды.

Скажите мне, какой сегодня день недели?

Какой день недели будет через два дня?

Чем похожи стул и табуретка?

Чем отличается бабочка от стрекозы?

Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)

Какой день надели последний?

Сколько солнышек на небе?

Как называется геометрическая фигура без углов?

У какой геометрической фигуры меньше всех углов?

Где работает клоун?

2 раунд:

«Рассели жильцов»

Каждой команде дается конверт с различными геометрическими фигурами, дети должны заполнить таблицу так, что бы фигуры не повторялись не по вертикали не по горизонтали.

А пока жюри подсчитывает баллы за первые 2 раунда у нас «Экспериментальная пауза»

Экспериментальная пауза

3 раунд:

«Рассуждай-ка»

Вопрос: для чего человеку нужен сон?

Чем старый человек отличается от молодого? (назвать признаки)

4 раунд:

«Дорисуй предмет»

Каждой команде раздается карточка с изображением разных фигур, дети должны посмотреть на что они похожи и дорисовать предмет.

Физминутка

5 раунд:

Игра «Предмет-действие»

Ведущий говорит: «я буду говорить слово, обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».

Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить), забор (огораживать территорию), книга (читать), градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

6 раунд:

Конкурс капитанов

«Соедини по цифрам» Детям раздаются карточки с цифрами, их задача соединить цифры по порядку так чтобы получилась картинка.


Экспериментальная пауза

7 раунд:

«Посчитай»

Сейчас я командам буду задавать вопросы как прозвучит гудок команды обсуждают вопрос если они знают ответ капитан, поднимает руку., и отвечает на вопрос. Болельщики не подсказывают.

1) Сколько лап у двух медвежат? (8)

2) У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр(1)

3) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внучек у бабушки? (одна внучка Даша)

4) Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! – (5 птиц)

5) Сколько ушей у трёх мышей? (6 ушей)

6) Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. -Сколько свечей осталось гореть? (5)

8 раунд:

«Черный ящик»

Ведущий задает вопрос обеим командам, дети посовещавшись дают ответ.

По какому животному ходят люди и проезжают машины? (зебра)

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша игра. Пока жюри считает ваши фишки, я хочу немножко с вами поговорить. Скажите, понравилось ли вам игра? Какое задание вам запомнилось больше всего? Какое для вас было самое сложное?

Сейчас мы узнаем счет, но кто бы не победил, я могу точно сказать, что победила дружба, смекалка.

Для объявления итогов слово предоставляется жюри.

(дети получают призы) .

Большой интерес дошкольников и их родителей вызвал проведенный нами брейн-ринг. Зал оформили соответству­ющим образом. На стене плакаты с на­званием мероприятия «Брейн-ринг» и программы-девиза «Наш дом - приро­да», а также знаки, изображающие пра­вила поведения в природе. Столы покрыты красной и зеленой ска­тертью, на каждом - лампочки соответ­ствующего цвета. Рядом доски с лабиринтами и стенды, на которые в процессе игры выставляют наглядные пособия. В игре принимают участие де­ти двух групп детского сада. Перед началом ведущий представляет команды «Зеленый мир» и «Красная книга», жюри и знакомит участников с правилами.

  • Если ребенок знает ответ на вопрос, он поднимает руку, и капитан нажимает на кнопку.
  • На вопрос отвечает та команда, ка­питан которой первым включил лам­почку.
  • Штрафные очки начисляют коман­де, чей капитан нажал на кнопку до окончания вопроса.

Ведущий. Наш брейн-ринг посвя­щен природе. Природа - Наш Общий Дом. Ее надо беречь, насколько хватает сил! С бесцельно сорванной ветки или цветка, с пойманной бабочки, не убран­ного за собой мусора в лесу начинается ее разрушение. Помни всегда об этом и береги природу!

Брейн-ринг состоит из трех раундов.

Первый раунд. Неживая природа

2. На Земле есть место, где, куда ни по­вернись, со всех сторон юг. Как называ­ется это место? (Северный полюс.)

3. Откуда берутся день и ночь? (Земля вертится, словно волчок, и подставля­ет солнцу то один бок, то другой?)

4. Внимание: чер­ный ящик! Что в нем? «На свете есть один предмет, в котором спрятан белый свет, ты стрелку смело по­вернешь и без труда домой дойдешь». (Компас?)

5. Как определить стороны света по солнцу? (Если стать правым боком к солнцу, то справа бу­дет восток, слева - запад, впереди - север, сзади - юг. Но это верно только для утренних часов -вечером солнце указывает на запад.)

6. Назови месяцы года (на табло вы­ставляют круговую диаграмму, разно­цветные секторы которой символизи­руют времена года и месяцы) (фото 3).

7. Перечислите виды осадков. (Дождь, снег, град, роса, туман?)

8. Из чего состоят облака? (Из капелек воды или кристалликов льда?)

9. Почему мы слышим гром после то­го, как увидим молнию? (Звук распро­страняется медленнее, чем свет?)

10. Назовите правила поведения в природе (на табло выставляют знаки, которые символизируют правила по­ведения в природе, и отвечающий опи­сывает каждое из них). Пока жюри совещается, проводится физкультминутка «Что растет в родном краю?». Ведущий перечисляет растения, произрастающие в Белгородской обла­сти и не растущие в России. Дети долж­ны хлопнуть в ладоши, когда услышат название того вида, который у нас не встречается.

Второй раунд. Млекопитающие

1. Как называется животное, выкарм­ливающее детенышей молоком? (Мле­копитающее)

2. Зачем белке такой пышный хвост? (Чтобы планировать и рулить при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево)

4. Почему мыши все грызут? (Зубы у них все время растут - их надо постоянно стачивать. Если этого не делать, зубы вырастут такими большими, что мышь не сможет закрыть рот, а значит, не сможет питаться.)

5. Кто лишний в ряду и почему? (На табло выставляют рисунки с изображе­нием волка, зайца, белки. Ребенок отве­чает: лишний в дан­ном случае волк - он хищник и питается всеми другими нари­сованными живот­ными.)

6. Дельфин - это рыба? (Это морское млекопитающее)

7. Где чей след? (На табло выставляют рисунок с изображением следов медведя, оленя, волка, зайца.)

8. Кто как говорит? (На таб­ло выставляют изображения домашних животных: свиньи, коровы, лошади, овцы, собаки, кошки. Ребенок показывает их и называет «речь» животных, например корова мычит, овца блеет...)

9. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а ло­шадь - нет? (Улошади есть по­товые железы на теле, а у со­баки их нет. Поэтому, чтобы охла­диться, собака высовывает язык)

10. Что такое Красная книга? (В нее заносят виды растений, млекопитаю­щих, птиц, насекомых, находящихся под угрозой исчезновения)

Пока жюри совещается, проводится игра с родителями.

Задание 1. Кто быстрее проведет ба­бочку по лабиринту к цветку, а затем до­мой.

Задание 2. Чья команда отгадает больше шуток-загадок.

  • На каких полях трава не растет? (На полях шляпы)
  • Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)
  • Сколько на березе яблок, если на ней восемь сучков, на каждом сучке по пяти яблок? (На березе яблок не бывает)
  • Каким гребнем голову не расче­шешь? (Петушиным)
  • Может ли страус назвать себя пти­цей? (Нет, он не умеет говорить)
  • Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)
  • Назовите пять дней, не употребляя ни чисел, ни названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра?)
  • Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)

Перед третьим раундом проводится музыкальная пауза «Не обижайте муравья», в процессе которой дети, на­ряженные в костюмы насекомых, чита­ют фрагменты стихотворений, танцуют и поют.

Третий раунд. Птицы и насеко­мые

1. Когда улетают от нас последние ут­ки? (Когда замерзают все водоемы: озе­ра и пруды)

2. Чем кормят голуби своих птенцов? (Молоком, которое вырабатывается в зобу взрослого голубя; птенцы засовы­вают голову глубоко в горло родителя, чтобы добраться до молока)

3. Почему у фламинго розовые перья? (Они питаются красными рачками)

4. Что можно дать птице на обед? (На табло выставляют изображения зер­нышек, хлеба, сала, рябины и т.д. и изоб­ражения птиц. Ребенок соединяет ли­ниями корм с соответствующим изоб­ражением птицы.)

5. Обозначьте цифрой назва­ние птицы. (На табло выставля­ют изображения птиц: грача, петуха, утки, стрижа, снегиря, дятла, вороны, филина, внизу цветные кружки, рядом прону­мерованные названия птиц. Ре­бенок проставляет в кружки но­мер, соответствующий назва­нию птицы)

6. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

8. Как насекомые предупреждают жи­вотных о том, что они несъедобны? (Яркой окраской, как, например, у божьей коровки.)

9. Чем питается кузнечик? (Листьями растений, гусеницами, взрослыми насе­комыми)

10. Что будет, если насекомые исчез­нут? (Исчезнут растения: их насеко­мые опыляют; исчезнут рыбы, лягушки, птицы: они питаются насекомыми)

В конце брейн-ринга подводятся ито­ги и объявляются победители. Детям вручают призы - книги на экологичес­кую тему.

Т. ЗЕРЩИКОВА, доцент,
Белгородский государственный университет,

Т. ЯРОШЕВИЧ, воспитатель,
ДОУ№ 12, Белгород

Основные понятия: экологическое образование родителей, экологическая игра, брейн-ринг

Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. № 7 . С. 3–9. Брейн-ринг. С. 6-8.

Сценарий мероприятия (брейн - ринг) для старших дошкольников

Данное мероприятие направленно на закрепление знаний детей о правилах дорожного движения Может быть использовано воспитателями дошкольных учреждений для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

1. Выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения;

2. Развивать внимание, смекалку, находчивость, сообразительность;

3. Способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы общения между детьми и педагогами.

4. Воспитывать у детей культуру поведения в общественном транспорте.

Материал и оборудование: стол с вращающейся стрелкой, 2 колокольчика, черный ящик, конверты с вопросами, скрипичный ключ (для музыкальной паузы), дорожные знаки, жетоны.

Ход мероприятия:

Ведущий : Сегодня в нашем зале игра интеллектуалов «Брейн ринг». Встречаются команда «Знайки» (аплодисменты). Команда «Почемучки» (аплодисменты). Капитаны, пожалуйста, представьте свои команды. (Капитаны знакомят зрителей с членами своих команд). Давайте познакомимся с членами жюри. (Представляет членов жюри)

А теперь начнем игру. Я буду вращать волчок и с его помощью выбирать вопросы, которые лежат на столе. Задаю вопрос, даю одну минуту на обсуждение. У кого ответ будет готов, тот звенит в колокольчик. Если команда отвечает правильно - получает жетон. Побеждает та команда, которая за игру набрала больше жетонов.

Итак, вращается стрелка и выпадает вопрос № …

Ведущий : Внимание, вопросы:

1. Как называется та часть улицы, по которой идут пешеходы?

Мостовая

Тротуар

2. По какой части улицы движется транспорт?

Проезжей

По тротуару

3. Что такое светофор?

Дорожный знак, запрещающий движение транспорта.

Прибор для регулировки движения машин и пешеходов.

4. Для чего служит красный сигнал светофора?

Он разрешает движение

Он запрещает движение

5. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

На красный

На зеленый

6. В каком месте можно переходить проезжую часть?

В любом месте

Там где нет транспорта

По пешеходному переходу

7. Как нужно обходить автобус?

Спереди

8. Можно ли высовываться из окна автомобиля, автобуса, троллейбуса?

Музыкальная пауза «Песенка дорожных знаков» на муз. Ю. Чичкова.

(исполняют дети)

Ведущий: следующее задание - игра «Найди знак».

Две команды стоят шеренгами друг напротив друга, каждый участник держит дорожный знак, кроме двух представителей от каждой команды. Ведущий зачитывает стихотворение о дорожном знаке. Выслушав стихотворение, представители должны найти нужный знак. Тот, кто быстро и правильно нашел знак - получает жетон. Выиграет команда, набравшая большее количество баллов.

Внимание, первое стихотворение:

С тротуара вниз ведет

Под дорогу длинный вход.

Нет ни двери, ни ворот -

Это значит - переход.

(знак «Подземный переход»)

Что за лестница вверху?

Ты идешь как по мосту.

От машин тебя спасет

Наш надземный переход.

(знак «Надземный переход»)

Этот знак для пешехода,

Он на месте перехода.

Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут.

Этот знак такого рода:

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте.

(знак «Пешеходный переход»)

В круглом зале «человек»

Перечеркнут красным -

Значит бегать напрямик

Очень здесь опасно.

(знак «Движение пешеходов запрещено»)

Школьница и школьник забежали в треугольник.

Все водители на свете

Понимают - это дети.

(знак «Дети»)

Шли из школы мы домой,

Видим знак над головой:

Синий круг, велосипед,

Ничего другого нет…

(знак «Велосипедная дорожка»)

Круглый знак, а в нем окошко.

Не спеши тут сгоряча,

А подумай-ка немножко.

Что здесь свалка кирпича?

(знак «Въезд запрещен»)

Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил

На стоянке у ограды -

Отдыхать ей тоже надо.

(знак «Место стоянки»)

Вот так знак!

Глазам не верю:

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенья

Паровое отопление?

Может быть зимою вьюжной

Здесь шоферам греться нужно?

(знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)

Нарисован человек

Землю роет человек.

Может быть здесь ищут клад?

Их сюда наверно встарь,

Спрятал очень жадный царь.

(знак «Дорожные работы»)

Внимание! Черный ящик! (выносят черный ящик)

Слушаем вопрос:

Он имеет по три глаза

По три с каждой стороны

И, хотя еще ни разу

Не смотрел он всеми сразу

Все глаза ему нужны

Он висит здесь с давних пор

И на всех глядит в упор.

Через одну минуту вы должны назвать то, что лежит в этом черном ящике.

Ведущий : Волчок вращается и показывает №… Конкурс «Собери разрезные машинки». Команды получают задание. Побеждает та команда, которая быстрее соберёт мозаику.

Ведущий: А сейчас игра на внимание «Светофор». Я называю «Красный свет» - все молчат, «Зеленый свет» - топают ногами, «Желтый свет» - хлопают в ладоши. Тот, кто ошибается - выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше игроков.

Ведущий : крутит волчок и зачитывает задание: «По дороге в детский сад».
Командам раздается рисунок-схема: «Путь в детский сад», нужно показать на ней правильный маршрут. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Ведущий : Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками. Игра - пантомима называется: «Опознай нарушителя».

Задание 1. Сценка-пантомима: мальчик с мячом выбегает на дорогу и попадает под машину.

Задание 2. Сценка-пантомима: мальчик сидит, рядом стоит старушка.

Задание 3. Сценка-пантомима: изучает дорожные знаки.

Ведущий : Молодцы! А теперь слово предоставляется жюри для подведения итогов игры.