Образование кисты в правом яичнике: диагностика и основная симптоматика. Полостное образование правого яичника

Возможной причиной является нарушение оттока из железистой структуры органа. Ретенционное образование яичника – это доброкачественная опухоль, возникшая на основе фолликула: будущая яйцеклетка не выходит из яичниковой ткани, став фактором формирования жидкостной полости в яичнике.

Ретенционное образование в яичнике

Появляться в разных местах человеческого организма. Частый вариант – жидкостное образование в детородной и гормонально активной структуре женского организма: новообразование в яичниках рассматривается, как фактор риска по онкологическим заболеваниям, но чаще всего врач при обследовании выявляет функциональные опухоли.

– это полость с жидкостью, которая возникает при нарушении оттока из железистой ткани (retention- задержка или сохранение). В большинстве случаев заболевание не требует проведения хирургического вмешательства – при правильно поставленном диагнозе врач после очередной менструации не найдет опухоль в области придатков матки.

Механизм формирования функциональной кисты

Ежемесячно в одном из яичников происходит овуляция (разрыв фолликула и выход готовой к оплодотворению яйцеклетки). На фоне гормональных нарушений или при хроническом воспалении может возникнуть ановуляция – сохранение ткани. Редкие ановуляторные циклы не оказывают серьезного негативного влияния на женский организм, но при часто повторяющихся нарушениях естественного хода событий могут возникнуть следующие заболевания и состояния:

  • ановуляторное бесплодие;
  • расстройства менструального цикла;

Механизм появления ретенционного образования состоит из следующих последовательных событий:

  1. Созревание доминантного фолликула;
  2. Ановуляция (отсутствие разрыва и сохранение мелкой кисточки на яичнике);
  3. Постепенное накопление жидкости в кистозной полости с увеличением размера до 30-50 мм в диаметре;
  4. Исчезновение жидкостного образования после менструации.

Функциональная киста – это тонкостенное и однокамерное жидкостное образование небольших размеров, которое появляется и исчезает в зависимости от фазы менструального цикла.

Варианты и локализация функциональных яичниковых кист

Обнаружение кистозной опухоли в любом из яичников – это повод для проведения обследования: важно поставить точный диагноз и выбрать оптимальную тактику лечения. Выделяют 3 основных варианта ретенционных кист:

  1. Фолликулярная (величина до 50 мм);
  2. Лютеиновая (размер может достигать 80 мм).
  3. (не связана с яичником, величина длительное время не изменяется).

В первом случае кистозная полость формируется на основе ановуляции (из фолликула, который не стал яйцеклеткой), во втором – из желтого тела (функционально активная ткань, возникающая после овуляции), в третьем – врожденный дефект, не оказывающий негативного влияния на работу яичников. Чаще выявляются функциональные кисты правого яичника, что объясняется лучшим кровоснабжением правых придатков матки и сравнительно более частым появлением доминантного фолликула справа.

Ретенционное образование левого яичника встречается реже, но эта локализация ничем не отличается от правостороннего месторасположения кистозной полости. В большинстве случаев киста обнаруживается при ультразвуковом сканировании, выполняемом с профилактической или диагностической целью.

Симптомы функциональной кисты в ткани яичника

Женщина крайне редко предъявляет жалобы при наличии небольшой кисты в любом из яичников. Основным проявлением заболевания являются следующие нарушения менструального цикла:

  • приход критических дней с задержкой на 2-6 дней;
  • скудные и короткие месячные;
  • обильная менструация после непродолжительной задержки;
  • длительная задержка очередной менструации (до 2-3 недель).

При увеличении кистозной полости до 4-5 см в диаметре могут возникнуть следующие симптомы:

  • тянущие боли в нижних отделах живота;
  • ощущение тяжести;
  • проблемы с опорожнением мочевого пузыря или прямой кишки (при давлении кисты на соседние органы).

Для женщин, мечтающих о деторождении, негативным проявлением ретенционных кист являются следующие проблемы:

  • сложности с наступлением желанной беременности;
  • невынашивание (самопроизвольное прерывание беременности на малых сроках);
  • замершая беременность.

В каждом конкретном случае наличие функционального образования проявляется индивидуально: часть женщин даже не догадываются о наличии проблем с яичниками, часть – не могут зачать малыша и при обследовании выявляется ретенционное образование, в редких случаях из фолликулярной кисты формируется кистома, требующая хирургического вмешательства.

Эхопризнаки заболевания

Является основным методом диагностики ретенционных кист в яичнике. Выделяют следующие эхопризнаки кистозного новообразования:

  1. Наличие полости в яичнике, размером до 3-8 см;
  2. Жидкое и однородное содержимое без дополнительных включений;
  3. Тонкие стенки полости (не более 1 мм);
  4. Гладкая внутренняя поверхность;
  5. Однокамерное образование;
  6. Овальная форма
  7. Наличие дефекта в яичниковой ткани;
  8. Нормальная ткань яичника в непосредственной близости к кисте.

Важный признак ретенционной кисты – феномен самоликвидации: после менструации при проведении УЗИ врач не обнаружит кистозную полость в том месте, где была жидкостное новообразование. В редких случаях опухоль не исчезает и постепенно увеличивается, что является поводом для углубленного обследования и проведения хирургической операции.

Как часто вы посещаете гинеколога (не во время беременности)?

Пожалуйста, выберете 1 верный ответ

Раз в год

Общий балл

Раз в полгода

Общий балл

Каждые 2-3 месяца или чаще

Общий балл

Уже не помню, когда была в последний раз

  1. Нормализация менструального цикла;
  2. Восстановление овуляции;
  3. Отсутствие повторного кистообразования в яичниках;
  4. Наступление желанной беременности.

Выявленное ретенционное образование в яичнике требует проведения УЗ исследования и использования лекарств, устраняющих гормональные расстройства. При отсутствии лечения могут возникнуть осложнения (рост кисты, формирование кистомы, бесплодие, стойкие нарушения менструаций). Важно аккуратно и точно выполнить назначения врача, чтобы предотвратить серьезные проблемы с репродуктивным и женским здоровьем.

Здравствуйте. При УЗИ у меня обнаружили полостное образование в яичнике, вероятно, ретенционное. Врач назначил лекарства и предложил сделать повторное исследование после менструации. Может, нужна операция? Ирина, 28 лет.

Здравствуйте, Ирина. Наличие в яичнике кистозной полости с жидким содержимым далеко не всегда требует проведения хирургической операции. При предположении о наличии ретенционного образования необходимо в динамике сделать трансвагинальное УЗ исследование – чаще всего при правильном использовании рекомендаций врача после месячных киста исчезнет. Если этого не произойдет и жидкостное образование увеличиться в размерах, то возможно потребуется операция.

Задать бесплатный вопрос врачу

С опухолью это новообразование связывает только внешний вид. От опухоли оно отличается тем, что внутри ретенционной кисты, имеющей тонкую и прозрачную стенку, находится жидкость и, что очень важно, такое образование является в большинстве случаев доброкачественным, оно не влияет на появление метастазов в других органах женского тела и лишь в редких случаях может переродиться в онкологические заболевания. Ретенционная киста является самой распространенной и, в большинстве случаев, безобидной разновидностью кист.

Виды ретенционных образований

Ретенционные образования можно разделить на несколько видов:

  • Киста жёлтого тела - является образованием из жёлтого тела , расположенного в яичниках, функция которого заключается в выделении гестагена (женского полового гормона), который отвечает за подготовку матки к размещению оплодотворенной яйцеклетки, что происходит в один из дней менструального цикла.
  • Фолликулярная киста - образование из фолликула. В норме фолликулы, содержащие яйцеклетку, должны разорваться при её созревании, высвобождая её из яичника. Иногда этот процесс дает сбой, фолликул может не лопнуть, и на его месте появляется кистозное образование.
  • Параовариальная киста, возникающая в придатке яичника. Коварность этого кистозного образования заключается в его медленном росте, отсутствии каких-либо симптомов, а потому сложности раннего диагностирования. Такая киста может достигнуть огромных размеров, её вес может достигать нескольких килограмм.
  • Эндометриоидная киста, диагностируемая на фоне развития эндометриоза - процесса возникновения доброкачественных разрастаний за пределы матки. Характерными симптомами такого кистозного образования являются тошнота, боли внизу живота во время менструации, нередко потеря сознания.

Причины возникновения ретенционной кисты левого и правого яичника

Симптомы ретенционных кист яичников

Существуют общие симптомы при имеющихся ретенционных кистах в правом и левом яичниках . Это изменения гормонального фона, нарушение репродуктивной функции, сбой менструального цикла, боли внизу живота и увеличение его объема. Однако есть и некоторые различия в симптоматике ретенционных кист в правом либо левом яичнике.

Ретенционное образование левого яичника, симптомы

При имеющейся ретенционной кисте левого яичника методом пальпации левой подвздошной области можно определить присутствие опухолевидного образования, при разрыве которого возникает напряжение мышц брюшной стенки, иначе называемое клиникой острого живота и являющееся причиной острых болей в левой половине живота.

Ретенционное образование правого яичника, симптомы

Ретенционное образование правого яичника также является объемным образованием, прощупываемым справа в подвздошной области. Пациентку могут беспокоить ноющие боли в нижней правой части живота. Сильно увеличенное в размерах данное образование правого яичника часто приводит к нарушению пищеварения и проблемам желудочно-кишечного тракта.

Диагностика ретенционных образований

Ретенционное образование правого яичника

Симптомы разрыва образования правого яичника могут быть идентичными клинической картине острого аппендицита, а также схожими с онкологическими заболеваниями кишечника, яичника и внематочной беременностью. Дифференциальная диагностика в этом случае предполагает обязательное ультразвуковое исследование не только органов малого таза, но и брюшной полости, а также диагностическую лапароскопию.

Ретенционное образование левого яичника

Клиническая картина ретенционной кисты левого яичника имеет сходства с онкологическим образованием в сигмовидной кишке, апоплексией яичников, онкологическими заболеваниями яичника , трубной беременностью. Такие обследования, как ультразвуковое исследование органов брюшной полости, диагностическая лапароскопия и рентген сигмовидной кишки, предварительно заполненной бариевой взвесью, иначе называемый иригоскопией, являются обязательными при проведении дифференциальной диагностики в данном случае.

Лечение ретенционной кисты яичника

В современной медицине существует два действенных метода терапии кистозных образований такого типа:

  • Наблюдение, обоснованное способностью некоторых ретенционных образований к инволюции, т.е. обратному развитию и полному исчезновению. Выжидательная позиция, при которой повторный визит к гинекологу и ультразвуковое исследование назначается через несколько месяцев, может иметь свой позитивный результат и приятно удивить пациентку отсутствием прежде диагностированной кисты.
  • Удаление - метод оперативного вмешательства, назначаемый при наличии ярко выраженных симптомов: сильной боли внизу живота, клинике острого живота, повышением температуры тела, тошноте, сильно увеличенных и склонных к росту размеров образования, во избежание попадания содержимого лопнувшей кисты в брюшную полость, что сопровождается асептическим воспалением, а также при подозрении на то, что она может быть злокачественной.

На сегодня одним из самых распространенных и наиболее эффективных методов проведения инвазивного вмешательства по удалению кистозных образований является лапароскопия. Её суть заключается во введении необходимых хирургических инструментов и видеокамеры сквозь несколько небольших разрезов в брюшной стенке. Рассечения делаются в соответствии с местом локализации кисты. Лапароскопия правого яичника проводится с правой стороны стенки живота, левого, соответственно, с левой.

Как проводится лапароскопия правого яичника и левого

После проведения полного предварительного обследования и получения результатов клинических анализов, при условии полного отсутствия каких-либо противопоказаний, назначается операция. Длительность проведения её небольшая, травматичность минимальна, однако, как любое оперативное вмешательство, она требует внимания и аккуратности со стороны хирурга, так как от его профессионализма и правильных действий зависит целостность здоровых тканей яичника. Поэтому к выбору специалиста, который будет проводить вам лапароскопию, следует подойти со всей ответственностью.

Самые важные и интересные новости о лечении бесплодия и ЭКО теперь и в нашем Telegram-канале @probirka_forum Присоединяйтесь!

Кистой яичника называется доброкачественное образование — полость, заполненную внутри жидкостью. Такие образования могут быть разными, и далеко не всегда они безопасны для здоровья. Принимать же решение о том, нужна ли пациентке медикаментозная помощь, должен специалист. Рассмотрим более подробно, в каких ситуациях может возникать кистозное образование правого яичника, какими симптомами сопровождается это состояние, как и когда его нужно лечить.

Разновидности и особенности образований

Чаще всего кисты правого яичника можно диагностировать у девушек и женщин детородного возраста. Причем некоторые из них могут возникать периодически, а потом сами собой рассасываться. Это касается, в частности, функциональной кисты, образующейся из структуры, которую правый яичник продуцирует в период овуляции. Сами по себе могут рассасываться функциональные фолликулярные кисты и кисты желтого тела. Остальные же разновидности образований, по словам специалистов, требуют лечения.

Достаточно опасной считается кистозная аденома, которая вырастает из клеток, входящих в состав внешней оболочки правого яичника. Требует лечения и дермоидная киста, которая заполнена не жидкостью, а разными видами ткани, и эндометриома, заполненная кровью. И это еще далеко не все варианты паталогических образований, с которыми может столкнуться женщина детородного возраста.

Причины их возникновения

Причины возникновения кистозных образований правого яичника бывают разными. К ним относятся:

  • воспалительные заболевания;
  • болезни, относящиеся к категории венерических;
  • аборты;
  • нарушения веса;
  • нарушения работы щитовидки;
  • неконтролируемые изменения гормонального фона.

То есть, появиться киста может практически у каждой женщины, и лишь после наступления менопаузы вероятность возникновения такого образования несколько снижается.

Признаки появления кисты правого яичника

По словам гинекологов, небольшая киста может образовываться и существовать в организме женщины бессимптомно. В таком случае помощь специалистов пациентке не нужна. Забеспокоиться же следует, если наблюдаются:

  • тянущие боли в нижней части живота справа;
  • нарушения менструального цикла;
  • болезненные ощущения в правой нижней части живота, связанные с половыми контактами, мочеиспусканием и т.д.;
  • необъяснимое повышение температуры тела;
  • асимметрия живота;
  • тошнота;
  • периодическое появление кровянистых выделений.

Все перечисленные явления могут стать поводом для незапланированного визита к гинекологу.

Специфика диагностики и лечения

Принимать решение о том, можно ли вылечить кисту яичника без операции или же женщине необходимо хирургическое вмешательство, должен специалист. При этом он будет основываться на результатах бимануального осмотра, УЗИ, разнообразных анализов и особенностей состояния здоровья пациентки.

Как правило, в случае выявления у женщины функциональной кисты врач занимает выжидательную позицию. Также ей может назначаться консервативное лечение посредством витаминов, гормональных и других препаратов. Однако если размеры образования во время лечения начинают увеличиваться или меняется ее характер, консервативное лечение может быть заменено хирургическим.

Операция показана также тем женщинам, у которых диагностируются не функциональные кисты. Причем осуществляются подобные хирургические вмешательства, чаще всего, по технологии лапароскопии. Это щадящий метод воздействия, который позволяет минимизировать негативное воздействие на женский организм.

Опухоли и опухолевидные образования яичников – патология, которая встречается в медицинской практике с большой частотой. Согласно исследованиям, опухоли и опухолевидные новообразования яичников за последнее десятилетие диагностируются до 25 процентов чаще. Большинство из них носит доброкачественный характер, однако, ежегодно увеличивается количество женщин со злокачественными опухолями. Чаще всего диагностируется обычная киста, которая при несвоевременном лечении склонна перерастать в раковое тело. Из-за гистологической и анатомической структуры придатков, они чаще подвержены появлению различных образований. Причины таких патологических изменений на сегодняшний день остаются не до конца изученными, поэтому разногласия среди ученых по данному вопросу продолжают существовать.

Этиология заболевания

Опухолевидные образования яичника могут появиться из разных источников. Они формируются из-за патологического роста эпителия придатков, сбоев в развитии яйцеклетки на том или ином этапе созревания, нарушений в формировании тека-тканей, гранулезных и лейдинговых клеток, неспецифических соединительных тканей, нервов, сосудов и других элементов придатков. Опухоли и опухолевидные образования появляются у женщин всех возрастов, однако, больше заболеванию подвержены пациентки от 30 до 60 лет. В пятидесяти процентах случаев оно обнаруживается у женщин в постменопаузе. Будь то киста или другой вид образования, ее развитие начинается намного раньше, чем происходит диагностика.

В группе риска представлен список пациенток с ранним или поздним началом менструации, поздним началом климактерического периода и нарушенным менструальным циклом. Объемное образование левого яичника, как и правого, может привести к снижению репродуктивных функций, невозможности зачать и выносить ребенка. Усложнить ситуацию могут хронические заболевания органов малого таза. В последние годы ученые уделяют особое внимание исследованию факторов генетического и эпидемиологического типа, которые влияют на формирование образования яичника. Согласно полученным данным, существенное влияние на эту патологию оказывают привычки и образ жизни женщины, окружающая среда, качество пищи и воды.

Разновидности новообразований

Чаще всего патологические процессы в придатках – киста того или иного типа. Однако, если обнаружено образование на яичнике, но не обычная киста, это может быть широкий спектр различных заболеваний. Их принято делить на несколько групп, которые объединяют патологии доброкачественного, злокачественного или пограничного характера. Существуют такие типы новообразований в придатках:

  • стромальные опухоли полового тяжа;
  • эпителиальные новообразования;
  • герминогенные;
  • редко образующие опухоли;
  • опухолевые процессы.

Согласно статистическим данным, чаще всего у пациенток встречаются:

  1. Опухолевые патологии стромы и поверхностного эпителия. К ним относятся простые серозные, папиллярные и папиллярно-серозные цистаденомы, а также муцинозные (псевдомуцинозные цистаденомы) и эндометриоидные новообразования (опухоль Бреннена и карциномы).
  2. Стромальные новообразования и опухоли полового тяжа. В данную категорию входят гранулезостромально-клеточные патологии, такие как гранулезоклеточные заболевания, фибромы и текомы, а также андробластомы.
  3. Новообразования герминогенного типа, такие как тератомы.

Это лишь небольшой список опухолевидных патологий, которые встречаются в современной гинекологической практике. Каждая из этих разновидностей может иметь доброкачественный или злокачественный характер. Бывают и пограничные стадии болезни, когда сформировавшееся патологическое тело отличается потенциально низкой злокачественностью.

Доброкачественные новообразования


Чаще всего образование яичника имеет доброкачественную природу и отличается клеточным ростом. Наибольший процент припадает на эпителиальные новообразования на яичнике. Такие патологии также называются цистаденомами или кистомами. Образуются они из-за разрастания внешней оболочки придатков. К ним относятся такие разновидности цистаденом:

  • муцинозные;
  • папиллярные;
  • эндометриоидные;
  • серозные.

Киста и кистома – патологии, которые часто путают. Такие жидкостные образования чаще всего протекают бессимптомно, однако, некоторые их виды становятся причиной постоянных тянущих болей внизу живота и увеличения брюшной полости. Подобные ощущения вызывает муцинозная цистаденома солидной структуры. Полость такой опухоли быстро наполняется густым слизистым веществом и достигает больших размеров.

Обратите внимание: К доброкачественным относится и оогенная опухоль, которая формируется из ооцитов. Самым сложным новообразованием такого типа считается тератома, которая формируется из яйцеклетки, содержащей в себе генетический материал. Ее внутренняя часть может быть заполнена зрелыми тканями и даже рудиментными органами, включая волосы, жировые ткани, зачатки костей и зубов. Она представляет собой не очень объемное образование яичника, но с двух сторон формируется очень редко.

Еще одной распространенной доброкачественной патологией придатков является текома. Она формируется из клеток, вырабатывающих эстрогены, и чаще всего появляется в период постменопаузы. Хотя текома за счет выработки женских гормонов, повышает либидо, улучшает внешний вид и самочувствие женщин в климактерический период, ее необходимо вовремя устранить. В противном случае может развиться гиперплазия и даже рак эндометрия.

Вирилизующие опухоли тоже относятся к доброкачественным. Формируются они из элементов придатков, которые аналогичны по составу клеткам гонад мужчины. В результате правый или левый яичник, он представлен солидной структуры. Женщина с патологией сталкивается с процессами вирилизации, включающие остановку менструации, атрофию молочных желез, увеличение клитора и другие изменения мужского типа.

Опухоли Бреннера встречается достаточно редко. Такие структуры имеют небольшие размеры, поэтому их очень сложно обнаружить при помощи УЗИ. Они в большинстве случаев диагностируются во время оперативного вмешательства, целью которого является гистологическое исследование тканей придатков. К доброкачественным относится и киста. Как правило, она не требует лечения, однако, если обнаружено солидное новообразование яичника, может потребоваться медикаментозная терапия или оперативное лечение. К редким заболеваниям относится также фиброма яичника, формирующаяся из соединительных тканей. По своей природе она является гормонально неактивной текомой. Чаще всего такие фибромы встречаются в климактерическом периоде. Они имеют солидные размеры и могут дорастать до 15 сантиметров. Данная патология сопровождается нарушениями цикла и генеративной функции. В одном и том же придатке возможно развитие фибромы и кисты.

Важно! Практический любой вид доброкачественного новообразования в яичнике может со временем перерасти в злокачественную опухоль. Поэтому рекомендуется регулярно проходить осмотры у гинеколога и тщательно следить за развитием любого патологического явления в придатках.

Методы диагностики

Как доброкачественные, так и злокачественные структуры в придатках нередко протекают без каких-либо симптомов. Чтобы не допустить осложнения или образования раковых опухолей, рекомендуется хотя бы раз в год посещать врача. При обнаружении новообразований или неприятных ощущениях внизу живота, сбоях в менструальном цикле либо появлении других жалоб, стоит проходить гинекологические осмотры раз в назначенный специалистом период. В большинстве случаев для диагностики опухолевых процессов в яичниках достаточно ультразвуковой диагностики. Образования с разной структурой имеют различную эхогенность. Бывают анэхогенные или гиперэхогенные структуры. Это может быть обычная киста либо опасное для здоровья новообразование, требующее лечения. Если врач сомневается в характере опухоли, назначаются дополнительные исследования.

Важно! Нередко трансвагинальное УЗИ сочетается с допплерометрией, позволяющей отличить опухоль от аваскулярных кист. Злокачественные тела в основном имеют кровеносные сосуды, а доброкачественные – только полость, заполненную жидкостью.

При необходимости пациентке назначается магниторезонансная томография или КТ. Такие методы дают возможность более точно установить характер образования в яичнике, поставить диагноз и определиться с необходимым объемом оперативного лечения. На сегодняшний день все чаще применяются современные способы обнаружения маркеров, свидетельствующих о развитии раковых клеток. Такие онкомаркеры позволяют не только выявить уже существующие злокачественные процессы, но и заранее определить вероятность перерождения доброкачественных тканей в раковые очаги.

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.