Чем отличается лицей от гимназии. Чем отличается гимназия от школы? Разница в педагогическом составе

Три буквы. Именно столько, если говорить буквально, составляет реальная разница между школой и гимназией. Так стоит ли спорить, какая форма обучения лучше? Сегодняшние выпускники гимназий с сочувствием смотрят на столкнувшихся с новацией четвероклашек. Те, как я думаю, пока не совсем понимают, то ли радоваться тому, что привычных вступительных экзаменов не будет, то ли огорчаться, поскольку привычного гимназического обучения тоже не предусмотрено. А в классы придут новенькие - запись начнется меньше чем через месяц. В том числе лоботрясы и двоечники, хулиганы и забияки - все те, от кого гимназические стены уже отвыкли.

Фото kirov-portal.ru


Думаю, еще многие помнят те времена, когда само слово «гимназия» носило какой-то имперский оттенок. Это ж дети дворян учились в гимназиях. Тогда в уме рисовался портрет этакого строгого ученика, с синими от усердия чернильными пальцами, в почти военной синей униформе. А потому термин прижился у нас не сразу. Очень долго он воспринимался как школа с плюсом - лучшая. Остальным приходилось лишь к этой планочке тянуться. Тянулись к ней и сами педагоги. Преподавать по старинке неинтересно, да и неактуально. Как однажды в беседе обозначила директор гимназии № 10 Минска Марина Ильина, современный учитель не только должен быть уверенным пользователем новых технологий, но и уметь задействовать их в учебном процессе. Способностью просто включать компьютер и печатать текст сегодня никого не удивишь.

Что помимо этого? Знание предмета, умение им заинтересовать. Впрочем, по правде говоря, хорошие учителя есть везде. Необязательно в гимназиях.

Встреча с учителем начальных классов школы № 125 Минска Николаем Шавловским, думаю, перевернула не одну детскую жизнь. В хорошем смысле. Не только потому, что в младших классах «усатый нянь» - редкость, а потому, что педагог с четвертьвековым стажем с нежностью и трепетом относится к каждому ребенку. К таким педагогам, как Николай Шавловский, идут косяком. Это тот случай, когда статус учреждения уходит на второй план. Да и, давайте откровенно, в начальную школу идут за мотивацией, любовью к учебе, а не за глубокими знаниями. Гонка за ними и за статусностью еще совсем недавно начиналась после четвертого класса. Когда родители задумывались о будущем способного чада. Чтобы эту самую мотивацию не потерять.

А иногда и не задумывались. Потому как зачастую и школа звучит не хуже. Если там есть болеющий за общее дело руководитель, который и спортивную базу наладит, и кружки интересные организует. Так, чтобы родителям не нужно было возить детей в удаленные районы города. А чтобы все, как говорится, в одном наборе - и общеобразовательная, и музыкальная школа, и спортивные секции. Как, например, в минской школе № 56. Хлопотно - да, говорит ее директор Юрий Круглик, так ведь школа для этого и строилась.

Конечно, от самого образовательного учреждения зависит многое. Но не все. Например, уровень знаний и мотивация к учебе, с которой придут к ним в классы ребята, вряд ли. Давайте скажем честно: школы больше готовы к работе с разным контингентом. В гимназиях о категории детей-двоечников просто подзабыли - много лет сюда приходили только те, кто действительно хотел учиться.

Ну да, теперь показатели успеваемости поползут вниз, а мест на олимпиадах станет чуть меньше. Но дело даже не в этом. Придется педагогам вспомнить забытые психологические приемы и снова объяснять непослушным детям, зачем нужны те или иные знания. А умники снова превратятся в «заучек» и «ботаников».

И еще. Увы, равные возможности совсем не гарантируют равный результат. Всегда будут те, кто учится, и те, кто, так сказать, отбывает повинность, какие бы возможности им ни предоставили. И совсем не важно, как будет называться учреждение, в котором они обучаются, - просто школа или элитная гимназия.

Отличие лицея от гимназии.

Многие из нас не очень хорошо понимают разницу между лицеем и гимназией. Но в действительности это несколько различные учебные заведения. В статье мы попытаемся разобраться в этом.

Что такое лицей и гимназия?

Лицей — учебное заведение с четким профилем. То есть в заведении выделяется какой-то определенный профильный предмет. Это дает возможность поступления в конкретный ВУЗ. Очень часто лицей с университетом заключают договор. После получения диплома, выпускник может поступить в ВУЗ на второй или даже третий курс. Собственно говоря, это своеобразные подготовительные курсы.

Гимназия — учебное заведение, которое занимается подготовкой школьников по более глубокой программе. Определенной направленности нет. Но выпускники гимназий легко поступают в любые ВУЗы из-за более глубокого изучения предметов.

Чем лицей отличается от школы и гимназии: сравнение, разница, сходство

Сходство в том, что после гимназии и лицея выпускник получает самый обычный диплом о среднем образовании. То есть разницы с обычной школой в документах никакой.

Сходство гимназии и лицея:

  • Диплом о среднем образовании
  • У учебных заведений имеются спонсоры, которые обеспечивают их всем необходимым
  • Ученики получают углубленные знания
  • Преподаватели принимаются на конкурсной основе
  • Основная школьная программа сохраняется
  • Более простые условия поступления в ВУЗ из-за хороших знаний

Разница:

  • Лицей готовит в определенный ВУЗ, поэтому и профиль определенный
  • В лицее часто предметы ведут те же преподаватели, что и в профильном ВУЗе. Это облегчает поступление некоторых абитуриентов, так как преподаватели с ними знакомы
  • В лицее дают много практических занятий
  • В гимназии только теоретические знания, хоть и по углубленной программе
  • Гимназия готовит одинаково по всем предметам, но дает более серьезные знания, чем обычная средняя школа
  • После лицея существует возможность поступления в конкретный ВУЗ на второй или третий курс


Что лучше, выше, круче по статусу: гимназия или лицей?

Смотря с какой стороны оценивать. Касательно лицея, то здесь идет углубленное изучение какого-то конкретного предмета. При этом большое значение отдается практическим занятиям. Ученики после лицея хорошо разбираются в профильных предметах и могут легко поступить в ВУЗ, с которым заключен договор. В гимназии имеются авторские программы обучении и преподаватели набираются на конкурсной основе. Но при этом знания в основном теоретические.

Чаще всего определенного профиля нет. Соответственно выбор зависит от того, насколько вы и ваш ребенок определились с перспективами и желаниями. Если вы знаете куда пойдете, то лучше выбирать лицей. Он лучше подготовит ученика к поступлению в ВУЗ.

Если пока ребенок не определился, по какому пути пойдет после школы, то лучше выбрать гимназию. Здесь даются глубокие знания практически по всем предметам.

Если говорить о статусе, то лицей и гимназия, так как и обычная школа, являются заведениями, которые дают среднее образование. В итого вы получите самый обычный аттестат.

Чем отличается школа от лицея?

В школе проходят занятия по утвержденной государственной программе. В лицее много известных преподавателей с личными и авторскими программами. Это позволяет продуктивнее воспринимать и запоминать информацию. В школе нет определенной направленности и практических занятий, а в лицее они есть.



Отличие школы от гимназии

Гимназия набирает преподавателей на конкурсной основе. Здесь работают талантливые педагоги с собственными разработками. Программа более глубокая, чем в обычной средней школе.

Где сложнее учиться? В лицее или гимназии?

Если сравнивать с обычной средней школой, то требования в гимназии и лицее гораздо выше. Это стоит учитывать и не надеяться на простую жизнь. Очень часто родители учащихся в гимназии и лицее пользуются услугами репетиторов. Домашние задания более сложные. По уровню сложности в обучении, гимназия и лицей — практически одинаковые. Придется попотеть над домашними заданиями и быть внимательными на уроках.



Если у вас в планах нет поступления в крутой ВУЗ, то и обучение в лицее ни к чему. Выберите обычную школу или гимназию.

ВИДЕО: Лицей или гимназия

Куда лучше отдать ребёнка в гимназию или в школу? И существует ли между ними разница?

Рано или поздно любой родитель, беспокоящийся о своём чаде, задаст себе эти вопросы, но не каждый родитель сможет на них ответить.

Конечно же, гимназия отличается от среднестатистической школы в нашей стране.

Гимназия - это элитное учебное заведение и в отличие от типичных школ, гимназий гораздо меньше.

Обычной школе получить статус гимназии достаточно сложно: в основном это связано с нехваткой квалифицированного педагогического состава, который бы смог соответствовать уровню гимназии и отсутствием достаточных средств для обеспечения школы полноценным материально-техническим оборудованием.

Но правда не стоит забывать и про то, что одно только название «гимназия» позволяет собирать с родителей в два раза больше денежных средств, чем в обычном учебном учреждении. Гимназия в первую очередь это знак качества, а за качество, как известно нужно платить.

В гимназиях дети занимаются по развивающим программам, которые помогают ребёнку легче усвоить предмет, и как следствие получить более углубленные знания. Предполагается более глубокое изучение гуманитарных предметов, особенное внимание уделяется иностранным языкам.

Если в школе достаточно знание одного иностранного языка (как правило, английский язык), учебные стандарты в гимназиях требуют знание как минимум двух иностранных языков (обычно немецкий или французский).

Причём первый иностранный язык дети изучают ещё в начальных классах, а второй язык вводится с 5-ого класса. Для достижения наибольшей эффективности изучения языка дети делятся на группы в среднем по 10 человек. Хотя бывают случаи, когда это правило нарушается, такое происходит, если в классе учится более 40 человек и их нельзя поделить больше чем на три подгруппы.

Как и в школах, технические предметы в гимназиях изучаются по стандартным учебникам и программе. А вот предметы гуманитарного профиля дети изучают по книгам с усиленной программой обучения. При этом в список изучаемых предметов входят такие предметы как мировая художественная культура, религиоведение, ритмика, филология и другие.

В гимназиях существует большое количество кружков, факультативов, которые помогут ребёнку раскрыться. Гимназии находятся в довольно близком сотрудничестве с разнообразными вузами и учреждениями культуры, поэтому жизнь гимназистов насыщена всяческими культурно-образовательными мероприятиями и событиями.

Отличается гимназия от школы и в отношении дисциплины. На сегодняшний день во всех гимназиях введена обязательная специальная форма, в которой ученики должны приходить на занятия.

Конечно же, существуют школы, в которых также введён официально-деловой стиль, но обычно это правило носит лишь рекомендательный характер. У многих гимназий есть своя символика, гимн, и даже экскурсионный автобус, чего обычная школа не может себе позволить.

Существует серьёзный контроль поведения и контроль за опрятностью гимназистов. Учитывается в гимназиях и количество «трудных» детей и тех детей, которые раньше привлекались в полицию.

Требование аккуратности распространяется не только на детей, но и на само здание гимназии. Оно должно быть чистым как снаружи, так и внутри.

Гимназия должна иметь полный, а в идеале и дополнительный резервный педагогический состав. При этом все педагоги должны быть учителями высшей категории. В гимназии не может быть только одного учителя математики или учителя физкультуры замещающего параллельно труды.

Особенное внимание при укомплектовке преподавательского состава уделяется педагогам по русскому языку и литературе, математике, иностранным языкам.

Положительным моментом в гимназиях является и то, что они оснащены сильной материально-технической базой, все кабинеты оборудованы наглядными пособиями, обязательно наличие хотя бы одного компьютерного класса с выходом в интернет. Должна быть библиотека с большим количеством учебного материала и дополнительных пособий, в том числе и на электронных носителях.

Многие гимназии проводят своеобразные вступительные экзамены для будущих учеников. Это делается с целью испытания способностей ребёнка, и проверки - сможет ли он учиться по усложнённой программе гимназии, проверяется и физическое состояние ребёнка на момент поступления.

В любом городе при департаменте образования находятся специальные комиссии, которые периодически обследуют все средние учебные заведения. Задача таких комиссий - выявление всех достоинств и недостатков учреждения, подведения итогов о том, может ли это заведение носить своё звание.

В результате такого заключения обычная школа может стать гимназией (за особые успехи), а гимназия в свою очередь может лишиться такого звания и стать школой (за промахи в обучении).

Дети, которым удалось окончить гимназию, отличаются широким кругозором отличными знаниями в таких науках как история, литература, иностранные языки, религия, политика. Такие дети могут с лёгкостью отстоять свою точку зрения и будут хорошими собеседниками.

Все родители рано или поздно задумываются о том, куда лучше отдать ребенка. Выбор обычно невелик: школа, лицей, гимназия. К нему необходимо отнестись серьезно, ведь от правильного выбора родителей зависит качество образования ученика и его будущее.

К сожалению, многие учебные заведения спекулируют терминами "гимназия" или "лицей", и по факту в нашей стране самая обыкновенная школа может называться гимназией. Отношение родителей к такой школе лучше, так как интуитивно все понимают, что гимназия лучше какой-то обычной школы. Этот вопрос требует пояснений.

Чем гимназия отличается от лицея?

В нашей стране школа является общеобразовательным учебным заведением, и программа в нем устанавливается государством. Она направлена на общее развитие ученика (первые 9 классов точно). Однако более высокую планку по гуманитарному или техническому направлению само учебное заведение может устанавливать, если считает нужным. Отсюда и начинают образовываться разные гимназии и лицеи.

О гимназии

Это учебное заведение может похвастаться улучшенной образовательной программой, которая дает ученику многосторонние и универсальные знания. Здесь ребенок может с большей вероятность понять, что ему ближе: наука, искусство или какие-либо прикладные предметы. Считается, что в гимназии ученику проще выявить свои сильные качества и определиться со своей будущей специальностью. То есть гимназия отличается от школы более расширенной общей образовательной программой.

Понятие лицея

Здесь основной упор делается на какой-то определенной отрасли (скажем, строительство). И кроме общеобразовательных предметов в лицее преподают профильные специальности. Довольно часто лицей принадлежит определенному вузу, то есть заключает с ним договор и подготавливает выпускников для последующего поступления в данный вуз. Уровень образования, которое получает ученик в лицее, гораздо выше школьного, однако до уровня института явно не дотягивает. Но ученикам, которые в лицее хорошо учились и самоорганизовались, на первых двух курсах института намного проще, чем студентам, поступившим после школы.

Это основное, чем отличается гимназия от лицея. В первом случае расширяют общеобразовательную программу, во втором - делают программу узконаправленной и часто "заточенной" под определенное высшее учебное заведение.

В любом случае родителям нужно правильно понять склад ума своего ребенка. Возможно, какие-то узкоспециализированные знания ему будут неинтересны, а к каким-то он будет проявлять интерес.

Из истории

Это учебное заведение берет свое начало в Древней Греции - именно там оно возникло. В V веке нынешней эры по территории всей Греции были построены гимназии, которые тогда являлись аналогом современных школ.

А вот лицеи не имеют столь древней истории. В России они появились в средине XIII века, и тогда это были самые элитные учебные заведения. Обучение в лицее проходило в течение шести лет, однако ученики получали те же знания, что и в обычных школах. Позже было введено 11-летнее обучение, что позволяло ученику в дальнейшем сделать хорошую карьеру чиновника. Конечно, сегодняшние лицеи далеки от тех учебных заведений, что существовали в России с XIII века.

Что выбрать?

Теперь, когда мы приблизительно знаем, чем гимназия отличается от лицея, можно рассуждать на тему выбора учебного заведения. Если вы понимаете и видите, какие предметы даются ребенку в школе, или он сам знает, кем хочет стать в будущем, то можно подыскать лицей с повышенным изучением нужного предмета. Например, если ученику хорошо дается математика, физика, геометрия, то вполне очевидно, что в будущем техническое образование будет как раз кстати. Уместно в данном случае подыскать какой-нибудь хороший лицей при государственном институте и попытаться поступить туда. В таких лицеях обычно готовят учеников к вступительным экзаменам, причем весьма хорошо.

В том случае, если ученику неплохо даются технические и гуманитарные предметы, то можно попытаться перевести ребенка в гимназию, где он будет проходить расширенный курс. Однако стоит учитывать, что отличие гимназии от школы сегодня призрачное. Поэтому выпускники ГБОУ гимназий чаще всего не имеют каких-либо преимуществ или большего багажа знаний по сравнению с выпускниками обычных школ. И вообще, все зависит от самой школы или гимназии, умений и профессионализма преподавателей, возможностей учеников. Даже самая простая деревенская школа при хороших учителях способна подготовить детей лучше, чем престижная городская гимназия.

С точки зрения законодательства

И хотя теперь мы понимаем, чем гимназия отличается от лицея, есть Федеральный закон, который четко дает понять, что разницы между этими учебными заведениями нет. Юридически они отличаются только названием и ничем больше.

Дело в том, что до вступления закона "Об образовании в РФ" (то есть до 1 сентября 2013 года) образовательное учреждение получало статус школы, лицея или гимназии в результате государственной аккредитации. При этом тип каждого образовательного учреждения был определен в первом пункте положения. Там было разъяснено, какое заведение может считаться гимназией, лицеем или школой.

На сегодняшний день подобное деление отсутствует. Существует лишь понятие "образовательная организация", а процедура государственной аккредитации всего лишь подтверждает соответствие деятельности этой организации образовательным стандартам. Это значит, что даже самую слабую школу в любой деревне можно назвать лицеем или гимназией, и это не будет противоречить законодательству. Причем достаточно лишь решения учредителя (им может быть субъект РФ и даже физическое или юридическое лицо) для того, чтобы обычную школу превратить в гимназию или лицей. В чем разница между обычной школой и подобным заведением? Да ни в чем. Просто подобные приемы могут применяться для того, чтобы поднять авторитет школы, хотя на самом деле ни к каким изменениям это не приводит: персонал не меняется, программа остается прежней, как и условия обучения.

Лицей, школа, гимназия - одно и то же?

Теперь вы понимаете, в чем разница. Лицей и гимназия - это образовательные учреждения одного уровня, поэтому следует допускать, что выбираемый вами лицей еще вчера мог быть обычной школой со стандартной образовательной программой. К сожалению, многие учредители пользуются возможностью изменения названия образовательного учреждения для того, чтобы банально задурить головы родителям, ведь иметь статус обычной школы сегодня немодно. Многие родители до сих пор верят, что гимназия или лицей выше обычной школы. Так было до вступления закона "Об образовании в РФ" от 1 сентября 2013 года.

Как быть?

Справедливости ради стоит отметить, что в России осталось множество действительно хороших лицеев и гимназий, которые сохранили верность традициям и действительно достойны носить подобный статус. Поэтому перед выбором учебного заведения для своего ребенка, обязательно посмотрите рейтинг лицеев или гимназий, почитайте много отзывов об учреждениях, к которым присматриваетесь, посетите их лично и даже пообщайтесь с директором или учителями.

Именно так нужно поступать сегодня, поскольку в законопроекте нет упоминания о гимназиях, лицеев, поэтому их статус никем и ничем не регулируется. Обычная и даже самая слабая школа по закону может иметь подобный статус.

Их немного, но они довольно существенные.

Все учащиеся гимназии сдают экзамены после четвертого класса. В пятый класс зачисляются только те, кто успешно прошел испытания. Любой экзамен - это стресс для ребенка, в таком возрасте организм еще не готов к подобным нагрузкам. Особенно если ученику грозит «загреметь» в обычную школу. Чем, возможно, ребенка пугали учителя и родители на протяжении четырех лет обучения в гимназии.

Источник фото: pixabay.com

Не секрет, что любое учебное заведение старается «держать марку», сохранять высокие показатели успеваемости учащихся, ведь это автоматически повышает рейтинг в глазах окружающих и родителей в первую очередь. А нагрузка в гимназии велика. Если ребенок не справляется, у него могут возникнуть проблемы с самооценкой, не без помощи одноклассников и даже учителей. А в самых худших случаях, ребенка могут убедить бросить гимназию и перейти в обычную школу. Чтобы не «позорил» родную гимназию!

Плюсы гимназии

У большинства учителей в гимназии должна быть высшая категория. Именно тогда обычная школа может «вырасти» в гимназию. Да и укомплектованность штата кадрами в гимназиях по правилам должна быть 100%, а по возможности даже иметь резерв.

Материальное обеспечение гимназии, как правило, лучше, чем в школе. НО! Помощь в этом нередко ложиться на плечи родителей. И к этому нужно быть готовым.

Как правило, после экзаменов в гимназии остаются в основном сильные и целеустремленные дети. То есть создается благоприятная среда для успешного обучения и поддержания дисциплины. Есть примеры для подражания, есть за кем тянуться.


Источник фото: pixabay.com

Гимназии не нужны «громкие» истории и скандалы, поэтому нередко в гимназиях присматривают за детьми чуточку больше, чем в обычных школах. Немедленно сообщают родителям о пропусках, плохой успеваемости и ненадлежащем поведении.

В гимназии преподается как минимум два иностранных языка, в то время как в школе всего один. Так же количество различных факультативов в гимназии значительно больше, чем в школе. Хотя, возможно, не все согласятся со мной, что это плюс. Так как это дополнительная нагрузка.

Как попасть в гимназию?

Документы от родителей первоклассников для поступления в гимназию начнут принимать летом. Волноваться по этому поводу не стоит тем, кто территориально относится к этому учреждению образования: они поступают в первую очередь. На оставшиеся свободные места могут претендовать все желающие.

В Минске есть гимназии, открепленные от района. Тогда подача заявления происходит в порядке живой очереди: чье имя внесли в списки первым - тот и гимназист. В последнее время родители в буквальном смысле готовы ночевать возле школьных дверей, чтобы успеть подать пакет документов. Списки начинают формировать за день до начала приема заявлений сами родители, которые дежурят возле гимназии.


Источник фото: pixabay.com

Что выбрать: школу или гимназию?

Подводя итоги, можно точно сказать, что вопрос этот очень сложный. И решать его нужно в комплексе со следующими факторами:

Во-первых, присмотритесь к ребенку. Если вы видите, что ваше чадо еще до школы с удовольствием читает, считает, обучается чему-то новому, то, пожалуй, ему будет комфортнее в гимназии, где уровень учащихся будет немного повыше. В обычной школе такому ребенку может оказаться скучно повторять и учиться читать вместе с «отстающими» детьми.

И наоборот, если ребенок пока не проявляет интереса к учебе, то стоит выбрать школу. Лучше попробовать поступить в гимназию после четвертого класса, если вы увидите, что учеба в школе ребенку дается легко. Но и в этом случае есть подводные камни. При получении одинакового результата на экзамене, предпочтение отдается «своему» ребенку, из гимназии.

Во-вторых, не забудьте принять во внимание район, в котором вы живете. Если район неблагополучный, то все «недосмотренные» дети пойдут в обычную школу. У таких детей больше свободы и самостоятельности, они раньше пробуют взрослую «жизнь».

В-третьих, посмотрите рейтинг школ, гимназий в вашем районе, почитайте отзывы на форумах. Последнее, конечно, не больше, чем субъективные мнения, но и их не лишне принять во внимание. Ведь вполне может оказаться, что школа возле вашего дома достаточно сильная и ничуть не хуже ближайшей гимназии. Там работают талантливые и чуткие педагоги, учащиеся радуют победами на олимпиадах, а выпускники - поступлением в престижные ВУЗы.


Источник фото: pixabay.com

Выбор за вами!

Так же существует очень распространенное и, на мой взгляд, справедливое мнение, что поскольку программа гимназии и школы первые четыре года не отличается, то нужно выбирать не учебное заведение, а учителя! Ведь часто дальнейшее отношение к учебе и мнение ученика о самом себе сформировывает именно первый учитель! Поэтому многие родители опрашивают знакомых об учителях начальных классов.


Источник фото: pixabay.com

Как бы там ни было, решать, куда пойти учиться вашему ребенку, только вам. Не стоит слепо верить мнениям окружающих. Зайдите в школу, познакомьтесь с директором, с завучем по воспитательной работе и учителем младших классов. Посмотрите на детей на перемене, попроситесь на урок к учителю. Это поможет вам сделать правильный выбор. Ведь не так уж и важно, как называется учебное заведение, главное - чуткие и хорошие учителя!